T-150 и с чем его едят
Если вы искали длинный подробный гайд с разжевыванием всех характеристик, куда ехать, что делать — Сори, Вы не по адресу.
Здесь будет рассказ про мою первую любовь в «Мире канистр». Будучи ещё красным дауном, которого хлебом не корми дай поврываться, танчик мне так зашел, что я на нём задержался на 1000 партий . Ох, это ведро по мне! Первый в игре танк явно профиля «танк-прорыва».
В заголовке статьи присутствует «и с чем его едят». За 1000 боёв я пришел к выводу, что едят его исключительно:
под соусом из ДОП.ПАЙКА
Т-150+
=Братья навек!
Я вообще любитель доппайка и постоянно убеждаюсь, что этот расходник даёт слишком большую, прямо читерскую прибавку. Про целый ряд танков я могу сказать «вот ТанкN с шоколадкой заходит отлично». Но ни один из танков на котором я играл не нуждался в 10% прибавке настолько.
Я очень люблю, знаете, ли ковыряться в ТТХ танка, пытаясь разобраться по цифрам как же правильно играть на том или ином танке — как использовать сильные/слабые стороны. Но в случае с Т-150 это не помогло в полной мере, цифры говорят конечно о том, что доппаёк лечит кривую пушку аки подорожник, но на практике выходило так:
- Играем с доп.паем. Вертухи летят на ура. На коротких дистанциях
10-12 выстрелов с полусводки почти в упор(ну вы понимаете на каких расстояниях на линии зигфрида идёт перестрелка) — 0 уровна. Все снаряды: промахи/катки без урона/рикошеты.
По ощущениям, я пришел к выводу, что на т-150 экипаж это какие-то VIP-жопы реальные, генеральские, мать их, сыночки. Только забрал у них ништяки, наводчик сразу «Ооой всё!! Так возможно разве воевать? Объявляю забастовку!».
Тут была определённая доля и моего невезения в таких ситуациях и я конечно сам виноват, что не сводился полностью, привык к тому как играется танк на пайке. Но всё же за тысячу партий я чередовал часто игру с пайком и автопитушителем, просто потому что:
В борта то поджигают на счёт раз.
И казалось бы — окей не подставляй борта и всё! Но на этом танке это выходит так себе по нескольким причинам:
- Модель бронирования как бы намекает, что лбом мы не танкует особо, зато имеем совершенно имбовые для 6го уровня борта — 90 мм!!
По итогу танкование это постоянные танцы под пулями, доворачиваем нонстоп вправо влево, не давая противнику выбрать удобный угол и вынуждая стрелять в довёрнутый корпус. С такими финтами мы, конечно не застрахованы от пробитий в тот же борт. Особенно когда вываливаемся на несколько противников, что в случае с Т-150 — это часто даже не глупость, а необходимость как для танка прорыва. - Когда т-150 встаёт в хорошую позицию и танкует от угла, ромбует как надо его очень сложно пробить. Как показывает практика, это очень часто приводит просто к тому, что танки более-менее подвижные забивают на эту безнадёжную затею и врываются на тебя в попытке закрутить. Ну и тут борта уже не спрячешь, когда на тебя упарываются и пилят в упор.
Шанс пожара не такой ужасный — 15%. Но ветка в целом такая, что как правило, более-менее опытные игроки, на появляение т-150/КВ-3/КВ-4, реагируют примерно так: «Аеее, зажигалочка!» Ну и в целом, очень не стесняются стрелять по бакам. Короче говоря:
«Хилимся, живём!»
[divider pre_color=»black» type=»solid» width=»100%» height=»2px» hex_color=»»]
Окей! Со всякой субъективщиной разобрались, а что же у нас по цифрам всё-таки?
Во первых, сразу посмотри на Т-150 в режиме «нормальный» и с «вип-экипажем» (различия исключительно в боевом братстве и доппайке):
Т-150, экипаж 105% | T-150, экипаж 120% | |
Сведение | 2.90 | 2.72 |
Точность | 0.42 | 0.40 |
Расброс от движения | 0.23 | 0.21 |
Расброс от поворота танка | 0.23 | 0.22 |
Расброс от поворота башни | 0.18 | 0.16 |
Разница очевидная и значительная. Совокупность сведения-точности-стабилизации очень сильно решает. Хотя, стоит сказать, что когда я после
20 партий на пайке, снимал его, мне казалось, что я не потерял часть стабилизации-точности, а что я проклят трижды и мне нужно срочно в церковать грехи замаливать, ибо мастер вертух у меня прекращал попадать в упор.
