Тревел бас гитара своими руками

Travel Silent Guitar. Безмолвная гитара путешественника, часть 2: эскизы, расчеты и чертежи

Содержание / Contents

↑ Отправная точка

Когда берёшь в руки огромный пирог, всегда есть проблема: с какой стороны начинать кусать? Просто глядя на фотографии, трудно понять, с чего начинать проект. С электроники? Точно нет. С комплектующих? Тоже вряд ли. Скорее надо понимать хотя бы примерный внешний вид и сделать набросок.

Трёхмерную модель-эскиз решил не делать, достаточно будет просто двух проекций.
Профиль у всех гитар одинаков, к счастью никто ничего нового не придумал за сотню лет:

А вот вид анфас это 99% опорной точки для проектирования. Образцы, слава Богу, добрые люди выложили в сеть, вот пара из них:


Собственно, я тоже, получается, приобщаюсь к когорте «добрых людей».
Но все же, с чего начать? Провидение сделало первый шаг за меня (и это был добрый знак, только теперь я это понимаю): у приятеля валялся старый гриф от фабричной классической гитары, сделанной в СССР.

Собственно, лежал он в куче таких же невостребованных частей от различных гитар разных лет, т. к. юность у приятеля была бурная в хорошем смысле слова: стройотряды, походы, ночные сидения на лавочке под цветущими вишнями.

Упомянутый гриф был без колков, треть ладов отсутствовала, сколы, царапины и трещины были на каждом квадратном сантиметре, выкрашен был красно-коричневым лаком. Фото оригинального состояния не сохранилось. Первым делом я освободил его от краски и старых ладов.

Потом были произведены замеры для определения мензуры. Это очень просто — от края верхнего порожка измеряем расстояние до 12 лада и умножаем на 2. У меня получилось 610 мм. Это мензура 609,6 мм — старые советские фабрички. Лучшего и пожелать было нельзя, мензура не большая, близка к гитаре (617,2 мм).

Ну вот, теперь ясно, что длина гитары будет не менее 610 мм плюс головка плюс длина механизма для крепления струн. Теоретически их можно свести к минимуму: головка при механизме натяжения с изломом струны на шкиве может быть 3-4 см, столько же для крепления к деке.

↑ Обрастаем подробностями

Здесь я сделал судьбоносное решение — головку грифа решил не переделывать и оставить её, как есть — 170 мм. Для трэвел варианта это конечно много. Но зато я избежал выдумывания и изготовления сложного нестандартного механизма крепления, поворота и натяжения струн.

Механизм крепления к деке мне очень понравился у Страта. Но использовать оригинальный, с механизмом для тремоло, было неразумно. Обратившись к Гуглу, обнаружил, что для Стратов есть стандартный вариант без тремоло — то, что нужно!
Он первый слева:

И они продаются отдельно. Это решило его утверждение в комплектацию.

Чем будем снимать звук, было ясно из техзадания — пьезо и магнитный звукосниматели. По пьезо вопрос решался просто, его мы поместим под бридж. Поэтому пока про него можно забыть. Ну а магнитный был выбран для эскиза стартовский сингл. Потом по магнитному звукоснимателю будет отдельный разговор.
Предварительно он был определён вот так:

Теперь надо было понять, какая дека мне будет удобнее. Слишком узкая будет вертеться в руках при игре, слишком широкая неудобна при перевозке. Толщина 30 мм самое то, Страт около 42 мм.

На основе этих размышлений за основу была выбраны вот такие обводы:

Оставалось совместить в редакторе все части, подстроить пропорции, натянуть виртуальные струны и правильно расположить звукосниматель: чтобы крайние струны расположились точно над центрами крайних сердечников магнита.

Тут надо сказать, что ни Корела, ни Фотошопа у меня нет, работаю в Линуксе с помощью Гимпа и Инкскейпа. Но в данной ситуации проще всего было «накидать» эскизы один на другой с помощью рисовалки из пакета Open Office (всем рекомендую, для простых рисунков самое то).

