Своими руками с детьми зрр

Приёмы формирования речи у детей с задержкой речевого развития в домашних условиях

лена бердюгина
Приёмы формирования речи у детей с задержкой речевого развития в домашних условиях

Приёмы формирования речи у детей с ЗРР в домашних условиях.

1. Пальчиковые игры (смотреть книги и интернет).

2. Массаж пальцев рук перед сном.

3. Используем зеркало. Можно взять ребёнка на руки и задаёте вопросы,глядя в зеркало:

— Где мама? (он показывает). — Кто это? (мама). Вы добавляете до полного ответа (это мама). — Кто это? (Никита) (Да, это Никита). — Где у Никиты глазки, покажи (он показывает,а вы говорите: «Это глазки, что это?» Спрашивайте снова, и если ребёнок молчит,то снова говорите за него: Вот глазки. — Где ушки? (Так же). — Где щёчки? Где губки? (Что это) Это губы. Теперь переходите к вещам. — Где у Никиты шорты? Это шорты. Что это? (Это шорты и т. д.)

4.Используйте семейные фотографии:

— Где мама? Покажи. Кто это? Это мама. — Где папа? Покажи. Кто это? Это папа. — Где баба? — Где деда? — Где дядя? — Где тётя? (Всё аналогично)

5.Давайте образец просьб: «Попроси, дай!» Если ребёнок тянется к игрушке или к любому другому предмету,поставьте его перед выбором: «Ты хочешь мяч или зайку?» Дождитесь ответа или произнесите его вместе с ребёнком.Хочет пить: «Тебе сок или чай?» Тянет за руку, требуя, чтобы вы шли с ним.Дайте образец просьбы :»Попроси маму, иди! И я с тобой пойду! Как надо позвать маму?»(Иди, мама).

6. Купаетесь вечером, разговаривайте с ребёнком. — Дай руку. Что мама тебе моет? Дождитесь ответа.При затруднении подскажите: «Правильно, руку». — Закрой глаза. Что ты закрыл нос или глаза?

7. Возьмите игрушку (мишку, зайку и т. д., озвучивайте действия, производимые с игрушкой. Побуждайте своего малыша повторять слова-действия. — Мишка идёт топ-топ. Позови мишку, иди! Мишка сейчас уйдёт. Попроси мишку, стой! Мишка устал. Попроси его, сядь! Мишка хочет спать. Уложи мишку, спи! Мишка, пора проснуться. Встань! Буди мишку, встань! Дайте ребёнку ложку,говорите: «Корми мишку, ешь, ешь и т. д.»

8. Например, с машинкой игра. Называйте слова-действия и просите ребёнка повторить за вами: «Кати, вези, грузи».

9. Игры с мячом. Сядьте напротив ребёнка. Играя с мячом,озвучивайте действия: «Кати, лови, брось». Придерживая мяч, провоцируйте малыша повторять слова-действия. Эмоционально выражайте радость, если у ребёнка получилось какое-то слово, даже если оно произнесено недостаточно правильно, чтобы у ребёнка было желание повторять за вами неоднократно.

10. Доступные слова. Сначала взрослый сам показывает и называет картинки, а затем просит ребёнка назвать и показать изображение. Если с картинками пока не получается, то переходите на предметы, игрушки. Пытайтесь вызвать нужное слово или звукоподражание несколько дней, а затем повторяйте выученные слова регулярно, чтобы навык не угас. Слова простые берите из одного слога, или из двух открытых слогов (иди, или слова, оканчивающие на «ка», здесь мы меняем только первый слог (май-ка, зай-ка, лай-ка и т. д.)

11. Работа над дыханием. Найдите в интернете «Упражнения для развития речевого дыхания».

12. Озвучивайте все ваши действия.

13. Старайтесь, По-возможности, общаться глаза в глаза, лицо в лицо.

14. Телевизор и мультики – это речевой фон. Речь человека формируется по подражанию, поэтому ребёнок должен вас слышать и видеть ваше лицо, рот, губы, ваши эмоции при общении.

15. Игра «Жмурки». Попросите малыша зажмурить глаза и вести пальчиком по картинкам в любом направлении.Скажите: «Стоп!» Ребёнок открывает глаза и называет ту картинку, на которой остановился. Если он не может, то пока вы за него называете картинку.

16. Игра Правильно — неправильно». Показывая, например, козу,спросите: «Это коза или киса?» Так поступайте и с другими картинками, предлагая правильное и неправильное название.

17. Полезно петь малышу песенки, читать стишки, прибаутки, считалки, стихи А. Л. Барто. Всё это способствует воспитанию чувства ритма, развитию фонематического слуха. От малыша этого пока не требуем, но учим слушать правильную речь. Читая любимый стишок, не договаривайте последнее слово, побуждайте малыша закончить рифму. Не повторяйте за ребёнком слова, которые он произносит неверно, вы же это слово за ребёнком должны произнести правильно.