И тут те кто читал мою прошлую статью про стерлядь 74 могли бы подумать:
«Автор, ты что ебан@т? Тут же налицо теорема Эсксобара в действии! По сравнению с той же стрв у которой 0.13;0.13;0.08 что с пайком, что без него — полная херня выходит!»
Но нет, это всё-таки коэфициент и он определяет фактически насколько разлетится прицел по формуле, которая учитывает коэфициент помноженый на скорость (это если упростить сильно). То есть зависит прямо от скорости движения/поворота/поворота башни. А т-150 — это вам не кромвель, на нём 70 км/ч по встречке не разгонишься, поэтому с такими кофами разброса ему живётся нормально.
Вся эта телега Выше выглядит так будто я тут агитирую Вас донатить в танки на прем аккаунт итд, чтоб гонять на прем. расходниках. Отписка, продался. Но, доп.пай всё-таки стоит 10 000 по акциям, которые бывают не так редко и внимание:
Это лучший фармер из непремиумных танков.
Да. Это так, хотите верьте, хотите нет, но фармит он так будто у него что-то с доходом подкручено чутка. В умении фармить из регулярных танков с ним посоревнуется только Тигр1 и то, с двумя оговорками.
Во-первых, фармить он будет лучше с прем.аккаунтом, во-вторых, играть на нём не в пример сложнее и не многие осилили его потенциал, судя по тому как легчайше мне на нём дались три отметки. А т-150, если раскошелится на паёк подарит даже «красному игроку» массу удовольствия.
А теперь посмотрим подробно на ТТХ:
Ну Вы и сами всё видите:
«Альфач»
С пробитией, бронёй, нормальной динамикой — что Вам ещё надо?
Напрягает разве что скорость назад 11 всего. На танке очень часто приходится упираться лбом в угол и танковать бортом откатываясь назад, подставляя имбовый борт под углом.
Если статью вдруг читают новички и прикидывают — Т150 или КВ85, тут можно сказать точно 2 вещи. Ветка развития после КВ85 идёт 100% приятнее чем после Т150, где на 7 и 8 просто помойные вёдра. Но сам КВ-85 это такой страдалец, что хоть у него и ДПМ есть и динамика, они никак не спасают его из-за ультравсратых углов вертикальной наводки. Кв-85 это — «на сердце боль, взгляд смотрим в небо..»
Стиль игры на Т-150 можно досаточно ёмко описать двумя словами:
НЕРЕАЛЬНЫЙ БЫК.
Если Вы не кустодрочер, не любитель стоять на ПТ на красной линии, а яростный берсерк, которому в игре постоянно хочется — ВРЫВАТЬСЯ, РАСЧЛЕНЯТЪ, УБИВАТЪ! Праведная ярость кипит в вашей крови — Т-150 Ваш выбор, берите не ошибётесь. Попервах Вы будете страдать, огребать, пока не научитесь как следует на нём танковать, что не совсем просто. Нужно быть в движении всё время, крутится.
Лучший гайд по Т-150 — это фильм «Адреналин» в котором по сюжету, если я не путаю, Стетхем должен был постоянно быть в движении чтобы не поклеить ласты. Так и на этом корыте
Движение = жизнь!
Но когда Вы освоите особое дедовское кун-фу этого танка в каждой партии Ваш план на каждую партию будет выглядеть примерно так:
- R+R+R.
- «ВСЕМ С*САТЬ + ЛЕЖАТЬ, РАБОТАЕТ ДЕДСНАЗ!»
По экипажу тут всё и так понятно, но добавлю на всякий случай:
К слову, у Т-150 очень хорошая, как для тяжа маскировка, так что не брезгуйте камуфляжем. Он сейчас стоит всего 750 за бой.
Этот танк сплошные плюсы , поэтому назовём только 2 основных:
- Читерские борта 90 мм.
- Лучший профильный танк прорыва вплоть до 7го уровня. (На 8ом уже новый король агрессии — ИС-3).
Ну и минусы , куда ж без них:
- Не танкует, пока стоит. Бронирование (в частности дырявая, здоровая ком.башенка) вынуждает попотеть чтоб хорошо потанковать.
- Плохо играется без экипажа/доп.пайка.
