Стик для поющей чаши своими руками

Стик для поющей чаши своими руками

ПОЮЩИЕ ТИБЕТСКИЕ ЧАШИ И КАК ИГРАТЬ НА ПОЮЩИХ ЧАШАХ

Загадочное происхождение поющих чаш вызывает большой интерес, хотя их история, подобно мистическим Гималаям, остается таинственной, сокрытой облаками.

Существует несколько легенд относительно их появления. Тибетские поющие чаши – древнее средство медитации, приобретающее в последнее время всё большую популярность. Уникальный сплав металлов, из которого изготавливаются поющие чаши, позволяет получать звук значительно отличающийся от звучания всех других музыкальных инструментов. В отличие от синтезаторов, издающих внешне подобные звуки, звучание тибетских чаш «заряжено» благодаря трению дерева о металл. Это имеет множество важных последствий, таких, например, как целительные свойства звуков поющих чаш или их способность повышать восприимчивость некоторых желез, выполняющих роль своеобразных «переключателей» между симпатической и парасимпатической нервными системами.

Уникальный сплав металлов, из которого изготавливаются поющие чаши, позволяет получать звук значительно отличающийся от звучания всех других музыкальных инструментов. В отличие от синтезаторов, издающих внешне подобные звуки, звучание тибетских чаш «заряжено» благодаря трению дерева о металл. Это имеет множество важных последствий, таких, например, как целительные свойства звуков поющих чаш или их способность повышать восприимчивость некоторых желез, выполняющих роль своеобразных «переключателей» между симпатической и парасимпатической нервными системами. Более субъективна способность этих звуков вызывать у слушателя разнообразные измененные состояния сознания, ощущения своеобразной «невесомости», «подвешенности» и пустоты. Звучание тибетских поющих чаш состоит из безграничного потока обертонов, которые образуют звуковые спирали , вращающиеся вокруг «действительного» (основного слышимого) звука. В основе такого взаимодействия обертонов лежит волновой принцип: два звуковых потока встречаются. образуют стоячую волну и растворяются в «океане» звуков. В отличие от механического повторения, характерного для минимализма, здесь каждая такая встреча — это отдельное, уникальное, событие, каждая немного, почти незаметно отличается от остальных; сознание слушателя увлекается в путешествие вглубь звукового пространства, внешне почти статичного, в действительности же находящегося в бесконечном движении. Прозрачное, насыщенное обертонами звучание поющих чаш — прекрасная энергетически насыщенная музыка для медитации и целительства.

Читайте также:  Спиннербейт изготовление своими руками

Более субъективна способность этих звуков вызывать у слушателя разнообразные измененные состояния сознания, ощущения своеобразной «невесомости», «подвешенности» и пустоты. Звучание тибетских поющих чаш состоит из безграничного потока обертонов, которые образуют звуковые спирали, вращающиеся вокруг «действительного» (основного слышимого) звука. В основе такого взаимодействия обертонов лежит волновой принцип: два звуковых потока встречаются, образуют стоячую волну и растворяются в «океане» звуков. В отличие от механического повторения, характерного для минимализма, здесь каждая такая встреча – это отдельное, уникальное, событие, каждая немного, почти незаметно отличается от остальных; сознание слушателя увлекается в путешествие вглубь звукового пространства, внешне почти статичного, в действительности же находящегося в бесконечном движении. Прозрачное, насыщенное обертонами звучание поющих чаш – прекрасная энергетически насыщенная музыка для медитации и целительства.

Техника игры на тибетских поющих чашах

Тибетская чаша ставится на специальную подушечку, либо ставится донцем на вытянутые пальцы кисти или на кулак – важно, чтобы площадь соприкосновения чаши с подушкой или рукой была наименьшей, но она не двигалась с места. Затем другой рукой музыкант берёт стик (деревянную палочку из твёрдого дерева) и водит им по внешнему краю чаши. Стенки чаши начинают вибрировать, и она начинает «петь».

Виды поющих чаш

Есть различные виды поющих чаш – разной формы и с разной толщиной стенок. Основной навык, которого надо добиться при обучении игре на чашах – чтобы стик не отрывался от поверхности чаши в процессе игры (напомню, чаша вибрирует. Чем громче звук – тем сильнее вибрация – тем сложнее удерживать стик на чаше). Слишком слабый нажим не сможет заставить чашу звучать, слишком сильный – будет глушить звук чаши. Динамика звучания варьируется скоростью движения стика по чаше и силой нажима.
Чаши с толстыми стенками дают ясный, но тембрально бедный звук. Играть на них проще, потому что рука лучше чувствует металл. Чаши с тонкими стенками дают очень красивый и богатый саунд, но играть на них заметно сложнее, так как они более чувствительны к руке и стику.

