- Указатели поворота и другие сигналы
- Указатель направления движения своими руками
- Общая информация
- Самостоятельное изготовление
- Порядок сборки
- Монтаж и подключение
- Виды датчиков
- Как выбрать место для датчика?
- Блиц-советы
- Изготовление и настройка микроволнового датчика
- Изготавливаем датчик
- Блок питания
- Передатчик
- Приёмник
Указатели поворота и другие сигналы
Способов и форм общения водителей между собой и с пешеходами очень много. Это световые указатели поворота и звуковой сигнал, жесты руками и другие доступные средства проявления своих мыслей и намерений. Но, давайте начнем с самого простого и в тоже время самого эффективного средства – с указателей поворота.
Указатели поворота являются основным средством, с помощью которого водитель может и должен информировать других участников дорожного движения о предстоящих маневрах своей машины.
Соответствующими пунктами ПДД предусмотрены различные варианты применения световых указателей поворота. Но возможны (и не редко) случаи, когда водитель использует указатели независимо от Правил, а иногда даже и в нарушение последних, но с благой целью – с целью обеспечения безопасности движения.
Как Вы думаете, что, к примеру, означают такие действия водителя впереди идущего грузовика. На 2–3 мигания он включил левые указатели поворота, переместил свой грузовик на пол-метра влево и продолжает двигаться с прежней скоростью, не давая Вам возможности начать обгон?
«Ну, . (нехорошие слова)! Я тебе . (те же слова)!» – К сожалению, именно так скажут многие неразумные «юнцы».
«Бывалые» же водители, которые начали колесить по дорогам лет этак 30–40 назад, читая эти строки, с печальным вздохом вспомнят былые светлые времена, когда человек человеку был другом.
Водитель того самого грузовика, не пустив Вас на обгон, всего-навсего спас Вам жизнь! Ему прекрасно было видно то, чего не могли видеть Вы. А там, впереди по ходу движения, из дальних кустов на дорогу в это время выруливал трактор (рис. 48)!
Рис. 48. «Мертвая» зона при обгоне
И это был только маленький пример того, как раньше с помощью световой информации и небольших смещений на проезжей части дороги общались между собой нормальные водители.
Да, такой сигнал и такие действия водителя не предусмотрены пунктами ПДД, но жизнь-то спасена!
Хороший водитель использует все световые и звуковые сигналы, которые предусмотрены в ПДД. Он правильно располагает свой автомобиль на проезжей части дороги, как правило, с учетом того, чтобы всем были понятны его последующие действия. Для своих маневров он выбирает такие траектории, которые ни в коем случае не нарушают не только Правила, но и целостность потока транспорта.
К сожалению, конкретные пункты ПДД рассматривают лишь незначительную часть из возможных средств общения участников движения между собой. Поэтому каждый водитель должен не только стараться понять другого водителя, когда тот подает нестандартный сигнал, но и сам находить способы участия в судьбе соседа по дороге, подавая ему доступные для понимания предупредительные сигналы.
Однако пойдем по порядку. Если вернуться к «Расположение на проезжей части», то, просмотрев ее еще раз, Вы не найдете в ней упоминаний о необходимости использования указателей поворота. Почему так?
Потому, что тогда нам было крайне важно разобраться с тем, как правильно расположить машину на проезжей части дороги. Конечно, прежде чем начинать движение, перестраиваться на соседнюю полосу и осуществлять прочие маневры, по закону и по логике Вы должны дать другим водителям и пешеходам информацию о своих намерениях. Но в первой главе говорить об этом было несколько преждевременно. Использование предупредительных световых и звуковых сигналов настолько серьезная тема, что заслуживает отдельного рассмотрения, чему и посвящена данная глава.
Разумеется, в реальной жизни отделить друг от друга и разбить на главы все составляющие нормального безопасного вождения не получится. Поэтому нам пора начинать соединять всю полученную ранее информацию воедино.
Напомню, хороший водитель одновременно держит под контролем и планирует свои действия в отношении:
- положения машины на проезжей части дороги;
- скорости движения по конкретному участку дороги;
- передачи в соответствии со скоростью;
- и, наконец, информации в свете этой главы.