- Сильно страдает в стоке. А чтоб выкачать танк в ТОП, нужна нереальная куча опыта: 36300
Главный минус, понятное дело, последний. Так что покупку явно рекомендовать не могу, на свой страх и риск.
Удачи в нагибе! И да прибудет с Вами ярость!
Источник
Танк Т-150 — неизвестный истребитель танков Гитлера
Советские инженеры за четыре года военных лет изготовили огромное количество опытной военной техники, причем такое, что многие из этих экземпляров до сих пор остаются практически неизвестными, и даже не смотря на общую популярность танковых онлайн игр. И вот, сегодня мы поговорим об одном из таких танков.
Советский тяжелый танк Т-150, он же КВ-150, он же объект 150 являлся очередной, но тем не менее достаточно интересной модификацией танка КВ-1. Можно сказать, что модель эта, то есть КВ-1 был самым главным советским танком по модернизации, и даже сильно не напрягаясь, можно вспомнить 5 танков на основе этой модели. Танк Т-150 стал одной из вехой, и разрабатывали его вместе с такими моделями как КВ-3 и КВ-220, причем, первая в итоге стала продолжением второй, но это крайне запутанная история.
Основной упор ставился на новую лобовую броню толщиной 150-90-90 мм, которая была на тот момент чуть ли не самой крепкой среди всех танков. А вот орудие решили поставить не очень мощное — танковую пушку Ф-34, которая также стояла на ранних моделях Т-34-76, и не сильно хорошо себя зарекомендовавшее.
Впрочем, учитывая короткоствольные немецкие танковые орудия, и такой вариант был крайне передовым, способным уничтожать любую технику Третьего Рейха. В целом, на самом деле этот танк был крайне сильно похож на КВ-220, и по сути был его братом, но обе эти модели практически никак не отметились, так что они стоили друг друга. Однако, Т-150 или КВ-150 повезло больше этот танк решили выпускать, причем неожиданно дали ему имя КВ-3, которое до этого принадлежало другому танку, в общем, на самом деле создается понятное впечатление — советские конструкторы метались от одной модели к другой, и не могли решить какая будет лучше.
Однако, как бы это странно не звучало, через месяц, то есть в апреле 41-го года решили приостановить это дело и танк доработать. Но, когда началась война, на руках остался лишь один опытный экземпляр, с которыми решили поступить понятно — его просто отправили на фронт. В последующем, и уже упомянутый КВ-220 тоже ушел на фронт, но во вот только Т-150 повезло куда больше, ибо на танке успели даже нормально повоевать. Танк отправили в состав 123-й танковой бригады, причем танк на своем месте смог провоевать аж полтора года, и за это время его не уничтожили.
После 18 мая 43-го история снова становится туманной, якобы машину списывают, однако уже в июле ее снова восстанавливают во всех званиях, как говорится, и на этом история заканчивается.
В целом, несмотря на полное отсутствие подробностей о боевом применении КВ-150 или Т-150, можно сказать, что танк стал крепким орешком, или же ему очень сильно везло, ибо мало какая модель выживала в течение полутора лет при интенсивности боев на Восточном фронте, особенно в составе гвардейской танковой бригады.
Источник
Т 150 танк своими руками
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
И о слониках. Танки Т-150, Кв-220, КВ-3.
Вопрос о разработке танков с более мощным, чем у КВ, бронированием и вооружением обсуждался уже летом 1940 года, когда еще толком не было налажено производство самих КВ. 17 июня 1940 года Совет народных комиссаров СССР и Центральный комитет ВКП(б) приняли постановление № 1288–495 сс в котором, в частности, говорилось: «К 1 ноября 1940 года Кировскому заводу изготовить два танка КВ с броней 90 мм: один с пушкой 76 мм Ф-32, другой с пушкой 85 мм. Один корпус будет подан с Ижорского завода в конце октября, изготовление танка намечено закончить к 5 ноября. Второй корпус будет изготовлен в ноябре.
К 1 декабря 1940 года Кировскому заводу изготовить два танка КВ с броней 100 мм: один с пушкой 76 мм Ф-32, другой с пушкой 85 мм. Один корпус будет подан в конце октября, второй в ноябре».
Однако работы затянулись — 5 ноября заводом был сдан один КВ с броней 90 мм и пушкой Ф-32 (в документах именуется «танк Т-150»), а 5 декабря — один КВ со 100 мм броней и 85 мм орудием (по документам значится как «Т-220», «КВ-220» или «объект 220»).
