- Как промыть гидроблок АКПП: для чего нужна промывка
- Для чего и когда требуется промывка гидроблока коробки автомат
- Чем промыть гидроблок АКПП и как это сделать
- Чистка и промывка гидроблока коробки автомат
- Что в итоге
- Ремонт и замена гидроблока АКПП своими руками
- Что такое гидроблок в АКПП
- Принцип работы гидроблока АКПП
- Признаки поломки гидроблока
- Типичные неисправности гидроблока на примере разных АКПП
- Коробка Jatco
- Коробки BTR
- АКПП U140/U241E
- Семейство коробок 6Т
- Автоматические коробки ZF
- Коробки DP0
- АКПП 09G
- АКПП семейства A6GF1
- Стоимость ремонта гидроблока
- Как производится ремонт гидроблока
- Заключение
Как промыть гидроблок АКПП: для чего нужна промывка
Как известно, коробка-автомат (гидромеханическая АКПП) является сложным агрегатом, который состоит из целого ряда механических, гидравлических и электронных компонентов и устройств. Как правило, при должном обслуживании и соблюдении правил эксплуатации такая трансмиссия отличается четкостью и плавностью работы, а также достаточно большим ресурсом и надежностью.
Однако с пробегом, то есть по мере износа, а также в результате других причин возможны нарушения в работе и сбои. Прежде всего, часто появляются рывки, толчки или пинки АКПП при переключении передач. Часто в этом случае проблемным элементом является клапанная плита (гидроблок).
Далее мы поговорим о том, для чего нужно промывать гидроблок, какие симптомы указывают на то, что с гидроблоком возникли проблемы, а также как выполняется промывка гидроблока АКПП своими руками.
Для чего и когда требуется промывка гидроблока коробки автомат
Начнем с того, что важнейшим элементом АКПП является клапанная плита (гидроблок). Сами механики часто называют данный элемент «мозгом» АКПП, так как именно благодаря этому устройству удается добиться плавного и своевременного переключения передач в автоматическом режиме.
Фактически, масло приводит в действие исполнительные механизмы, которые и «включают» нужную передачу. Также распределение потоков жидкости реализовано путем установки в каналах гидроплиты специальных клапанов (соленоидов АКПП). Клапана открываются и закрываются по команде ЭБУ коробкой автомат.
Такие дефекты и неисправности приводят к тому, что коробка автомат начинает толкаться, дергается при переключениях и т.д. При этом одной замены масла в АКПП часто бывает недостаточно, особенно если масло меняется способом частичной замены. Другими словами, дополнительно бывает необходима промывка гидроблока, а также понимание того, как промыть гидроблок АКПП. Давайте разбираться.
Чем промыть гидроблок АКПП и как это сделать
Первым делом, перед началом промывки гидроплиты автомата нужно подготовить необходимые материалы и инструменты. Как правило, нужно иметь новый масляный фильтр АКПП, также потребуются прокладки масляного поддона, уплотнительное кольцо заливной пробки, прокладка гидроблока АКПП.
Параллельно следует подготовить ключи для снятия поддона, емкости для слива старого масла, чистую ветошь. Еще нужно приобрести трансмиссионное масло (8-10 литров), жидкость для очистки карбюраторов (3-5 л), очиститель типа «Галоша», кисточки (щетина должна быть жесткой), подготовить емкость с водой, запастись тряпками (желательно, не оставляющими ворса).
Выяснив, как снять гидроблок с АКПП на той или иной коробке, можно приступать к работе. В общих чертах, потребуется открутить ключом сливную пробку, слить старое масло, затем закрутить пробку. После этого нужно снять поддон АКПП, отсоединить заглушку электрического разъёма. Для этого нужно провернуть пластмассовый замок, поле чего можно отсоединить сам разъем.
Затем снимается переходник разъема, после чего можно приступать к снятию блока. Сначала предельно аккуратно нужно выкрутить болты, которые фиксируют гидроблок. При этом следует помнить, что блок делится на две части (передняя и задняя), а при откручивании и закручивании болтов нужно соблюдать порядок (положение болтов лучше запоминать).
- Еще добавим, разборка гидроблока является сложной операцией. Блок состоит из 4 частей (плит), соединенных между собой пластинами. В каждой такой плите есть дорожки, которые забиваются отложениями, продуктами износа. При этом без разборки гидроблока их невозможно промыть.
