Целью наблюдения своими руками

Астрономическое оборудование своими руками

  • Участник:Шилова Дарья Алексеевна
  • Руководитель:Андреева Юлия Вячеславовна

Цель работы:изготовление оборудования для астрономических наблюдений.

Введение

Можно с уверенностью сказать, что все когда-либо мечтали поближе рассмотреть звезды. С помощью бинокля или подзорной трубы можно полюбоваться ярким ночным небом, однако вы вряд ли сможете разглядеть в эти приборы что-то подробно. Здесь понадобится более серьезная аппаратура – телескоп. Чтобы иметь у себя дома такое чудо оптической техники, необходимо выложить крупную сумму, что не всем любителям прекрасного по карману. Но не стоит отчаиваться. Я думаю мало, кто когда-нибудь задумывался о том можно ли собрать телескоп самостоятельно, но если и задумывался, то отмахивался от этой идеи, думая о стоимости такого развлечения и времени, потраченного на это. А что вы думаете об астрономических приборах? Например, создание карты звездного неба и солнечных часов. Мой проект поможет разобраться в том, как построить простой телескоп, сделать карманную карту звездного неба и солнечные часы, рассказать о принципах работы и истории появления.

Цель работы: изготовление оборудования для астрономических наблюдений

Задачи:

  • изучить строение телескопа, принцип его работы и историю появления
  • построить телескоп,
  • Изучить изготовление солнечных часов и подвижной карты звездного неба
Читайте также:  Череп медведя своими руками

Я использовала следующие методы исследования:

  • Изучение литературы;
  • Получение информации в сети Интернет;
  • Непосредственное наблюдение, создание конструкции;

Актуальность работы: покупать оборудование очень дорого, а выполнение его своими руками не только затрачивает не много средств, но и позволяет лучше узнать принцип работы приборов.

Глава 1. Телескоп-рефрактор

1.1 Сборка и принцип работы телескопа рефрактора

Вид моего телескопа – рефрактор. Рефрактор – это оптический телескоп, в котором для собирания света используется система линз, называемая объективом. Работа таких телескопов обусловлена явлением рефракции (преломления).

Для его изготовления нужен каркас. Им стал черный ватман. Для приближения понабились две собирающие линзы, одинакового размера и приближения. [1] Чтобы закрепить линзы к ватману использовался двусторонний скотч, а для закрепления ватмана в форме цилиндра понадобился обычный скотч. После проделанной работы, получается примерно телескоп. [2]

Теперь выясним принцип работы. Представьте человеческий глаз диаметром 5 см. При этом вытянутый от зрачка к сетчатке на полметра. Примерно так устроен телескоп. Он работает как большое глазное яблоко. Наш глаз, по сути – большая линза. Сами по себе предметы он не видит, а улавливает отраженный от них свет (поэтому в полной темноте мы ничего не видим). Свет попадает через хрусталик на сетчатку, импульсы передаются в мозг, и мозг формирует картинку. У телескопа линза намного больше, чем наш хрусталик. Поэтому она собирает свет от удаленных предметов, которые глаз просто не улавливает. Принцип действия у всех телескопов одинаковый, а вот строение бывает разное. [3]

Самый простой вариант рефрактора представляет собой трубку, в оба конца которой вставлены двояковыпуклые линзы. Они собирают свет от небесных объектов, преломляют и фокусируют – и в окуляре мы видим изображение. (Приложение 1)

1.2 История изобретения телескопа – рефрактора

Первый телескоп-рефрактор был сконструирован в 1609 году Галилеем. Галилей, основываясь на слухах об изобретении голландцами зрительной трубы, разгадал её устройство и изготовил образец, который впервые использовал для астрономических наблюдений. Все телескопы Галилея были весьма несовершенны, но, несмотря на это, в течение двух первых лет наблюдений ему удалось обнаружить четыре спутника планеты Юпитер, фазы Венеры, пятна на Солнце и горы на Луне.

Теперь поговорим о примерах телескопов – рефракторов.

Телескоп Галилея

Телескоп Галилея имел в качестве объектива одну собирающую линзу, а окуляром служила рассеивающая линза. Такая оптическая схема даёт неперевернутое (земное) изображение. Главными недостатками галилейского телескопа являются очень малое поле зрения и сильная хроматическая аберрация. Такая система все ещё используется в театральных биноклях, и иногда в самодельных любительских телескопах.

