Тактильные сказки своими руками

Тактильная книга своими руками
учебно-методическое пособие (старшая группа) на тему

А одна из главных наших задач в работе с детьми – это создавать условия, в которых каждый ребенок, независимо от уровня интеллекта и физического развития, мог бы развивать способности, данные ему от природы.

В работе с такими детьми я активно использую не только игры и игрушки фабричного производства. Мы с коллегами создаем сенсорные стенды, коврики и книги.

Одно из моих творений – Тактильная книга . Это разноцветная книга с рисунками , которые выполнены из различных материалов, максимально приближенных к оригиналу. Для этого при изготовлении тактильной книги использовались различные виды рукоделия, бросовый материал и т. д.

Читая тактильную книгу (иными словами, ощупывая предметы пальчиками, любой ребенок знакомится со красотой окружающего мира, природными явлениями, животным миром, культурными достопримечательностями и пр. нащупывая мелкие предметы из различных материалов, ребенок ассоциативно связывает их с настоящими предметами. С помощью моей книги ребенок впервые получает представление об очень крупных или, наоборот, очень мелких предметах, которые невозможно обследовать руками в реальных пропорциях.

Главная функция этой книги – помощь ребенку в обследовании и восприятии окружающего мира. По словам доктора педагогических наук В. П. Ермакова, широкое использование тактильной книги в учебно-воспитательном процессе «позволяет детям приобщиться к научному познанию, расширить свой художественный и социальный опыт».

Читайте также:  Сделать тортик своими руками самолет пошагово

К сожалению, изготовление тактильных книг – процесс долгий и трудоемкий. К созданию моей книги я приобщила и родителей своих воспитанников. Спасибо им большое за помощь в изготовлении тактильной книги, которую я назвала «Книга умелых ручек»

Источник

Тактильные книги своими руками
книга

Роль тактильной книги в развитии сенсорных способностей у дошкольников

Скачать:

Вложение Размер
rol_taktilnoy_knigi_v_razvitii_sensornoy_sposobnosti_u_doshkolnikov.ppt 2.79 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тактильные книги своими руками.

Тактильная книга своими руками «Веселый счет» МАТЕРИАЛ: ЦВЕТНОЙ КАРТОН, ЦВЕТНАЯ БУМАГА, ЦВЕТНЫЕ ШНУРКИ, ТРУБОЧКИ ДЛЯ КИСЛОРОДНОГО КОКТЕЙЛЯ, КОНДИТЕРСКИЕ СУШКИ, КЛЕЙ, ДВУХСТОРОННИЙ СКОТЧ. КНИГА ИЗГОТОВЛЕНА СОВМЕСТНО С ДЕТЬМИ ИЗ ПОДРУЧНОГО МАТЕРИАЛА.

Для изготовления этой развивающей книжки используются следующие материалы: бязь и ситец для страничек (ситец укрепляла флизелином), фетр и флис – для деталей, немного других тканей (бархата, п/э, сеточки, трикотажа, фланели) — для декора, бусинки, пуговки, бисер, поролон толщиной 1 см.

Божья коровка, полети на небо, Принеси мне хлеба. Чёрного и белого, Только не горелого. Курочка-Пеструшка, добрая толстушка, По двору гуляет, деток созывает: – Ко-ко-ко, ребята, где же вы, цыплята, Жёлтые комочки, дочки и сыночки? Поспешите к маме: кушать будем с вами Семечки и крошки, доставайте ложки.

Хитрый ёжик-чудачок Сшил колючий пиджачок: Сто булавок на груди, Сто иголок позади. Ходит ёж в саду по травке, Натыкает на булавки Яблочки и всякий плод, Что под деревом найдёт, И с подарочком богатым Возвращается к ежатам.