Итак, указатели поворота. Подать сигнал об изменении направления движения можно с помощью световых указателей, а при их неисправности с помощью рук. Причем сигналы подаются как левой рукой, так и правой. И тут же возникает вопрос: «А кто увидит мою правую руку, если я сейчас сижу за рулем легкового (или грузового) автомобиля?»
Чтобы Вы могли правильно подать сигнал «видимой» левой рукой и чтобы Вам были понятны сигналы других водителей (автомобилистов и мотоциклистов), необходимо осознать соответствующий пункт ПДД, где эти сигналы описаны. Иначе Вам будут неведомы намерения других участников дорожного движения, что в свою очередь может привести к возникновению аварийной ситуации.
Теперь остается только посадить кого-либо из своих родных и близких на стул и попросить его «помахать» руками в то время, как Вы будете вслух читать второй абзац пункта 8.1 ПДД.
Честно говоря, пересказывать данный пункт абсолютно не хочется, поскольку все там написано по-русски и понятным языком.
Однако есть и другие пункты закона, которые затрагивают эту тему. Если выделить и суммировать все пункты ПДД, имеющее отношение к указателям поворота, то можно сделать определенные выводы:
Вывод первый: Световые указатели поворота должны быть включены до начала работы рулем и выключены сразу же после окончания маневра. При этом указатели должны быть включены именно в ту сторону, куда Вы собираетесь поворачивать.
К сожалению, есть определенная категория людей, которых объединяет одна общая проблема. Они путают «правое» с «левым»! И поверьте, это не безобидная ошибочка.
Дезинформация на дороге, будь она случайной или умышленной, оборачивается крупнейшими авариями и, как правило, с участием в них самих дезинформаторов.
Вылечиться от болезни «путания сторон», по крайней мере при работе с указателями поворота, можно очень просто.
Вытянутыми пальцами левой руки зажмите переключатель указателей поворота, при этом оставьте на руле хотя бы большой палец, а еще лучше всю или часть ладони. Затем, не отпуская переключатель, покрутите руль вправо-влево на небольшой угол.
Хотите Вы того или не хотите, указатели сами будут включаться в ту сторону, в которую надо. Причем Вам совершенно не надо знать, направо это будет или налево, самое главное – указатели поворота будет включены в «ту» сторону! Конечно, при движении по дороге проделать все это надо мысленно и включить указатели до начала поворота руля.
Вывод второй: Указатели поворота должны быть включены заблаговременно до начала выполнения маневра.
А «заблаговременно» – это сколько? Один километр или один метр, пять секунд или пять минут?
Ответ есть. Если Вы подумаете о том, как другие водители и пешеходы воспримут Ваш сигнал, и мысленно поставите себя на их место, то все сразу же становится понятно. Вот когда Вам хотелось бы получить информацию от другого водителя, будь он на Вашем месте, вот тогда и надо включать указатели. В этом случае «заблаговременно» оценивается уже не в метрах и секундах, а в количестве пространства и времени, которое необходимо для безопасного проезда по данному участку дороги.
Нередко встречается следующая ситуация (рис. 49).
Рис. 49. Когда включить указатели поворота?
Вам надо остановиться у тротуара в точке № 3.
В точке № 1 Вы начали снижать скорость и включили (заблаговременно, но неблагоразумно) указатели поворота направо.
Давайте попробуем прочитать мысли водителя, выезжающего из двора: «Ага, он снижает скорость, включил указатели направо, значит, он хочет свернуть в узкую щель, из которой я сейчас выезжаю, и может меня «зацепить». Уберусь-ка я отсюда побыстрее!» И он выезжает на дорогу с благим намерением – не мешать Вам при въезде во двор! Далее описывать развитие аварии не хочется.
Если представить себя одновременно на месте одного и другого водителя, то можно сделать выводы относительно того, когда надо включать указатели (конечно, в точке № 2) и в какой степени можно доверять информации, полученной от некоторых нерадивых водителей.