Т-150 был построен на агрегатах серийного КВ и отличался от него только увеличенной толщиной брони корпуса (вместо 75 мм — 90 мм). Так как утолщение броневых листов производилось наружу, то все внутренние габариты машины были сохранены. Кроме того, на Т-150 стояли измененные кронштейны ходовой части и командирская башенка с перископом и четырьмя смотровыми приборами. В связи с возросшей массой танка, достигшей 50 тонн, на нем установили форсированный до 700 л. с. двигатель В-2.
Деревянная модель танка Т-150 в натуральную величину. Кировский завод, декабрь 1940 года.
С 15 января по 14 февраля 1941 года машина проходила полигонные испытания (пройдено 199 км), выявившие ряд существенных недостатков в работе двигателя. Так, при движении по шоссе на 3-й и 4-й передачах при температуре наружного воздуха минус 9–12 градусов, масло в двигателе сильно перегревалось. По этой причине танк был снят с испытаний, а Кировский завод и завод № 75 в Харькове получили задание улучшить систему охлаждения и снизить перепад температуры масла, проходящего через двигатель.
Танк Т-150 снятый с разных ракурсов перед полигонными испытаниями в январе 1941 года. Внешне он отличается от серийного КВ-1 очень слабо. Самый четкий отличительный признак — командирская башенка.
КВ-220 внешне сильно отличался от других КВ большей длиной корпуса, увеличенной на один опорный каток ходовой частью и новой башней с 85-мм орудием Ф-30. Орудие было специально спроектировано для вооружения этого танка в КБ завода № 92 под руководством Грабина и осенью 1940 года успешно прошло испытания в танке Т-28.
85-мм пушка Ф-30 в башне танка Т-28 на испытаниях возкой. Коллаж из отчета ГАУ, 1939 г.
Из-за сильно возросшей массы танка, достигшей 62 тонн, на нем установили двигатель В-5 мощностью 700 л. с. 30 января 1941 года КВ-220 поступил на испытания, прекратившиеся уже на следующий день из-за поломки двигателя. К тому же выяснилось, что орудия Ф-30 неуравновешено и вести из него прицельную стрельбу невозможно.
Танк КВ-220 перед началом полигонных испытаний. Январь 1941 года.
Танк КВ-220 в Ленинграде, февраль 1941 года.
Современный чертеж внешнего облика танка КВ-220
Но уже в марте 1941 года появляется еще одна машина — тяжелый танк прорыва КВ-3. Рождением своим КВ-3 (причем что самое интересное индекс КВ-3 уже присваивался танку Т-150, из-за чего возникает некая путаница) был обязан двум факторам: желанием военных заменить не очень надежный, перетяжеленный штурмовой танк КВ-2 и слухам о разработке в Германии тяжелых танков неуязвимых для советской противотанковой и танковой артиллерии.
В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) № 548-232сс от 15 марта 1941 года предписывалось создать тяжелый танк с бронированием лобовой части корпуса и башни 115-120-мм. Башня планировали выполнить штампованной с углами наклона не менее 30 градусов и приспособленную под установку 107-мм пушки. Более конкретные требования были сформулированы в постановлении № 827-345сс, в котором определялись новые параметры танка КВ-3 и ставилась задача на проектирование сверхтяжелых танков КВ-4 и КВ-5:
«О танке КВ-3.
1. Во изменение Постановления СНК СССР и ЦК ВКП (б) № 548-232сс от 15 марта 1941 года приказываю:
а) установить броню КВ-3: лоб 115–120 мм, башни 115 мм;
б) вооружить КВ-3 107-мм пушкой ЗИС-6 с начальной скоростью снаряда 800 м/с.
2. Башни КВ-3 изготавливать штампованными с углами наклона не менее 30 градусов под установку 107-мм пушки ЗИС-6, для чего директору Кировского завода т.Зальцману:
а) к 15 апреля 1941 года совместно с Ижорским заводом изготовить и подать Ижорскому заводу чертежи на измененную башню и корпус КВ-3;
б) к 25 апреля 1941 года совместно с Ижорским заводом предъявить на утверждение НКО СССР макет башни КВ-3.
3. Кировскому заводу установить план по изготовлению в 1941 году 500 штук танков КВ-3 со 107-мм пушками ЗИС-6.