18. И последнее. Предлагаю обыграть два детских стишка. Сначала прочитайте стих сами. Теперь попросите ребёнка помочь рассказать этот стишок.

Источник

Основные подходы коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития.

Оксана Стрижевская
Основные подходы коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития.

Роль развития речи ребенка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка.

Доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей. Особенностью предположительно темповых задержек речевого развития детей в раннем возрасте, как считают исследователи, является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. Следовательно, оказанная ребенку раннего возраста помощь во многих случаях способна предупредить тяжелые формы общего недоразвития речи, в значительной степени ускорить ход речевого и умственного развития ребенка. В связи с этим проблема раннего опознавания и коррекции отклонений в речевом развитии у детей раннего возраста приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития и обучения.

В последние годы и родители, и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. В связи с этим одним из приоритетных направлений логопедической работы стало оказание помощи детям раннего возраста.

Основнаязадача корекционно-логопедического воздействия:

корректировать речевой дефект параллельно с работой, стимулирующей развитиеребенка во всех функциональных областях:

а) совершенствование моторных функций (общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики);

б)воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия.

Основные направления коррекционной логопедической работы:

1. Развитие импрессивной речи. На первых этапах развитияпонимания речи не следует требовать от детей точности понимания отдельных слов: там – тут, открой – закрой. Дети опираются в понимании речи не на различное звуковое выражение слов, а на широкий контекст вопроса. Поэтому вопросы педагога, логопеда в беседах, направленных на выявление понимания слов,предложений должны содержать подсказывающие слова: «положи книгу на стол», «возьми книгу с полки». Все слова проговариваю с естественной интонацией, без скандирования, но с несколько нарочитым выделением ударного слога. Усвоение слов пассивного словаря осуществляется и через проведение различных игр.

2. Развитие экспрессивной речи. Ответственный момент в логопедической работе с детьми с задержкой речевого развития – создание потребности подражать слову взрослого. Необходимо создать условия, в которых у ребенка появилось бы желание произносить одни и те же звукосочетания неоднократно. При этом очень важен эмоциональный контакт с ребенком, определенный уровень понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации.

3. Развитие общей моторики. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых. Коррекцию речевых нарушений (как и речевое развитие, нормально развивающегося ребенка) начинаю с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным) является мощным, а главное, естественным средством воспитания правильной речи при нормальном ее развитии и в случаях патологического формирования речевых функций.

4. Развитие мелкой моторики. Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развить речь ребенка.

5. Развитие слухового восприятия. Воспитание речевого слуха является основным условием понимания речи и готовит ребенка к экспрессивной речи, а при ее появлении – обеспечивает перспективу формирования речевых компонентов: лексики, грамматики, просодических компонентов. При работе с неговорящими детьми вначале использую слухо-зрительное восприятие, т. е. каждое слово произношу с несколько утрированной артикуляцией. Внимание ребенка привлекаю к положению органов артикуляционного аппарата в процессе произнесения того или иного слова. Далее постепенно перехожу к нормальному произнесению слов, а далее прикрываю рот экраном, чтобы полностью исключить возможность узнавания слова по положению органов артикуляционного аппарата.

6. Формирование навыков артикуляционной моторики. Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь «слышать» себя и окружающих. Поэтому важной частью коррекционной работы с неговорящими детьми считаю игры и упражнения, направленные на совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, снятие мышечной напряженности этих органов, воспитание умения чувствовать и контролировать их движения. Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее. Выполнять их следует перед зеркалом. Лучше сопровождать такие упражнения стихотворным текстом. Главное условие эффективности этой работы – положительный эмоциональный фон занятий. Заканчивать игры необходимо до того, когда ребенок захотел бы этого сам.

7. Развитие зрительного восприятия. Зрение – это основной канал информации об окружающем мире. Ребенок должен выделить свойства предметов,воспринимаемые через зрение: цвет, форму, количество; понять сюжет картинки (если картинка сюжетная, выделить объекты восприятия, установить связь между ними. У ребенка с речевым недоразвитием затруднена именно эта способность обработки зрительной информации. Его необходимо научить «смотреть и видеть». Работу с ним веду по принципу от конкретного предмета – к изображению этого предмета на картинке, силуэтному изображению, восприятию замутненного силуэта, пиктограмме.

8. Формирование просодических компонентов речи. Просодия – общее название для свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраска. Отсутствие реакции на просодические свойства языка при общении с ребенком раннего возраста говорит о неблагополучии в его речевом развитии. Если ребенок не слышит средств речевой выразительности, то он и не употребляет их при речевом общении. Поэтому развитию просодических компонентов речи в коррекционной работе с детьми с ЗРР следует уделять особенное внимание. Игры и задания для решения этой задачи естественно вплетаются в канву занятия и соответствуют игровой ситуации, предложенной детям.