Вывод третий: Указатели поворота надо включать всегда, когда требуется поворачивать руль (кроме одного случая).
Это правило необходимо соблюдать вне зависимости от сложности предполагаемого маневра. Оно применимо и к тем случаям, когда Вы собираетесь выполнить поворот на перекрестке и когда Вам надо всего лишь объехать небольшую яму на дороге. Следовать этому правилу необходимо при подготовке к обгону и при обычном перестроении на соседнюю полосу, перед остановкой у тротуара и перед началом движения после стоянки.
Для выполнения вышеперечисленных (и прочих) маневров Вам обязательно придется поворачивать рулевое колесо. Большой при этом будет угол поворота руля или малый – неважно. Важно то, что в результате Ваших действий машина меняет свое положение на дороге! Следовательно, другие водители и пешеходы должны своевременно получить от Вас достоверную информацию о предстоящем изменении траектории движения Вашего автомобиля. Поэтому до начала работы рулем Вам надо заблаговременно включить указатели поворота в соответствующую сторону.
На дороге возможна лишь одна ситуация, когда перед началом работы рулем указатели поворота включать не надо.
Рис. 50. Указатели поворота на «вираже» дороги: а) включать не надо; б) включать надо
Если на вираже дороги Вы движетесь по своей полосе (рис. 50 а), то получается, что положение машины на дороге не меняется! Конечно, чтобы не уехать в кусты, руль повернуть придется, но это уже будет не Ваш поворот, а поворот дороги. Следовательно, в данном случае включать указатели поворота не надо. Причем не просто «не надо», а категорически нельзя! Ведь другие водители могут понять этот сигнал, как сигнал о начале перестроения на соседнюю полосу! И тогда «безобидное» включение указателей поворота, когда этого не требовалось, может превратиться в самую настоящую дезинформацию, которая, как правило, приводит к аварийной ситуации и печальным последствиям.
Перед любым перекрестком независимо от его конфигурации давать информацию о направлении движения своего автомобиля надо обязательно, даже если все другие водители и пешеходы это направление явно предполагают (рис. 50 б).
С указателями поворота вроде бы разобрались. Чем еще мы можем облегчить жизнь соседям по дороге?
Другие сигналы, которыми пользуются водители, обычно понятны всем, кто в состоянии видеть и думать.
В результате бессловесного «разговора» двух грамотных водителей безопасность движения на конкретном участке дороги обычно значительно повышается. Происходит это потому, что остальные водители, кто наблюдал этот «разговор», получили достоверную информацию о возможном осложнении дорожной обстановки.
Давайте представим, что сейчас Вы движетесь по дороге в потоке машин. В какой-то момент у впереди идущего автомобиля зажглись стоп-сигналы, но как ни странно, машина продолжает движение с прежней скоростью.
«Это еще как и зачем?»
А вот зачем. Грамотный водитель этого автомобиля, видя, что Вы держите слишком малую дистанцию, «говорит» Вам: «Проснись, мы уже подъезжаем к перекрестку, и, может быть, нам придется останавливаться, а на дороге скользко!»
«Хорошо, теперь понятно «зачем», но как он это сделал? И как мне самому это проделать, если позади меня окажется «заснувший» водитель?» – законный вопрос с Вашей стороны.
На этот вопрос отвечу с ехидцей. Надо было добросовестно изучать предмет «Устройство автомобиля» или хотя бы внимательно читать инструкцию по эксплуатации своего собственного автомобиля. Кстати, сделать это никогда не поздно.
У педали тормоза, как и у всех остальных педалей, есть свободный ход. Первые миллиметры хода педали не дают никакого торможения! В момент нажатия на педаль тормоза сначала замыкаются контакты включателя стоп-сигналов (позади машины загораются красные лампочки), и лишь затем начинается само торможение. Оказывается, все очень просто и в то же время весьма эффективно, надо только немного разбираться в устройстве автомобиля.
Теперь другой пример. Как Вы считаете, будет ли являться нарушением ПДД следующий случай?