4. Директору Кировского завода т.Зальцману принять к сведению и руководству что:
а) Ижорский завод обязан к 20 мая 1941 года подать на Кировском заводе первую штампованную башню и корпус танка КВ-3 с полной механической обработкой и бронировкой артсистемы. В дальнейшем Ижорский завод обязан обеспечить изготовление и обработку этих башен и корпусов по графику выпуска танков КВ-3, утвержденному Правительством;
б) Народный комиссариат вооружения (тов. Ванников), завод № 92 (тов. Елян) и главный конструктор завода № 92 (тов. Грабин) вместе с Кировским заводом обязаны разработать чертежи установки 107-мм пушки ЗИС-6 в башне КВ-3 и к 30 мая 1941 года предъявить в НКО СССР для утверждения;
в) завод № 92 обязан к 25 мая 1941 года подать на Кировский завод 107-мм пушку ЗИС-6 с установочными деталями, установить в башне КВ-3 и вместе с Кировским заводом отработать бронировку системы;
г) завод № 92 НКВ обязан обеспечить подачу Кировскому заводу 107-мм пушек ЗИС-6 на программу 1941 года в следующие сроки:
июль — 45
август — 80
сентябрь — 110
октябрь — 110
ноябрь — 110
и до 15 декабря — 65.»
По танку КВ-3 первыми выполнили задание артиллеристы. Дело в том, что КБ завода № 92 под руководством В. Грабина еще осенью 1940 года разработало проект 107-мм танковой пушки Ф-42, созданной на базе 95-мм танкового орудия Ф-39 (последнее успешно прошло испытания в башне танка Т-28 летом 1940 года).
К началу 1941 года по решению Наркомата Обороны СССР 107-мм орудие было изготовлено, успешно прошло заводские испытания на полевом лафете, а в марте 1941 года и в башне танка КВ-2. После получения задания на проектирование 107-мм танковой пушки ЗИС-6 с увеличенной баллистикой, КБ Грабина, используя уже имевшийся задел по пушке Ф-42, уже в мае изготовили новое орудие и успешно испытали его в башне танка КВ-2. До середины июня 1941 года пушка ЗИС-6 проходила заводские испытания, после чего была отправлена на Артиллерийский научно-испытательный полигон под Ленинградом.
Испытания 107-мм орудия ЗИС-6 (для танка КВ-3) в башне танка КВ-2. Горький, май 1941 года.
Любопытная деталь: в своих мемуарах «Оружие Победы» В. Грабин пишет о 600 изготовленных пушках ЗИС-6, которые из-за отсутствия нужных танков осенью 1941 года пошли в переплавку. Однако тут главный конструктор завода № 92 явно лукавит: в отчете о работе своего завода за 1941 год, кстати, подписанного В. Грабиным в феврале 1942 года, сказано, что «в июле — августе 1941 года было изготовлено пять серийных орудий ЗИС-6, после чего их производство было прекращено из-за неготовности тяжелого танка».
В отличие от «артиллеристов», «танкисты» сильно опаздывали с разработкой нового тяжелого танка. Поэтому для ускорения работ по испытанию новых узлов и агрегатов танка КВ-3 решили использовать КВ-220 (тем более, что конструктивно они во многом были похожи). 20 апреля 1941 года на КВ-220 наконец-то установили новый двигатель и танк, догруженный до 70 т — расчетной массы КВ-3, — вышел на испытания.
Деревянная модель танка КВ-3 в натуральную величину. Май 1941 года.
К концу мая 1941 года КВ-220 догруженный прошел 1330 километров. В докладе заводских испытателей отмечалось, что у танка «плохо переключаются передачи, гнутся оси опорных катков и балансиры, скручиваются торсионы подвески, мощности двигателя для 70-тонного танка не хватает». 20 мая КВ-220 встал на ремонт, в ходе которого машина получила дизельный двигатель с наддувом В-2СН мощностью 850 л. с. С 30 мая танк снова вышел на испытания, и к 22 июня 1941 года общий километраж машины составил 1985 км.
Что же касается непосредственно КВ-3, то к 22 июня 1941 года было изготовлено шасси с двигателем, но из-за проблем, возникших с изготовлением штампованной башни, работа затянулась.
