Тремоло бридж своими руками

Содержание
  1. Гитаростроение
  2. Этап 1. От шести винтов к двум
  3. Этап 2. От однобокости — к универсальности
  4. Этап 3. Замена рычага
  5. Виды тремоло бриджей для электрогитары: от винтажа до современности
  6. Система Bigsby для электрогитары
  7. Инструменты на которых применяется:
  8. Достоинства:
  9. Недостатки:
  10. Наиболее интересная модель на рынке:
  11. Система Vintage tremolo для электрогитары
  12. Инструменты на которых применяется:
  13. Достоинства:
  14. Недостатки:
  15. Наиболее интересная модель на рынке:
  16. Jaguar/Jazzmaster и его тремоло
  17. Инструменты на которых применяется:
  18. Достоинства:
  19. Недостатки:
  20. Наиболее интересная модель на рынке:
  21. Wilkinson как эволюция Vintage tremolo
  22. Инструменты на которых применяется:
  23. Достоинства:
  24. Недостатки:
  25. Наиболее интересная модель на рынке:
  26. Floyd Rose — одна из самых популярных систем
  27. Инструменты на которых применяется:
  28. Достоинства:
  29. Недостатки:
  30. Наиболее интересная модель на рынке:
  31. Kahler — современное небюджетное решение
  32. Инструменты на которых применяется:
  33. Достоинства:
  34. Недостатки:
  35. Наиболее интересная модель на рынке:
  36. Schaller Tremolo LP — без повреждений дерева
  37. Инструменты на которых применяется:
  38. Достоинства:
  39. Недостатки:
  40. Наиболее интересная модель на рынке:
  41. Итоги

Гитаростроение

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Алексей Кутепов
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 21 августа 2004 г.

Навеяно статьей Владимира Холстинина Укрощение «Стратокастера»

Этап 1. От шести винтов к двум

Ч ем отличается «машинка» на двух винтах от стандартной «машинки» на шести винтах? Всего-то наличием двух проточек в передней части верхней пластины (так называемые «ножи») и двух опорных винтов, куда эти «ножи» упираются. Апгрейд напрашивается сам собой. Для этого нужно приобрести два опорных шурупа (далее — винта) от Floyd Rose (винты изображены на фото 1).

Необходимые инструменты и материалы (для всех трех этапов): дрель, сверла диаметром 5, 6, 7, 8 и 9 мм, карандаш, прямоугольный брусок, школьный угольник, круглый надфиль, ножовка по металлу, отвертка Ph2, плоский напильник с крупной насечкой, острая стамеска, малярный скотч, молоток, кусочек наждачной шкурки, фломастер под цвет гитары или тюбик–кисточка с ремонтной краской из автомагазина (фото 2).

  • 1. Снимаем струны.
  • 2. Отмеряем от верхнего и нижнего края машинки по 4 мм и помечаем карандашом эти две точки на границе тремоло и пластиковой накладки.
  • 3. Берем шило и бесстрашно протыкаем его в щель между машинкой и накладкой в отмеченных точках.
  • 4. Снимаем пружины, выкручиваем шесть опорных винтов и снимаем саму машинку.
  • 5. Отвинчиваем крепежные шурупы пластиковой накладки (их 11), приподнимаем и сдвигаем ее вперед. Видим два прокола от шила.
  • 6. Сверлим в этих точках отверстия диаметром 5 миллиметров на глубину 37 миллиметров. Отверстия нужно просверлить строго перпендикулярно корпусу гитары. Для этого берем любой прямоугольный брусок, с помощью школьного угольника чертим на нем перпендикулярную линию, прикладываем его в месте сверления и стараемся держать дрель так, чтобы сверло было параллельно бруску и линии на нем. Если дрель не имеет ограничителя глубины сверления, просто намотайте в 37 миллиметрах от начала сверла немного изоляционной ленты, чтобы не просверлить глубже, чем надо (фото 3). Таким же методом рассверливаем верх отверстий до диаметра 7 миллиметров на глубину 10 миллиметров.