Сначала откручивается «большая» (передняя) часть блока, затем откручиваются оставшиеся болты, затем снимается «малая» (задняя) часть гидроблока. Далее медленно следует приподнимать промежуточную пластину гидроблока (оставшиеся пластины снимаются аналогично).
Получается, когда приходит время вынуть штоки, при этом пластины нужно выкручивать так, чтобы пружины между ними случайно не потерялись. После снятия гидроблока можно приступать к его промывке.
Чистка и промывка гидроблока коробки автомат
После разборки нужно убрать грязь с деталей при помощи кисти с жестким ворсом. Затем детали промываются аэрозолем для чистки карбюраторов. Также важно тщательно промыть карбиклинером соленоиды. После этого можно еще раз промыть детали бензином.
- По окончании промывки клапанов АКПП нужно вытереть детали чистой тряпкой и высушить (оптимально продувать сжатым воздухом).
- Таким же образом снимаются и моются пластины, золотниковые механизмы гидроблока и т.д.
- В процессе снятия следует запоминать расположение элементов, чтобы не возникло проблем во время обратной сборки.
- После того, как все было вымыто и просушено, производится обратная сборка. Затяжка болтов должна производиться с четко указанным в мануале моментом. Для этого нужен динамометрический ключ.
- Затем, когда гидроблок собран и установлен на место, нужно удалить старый герметики с картера АКПП и нанести новый, заменить прокладку поддона. Далее можно приступать к процедуре полной замены масла в коробке автомат.
Так или иначе, залив жидкость АТФ, нужно правильно выставить уровень масла в коробке автомат и проверить работу агрегата на ходу. После проверки нужно полностью прогреть АКПП, затем еще раз проверить уровень на «горячую», после чего откорректировать уровень при такой необходимости.
Что в итоге
Как видно, гидроблок (клапанная плита АКПП), представляет собой сложный механизм. Устройство состоит из пластин (дорожек-каналов), клапанов, соленоидов и т.д. При этом гидроблок управляет работой фрикционов и муфт сцепления, то есть фактически отвечает за включение передач и режимов.
В случае появления подобных признаков параллельно замене масла и фильтра АКПП также настоятельно рекомендуется выполнять промывку гидроблока (если проблемы с коробкой не имеют другой явной причины). Также специалисты по ремонту АКПП рекомендуют промывать гидроблок каждые 80-100 тыс. км. в целях профилактики, что позволяет увеличить срок службы устройства и всей коробки автомат в целом.
Почему коробка-автомат пинается, дергается АКПП при переключении передач, в автоматической коробке возникают толчки рывки и удары: основные причины.
Пробуксовка автоматической коробки при переключении передач: основные причины, по которым пробуксовывает автомат. Диагностика коробки, устранение неполадок.
Толчок в АКПП, появление рывков при переключении передач АКПП, толчки коробки автомат на месте: основные причины подобных неисправностей автоматической КПП.
Клапанная плита АКПП (гидроблок): устройство гидроблока, назначение, принцип работы. Неисправности гидроблока, причины поломок, диагностика и ремонт.
Дергает автоматическую коробку: основные причины рывков, пинков, ударов АКПП. Диагностика неисправностей, советы и рекомендации.
Когда и почему нужно менять масло в автоматической коробке передач. Замена трансмиссионного масла в АКПП Polo Sedan. Советы и рекомендации.
Источник
Ремонт и замена гидроблока АКПП своими руками
Ремонт гидроблока в запущенном состоянии — сложная операция стоимостью от 15 000 руб. Зная принцип работы и причины неисправности гидравлических «мозгов», можно попытаться не доводить узел до критического состояния. При появлении толчков, задержек при переключении передач и других признаков неполадки гидроблока будет правильным провести диагностику и устранить поломку. На ранней стадии заболевания ремонт можно сделать своими руками.
Что такое гидроблок в АКПП
Гидравлическую плиту называют «мозгами» автоматических коробок, не только за внешнее сходство сложных каналов с извилинами мозгов. До появления управляющей электроники в 1980-х гидроблок решал какой узел АКПП нужно подключить к работе. Сейчас клапанная плита подчиняется ЭБУ, поддерживает давление в системе и распределяет потоки жидкости от масляного насоса к исполнительным органам: пакетам сцеплений и блокировке гидротрансформатора (ГДТ).
