Салют-480. Итоги 4-хлетней эксплуатации
Тип судна: null
Материал корпуса: null
Время летит, — моему Салюту уже 4 года.
Вы знаете, чем хромают отзывы о лодках от их владельцев? Необъективностью. Мы глядим на свои лодочки сквозь розовые очки. И поэтому идеализируем их.
А мог бы я о своей лодке не предвзято написать? Ну почему нет? Опыт эксплуатации есть, намерение быть объективным тоже есть.
О Салюте-480 здесь уже написано много. Кому интересно можете прочитать о моих первых впечатлениях от этой лодки, и статьи о моём опыте эксплуатации Салюта-480 с мотором 40 л.с. и мотором 60 л.с..
Если Вы, дорогой друг, читали литературу по гидродинамике и судостроению, то наверняка знаете, что любая небольшая лодка — это компромисс. Нельзя сделать её хорошей абсолютно во всём. Любой плюс в чём-то почти стопроцентно обуславливает проигрыш в какой-то другой характеристике.
Попробую иллюстрировать эту мысль на примере лодки Салют-480 в его классической или, как ещё говорят, капотной компоновке и в комплектации «трансформер».
Из плюса — в минус, из минуса — в плюс
Начнем с корпуса.
Геометрия и гидродинамика
Лодка имеет умеренную килеватость на транце — 11°, незначительно увеличивающуюся к миделю, где она составляет 14°. Это позволяет в случае наличия ряби или волнения на акватории, поджимая «тримом» мотор к транцу, несколько опускать нос, чтобы резать волну чуть более «острой» частью корпуса, что уменьшает удары. Но что 11 градусов, что 14 — это не много, и удары все же есть.
Перепад килеватости от транца к миделю всего на 3 градуса считается в судостроении достаточно малой величиной. Потому корпус С-480 — это нечто среднее между переменно-килеватым вариантом и моногедроном. А моногедрон (т.е. корпус с одинаковой и на миделе и на транце килеватостью) — это плюс в управляемости и ходкости.
Продолжим о килеватости. Чем плоха низкая, ниже 8°, килеватость на короткой лодке? Плоха она весьма ощутимыми ударами днища о волну при высокой скорости. Лодка становится «прыгучей». Корпус испытывает весьма ощутимые перегрузки. А знаете сколько градусов должна составлять килеватость, чтобы небольшая лодка комфортно проходила волну? 20, а лучше 24 градуса! Но если сделать такой угол днища на лодке 4,7м, ей понадобится двигатель примерно 70 л.с. для комфортной эксплуатации. Она поедет и под 50 л.с., но выход на глиссирование будет очень небыстрым. Ведь чем больше килеватость, тем больше водоизмещающая часть корпуса.
Для Салюта-480 выбрана средненькая килеватость, 11 градусов. По хорошей волне поэтому хлопает, хотя, по сравнению с «Прогрессами», ход мягче. Но, с другой стороны, благодаря такой компромиссной килеватости лодка нормально ездит под 40 л.с., что могу лично подтвердить (см. ссылки на мои статьи выше).
Салон-кокпит
Пассажировместимость лодки — 5 чел. Замечательно и комфортно в лодке усядутся 4 человека комплектации «100+»:). Уедут конечно и 5, и 6, но втроем на диванах уже тесновато. Да, да, друзья, в салоне Салюта-480, выполненного в варианте «трансформер» места немного. Разрешите объяснить почему так.
Во-первых, лодка имеет полностью зашитые борта — в них пенопласт для непотопляемости. Как известно в «Прогрессах» так с бортами не поступали, что давало дополнительное место в салоне. С другой стороны «Прогрессов» утонуло немало…
Во-вторых, занимают места короба вдоль бортов, которые служат опорными элементами для спального места в кокпите. Если короб вдоль левого борта по совместительству ещё и рундук для удочек, спиннингов, весел и пр. длинномерных предметов, то в правом коробе лежит лишь рулевой трос и троса газа и реверса. Ну не нужно тросам так много места!
Таким образом правый короб не нужен вообще, учитывая, что в салоне небольшой лодки каждый квадратный сантиметр на счету. Да и левый короб можно было бы делать, как опцию по желанию или, по крайней мере, оптимизировать как-то его, т.к., по сути, если там лежат весла, то остальное там хранить не очень удобно.