Не буду подробно останавливаться на методах коррекционной логопедической работы, они нам всем хорошо известны. Можно только добавить, что в настоящее время в коррекционной логопедической работе наряду с традиционными коррекционными методами широко используются нетрадиционные методы терапии. В работе с детьми с ЗРР можно использовать арттерапию, музыкотерапию, хромотерапию (цветотерапию, светотерапию, су-джок терапию. Но какие бы методы мы не использовали очень важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.

В завершение хотелось сказать, что значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.

«Тактильные дощечки» — средство развития речемыслительной деятельности. Презентация Если в дошкольном возрасте у ребенка не развили творческое воображение через игровую учебную деятельность, то в будущем он не станет творческой.

Источник

Мастер-класс для родителей группы детей с ЗПР «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников»

Лена Осычкина
Мастер-класс для родителей группы детей с ЗПР «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников»

«Нетрадиционные виды аппликации, как средство развития творчества дошкольников»

Тема: «Гиацинты в вазе»

Цель мастер-класса: Способствовать формированию у родителей представления о значении нетрадиционных видов аппликации в развитии творчества дошкольников.

Задачи: Познакомить родителей с нетрадиционными видами аппликации, показать приемы и этапы выполнения аппликации, закрепить теоретические знания в практической деятельности.

Материалы и инструменты:2-3 салфетки синего, желтого, белого или розового цветов; двусторонняя бумага зеленого цвета; палочка диаметром не менее 1 см; заготовка вазы; листы иллюстрированного журнала; ножницы обычные; простой карандаш; клей «Титан»; влажная салфетка.

Ход мастер-класса:

— Добрый день, уважаемые родители! Приятно видеть вас в нашем зале, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.

Вид деятельности под названием «аппликация» известен давно. Аппликация (от лат. applicatio — прикладывание) — создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала. Испокон веков женщины в свободное от работы время занимались различными видами рукоделия. Сложно сказать, когда конкретно зародился тот или иной вид рукоделия, поскольку текстильные изделия тех времен почти не сохранились. Но можно точно сказать, что аппликация (или нашивание) различных лоскутов тканей, кожи и других материалов, а также наклеивание всевозможных материалов, таких как: крупы, семечки, скорлупа ореха, яичная скорлупа, любых природных материалов пришла к нам с Востока и из Византии. Самая древняя аппликация, датированная 980 г. до н. э. была найдена в Египте. А в скифских курганах (100 год до н. э. —200 год н. э.) обнаружены фрагменты стеганых одеял с элементами аппликации.

Аппликация — одно из самых любимых занятий детей. Ребятам нравится что-то вырезать из бумаги или ткани, клеить, и в итоге получать творение, сделанное своими руками. Занимаясь аппликацией можно использовать самые разные материалы: бумагу, салфетки, ткань, пряжу, вату, ракушки и камешки, и даже самую обыкновенную соль и крупу, знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, клей, кисть, ножницы). Все эти действия способствуют умственному развитию детей. Вместе с тем в нетрадиционных техниках аппликации заложены колоссальные воспитательные резервы и огромные педагогические возможности, которые влияют на художественно-эстетическое и образно-пространственное восприятие окружающего мира детьми дошкольного возраста, на развитие творчества дошкольников.

Об этом же говорил известный педагог Василий Александрович Сухомлинский

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем ярче творческая стихия детского разума.»

Уважаемые родители! Сегодня мы предлагаем, Вам познакомиться с нетрадиционной техникой в аппликации – торцевание.

Торцевание — один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом «пушистости» и лёгким способом её исполнения. Используя данную технику, вы сможете вместе с детьми создавать красивые объемные работы. Торцевание способствует развитию у детей мелкой моторики пальцев рук, точности движений, воображения, абстрактного мышления, эстетического вкуса, доводить начатое дело до конца.

Работы детей.

Этапы изготовления.

Ваза. Из плотного картона сделать цилиндр. Обвести диаметр получившейся трубочки на белой бумаге, а затем, увеличив окружность на 1-2 см., вырезать по контуру и сделать по кругу надрезы. Смазав края заготовки с надрезами клеем, сделать на основе донышко. (Можно взять готовую картонную форму и затем обклеить ее). Листы иллюстрированного журнала нарезать вдоль на полоски шириной 2-3 см. и при помощи палочки накрутить много трубочек.

Стебли. Лист бумаги зеленого цвета разрезать пополам. На край полоски положить палочку, скатать по ней трубочку, край подклеить.

Цветы. Салфетки нарезать на квадраты со стороной 4 см. На плоскую сторону карандаша наложить серединкой один квадрат-цветок и примять его края вокруг карандаша. Нижнюю часть цветка смазать клеем и клеевой стороной прижать цветок к верхней части стебля, карандаш вынуть. Рядом расположить следующий цветок и так далее по кругу, сколько уместиться цветов.

Ваза с весенними гиацинтами в технике торцевания готова.

— В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим детям.

Источник

Читайте также:  Фигурки для газона своими руками
Оцените статью