- Опыт работы «Создание творческого коллектива ДОУ»
- Создание творческого коллектива
- Принципы организации
- Художественные технологии
- Задачи и принципы
- Важные факты
- Специфика образования
- Методы работы
- Алгоритм действий
- Классификация занятий
- Методы теоретической работы
- Практическая деятельность
- Содержание
- Классификация коллективов
- Заключение
Опыт работы «Создание творческого коллектива ДОУ»
Татьяна Дермичева
Опыт работы «Создание творческого коллектива ДОУ»
На должность заведующего детским садом я была назначена после того, как проработала 26 лет воспитателем.Я прошла все ступени профес-сионального роста: от нянечки до заведующего. С одной стороны, это очень хорошо, так как изнутри знаешь весь процесс и организацию дошкольного воспитания, а с другой — пройдя нелегкий путь, став заведующим, столкнулась с тем, что взваливала всю работу на себя, минуя делегирование полномочий, так как управленческая деятельность очень многогранна. Постоянно казалось, что лучше меня никто не выполнит то или иное дело. Но мне повезло, я попала в очень хороший коллектив, особенностью которого были высокая работоспособность, взаимопонима-ние, надежность и порядочность. Некоторых помощников воспитателей убедила поступить в педучилище. На свой страх и риск сразу перевела их на должности воспитателей. Я очень рада, что в них не ошиблась. Успешно окончив училище, они до сих пор продолжают творчески трудится в нашем детском саду.
Сформировать собственные творческие способности воспитателю ДОУ в одиночку крайне сложно. Ведь личностное и профессиональное саморазвитие напрямую связано с возможностями, которые предоставляет педагогу «родной коллектив» и зависит от того, стало ли стремление к инновациям внутренней потребностью всех сотрудников образовательного учреждения. Как известно, в среде единомышленников, то есть людей близких по духу, убеждениям, интересам, человеку легче «двигаться вперед»
Коллектив привык работать в годами установившемся режиме. А инновации требуют обновления. Отсюда противоречия, разрушение каких-то традиций. Изменения воспринимаются работниками неоднозначно: иногда с пониманием, иногда с безразличием, но чаще всего в «штыки».У этого есть причины:
-нежелание нарушать сложившуюся систему отношений, устоявшийся ход событий;
-страх перед новым, неизведанным, осознанием своей некомпетентности, неверием в свои силы, нежеланием брать дополнительные обязанности;
-стремление сохранить старые добрые порядки, неуверенность в том, что перемены происходят в их интересах. Таким образом, сопротивление людей переменам усиливается, если они поспешны, оказывают неблагоприятные воздействия на персонал. Сопротивление может выражаться в игнорировании информации, откладывании решений, интригах, направленных на раскол в коллективе, нарушении инструкций. Проводить инновационную политику непросто. Это сопряжено с рядом противоречий. Одно из них – стремление системы к сохранению стабильного положения, а именно, желание работать в определенном, годами установившемся режиме. Закономерно, что при внедрении новшеств происходит разрушение стереотипов, сложившегося порядка вещей, традиций.
Мы на себе ощутили сопротивление системы, когда некоторые сотрудники предприняли тактику “бегства” и ушли на пенсию, другие проявляли пассивность, игнорировали перемены (скрытый уход). Другие занимали оборонительную позицию, отказывались от внедрения новаций,объясняя это разными причинами: “Детям это неинтересно”, “Нас этому не учили” и т. п.
Практика показала,что для своего успеха преобразования требуют:
-широко информировать членов коллектива;
-вовлечь людей в дискуссии, поощрения критики;
-формировать благоприятный психологический климат;
-определить возможные последствия;
-скрыть явное принуждение несговорчивых.
