Свет для макросъемки своими руками

Макросъемка. Несколько способов обеспечения освещения при съемке небольших объектов «в поле»

Фотографирование малых объектов это съемка в большом масштабе. Можно снимать издалека с помощью телеобъектива, можно снимать обычным объективом с малого расстояния — следствием большого масштаба будет малая глубина резкости (статья о глубине резкости). Чтобы весь объект был в фокусе, приходиться сильно диафрагмировать объектив, снимать объект строго «фронтально» или с наклоном плоскости матрицы/пленки относительно оси объектива (статья о наклонах и сдвигах). При сильном диафрагмировании (нормальные значения для макросъемки зеркальной камерой f/16 и больше) недостаток света можно компенсировать длинными выдержками и съемкой со штатива, либо светом дополнительных источников.

Снимая со штатива, без дополнительного рисующего света не всегда можно обойтись. Как правило, при макросъемке малый объект освещен равномерно и выглядит скучно. Оживить его можно дополнительной подсветкой. Для этого вовсе не обязателен источник света — достаточно отражателя. Его можно изготовить из небольшого листа пластика или картона белого цвета. Но рассеянного матовой поверхностью света для «оживления» изображения не достаточно. Наклеив на одну сторону отражателя мятую фольгу, получим эффективный «подсветитель». Конечно, он пригоден только в том случае, если снимаемая сцена не динамична и позволяет спокойно выбрать ракурс, установить камеру на штатив, «поиграть» со светом. Использовать осветитель можно не только в солнечный день. «Затенив» им поглощающую свет поверхность в кадре, даже в пасмурную погоду удается получать «солнечные» лучи.

Примеры снимков, сделанных при использовании пластикового отражателя размером 30×30 см с фольгой на рабочей поверхности. Приведены уменьшенные фотографии без кадрирования:

Читайте также:  Чем отреставрировать старую деревянную дверь своими руками

Если за снимаемыми объектами приходится охотиться, то пользоваться отдельным отражателем не удобно. Один из приемов использования отражателя при макросъемке — крепление небольших отражающих поверхностей на держателе непосредственно к камере «вокруг» объектива.

Более сложный способ подсветки при макросъемке связан с применением вспышки (статья о насадках на вспышку, в том числе, и для макросъемки). Встроенную в камеру вспышку использовать не всегда можно. Во-первых, ее свет затеняется объективом, а во-вторых, направление его неизменно. Встроенная вспышка применяется, если съемка ведется с помощью телеобъектива, то есть с относительно большой дистанции, когда на предмет не падает тень объектива, а сам снимаемый объект не бликует.

Обычно, внешняя вспышка устанавливается на специальном держателе непосредственно за объективом (для не длиннофокусного объектива). Держатель можно изготовить из металлической пластины, изогнув ее в соответствии с размерами вспышки, расстоянием до штативного гнезда и типом объектива. Несколько отверстий для крепления к камере и вспышке обеспечат системе некоторую «гибкость» в изменении взаимного положения камеры и осветителя. (При съемке не динамичных сюжетов вспышку вообще можно располагать независимо на отдельном штативе.)

Так как внешняя вспышка устанавливается близко к объекту съемки, то от нее не требуется большая мощность. Лучше если вспышка будет легкой и с несколькими ступенями мощности (но это не обязательно, мощность света можно уменьшить с помощью рассеивающей насадки). В экспоавтоматике так же необходимости нет — можно заранее подобрать мощность импульса и диафрагму, так как положение вспышки относительно камеры и объекта заранее задано конструкцией крепления. Размер светового пучка даже маленькой вспышки, как правило, намного больше объекта съемки, поэтому никаких отражателей и рассеивателей не требуется. Они могут пригодиться, если свет слишком жесткий или объект съемки бликует. Маленький конверт-кулек из молочно-белого материала (обычный непрозрачный продуктовый пакет) зачастую позволяет преодолеть названные трудности.

Если нет желания делать жесткий держатель под конкретную вспышку, камеру и оптику, можно приобрести гибкий универсальный держатель для фотоприспособлений. Его использование позволяет менять направление света в кадре, но на практике такая «гибкость» оборачивается громоздкостью конструкции и меньшей надежностью. А так как снимать приходится в режиме «охоты», то «осечка» будет очень неприятной.

Не смотря на то, что при макросъемке размер объекта так невелик, что многие его детали становятся заметны только на увеличенной фотографии, набор оборудования, необходимого для получения такой фотографии хорошо оттягивает плечи. Для тех случаев, когда макросъемка не является основной темой фотопрогулки, был сделан рассеиватель-насадка для встроенной вспышки зеркальной камеры.

