- Как самостоятельно изготовить апилифт для перевозки ульев?
- Устройство и принцип действия
- Требования к подъемнику и типовые чертежи
- Пошаговая инструкция по сборке
- Этап 1: сборка рамы
- Этап 2: установка катушки, подъемного механизма и колес
- Этап 3: монтаж каретки, вилки и зажимов
- Видео-руководство
- Полезные советы
- Устройство и изготовление пасечной тележки своими руками
- Конструкция и принцип работы
- Материалы и инструменты для самостоятельного изготовления
- Пошаговая инструкция сборки
- Катушка и подъемный механизм, колеса
- Каретка и вилка
Как самостоятельно изготовить апилифт для перевозки ульев?
На крупных пасеках для транспортировки пчелиных отсеков нужен специальный подъемник – апилифт. Это металлическая конструкция с захватывающей частью и колесами для перемещения. Её можно собрать своими руками, воспользовавшись готовыми чертежами и пошаговой инструкцией.
Устройство и принцип действия
Основными частями подъемника для ульев являются:
- Рамы. Первая рама неподвижна, поэтому выступает в качестве скелета конструкции, а вторая – двигается параллельно первой и обеспечивает грузу надежную опору. Выполняются рамы из металлических профильных труб с квадратным сечением. От их толщины зависит грузоподъемность и износоустойчивость готовой тележки.
- Каретка. Берет на себя вес улья, поэтому нагрузка на неё колоссальная. На последних поперечных ограничителях каретки фиксируются боковые зажимы, удерживающие улей в одном положении. Центральный ограничитель нужен для фиксации торса – элемента лебедки, который обеспечивает подъем и опускание груза.
- Вилки. Это элементы в виде прочных углов, которые ставятся в каретку и исполняют функцию подъема ульев. На них помещается груз.
- Подшипники. В конструкции присутствует 6 подшипников, 4 из которых находятся на кронштейне, а 2 – на колесах. Благодаря ним тележка легко управляется и плавно перемещается.
- Рычаг. Позволяет поднять улье на значительную высоту от земли. Тележку нужно подвезти к грузу, регулировать ширину захвата с помощь винта и кронштейна, а затем рычагом оторвать улья от земли и перевезти на нужное место.
- Колеса с кронштейном. Такая составная часть тележки единая и выступает в качестве приваренной направляющей, но при разборке и транспортировке может сниматься. Кронштейн крепится к раме посредством затягивания двух сквозных болтов в нижней и верхней частях конструкции, а после фиксируется с помощью барашка и помогает надежно фиксировать улей. Колеса на подшипниках нужны для передвижения всего апилифта. Они должны быть широкими, а также иметь крепкую единую основу, камеры для накачивания и рифленую покрышку для удобного буксования.
Апилифт отличается от простой тележки именно наличием зажимов и системы рычагов для отжимания.
Принцип работы у такого приспособления прост:
- Боковые зажимы конструкции надежно фиксируют улье.
- Ручка-рычаг поднимает груз от уровня земли на некоторую высоту.
- Подъемник на колесах перекатывается на нужное место.
- Груз опускается на землю также с помощью ручки-рычага.
Конструкция с таким принципом работы выглядит таким образом:
Требования к подъемнику и типовые чертежи
Мобильная установка используется для транспортировки тяжеловесных и габаритных ульев, поэтому она должен обеспечивать грузу безопасность на протяжении всего передвижения. Чтобы это было возможным, самодельный апилифт должен обладать такими характеристиками:
- Грузоподъемностью до 120-130 кг. В среднем, один отсек весит 40-42 кг, поэтому тележка может перевезти либо тройной улей, либо три отдельные его части.
- Шириной захвата примерно 35-55 см. Размеры ульев могут быть разными, поэтому стоит предусмотреть регулируемые боковые фиксаторы, с помощью которых можно производить захват и корректировать его ширину в зависимости от габаритов груза.
Правильный развод зажимов позволит фиксировать тяжелый груз без прикладывания особых физических усилий.
Механизм для поднятия у апилифта может быть ручным или механическим, но для облегчения работы большинство пчеловодов делают тележку своими руками с автоматическим приводом.
