- Простой турботаймер своими руками
- Самый простой турботаймер
- Принцип работы такой схемы:
- Электронный турботаймер
- Третья схема турботаймера для ленивых
- Турботаймер на дизель своими руками (схема)
- Когда устанавливают турботаймер
- Турботаймера для дизеля. Принципиальная схема и принцип ее работы
- Когда стоит ставить турботаймер
- Турботаймер на микроконтроллере
- Фото турботаймеров на дизель
Простой турботаймер своими руками
Т урботаймер — простое устройство, которое позволяет продлить жизнь двигателю и не важно на чем он работает на бензине или на дизеле. Если в вашем автомобиле установлен турбированный двигатель, то без турботаймера вам не обойтись.
Для чего он нужен можно сразу догадаться если разобраться с системой турбонаддува, сердцем которой является турбина.
Не каждому приводилось видеть вживую устройство турбины. Поэтому уделим несколько минут и опишем одним-двумя предложениями устройство турбины.
Турбина — высокотехнологическое устройство, корпус которого напоминает улитку, внутри корпуса установлены крыльчатки которые вращаются со скоростью более 50000 об/минуту. Теперь думаю понятно почему так важно обеспечить непрерывную смазку трущихся деталей, и оптимальную температуру узлов турбины.
Ну с принципом работы нам все понятно: на валу находятся лопасти, а вал опирается на подшипники. Все понятно, не понятна только причина по которой необходимо устанавливать турботаймер на турбированные двигатели.
Но у вас сразу отпадут сомнения и вопросы, если вы вспомните устройство масляного насоса, вернее, что является его приводом. Все верно — вал масляного насоса соединен через шестерни с коленчатым валом.
И теперь становится все на свои места: если двигатель остановился, то остановится и масляный насос, и смазка перестанет поступать к трущимся деталям и узлам, но турбина при этом НЕ ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ! Она физически не может за секунду сбросить обороты с 50000 тысяч до нуля, и ещё некоторое время будет вращаться за счёт инерции, соответственно и внутренняя обойма подшипника будет вращаться и наступает масляное голодание. При этом износ трущихся будет тем больше чем выше температура трущихся деталей.
Поэтому после поездки необходимо дать двигателю поработать на низких оборотах, которые позволят остыть турбине, и двигателю. Если этого не сделать, то через несколько лет зазоры в подшипнике увеличатся и смазочное масло будет попадать в камеру сгорания, а продукты горения, то есть нагар осядет на поверхности выхлопной системы и датчиков, которые там установлены.
С причиной мы разобрались теперь перейдём непосредственно к вариантам реализации задержки (турботаймера) перед выключением двигателя. Существует три пути решения данной проблемы:
1 Сидеть в салоне автомобиля и ждать пару минут и потом самому глушить двигатель, но это выглядит не совсем солидно;
2 Купить заводской турботаймер и подключить его к автосигнализации или купить сигнализацию уже с данной опцией. Просто, но дорого, это не наш вариант.
3 Сделать турботаймер своими руками из подручных средств. Зачем тратить лишние деньги?! Тем более как в устройстве турботаймера, так и в его подключении нет ни чего сложного. Конечно если вы купили новый автомобиль, то вам лучше остановиться на 2 варианте, а если вы занимаетесь тюнингом и установили на ВАЗ турбину, то следующий параграф специально для вас.
Самый простой турботаймер
Посмотрите на принципиальную схему, проще уже некуда. Нам потребуется дополнительное реле 111.3747 или другое аналогичное и механическое реле времени. В качестве реле времени, нам нужно механическое, можно использовать реле от старой стиральной машины или микроволновой печки или другое которое вы найдёте.
Принцип работы такой схемы:
— вы заехали в гараж, не останавливая двигатель;
— поворачиваете рукоятку таймера на минуту-две;
— вытаскиваете ключ из замка зажигания, при этом двигатель продолжает работать, так как цепь замка зажигания блокирована контактами реле К1;
— идёте спокойно к себе домой;
— через минуту, когда турбина остынет двигатель остановится.
Электронный турботаймер
Если вас не устраивает тот момент что каждый раз придётся крутить ручку таймера или не устраивает внешний вид рукоятки, то этот вариант вас точно устроит. Для сборки электронного турботаймера нам потребуется приобрести в авто магазине электронное реле времени от заднего стеклоочистителя ВАЗ-2108 которое идёт под номером РС 451.3747. Нам необходимо только увеличить время задержки, допаяв к синему конденсатору ещё парочку ёмкостью по 10 мкФ. Возможно придётся более точно подобрать ёмкость. Также нам потребуется незаменимое реле Р111.3747
Схема подключения электронного турботаймера также довольно простая:
Теперь вместо ручки таймера нам нужно нажимать на кнопку, тоже не совсем удобно, но уже лучше.