Телескоп Кеплера

Иоганн Кеплер в 1611 г. усовершенствовал телескоп, заменив рассеивающую линзу в окуляре собирающей. Это позволило увеличить поле зрения и вынос зрачка, однако система Кеплера даёт перевёрнутое изображение. Преимуществом трубы Кеплера является также и то, что в ней имеется действительное промежуточное изображение, в плоскость которого можно поместить измерительную шкалу. По сути, все последующие телескопы-рефракторы являются трубами Кеплера. К недостаткам системы относится сильная хроматическая аберрация, которую до создания ахроматического объектива устраняли путём уменьшения относительного отверстия телескопа.[4]

Мой телескоп является телескопом Кеплера.

Глава 2. Карта звездного неба

Подвижная карта неба может быть использована при планировании наблюдений для быстрого взгляда на наблюдающуюся в необходимый нам момент картину неба, также она может быть полезна начинающим для изучения вида неба в различные сезоны года, а также в различное время суток.

Наверное, у всех, кто пользуется компьютером, со временем скапливается масса ненужных компакт-дисков и коробок от них. Один из вариантов – сувенирная подвижная карта звездного неба (планисфера). Для ее изготовления потребуется ненужный компакт-диск и полностью прозрачная коробка для него. Коробка должна быть стандартной, толщиной 10мм с вынимающейся прозрачной пластиной, на которой крепится компакт-диск. Распечатайте приведенные карты полушарий звездного неба, лучше всего это делать на самоклеящихся этикетках для CD. Наклейте их на диск так, чтобы совпали даты на обеих сторонах диска. Карту северного полушария лучше наклеивать на диск с нерабочей стороны – она не имеет кольцевого выступа в центральной части.

Извлеките из коробки для CD пластину для крепления диска и немного подпилите верхние части лапок, которые удерживают диск – их высота должна быть равна толщине диска. После этого CD, конечно, будет хуже фиксироваться, зато это позволит полностью сохранить карту северного полушария неба.

Накладной круг лучше всего распечатать на самоклеящейся прозрачной пленке, но можно использовать и обычную бумагу. Если печатаете на самоклеящейся пленке, изображение накладного круга необходимо зеркально отразить – это легко сделать в любом графическом редакторе. Такие круги можно сразу наклеить на внутренние поверхности коробки, предварительно аккуратно проверив, чтобы они оказались соосны с компакт-диском. Направления запад-восток должны быть с одной стороны коробки напротив друг друга. Если круг напечатан на бумаге, то из него нужно вырезать только центральную часть и закрепить его на крышках, используя обрезки в качестве шаблона для правильного размещения. К сожалению, на таких кругах потеряется половина часовой шкалы (её дневная часть), но можно аккуратно процарапать недостающие деления и линии меридианов прямо на крышке коробки. [5] Для удобства вращения подвижной карты нужно вырезать небольшие проемы в боковых гранях коробки.

2.2 Солнечные часы

Гномон – самый древний угломерный инструмент. Прибор для определения наклона эклиптики к экватору. Он использовался для определения высоты солнца над горизонтом и представлял собой вертикальный столб на горизонтальной площадке.

С помощью этого простейшего приспособления можно было отмечать дни солнцестояний, а значит фиксировать продолжительность года. Имея гномон, мы можем определить:

  • полуденную линию и стороны света;
  • высоту Солнца над горизонтом и широту места;
  • момент наступления истинного полдня;
  • долготу места.

Чем гномон выше, тем длиннее отбрасываемая им тень, тем точнее измерения. На циферблате имелось только одна отметка – прямая линия к северу от столба, куда тень падает в полдень. Экран гномона можно разбить на часы, но все часы дня будут иметь разную продолжительность, и, кроме того, день ото дня длительность такого «часа» тоже будет меняться. Чтобы гномон показывал всегда время правильно, его надо наклонить в направлении земной оси, т. е. на Полярную звезду. Такое усовершенствование гномона предпринял грек Анаксимен Милетский, около 530 г. до н. э. построивший в спартанской столицы Лакедемоне солнечные часы. С той поры более 2 тысячелетий этот прибор оставался главным измерителям времен. Чаще всего его устанавливали либо на тумбе с горизонтальным циферблатом, либо на стене здания – это были вертикальные солнечные часы. Обычно на циферблате отмечали только часы. В средние века лишь астрономы для своих нужд делили часы на минуты. В повседневной жизни минуты значения не имели. Изобретен он был в Вавилоне. Возможно с данным изобретением впервые Грецию познакомил Анаксимандр.