Я понимаю, что короба — часть конструкции спального места, и если без них никуда, и других решений не существует, тогда ладно, пусть будут короба 🙂 . Ну, а если серьезно, то вопрос, кажется, не до конца продуман.
Длина кокпита в Салюте-480 на 25 см. меньше, чем в Прогресс-4. Замеры делал лично. Куда делись сантиметры?
Дело в том, что Салют-480 на данный момент — единственная (отечественная) капотная лодка, имеющая такое большое (для своего размера) носовое пространство. Закрытое сверху откидывающимся капотом-палубой, оно образует внушительных размеров передний рундук большой вместимости. Носовая часть Прогресса-4 короче, вот и кокпит длиннее.
Тут, как говорится, кому что. У меня лодка используется в основном для семейного отдыха и туризма, поэтом мне лучше пусть будет большой рундук, где постоянно хранится всё для походного лагеря — от ложки до шатров и палаток.
Из-за длинного носа продольный центр тяжести находится ближе к корме, чем у большинства других капотных лодок. Поэтому Салют-480 более чувствителен к кормовой загрузке, и накладка-клин на транец, увеличивающая угол наклона транца очень не помешает (см. вторую статью). Клин вылечит некоторую склонность к дельфинированию при выраженной кормовой загрузке. На своей лодке я аккумулятор вынес в нос, что ощутимо сместило продольный центр тяжести вперед (20 кг из кормы «перекатилось» в нос — не шутка для маленькой лодки). Но для того чтобы сделать это у меня были свои причины, связанные с переделкой транца из S в L.
Кстати, я краем уха слышал, что на новых Салютах производитель увеличил угол наклона транца.
Спальник
Спальное место — огромное преимущество этой лодки: собирается за минуту-две, и в салоне, поставив тент, можно просто полежать и днём, отдыхая от жары.
Мощность мотора
Оборудованная лодка с 5-ю туристами (т.е. людьми готовыми предаться отдыху и общению с природой) на борту весит 850-950 кг в зависимости от комплектации туристов. Это критически предельный вес который может вывезти на глиссирование сороковка. И то бедному моторчику нужно будет помогать (винты на шаг-два меньше, гидрокрыло, полностью поджатый к транцу дэйдвуд). Вывод тут очевиден — для подобных загрузок лодку нужно комплектовать ПЛМ с мощностью как минимум 50 л.с.
Мои рекомендации (исходя из собственного опыта) по выбору достаточной мощности ПЛМ для Салюта-480 таковы:
Пассажиров (включая судоводителя), чел. | Тактность ПЛМ\мощность | |
2т | 4т | |
1 | 40 л.с. | 40 л.с. |
2 | 40 л.с. | 50 л.с. |
3 | 50 л.с. | 50-60 л.с. |
4 | 50-60 л.с. | 60 л.с. |
5 | 60 л.с. | 60-70 л.с. |
Из таблички видно, что мощность 60 л.с. перекрывает весь диапазон возможных загрузок. В то же время для выездов в стиле «эгоист» и «дуэт» вполне достаточно 40 л.с. (лучше 2т)
Выводы
Кроме вышеперечисленных недостатков серьезно придраться больше в этой лодке не к чему.
Лодка очень и очень универсальная. Мореходность не идеальная, но достаточная, и уровень её несколько выше чем у большинства соразмерных советских моторных лодок. В салоне типа «трансформер» пятерым взрослым чуть тесновато, а вот для 3-4 человек — идеально. В то же время в лодке уместятся, как говорится, в тесноте, да не в обиде и шесетеро (по 3 чел. на каждом диване). Хотя напомню что паспортная пассажировместимость 5 чел. Т.е. 6 чел это для иллюстрации, теория, так сказать.
Кокпит короче прогрессовского, зато есть огромный передний рундук, в котором, благодаря откидывающемуся капоту (а не маленькому лючку) любая хранящаяся вещь моментально доступна.
Рыбачить комфортно в Салюте-480-трансформере можно только вдвоем (или третьего на носовую палубу выгонять). Кстати, носовая палуба — абсолютно плоская, что тоже, согласитесь, — плюс.
Динамика у Салюта-480, благодаря компромиссной килеватости, отличная. При этом, благодаря этой же килеватости, лодка будет достойно себя вести с 40 л.с. при средних загрузках (1-3 чел).