  • 7. Прикручиваем накладку на место, видим, что она перекрывает просверленные отверстия наполовину. Берем круглый надфиль и протачиваем накладку по отверстиям.
  • 8. Ставим «машинку» на место, заворачиваем пару штатных винтов. Видим, что теперь она перекрывает половину отверстий. Опять берем круглый надфиль и протачиваем уже «машинку» по форме отверстий.
  • 9. Снимаем «машинку». В ней у нас получились два полукруглых пропила. Круглым надфилем придаем им следующий вид (фото 4).

  • 10. Закручиваем два опорных винта в новые отверстия, устанавливаем «машинку» (регулируем по высоте, поворачивая новые опорные винты), натягиваем пружины. Проверяем, чтобы «машинка» свободно качалась на новых опорах, а если где-то задевает — подрабатываем надфилем. Ставим струны, настраиваем гитару. Теперь работать рычагом намного легче, машинка легко возвращается в исходное положение, гитара лучше держит строй (фото 5).

Так мы получили тремоло на двух винтах, купив лишь две копеечные детали. В любой момент вы можете вернуться к первоначальному варианту, выкрутив два новых и завернув шесть старых винтов. Но я думаю, вам этого уже не захочется никогда.

Примечание: здесь описаны опорные винты в виде шурупа, но еще они встречаются в виде рифленой втулки, в которую на резьбе вкручивается опорный винт. Технология установки аналогична, только отверстия надо сверлить диаметром 10 миллиметров на глубину 20 миллиметров, после чего молотком аккуратно забить туда втулку заподлицо с корпусом гитары. Отверстие нужно предварительно смазать клеем.

Этап 2. От однобокости — к универсальности

В результате первого этапа мы получили «стратовское» тремоло, подвешенное на двух опорных винтах. Оно может регулироваться по высоте и работает только вниз. Теперь попробуем заставить его работать и вверх.

Вариант А

  • 1. Выкручивая опорные винты, поднимаем «машинку» над корпусом гитары на 5-6 миллиметров.
  • 2. Выкручиваем регулировочные винты в каждой из шести кобылок, так, чтобы высота струн над грифом осталась неизменной.
  • 3. Смотря на гитару с обратной стороны, двигаем рычаг вверх-вниз и отмечаем карандашом, куда упирается внутренняя часть «машинки» при движении рычага вверх.
  • 4. Снимаем струны и «машинку».
  • 5. Берем напильник и аккуратно стачиваем отмеченную часть под углом. Периодически ставя машинку на место, добиваемся, чтобы при движении рычагом вверх задняя часть машинки свободно доходила до поверхности гитары.
  • 6. Для эстетики закрашиваем сточенные места фломастером под цвет гитары (фото6).

  • 7. Ставим на место машинку, пружины, струны и настраиваем гитару (фото7).

Теперь «машинка» получает возможность работать на повышение строя до того момента, пока не упрется в корпус. Лично мне не понравилось это ограничение и внешний вид задранной машинки. Хотя играть вполне можно. Идем дальше.

Мы сделаем под «машинкой» небольшую выборку (а-ля Floyd Rose). Это позволит опустить ее вровень с корпусом и увеличить диапазон движения рычага вверх.

  • 1. Вкручиваем опорные винты, и «машинка» опускается на корпус.
  • 2. По периметру «машинки» (на расстоянии 0,5 миллиметров сверху и снизу, и 5 миллиметров сзади от нее) наклеиваем полоски малярного скотча (фото 8).