Третья схема турботаймера для ленивых
Для реализации нам потребуется аккумулятор на 8.4 вольта и 150 мА.ч,еще одно реле 111.3747 и диоды Шотки на 30 ампер. Собственно, сама схема автоматического запуска турботаймера:
Теперь нам необходимо только один раз нажать кнопку Выкл/Вкл и после каждого извлечения ключа наш турботаймер будет отсчитывать установленное резистором R2 время.
Если надобность в турботаймере отпала, то просто нажмите ещё раз на кнопку Вкл/Выкл.
Как можно увидеть, турботаймер вполне возможно собрать своими руками и имея минимум знаний в электронике. Не пожалейте два часа времени соберите это чудо-устройство, позволяющее увеличить моторесурс турбированного двигателя.
Источник
Турботаймер на дизель своими руками (схема)
Многие должны были заметить, что в последнее время на дорогах все больше стало появляться автомобилей, которые работают на дизельном топливе.
Причина тому проста – более оптимальное использование топлива, ведь его расход, чаще всего, у дизельного двигателя заметно меньше, чем у бензинового.
Но практика показывает, что дизельные двигатели обычно уступают в мощности своим бензиновым аналогам. Именно поэтому начал набирать популярность турботаймер на дизель – довольно простое устройство, которое помогает продолжать двигателю работать даже на холостых оборотах.
Но нужен ли он вообще? С этим мы попытаемся разобраться в нашей статье.
Когда устанавливают турботаймер
Из того, что водитель реально видит, в салоне находится всего лишь небольшая часть устройства, которую можно увидеть на фото турботаймера на дизель.
Начнем с того, что турботаймер можно устанавливать не только на дизельный двигатель, но и на бензиновый. Единственным условием является наличие турбонаддува, без которого это устройство просто не будет работать.
Во время движения на высоких оборотах турбонагнетатель начинает нагреваться, причем довольно сильно, что вполне нормально.
Проблема заключается в другом – в том, что после относительно быстрой остановки, если заглушить двигатель, турбина тоже будет остывать, весьма быстро, к слову.
Практика показывает, что ничего хорошего в этом процессе нет. Почему? Все довольно просто – в пробках и подобных ситуациях нередко водители глушат двигатель, ведь давать ему прожигать топливо в часовой пробке не очень разумно.
Но ведь точно не можете знать, когда пробка начнет свое движение, хоть и минимальное, а потому в любой момент может понадобится включить двигатель и начать движение.
Если ехать на высоких оборотах, нагреть все узлы турбины, после этого довольно быстро остановиться, а потом через минуту-другую, например, опять начать движение – произойдет огромная нагрузка на турбины.
Решить эту проблему может установка турботаймера на дизель, который в этом случае нужен только для того, чтоб турбины не остывали при коротких остановках двигателя.
Турботаймера для дизеля. Принципиальная схема и принцип ее работы
Схема реализована на одном транзисторе. Был выбран транзистор КТ 816Б, думаю подойдет любой из этой серии. Турботаймер работает по следующему алгоритму. Транзистор VT1 при работающем двигателе закрыт подачей положительного потенциала от замка зажигания на минусовой вывод конденсатора, а также на базу транзистора через сопротивление R1. После выключения зажигания, пропадает соответственно и положительный потенциал. Начинает протекать ток в цепочках R2-R1-С1. Этого тока хватает чтобы открыть транзистор. При этом проходящий через транзистор ток (эмиттер — коллектор) питает обмотку реле, которое сразу же включается. То есть при пропадании питания с замка зажигания включается реле. Транзистор будет открыт до тех пор, пока не зарядится конденсатор. После того, как зарядится конденсатор, тока через сопротивление R1, будет недостаточно чтобы открыть транзистор. Соответственно пропадет ток коллектор — эмиттер и реле Р1 разомкнется. То есть реле будет работать пока заряжается конденсатор. При номиналах указанных на схеме время задержки выключения двигателя составит порядка 50 секунд. Увеличивая емкость конденсатора С1 можно увеличить и время задержки, уменьшая, уменьшить. Время также можно увеличить за счет увеличения номинала резистора R2. Увеличивать сопротивление можно примерно до 15 — 20 К, дальнейшее увеличение настолько ослабит ток на конденсаторе, что закроет транзистор. Особенностью схемы является тот факт, что при повторно заведенном двигателе в течении 1 — 2 минут конденсатор еще не успеет разрядится через сопротивление R1, соответственно реле повторно не включиться. Если можно так сказать, возвращение работоспособности схемы происходит по истечении примерно 10 минут после того, как завели двигатель.