Следующий аспект – из поющих тибетских чаш можно извлекать звуки разной высоты (хотя они настроены на один тон). Дело в том, что края чаш «поют» на высоких нотах, а по мере приближения к днищу можно извлекать всё более низкие звуки. Это очень хорошо слышно на примере глубоких тонкостенных чаш. Из собственной практики: из самой большой (22-сантиметровой) чаши, если «повесить» её на вытянутые пальцы вверх дном, и заставить вибрировать чашу, водя стиком по её «около-донной» части (примерно 1/3 высоты от донца), извлекаются низкочастотные гипнотические пульсации, слышимые как своего рода «безтембральный» гул – описать это достаточно сложно. но звучит очень притягательно.

Кроме того, из чаш можно извлекать звук ударом стика по внешней стенке чаши – получается аналог колокола. Такой звук используется при выводе человека из медитации. Более эффектны в этих случаях тонкостенные чаши с богатым саундом.

Запись поющих тибетских чаш

Как показала практика, процесс звукоизвлечения из поющих чаш сильно зависит от используемого ударного инструмента называемого стиком. Чтобы из чаши извлекался подобающий ей звук, стик должен быть соразмерен чаше. Для больших и тонкостенных чаш наиболее богатое и мощное звучание обеспечивается тяжёлым стиком (у меня такие сделаны из палисандра). Оно будет преимущественно низкочастотным, и очень гулким на большой громкости. Чтобы обогатить саунд более высокими обертонами, нужно несильно ударить по краю чаши другим стиком.
Чаши с толстыми стенками более требовательны к весу стика – собственно, из маленькой 2-дюймовой чаши очень проблематично извлечь звук тяжёлым стиком. Лёгкий сосновый стик длиной 4–5 дюймов извлекает из маленьких чаш красивое, но обертонально бедное пение. От больших чаш лёгким стиком можно добиться только хилого высокочастотного гудения – возможно, в таком совмещении можно найти пользу, но это определённо «неравный брак».

Была опробована интересная техника звукоизвлечения – суть его в том, что звучащая чаша подносится своим ребром к самому рту исполнителя. Исполнитель, в свою очередь, закрывает языком гортань и меняя губами объём ротовой полости, создаёт тот самый «вау-вау-эффект». Приём достаточно эффектный (особенно для публики), но красиво и ярко звучит только на тонкостенных чашах.

Ещё один факт: налитая в чашу вода (примерно пол-чаши) упрощает процесс звукоизвлечения – вибрации передаются в воду, и стик даже на больших громкостях не отскакивает от стенки. При этом окраска звучания несколько изменяется за счёт уменьшения количества верхних обертонов.

Поющие чаши

Особый музыкальный инструмент, широко использующийся на Тибете, в Непале и Индии.

На чаше играют с помощью деревянного стика. В результате вождения стиком по краю чаши, она начинает издавать необычный звук, напоминающий гудение или вибрацию.

Эта музыка не просто красива, она помогает сбалансировать энергетическое состояние человека и вносит положительное начало в окружающее пространство. Разгоняя застоявшуюся энергию, звук чаши приносит новую, очистительную.

Каждая из поющих чаш обладает своим уникальным голосом и, выбирая инструмент для себя, лучше всего послушать разные чаши. Некоторые из них поют высоко и тонко, другие, наоборот, издают более низкий густой протяжный раскатистый звук. Из созвучия разных чаш можно составить целый оркестр.

Возможности поющих чаш оценили и музыканты, пишущие инструментальную или электронную музыку. Чаши придают авангардным музыкальным композициям новый колорит.

В коллекции есть чаши из латуни, меди и сплава различных металлов. Многие из них украшены на дне рельефным орнаментом в виде перекрещенных ваджров, а по бокам — текстом мантры «Ом Мани Падме Хум», благими символами удачи или другими изображениями.

Гордостью собрания являются чаши больших размеров из латуни, выкованные вручную. На дне этих чаш тонко выгравированы изображения божеств — Будды Майтрейи, Будды Шакьямуни, Манджушри, Махакалы. Играть на них следует специальным стиком из дерева, обтянутым в верхней части фетром.

