Стол мольберт трансформер своими руками

Как сделать складной мольберт своими руками в домашних условиях: чертежи и размеры

Мольберт — благородный инструмент, ведь с его помощью создаются художественные произведения. Опытный мастер может позволить себе выбрать оборудование со знанием дела и приобрести готовую вещь. Для начинающего художника или ребенка изготовление самодельного мольберта — вполне приемлемый вариант.

Разновидности мольбертов для рисования

Мольберты существуют давно, и люди придумали немало вариантов их исполнения в зависимости от назначения, применяемых материалов, конструкции и качества отделки. Давайте коротко ознакомимся с возможным выбором в зависимости от назначения.

Как сделать своими руками мольберт «Лира» для художников

Изготовленный изящно мольберт «Лира», действительно, напоминает лиру. Мы же сделаем своими руками более простую модель из обычных брусков.

Чтобы сделать напольный мольберт нам потребуются:

  • 4 реечки 20х45х2500 мм;
  • одна реечка размерами 20х30х1000 мм;
  • саморезы по дереву;
  • две петли высотой 30 мм;
  • 4 анкера М6 плюс болты М6х80 мм с гайками-«барашками» или 4 длинных винта М6 с «барашками» для фиксации подрамников;
  • болт М6х100 мм с «барашком» для фиксации заднего упора;
  • клей по дереву;
  • инструмент, представленный на фото.

Работа несложная, действуем по следующей схеме:

  • Передняя плоскость мольберта собирается из трех реек длиной 1200 мм и двух реечек по 280 и 500 мм. Выкладываем их так, чтобы общая высота конструкции составляла 1800 мм.
  • Опорная часть мольберта состоит из реечек размерами 20х45х1150 мм и 20х30х500 мм. Эти детали будут установлены позже.
  • Перед сборкой конструкции все детали необходимо тщательно обработать наждачной шкуркой. Особое внимание следует уделить углам.
  • Чтобы изделие не расшатывалось, места стыков смазываем клеем по дереву, подойдет ПВА.
  • Теперь собираем переднюю плоскость мольберта из пяти деталей с помощью саморезов.
  • Выступивший клей нужно удалить влажной тканью.
  • Так выглядит готовая сборочная единица.
  • Обе рейки опорной конструкции крепим на петлях к верхней и нижней поперечине передней плоскости. Петли прикручиваем саморезами.
  • Между собой опоры скрепляются болтом с «барашком» через отверстия в рейках. В окончании малой рейки сверлим одно отверстие, а в длинной — делаем несколько. Это позволит устанавливать мольберт с нужным уклоном.
  • Теперь готовим детали для фиксации подрамников. Для двух узлов нам потребуются 4 детали 20х45х150 мм, одна заготовка 20х30х150 мм, одна деталь 20х45х300 мм, одна заготовка 20х45х500 мм и 4 детали 20х30х45 мм. (Реечку размерами 20х30х500 мм мы уже использовали в качестве упора.)
  • Из перечисленных элементов нужно собрать две представленные на фото сборочные единицы.
  • К основной рейке крепим с помощью саморезов задний (низкий и широкий) ограничитель.
  • Затем закрепляем передний (высокий и короткий) ограничитель.
  • Спереди сажаем на клей две самые маленькие детали так, чтобы между ними оставалось чуть больше 45 мм.
  • После застывания клея получилась такая сборочная единица.
  • Теперь накладываем на выступы реечку 20х45х150 мм и сверлим отверстия для крепежа.
  • Используем пустотелые анкеры с резьбой М6 внутри.
  • Забиваем анкеры в отверстия на выступающих рейках. На болты наворачиваем «барашки» и вставляем болты в отверстия на реечке.
  • Устанавливаем нижний держатель подрамника на мольберт, закручиваем болты в анкера и зажимаем реечку «барашками».
  • Крепеж можно ослабить, установить упор на нужную высоту и вновь зафиксировать. По той же схеме собирается и монтируется верхний держатель подрамника.
  • Конструкцию «лиры» можно упростить, если воспользоваться длинными винтами с «барашками» и стандартным крючком.
  • В этом случае не потребуется устанавливать анкера, а детали упоров для подрамника стягиваются между собой через отверстия с помощью винтов и гаек.
  • Конструкция становится проще, легче, однако фиксация упоров для подрамников чуть менее удобна в использовании.
  • Вместо опорной рейки с петлей и болтом для фиксации мольберта в нужном положении можно установить крючок. Это более простое, но менее надежное решение.
  • Чтобы расширить возможный диапазон картин по размерам, можно изготовить еще один нижний упор для подрамника.
  • Оборудование гармонично впишется в интерьер помещения, если его обработать морилкой и лаком. В качестве оригинального и надежного ограничителя послужит цепочка.