В состав гидроблока входят:
- металлическая плита с лабиринтом каналов, по которым проходит масло;
- соленоиды;
- регуляторы давления;
- золотниковые клапаны;
- датчики;
- фильтры;
- гидроаккумуляторы;
- проводка;
- сепараторная пластина, уплотнители.
ZF одновременно совершила эволюцию автоматов и создала новую проблему для ремонта, внеся электронную плату в конструкцию гидроблока.
Принцип работы гидроблока АКПП
Гидроблок АКПП поддерживает в системе давление с помощью группы клапанов:
- соленоиды открывают и закрывают каналы для прохода жидкости к фрикционам и ГДТ;
- регуляторы создают линейное давление основной магистрали, необходимое для смазки и охлаждения коробки, а также для блокировки фрикционов. Давление растёт при разгоне автомобиля и включении задней скорости, и снижается при торможении;
- синхронизаторы предотвращают толчки при переключении передач, регулируя последовательность ступенчатого перехода;
- клапаны подстройки меняют значение давлений для улучшения эксплуатационных параметров АКПП;
- гидроаккумуляторы смягчают удары в коробке, поддерживая инерцию сжатия фрикционов за счёт натяжения пружин.
Сигнал на открытие соленоидов поступает от ЭБУ. Положение других клапанов зависит от натяжения пружины и давления жидкости. Давление внутри гидроблока меняется в зависимости от положения дросселя: при повышенном крутящем моменте линейное давление увеличивается, что предотвращает пробуксовку.
Признаки поломки гидроблока
Основная проблема гидроблока — неисправные соленоиды. Загрязняясь, сечение электроклапана пропускает недостаточно жидкости, как результат: в системе падает давление, диски проскальзывают, пригорают, загрязняя масло еще больше. Изношенные соленоиды требуют ремонта, чтобы предотвратить:
- поломку маслонасоса, что ведёт к масляному голоданию, перегреву трансмиссии, задержкам в переключении передач, появлению посторонних звуков;
- ухудшение блокировки ГДТ и появление рывков при наборе скорости, медленный разгон, увеличенный расход топлива;
- скачки оборотов двигателя, провалы при разгоне.
Другие признаки неполадки гидроблока:
- толчки на первой или задней передачи;
- пробуксовки при начале движения «на горячую»;
- ошибки на панели бортового компьютера;
- протекание масла.
Только диагностика гидроблока АКПП поможет выявить неисправный узел.
Типичные неисправности гидроблока на примере разных АКПП
Основные причины неисправности гидроблока, требующие ремонта:
- загрязнение каналов старым грязным маслом;
- царапины на поверхности гидроплиты и золотников от металлической стружки;
- ослабление пружин, износ уплотнителей, шариков, фильтров;
- отказ соленоидов;
- перегретые и грязные датчики;
- сгоревшая электропроводка.
Главный загрязнитель масла АКПП и CVT — гидротрансформатор. Включение муфты блокировки в режиме проскальзывания ускоряет разгон, но при этом жидкость быстрее нагревается, а фрикцион больше сорит. Грязь осаждается на поверхности каналов и клапанов гидроблока, затрудняя их работу. Какие каналы забиваются чаще всего зависит от настроек компьютера и манеры вождения. Ремонт в виде промывки плиты и замены прокладок часто решает проблемы с переключениями передач.
Гидроблок попадает на серьёзный ремонт, если водитель не меняет масло в автоматической коробке на протяжении 100 000 км, постоянно буксует по снегу, подвергает машину испытаниям «Off-Road».
По тем же причинам отправляют Мехатроник DSG в ремонт:
- каналы гидроблока забиваются грязью из корзины сцепления;
- перегретые соленоиды теряют свои характеристики из-за чего компьютер бракует их, переводя коробку в аварийный режим.
На примере разных АКПП можно проследить схожесть причин появления неполадок гидроблока, требующих ремонта.
Коробка Jatco
RE4F03B. Несмотря на надёжность и неприхотливость коробки, гидроблок часто попадает в ремонт. Причина неполадок — забитые каналы, изношенные уплотнители, выработанные соленоиды. Если следить за чистотой масла и менять электромагнитные клапаны, не дожидаясь их смерти, то проблем с коробкой не возникнет.