Догнав впереди идущий грузовой автомобиль, Вы настойчиво подаете звуковой сигнал, пытаясь привлечь внимание водителя грузовика, из кузова которого уже наполовину вывалился диван. Причем все это происходит в городе, где подача звуковых сигналов запрещена!
Никакого нарушения нет! Вы приняли необходимые меры по обеспечению безопасности движения! Ведь если бы диван вывалился, то была бы создана аварийная ситуация для всех сзади идущих машин и для Вас в том числе. А звуковой сигнал как раз и нужен для предотвращения дорожно-транспортных происшествий, что предусмотрено пунктом 19.10 ПДД.
Можно было бы заполнить еще несколько страниц этой книги жизненными примерами использования световой и звуковой сигнализации, привести массу примеров общения водителей между собой с помощью языка мимики и жестов. Но давайте остановимся на простой мысли. Если водители с помощью доступных им средств передачи информации будут заинтересованно общаться друг с другом, предупреждать об опасности, об изменениях в дорожной ситуации, то обстановка на дорогах станет значительно более спокойной и безопасной.
Прежде чем осуществить то или иное действие, мысленно поставьте себя на место своего соседа по дороге. Не делайте того, что было бы неприятно ощутить на себе, будь Вы на его месте.
Источник
Указатель направления движения своими руками
Есть ещё одна интересная схема сборки. Подходит она для датчика сигнализации.Для работы понадобится:
- корпус старого бытового прибора;
- элементная база управления;
- провода.
На базе транзистора монтируется автодин: через конденсатор С2 и ФНЧ (С1, L3) импульс попадает на контакт сигнализации, выполняющий роль фильтра. Резистор R11 выступает в роли регулятора чувствительности схемы. Компараторами являются стабилитрон (VD3) и реле(K1). Сетевое напряжение 11 вольт, поэтому рекомендуется стабилизатор, повышающий сигналы.
- Антенна наверху платы полируется и покрывается ацетоном во избежание окисления.
- Катушки L1 и L2 обматываются тонким проводом. Подойдёт ПЭЛ-0,23. Всего нужно сделать двенадцать витков.
- Винтом к центральному отверстию крепится втулка. Диаметр винта 3 миллиметра.
- Схема должна легко помещаться в подготовленную коробку. В коробке делается отверстие для крепления. Если нужно углы внутри коробки растачиваются.
- Отверстия для светодиодов также можно просверлить, но чаще этого не требуется – они просвечивают сквозь материал корпуса.
- К детектору подключается лампа дневного света или светильник.
На заметку. Винты, втулка и пластины могут быть из любых материалов. Главное, чтобы все отверстия подходили по размеру.
Область применения приборов самая широкая. Кроме коридора и кладовой удобно установить такое регулируемое освещение на крыльце дома, частной стоянке (может послужить своеобразной сигнализацией, оповещающей о чужаках), лестничной площадке, в подвальном помещении, любой комнате офиса (где работники находятся непродолжительное время).
Общая информация
Датчик движения – это специальное устройство, которое посредством чувствительных элементов фиксирует присутствует человека или животного и автоматически включает свет. Он устанавливается, в основном, в коридорах и на придомовых территориях. То есть, в местах с относительно высоким потоком людей.
Прежде чем отвечать на вопрос, как сделать датчик движения, необходимо определиться с существующими типами таких устройств. Это оборудование классифицируется по месту установки. Датчики бывают:
Первый тип устройств предъявляется более высокие требования к качеству и виду материала, из которого изготавливается его корпус. Наружные датчики отличаются между собой максимальной зоной охвата. Под последним термином понимается определенный участок территории, движение по которому способен «засечь» сенсор.
По механизму работы датчик движения для включения света бывает:
- Инфракрасным. Такие устройства реагируют на температуру объекта, попадающего в зону действия сенсора. Инфракрасные датчики в основном используются внутри помещений, так как они отличаются повышенной чувствительностью к изменениям окружающей среды.
- Микроволновым. Сенсор регистрирует изменения радиочастот. Он настраивается на определенный диапазон сигналов. В случае появления объекта в зоне «видимости» сенсор регистрирует его присутствие и передает информацию на сигнализатор. Тот включает свет.