Существует множество вариантов солнечных часов.

Экваториальные часы – самые простые, а равномерная часовая шкала позволяет получить дополнительные возможности. Главный недостаток таких часов – в зимнее время тень ложится на нижнюю поверхность часов и наблюдать ее неудобно. Однако и этот недостаток можно обойти, если использовать полупрозрачную шкалу.

Итак, нам понадобится полностью прозрачная тонкая коробка от CD и прозрачный компакт диск (такие диски всегда есть в боксах CD-R/RW и DVD-R/RW). Распечатайте приведенную заготовку (разрешение печати 600 dpi) – лучше использовать самоклеящуюся бумагу и этикетки для CD, но бумага должна быть не слишком плотная, чтобы можно было видеть тень на обратной поверхности. Наклейте полукруг с метками часовых поясов на внутреннюю поверхность дна коробки так, чтобы метка «0» располагалась горизонтально. В накладной шкале нужно вырезать серый сектор и наклеить на прозрачный диск. В центре коробки просверлите или проплавьте раскаленным гвоздиком отверстие диаметром около 2 мм и закрепите в нем гномон (подойдет, например, небольшой гвоздик без шляпки или зубочистка) так, чтобы он был строго перпендикулярен плоскости диска и выступал в обе стороны примерно на 20-25 мм. Установите компакт-диск с наклеенной часовой шкалой в держатель. Часы почти готовы, осталось только обеспечить наклон шкалы на угол, равный 90° – φ ( φ – географическая широта места наблюдений). Проще всего для этого откинуть крышку коробки назад и использовать ее как подставку. Чтобы обеспечить нужный угол наклона, немного подпилите выступающие края коробки, которыми она опирается на крышку. Впрочем, используя и другие конструкции, можно сделать этот угол регулируемым, тогда часы будут действительно универсальными. После сборки часы нужно правильно сориентировать – верхняя часть шкалы должна быть направлена на юг, в этом случае гномон окажется направленным точно на северный полюс мира. [6]

Заключение

Многих ли детей увлекает астрономия? На первый взгляд кажется, что вроде бы совсем не многих. И отделения астрономии на физических факультетах не штурмуют сотни абитуриентов. Но если приглядеться к детям, а еще лучше, вспомнить себя в детстве, то окажется, что практически любой ребенок когда-нибудь был заворожен видом звездного неба и хотел все-все узнать о созвездиях и планетах. Просто большинство детей не получили никакой возможности реализовать свой порыв: рядом не оказалось ни литературы, ни знающего человека, не говоря уже об астрономическом оборудовании. И так прекрасный порыв заглянуть в тайны мироздания потонул в рутине бытовых дел и учебы.

В заключение моего проекта я хочу сказать, что этот проект был мне очень интересен. Делая его, я не только научилась собирать астрономические предметы, пусть даже и самые простые, но и узнала о принципе работы таких вещей и об истории изобретения телескопа. Надеюсь, мои опыты заинтересуют еще кого-нибудь.

Источник

Картотека наблюдений в природе

маргарита соловьёва
Картотека наблюдений в природе

Наблюдения в природе.

Наблюдение за цветником (Осень)

Цель: формировать представления детей о том, что цветы — живые, они растут и изменяются.

Ход наблюдения

Растения на клумбе хорошо росли, цвели, пока было тепло, много света и воды; теперь дни становятся короткими, воды много, но тепла мало, цветы увядают, на месте их образуются семена, из которых могут появиться новые растения.

Воспитатель задает детям вопросы.

• Какими стали цветы на клумбе?

• Почему они завяли?

• Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? (Собрать семена.)

Наблюдение за вороной

Цели: расширять знания о вороне; воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

• Как выглядит ворона?

• Чем она питается?

• Зимующая или перелетная эта птица?

• Как ворона кричит?

Ворона — крупная птица. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы у вороны черные, а все остальное серое. Ворона хитрая, ловкая и находчивая птица. Зимует и живет она рядом с человеком. Ворона обычно сидит на контейнерах для мусора и свалках, где всегда есть чем поживиться, ведь ворона — птица всеядная. Кричит она «кар-кар»

Хромая старая ворона

Давно живет в саду моем.