Источник

Стик для поющей чаши своими руками

Тема звукового целительства многогранна.Поэтому многие моменты не могут быть справедливы для всех методов.Хотя много общего.С учетом этого разговор пойдёт только о поющих чашах.
НЕМНОГО О ЧАШАХ. Выпуск 1. Цивилизация,подарившая миру чудо этих сосудов в своих музыкальных традициях опиралась на пентатанный звукоряд и он согласовывался с пятью чакрами,соответствующим пяти первоэлементам стихии.
Когда Запад узнал о поющих чашах,за основу работы с ними была взята эта модель.Но уже была известна 7 чакровая ведическая индийская система,которая была созвучна диатонической 7-нотной мажорной гамме.Этот выбор обьяснялся во многом тем,западные люди зачастую не воспринимают восточную музыку.
Новая система завоевала многие сердца и умы как на Запада так и Востока.Несостоявшиеся музыканты подались в целители и до сих пор у них это считается вершиной целительного ис кусства.На том основании что «Закон Семи» позволяет музицировать и чем популярнее исполняемая мелодия тем выше её целительные свойства.
На самом деле несовершенство было обнаружено с начала и люди пытливые,эксперементаторы в душе стали модернизировать систему.Так были эксперементы с 8-й нотой»До» второй октавы,работали с хроматической гаммой до-мажор т.д.
Но успех пришел когда был нарушен сройный классический звукоряд.Одна теория заключалась в том,что чаши располагались соответственно «своим» чакрам,а звукоряд изменялсся в зависимости от различных факторов.Например,от фазыЛуны.
Вторая теория утверждала,что неизменным должен быть звукоряд,а чаши располагались по различным схемам относительно тела пациента.
На основе этих эксперементов был выработан так называемый тибетский звукоряд ФА-ДО-СОЛЬ-РЕ-ЛЯ-МИ-СИ.Чаши при этом располагаются по различным схемам.Строгого соответствия чакрам нет.Так например,чаша ноты Фа чаще всего располагается не в области Анахаты,а в р-не ступней.
Конфигурации различны.но звукоряд не изменяется.Принимается во внимание то обстоятельство,что каждый звук усиливает целительские свойства звука предыдущего и,естественно,всякие импровизации, мягко говоря,не приветствуются.Осюда вывод:
Талант музыканта не может заменить способности целителя.
Музыкально-эстетические работы с поющими чашами могут только поднять эмоциональное состояние пациента,но они не могут решить проблем более серьёзных.

Выпуск второй,написан по комментариям к первому выпуску.
——Во многих целительных практиках используют техники,когда различные источники энергии располагают в определённом геометрическом порядке вокруг пациента.Источниками могут быть свечи,кристаллы,поющие чаши и доже монахи-грегорианцы со своим песнопением.В зависимости от диагноза сочетания геометрических фигур и ,скажем,цвет свечей могут быть различными.Но в результате практики были эмпирически найдены универсальные варианты.Один из них изображён на прилагаемом рисунке.Надо сказать,что источник и геометрия всегда усиливают друг друга.Имею опыт,когда располагал по звезде Давида клинки,Так делали запорожские казаки.Но совершенно не считаю нужным интересоваться мнением чиновников от медицины,авторитет которых подтверждён диссертациями в духе исторического материализма.

ВЫПУСК ВТОРОЙ дополнение

Чаши располагаются соответственно «своим» чакрам.Звукоряд может быть линейным,от С до В и обратно; Для начинающих вполне достаточно извлекать звуки в течение 8-10 МИН .Чакры будут открыты и сгармонизированы. На самом деле кажущаяся простота обманчива.Если бы вместо Тани лежал я, то схема была бы другая.Вопрос на засыпку-Какая?Кроме этого здесь можно использовать несколько звукорядов,которые будут зависеть от фазы Луны, Ну ,например,по кругу . Но такие подробности я разбираю на своей школе