JR507A устанавливается в автомобили Infinity, Nissan с двигателем от 2,5 до 5,6 л. Из-за разгонов мощных двигателей фрикцион ГДТ быстро съедается, засоряя масло. Происходит цепной процесс: загрязнение гидроплиты в АКПП, падение давления, сгорание фрикционов.
Бестселлер среди вариаторов — Jatco JF011E — установлен в:
- Nissan Bluebira Syphy, Elgrad, Murano, Qashqai, Qazana, Sentra, Tiana, Tiida, X-Trail;
- Mitsubishi CX, Delica, Lancer, Outlander;
- Renault Megane, Koleos.
Автомат при правильной эксплуатации не вызывает проблем и ходит до 100 000 км без ремонта. От перегрева и выработки ресурса ломаются шаговые электродвигатели, регулирующие передаточное число вариатора. Также часто меняют комплект соленоидов.
Коробки BTR
BTR M741LE устанавливалась на 2,0 — 3,2 л двигатели SsangYong Rexton, Action, Korando. Гидроблок M741LE беспроблемный. При капитальном ремонте выполняют стандартную процедуру промывки и очистки каналов. В замене встречается редко.
BTR DSI-6 М11 с 2010 года встречается на SsangYong New Action, Rexton, Kyron. Гидроблок этой коробки сконструирован по подобию автомата Hyundai A6MF, а соленоиды заимствованы у Borg Warner и GM. По плановому ремонту в гидроблоке меняют прокладки и тонконастроенные электромагнитные клапаны, которые работают надёжно первые 100 000 км. Неисправность соленоидов диагностируется только через аппаратуру, а не коды ошибок.
АКПП U140/U241E
4-ступенчатые коробки передач Айсин U140Е/U241E устанавливаются в паре с двигателями 2,0 — 3,0 л в:
- Lexus RX, ES250;
- Toyota Caldina, Camry, Corolla, Highlander, Rav4.
Конструкция коробок надёжна и неприхотлива. АКПП проходит 100 000 км с одним ремонтом. Электрика не вызывает проблем и не требует дорогих замен. Обычно достаточно промывки гидроблока и соленоидов. Возрастные гидроплиты очищают от нагара и восстанавливают каналы золотников.
Семейство коробок 6Т
Американские АКПП GM 6T30Е/40Е/45Е с 2007 года устанавливаются в:
- Opel Astra;
- Chevrolet Captiva, Cruze, Lacetti, Aveo;
- Buick Excelle, Lacross, Regal;
- Saab 9’4x.
Ремонт ограничивается чисткой гидроблока и заменой комплекта соленоидов. При нехватке давления меняют уплотнители, изношенные втулки и кольца в пакетах фрикционов.
Автоматические коробки ZF
Коробки ZF6HP запрограммированы под резвый старт и спортивный режим, превосходящий CVT, DSG. За драйв приходится платить быстрым износом втулок, ГДТ, фрикционов, гидроблока. В 2009 году вышла более «интеллектуальная» и требовательная версия АКПП — 8НР.
Электроника автоматов капризна к температуре и качеству масла. Появление проблем с переключениями передач на 100 000 — 150 000 км связаны с выходом из строя соленоидов. Это основной расходник при частом использовании спортивного режима, пробуксовках, езде на предельных оборотах.
При ремонте ZF 6НР19 часто меняют мехатроник. Сам производитель занимается восстановлением и продажей б/у плат, поэтому ребилды в замене не редкость.
ZF 6HP установлена в:
- Aston Martin DB9;
- Audi A4, A5, A6, A8, Q7;
- BMW 3, 5, 6, 7 series, X3, X5, X6;
- Bently Azure, Gt, Flying Spur;
- Jaguar XF, XJ, XK;
- Land rover Discovery, Range Rover;
- Maserati Spyder;
- Rolls Royce Phantom, Drophead Cupe;
- VW Phaeton.
Коробки DP0
DP0 простой, дешёвый, пригодный к ремонту агрегат, но гидроблок в нём слабое место. Если рабочая температура масла превышает 90℃, наступает ранняя старость пластика, резины, электрики. Лидер замены — соленоид давления EPC и TCC, пластиковые уплотнительные кольца и втулки. От перегрева гидроплита меняет геометрию, клапаны клинит, ломаются пружины. На возрастных машинах при ремонте меняют прокладки крышки и датчик давления масла.