После нескольких вариантов я остановился на таком вот эскизе:

Камнепад начинается! Предчувствую первый камень в мой огород: из 19 ладов на фабричке остаётся только 15, 4 лада я срезал. На этой основе у меня завязался спор с одним из гитарных мастеров.

Я твёрдо убеждён, что для трэвел-гитары этого количества ладов достаточно, ибо 90% популярных песен играются, включая 12-13 ладов. Выше играют продвинутые гитаристы, и то обычно соло.

Сбоку все было ещё проще: измерил ступеньку «дека – гриф» на Страте, это 4 мм. Отсюда и будем плясать: накладка должна возвышаться на 4 мм над декой. Примем для простоты деку в 30 мм, пусть паз под гриф будет глубиной в 10 мм. Значит толщина грифа в пятке (опорная точка на деке) должна быть равна 14 мм.

Если бы бридж был не регулируемый по высоте, этот простой расчёт мог бы вылиться боком при сборке. Но поскольку мы уже принесли жертву (тяжёлый габаритный бридж вместо лёгкой фиксированной планки), то эта расслабуха при проектировании нам простится при сборке.

Начало было положено, и к моему удовольствию эскиз сам собой поставил первые пункты в списке комплектующих. Но про это в следующий раз.

Распечатав чертёж на бумаге (на А4, потом просто ровно склеил), приложил гриф:

Вид отвращения не вызвал, на эскизе была поставлена виртуальная печать и виза «Утверждаю».

На сегодня все, продолжение следует.

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Опробовано в лаборатории редакции или читателями.

Источник

kak_eto_sdelano

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

Мой друг отдал мне какую-то нонеймовскую бас гитару со словами: «сделай из этого что-нибудь, всё что хочешь, хоть чучело огородное..». Его категоричность я понял только тогда, когда вручил ему через пять месяцев уже готовый бас и услышал предисторию этого инструмента. Изначально она называлась»Синяя жопа». Это отдельная история, почти инфернальная, но об этом не сейчас и не здесь.

Собственно, мне нужен был только гриф, как самый сложный элемент в технологическом аспекте. МДФная банка полетела ко всем чертям. Туда же отправились стрёмные колки и бридж. В итоге только звучёк пригодился.

Я купил в настоящем гитарнопильном магазине настоящую ольховую доску и приступил к созданию корпуса

Не знаю, как это выглядит на фотках, но в действительности выполнить эти скосы было очень непросто. Вернее, было непросто приступить к этой операции, так как всё это я делал впервые и было стрёмно запороть недешёвую заготовку. Глаза боятся-руки могут.

Перо грифа требовало доработки. Я его обрезал по краям и оклеил кленовыми досочками. Отверстия от колков заклеил тем же, а по плоскостям оклеил шпоном, нарезанным из обрезков ольхи.

Друзья, не осуждайте меня за неподробность фотоотчёта ибо не репортёр я, а просто хоббист-столяр. Вот ещё пару фоток.

Радиус по кромкам был снят фрезером и доработан разными шлифмашинами, коих у меня в достатке. Не обошлось и без шлифовки наждачкой вручную. Как выяснилось, это не так утомительно, а скорее даже наооборот — интересно и познавательно.

К немаловажному процессу финишной отделки я приступал с особенно разбалансированным содроганием сердца. Тоже впервые, тоже чисто интуитивно. Сначала жахнул смесью колерованых масел, а потом затёр мебельным воском. И вот тут свершилось чудо. До последнего момента я нЕ был доволен процессом, и только после растирания воска я увидел то , что планировал ещё на старте. Эта полуматовая или полуглянцевая поверхность успокоила меня совершенно.

Про электричество рассказывать не вижу смысла, там всё как обычно.

Собственно, вот. Как-то так. Если честно, то всё это было не так просто, как может показаться. Но точно гораздо интереснее! Я намерен продолжить эксперименты в области музыкальных звучалок.

Всем хорошего лета и успехов в творчестве.

Жми на кнопку, чтобы подписаться на «Как это сделано»!

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках, в ютюбе и инстаграме, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс видео о том, как это сделано, устроено и работает.