Шасси танка КВ-3 с макетом башни и орудия ЗИС-6. 1941 год
Современный чертеж внешнего облика танка КВ-3
После начала войны все работы над танками Т-150, КВ-220 и КВ-3 были свернуты. ЛКЗ занимался наращиванием выпуска КВ-1, стало не до перспективных разработок. Из документов военной приемки ЛКЗ известно, что танки Т-150, КВ-220-1 (так именовался в документах военной приемки танк КВ-220) и КВ-220-2 (так именовался в документах военной приемки недостроенный танк КВ-3) никуда не эвакуировались и все время находились на Кировском заводе. В начале октября 1941 года, когда производство танков КВ в Ленинграде было практически полностью прекращено, опытные машины решили передать в войска. Все они прошли необходимый ремонт, причем на КВ-3 и КВ-220 установили башни от серийных КВ-1 (на КВ-3 башни не было вовсе, а на КВ-220 орудие окончательно было сломано еще в начале лета). Согласно документам военпредов, «танк Т-150, опытный, убыл 11 октября 1941 года в 123-ю танковую бригаду, танк КВ-220-1 заводской № М-220-1, опытный, убыл в 124-ю танковую бригаду 5 октября 1941 года, танк КВ-220-2 заводской № М-220-2, опытный, убыл в 124-ю танковую бригаду 16 октября 1941 года. Все танки вооружены 76-мм пушками Ф-32».
Причем КВ-220 (либо это КВ-3, их шасси было практически идентичным) с башней от КВ-1 случайно попал в кадр кинохроники. Вот он: висит на тросах
Сведения о дальнейшей судьбе этих машин крайне скудны. Так, Д. И. Осадчий, командир роты 124-й танковой бригады рассказал Максиму Коломийцу следующее (цитируется дословно): «Осенью 1941 года наша бригада получила на пополнение несколько танков КВ, один из которых назывался «За Родину». Он был изготовлен в единственном экземпляре на Кировском заводе. Он обладал теми же возможностями, что и танк КВ, но имел усиленную броневую защиту, вес более 100 т и более мощный двигатель с турбиной. При движении на высших передачах двигатель свистел и этот свист был очень похож на свист пикирующих «юнкерсов». Первое время после получения танка при его движении в бригаде даже подавали сигнал «Воздух!». Танк поступил в мою роту и сначала хотели назначить его командиром меня, но потом его командиром стал мой заместитель, опытный танкист лейтенант Яхонин. Танк считался практически неуязвимым для артиллерии противника и предназначался для штурма укрепленных позиций.
В декабре 1941 года (точной даты я не помню) наша бригада получила задачу прорвать оборону немцев на участке Усть-Тосно — железнодорожный мост, форсировать р. Тосна и во взаимодействии с частями 43-й стрелковой дивизией развить наступление на Мгу. В первом эшелоне атаковал 2-й танковый батальон под командованием майора Пайкина, танковый взвод 1-го батальона и танк «За Родину» моей роты. В данном бою танк получил задачу захватить железнодорожный мост через р. Тосна и удержать плацдарм для подхода основных сил. Бой развернулся на открытой местности. Промерзший верхний слой торфяника с трудом выдерживал танк. Когда он подошел вплотную к мосту, то был встречен огнем немецких тяжелых орудий и с ним пропала радиосвязь. Я находился в это время на КП батальона. Когда с танком «За Родину» прервалась связь, я попытался пробраться к месту боя вдоль железнодорожной насыпи. Когда мне удалось подползти к танку, я увидел, что с него сбита башня, а весь экипаж погиб».
Таким образом, или КВ-220 или КВ-3, точно неизвестно, был подбит. Других сведений о судьбе этих машин нет.
Тяжёлый танк КВ-220 (или КВ-3) с башней от КВ-1 с надписью «За Родину». 124-я танковая бригада, декабрь 1941 года. Современная реконструкция
Источники
М.Коломиец «История танка КВ. Часть I». (Фронтовая иллюстрация №5, 2001 г.)
«Отечественные бронированные машины 1905-1941». Том I. Изд.центр «Экспринт». 2002 г.
М.Коломиец, В.Мальгинов «Советские супертанки». (Бронеколлекция №1, 2002 г.)
М.Свирин «Самоходки Сталина Сталина. История советской САУ 1918-45 гг.» Изд.»Яуза», «Эксмо». 2008 г.
М. Коломиец «КВ. «КЛИМ ВОРОШИЛОВ» — ТАНК ПРОРЫВА» Изд.»Яуза», «Эксмо». 2006 г.
М. Свирин «Броневой щит Сталина. История советского танка, 1937-1943»
Источник