Как сделать простой разборный мольберт в домашних условиях

Своими руками нетрудно изготовить довольно простой мольберт. Простейшая тренога не гарантирует особого комфорта в использовании и подойдет для ограниченного типоразмера картин. Однако для многих более важна возможность быстро разобрать инструмент для хранения дома или транспортировки.

Для изготовления треноги потребуется:

  • три рейки размерами 20х45х1700 мм;
  • две реечки размерами 20х45х500 мм;
  • одна реечка размерами 20х45х500 мм;
  • петля высотой 45 мм;
  • пять мебельных винтов М6х70 с гайками «барашками» и шайбами;
  • саморезы для монтажа петли и сборки нижней опоры.

  • Сначала вырезаем рейки указанных размеров. От одной детали 20х45х1700 мм отрезаем брусок длиной 250 мм, который также используем.
  • Обрабатываем заготовки наждачной шкуркой.
  • Скрепляем саморезами две рейки длиной 500 мм в виде буквы Г и получаем нижнюю опору для подрамника картины.
  • Для сборки изделия сверлим в деталях отверстия под винты. При этом верхняя поперечина крепится на расстоянии 250 мм от верха, а нижняя на расстоянии 700 мм от верха.
  • Предварительно разрезанную деталь вновь скрепляем петлей с помощью саморезов.
  • Собираем изделие с помощью винтов и «барашков». Под гайками обязательно размещаем шайбы.

Все готово! Отмечу, что указанные размеры можно и нужно изменить в соответствии с конкретными размерами полотна и с учетом роста художника.

Складной мольберт-хлопушка из дерева

Вероятно, мольберт-хлопушка не менее популярен, чем конструкция «Лира». На его плоской поверхности удобно работать с эскизами на бумаге. Давайте предположим, что свое название подобный инструмент приобрел потому, что создает характерный хлопок при складывании, и приступим к работе.

Для сборки конструкции в домашних условиях нам потребуются:

  • лист фанеры размерами 470х640 мм;
  • 4 рейки размерами 20х45х1250 мм;
  • 3 реечки размерами 20х45х470 мм;
  • 2 реечки размерами 20х45х380 мм;
  • две петли высотой 40-60 мм;
  • два десятка саморезов длиной 12-17 мм для крепления фанеры;
  • десяток саморезов длиной 70-90 мм для сборки рамы;
  • наждачная шкурка.

При наличии перечисленного действуем по схеме:

  • Сначала вырезаем ножовкой все детали, перечисленные выше.
  • Перед сборкой конструкции все элементы необходимо тщательно обработать наждачной шкуркой. Особое внимание следует уделить углам.
  • Скрепляем длинными саморезами обе рамки конструкции, каждая из которых состоит из четырех реек. Прежде, чем заворачивать длинные саморезы, для них необходимо просверлить отверстия в верхних скрепляемых деталях. В противном случае тонкие рейки могут лопаться.
  • На одну из рамок прикручиваем короткими саморезами лист фанеры.
  • По нижнему краю фанеры размещаем опорную планку и ее также закрепляем саморезами.
  • Скрепляем вместе две сборочные единицы с помощью небольших петель.
  • На нижние поперечины можно привязать ограничительную леску, которая не даст «хлопушке» разложиться на скользком полу в помещении.

Готово! Можно для начала хлопнуть, собрав складную конструкцию. Возникшие вопросы можно устранить с помощью следующего видеоролика.