- Ультразвуковым. Считается наиболее простым устройством для освещения. Эти датчики отличаются надежной конструкцией.
В домашних условиях проще сделать датчик движения своими руками с ультразвуковым или инфракрасным сенсором. К недостатку такого устройства следует отнести то, что оно реагирует на животных.
Самостоятельное изготовление
Самостоятельное изготовление светового чувствительного прибора начинается с подготовки необходимого инструмента и материала. Для его сборки потребуются:
- электрический паяльник;
- измерительный прибор – мультиметр;
- бокорезы и пинцет;
- транзисторный фотоэлемент;
- операционный усилитель (ОУ);
- набор деталей: конденсатор, резисторы и реле РЭС55;
- готовый блок питания, обеспечивающий подачу напряжения в схему.
Также необходимо запастись старой лазерной указкой, служащей источником светового сигнала и набором проводов.
Порядок сборки
Сборка датчика движения
Берется старый, но работающий блок питания от 4,5 до 12-ти Вольт, от него отрезается питающий разъем. Отвод оформляется в виде двух проводников (плюса и минуса), которые удобно впаивать в схему. Определиться с полярностью электропитания можно с помощью мультиметра.
Все последующие операции выглядят так:
- Из подготовленных деталей собирается несложная схема приемника светового луча от лазерной подсветки.
- Сама она подключается к блоку питания, для чего придется воспользоваться паяльником.
- Собранная часть с приемным элементом помещается в подходящую по размерам коробку; при этом шляпка светочувствительного элемента выводится наружу.
По завершении сборочных операций следует перейти к монтажу самодельного датчика и последующему его подключению.
Монтаж и подключение
Различные схемы подключения
Сделанный своими руками световой датчик удобнее всего встраивается в дверном проеме. В этом случае входящий в помещение человек обязательно пересечет линию, образованную лучом указки и приемником светового излучения (фотоэлементом).
Если система располагается на улице, помещенный в пластиковую коробку приемник при установке слегка затеняется самодельным козырьком. Иногда для этих целей используется кусок пропускающего свет материала, закрывающего приемное отверстие в коробке. Использование таких приемов позволяет снизить влияние других источников света, отраженных от белых поверхностей, например.
Высота установки указки и приемника внутри помещений выбирается равной одному метру. Такое расположение оптимально для большинства членов семьи и вместе с тем прибор не будет срабатывать при перемещении животных. Эта высота к тому же исключает возможность попадания лазера в глаза взрослого человека.
Реле герконовое рэс-55А (5 вольт)
Для включения и срабатывания схемы используется реле типа РЭС 55A, на обмотку которого напряжение подается с исполнительной части. Порядок работы самодельного устройства:
- Под действием светового луча в нормальном (не включенном) состоянии через фоторезистор протекает ток, приводящий к его отрыванию.
- На подключенном к выходу конденсаторе накапливается заряд, создающий на его обкладках определенный потенциал (система находится в равновесии).
- При появлении преграды в виде человека приемник-фоторезистор закрывается, а накопленный на обкладках заряд стекает через подсоединенное параллельно сопротивление.
- Это приводит к снижению потенциала в контрольной точке ОУ практически до нуля, в результате чего низковольтное напряжение поступает на обмотку реле.
Виды датчиков
Датчики движения различными способами определяют появление объекта на контролируемой территории
В соответствии с используемым принципом формирования контрольного сигнала все датчики движения делятся на следующие типы:
- Ультразвуковые чувствительные элементы (УЗ).
- Радиочастотные приборы (РЧ).
- Инфракрасные устройства (ИК).
- Лазерные датчики.
В каждом из этих приборов используется свой вид излучения, регистрируемый чувствительным элементом. Первая разновидность реагирует на УЗ сигнал, отраженный от движущегося объекта, а вторая работает по тому же принципу, но уже в радиочастотном спектре.
Лазерные датчики реагируют на отраженный сигнал в диапазоне волн, соответствующих частоте накачки.
По своему назначению все эти изделия делятся на следующие виды:
- охранные;
- включатели освещения;
- коммутаторы бытовых приборов.