В густых зеленых ветках клена

Она построила свой дом.

Наблюдение за растениями в огороде

Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в жизни растений.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

• Какое сейчас время года?

• Как вы догадались?

• А знаете, куда мы сейчас пойдем?

• Что растет в огороде?

• Как можно назвать все это одним словом?

• Кто из вас знает загадки про овощи?

• Где растут овощи?

Каждая группа овощей растет на своей грядке. Осенью огородники собирают урожай овощей, затем их консервируют. Овощи растут на земле и в земле. Сегодня мы с вами соберем овощи и отнесем их на кухню, чтобы повар приготовил нам из них обед. Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи».

Наблюдение за воробьем

Цели: углублять знания об особенностях внешнего вида воробья, жиз-ненных проявлений; активизировать внимание и память детей.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

• Как выглядит воробей?

• Чем он питается?

Воробей — маленькая бойкая птичка. Спинка у воробья коричневая, с широкими продольными черными полосками. Хвост и крылышки темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло — черные, а вот голова серая. Воробей — проворная птица, не боясь прыгает возле ног человека, клюет из собачьей миски, подбирает крошки, семечки, зернышки. Он везде хорошо приспосабливается к привычкам человека. Поют воробьи «чик-чирик».

Наблюдение за березой

Цели: продолжать знакомить с характерными особенностями березы,

по которым ее можно выделить среди других деревьев; воспитывать желание любоваться красотой дерева.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Стоит Алена — платок зеленый, Тонкий стан, зеленый сарафан. (Береза.)

• О каком дереве говорится в загадке?

• Какой высоты береза?

• Где ствол у березы широкий, а где — узкий?

• Ветки у березы толстые или тонкие?

• А листья можно достать?

• Какого цвета ствол березы?

• Какой ствол у березы?

• Как можно сказать про березку?

• Какого цвета листья у березы?

Предложить детям полюбоваться красотой березы. Можно ее обнять,погладить и сказать: «Расти, милая березонька, радуй добрых людей

Наблюдение за собакой

Цели: формировать представление о внешнем виде собаки; воспитывать потребность заботиться о домашнем животном.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи. (Собака.)

• Как выглядит собака?

• Кто ухаживает за собакой?

Собака — преданный друг человека. Пес Шарик большой, шуба густая, теплая, коричневого цвета. Голова у Шарика большая, мордочка вытянутая, на голове висячие уши белого цвета; красивый хвост колечком, когда радуется, виляет хвостом. У него четыре лапы с когтями, покрытые шерстью, чтобы зимой не замерзали.

Наблюдение за состоянием погоды

Цели: формировать представление о природном явлении — тумане; учить наблюдению за сезонными явлениями; — подмечать особенности этого явления, делать выводы.

Ход наблюдения

Осенью над лесом и болотом

Туча пролетела самолетом.

Пролетела туча низко-низко,

Прыгнула с нее парашютистка.

А за ней сейчас же и другая,

И уже летит за стаей стая.

Туман — явление природы, причем самое обыкновенное, только неожиданное для всех. Стелется туман над самой землей. Кажется, будто низко-низко спустились облака и опутали землю белым густым покрывалом. А состоит туман из крохотных капелек воды. И в облаках, и на небе, и в туманах над землей эти капельки образовались из прозрачного водяного пара. Попадает он в поток холодного воздуха и начинает сгущаться, превращаться в капельки воды. Если капельки образовались высоко в небе, они стали облаками, а если низко над землей, то туманом. Бывают они во все времена года.

Воспитатель задает детям вопросы.

• Какое небо во время тумана?

• Как вам дышится?

• Какой воздух — влажный или сухой?

• Густой ли туман?

• Почему вблизи туман реже, а вдали гуще?

Наблюдение за перелетными птицами

• расширять представления о перелетных птицах, об изменении

жизни птиц осенью, когда наступают холода;

• воспитывать любовь и заботу о птицах.

Ход наблюдения

Воды зашумели быстрого ручья,

Птицы улетают в теплые края.

Воспитатель задает детям вопросы.

• Какие птицы улетают в теплые края?

• Зачем они это делают?