У меня живёт щенок. Он теперь не одинок. У щенка есть тёплый дом, Он давно мечтал о нём. Утром на окошке Лапки моет кошка. Песенку мурлычет, Носик в лапки тычет. Грузовик песок везёт, Удивляется народ “Что за чудо – чудеса? В нем песок под небеса!” Привезли песок рабочим, Чтобы строить дом помочь им.

Солнце вешнее с дождём Строят радугу вдвоём — Семицветный полукруг Из семи широких дуг. – Пчёлка, пчёлка, где была? Где ты мёду набрала? Утром – в клевере была, А потом – в ромашке. Время сла-а-дко провела, Пчхи! – В душистой кашке. – А теперь куда летишь, Пчёлка золотая? – Ой, не знаю я, малыш! Ой, сама не знаю. Вот уже четыре дня Одуванчик ждёт меня.

Матросская шапка, верёвка в руке, Тяну я кораблик по быстрой реке. И скачут лягушки за мной по пятам, И просят меня: “Прокати, капитан!”

Я по саду как-то шёл Семицветик там нашёл. Удивительной раскраски… Он волшебный был, из сказки… Одела бабочка новое платьице. В ярком платье модница, погулять охотница. От цветка к цветку летает, утомится — отдыхает.

Спать пора. Уснул бычок, Лёг в кроватку на бочок. Сонный мишка лёг в кровать, Только слон не хочет спать. Головой качает слон — Он слонихе шлёт поклон.

Тактильная книга своими руками «Мои любимые сказки»

Источник

ТОП-10 MAAM: Тактильная книжка своими руками

История книги начиналась с рукотворных изданий. Книга, сделанная своими руками, всегда ценилась очень дорого. Маленький человек повторяет в своем развитии путь всего человечества. Ещё не умея читать, детсадовцы знакомятся с миром книги по необычным книжкам, изготовленным для них талантливыми и заботливыми руками педагогов и родителей. Книжкам, которые так интересно рассмотреть, пощупать, проверить, как все там устроено и работает.

Все самодельные книжки, представленные сегодня в нашем ТОПе, развивают мелкую моторику пальцев и тактильные ощущения.

Учиться помогает любимый Винни-Пух

Книжка Милены Хабаровой из Волгограда расскажет историю Винни-Пуха и его друзей малышам, которые ещё не умеют читать. Узнать тайны неразлучных Винни и Пятачка можно, лишь научившись ловко застегивать и расстегивать многочисленные пуговки, крючочки, замочки, завязывать и развязывать веревочки, шнурки и ленточки, которые Винни-Пух хранит в горшочке из-под меда. Первое фото нашего топа также из этой удивительной книжки.

Театр «Репка»

Валентина Владимировна Кузьменко, воспитатель детского сада «Золотинка» села Соловьевск Тындинского района Амурской области, шаг за шагом разворачивает перед маленькими слушателями сюжет сказки «Репка».

Книга, которая лечит

Дидактическая тактильная книга «Домашние животные», которую изготовила с коллегами Елена Терехова из Кемерово, помогает познавать мир малышам с проблемами зрения.

Сказки на ночь

Сенсорная книжка-подушка Анны Ивановны Шаманиной, педагога детского сада № 39 «Росинка» города Кургана, после рассматривания сказок, игры и укладывания спать Принцессы на горошине сама послужит мягкой подушкой для малыша.

Уроки математики

Съедобные цифры из книжки Ольги Пызиной, воспитателя детского сада № 6 «Родничок» Оленегорска Мурманской области, точно заставят малышей выучить счет.

Из жизни насекомых

Книжка Натальи Сидор, воспитателя из Перми, поможет выучить повадки насекомых.

Для самых маленьких

Галина Феклисова, воспитатель детского сада №3 из Тула, соорудила свою развивающую игру «Мягкая книжка для малышки» для самых юных детсадовцев.

Татьяна Колесникова, педагог студии раннего развития «Радужное детство» из города Витебска, также постаралась для малышей. С её мягкой сенсорной книжкой детворе придется повозиться.