Чертежи маленького настольного мольберта

Нередко для работы необходим именно настольный мольберт. Его конструкция должна позволять начинающему художнику менять наклон основы для бумаги.

Чтобы сделать такой мольберт своими руками нам потребуются:

  • рейки сечением 20х45 мм;
  • лист фанеры размерами 500х700 мм и толщиной 4-8 мм;
  • саморезы для монтажа;
  • наждачная шкурка;
  • шуруповерт;
  • ножовка по дереву.

Схема конструкции подробна изложена на чертеже. Вероятно, даже начинающему столяру не составит труда изготовить мольберт по указаниям на чертежах.

Делаем детский мольберт из картона

Настольный детский мольберт нетрудно изготовить самостоятельно из картона. Подобная конструкция легко складывается, что удобно для хранения.

Для сборки мини мольберта потребуются следующие подручные средства:

  • гофроящик с размерами стенок не менее 400х400 мм;
  • армированная малярная лента;
  • канцелярские ножницы;
  • пистолетный нож;
  • липучка для ткани.

При наличии необходимых материалов и инструмента действуем по плану:

  1. Из коробки вырезаем заготовки в виде буквы Л, состоящие из двух стенок. Из одного ящика получается два мольберта.
  2. Готовим 4 отрезка армированной малярной ленты длиной порядка 25 см.
  3. Наклеиваем два отрезка малярной ленты на картон снаружи так, чтобы он сформировался в виде буквы Л.
  4. Если картон сложить вместе, лента склеится. Чтобы этого не происходило, наклеиваем оставшиеся отрезки ленты на две первые изнутри, липкой стороной друг к другу. При этом концы вторых ленточек клеим к картону изнутри.
  5. Бумагу для рисования фиксируем к картону обычной малярной лентой. Чтобы полотно для рисования легко снималось, его можно закрепить канцелярскими скрепками.
  6. Чтобы мольберт для ребенка из картона не скользил по столу, его можно зафиксировать той же малярной лентой.

Источник

Мольберт: виды, решения и конструкции, чертежи, изготовление, нюансы

Любой, кто занялся живописью и/или начал учиться ей, скоро понимает – рисовать нужно не на столе, а с мольберта. Реалист он, тончайшим образом выписывающий натуру, или вовсе бесшабашный авангардист, которому живопись – средство эпатировать почтеннейшую публику, без мольберта во всем этом, так сказать, диапазоне значений, мало что путного получится. Однако «настоящий профессиональный» мольберт принадлежность отнюдь не из дешевых, и как быть, если только пробуете себя в изобразительном искусстве или занимаетесь живописью от случая к случаю? Есть смысл изготовить мольберт своими руками. Не опасайтесь, руку не сорвете, из хрустальной башни не выпадете – конструирование мольберта не требует больших физических усилий, дорогих материалов, наличия специнструмента и навыков владения им. Можете сами сделать подрамник для картины? Тогда и мольберт получится.

Процесс живописи маслом с мольберта

Простейший случай

Простейшим образом можно сделать мольберт – подрамник. Это временный держатель полотна, который может пригодиться, во-первых, если вы только пробуете себя – получится ли? Во-вторых, если вы пишете картины изредка; допустим, раз в году не каждый год вас в отпуске «пробивает на мазню». Художники, простите, но вы ведь сами еще и не такие выражения употребляете. И не только между собой келейно. В-третьих, мольберты-подрамники нередко используют живописцы-портретисты, работающие на дому у заказчика.

Первый ваш простейший мольберт лучше делать с передними ногами, являющимися продолжением боковин подрамника, см. рис. справа. При натягивании холста у ног оставляют его напуски. Когда картина готова, заднюю опору снимают, ноги аккуратно отпиливают, напуски холста прикрепляют к поперечинам. В дальнейшем те же ноги могут быть использованы при создании следующего опуса; тогда их прибивают сзади к подрамнику с уже натянутым холстом.

Примечание: некоторое достоинство мольберта-подрамника, особенно при работе на выезде – его не нужно никуда транспортировать или где-то хранить. Пока произведение не создается или когда уже создано, мольберта-подрамника просто не существует.

