- Как открутить сцепление на бензопиле (пошаговая инструкция)
- Устройство и принцип крепления
- Как открутить сцепление на бензопиле
- Разбираемся, как снять сцепление на бензопиле, на примерах самых известных брендов: Штиль, Хускварна, Партнер
- Необходимый инструмент
- Нет съемника? Тогда используем веревку в качестве стопора
- Примеры демонтажа на самых распространенных инструментах
- Как снять сцепление на примере бензопилы Шт иль 180
- Что нужно знать, чтобы поменять на Штиль 250?
- Нюансы замены на бензиновых пилах Хускварна
- Как открутить на китайских пилах вроде Хутер, Партнер, Карвер?
- Устройство и принцип работы
- В каких случаях требуется замена?
- Почему люфтит корзина сцепления?
Как открутить сцепление на бензопиле (пошаговая инструкция)
Устройство и принцип крепления
Процедура обслуживания узлов рабочего механизма требует практических навыков, однако правильная теоретическая подготовка оказывает серьёзную помощь и для процесса не менее полезна. Прежде чем рассказать, как снять муфту с бензопилы, внесем ясность и прольём толику света на устройство механизма. Начнем с расположения, которое неизменно находится справа от картера двигателя, под крышкой шины. У большинства моделей пил, на переднем плане располагается центробежный механизм, а за ним барабан (Husqvarna 137), но есть конструкции и с противоположной установкой (Stihl 180).
Сцепление находится на конце коленчатого вала с левой резьбой, на которую закручивается муфта. Барабан с ведущей звездочкой цепи, наоборот, ходит свободно и устанавливается на вал через игольчатый подшипник. Муфта располагается внутри барабана, а её колодки “башмаки” прижимаются пружинами к центру. При нажатии на газ, обороты и частота вращения центробежного механизма увеличиваются, разводя колодки в стороны от центра и прижимая их к внутренним стенкам барабана, передавая ему движение. Подобное устройство сцепления бензопилы, автоматизирует ход цепи, запуская её только при повышении оборотов и останавливая на холостых.
Из дополнительных нюансов, можно выделить серьёзные конструктивные различия компонентов сцепления, индивидуальные для многочисленных моделей мотопил. Распространенная модель муфты имеет 3 колодки, стягиваемые обычными пружинами, но встречаются конструкции с двумя или четырьмя “башмаками”, а в качестве стяжки могут использоваться металлические пластинки.
Отличия барабанов могут выражаться в количестве зубцов, определяющих стандарты детали (6 для цепи 3/8 дюйма, а 7 для 0.325). Также звездочка может быть литой или разборной. В первом случае – это просто обычный барабан с зубцами, а во втором, на них одевается венец, в пазы которого вставляются хвостовики цепи.
Как открутить сцепление на бензопиле
Операция по извлечению муфты и барабана достаточно проста и с набитой рукой требует около 1 минуты времени. Если узнать нюансы и подготовиться заранее, проблем не возникнет, но при спонтанном подходе, процедура значительно затягивается, если вовсе не срывается. Представленная далее инструкция, наглядно и по шагам демонстрирует, как разобрать сцепление на бензопиле разными способами, используя доступный инструмент.
1. Первый и самый простой шаг заключается в снятии крышки шины, путем откручивания 2х крепежных гаек, шестигранным ключом из комплекта бензопилы. Пильная шина и цепь так же снимаются (если установлены).
2. Если барабан располагается с наружной стороны, для его снятия достаточно вынуть стопорное кольцо. Данную операцию удобней проводить шлицевой отверткой.
3. Поскольку обгонная муфта закреплена на валу, попытка откручивания будет приводить лишь к вращению деталей. Необходимо зафиксировать положение коленвала, путем установки упора для поршня, через свечное отверстие. В качестве стопора можно использовать специальные девайсы, стоимость которых начинается от 200 руб. Если нет возможности и желания тратить время на поиск подобного упора, всегда можно поместить в камеру сгорания обычный тросик с узелком.
4. После фиксации положения вала, можно приступать к откручиванию муфты. Обычно на ней нет удобной гайки для накидного ключа, и разборка подразумевает использование специального съемника. Стоимость подобных приспособления начинается от нескольких сотен и нередко превышает стоимость самой муфты.
В качестве альтернативы можно использовать ключ от болгарки или сорвать аккуратными ударами молотка, уперев зубило. Как вариант, можно использовать шину бензопилы, продев в её отверстия 2 коротких болта и затянув их гайками с обратной стороны. Можно изготовить самодельный съемник сцепления, отметив и просверлив в листе металла (от 4 мм), соответствующие пазам отверстия, в которые продеть и затянуть винты. В целом, существует множество изощренных способов “зацепить” муфту без лишних затрат. Некоторые откручивают простым гаечным ключом или плоскогубцами.