  • 3. Снимаем струны, пружины, «машинку».
  • !4. В углах получившегося прямоугольника размечаем центры отверстий на расстоянии 4 миллиметров от линий скотча (диаметр отверстия 8 миллиметров), и немного накерниваем их.
  • 5. Сверлим два отверстия на глубину 8 миллиметров; они должны оказаться как бы вписанными в углы, образованные линиями скотча.
  • 6. С помощью линейки и острого шила процарапываем по краю скотча до дерева линии на лаке между отверстиями и от отверстий к накладке.
  • 7. Теперь нужно при помощи стамески и молотка вырубить полученный прямоугольник на глубину 8 миллиметров. Тут требуется максимальная аккуратность и осторожность. Стамеска должна быть очень острой. Технология проста. Ставим стамеску в процарапанную линию (линии процарапывались для того, чтобы не было сколов и продавливания лака), наносим несильный удар молотком, так, чтобы стамеска углубилась примерно на 1 миллиметр. Далее стамеска сдвигается по линии на половину своей ширины и процесс повторяется. Обязательно держите стамеску перпендикулярно корпусу гитары. После того как вы углубитесь по контуру примерно на 3 миллиметра, нужно выбрать стамеской дерево на эту глубину. Процесс повторяется, пока вы не достигнете глубины 8 миллиметров. Очень трудно описывать словами эту элементарную столярную операцию. Если вы не уверенны в своих навыках, попросите кого-нибудь мастера показать, как это делается. Не вредно потренироваться на какой-нибудь доске.
  • 8. Теперь зачищаем стамеской и кусочком шкурки дно и стенки полученной выборки, после чего подкрашиваем фломастером или ремонтной кисточкой. Поверхность за опорными винтами нужно также срубить немного под углом вниз (фото 9).

  • 10. Ставим «машинку», пружины, и проверяем, свободно ли она движется. Если где-то задевает за корпус, подтачиваем напильником. Ставим струны, регулируем их по высоте и настраиваем гитару (фото 10).

Этап 3. Замена рычага

Р ычаг у этих «машинок» является традиционным слабым местом. Он вкручивается на резьбе во внутреннюю часть «машинки». Она, как правило, изготовлена из мягких материалов (силумин и т.п.). Через резьбовую часть длиной 20 миллиметров передается усилие от почти 200-миллиметрового рычага. Немудрено, что очень скоро резьба ослабляется и в рычаге появляется неприятный люфт. От него пытаются избавиться, затянув рычаг еще на оборот, но это помогает не надолго. Намного лучше это соединение реализовано на некоторых моделях Floyd Rose. У них рычаг не имеет резьбы и крепится к «машинке» накидной гайкой. Приобретаем как запчасть этот узел в сборе с опорной втулкой (фото 11).

  • 1. Снимаем струны, пружины, «машинку».
  • 2. Полностью разбираем «машинку», отвинчиваем от нее нижнюю часть (крепится тремя винтами под кобылками) и отпиливаем от нее кусок, куда вкручивался рычаг (где-то 12 миллиметров). Для эстетики зачищаем место распила напильником (фото 12).

  • 3. Теперь нужно установить опорную втулку (она состоит из двух частей, стянутых винтом). Ее посадочное место (поясок с накаткой) имеет диаметр 9,3 миллиметров. Следовательно, отверстие нужно 9 миллиметров для посадки с натягом. Центр штатного отверстия в верхней пластине «машинки» находится близко к кобылкам и, если его просто рассверлить, то накидная гайка рычага упрется в кобылку первой струны. Разметить центр нового отверстия накерниванием не удается, так как он приходится на край старого. Я расточил штатное отверстие круглым надфилем до овала длиной 9 миллиметров в сторону края «машинки», и только потом рассверлил дрелью.
  • 4. Положив верхнюю пластину «машинки» между двумя опорами (например, между двух кухонных досок) несильным ударом молотка запрессовываем опорную втулку в новое отверстие, после чего прикручиваем ее нижнюю часть винтом с внутренним шестигранником. Будьте осторожней, чтобы не погнуть корейскую броню.
  • 5. Собираем «машинку», прикручиваем новый рычаг. Под накидную гайку не вредно положить немного смазки (фото 13).

  • 6. Устанавливаем «машинку» на место, надеваем пружины и, качая рычаг, проверяем, свободно ли она перемещается вверх и вниз. Если нижняя часть опорной втулки рычага задевает за корпус гитары, то надо снять «машинку» и аккуратно подточить корпус в этом месте круглым надфилем или напильником.
  • 7. Натягиваем струны, настраиваем гитару.

Здесь приведены размеры купленных мною деталей. Изделия разных производителей могут отличаться. Проверьте посадочные размеры перед началом работы.