Какой делать первым?

Допустим, вы уже определились – да, мне нужен постоянный мольберт. Мольберты бывают, во-первых, напольные и настольные. Во-вторых, те и другие – стационарными или складными передвижными (мобильными/походными, носимыми или возимыми). Если ваш ребенок любит рисовать и проявляет хорошие задатки в этом, то на первых порах ему понадобится один универсальный настольный мольберт для рисования (для акварели) см. далее. Если же вы намерены сами серьезно заниматься живописью, вам будет нужна пара напольных, стационарный и передвижной, и как минимум один настольный.

Любой из этих мольбертов может быть изготовлен в домашних условиях. Какой именно делать первым, зависит от ваших (или вашего ребенка) жанровых предпочтений и манеры работы. Для занятий преимущественно станковой живописью понадобится в первую очередь напольный передвижной мольберт, затем настольный рисовальный и потом, если найдется помещение под художественную мастерскую, напольный стационарный. Если же вы предпочитаете малые формы (миниатюру, карикатуру и т.п.), первым нужно делать мольберт для акварели.

Напольные

Подрамник с загрунтованным холстом весит несколько кг; большой – до нескольких десятков кг. Но он должен легко и просто устанавливаться на мольберт, так же сниматься с него, однако надежно удерживаться на мольберте во время работы. Холст (бумага, картон, доска) должны быть достаточно, ровно и прямо освещены, для чего источник рабочего освещения располагается невысоко позади художника, но холст не должен им затеняться при работе и сидя, и стоя.

Основные типы напольных мольбертов для станковой живописи были выработаны еще в начале Возрождения и описаны Вазари в его «Жизнеописаниях». Складной мольберт-тренога (поз. 1 на рис. ниже) – передвижной. Его сделать проще всего, много места в хранении он не занимает и пригодится, если размеры картины не превышают прим. 100х80 см, а каждый рабочий сеанс длится недолго. Полотно на треноге никак не фиксируется, оно просто лежит на мольберте. Если его опоры (или опору, см. далее) поставить высоко, достаточно большое полотно оказывается неустойчивым. Если же поставить полотно низко, то, работая стоя, его трудно осветить равномерно и устают глаза, а работая сидя над большим полотном, рука на весу скоро устает; терять же верность глаза и твердость руки живописцу никак нельзя.

Основные типы мольбертов для станковой живописи

Примечание: то об одном, то о другом мастерах Возрождения ходит легенда. Некий богатый ценитель и меценат (обычно называют Лоренцо Медичи Великолепного) решил пригласить его к себе для работы и послал для этого кого-то из своих присных. Тот, ничего не смысля в живописи, но желая выслужиться, потребовал от художника пробную работу. Вариант легенды – посланец возжелал заполучить даром свой портрет работы великого мастера. Тот пожал плечами и от руки нарисовал круг так же ровно и точно, как циркулем; посланнику ничего не осталось, как предъявить повелителю такую пробу. Он, сразу поняв, что произошло, расхохотался, к мастеру поехал сам (вариант – отправил личное послание с приглашением), а не в меру ретивого слугу понизил в должности.

Мольберт-лира (поз. 2) назван так за отдаленное сходство с древнегреческим музыкальным инструментом; что ж, без развитого ассоциативного мышления в искусстве и литературе делать нечего. Мольберт-лиру можно считать универсальным из напольных: на него можно ставить полотно размером прим до 1,2х1,8 м, и в то же время он может быть как стационарным, так и передвижным. Мольберт-станок, поз. 3, (откуда – станковая живопись) используется для создания картин больших размеров вплоть до необычайных.

Примечание: М. В. Ломоносову для мозаики «Полтавская баталия» пришлось построить уникальный станок, выдержавший при испытании нагрузку в 300 пудов (4,8 т).

О наклоне полотна

Проблема освещения холста достаточно просто решается наклоном полотна на 10-20 градусов. У мольбертов треноги и лиры он получается естественным образом. На мольберт-станок с той же целью при создании картин обычного размера подрамник ставится на подпорках, поз. 4 на рис. выше; при работе с очень большими полотнами проблемы освещения холста как правило не возникает, т.к. источник света и так оказывается над головой художника.