Источник

Тревел бас гитара своими руками

Базовая модель-прототип #0

На мой взгляд, главной ошибкой в создании большинства тревел гитар является неправильное применение понятия минимализма. Люди либо забывают о нем вовсе, стремясь навешать побольше электроники, сложные бриджи, навороченный дизайн и т.д. Либо, наоборот, минимализма ради, делают крайне неудобные вещи типа безголовых грифов и корпусов прямоугольной формы. Мне хотелось этого избежать, поскольку я считаю это уродством. Тут как с выпивкой: 50 грамм вискаря — это очень мало, а литр — уже перебор. Мы же говорим о музыке, поэтому тут важна гармония. Не больше и не меньше. И в бухле и в гитаре. Вот так я примерно думал.

Поэтому у есть голова грифа. Она очень маленькая, но есть. Так мне привычнее настраивать инструмент, и, уверен, большинству гитаристов тоже. Людям часто хочется выглядеть идиотами. Они говорят мне, что без головы размеры были бы меньше. Да плевать! Цель то была не сделать самую маленькую гитару! Цель — получить инструмент, с которым удобно перемещаться и с которым пускают в самолет, а дальше “трава не расти”.

Мне не нравится безголовая гитара. Я не вижу в ней необходимости для себя лично, ибо с моей пускают в самолет даже при наличии головы. Делать безголовую гитару — это однозначно увеличение цены, ибо железо для безголовой стоит ощутимо дороже обычного хардтейл бриджа и традиционных колков. Плюс на безголовой гитаре сложнее менять струны. Плюс если у вас что-то сломается, то купить обычное железо будет в тысячу раз проще. Если вам нужна безголовая гитара — то их уже существует много разных, покупайте на здоровье.

#0 в Амстердаме. Фото: Сергей Тынку; 29 декабря 2016.

Длина составляет 82-83 см. Если сравнивать с Fender Stratocaser (98-99 см), то разница будет 15-16 см. Если говорить о ширине в самом широком месте корпусов, то там показания, соответственно, равны 18 и 32 см, то есть разница 14 см. Вес #0 получился 1.7-1.8 кг (без ремня).


Еще один базовый принцип конструкции заключается в максимальной “ремонтно-пригодности”. Тревел-гитара — это инструмент, постоянно подвергающийся каким-то повышенным нагрузкам. Это не домашняя гитара. Ее будут таскать по миру, ронять на асфальт, ею задевать об стены и углы. Поэтому бридж, колки, датчик, ручка громкости и другие комплектующие поставлены максимально стандартные и простые — такие, что можно будет купить в любом гитарном магазине мире.

Гриф #0 сделан с «гибсоновской» мензурой 24.75 дюйма. Обычно на трэвел гитарах делают мензуру меньше стандартных и это создает определенное неудобство. Поэтому я решил остановится на вполне распространенной “гибсоновской”. Но на заказ можно и другую мензуру.

У есть длиный верхний рог, ну или плавник, как я его называю. Цель конструкции — сделать так, чтобы гриф не перевешивал, когда гитара висит на ремне. Море людей жалуется на гитары без верхнего рога или с маленьким рогом (SG, Explorer, Flying V и т.д.), что их гриф перевешивает. У такой проблемы нет.

Достаточно необычно выглядящая вещь — это небольшой крюк на противоположном от рога конце корпуса. Он придает гитаре сходство с клюшкой. Это очень важная вещь! Я не видел людей, которые бы играли на электрогитаре, не опираясь на корпус предплечьем правой руки. Но у многих тревел гитар нет места под эту опору. Поэтому был придуман этот «заячий хвост».

#0 в Амстердаме. Фото: Сергей Тынку; 29 декабря 2016.

В качестве бриджа был выбран простейший хардтейл. Единственную ручку (громкость) я поставил на торец, чтобы не увеличивать площадь корпуса под нее, и гитара все таки соответствовала принципам минимализма.

Я решил ограничить инструмент одним датчиком. Это же не гитара для студии или репетиций! Это палка для поездок и занятий вдали от дома. И чем меньше в ней электроники, тем она будет проще, дешевле и надежнее. Это все не пустые слова.