5. Сорвав фиксацию обгонной муфты, продолжаем откручивание по часовой стрелке (резьба левая).
6. Под муфтой, на валу может находиться большая металлическая шайба, разделяющая компоненты (не на всех моделях). Вынимаем её, а вслед за ней барабан с игольчатым подшипником. Сцепление снято.
Если представленное выше руководство, недостаточно полно передало суть, закрепите полученные знания наглядной демонстрацией всего процесса. Следующая короткая видеоинструкция, с полезными комментариями автора, подробно объяснит, как снять и выполнить ремонт сцепления бензопилы своими руками, с минимальными временными затратами.
Описание процесса снятия сцепления можно назвать универсальным, применимым для всех современных моделей пил. Как было упомянуто выше, главное конструктивное различие может проявляться в расположении звездочки, которая обычно находится внутри (между муфтой и картером), но бывает установлена и снаружи (такую менять гораздо легче). В остальном, если хотите разобраться как снять сцепление с бензопилы партнер или хускварна, достаточно ознакомиться с изложенной выше инструкцией, отражающей все этапы процесса. Мелкие нюансы, характерные определенным моделям (крепление крышки воздуховода, натяжитель цепи), обычно не вызывают затруднений и легко разрешаются своими силами, либо с помощью технической документации.
Источник
Разбираемся, как снять сцепление на бензопиле, на примерах самых известных брендов: Штиль, Хускварна, Партнер
Для снятия сцепления не требуется разборки других узлов. Деталь легко доступна, закреплена просто, демонтаж не требует специальных навыков. Но некоторые нижеописанные нюансы знать обязательно.
Необходимый инструмент
Принципиальное устройство этого элемента на всех современных бензопилах одинаково. Однако техническое исполнение отличается, потому для разных брендов и моделей может потребоваться разный инструмент.
Для снятия сцепления на всех бензопилах требуется:
- Отвертка для снятия с вала стопорного кольца крышки с шестерней,
- В зависимости от модели, потребуется обычный гаечный ключ для откручивания самого центробежного механизма (барабана), или ключ с двумя шплинтами типа того, которым закручивают гайки на болгарке.
- Стопор требуется для того, чтобы зафиксировать вал маховика (коленвал), на котором закручен центробежный механизм.
Коленвал стопорят, фиксируя поршень в цилиндре с помощью прутка из мягкого металла или веревки с завязанными узелками.
Жесткий металл использовать нежелательно, он может повредить поршень. Слабые материалы типа пластика использовать также нельзя. Они могут сломаться, выкрошиться и попасть в окна цилиндра, полость карбюратора или картер. Тогда потребуется полная разборка двигателя, чтобы их оттуда извлечь, а это ненужные проблемы.
Нет съемника? Тогда используем веревку в качестве стопора
Самый распространенный вариант стопора – кусок веревки. Откручивают свечу, поршень подводят ближе к верхней мертвой точке (ВМТ), в свечное отверстие вставляют и уплотняют кусок веревки. Поршень мягко фиксируется, при этом вал, на котором закручена корзина муфты, не прокручивается, что позволяет раскрутить резьбовое соединение.
Так выглядит оригинальный стопор от компании Stihl, но с таким же успехом можно применять бесплатный вариант — веревку от стартера с узелками. Достаточно 1-2 узелка.
Примеры демонтажа на самых распространенных инструментах
Все бензопилы имеют одинаковую конструкцию сцепления, существенные отличия есть только у двух известных брендов: Штиль и Хускварна, а все другие пилы имеют похожую конструкцию либо на первый, либо на второй бренд.
Как снять сцепление на примере бензопилы Шт иль 180
Демонтаж барабана сцепления на бензопилах Штиль 170, 180 имеет свою специфику и несколько отличается от такой же операции на других марках. Кстати, также рекомендуем почитать чем отличаются 170 и 180 модели, в статье раскрыты самые интересные отличия, которые и не видны с первого взгляда.
Конкретно: на этих Штилях тонкий шатун коленвала, несущий поршень. При жёстком стопоре поршня и сильной нагрузке на вал, при откручивании шатун может легко сломаться. Вместе с тем, резьба гайки барабана на этих моделях откручивается, как правило, легко.