Птицы собираются в стаи, летают низко над землей. Это значит, что скоро они улетят в теплые края. Первыми это сделают ласточки, так как с наступлением холодов исчезают насекомые, которых они ловят на лету. Последними улетают утки, гуси, журавли, поскольку водоемы начинают замерзать, и они не могут найти корм в воде.

Воспитатель предлагает детям закончить предложение:

• Воробей маленький, а журавль. (большой).

• Утка серая, а лебедь. (белый).

Наблюдение за осенним дождем

Цели: — продолжать формировать представления о сезонных изменениях в природе (небо затянуто облаками, стало пасмурно, пошел мелкий осенний дождь);

• воспитывать эстетическое чувство восприятия природы.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется во мгле,

Только ноги на земле. (Дождь.)

Осенние дожди совсем не похожи на летние. Дождь осенний -моросящий. Как начнет падать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три. Нередко не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь. Хорошо, что осень в конце концов пройдет и настанет зима. Люди в дождь ходят в плащах и сапогах. Бр. Слякотно! Даже птицы и те спрятались, не хотят промочить свои перышки

Воспитатель задает детям вопросы.

• Когда идет дождь моросящий, затяжной?

• Какое настроение он вызывает?

• Как природа реагирует на дождь?

• Как выглядят облака и небо?

Наблюдение за кошкой

Цель: закреплять представление о характерных особенностях кошки.

Ход наблюдения

На лапках подушки.

Усы, как щетинка,

Днем спит, на солнышке лежит,

Ночью бродит, на охоту ходит.

Воспитатель задает детям вопросы.

• Где живет кошка?

• Кто ухаживает за ней?

• Как выглядит кошка, каковы ее повадки?

Кошка живет рядом с человеком. Он за ней ухаживает. Кошка большая и пушистая. На голове у нее уши, большие глаза, которые в темноте светятся, длинные усы. У нее четыре лапы с мягкими подушечками. Поэтому она может очень тихо ходить и неслышно подкрадываться. Кошка умеет лазать по заборам и деревьям с помощью острых когтей. А еще у кошки длинный красивый хвост. Она любит Молоко, ест рыбу и мясо.

Наблюдение за птичьими следами на снегу

Цели:расширять знания о зимующих птицах, узнавать по следу, какой птице он принадлежит;

• воспитывать наблюдательность и внимание.

Ход наблюдения

Мы снова пришли с вами в птичью столовую.Сегодня мы будем следопытами: определим, какой птице какие следы принадлежат. Обратите внимание,на снегу множество следов: маленькие, средние и большие.

Как вы думаете, самые маленькие следы кто оставил на снегу? Конечно, они принадлежат самым маленьким птицам — воробью или синичке. А эти побольше. Как вы думаете, кто мог оставить такие вот следы? Ну, конечно же, они принадлежат сороке-белобоке.

А эти большие. Наверное, здесь ходила крупная птица, потому что снег под ней немного провалился. А кому они принадлежат? Правильно, вороне. Вот, ребята, не увидев птиц, можно определить по следам, кто прилетал в птичью столовую.

Наблюдение за птицами

Цели: — формировать желание заботиться о зимующих птицах; — учить сравнивать сороку и воробья, находя отличительные признаки.

Ход наблюдения

Обратить внимание на зимующих птиц, рассказать,что зимой им очень голодно: нет мошек, червячков. Только люди могут помочь — покормить их.

Ребята! Сейчас мы будем угощать птиц крошками хлеба, семечками, зернышками; корм надо рассыпать по всей дорожке, чтобы птицы увидели, а сами отойдем в сторону и понаблюдаем.

Вот, ребята, стали и птицы слетаться в зимнюю столовую. Первыми, конечно, прилетели воробьи, сороки, вороны, синички.

Давайте сравним воробья и сороку.

• Какое оперенье у воробья?

• Какая из этих птиц больше размером? Как внешне можно их отличить?

• А чем они схожи?

• Чем они питаются?

• Какую песенку поет воробей?

• Какие особенности вы еще заметили в их поведении?

• Как вы думаете, почему нахохлились птицы? (Потому что им очень холодно и они хотят есть.)

• Почему птицы прилетают ближе к людям? (Они хотят есть и уедут, когда люди покормят их.)

• Чтобы птицы не погибли от голода, что нужно сделать (Повесить кормушки и подкармшвать их крошками, сухими ягодами, семечками.)