Цвет инструмента Surf Green — тоже не случаен. Во-первых, он навевает мысли о море и путешествиях, о Jeff Beck и Fender, о старых американских тачках.

Хотя для моей жены (и других знакомых девушек) этот оттенок ассоциируется с фирменным цветом украшений , в котором они обычно делают коробки, пакеты, каталоги и прочее оформление (у нас дома, к сожалению есть парочка таких… а ведь можно было купить примочки…).

Во-вторых, чтобы не забыть этот инструмент на пляже, в баре или отеле, выбран цвет, который очень редко встречается в окружающей среде и, соответственно, бросается в глаза своей яркостью. Но ты можешь заказать любой другой цвет.

#0 в Амстердаме. Фото: Сергей Тынку; 29 декабря 2016.

Изначально хотелось сделать максимально недорогой и доступный инструмент, но поскольку он будет производиться на фабрике, где есть возможность выпускать как серийную продукцию, так и с индивидуальным подходом, то, разумеется, у инструмента будут разные варианты. В частности, какие-то гитары будут выпускаться максимально недорогими (датчики, бридж и колки, матовое покрытие), а какие-то с кастом-фишкам. Например, моя #0 c корпусом из ольхи с глянцевым лаком и изначально с датчиком Seymour Duncan JB. А ты возможно захочешь вообще купить без колков и датчика, с идеей потом поставить что-то из собственных запасов.

#0 в Париже. Фото: Сергей Тынку; 1 января 2017.

Разумеется, если вы будете брать не готовый инструмент (какое-то их количество, надеюсь, всегда будет у меня на руках), а заказывать, то вы сможете обговорить какие-то свои пожелания типа профиля грифа, цвета, мензуры, дерева, датчика и т.д. Какие-то из этих пожеланий повысят стоимость инструмента, а какие-то нет. Все это можно обсудить со мной.

Но в любом случае вы получите отличный инструмент. Мой личный прототип по качеству и звуку ничем не уступает американским Fender, что меня чрезвычайно радует. Характер звука? Ну, представьте хардтейл-страт или телек с хамбом.

#0 в Париже. Фото: Сергей Тынку; 1 января 2017.

P.S. В марте 2017 года на эту гитару были поставлены локовые колки. Нельзя сказать, что их появление стало какой-то необходимостью. Но я люблю локовые колки и стараюсь ставить на все гитары. А в данном случае, после продажи одной из гитар Gibson у меня остался лишний комплект хороших дорогих колков Schaller, которые я снял с инструмента, вернув туда оригинальные гибсоновские. Таким образом, чтобы локовые не лежали без дела, я поставил их на свою .

Осенью 2017 года был заменен датчик. JB сломался, и я поставил Fokin Rout. Он ничем не хуже сеймура, звучит очень близко к JB и в целом мне нравится во всех отношениях.

В 2018 (перед эфиром «Живого Уголка» с Олегом Изотовым) Илья Фокин по моей просьбе поставил туда датчик сине-голубая «зебра» помощнее. Я не знаю модели (кажется, Buffalo), но, помню, попросил самое мощное, что возможно из тех, что с магнитами Alnico.

Весной 2019 года на гитаре был заменен гриф. Мой друг Коля, владелец #3, решил продать свою , чтобы заказать вместо нее BigFatPro. Я решил перед продажей Колиной снять для себя с нее гриф с кленовой рабочей поверхностью и поставить туда свой гриф с палисандровой рабочей поверхностью. Таким образом, получилось, чего только не менялось на моей гитаре — колки, датчик, и вот теперь гриф. Но почему бы и нет?

#0 летом 2019.

В июле 2020 года на гитаре был опять заменен гриф. Новый раньше стоял на #100, и у него палисандровая рабочая поверхность и мензура 25.5 дюймов. Так же на гитару был поставлен датчик ARB Through Axis Br.

#0 летом 2020.

Источник

Читайте также:  Съемник крышки топливного насоса универсальный своими руками
Оцените статью