Таким образом, как бы что ни говорили о данной лодке, но она особенная и своеобразная. Если Вы турист и рыболов одновременно, и поэтому вам нужен небольшой, грузовместительный кораблик, в котором Вы, к тому же, очень комфортно вдвоём разместитесь на ночлег, то Салют-480 — наилучший вариант. Но, в любом случае, помните: идеальных лодок не бывает.
Источник
Тюнинг лодки салют 480 своими руками
Сообщение номер:#1 drug67 » 19 окт 2014, 09:44
Всем привет! Не писал ни разу отзывы, но т.к. сижу дома решил написать, о своих впечатлениях.
Ну начну с официальных характеристик.
Основные технические характеристики
Длина габаритная (длина лодки), мм 5050-5150*
Длина наибольшая (длина корпуса), мм 4720
Ширина габаритная (ширина лодки), мм 1750
Ширина наибольшически не раскачивается и не кренится, я 110 кг, встаю на край борта лодка неклоная (ширина корпуса), мм 1706
Высота борта на миделе, мм 740
Высота борта в носу, мм 770
Высота транца, мм380, 510
Килеватость корпуса на транце 11º
Масса лодки в стандартной комплектации, кг 322
Грузоподъемность, кг500
Пассажировместимость, чел. 5
Мощность ПЛМ, л.с. 40-60(70**)
По мощности мотора не знаю как писал у меня Сузуки 90 4т, бак 75 литров, винт 18, это думаю наилучший вариант.
На лодке ходил по лиманам, р. Кубань. Максимальная загрузка 4 человека.
Собственно нареканий у меня нет, т.к. пересел на Салют с Немана 2 Тоха 18, с румпеля на дистанцию, с одноклассниками сравнить не могу. Прикатавшись, освоившись проблем не заметил. Скорость в районе 70 км.ч. по волне 30 см. в шторм 63-64 GPS показывал, шторм, это волна около метра. Чувствуешь себя уверенно, по волне ходил в разных направлениях, больших проблем не было, действует поговорка «больше скорость меньше ям». Т.к. в лимане да и в устье Кубани шаг волны короткий, даже при высоте более метра, на скорости идет практически не прыгая, брызги не успевают попадать на палубу, лодка успевает пролететь. Скорость набирает мгновенно, так что про выход на глис писать не буду. Одна проблема есть но это у всех лодок, при большой скорости и боковом ветре сдувает, приходится постоянно подруливать. При снижении скорости до 40 км.ч., лодку не сдувает НО. моментально будешь мокрый и начнешь прыгать по волнам. Вывод в шторм на полном ходу. Замечу, это мой вывод, кому то может не подойти. Ах да есть ходовой тент, но в шторм и в дождь, видимость 0, как говорят иду по приборам. По этому я им не пользовался. Еще в место передней лавки, поставил два вращающихся кресла, с возможностью съема и установки на якорном люке на носу.
О рыбалке с Салюта. По сравнению с Неманом2, земля и небо. Товарищи по рыбалке находящиеся в лодке, своими движениями не мешают, лодка практически не раскачивается и не кренится, я 110 кг, встаю на край борта лодка кренится на 5 см. не более. Думаю играет немаловажную роль мотор на трансе, все таки 160 кг. по центру. Места много. Не хватает ящичков, но это поправимо, поприкручивал.
Ну пока вроде все. Если вспомню допишу.
drug67 Достойный Рыбак Статус: Автор темы Откуда: Туапсе Национальный флаг:
Возраст: 53 Награды: 1
Пользователь №: 3542 Сообщения: 462/ 2 Стаж: 7 лет 8 месяцев 13 дней Последний визит: 25 апр 2020, 14:12 Благодарил (а): 1083 раз. Поблагодарили: 1639 раз. Группа: Зарегистрированные пользователи моё имя: Игорь
Заслуженная репутация: 20
Re: Лодки Салют
Сообщение номер:#2 drug67 » 03 ноя 2014, 12:28
drug67 Достойный Рыбак Статус: Автор темы Откуда: Туапсе Национальный флаг:
Возраст: 53 Награды: 1
Пользователь №: 3542 Сообщения: 462/ 2 Стаж: 7 лет 8 месяцев 13 дней Последний визит: 25 апр 2020, 14:12 Благодарил (а): 1083 раз. Поблагодарили: 1639 раз. Группа: Зарегистрированные пользователи моё имя: Игорь
Заслуженная репутация: 20
Источник
Салют-480
алекс999
мичман
Re: Отзывы о лодке Салют-480
Без мотора и телеги 278000 р. Телега 35000 р. Приезжай ,цепляй за авто и домой )))
sinyakovs
пассажир
Re: Отзывы о лодке Салют-480
Хочу поделится своей радостью. В прошлом году потекла лодка Салют 480 (. Течь сначала не беспокоила — списывал на воду с жилета после катания на лыжах. Потом хуже. Понятно стало что проблема в лопнувшем шве. Увидел на этом форуме сообщения о положительном решении подобных вопросов со стороны ОАО Литек-Самара. Позвонил, и — О ЧУДО. Приехали и всё устранили. Огромная благодарность руководству фирмы, и лично Игнатьеву Павлу Владимировичу, ребятам приехавшим и поработавшим на «свежем воздухе». После такого сопровождения своих изделий доверие к фирме укрепилось до нельзя. Спасибо.