Определившись с параметрами будущего подъемного устройства, необходимо подготовить его чертеж. Вот примерный чертеж стандартного варианта тележки грузоподъемностью до 130 кг:
Пошаговая инструкция по сборке
Для сборки подъемника потребуются такие материалы и инструменты:
- трубы профильные с квадратным сечением – 40х20, 30х20, 25х25 мм;
- болты (M6, M8) и гайки;
- ручка с нескользящим покрытием (прорезиненным или любым другим);
- прочные натяжные пружины;
- стальной трос диаметром 3-4 мм;
- катушка с таким параметрами: высота – 34 мм, внешний диаметр – 50 мм, внутренний диаметр – 30 мм;
- ручка к катушке для намотки троса;
- колеса с внешним диаметром 380-400 мм– 2 штуки;
- ролики с подшипниками;
- сварочный аппарат;
- болгарка;
- измерительная рулетка.
Подготовив всё необходимое, можно приступать к сборке тележки. Данный процесс можно условно разделить на три этапа, каждый из которых требует отдельного рассмотрения.
Этап 1: сборка рамы
Основой всей конструкции является рама, которую нужно изготовить следующим образом:
- Сварить из боковых стоек раму, чтобы в готовом состоянии её длина составляла 1570 мм, а ширина – 370 мм.
- К готовой раме перпендикулярно приварить встык 4 трубы. Крайнюю балку прикрепить к боковинам еще и плашмя. Поперечины сверху и снизу должны соответствовать размерам труб рамы (40х20 мм). Для срединных же поперечин нужно использовать меньшие трубы (30х20 мм). Вторую балку устанавливать на расстоянии 500 мм от верхней поперечины, а третью – на расстоянии 380-400 мм от нижней.
- Специально для подшипника по длине рамных стоек с наружной стороны сделать вертикальный пропил в 200 мм. По его краям установить болты M6, иначе подшипник будет вылетать из канавки во время эксплуатации тележки.
- С двух сторон третьей балки, идущей сверху, высверлить по одному отверстию под болты M В дальнейшем на этих местах будут установлены колесные кронштейны.
Этап 2: установка катушки, подъемного механизма и колес
На этой стадии собранная рама начиняется всеми необходимыми элементами, позволяющими в будущем перевозить груз. Их монтаж производится в таком порядке:
- Подшипник диаметром в 40 мм установить на верхнюю поперечину, выдержав от правого края рамы 130 мм.Поверх подшипника закрепить фиксатор (крепеж), предотвращающий выпадение троса из блока, поднимающего груз.
- С левой стороны рамы, также на расстоянии 130 мм от первой перекладины, установить роликовую канавку и вставить в него стальной трос, верхний свободный конец которого прибить болтами на левую боковину.
- На вторую сверху перекладину, с лицевой стороны, установить катушку, выдержав от правого ребра рамы отступ в 120 мм. В подшипнике установить ось для катушки, на которую будет наматываться трос при поднятии тяжести.
- С противоположной стороны от катушки, также на второй балке, приварить рычаг размером в 200 мм. Он должен иметь рукоятку, которая свободно вращается вокруг своей оси.
- Возле катушки и рычага прибить кусок прута из стали, который будет исполнять роль металлических стопоров.
- При помощи троса присоединить рукоятку рычага к металлическому язычку и пружине. Язычок поможет предотвратить случайный спуск нагруженной каретки. В состояния покоя он будет прижиматься пружиной к стопору. На данном шаге подъемный механизм выглядит таким образом:
- Из профильной трубы размером 25х25 мм изготовить кронштейны, на которые установить колесные оси. Для внешней фиксации прибить их гайками.
Изготовленная по такой схеме конструкция легко склоняется к земле под разными углами. Это обеспечивается выдвигающимися из кронштейнов колесами.
Этап 3: монтаж каретки, вилки и зажимов
Заключительная, но не менее важная часть в изготовлении апилифта. Предполагает выполнение следующих действий:
- Собрать каретку – подъемную установку, состоящую из многочисленных частей, в том числе и зажимов для фиксации груза. Для этого сначала сделать каркас с подшипниками, габариты которого равны 720х380 мм. В качестве материала использовать трубу 30х20 мм. В нижней части изготовить 2 перекладины из трубы диаметром 30х30 мм. В них будут располагаться боковые фиксаторы, захватывающие корпус улья.