Наблюдение за солнцем

Цель: формировать знания о том, в каком месте поднимается солнце и где оно прячется.

Ход наблюдения

Солнечные зайчики Играют на стене. Помани их пальчиком, Пусть бегут к тебе. Воспитатель задает детям вопросы.

• Где спит солнышко?

• Откуда оно поднимается?

• Греет ли солнышко зимой?

Наблюдение за снегом

Цель: продолжать формировать представление детей о свойствах снега (белый, холодный, мокрый).

Ход наблюдения

Тихо-тихо снег идет,

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой. М. Познанская

Белым снегом все покрыло:

И деревья и дома.

Свищет ветер легкокрылый:

«Здравствуй, зимушка-зима!» Г. Ладонщиков

Воспитатель задает детям вопросы.

• Какого цвета снег?

• Что из него можно сделать?

• Почему снег тает на ладошке?

Наблюдение за погодой

Цель: учить замечать изменения в природе.

Ход наблюдения

Ой ты, зимушка-краса!

Побелила все леса,

Горы снега намела,

Нас кататься позвала.

Повела зима над нами

И рассыпала снежинки

На поля и на леса.

Мы с горы кататься будем,

И поэтому нам очень-очень

Воспитатель задает детям вопросы.

• Что изменилось в природе?

• Чем покрылась земля?

• Что лежит на ветках деревьев?

• Что делают деревья зимой?

Наблюдение за снежинками

Цель: продолжать закреплять знания о снежинке, ее свойствах.

• Ход наблюдения

• Ты слети мне на руку,

• В воздухе немножко,

• Села и растаяла

• На моей ладошке.

Наблюдение за зимующими птицами

Цели: расширять представления о зимующих птицах,воспитывать любовь и заботу о них.

Ход наблюдения

Воробушки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна.

Воспитатель задает детям вопросы.

• Каких зимующих птиц вы знаете?

• Трудно ли птицам добывать корм зимой?

• Что нужно смастерить для корма?

С наступлением холодов зимующие птицы (воробьи, вороны, сороки, голуби, синицы и снегири) приближаются к жилью человека.Для птиц наступило трудное время: они не могут найти корм. Урожай пшеницы и ржи убрали с полей, насекомые исчезли (заснули). Поэтому птицы прилетают поближе к людям, надеясь, что они покормят их. Мы будем подкармливать птиц осенью и зимой, чтобы они не погибли от голода.

Наблюдение за голубями

• расширять знания о внешнем виде птиц, их повадках и среде обитания;

формировать реальные представления о жизни птиц.

Ход наблюдения

Известно с давних нам времен, Что эта птица — почтальон.

Воспитатель организует беседу с детьми, задает вопросы.

• Как называют эту птицу?

• Какого окраса она может быть?

• Голубь — перелетная птица?

• Какую пользу приносят голуби?

• Где они вьют свои гнезда?

• Почему голубя называют почтальоном?

Про сороку говорят, что она стрекочет, про воробья — чирикает, про голубя, что он воркует.

Наблюдение за ветром

Цели: — продолжать закреплять представления о погодных изменениях; — формировать понятия о ветре, его свойствах; — учить определять направление ветра.

Ход наблюдения

Как славно жить на свете: Иду, а теплый ветер, Как пес, бежит за мной!

Теплый воздух легче холодного, вот и поднимается он вверх, а холодный стелется внизу. Но воздух не везде одинаковый, над песком он сильнее согревается, и поэтому ветер в пустынях бывает теплым. Над рекой воздух всегда прохладный, поэтому от реки всегда веет прохладным ветерком. Где воздух прогревается, там незаметно поднимается вверх, а на его место прохладный спешит, да так торопится, что все это чувствуют. Все время воздух двигается над широкими морями, снежными полями, дремучими лесами и жаркими пустынями.

Наблюдение за погодой

Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

Ход наблюдения

Туча прячется за лес, Смотрит солнышко с небес — И такое чистое, доброе, лучистое. Если б мы его достали, Мы б его расцеловали.

Что изменилось с приходом весны? Дни стали прибавляться, солнышко стало чаще появляться и не только светить, но и греть.

Что изменилось на огороде? (Появились проталины.) Как вы думаете, почему снег не везде растаял, а лежит маленькими клочками? Скоро прилетят с юга птицы, и если мы повесим на деревьях скворечники, то они захотят в них поселиться.