Материалы и инструменты, которые потребуются для изготовления рассеивателя: тонкий пластик (пластиковые папки для документов), фольга или фольга с клеевой основой, двусторонняя липкая лента, изолента, молочный полиэтилен, степлер. Конструкция (иллюстрации ниже) состоит из трубки — «световода» квадратного сечения в форме буквы «г» (\___), надеваемой на вспышку, и рассеивателя на трубке чуть большего сечения (первая трубка должна входить во вторую с небольшим усилием). Изнутри трубки оклеены фольгой. Трубка рассеивателя надевается на трубку, насаженную на вспышку. Телескопическая конструкция позволяет менять длину конструкции, что дает возможность использовать ее с разными объективами.

Форма рассеивателя — «лопата». Для того чтобы предмет можно было освещать не только сверху, но и с боков, у рассеивателя имеются боковые шторки, так же оклеенные фольгой. Для дополнительного сглаживания светового потока к отражателю стоит добавить рассеивающий свет клапан, например из молочного полиэтилена. Боковые шторки и молочный клапан имеют хвостики для крепления к трубке рассеивателя (на иллюстрации они прихвачены резинками).

Выше приведены фотографии рассеивателя с разной конфигурацией шторок и рассеивающего клапана. Слева вверху (1) — «открытый» вариант, предмет будет освещен со всех сторон, фоном для предмета будет белый клапан. Справа вверху (2) — «открытый» вариант, предмет освещается слева и справа, свет дополнительно рассеивается молочно-белым клапаном. Слева внизу (3) — предмет освещается сверху и слева. Справа внизу (4) — предмет освещается в основном слева и, в меньшей степени, сверху. Меняя длину рассеивателя (выдвигая одну трубку из другой) можно менять характер освещения — от переднебокового до контрового. В зависимости от длины рассеивателя и условий съемки может потребоваться экспокоррекция вспышки.

Насадку рассеивателя без рассеивающей «лопаты» можно использовать для увеличения дальности работы встроенной вспышки. Эффект есть, но не очень сильный. Если насадку надеть на вспышку не до конца, то можно менять угол наклона вспышки и надетой на нее насадки, а следовательно, и светового луча:

Оценить возможности рассеивателя для встроенной вспышки камеры Canon EOS 350D можно по приведенным далее снимкам (приведены уменьшенные полные кадры). На камере установлен объектив 50 мм с макрокольцами. Объект находится непосредственно перед объективом. Столбец слева — на объективе одно макрокольцо, справа — комплект.
Условия освещения, конфигурация насадки:
1. Освещение встроенной вспышкой без насадки. При небольшом масштабе и сравнительно большой дистанции результат вполне удовлетворителен, при большом масштабе — объектив затеняет вспышку.
2. Освещение насадкой сверху (с убранными боковыми шторками и убранным молочным клапаном-рассеивателем).
3. Освещение насадкой сверху с рассеивателем (с убранными боковыми шторками и надетым молочным клапаном-рассеивателем).
4. Освещение насадкой справа и сверху (с молочным клапаном-рассеивателем и полузакрытой левой шторкой, отражающей свет на правую шторку, вариант зеркальный к 3 на иллюстрации, приведенной выше).
5. Освещение насадкой со всех сторон, работают обе шторки, молочный клапан-рассеиватель убран.
6. Освещение насадкой со всех сторон, работают обе шторки и молочный клапан-рассеиватель (вариант 2).

Конечно, эффективность самодельного рассеивателя не так высока, как внешней вспышки на кронштейне-держателе. Возможности управления направлением света ограничены. Но так как рассеиватель существенно легче, то не только уменьшается вес груза на плечах, но и повышается комфорт съемки, а с ним и количество снимков.

Источник

Макросъемка #2

Приветствую вас во второй статье, посвященной макрофотографии.

В первой части мы рассмотрели различные объективы и экстендеры для макросъемки, а также 4 способа обеспечения неподвижности камеры при съемке. Если вы не прочли первую статью, сейчас самое время это сделать. Во второй части пойдет речь о следующем:

  • 6 схем освещения для помещений
  • 4 схемы освещения для съемки на открытой местности

И, наконец, в третьей части я расскажу:

  • Популярные темы для макросъемки
  • Композиция в макросъемке

Схемы освещения для помещений

Преимущества съемки в помещении состоят в том, что вы можете контролировать каждую деталь вашего освещения. Недостатком может быть то, что для этого нужно иметь необходимое осветительное оборудование. В большинстве случаев достаточно одного или двух источников света, чтобы получить хороший результат.

