Тактильные книжки для слабовидящих детей своими руками

Тактильное рукодельное пособие для детей с нарушением зрения (4-7 лет)

Как можно сделать тактильную книгу для развития мелкой моторики и осязания и не только у детей с нарушением зрения

Дидактическая разработка учителя дефектолога

Муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) начальной школы-детского сада для слабовидящих и поздно ослепших детей № 76 города Тюмени

Разепиной Натальи Владимировны

Стаж работы учителем-дефектологом 12 лет

Пособие можно использовать в работе с детьми от 4 лет, имеющими различные нарушения зрения. Оно состоит из отдельных страниц с разнообразными красочными заданиями на развитие мелкой моторики рук и осязания, тактильной чувствительности, цветовосприятия, и соединенных между собой тесьмой. Развязав страницы книги, их можно использовать одновременно с несколькими детьми. На каждую цифру предусмотрено соответствующее количество аналогичных заданий. Все карточки с цифрами на страницах съемные, выполнены из бархатной бумаги на кожаном фоне. Их можно открепить и наощупь изучать или угадывать, перемешать и найти потом место в соответствии с количеством деталей на страницах. Рядом с карточками написаны цифры шрифтом Брайля.

Одна застежка-молния (разъемная).

Цель: учиться застегивать — расстегивать молнию.

Два детских кистевых эспандера (прикреплены на застежках-липучках и привязаны атласными ленточками).

Цель: тренировка мышечного тонуса кисти рук эспандерами, учиться завязывать-развязывать бантики, пользоваться застежками-липучками.

Сжать кольцо поможет нам сила с волей пополам,

Станут пальчики сильнее, а головушка умнее.

Три шнуровки (дом, кораблик, яблоко).

Цель: учиться шнуровать, завязывать шнурки бантиком, наощупь определять фигуру по контуру, считать до 3.

Четыре цветка. Цветы и листья сделаны из разного по фактуре материала (атлас, капрон, вельвет, флис, плюш).

Цель: учиться различать свойства материала наощупь, завязывать-развязывать бантики, считать до 4.

Пять тактильных мешочков (съемных), наполненных горохом, фасолью среднего размера, гречкой, морским песком, бисером.

Цель: учиться определять наощупь и различать содержимое мешочков, пользоваться застежками-липучками, считать до 5, развивать тактильную чувствительность

Шесть геометрических фигур (съемных). Фигуры имеют твердую основу и обтянуты разными по фактуре тканями: джинс, парча, замша, бархат, атлас, фетр.

Цель: развитие тактильной чувствительности, умения определять форму геометрической фигуры и свойства поверхности с помощью осязания, учиться считать до 6.

Семь цветных ребристых карандашей (2М) – 7 цветов радуги. Карандаши вставляются в симметричные отделения (как в школьных пеналах).

Цель: развитие цветовосприятия, координации движений и мелкой моторики, умения пользоваться карандашами (правильный захват, умеренный нажим), учиться выполнять самомассаж пальцев и кистей рук с помощью ребристых предметов (палочек, карандашей), считать до 7.

Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик быть послушным научу.

Восемь лучиков у солнца (сделано из фольги и флиса, прикреплено к странице за середину).

Цель: учиться пользоваться бельевыми прищепками, развивать тактильную чувствительность, различая свойства поверхности с помощью осязания, учиться считать до 8.

Девять дождинок (прикреплены за кольца на плательные крючки). Тучки и дождинки выполнены из двух разных материалов: флис, атлас, и имеют разную длину.

Цель: учиться пользоваться крючками, различать и определять свойства поверхности с помощью осязания, различать детали по длине, учиться считать до 9.

Десять пуговиц (елочных игрушек).

Цель: учиться застегивать и расстегивать пуговицы, считать до 10, развитие цветовосприятия.

«Сосчитай от 0 до 9». Цифры пластмассовые и из мягкого полимерного материала.

  • Найти цифры от 0 до 9.
  • Найти цифры от 9 до 0.
  • Угадать цифру наощупь.
  • Изучить цифру осязательно.

Книга застегивается на пластмассовые карабины.

В пособии максимально использованы виды застежек, с которыми встречаются дети в повседневной жизни: молния, пуговицы, шнурки, липучки, карабины.

К пособию прилагается аннотация и сборник стихов про цифры по Брайлю (для слепых и слабовидящих, умеющих читать).

При выполнении заданий на страницах можно использовать стихи С.Я. Маршака «Веселый счет»:

Ручки учатся считать.

Нам придётся постараться,
Чтобы в цифрах разобраться.
Будем цифры изучать,
А потом начнём считать

Вот один иль единица,
Очень тонкая, как спица.

Похожа единица на крючок,
А может, на обломанный сучок.

А вот это цифра два

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

А вот это, посмотри,

Выступает цифра три.

Тройка – третий из значков –

Состоит из двух крючков

За тремя идут четыре,

Острый локоть оттопыря.

Ставим стульчик вверх ногами,
И. «четверка» перед нами!

А потом пошла плясать

по бумаге цифра пять.

Руку вправо потянула,

ножку круто изогнула.

Цифра 6 — дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек.

Эта цифра — акробатка:

То шестёрка, то девятка.

Похожа цифра семь на клюшку,

У хоккеиста или старушки.

У восьмёрки два кольца

Без начала и конца.

Мы два бублика сложили,
Цифру «восемь» получили!

Девятка — убедитесь сами-

Похожа на 6 вверх ногами,

Цифра шесть перевернулась
И девяткой обернулась.