Не сдались мы только потому, что на теоретическом уровне знали закон S-образного развития системы (1 этап – зарождение; 2 этап – замирание в развитии, спад, период адаптации; 3 этап – развитие, здесь происходит встреча с проблемами, противоречиями, которые являются источниками развития; 4 этап – система достигает наивысшей точки развития; 5 этап – система начинает отмирать) Инновационные преобразования протекали неравномерно, проходили через перечисленные этапы, происходили периоды спада, адаптации, даже сопротивления.
И возникает вопрос? Как направить педагогов на путь инноваций? Поддерживать и укреплять дух новаторства, оказывать влияние на подчиненных удается с помощью использования “мягких” методов управления,таких как:
Во-первых, очень важно убедить человека. Для этого привести логически обоснованные факты, аргументы. Во-вторых, нужно быть образцом для подражания во всем — в работе, в поведении, везде. В-третьих, нужно уметь внушить работнику, что надо делать так, а не иначе. И обязательно коллектив нужно уметь заразить, ведь эмоции руководителя на психофизическом уровне передаются подчиненным. Одним из главных методов управления является стимулирование. Без вознаграждения и поощрения подчиненные не будут работать в полную силу. Люди редко устают от похвалы, внимания и признания. Поэтому психологический вид поощрения мы считаем наиболее действенным.
Предлагаю вашему вниманию «секреты» создания творческого коллективанаиболее признанные в нашем детском саду:
1. Забота о положительном психологическом климате коллектива. И здесь для работы я привлекаю психолога ДОУ. Вместе с ним мы изучаем потенциальные возможности педагогов, проводим с ними деловые игры, тренинги, выявляем препятствующие инновациям факторы.
2. В управленческой деятельности не обойтись без контроля, так как любой контроль всегда порождает волнение коллектива, даже когда и проводится доброжелательно. Поэтому в нашем ДОУ мы практикуем взаимоконтроль, который дает положительные результаты в самообразовании педагогов.
3. И, конечно, каждый сотрудник в любой реализации идеи может получить помощь от руководителя, старшего воспитателя и коллеги.
4. В век технических скоростей очень много внедряется инноваций. В наше непростое время, связанное с выходом федеральных государственных требований, происходит много преобразований в сфере дошкольного образования, меняется технология организации педагогического процесса. Для развития ДОУ инновации нужны. Но быстрый темп их введения порой выводит сотрудников из здорового равновесия. Поэтому инновации должны вводиться постепенно, с передышками, на осознанном уровне. Вот тогда будет и результат.
5. Еще для формирования творческого коллектива необходимо предоставлять педагогу право для его самовыражения. Будь это оформление пространства группы или применения конкретной программы по обучению детей, проведения мероприятия или новаторское внедрение. И всегда приветствуется инициатива педагога.
6.. Стараемся обеспечивать рекламу работников, добившихся значительных результатов как внутри детского сада, так и за его пределами.Формы презентации достижений педагогов различны: через информационные стенды, средства массовой коммуникации, открытые показы, рассказ о достижениях педагогов на родительских конференциях. Как ни покажется странным, но очень действенно такое поощрение работников, как повышение их ответственности и самостоятельности.
7. В нашем коллективе есть свои традиции, которые помогают формированию дружного творческого коллектива. Это «Новогодний огонек», «День воспитателя», «Посвящение в пенсионеры», празднование юбилеев сотрудников, дня рождения детского сада. Имеется творческая группа по разработке сценария и проведения традиционных мероприятий. Такие традиции сближают коллектив и способствуют слаженной и положительной работе на благо наших детей.
Анализируя творческие достижения педагогов, можно отметить,что они являются активными участниками во всевозможных конкурсах: районных, областных, зональных. Мониторинг творческихдостижений педагогов ДОУ показал:
• повысилось число результативно участвующих педагогов в различных конкурсах в сравнении с прошлым годом.
• Проделанная работа способствует творческому росту педагогов, формированию мотивации к самопознанию и саморазвитию, снижению количества педагогов, проявляющих пассивность в творческой реализации, желании развиваться и познавать себя.
• Появилась заинтересованность педагогов к самообразованию, творческому самоопределению, самосовершенствованию.