Из шерсти и фетра

«Умная книга малышам» связана из шерсти умелыми руками Надежды Поваляевой, воспитателя детского сада №11 «Яблонька» города Канска Красноярского края.

Книга руками детворы

А вот книга «Пластилинография» составлена Татьяной Алиевой, воспитателем детского сада № 40 «Антошка» из города Смоленска из работ детворы.

Источник

Мастер — класс Тактильная книга своими руками «Сказки Совушки — совы»
методическая разработка по развитию речи на тему

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №130 г.Нижнеудинск»

Тактильная книга «Сказки Совушки-совы»

Музыкальный руководитель I КК

Старший воспитатель I КК

Учебно — методическое пособие

Тактильная книга «Сказки Совушки – совы»

Актуальность

Развивающая книжка — это удивительное пособие. Сделанное своими руками с любовью, оно хранят в себе частичку души и тепло рук мастера. С его помощью можно играть и учить ребенка одновременно.

Это веселое, интересное и комфортное обучение! Позволяет развивать мелкую моторику, формировать основные мыслительные операции, такие как анализ, синтез, сопоставление, обобщение, классификация и умение применять полученные знания.

Новизна

Развивающая тактильная книга (сказки, рассказы и т.д.) – альтернативный вариант плоскопечатной книги с цветными изображениями. Формирует связь между отдельными представлениями, где одно из представлений вызывает другое.. Способствует активизации процессов познавательной деятельности, таких как ощущение, восприятие, представление, понятие и т. д. В настоящее время тактильные книги, первоначально созданные для слепых и слабовидящих детей, успешно используются в, воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Творческие находки

1. Оригинальность идеи — создание игрушки в форме мягкой книжки.

2. Вариативность — пособие позволяет решать обучающие, развивающие и воспитательные задачи. Развивать разговорную речь, логическое и модельно-конструктивное мышление, сенсорные функции, мелкую моторику, тактильную чувствительность, цветовое восприятие, творческое воображение, творческие навыки.

3. Широкий спектр использования пособия, его полифункциональность: педагоги могут применять данное пособие как в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей как в рамках непосредственной образовательной деятельности (НОД), так и при проведении режимных моментов, в частности при организации игровой деятельности дошкольников.

4. Эстетическая привлекательность пособия, необычность позволяют сделать познавательный процесс для детей увлекательным.

5. Предложенный материал подобран в соответствии с программными задачами.

6. Данное пособие может быть предложено родителям для занятий с ребенком дома.

Наша тактильная книга «Сказки Совушки- совы» — это разноцветная книга с картинками, которые выполнены из различных материалов. Пособие представляет собой мягкую и приятную на ощупь книжку, состоящую из 7 страниц и изготовленную из ткани и фетра, размером 28 на 22 см. На обложке изображена Совушка — сова и надпись «Сказки»

Тактильная книга изготавливалась с учетом возрастных особенностей детей. Пособие рекомендовано детям от 2 до 5 лет.

Уникальность книги – в ее эксклюзивности, не похожести ни на одной другу, создана в единственном экземпляре.

Читая тактильную книгу (иными словами, ощупывая предметы пальчиками), ребенок знакомится со сказкой, природными явлениями, животным миром, предметами домашнего обихода и т. д. Предметы прикреплены к страницам, выполнены в виде аппликации из различных материалов, некоторые предметы изготовлены целиком, имеются предметы, которыми можно манипулировать, прикреплены с помощью шнурков, липучек и др. так, чтобы они не потерялись. Очень важен игровой момент. Детям нравится, когда предмет можно потрогать и поиграть. В книге использованы различные карманы, дверцы, отверстия, молнии, пуговицы, кнопки, крючки.