Принципиальная схема турботаймера для дизельного двигателя.
Транзистор применяемый в схеме турботаймера
Теперь немного хотелось бы рассказать о режимах, снятых при тестировании данной схемы турботаймера для дизельного двигателя. Они будут представлены в виде таблиц.
Таблица 1. Ток питания турботаймера при различных режимах работы
№ п/п | Время работы турботаймера | Потребляемый ток турботаймера |
1 | с 1 по 50 секунду (до момента выключения реле) | уменьшение с 140 до 40 мА |
2 | после 5 минут (потребление в режиме ожидания) | 7 мА |
При падении тока до 40 мА обмотке реле не хватит силы магнитного поля, чтобы удерживать контакты реле и оно размыкается. Также из таблицы видно, что ток в режиме ожидания составит порядка 7 мА, что не скажется на разрядке вашего аккумулятора.
Таблица 2 Время задержки реле при различном времени с момента последней остановки до пуска дизеля.
№ п/п | Работа двигателя | Время задержки реле (сек) |
1 | Двигатель заглушен после длительного пробега | 47 |
2 | двигатель заглушен через 5 минут (с времени пуска) | 27 |
3 | двигатель заглушен через 10 минут (с времени пуска) | 40 |
Из таблицы видно, что время восстановления работоспособности схемы составляет порядка 10 минут.
Предупреждения о безопасности при установке и подключении схемы турботаймера для дизеля. Все работы по установке проводить со скинутой минусовой клеммой аккумулятора. После установки схемы турботаймера, необходимо внимательно проверить все соединения и правильность их подключения.
В некоторых случаях при установке турботаймера на автомобиль наблюдалось следующее явление. Из-за скачка напряжения, то есть при его падении за счет отключения генератора, примерно с напряжения 14 на 12 вольт, транзистор вновь открывался и реле соответственно включалось. В итоге, двигатель успевал подхватывать и вновь пытался завестись. Можно сказать наблюдался эффект импульсного прерывания остановки двигателя и последующего его запуска. После установки стабилизирующей микросхемы на эмиттер транзистора, посредством питания через микросхему КРЕН. Схема стала работать устойчиво. Схема подключения микросхемы КРЕН приведена в другой нашей статье «Стабилизатор напряжения в машине на микросхеме».
Когда стоит ставить турботаймер
Поскольку стоимость труботаймера на дизель обычно находиться в пределах 5 тыс. рублей, то логично, что многим водителям стоит присмотреться к этому прибору.
Но когда же его именно стоит ставить на свой автомобиль? Прежде всего мы бы вам рекомендовали устанавливать турботаймер, если вам часто приходиться ездить по плохим дорогам или вообще бездорожью, ведь обычно это происходит именно на довольно больших оборотах, хоть и не большой скорости.
Более того, даже водители, которые часто ездят на шоссе могут воспользоваться таким устройством. Чтобы понять, нужен ли турботаймер на дизель, вам достаточно просто в течении нескольких дней обращать внимание на обороты, с которыми вам часто приходиться ездить.
В условиях трассы также довольно непростая ситуация, ведь там нередко приходиться обгонять других участников дорожного движения.
Еще это касается водителей, которые на светофоре любят довольно быстро стартовать, что на низких оборотах просто невозможно – им тоже турботаймер явно лишним не будет.
Какие амортизаторы лучше: обзор лучших моделей и рекомендации по их применению (115 фото)
Какой аккумулятор лучше для автомобиля — рекомендации как и какой АКБ выбрать для своего авто (135 фото)
Автомобильная антенна для радио — рейтинг лучших устройств и идеи как сделать антенну своими руками (125 фото)
При желании есть такой вариант, как сигнализация с турботаймером для дизеля, которая обойдется вам довольно дорого, но только из-за того, что это комплект, а хорошая сигнализация дешево не стоит, ведь не просто так на самых дешевых автомобилях ее нету.
Турботаймер на микроконтроллере
Весьма удивительно было заметить в 2020 году, что интерес к турботаймерам не пропал. Если первая часть, то есть то что было выше писалась еще на заре интернета, и примерно с такими же знаниями в электронике, то все что ниже уже вполне актуально и весьма высокотехнологично. Ведь освоение микроконтроллеров может значительно расширить возможности, сэкономить на размерах и массе, а также на энергопотреблении. Итак, турботаймер на микроконтроллере. Самый простой микроконтроллер в состоянии справиться с этой задачей, да еще и обеспечивать индикацию оставшегося времени. Взгляните вначале на принципиальную схему непосредственно таймера.