Источник

Виды тремоло бриджей для электрогитары: от винтажа до современности

Тремоло бриджи (струнодержатели) имеют сложную конструкцию, в которую входит подвижная часть, с креплением для струн. Сделано это для того чтобы, изменять высоту взятых нот во время игры, при помощи специального рычага.

Изначально такие бриджи были разработаны для имитации популярных в 50-е lap steel guitar (гавайских гитар), а в частности эффекта вибрато, однако со временем общая концепция претерпела ряд значительных изменений.

В этой статье мы рассмотрим основные виды тремоло бриджей для электро гитары, начиная от архаичного Bigsby и классического Vintage Tremolo, заканчивая модерновым 10-тиструнным Kahler.

Система Bigsby для электрогитары

Bigsby — одно из первых в мире тремоло, является прародителем всех ныне существующих тремоло систем. Было разработано механиком проектировщиком мотоциклов Полом Бигсби, для кантри музыканта Мерлона Тревиса, недовольного качеством вибрато на своем инструменте.

Тремоло применяется в основном на полуакустических гитарах, в следствии того, что верхняя часть деки на подобных инструментах довольна хрупкая и использование машинки напрямую прикрученной к ней болтами, может привести к повреждению древесины, которая напрямую влияет на звук (об этом в статье о типах древесины для гитар).

В Bigsby же, машинка как бы висит, а струны соприкасаются лишь с нижним порожком, что сводит нагрузки на корпус гитары практически к нулю. Тремоло необычайно управляемо, послушно реагирует на минимальные усилия на рычаг, как на повышение так и на понижение строя.

Так же с помощью Bigsby можно относительно легко (без фрезеровки) модифицировать практически любую электро гитару, существует множество моделей этого тремоло, разработанных под различные виды гитар, как полуакустические так и цельно корпусные.

Инструменты на которых применяется:

В основном — это гитары фирмы Gretsch, однако зачастую можно увидеть и на инструментах фирм Gibson и Fender.

Достоинства:

  • Легкая отстройка бриджа
  • Хорошо держит строй
  • Стильный винтажный дизайн
  • Работает как на повышение так и на понижение строя
  • Простота настройки инструмента, как с фиксированным бриджем

Недостатки:

  • Высокая стоимость
  • Неглубокий ход рычага
  • Большой вес

Наиболее интересная модель на рынке:

Bigsby B3 — подходит практически для всех типов гитар, при этом не требуется сверлить посадочные отверстия в корпусе. Стоит около 8 тысяч рублей, на ноябрь 2015-ого.

Система Vintage tremolo для электрогитары

Разработанное специально для Fender Stratocaster, Vintage tremolo на данный момент является наиболее распространены гитарным бриджем, в особенности в бюджетном сегменте.

Данное тремоло крепится на шести опорных винтах. Станина в которую продеваются струны проходит сквозь корпус, натяжение струн уравновешивается с помощью пружин крепящихся на скобу (прикрученную напрямую к корпусу) с обратной стороны деки.

Рычаг вкручивается внутрь станины по резьбе. Vintage tremolo предназначено для неглубокого, деликатного изменения строя и способно понижать его в пределах одного-двух тонов, а при активной работе неизбежно расстраивается.

Инструменты на которых применяется:

Fender Stratocaster и различные его клоны

Достоинства:

  • Возможность индивидуальной регулировки высоты струн
  • Простота настройки инструмента, как с фиксированным бриджем, при условии, что тремоло лежит на корпусе
  • Доступность цены

Недостатки:

  • Посредственно держит строй
  • Зачастую при активном использовании и прошествии определенного времени появляется люфт рычага

Наиболее интересная модель на рынке:

Gotoh 101T — классическое 6-ти болтовое тремоло изготовленное из высококачественных материалов в Японии, имеет крайне доступную цену около 2,5-3 тысяч рублей, на ноябрь 2015-ого.

Jaguar/Jazzmaster и его тремоло

Ещё один вариант нестареющей классики от Fender, были разработаны в эпоху Surf Rock, в следствии чего не приспособлена для сильных и глубоких движений рычагом, однако при умеренном использовании отлично выполняет свои функции, отличаясь сбалансированным и плавным ходом, а так же железным строем.