Ноль катился по странице

И не значил ничего.

Рядом встала единица.

Сделав 10 из него.

Десять. Это же число!
Ты зачем сюда пришло?
Мы здесь цифры изучали
И тебя совсем не звали!
Есть в тебе один и ноль –
Всё понятно нам с тобой.

И вот все цифры нам знакомы

Теперь ты знаешь? Молодец!

Сочти все пальцы по порядку –

И счёту нашему конец.

Ps: Педагог приняла участие в VIII Всероссийском конкурсе в номинации по изготовлению тактильных ручных изданий для слепых и слабовидящих детей. Ее книга отмечена Почетной грамотой Министерства культуры РФ – РГБС, 2013г.

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002442

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Источник

Тактильная книга «Апельсин» для слабовидящих и слепых детей дошкольного возраста

Анна Рубцова
Тактильная книга «Апельсин» для слабовидящих и слепых детей дошкольного возраста

Главная задача тактильной книги «Апельсин» — это помочь слабовидящему и слепому ребенку в обследовании и восприятии окружающего мира (животных). С помощью этой книги малыши получат первые представления о животных, которых невозможно обследовать в реальном мире и в реальных пропорциях.

Идея создания книги принадлежит моей коллеге учителю-дефектологу О. Ф. Буряковой, а я придумала образы «героев» и сделала своими руками книжные страницы. Название книги «Апельсин» было не случайным. Малыши очень любят замечательную детскую писательницу Л. Зубкову, перу которой принадлежат чудесные стихи про животных, в том числе и шуточное стихотворение «Мы делили апельсин».

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька для ежа,

Эта долька для чижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

А для волка кожура!

Волк сердит на нас, беда!

Разбегайтесь кто куда!

Зверушки из этого стихотворения и стали героями нашей тактильной книги.

Изготовление и материалы тактильной книги.

Обложка книги сшита из зелёного бархата. В центре обложки расположен выпуклый и круглый апельсин, он сшит из оранжевого трикотажа, внутри которого находится поролон, обеспечивающий выпуклость и округлость апельсина. Апельсин можно «расстегнуть» (на нём расположена молния), можно достать «абстрактный» апельсин и положить обратно.

Книжные страницы (основа – картон) обшиты разной по цвету и фактуре тканью. Страницы «Апельсина» достаточно прочные, крепятся на кольцах, что очень удобно для ребёнка при просматривании книги. Для педагога это удобство создает многофункциональность «Апельсина», т. к. каждую страничку можно достать из книги и создать новое коррекционное занятие с участием отдельного животного.

Герои тактильной книги – еж, чиж, утята (2, котята (2, бобр и волк. Восемь персонажей расположены на шести страницах «Апельсина».

Животные достаточно большие, что создает удобство для обследования их ребёнком. Для объёмности при изготовлении аппликаций животных были использованы различные материалы, такие как: мех (натуральный и искусственный), кожа, перья, трикотаж, материал с большим содержанием шерстяных волокон, кружева, поролон для объемности животных, силиконовые краски, которые использовались для изготовления иголочек для ежа, глаз для котят и клыков для волка. Данные краски при застывании не опасны для ребенка, а имеют гладкую и прохладную поверхность. Иголочки у ежа также приятные на ощупь и не создают опасность уколоться или пораниться. Использование силиконовых красок очень удобно и несёт с собой дополнительную тактильную информацию о животном.

Лапки у ежа, котят, утят и волка настолько объёмны, что можно за них подержаться или «поздороваться», что создает положительно эмоциональное настроение у ребенка.

Для изображения глаз и носов у остальных героев книги были использованы покупные части (продаются наборы глаз и носиков для мягких игрушек). У котят, бобра, волка обязательно должны быть усы, чтобы ребенок получил полную информацию о наших героях. Усами послужила обычная леска.

Дольки апельсина, которые достались нашим героям, а также кожура для обиженного волка и апельсин, который расположен на обложке, пропитаны натуральным апельсиновым маслом, таким образом, тактильная книга «Апельсин» пахнет. Развитие обонятельных чувств очень важно для развития слабовидящего и слепого ребенка. В этом случае важно знать, существует ли аллергическая реакция на апельсиновое масло у ребёнка, в руках которого «пахнущая» книга. Ни в коем случае, мы не должны навредить здоровью ребёнка.

Тактильная книга «Апельсин» не только пахнет, но и «говорит» и «поёт». На внутренней стороне обложки пришит карман, в котором находится диск с записью песенки из мультфильма «Мы делили апельсин», стихов и рассказов о животных.

В конце тактильной книги находится второй карман, в который вложены листы с описанием упражнений по развитию мелкой и общей моторики.

Все упражнения написаны в стихотворной форме, в которых участвуют герои книги. Пальчиковая гимнастика и динамические упражнения выполняются вместе с тифлопедагогом, который управляет движениями ребенка в зависимости от тяжести нарушения зрения, роль тифлопедагога в данном случае минимальна или, напротив, максимальна. Пальчиковая гимнастика и динамические упражнения выполняются с обязательным проговариванием текста, что способствует развитию речи.

Тактильная книга «Моя первая книга» для детей раннего возраста С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка.

Тактильная книжка «Развивашка» Уважаемые посетители сайта мааам. ру, предлагаю вашему вниманию одну из своих развивающих книжек «Развивашка» Это разноцветная книга с рисунками,.

Источник

Читайте также:  Сушилка для белья электрическая своими руками
Оцените статью