• Увеличилось количество педагогов, успешно прошедших аттестацию, а также получивших 1 квалификационную категорию и высшую.
• Налажена экспериментально-исследовательская деятельность.
• Повысилась результативность работы с детьми.
И в заключение я хочу сказать, что в настоящее время руководитель должен быть экспертом и стратегом в области управления деятельностью дошкольного учреждения, способным обеспечить постановку, прогнозирование и оценку степени соответствия целей и результатов образования ребенка, деятельности сотрудников и всего ДОУ как социальной единицы, то есть управлять качеством образовательного процесса.
А вообще на позитиве в голову приходит, что в заведующей живет множество разных животных. Она и кошка, потому что должна быть гибкой; и лиса, потому что частенько ей приходится хитрить; и слон, потому что тянет на себе огромный груз. Порой в ней просыпается тигр. А порой, кроме как коровой,ее и не назовешь: все-то из нее тянут — и подчиненные, и родители, и проверяющий. А начинающая заведующая напоминает корову на льду. Но это проходит быстро, потому что настоящий руководитель должен чувствовать себя в своем детском саду как дома. Или как рыба в воде…»
Коллектив МБДОУ «Детский сад №4»
Награждение педагогов за отличную работу
Работая с коллективом педагогов,никогда не пропадает желание общаться с детьми.
О себе Я родилась в городе Ташкенте, и с детства мечтала работать в детском саду, примером для подражания была моя мама, она 30 лет.
Рекомендации по организации инновационных подходов в методической работе в ДОУ Сегодня необходимы новые подходы к организации методической работы в ДОУ. Прежде всего следует: 1. создать условия для повышения активности.
Источник
Создание творческого коллектива
Что представляет собой творческий коллектив? К данному термину можно отнести группу художественной самодеятельности. Творческий коллектив вполне можно назвать организованным вариантом художественной, технологической, педагогической, исполнительной деятельности. Созданная группа реализует сумму ценностей и норм в соответствии с позициями и функциями совместной деятельности участников и руководителя.
Принципы организации
Творческий коллектив должен справляться с задачами, поставленными перед ним. В педагогическую деятельность входит обучение, воспитание, образование всех его участников. Обучение направлено на овладение участниками теоретических знаний и практических умений работы с разнообразными художественными произведениями, их исполнением.
Творческий коллектив систематически расширяет свой кругозор в области искусства и культуры, является активным участником общественной жизни.
Воспитание предполагает формирование в его участниках эстетических, нравственных, физических, художественных качеств.
Художественные технологии
Создание творческого коллектива предполагает серьезную работу не только руководителя, но и всех его членов. Во время их совместной деятельности осуществляется преобразование различного исходного материала в сценическое произведение, которое представляется на «суд зрителей». Исполнительная деятельность предполагает разные варианты: концерты, спектакли, праздники. Например, детский творческий коллектив принимает активное участие в разнообразных тематических вечерах, музыкальных гостиных, праздничных концертах.
Для создания самостоятельных творческих групп не нужны специальные административные приказы.
Задачи и принципы
Деятельность творческого коллектива направлена на развитие индивидуального потенциала его участников. Его организаторы должны ответственно подходить к формированию и развитию созданных объединений, развивать их с учетом субъективных и объективных факторов.
Основным пунктом формирования новой группы является учет потребностей общества. Организация творческого коллектива предполагает тщательное предварительное изучение его создателем всех реальных запросов людей различных возрастов и социальных категорий. Необходимо учесть и материальные возможности для появления новой группы. Сложно будет создать полноценный художественно-творческий коллектив без материальной базы и профессионального руководителя.
Важные факты
Условием жизнеспособности самодеятельной группы является наличие четкой, обоснованной цели. Необходимо увязать с ней интересы, желания каждого участника. Только при решении этой сложной задачи можно рассчитывать на отсутствие конфликтов внутри создаваемого коллектива.