Пару LM7805 одна из которых обеспечивает питание, вторая логическую единицу, то есть входной сигнал. У турботаймера вход на 3 ножку и 3 выхода с 5, 6, 7 ножки. 5 ножка это управляющий сигнал, если надо, то можно использовать ключ-транзистор и силовое реле, и 6 и 7 ножки это ножки для индикации оставшегося времени. Можно просто заменить светодиодами, если нет индикатора или не ставить вовсе. Само собой важно будет залить микроконтроллер, то есть запрограммировать его небольшим и несложным СКЕТЧЕМ. О программировании я уже долго распылялся на этом сайте, поэтому заливаем и все! Теперь про принципиальную схему подключения сего турбодевайса к проводке в машине. Опять смотрим схему.
Здесь принципиально важно было сделать своеобразное самоподхватывание таймера, как это бывает с реле. Ведь напряжение питания от замка зажигания З.З. приходит и на питание и на управляющий вход. А вот после отключения замка зажигания, питание берется уже через силовое реле, а на входе сигнал логической 1 пропадает, что и является критерием начала отсчета, который в итоге отключит напряжение питания силового реле и в итоге обесточит себя сам. В этом есть некий плюс, так как таймер не будет потреблять ничего в режиме покоя! Итак, небольшое видео по работе таймера.
Пару слов о недостатках. Так как таймер был «выношен» и «рожден» в домашних условиях, и на машину не ставился, то сразу можно сказать, что из видимого и описанного тут не предусмотрено отключение таймера. То есть если хотите ездить без таймера, то необходимо будет установить дополнительный выключатель, а так таймер всегда будет срабатывать. Из плюсов это то, что таймер в конце цикла своего отключении и отсчета, проверяет нет ли сейчас логической единицы на входе. Если она есть, то силовое реле не выключатся. Эта функция может быть полезна, если водитель остановился меньше чем на 2 минуты, но выключил зажигание, а потом решил продолжить движение. Достаточно будет вновь включить зажигание и поехать, таймер не отключит реле по итогу отсчета.
Фото турботаймеров на дизель
Что такое турботаймер на дизель — владельцы четырёхколёсного транспорта с дизельным силовым агрегатом довольно часто задумываются о
целесообразности использования турботаймера и его предназначении на данном типе двигателей.
Основное предназначение турботаймера на дизельном силовом агрегате.
Ни для кого не является секретом, что большая часть дизельных автомобильных моторов оснащена турбиной. Основным предназначением, которой является нагнетание воздушного потока в камеру сгорания. А чтобы увеличить эксплуатационный ресурс турбина были разработаны турботаймеры.
Многие владельцы дизельных автомобилей знают о том, чтобы машина проработала как можно дольше без капитального ремонта, после любых поездок сразу глушить мотор противопоказано. Важно чтобы силовой агрегат немного поработал на холостом ходу. В противном случае из-за резкого остывания турбины, последняя может быстро сломаться. Именно для контроля времени и процесса уравнивания температуры автомобильной турбины после завершения движения на авто и устанавливается турботаймер, который принудительно заставляет двигатель работать, даже если ключ в зажигании повернут в выключенное положение.
Целесообразность установки.
Установка данного прибора на автотранспорте — личное дело автолюбителя. Однако в большинстве случаев от данного устройства будет только польза. Так, например сервисы занимающиеся прокатом автомобилей должны снабжать турботаймером все дизельные силовые агрегаты. Это обусловлено тем, что неизвестно какой водитель будет управлять машиной и вряд ли он будет беспокоиться о состоянии узлов и систем транспортного средства, которое ему не принадлежит.
Естественно не только автомобилям, принадлежащим различным организациям нужна установка турботаймеров. Для владельцев частного транспорта данное устройство также сослужит хорошую службу. Особенно установка рекомендована на всех автомобилях, принадлежащих к типу внедорожников и микроавтобусов, поскольку эксплуатация последних происходит в режиме постоянно высоких нагрузок.
Не лишней будет установка и на легковом автотранспорте с дизельным мотором, особенно если его владелец любит агрессивный способ вождения, на высоких скоростях.
На заметку автолюбителю.
Что такое турботаймер на дизель — несмотря на все положительные стороны турботаймера, многие автопроизводители до сих пор не устанавливают данное устройство в процессе производства транспортного средства с дизельным мотором. А в случае самостоятельной установки данного устройства, можно утратить гарантию на новый автомобиль. По этому автовладельцам остаётся самим принимать решение об установке турботаймера на свою машину.
Источник