Плюс ко всему благодаря функции запирания (фиксации) — trem-loc, можно легко превратить тремоло в фиксированный.

Инструменты на которых применяется:

Fender Jaguar/Jazzmaster и их клоны

Достоинства:

  • Плавный ход рычага
  • Стильный внешний вид
  • Функции запирания — trem-loc
  • Легкая отстройка бриджа

Недостатки:

  • Часто появляется люфт рычага
  • При интенсивной игре струны выскакивают из седел.

Наиболее интересная модель на рынке:

Hosco HK41 — бюджетный вариант офсетного тремоло, хорошего качества, по доступной цене — около 3 тысяч рублей, на ноябрь 2015-ого.

Wilkinson как эволюция Vintage tremolo

Этот тип бриджа является прямой эволюцией Vintage tremolo. Благодаря тому, что струны зажимаются непосредственно на самом бридже, данное тремоло дает возможность намного активнее работать рычагом в сравнении с классическим 6-ти винтовым.

Если же гитара оборудован локовыми колками и роликовым порожком, растройка инструмента сводится к нулю. Не смотря на то что тремоло разработано на понижение строя при правильной настройки можно добиться и небольшого натяжения вверх.

Так же большим плюсом является безрезьбовое крепление рычага и как следствие полное отсутствие люфта.

Инструменты на которых применяется:

В основном данное тремоло применяется, на современных прогрессивных инструментах таких как Reverend

Достоинства:

  • Отлично держит строй, в особенности с локовыми колками
  • Возможность индивидуальной регулировки высоты струн
  • Простота настройки инструмента, как с фиксированным бриджем, при условии, что тремоло лежит на корпусе
  • Отсутствие люфта рычага

Недостатки:

  • Высокая цена
  • Для значительного повышения строя требуется фрезеровка деки

Наиболее интересная модель на рынке:

Wilkinson by Gotoh VS-100, имеет существенное преимущество в сравнении с другими клонами: опоры тремоло имеют потайной болт для фиксации в стакане, что позволяет устранить их люфт, производится в Японии, стоит около 7-8 тысяч рублей, на ноябрь 2015-ого.

Floyd Rose — одна из самых популярных систем

Floyd Rose тремоло бридж названный так в честь собственного изобретателя Флойда Роуза, разработавшего его в 1977 году для собственных нужд, однако после получения патента в 1979 году, начавшего серийный выпуск совместно с компанией Kramer. Популярность к данной тремоло системе пришла в начале 80-х, благодаря такому музыканту как Эдди Ван Хален.

В систему, помимо плавающего бриджа зажимающего струны, так же входит топ-лок — механизм, зажимающий струны на грифе у верхнего порожка. Запирающая система снижает нагрузку на колки и помогает удерживать строй струн, тогда как плавающий бридж позволяет изменять натяжение струн, изменяя высоту звучащих нот как в низ так и вверх.

В тоже время когда струны зажаты с помощью топ-лока, использование колков для настройки гитары невозможно в следствии чего гитара настраивается до того, как закручивается топ-лок, а после для точной и более тонкой настройки используются специальные винты «микроподстройки», имеющиеся на нижнем порожке.

Не смотря на то что тремоло отлично держит строй у него есть и значительные минусы, к примеру заменить порванную струну бывает целым приключением, так как после обрыва плывет строй и для замены необходим целый набор ключей.

Так же тремоло очень чувствительно как к окружающей температуре так и к перемещение гитары в пространстве, излишний нажим при глушении струн ладонью может вызвать проблемы со строем.

Инструменты на которых применяется:

В основном — это суперстраты из 80-х и различные их производные, от таких компаний как Kramer, Jackson, Fernandes, B.C.Rich и т.п.

Достоинства:

  • Отлично держит строй
  • Работает как на повышение так и на понижение строя
  • Очень глубокий ход рычага и как следствие большой диапазон как в понижении так и в повышении строя
  • Отсутствие люфта в рычаге

Недостатки:

  • Сложная настройка
  • Нельзя менять строй «на лету»
  • Всегда необходимо иметь набор ключей
  • Крайняя чувствительность тремоло
  • Нельзя индивидуально настроить высоту струны

Наиболее интересная модель на рынке:

Высококачественная копия тремоло Floyd Rose произведенная в Японии, ничуть не уступающая качеством оригиналу, благодаря тому что сустейн блок имеет длину 36 мм, подходит для большинства инсталляций.