Каждое утро они будут своим пением поднимать нам настроение, радовать нас. Будут поедать вредителей на стволах деревьев и грядках. Каких насекомых-вредителей вы знаете? Муравей — вредитель? (Нет, он санитар.) Какие изменения произошли с деревьями? (Стали набухать почки.) Почему зимой почки не набухают? (Дерево, как и медведь, зимой спит, а как солнышко начнет пригревать, онопросыпается, начинает питаться талой водой.)

Наблюдение за ивой

Цели:познакомить с характерными особенностями ивы;

• научить отличать иву от других деревьев и кустарников.

Ход наблюдения

Рассмотреть куст ивы на участке и ответить на вопросы воспитателя.

• По каким признакам можно узнать березу, рябину, вербу?

• Какие характерные особенности у ивы вы заметили?

• Ива — это куст или дерево? Почему?

В народе говорят про иву так:

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила.

А о чем она грустит,

Никому не говорит.

Что еще имеется на ветках ивы? (Белые пушистые комочки.)

Наблюдение за проклюнувшимися почками березы

Цель: знакомство с третьей победой весны над зимой — весной лесной.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, организует беседу.

Я, раскрывая почки, В зеленые листочки

Деревья одеваю, Посевы поливаю,

Движения полна, Зовут меня. (весна).

• О каком времени года говорится в загадке?

• Перечислите признаки весны.

• Какой сейчас месяц?

Обратить внимание детей, что весна скоро одержит третью победу — самую решительную над зимой.

• Что это за дерево? Что произошло с почками?

• Они маленькие или большие?

• Предложить понюхать почки. Как они пахнут?

• Предложить осторожно потрогать почки. Какие они?

• А какого цвета появляются листочки?

Весна! Денек прекрасный!

В саду стреляют почки,

И протирают глазки

• Во что скоро оденется лес?

• А какие птицы прилетят? Какая птица в лесу кукует?

Обратить внимание детей, что это растительная победа солнца над зимой. Это третья весна — весна лесная.

• А еще какие вы знаете весны? (Полевая, речная.)

• Какое время года наступит после лесной весны? (Лето.)

Картотека наблюдений ВЕСНА Карточка № 1 Наблюдение Наблюдение за таянием снега Цель: показать детям места, где снег и лед тают быстрее, предложить подумать,.

Картотека наблюдений. Лето ЛЕТО Наблюдение № 1 Наблюдение за изменениями в природе. Предложить найти признаки лета. Стихотворение Л. Некрасовой «Лето»: Лето солнышком.

Картотека наблюдений. Осень ОСЕНЬ Наблюдение № 1 Наблюдение за изменениями в природе. Предложить детям самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе. Загадка:.

Картотека наблюдений в природе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта 1. За солнцем. светит яркое солнце, на улице жарко, хорошо растут растения. Солнце сильно греет, дети гуляют в платочках, панамках. Потешка:.

Картотека наблюдений в природе (старшая группа) Картотека наблюдений в природе Старшая группа Сентябрь Наблюдение в природе Деятельность детей на участке 1. Учить детей самостоятельно.

Картотека наблюдений. Весна ВЕСНА Наблюдение № 1 Обсудить с детьми (в солнечный день, почему март называют «утром года». Выявить взаимосвязи в природе: солнце пригревает.

Картотека наблюдений за живой и не живой природой в средней группе 1. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОЛНЦЕМ. Цель: Закрепить представление детей о солнце, его значении для всех живых существ на земле. Установить причинно.

Картотека наблюдений. Зима ЗИМА Наблюдение № 1 Наблюдение за изменениями в природе. Предложить самостоятельно найти признаки зимы. Загадка: Запорошила дорожки, Разукрасила.

Картотека прогулок в средней группе «Наблюдение за сезонными изменениями в природе» МБДОУ Детский сад «Алтынсай» Картотека прогулок (средняя группа) Осень Карточка №1 Название деятельности Содержание, цель Наблюдение за.

Проект по формированию у старших дошкольников представлений о неживой природе «Круговорот воды в природе» МБДОУ «Детский сад № 134» Проект По формированию у старших дошкольников представлений о неживой природе «Круговорот воды в природе» Составил.

Источник

Оцените статью