Коробка встречается в моделях Citroen, Peugeot, Renault.
АКПП 09G
Конструкция коробки разработана Айсин по техзаданию VAG. Проектирование и настройка компьютера осталась за немцами. Коробка пригодная к ремонту, неприхотливая, если своевременно менять масло и не перегревать.
Из проблем клапанной плиты выделяют износ гидроаккумуляторов и нештатную работу изношенных соленоидов. Перед ремонтом соленоидов проверяют проводку и контакты. После ремонта проводят адаптацию с помощью селектора и педали газа. Изношенную плиту не восстанавливают, а меняют целиком.
Востребованная конструкция получила много модификаций для двигателей объёмом от 1,4 до 3,5 л с различными настройками ЭБУ:
- Audi А3, А4, TT;
- Mini Clubman;
- Saab 9’3;
- Skoda Fabia, Octavia, Superb;
- Volkswagen Golf, Jetta, Polo, Tiguan, Touran;
- Ford Mondeo.
АКПП семейства A6GF1
Коробка разработана под переднеприводные машины Hyundai и Kia с двигателем от 1,2 до 2,0 л. Гидроблоки A6GF1 — сложные и непредсказуемые. Узел попадает в ремонт из-за сильных разгонов, грязного масла, перегрева. После 2011 года «мозги» отрегулировали, что увеличило их надёжность. Настройки компьютера придерживают подключение блокировки ГДТ, замедляя износ фрикциона.
Стоимость ремонта гидроблока
Ремонт гидроблока составляет от 15 000 до 35 000 рублей в зависимости от модели АКПП и сложности работ:
- самый простой и быстрый ремонт — замена проводки, питающей соленоиды и датчики;
- на раннем этапе болезни гидроблок чистят, меняют прокладку и соленоиды;
- в тяжёлых случаях плиту реставрируют, используя инструкции, материалы и инструменты Соннакс.
Дорогими в ремонте являются гидроплиты: TF-81SC, 5L40E, JF506E, 722.9, 6HP, 8HP.
Замена гидроблока производится редко из-за высокой стоимости. Узел подбирают по VIN-номеру, поскольку модификации одной коробки различаются.
Модель АКПП
Цена нового гидроблока, руб
Как производится ремонт гидроблока
Ремонт гидроблока АКПП своими руками проводят в следующей последовательности:
- Запасаются материалами, мануалами, схемами по ремонту своей гидроплиты. Покупают новые уплотнители.
- Проводят компьютерную диагностику, по кодам ошибок выявляют неисправность.
- Сливают масло.
- Снимают поддон.
- Откручивают гидроблок.
- Перед разборкой и ремонтом фотографируют состояние «до». Подготавливают «гармошку»-поддон для снятых деталей.
- Снимают соленоиды, откручивают болты, разделяют корпус, выкидывают старые уплотнители. Детали раскладывают в «гармошку» в порядке демонтажа.
- Извлекают клапаны, запорные шарики и пружинки. Исправные клапаны легко двигаются по каналу.
- Осматривают плиту.
- Очищают и промывают корпус от продуктов износа и масла.
- Проверяют сопротивление соленоидов.
- Собирают в обратном порядке с новыми прокладками и заменой неисправных деталей.
- Устанавливают гидроблок и поддон с новой прокладкой.
- Заливают жидкость и проверяют уровень.
Для переборки и ремонта гидроблока используют ремкомплекты производства:
Для реставрации и работы с тонконастроенными устройствами кроме оборудования понадобится сноровка нейрохирурга и опыт мастера. Поскольку результат ремонта бывает непредсказуемым часто специалистам приходится менять гидроблок на новый.
Производители автоматов рекомендуют каждые 80 — 120 ткм делать комплексную регламентную работу: чистить гидроблок, ремонтировать гидротрансформатор и менять фильтр. Износ фрикционной накладки до клеевого состава наглухо забьёт каналы узлов, и тогда придётся менять всю плиту.
Заключение
Гидроблок — надёжная конструкция, но агрессивная езда, грязное масло, перегрев, некачественная жидкость приближают скорую смерть устройства. Регулярный уход поможет продлить ресурс узла на весь срок службы автомобиля. Плановый ремонт гидроблоков заключается в промывке, замене уплотнителей и неисправных соленоидов. Эту работу можно выполнить своими руками, если запастись знаниями и терпением.
Источник