Руководитель должен найти способ активизации творческого потенциала всех участников, направления его в нужное русло. Методика работы зависит от индивидуальных способностей, свойств участников. Для того чтобы справиться с этой сложной задачей, руководитель должен знать физические, психологические, творческие, художественные свойства каждого члена группы.
Развитие творческого коллектива позволяет обеспечивать возможности для раскрытия творческого потенциала каждого ученика.
Для сознательного и планомерного направления его деятельности важно владеть информацией о качественных особенностях его членов, этапах развития. Основным качеством такой организации являются внутригрупповые высокоразвитые отношения с обществом.
Как функционируют крупные творческие коллективы? Москва – город больших возможностей, поэтому создаваемые творческие объединения тесно сотрудничают с разнообразными социальными группами, демонстрируя им продукты совместного труда.
Специфика образования
Можно ли создать из любительских групп полноценные профессиональные творческие коллективы? Москва – столица России, поэтому именно здесь формируется максимальное количество разнообразных объединений художественной направленности. Для того чтобы группа стала полноценным «организмом», необходимо соблюдать определенные условия.
В первую очередь отметим наличие общей цели у всех ее членов. На стадии образования особое внимание необходимо уделять сотрудничеству между представителями кружка, умению их согласовывать совместную деятельность.
В качестве благоприятных мотивов, влияющих на участие в новом коллективе, отметим осознанную мотивацию, стремление к общению между кружковцами, желание улучшать репутацию коллектива, рекламировать любимое занятие.
Совместное действие выстраивается на взаимном уважении, постановке в качестве основной цели развития создаваемого коллектива.
Методы работы
Для того чтобы понять, какие творческие коллективы будут успешными, необходимо остановиться на методах работы с ними. Нельзя упускать из виду тот факт, что основным предметом деятельности любого такого объединения является искусство, а основной целью считается удовлетворение духовных и эстетических потребностей всех участников. Педагогическая деятельность осуществляется путем вовлечения в социально-культурную и художественно-творческую деятельность исполнителей. Она реализуется в процессе репетиций, занятий, концертных выступлений.
Характеристика творческого коллектива неразрывно связана со спецификой его деятельности. Недостаточно просто научиться играть на каком-то музыкальном инструменте, петь, овладеть актерским искусством, важно получить навыки коллективной деятельности, умения выстраивать взаимоотношения с остальными представителями творческого объединения. Самодеятельность не предполагает «ученических» занятий, сразу осуществляется подготовка к выходу на настоящую сцену.
Алгоритм действий
Перед руководителем стоит задача – развить у членов его объединения специальные исполнительские навыки, умения. Сначала осуществляется знакомство с основами искусства, прививаются эстетические знания, затем наблюдается плавный переход к исполнительской практике.
Классификация занятий
В зависимости от специфики творческого коллектива, допускается проведение теоретических и практических видов занятий. Нет какой-то единой теоретической методики, по которой могут проводиться теоретические занятия для творческих объединений.
В одних случаях на них предполагается отведение специальных часов, в других ситуациях их просто включают в практические занятия. Например, при отработке танцевальных движений, разучивании музыкальных партий участники сначала изучают теорию и только после этого переходят к отработке полученной информации.
Это особенно актуально для:
- хоровых, оркестровых объединений, в которых осуществляется изучение музыкальной литературы, сольфеджио, нотной грамоты, исполнительского искусства;
- театральных студий, где предполагается изучение культуры речи, истории театрального искусства, музыкальной литературы;
- хореографических, в которых происходит знакомство с анатомией и физиологией человека, хореографическим искусством, историей и особенностями народного костюма.
Методы теоретической работы
Теоретическая деятельность предполагает применение определенных методов работы. Остановимся подробнее на некоторых из них. Например, информационный рассказ, описание, беседа, объяснение (словесные виды) помогают руководителю творческого объединения знакомить коллектив с теми нюансами, без которых невозможно будет выстроить выступление.