Искусство поющих чаш во многом обусловлено мастерским владением стиком.При этом особых приёмов и не существует.Это,очевидно,связано с азиатским прагматизмом когда армия мастеров на протяжении веков отрабатывала рациональные приёмы работы,добиваясь особого результата-максимум пользы при минимуме движений
На территории .Азии,где зародилась наука о поющих чашах,эти приёмы общеприняты.Тибетские беженцы,живущие в Северной Индии,музыканты и целители из долины Катманду,ламы из монастарей Мустанга работают идентично. Из этого ряда выпадают отечественные Великие Самопровозглашенные Диванные Гуру со своим бредом.
Прежде всего,стик это жезл,имеющий свою полярность,т.е. Инь-Ян.Идея о том,что один конец-это ручка,а второй-рабочая часть несостоятельна.
Простейший стик это круглая деревянная палочка.наличие или отсутствие кольцевых проточек значения не имеют.Важнее размер(вес) и порода дерева,т.е.твёрдость.Идея Инь-Ян здесь выражена не чётко.Но если обмотать одну сторону хотя бы скотчем, то стик приобретёт новые свойства без
потерь старых. Большинство стиков оклеины по этой схеме.Работа с ними имеет некоторые тонкости.Каждая из них ничего существенного не представляет,но в своей сумме они однозначно определяют мастерство оператора,Стоит ли к нему обращаться или ему самому надо ещё учиться. Следующие стики предназначены для работы с большими чашами.Это условно переходная форма к колотушкам.Ручка тоже в некоторых случаях работает.
Особое отношение требуют резные стики.Выполненные из ценной породы древесины,с злементами резьбы,они представляют собой трёхмерные мандалы.А там где мандала всё очень и очень непросто.Таким стиком работают с особыми чашами,богато украшенными декором(не путать с сувенирными)В декоре зашифрованы места где извлекается звук в зависимости от различных факторов.Иногда изображены своеобразные календари.Но эта тема относится к скрытой подводной части айсберга восточных знаний,если можно так выразится. Последний стик на фото мною сделанный тренажер для первичного обучения. После практики с ним работать с обычным стиком намного проще. Иногда стики для работы с маленькими чашами обматывают сукном.Именно это я вляется ручкой.Это исключение для удобства работы. Интересно,сукно всегда красного цвета.Очевидно,в этом заключен какой-то смысл.В тех краях ничего напрасно не делают. След. статья о колотушках и др.резонаторах. С.Ткаченко,Мастер звуковой терапии

Инструменты работы с поющими чашами, иногда называемый»колотушкой»,отличается большим разнообразием.Выполненные из дерева и резины,войлока и металла,кожи и ткани,пластика и т. п.они отличаются весом,формой и размерами.На вопрос какая из них лучше, может быть один ответ-изготовленная своими руками.Человек,не осознающий этот принцип изотерики не может являться специалистом в полном смысле этого слова.Только собственноручно изготовленная колотушка может полностью передать душевные порывы(если таковые имеются,что является основополагающим фактором).Не важно,в какой области специализироваться.
В престижных школах поющих чаш в начале обучения даётся мастер-класс по изготовлению колотушек.Самая простая делается из подходящей палочки,мотка прочных ниток и старой джинсовой ткани.
Из общепринятых методов стоит упомянуть извлечение звука»пустой»рукой.Это могут быть разнообразные приёмы,от удара нижней мягкой частью кулака(большие чаши). до лёгкого щелчка пальцем(для малых чаш).В этот диапазон входят хлёсткие удары расслабленными пальцами(тыльной и внутренней стороной),Удары косточками суставов и т.д.
Хочется вспомнить о техниках,полученных мною от Мастера традиции Бон.Плоды овощей,фруктов,корнеплодов используют при извлечении звуков(вибраций) при различных диагнозах.Причём,существует зависимость вида от той или иной болезни и путать их нельзя.Скажем,дайкон решает проблемы там где яблоко бесполезно,или имбирь,или лимон и т.д.
Также интересным решением является использование резонаторов, остроумно сделанных из целебных трав.Их перечень тоже регулируется.
Но это приёмы редко встречающие.
Немножко не по теме.Предметы,кот. успешно»сотрудничают «с поющими чашами.это кристаллы,мандалы,руны,вода,продукты пчеловодства,мумиё и др.
След. тема о так называемых гармоничных чашах.

Определение «гармоничные поющие чаши»входит в понятие комплект поющих чаш как само собой разумеющееся.Набор разномастных чаш,скупленных по случаю может ввести в заблуждение.Особенно если продавец красноречивый,а о чашах вы впервые услышали сегодня утром.Чтобы этого не случилось,надо знать что комплект состоит обычно из 7 чаш.Он должен отвечать след. требованиям:
-идентичная форма всех чаш,-выдержка размеров(как матрёшка),-однотипный дизайн,- чаши должны быть изготовлены по одной технологии,БОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ_комплект должен быть изготовлен одним мастером,-ЗВУЧАНИЕ ЧАШ ДОЛЖНО СООТВЕТСТВОВАТЬ ГАММЕ дО-МАЖОР(хотя бы в первом чтении).Приобрести такой комплект большая удача.Приобретённый в магазине он не всегда»строит»Но если вы в поездке на Востоке,то запаситесь терпением и будьте готовы перебрать сотни чаш.Без прибора вам не обойтись.А пока обходитесь чашами». негармоничными»они тоже неплохо работают,и не надо переплачивать за «гармонию»
След.раз поговорим о чашах «старинных».
Успехов!

Источник

Оцените статью