Дмитрий3475
гл. кор. старшина
Re: Отзывы о лодке Салют-480
Spirtogon
старшина 2ст.
Re: Отзывы о лодке Салют-480
Про косяки и их устранение вроде понятно. А как Салют в эксплуатации? Интересуют скоростные качества, как волну проходит (попутную и встречную), как в поворотах (виражах)?
ЭлМакс
капитан 3-го ранга
Re: Отзывы о лодке Салют-480
в эксплуатации лодка неплохая, по скорости, смотря какой мотор. по волне тоже, смотря какая , если барашки и на полном, кишки вытрясает
Viktor_34
матрос
Re: Отзывы о лодке Салют-480
Изучая лодку Салют, на одном из форумов наткнулся на такое высказывание:
. Теперь по теме. Про «Салют 480». Лодка не плохая, и вроде качественно собрана. Но металл тонкий в нём применяют. Отсутствуют вертикальные шпангоуты на бортах, от этого они гнуться. Почти у каждой второй лодки борта немного вогнуты, даже зиговка не помогает. Уголок по килю тоже тонкий приварен, гнёт. Приходилось приваривать второй. Места в кокпите немного, зато носовой багажник большой.
Да простят меня владельцы «Салютов».
Кто что думает по этому поводу? Антиреклама или действительность?
Борис
вице-адмирал
Re: Отзывы о лодке Салют-480
ЭлМакс
капитан 3-го ранга
Re: Отзывы о лодке Салют-480
Изучая лодку Салют, на одном из форумов наткнулся на такое высказывание:
. Теперь по теме. Про «Салют 480». Лодка не плохая, и вроде качественно собрана. Но металл тонкий в нём применяют. Отсутствуют вертикальные шпангоуты на бортах, от этого они гнуться. Почти у каждой второй лодки борта немного вогнуты, даже зиговка не помогает. Уголок по килю тоже тонкий приварен, гнёт. Приходилось приваривать второй. Места в кокпите немного, зато носовой багажник большой.
Да простят меня владельцы «Салютов».
Кто что думает по этому поводу? Антиреклама или действительность?
Dimarik26rus
старшина 2ст.
Re: Отзывы о лодке Салют-480
Всем салют с новым годом. Вот и я стал счастливым облодателем салюта 480 + yamaha f70. Приобрел комплект в конце декабря, при продажи продавец все собрал, теперь возникает вопрос правильности установки мотора, он не висит на транце а нависает над ним, т.е. кавитационная плита опущена ниже киля на 2 сантиметра, т.е. получается примерно на столько же мотор поднят над транцем и получается что под проушины ни чего не подложено, а висит только на 4 стандартных болтах, скажите пожалуйсто нормально это или все же надо чтото подложить. И еще один вопрос в носу стоит стационарный бак на 100 литров пластиковый, и фильтр сепара не получается прокачать нормально магистраль? И вопрос можно ли тягать катер на прицепе с поднятым мотором тримом, т.е. на стационарных упорах, или же надо подпор стандартный какой то покупать и возить на упоре. Заранее спасибо может быть ктото покажет свои варианты, фотками.
lednic606
вице-адмирал
Re: Отзывы о лодке Салют-480
И тебя тезка с наступИвшим.
1)ПодложИть подобранный брусочек под подвеску — не лИшнее.
2)Сначала попробуй прокатится с этим баком, потом решИшь что дЕлать.
3)Под дейдвуд подпорка обязательна.
Источник