Поэтому стопорить поршень веревкой или жестким прутом не обязательно. Вместо стопора поршня оставляют закрученной свечу зажигания, что затрудняет ход поршня. Гайку откручивают торцовым ключом с приводом от пневмо – или электрогайковерта при больших оборотах ключа. При этом в камере сгорания образуется сильное сжатие воздуха, ход поршня затруднен, и высокие обороты гайковерта позволяют открутить резьбу.
На Штилях и на большинстве моделей других брендов резьба корзины откручивается по часовой стрелке (левая резьба). Такие обратные резьбы применяются на деталях, которые при работе вращаются против часовой стрелке. Левая резьба в этих случаях позволяет избежать раскручивания и обеспечивает «самозатяг» резьбы во время работы.
Когда нет гайковертов, корзину откручивают ударами при вкрученной свече. В окно центробежного механизма ставят пруток, по нему бьют молотком. Как правило, двух-четырех ударов достаточно, чтобы сорвать резьбовую затяжку с места.
Конкретно процесс откручивания «ударным способом» на Штиль 180 показан на видео:
Порядок разборки очень простой и состоит всего из 4 шагов, знакомьтесь, пошаговая инструкция с фото:
- Снимается крышка на корпусе бензопилы, закрывающая шину.
- Снимается стопорное кольцо (поз. 2 на фото) с вала (поз. 3 на фото), фиксирующее крышку барабана с шестерней (поз. 1 на фото).
- По часовой стрелке срывается закрутка резьбы одним из вышеописанных способов (ключом, ударами).
- Корзина откручивается по резьбе до конца от руки и снимается.
Сборка проводится в обратном порядке. Перед сборкой на игольчатые подшипники наносят специальную смазку – несколько капель масла или специальную густую смазку.
Что нужно знать, чтобы поменять на Штиль 250?
На всех бытовых бензопилах Штиль, сцепление имеет идентичную конструкцию и соответственно снимается одинаково, например на моделях 180 и 250 даже визуального отличия нет. Поэтому, если нужно снять сцепление с бензопилы Штиль 250, читайте алгоритм выше про 180 модель, он также применим и к этой модели.
Нюансы замены на бензиновых пилах Хускварна
При одинаковых принципах работы, техническое исполнение сцепления на Хускварна отличается от Штиля и некоторых других брендов.
- Крышка барабана с ведущей звёздочкой расположены не сверху механизма, как у Штилей, а под эксцентриковым механизмом (корзиной). Поэтому для замены этой детали снимают всю корзину. (На Штиле эта крышка сверху, для замены достаточно снять стопорное кольцо и не снимать весь барабан).
- На Хускварне не предусмотрен шестигранник в форме гайки для откручивания корзины эксцентрикового механизма шестигранным ключом. Вместо этого есть отверстия под шплинты ключа типа тех, которыми закручивают гайки «обезьянки».
В профессиональных сервисах и мастерских для демонтажа корзин Хускварна используют специальные щупы для стопора поршня и ключи-втулки с двумя шипами раскрутки и закрутки резьбы.
Такой инструмент стоит недешево. И для разовой работы в условиях домашней мастерской приобретать его нет смысла. Поэтому поршень стопорят веревкой вышеописанным способом.
Деталировка сцепления на пилах Хускварна, как видите, ничем не отличается.
Для откручивания используют подходящий по размеру ключ от обезьянки с двумя шипами или шину самой бензопилы. В конце шины, который скрывается под крышкой, есть два поперечных отверстия, расположенные перпендикулярно регулировочному пазу. По расположению они совпадают с размерами отверстий для откручивания корзины. В отверстия шины вставляют два винта, фиксируют их гайками. По диаметру винты должны входить в отверстия механизма. В итоге получается ключ с двумя шипами и мощным рычагом.
Наглядно использование шины Хускварна вместо специального ключа показано на видео с 2 мин 35 секунды. Комментарий на иностранном языке, но процесс понятен.
Такие специальные отверстия есть не на всех пильных шинах. Однако их можно просверлить. Причем не только на шине, но и на полосе металла толщиной 3-5 мм. Таким способом можно сделать подходящий ключ для снятия/установки этой детали. Здесь главное – точно размерить и просверлить отверстия, чтобы они совпадали с отверстиями на барабане.
На всех бытовых бензопилах Хускварна, сцепление имеет идентичную конструкцию и соответственно снимается одинаково, например на моделях 137 и 142 даже визуального отличия нет.
Сцепление бензопилы Хускварна 137
Как открутить на китайских пилах вроде Хутер, Партнер, Карвер?