Шарнир наклоняется под действующей тягой, а квадрат, тянущий трубку от бокового зажима, перекашивается. Угол наклона шарнира регулируется с помощью болта с пружиной, а от этого зависит регулировка зажимов. Чем больше наклон, тем интенсивнее сжатие.
Видео-руководство
Об основных нюансах, которые стоит учитывать при изготовлении апилифта, рассказывается в видео ниже:
Полезные советы
При эксплуатации самодельной пасечной тележки стоит учитывать ряд правил:
- Перед началом полноценной работы с подъемником проверить его на техническую исправность. Для этого изначального использовать его без груза, обращая особое внимание на такие детали:
- фиксацию винтиков и гаек, особенно в тех участках, где закреплены ролики троса;
- плотность прилегания опорно-рамных болтов, зафиксированных через шайбы;
- полноту вхождения креплений в пазы.
- Если транспортируются улья с тяжелыми сотами, проверить надежность их фиксации.
- По возможности освободить улья от всех лишних составляющих. В частности, стоит убрать все подвижные части короба, которые могут напугать пчел.
- Проверить прочность креплений рамок внутри короба. Если в процессе транспортировки соты оборвутся, то это вызовет агрессию у насекомых. К тому же часть из них может погибнуть.
- В процессе погрузки улья следить за надежностью фиксатора ручки, поскольку он может выскочить при наклоне тележки, что приведет к падению груза.
- При перевозке пчел работать в защитной одежде, а также иметь при себе пульверизатор и сетку. Все эти меры помогут защитить себя от укусов насекомых в случае аварии.
При прикладывании определенных усилий апилифтможно собрать своими руками, что позволит значительно сэкономить на покупке магазинной пасечной тележки. При этом большое внимание нужно уделить монтажу мелких деталей, от которых будут зависеть технические характеристики изготовленной мобильной установки.
Источник
Устройство и изготовление пасечной тележки своими руками
Конструкция и принцип работы
Тележка должна быть регулируемой для разного вида ульев, способной поднимать и перевозить бочки и другие емкости.
Апилифт, купленный в специализированном магазине, обладает следующими характеристиками:
- допустимая масса поднимаемого груза не должна превышать 150 кг.;
- высота, на которую поднимается груз, ограничивается 1,3 м;
- захват тележки работает в диапазоне от 34,8 до 53,6 см.
На этих характеристиках основаны чертежи для изготовления устройства своими руками.
Подъемник состоит из таких элементов:
- двух рам, одна из которых неподвижна;
- троса;
- двух колес на оси;
- рычага;
- кронштейн для зажима;
- вилки.
Регулировочный винт и установочные отверстия позволяют настраивать тележку под разные размеры груза.
Пасечная тележка с поднятым вверх рычагом подвозится к улью. Кронштейн для зажима регулировочным винтом подводится в положение, при котором зазор между ульем и кронштейном не превышал 5 мм. После этого ручка рычага опускается вниз. Улей оказывается надежно зажатым с двух сторон. На нужную высоту груз поднимается с помощью лебедки.
Материалы и инструменты для самостоятельного изготовления
Своими руками смастерить подъемник можно только опираясь на чертежи и владея необходимым инструментом, а также умением им пользоваться. Профессионалы советуют делать механический привод устройства. Это облегчит управление подъемником. Правильно сконструированная тележка для перевозки ульев поднимает и опускает кладь с точностью до 1 см. Вес груза при правильном выполнении практически не ощущается, ручка испытывает на себе давление около 1 кг.
Для работы понадобится:
- профильные квадратные трубы 4 x 2; 3 x 2; 2,5 x 2,5 см;
- болты М6, М8, гайки;
- колеса;
- трос;
- катушка для наматывания троса;
- ролики с подшипниками;
- ручки с резиновым покрытием;
- пружины для натяжения;
- рулетка;
- сварочный аппарат.
Пошаговая инструкция сборки
Процесс изготовления апилифта своими руками проходит несколько этапов с поочередным конструированием рамы с катушкой, подъемного механизма, каретки. Представленные подробные фотографии с размерами принадлежат Сергею Самойлову.