Нащупывая мелкие предметы из различных материалов, ребенок ассоциативно связывает их с настоящими предметами

Ребенок может искать предметы, спрятанные в углублениях или кармашках книги, и, найдя какой-либо предмет, испытывать радость

Сказки представляют собой ценнейший литературный материал, повышающий речевую активность детей, способствующий коррекции нарушений коммуникативной сферы. Знакомство с различными видами сказок, а так же их инсценировки с участием детей, играют важную роль в развитии дошкольников. Сказки воспитывают художественный вкус, развивают диалогическую речь, учат ребенка лучше понимать окружающий его мир.

На страницах книги разыгрывается настоящее сказочное представление. А зрителями и участниками этого волшебного спектакля являются ребята. Они могут не только рассматривать картинки, но и весело играть с героями сказок. Изучая книгу – ребёнок держит книгу в руках, самостоятельно (или с помощью взрослого), перелистывает страницы, рассматривает находящиеся в книге вставки, дополнительные элементы и т.д. Педагог показывает, одновременно объясняя порядок действий. Затем проделывает эти действия вместе с ребенком. Далее предоставляет ему самостоятельность и при необходимости помогает действием или советом.

Цель данного пособия: развитие связной речи детей дошкольного возраста, учить детей при помощи наглядного материала самостоятельно рассказывать знакомые сказки, манипулируя персонажами.

Задачи:

  • Расширять и активизировать словарный запас детей.
  • Закрепить содержания сказок «Теремок», «Колобок», « Репка», «Три медведя».
  • Развивать мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память.
  • Развивать умения создавать воображаемые образы, узнавать сказочные ситуации.
  • Развивать детское речевое творчество.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Воспитывать интерес, любовь к сказке.

К каждой странице тактильной книги подобраны дидактические игры, художественное слово ( сказки, стихи и загадки) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Дидактические игры и упражнения представлены в виде картотеки.

Игры и упражнения со сказками.

Задачи:

  • активизация познавательного интереса;
  • развитие коммуникативности;
  • создание условий для творческого самовыражения;
  • развитие памяти, мышления, воображения, внимания;
  • формирование лидерских качеств, организаторских умений, освоение ролей ведущего, ассистента, диспетчера, члена жюри и т. д.;
  • конструктивное общение в составе социальной группы;
  • создание позитивного психологического климата в коллективе.

«Отгадай название сказки и опиши, что видишь»

Все участники по очереди бросают мяч друг другу и называют первый слог или слово задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, произносит полное название сказки: Колобок…….Теремок…….Репка……

«Что лишнее»
Ведущий называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, одно из которых не относиться к ее содержанию.
Лиса, заяц, медведь, волк, бабка, дедка, колобок, петушок. «Колобок»
Дед, бабка, внучка, репка, огурец. «Репка»

«Узнай сказочного героя по мимике и жестам»

«Изобрази сказку символом»
Каждый участник задумывает сказку и на листе изображает ее графически.

«Назови сказку по главному герою» (развитие быстроты реакции, активности, самостоятельности мышления, учить называть сказку по персонажу).

Предлагаются изображения героев сказки, дети называют в каких сказках они встречаются. Например: петух – «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Зимовье», «Кот, петух и лиса» и др.

«Расскажи сказку по иллюстрациям» (побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для творческого самовыражения)
Дети раскладывают картинки по порядку и рассказывают содержание сказки.

«Расскажи сказку по героям» (побуждать детей к пересказу сказки).
Дети раскладывают героев сказки и пересказывают содержание сказки.

«Найди ошибку» (развитие внимания, восприятия, речи, учить видеть лишнего персонажа в знакомой сказке).
Дети называют, что изображено неправильно, из какой сказки иллюстрация.

«Подбери по цвету» (страничка с разноцветными предметами на пуговках)

Цель: Развитие зрительного восприятия умения распознавать и сопоставлять цвет предмета с цветом пуговицы

Ход игры: Ребенку предлагается рассмотреть разные предметы, поясняя, что их можно застегнуть на пуговицы такого же цвета.

Источник

Оцените статью