Зачем еще станок

Живопись сильными широкими мазками

Художники, работающие сильными широкими мазками, как напр., на рис.справа, не очень-то жалуют мольберты-лиры. Если энергично выполненные картины писать с них, то, увлекшись работой, можно так надавить на кисть углу полотна, что… нет, мольберт не опрокинется и полотно из него не вывалится. Но подастся под кистью, мазок «уйдет», а мастеру придется констатировать, что работа испорчена. Дилетанту скорее всего будет все равно, что там как намазано, но ведь живопись давно ушла от буквальной передачи натуры. Поэтому, если вы намерены осваивать технически экспрессивные манеры работы, вам понадобится прочный и устойчивый стационарный мольберт-станок или, для полотен прим. до 1,5х1,5 м, т. наз. полустанок (ударение на второе «о»), см. далее.

Тренога

По указанным выше причинам мольберт-тренога непригоден для выезда на плэнер, хотя не тяжел и в сложенном виде компактен: на открытом воздухе полотно с него может просто сдуть порыв ветра или ненароком столкнуть случайный зевака. Тем не менее, кроме новичков/учеников, мольберт-треногу или несколько таких почти всегда держат в запасе художники, много работающие на дому у заказчика: треногу не трудно принести на место и унести обратно хоть пешком. Есть (по крайней мере, точно были) портретисты, умудрявшиеся таким образом выполнять до 5-6 работ параллельно: разнес мольберты по заказчикам, поставил, и бегает день-деньской от одного к другому. Пока доберется к очередному, рука и глаз успевают отдохнуть.

Повторить готовый покупной мольберт-треногу своими руками сложно: нужен т. наз. треух – тройник с тремя парами лап под углами в 120 градусов по горизонали, в которых на осях поворачиваются ноги. Ограничителями раскладывания являются скосы торцов ног. Подобные системы применяются в фото- и видеоштативах, которые тоже можно использовать как мольберт, см. далее. В треноге, которая мольберт, в передних спереди насверлены отверстия (см. рис. выше) в которые вставляются штыри; на них опирается полотно. Сверловка и заготовка опорных штырей тоже требуют не мало труда, но все это можно упростить буквально до получаса-часа простейшей столярной работы, если делать мольберт-треногу по своему росту, манере работы и предпочитаемым размерам полотен. Мольберт получится стационарным (не складным), но ведь вам же и не бегать целыми днями по заказчикам.

Схема устройства самодельного упрощенного мольберта-треноги дана на рис.:

Схема устройства самодельного мольберта-треноги

Вам для него понадобятся 3 отрезка бруса из твердого дерева сечением 40х40 мм и длиной 120-150 см для работы сидя или 170-190 см для работы стоя и/или над полотнами максимального размера. В таком случае длину брусков можно увеличить, насколько позволяет высота потолка в помещении, а их сечение взять больше, 50х50 или 60х60 мм. Еще понадобится отрезок любого пиломатериала длиной 0,7-1,5 м на подставку (опору) полотна. Его (отрезок) лучше взять потолще, сечением, скажем, 60х60 мм (с опоры 40х40 мм полотно легко соскользнет) или, лучше, от 50х75 до 75х150 мм; в таком случае его крепят к передним ногам узкой кромкой, чтобы на широкую (пласть) опиралось полотно, как показано на поз. А рис., но сначала треногу нужно собрать.

Секрет упрощения в отверстиях под скрепляющую треногу шпонку – отрезок резьбового прута от М6 до М10. Отверстие под шпонку в задней ноге сверлят по диаметру прута, а в боковых в 1,5 раза шире. Тогда вбок передние ноги разойдутся на угол прим. 20 градусов (поз. Б на рис.), а наклон полотна будет ок. 10 градусов, что и нужно. Заднюю ногу для удобства хранения мольберта делают откидной. Фиксируется она шнуром: его середину крепят к задней ноге, а по бокам внутри передних вворачиваются не до конца саморезы, на которые набрасываются петли на концах шнура. Лень шить петли – можно просто привязать. Окончательная сборка и наладка самодельного мольберта-треноги делается так:

  • Подставка полотна ставится после того, как тренога собрана.
  • Основу мольберта раскладывают так, чтобы передние ноги максимально разъехались, а задняя задала удобный вам угол наклона полотна.
  • Замеряют, сколько нужно шнура для фиксации задней ноги и отрезают его (с запасом на петли или подвязку); шьют, если надо, петли.
  • Треногу складывают, крепят шнур за середину к задней ноге; в передние вворачивают саморезы под шнур.
  • Снова раскладывают треногу, фиксируют ноги шнуром, проверяют устойчивость и удобство принадлежности.
  • Отмечают на передних ногах удобное для себя положение доски – опоры полотна, а на опоре – положение ног под ее узкой кромкой.
  • Сверлят в ногах и доске отверстия под саморезы, крепят опору – все, можно работать уже по художеству.

Примечание: в виде треноги получается очень хороший детский настольный мольберт для рисования, см. видео ниже:

Видео: настольный детский мольберт-тренога

Если после первых опытов с треноги дело у вас пошло, скоро понадобится мольберт посерьезнее – лира. Станок сложноват для самостоятельного изготовления и слишком громоздок для квартирных условий. Если же у вас денег хватает на устройство художественной мастерской или вы рассчитываете заработать их живописью достаточно для этого, то и хороший мольберт-станок будет вам по карману.

Мольберт-лира известен в ряде модификаций. Некоторые из них, т. наз. полустанки (ударение на «и») дают возможность работать по полотнам, буквально еще помещающимся в обычной жилой комнате. Если только вы не намерены заняться монументальной живописью (что в наше время мало актуально благодаря наличию печати на пленке и фасадных плоттеров), вам этого будет более чем достаточно.

Монументально рисовать? Это как?

Образцы монументальной живописи

Что такое – монументальная живопись (Master Mural)? Помните, кто постарше, как к советским праздникам или просто так стены домов завешивали огромными портретами вождей, идеологически выдержанными картинами (от того и другого советский народ тошнило), рекламой кинофильмов, и прочим тех же размеров? Вот это оно и есть, и осталось еще, но в другом ключе и поменьше. А когда-то в больших областных городах (столица и союзного значения само собой) имелись мастерские монументальной живописи с мольбертами под полотна до 10х15 м и более. Работали над ними, разумеется, коллективы художников. Их коллеги, работающие по меньшим формам, монументалистов не любили, но втайне завидовали им и мечтали удостоиться зачисления в эту привилегированную касту.

Но вернемся в тему. Устройство и размеры обычного (поз. 1) и усиленного (полустанкового, поз. 2) показаны на рис.:

Устройство и размеры обычного и усиленного мольберта-лиры

Полотно ставится на переставную по высоте опору (показано синей стрелкой), служащую одновременно и полочкой для мелких живописных принадлежностей, и поджимается сверху башмаком с захватом и зажимом, скользящим по центральной планке. Задняя нога подвешивается просто: на обычных карточных петлях, поз. 1а. В мольбертах-лирах фабричного производства относ задней ноги (ног) ограничивается парами серег, но в самодельном можно поставить в подходящем по высоте месте дверной крюк, поз. 1б.

Единственно, что сложно сделать в домашних условиях, так это центральную планку и скользящий по ней башмак. Однако без того и другого вполне можно обойтись, если писать по полотнам не произвольного размера, а фиксированного по высоте с определенным шагом, напр. 5 или 10 см. Живописца-любителя такое ограничение вряд ли обременит; чертежи мольберта-лиры для любительских занятий живописью даны на след. рис. Собственно, на лиру он уже никак не похож, т.к. отпала надобность в центральной планке. Ну и что, так только меньше столярных работ нужно.

Чертежи мольберта-лиры для живописи

Примечание: схема устройства и размеры усиленного домашнего мольберта для работы на больших полотнах показаны на рис. справа. Дополнительно о мольберте-лире см. также видео ниже:

Видео: мольберт-тренога своими руками

Источник

Читайте также:  Сливной насос для стиральной машины своими руками
Оцените статью