Самые существенные отличия в техническом исполнении сцепления и способах демонтажа между немецкой Штиль и шведской Хускварна. Они описаны выше.
Десятки других брендов, в том числе Партнер, Хутер, Карвер исполнены как варианты этих двух основных брендов.
Могут отличаться размеры гаек, шаг резьбы на валу, диаметр самих корзин, расстояние между отверстиями под спецключ, стопорные кольца и способы их фиксации, форма и расположение пружин. Но в целом устройство и способы снятия корзин всех современных бензопил идентичны.
Сцепление бензопилы Патриот, визуально походит на конструкцию Хускварны
Устройство и принцип работы
Корзина сцепления современных бензопил – удачное и простое техническое решение. Вполне отвечает всем требованиям к такому узлу:
- автоматически, без специального включения оператором передает крутящий момент от двигателя к шестерне цепи на оборотах выше холостых,
- не движет цепь на холостых оборотах,
- защищает двигатель в случае, если цепь зажало в древесине (сцепление пробуксовывает, двигатель при этом не глохнет и не клинит).
Сцепление имеет два основных узла:
- Центробежный механизм с пружинами.
- Внешнюю крышку с шестерней привода цепи.
Именно через взаимодействие этих узлов сцепление автоматически включается при повышении оборотов.
1 — Барабан (верхняя крышка с шестерней), 2 — Муфта, диск сцепления (механизм с пружинами), 3 — подшипник.
Центробежный механизм закреплен на резьбе коленчатого вала. При низких (холостых) оборотах он вращается, не касаясь ведомой внешней крышки с шестерней. При повышении оборотов центробежная сила раздвигает сегменты сцепления. Они прижимаются к внешней крышке с шестерней и начинают вращать её, сцепляясь с ней за счет силы трения. Цепь начинает двигаться.
При понижении оборотов пружины возвращают (сжимают) сегменты в прежнее положение, между крышкой и ними возникает зазор, цепь останавливается.
Особенности такой конструкции – износ сегментов центробежного механизма и внутренней поверхности внешней крышки за счёт трения.
Износ ускоряется при ошибочном включении в работу на высоких оборотах с включенным защитным тормозом.
Тоже происходит при частых зажимах цепи в древесине. При этом вал крутится на высоких оборотах. Сегменты раздвинуты под действием центробежной силы, прижаты к внутренней поверхности внешней крышки. То есть сцепление включено в рабочий режим. При таких оборотах сегменты и крышка с шестерней должны вращаться вместе, синхронно, а цепь двигаться. Но на тормозе и при заклинивании сцепление пробуксовывает, между сегментами и внутренней стороной крышки усиленное трение, перегрев и износ.
Пространство между внутренней стороной крышки и центробежным механизмом должно быть чистым. Попадание грязи приводит к некорректной работе – тяжелый ход цепи, прокрутка цепи на низких оборотах.
В этом узле есть игольчатые подшипники, которые требуют регулярной смазки. Регламент их обслуживания, как и сцепления в целом, прописан в инструкции по эксплуатации к каждой конкретной марке бензопилы.
В каких случаях требуется замена?
Чаще всего снимают для замены в случае износа зубцов ведущей шестерни и стенок.
Другие случаи, когда требуется снятие всей корзины:
- сцепление не выключается, зазор между центробежным механизмом и внешней крышкой забит опилками и грязью вперемешку с маслом, цепь крутится на холостых оборотах, прочистить без съема не удаётся.
- изношены, стерты или сломались и требуют замены детали (пружины, сегменты) или вся корзина.
- сцепление заклинило по разным причинам (посторонние предметы, грязь, поломка деталей, разрушение или изменение положения пружин).
- при полной разборке двигателя.
Почему люфтит корзина сцепления?
Люфт корзины возможен по 2 основным причинам.
- Сорвана резьба на валу, разбилась посадочная шейка вала или внутреннее посадочное отверстие на самой муфте. В таких случаях люфтит (болтается, покачивается) вся корзина относительно посадочного вала. Вал при этом неподвижен (не люфтит).
- Разбился подшипник коленвала, люфт появился на самом посадочном валу. При этом сама корзина относительно вала остается неподвижной.
Во всех таких случаях, кроме одного, требуется капитальный ремонт двигателя с полной разборкой, заменой подшипника или всего коленвала. Исключение составляет случай, когда посадочный вал, подшипник, коленвала, резьба исправны, но поломаны, стерты или изношены детали узла. В этом случае не требуется ремонт коленвала и подшипника с полной разборкой двигателя. Меняют только детали сцепления или всю корзину полностью.
Источник