Так же существенный плюсы — это: опоры имеющие потайной болт для фиксации в стакане, что позволяет устранить их люфт (в отличии от опор OFR и Schaller), а также форма станины, а именно свободная фиксация одного из её краёв, делает это тремоло более простым в отстройке, в отличии от станин имеющих 2 симметричных ножа.

Так и цена значительно ниже OFR 8-9 тысяч против 12-14 тысяч рублей, на ноябрь 2015-ого.

Kahler — современное небюджетное решение

Тремоло Kahler ближе всего к Floyde Rose, так же имеет топ-лок и микроподстройки, однако конструктивно существенно отличается. Для установки данного бриджа в корпусе гитары делается небольшой вырез, чтобы разместить блок с пружинами. Этот вырез значительно меньше необходимого для установки Floyd Rose, что позволяет избежать значительных ухудшений тона и сустейна.

Тремоло Kahler обычно имеют 4 точки контакта с корпусом и это обеспечивает качественную передачу вибрации струн корпусу гитары, по звуковым характеристикам наиболее близко подходя к тону Tune-O-Matic.

Функциональность Kahler так же на высоте, высота каждой струны регулируется индивидуально, натяжение пружин регулируется одним поворотом ключа и без необходимости лезть «под бридж», легко можно установить удобное расстояние между струнами, соответственно верхнему порожку, есть возможность регулировки «степени свободы» рычага.

В серии Hybrid можно легко превратить тремоло в фиксированный бридж. Нельзя не отметить плавный и податливый рычаг, глубокие «дайвы» и «пул-апы» могут быть легко выполнены мизинцем. Kahler практически не изменяет строй при изменении положения гитары и особенно при глушении струн ладонью.

Инструменты на которых применяется:

В 80-е и 90-е — это в основном суперстраты от американских мелкосерийных (на тот момент) компаний, таких как Carvin и B.C.Rich, на данный момент в связи с конструктивными особенностями полюбились компаниям изготавливающим модерновые гитары с 7-10 струнами и мульти мензурой, к примеру Agile.

Достоинства:

  • Звук без потерь тона и сустейна, наиболее близок к Tune-O-Matic
  • Стабильность строя
  • Плавная работа рычага

Недостатки:

  • Требовательность к точности установки и настройки
  • Высокий износ струн
  • Очень высокая стоимость

Наиболее интересная модель на рынке:

2350 FF, безусловно 10-тиструнный тремоло бридж для мультимензурных инструментов является самым интересным предложением от Kahler, однако цена в 699$ не способствует экспериментам.

Schaller Tremolo LP — без повреждений дерева

Данное тремоло разработано для установки на штатное место Tune-O-Matic без фрезеровки корпуса. Тремоло имеет достаточно глубокий, но плавный ход рычага и работает как на повышение, так и на понижение строя. Из-за того, что тремло по сути «висит в воздухе» настроить его довольно сложно и трудоемко, однако при грамотной настройке строй при активной работе рычагом держится хорошо.

Инструменты на которых применяется:

Любые инструменты с Tune-O-Matic

Достоинства:

  • Устанавливается без фрезеровки
  • Мягкий и плавный ход рычага

Недостатки:

  • Трудная и кропотливая настройка
  • Ролики немного «съедают» сустейн
  • Высокая стоимость

Наиболее интересная модель на рынке:

Она одна Schaller Tremolo LP, стоит порядка 10-11 тысяч рублей, на ноябрь 2015-ого года.

Итоги

Какое тремоло выбрать, по большей части дело вкуса и поставленных задач, однако всегда можно пойти на компромисс от общих тенденций, не стоит зацикливаться на каком то одном варианте, пробуйте новое, экспериментируйте и в конечном итоге вы найдете «то самое» свое тремоло.

Источник

Читайте также:  Сделать мангальную печь своими руками
Оцените статью