Первый тип датчиков позволяет включать мощный прожектор, освещающий охраняемые территории перед домом или гаражом при проникновении на них постороннего лица. Модели второго типа управляют освещением рабочих участков, находящихся внутри помещений. Они включают свет при приближении человека к зоне сборника мусора, например, и отключают при его уходе. Датчики, управляющие работой бытовых приборов, срабатывают при приближении человека и подключают к сети электрочайник на кухне или телевизор в гостиной.
При выборе схемы самодельного чувствительного прибора обычно исходят из простоты ее реализации.
Как выбрать место для датчика?
Чтобы прибор работал корректно, нужно внимательно выбирать место расположения прибора. Мало обеспечить нужную «зону реагирования», датчик необходимо изолировать от влияния внешних факторов, которые могут блокировать его работу или спровоцировать лишние срабатывания.
Не следует ставить датчик рядом с техникой, которая излучает тепло или электромагнитные волны. Не лучшей идеей будет установить датчик движения возле батареи или трубы отопления, по которой подводится горячая вода.
Эффективен датчик в помещениях, где проводится относительно мало времени — например, в коридоре. Устанавливать прибор в ванной комнате или гостиной не слишком удобно — придется постоянно «включать» свет заново, совершая лишние движения.
Блиц-советы
При установке самодельного датчика движения необходимо соблюдать осторожность с опасным для человека переменным напряжением 220 В. Корпус блока питания должен быть надёжно защищён от случайного механического повреждения и возможного попадания жидкости внутрь блока.
Во время подключения питания к сенсорному элементу, необходимо соблюдать полярность
В противном случае его можно легко повредить.
Самодельный датчик движения потребляет очень мало электроэнергии, поэтому вместо блока питания можно использовать любой аккумулятор на 12 В.
Современные датчики движения стоят недорого, а приобрести их можно практически в любом промтоварном магазине.
Если самостоятельная сборка устройства планируется ради экономии финансовых средств, то стоимость всех радиоэлектронных компонентов, которые необходимо приобрести, составляет около 60% от стоимости магазинного прибора.
Изготовление и настройка микроволнового датчика
Принципиальная схема микроволнового датчика движения
Для изготовления микроволнового датчика потребуется опыт работы с генераторными устройствами высоких частот. За основу взята любительская схема транзисторного генератора на полевой структуре. Приемник выполнен по трансформаторной избирательной схеме с ключевым каскадом на транзисторе КТ315, нагруженным на детекторный диод.
Система работает так:
- B отсутствие движущегося объекта амплитуды сигналов генератора и приемника примерно равны и взаимно компенсируются.
- По этой причине на входе ключа и детектора напряжение равно нулю и подключенное к выходу реле не срабатывает.
- При появлении в зоне чувствительности человека баланс сигналов нарушается и как следствие на выходе схемы появляется напряжение.
- Оно подается на обмотку реле, при срабатывании которого 220 Вольт через его контакты поступают на светильник.
Изготавливаем датчик
Ниже мы рассмотрим схему простого датчика движения, который будет состоять из передатчика, приемника и блока питания для них.
Блок питания
И приёмник и передатчик питаются постоянным стабилизированным напряжением 12-16 В. При этом их суммарное потребление не превышает 50 мА.
Таким образом в качестве блока питания можно использовать любой БП на 12 В, например от старого роутера. Или же можно собрать свой источник по одной из множества схем в интернет. Потребление у нас мизерное, поэтому подойдёт любая.
Передатчик
Передатчик собран на микросхеме NE555. В качестве передающего элемента используется ИК-диод LD274, угол обзора которого составляет 10 градусов, что необходимо учесть при монтаже передатчика.
Приёмник
В качестве чувствительного элемента здесь используется фототранзистор BPW40, а в качестве исполнительного органа – реле BS-115C. Фототранзистор имеет угол обзора 20 градусов, что также следует учесть при монтаже приёмника
Принимая во внимание чувствительность фотоприёмного элемента, расстояние от передатчика до приёмника составит порядка 5 метров, что весьма неплохо
Источник