Наглядные виды работы: демонстрация явлений, процессов, дидактического материала, изображений, карт — способствуют визуальному восприятию рассматриваемого материала.
Практическая деятельность
Самым эффективным является показ реальных процессов, отдельных движений, конкретных предметов. Также работа творческих объединений выстраивается на усовершенствовании, приобретении навыков. Разновидностью практических занятий являются этюды. Это упражнения, которые способствуют развитию и совершенствованию технического мастерства, актерской техники.
В этюд включаются несколько действий, которые разработаны преподавателем.
Для создания собственного репертуара фольклорные коллективы пользуются проектной методикой, собирая материал, подбирая костюмы для концертных выступлений.
Описание и объяснение подходят для тех случаев, когда участник коллектива не «схватывает» сути движения, особенностей музыкальной партии.
Овладение техникой пения, приемами игры на музыкальных инструментах осуществляется посредством их первоначальной демонстрации преподавателем (руководителем коллектива).
Далее идет отработка приемов путем систематических упражнений, что приводит к выработке умений. Они предполагают возможность выполнения определенных действий на базе знаний, приобретенных ранее.
Уровень умений и навыков каждого представителя творческой группы является показателем исполнительского мастерства коллектива. От этого зависит выбираемый репертуар, популярность.
Руководитель объединения в своей работе часто использует обучающие игры, тренинги, осуществляет периодический контроль и коррекцию навыков и умений, приобретаемых подопечными.
Содержание
Под репертуаром подразумевается совокупность всех произведений, которые будут исполняться творческим коллективом. Его по праву можно назвать «лицом» любого музыкального или художественного объединения.
Именно по нему зрители создают свое первое впечатление о художественной и общественной значимости творческого объединения.
При подборе концертного репертуара руководитель коллектива опирается на социальный запрос, пожелания артистов, их возможности.
Репертуар имеет важную воспитательную функцию, причем не только для зрителей, но и для самих исполнителей.
Классификация коллективов
Существует условное подразделение их на типы по разным признакам:
- возрастные особенности предполагают создание юношеских, детских, взрослых объединений;
- организационные признаки позволяют образовывать ансамбли, студии, кружки;
- с учетом тематики и репертуарных признаков возможно создание классических, современных, народных коллективов.
Также при организации нового творческого коллектива перед руководителем стоит ответственная задача – объединение индивидуальных особенностей каждого члена коллектива, их навыков, умений, способностей. Например, в репертуаре могут быть использованы как сольные, так и коллективные выступления. Допускается объединение нескольких тематических номеров, например при подготовке к определенному празднику.
Заключение
В настоящее время вопросы, связанные с созданием творческих коллективов, являются актуальными, заслуживающими особого внимания. Практически в каждой образовательной организации есть свое творческое объединение, имеющее определенное направление деятельности. К примеру, все чаще в средних школах появляются вокальные группы среди не только школьников, но и их педагогов. В медицинских организациях врачи объединяются в коллективы художественной самодеятельности, клубы веселых и находчивых.
Безусловно, первичные клубы, объединения носят любительский характер, они не являются профессиональными творческими коллективами. Но можно привести массу примеров, когда из небольшой группы образовывались творческие ансамбли, обладающие высоким профессиональным уровнем. Среди детских коллективов, известных не только в Москве, но и далеко за ее пределами, можно отметить вокальный ансамбль «Непоседы».
Данное творческое объединение стало настоящей «кузницей кадров» для профессиональной сцены. Безусловно, заслуга того сценического профессионализма, который приобретают в студии юные вокалисты, принадлежит ее руководителю. В работе детского коллектива активно применяются разнообразные виды деятельности, учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, подбираются специальные методики для личностного роста.
Несмотря на компьютеризацию, которая присуща двадцать первому веку, люди не перестали посещать разнообразные концерты, с удовольствием смотрят выступления самодеятельных и профессиональных творческих коллективов, создаваемых в нашей стране и за ее пределами.
Источник