Начнем с самого простого освещения. Этот снимок живой мухи был сделан только с одним источником освещения. Можете догадаться, что за источник? Это всего лишь естественный свет от неба через люк в потолке. Был яркий солнечный день и солнечный свет проникал через люк в потолке. Я взял лист белой бумаги и положил его на пол, а затем снимал ничего не подозревающих мух, прилетевших погреться на солнышке. Снимок был сделан моим Nikon Coolpix 4500 в режиме макросъемки. Так что вполне можно обойтись естественным светом, например, через окно.

Этот снимок еды также сделан очень просто и не требует никаких вспышек. Я только подвинул стол поближе к окну, чтобы максимально использовать солнечный свет. Для заполняющего света я использовал золотой отражатель. Отражатели достаточно дешевы и представляют ценность для съемки. Их можно купить или даже сделать самому. Вот схема расположения отражателя, объекта съемки и фотоаппарата.

Следующие две схемы включают только один источник искусственного света. Это снимок слезы, который, вероятно, является самым популярным моим снимком на микростоках. Он был сделан камерой Nikon D90 с объективом Sigma 105 mm Macro. У меня тогда не было вспышки и я использовал 500-ваттный постоянный свет.

Эта фотография капли воды была снята с помощью одной вспышки SB-800, стоящей слева от камеры. На вспышку был надет синий гель и она была направлена на белый картон, который использовался в качестве фона. Никогда не стоит направлять вспышку на блестящие объекты, такие как стекло или жидкости, так как в этом случае будут некрасивые блики и отражения.

Для следующей фотографии я использовал две вспышки SB-800. Это классическое фото свежего яблока, изолированного на белом фоне. Фоном был тот же белый картон, что и для съемки капли, но на этот раз я разместил вспышку точно за объектом съемки, направив ее на фон. Вторая вспышка освещала яблоко через просветной зонт, чтобы получить мягкое освещение и уменьшить блик на нем.

Последняя схема – это съемка в лайт-кубе. Свет в лайт-куб попадает через рассеивающую ткань, в результате получается мягкое рассеянное освещение. Такая съемка очень популярна для съемки товаров на e-Bay. Этот снимок я сделал, используя две голых вспышки, направленных на стенки куба.

Схемы освещения для съемки на открытом воздухе

При съемке на открытом воздухе нужно стараться как можно больше использовать естественный свет. Но иногда необходимо и искусственное освещение, чтобы создать глубину или подсветить тени. Давайте начнем с двух разных схем использования естественного освещения. На первом снимке в качестве основного источника использовано солнце. Здесь оно расположено высоко, что является не самым лучшим вариантом. Лучшие результаты дает съемка в слегка облачный день, когда солнце закрывают легкие облака.

Другой способ – это использование естественного света в качестве задней подсветки. На этом примере солнце освещает объект сзади справа от камеры. Фоном здесь послужила стена в тени. Синий оттенок добавлен при обработке.

Следующий вариант – использование естественного света и заполняющей вспышки. Обычно это делают, чтобы смягчить тени. Простейший способ состоит в использовании встроенной вспышки камеры. На этом снимке я хотел выявить детали цветка и крыльев и просто использовал встроенную вспышку своего D70 в режиме TTL. Вуаля!

Следующий шаг – использование внешней вспышки, установленной вне камеры. Я снимал этих муравьев в темный облачный день. Но освещение было слабым, особенно в тени. Тогда я настроил беспроводное управление внешней вспышкой и использовал встроенную вспышку для заполняющего света. Эти муравьи двигались очень быстро, поэтому я установил приоритет выдержки в 1/500 секунды. Обе вспышки управлялись через TTL. Я держал камеру в правой руке, а вспышку в левой. Меня также выручил шустрый автофокус Sigma 105 mm Macro.

Вы также можете приобрести специальный комплект макровспышки, если действительно серьезно хотите заняться макросъемкой. Например, Nikon выпускает устройство беспроводного управления R1C1. Вы можете управлять до 8 вспышек SB-R200, расположив их вокруг объектива. Целью такого использования вспышек является получение равномерного бестеневого освещения.

Итак, теперь у вас есть 10 различных способов освещения для макросъемки, которые вы сможете испробовать!

Источник

Оцените статью