Размер готовой рамы составляет 157 см в длину и 37 см в ширину. Рама варится из квадратных труб в соответствии с указанными выше размерами. Она должна иметь 4 поперечных балки, приваренные встык. Самая нижняя балка приваривается плашмя к боковинам. Для верхней и нижней поперечных балок используется труба такого же размера, как и для рамы. Для двух средних балок применяется труба меньшим диаметром (3 x 2 см). Вторая поперечная балка сверху крепится на расстоянии 50 см от верхней балки. Вторая балка снизу приваривается на 38 см от нижней.
С внешней стороны по всей длине стоек рамы апилифта делается пропил в 2 см для движения подшипника. В пропиле сверху и снизу крепятся болты М6, удерживающие подшипник от вылета из канавки.
На третье балке сверху с двух сторон делаются по 2 болтовых сквозных отверстия (М8) для дальнейшего крепления кронштейнов колес.
На расстоянии 20 см от верхнего края рамы к боковым трубам привариваются ручки, как у обычных садовых тачек.
Катушка и подъемный механизм, колеса
На лицевую часть верхней поперечной трубы на расстоянии 13 см от правой боковины крепится подшипник диаметром 4 см с фиксатором от выпадения троса. Он будет выполнять функцию подъемного блока. В канавку ролика помещается 3 мм стальной трос.
С левой стороны боковины на расстоянии 13 см болтами закрепляется свободный верхний конец троса.
На вторую сверху поперечную балку крепится катушка высотой 3,5 см и внешним диаметром 5 см и внутренним 3 см на расстоянии 12 см от правой боковой трубы рамы. При подъеме каретки на катушку будет наматываться трос. Ось катушки устанавливается в подшипнике. С другой стороны к ней приваривается рычаг (20 см) со свободно вращающейся вокруг своей оси рукояткой.
На поперечной балке, где крепится катушка и рычаг, сверху и снизу привариваются два металлических стопора.
Ручка рычага тросом соединяется с пружиной и металлическим язычком. Язычок выступает предохранителем от случайного опускания каретки с грузом. В нерабочем состоянии пружина упирает язычок в один из стопоров.
Для изготовления апилифта лучше всего подойдут колеса с внешним диаметром 38 см.
Оси колес крепятся кронштейнами, изготовленными из квадратной трубы диаметром 2,5 x 2,5 см. С внешней стороны оси фиксированы гайками. К раме кронштейны крепятся стальными прямоугольными пластинами размером 11 x 2,5 см. Таким образом, кронштейн для колес представляет собой два отрезка трубы 23 и 30 см, сваренные между собой под прямым углом и прикрепленные к раме сквозными болтами М8.
Колеса выдвигаются из кронштейнов, что дает возможность наклонять апилифт к земле под разными углами.
Каретка и вилка
Самая сложная деталь механизма для изготовления своими руками – это его подъемная часть или каретка.
Вначале делается каркас каретки (72 x 38 см) из трубы диаметром 3 x 2 см. Нижние две поперечные балки привариваются из трубы чуть большего диаметра 3 x 3 см, так как внутри будут размещаться боковые зажимы для захвата улья. Зажимы удерживаются за счет шарниров. Когда под действием тяги, шарнир наклоняется, идет перекос квадрата, тянущего за собой трубку бокового зажима. Наклон шарниров регулируется болтом с пружиной. Сила сжатия боковых зажимов зависит от степени отклонения шарнира.
Зажимы, осуществляющие захват груза, изготавливаются из трубы 2,5 x 2,5 см с рабочей длиной в 46 см.
Перпендикулярно по отношению к внешним краям зажимов привариваются отрезки трубы (по 9 см), к которым крепятся сваркой «лапы» зажима длиной 14 см. Внутреннюю поверхность лап делают ребристой, чтобы лучше осуществлять захват. Готовые зажимы легко вставляются в трубы каретки большего диаметра.
В центре нижней поперечной трубы каретки приваривается такой же блок для троса, который установлен на перекладине рамы. Движение каретки по раме осуществляется за счет 4 подшипников, установленных по боковым стойкам подъемника.
Апилифт предусматривает возможность подъема улья за дно. Для этого в самом низу каретки как с правого, так и с левого бока привариваются отрезки трубы (9 см) диаметром 2,5 x 2,5 см, в которые вставляются подъемные вилки и крепятся болтами М6. Сами вилки — это отрезки трубы длиной 49 см.
Для того чтобы механизм каретки начал сжиматься его приводят в действие рычагом с тягой.
Источник