Притча. Спрятанное счастье
Боги решили поразвлечься. Один из них сказал:
– Давайте отберем у людей счастье и спрячем его? Посмотрим, что они будут делать без него? Например, укроем его на вершине самой высокой горы и пусть ищут!
– Нет, у них много сил и кто-то обязательно сможет взобраться и найти его, – ответил другой.
– Давайте спрячем его на дне моря, — предложил третий!
Ему ответили:
– Не забывай, что они любопытны, сконструируют аппарат для подводного погружения и обязательно найдут свое счастье.
– Тогда спрячем счастье на другой планете, подальше от Земли, – предложил четвертый.
Отклонили и это предложение. Недалек тот день, когда они придумают корабль, чтобы путешествовать по мирам и тогда вернут свое счастье обратно на Землю.
Тут вступил в разговор самый пожилой Бог, который на протяжении всего разговора хранил молчание и только внимательно слушал выступавших.
Он сказал:
– Я знаю, где нужно запрятать счастье, чтобы они никогда его не нашли.
Все повернулись к нему и заинтригованные этим сообщением спросили:
– Где?
– Спрячем счастье внутри них самих. Они так будут заняты его поисками, что им и в голову не придет искать его внутри себя.
Так и сделали. И с тех пор люди тратят всю свою жизнь в поисках счастья, не зная, что оно спрятано в них самих…
Я сочинил стихотворение на эту тему.
“Слепи свое счастье сам”
Бог слепил человека из глины
И оставил немалый кусок:
“Ты слепи Боже счастья долину –
Рай земной, мне святой уголок”, —
Так просил его малый детина.
Бог ему в руки глину вложил.
Я слепил не простую скотину,
А тебя, чтобы разумом жил.
Ты же счастья творец, ты прекрасен,
У тебя всё для этого есть:
Руки, мысли, поступки, ум ясен,
К ним добавил я совесть и честь
А позднее сказал на прощанье:
“Тебе руки и глина дана,
Свое счастье вплети в мирозданье,
Всё обратно получишь сполна”.
Источник
Счастье своими руками: 3 простых шага и 4 полезные техники
Все больше людей в поисках счастья обращаются к психологам, психотерапевтам, менторам и коучам. Но ты и сама это можешь. В том, как рассчитать идеальную формулу, разобрались вместе с сертифицированным коучем Анной Лебедевой.
Из чего состоит счастье
На протяжении более чем 75 лет ученые из Гарвардского университета исследовали, что такое счастье, что на него влияет и как этого состояния достичь. После этого было зафиксировано четыре его составляющих :
- Физическое состояние (здоровье, энергичность и ресурсность);
- Отношения (все, что касается взаимодействия с людьми — тут и про любовь, и про дружбу, и про рабочие отношения);
- Планы на жизнь (то, в чем ты можешь самореализовываться, и то, что позволяет тебе чувствовать счастье в перспективе);
- Польза (когда ты делаешь нечто бОльшее для других).
Исследование стало основополагающими для коучинговой практики. Опираясь на эти и другие знания, специалисты помогают своим клиентам выстроить четкую структуру пути к собственному счастью.
Три шага к счастью
Прийти к собственному счастью и жить из этого состояния — наша ответственность. И хорошая новость в том, что эта задача по силам каждому. Для ее решения нужно сделать несколько простых шагов:
- Шаг 1. Что это для тебя? Определи свое собственное значение «счастья». Из чего оно состоит и что в него входит? Соцсети и медиа транслируют нам красивые картинки жизни. Но важно не выбрать одну из них, а подумать, что важно именно тебе.
- Шаг 2. Временное пространство. Выдели себе необходимое количество времени, чтобы заниматься теми делами, которые тебя наполняют. Строго следи, чтобы в расписании жизни всегда находилось несколько часов на то, что заряжает тебя энергией и дает ресурс.
- Шаг 3. Стратегия для восстановления. То, как быстро ты возвращаешься в состояние комфорта, когда тебя выкинуло с протоптанной тропинки ресурса — заключительный этап на пути к счастью. Придумай себе стратегию выхода из сложных/критических ситуаций. Определи для себя, как будешь восстанавливаться и проживать эти моменты.
Коуч может быть путеводителем и поддерживать на каждом из этих шагов. На первом — сформулировать индивидуальную картину счастья, на втором — правильно расставить приоритеты, на третьем — настроить правильное состояние для свершения амбициозных и иногда рискованных целей. Но все это ты можешь попробовать и сама.
Состояние потока = счастье?
Нельзя просто поставить знак равно между этими понятиями, но можно заметить их взаимосвязь.
Когда мы наблюдаем за работой профессионала или эксперта, нам кажется, что повторить это будет так же легко. Ведь мы видим человека, который, не напрягаясь, превосходно выполняет свое дело. Но если мы попробуем исполнить все тоже самостоятельно, то поймем, сколько труда и времени вложено в это мастерство.
Состояние расслабленности и одновременно собранност и и есть тот самый «поток». Когда мы эффективно выполняем работу, но при этом не теряем ощущения легкости и удовольствия от процесса.
Волшебная пилюля, которой нет
Каждому бы хотелось сделать одно действие, прийти на одну коуч-сессию и сразу решить все запросы. Но факт в том, что это практически невозможно. Мир вокруг нас постоянно эволюционирует и меняется, а мы быстро адаптируемся, привыкаем к новым обстоятельствам и нам уже недостаточно того, что было вчера. Можно уловить какой-то мощный, продвигающий инсайт за раз, но как долго он будет работать для тебя — неизвестно.
Кроме того, чтобы что-то осознать, порой нужна длительная поддержка от человека, который тебя внимательно слушает, принимает таким, какой ты есть, поддерживает, видит в тебе уникальность и показывает тебе ценность всего, что ты уже имеешь. Тот человек, который не давит, не дает советов, а просто с помощью вопросов помогает найти ответы самостоятельно .
Специалист здесь выступает в роли маяка, помогает пройти путь до назначенной цели — твоего персонального состояния счастья. Но идти по этому пути (работать над состоянием) в любом случае тебе.
Технология счастья: 4 главных вопроса
Чтобы познакомиться с собой ближе и выстроить свою собственную стратегию счастья, ответь на следующие четыре вопроса:
- Что приводит тебя в состояние баланса (комфортное физическое и моральное)? Какая еда, какой вид деятельность и активности способствуют тому, чтобы ты заряжалась ресурсом?
- Рядом с какими людьми ты чувствуешь себя счастливой ? Понаблюдай за теми, кто тебя окружает. Что тебе в них нравится, что нет. Кого ты вообще не замечала, а стоило?
- Если бы ты могла выпустить в мир все свои творческие идеи, чтобы это было ? Речь сейчас не идет о том, чтобы ты начала создавать гениальные произведения искусства — каждый проявляется по-разному. Но подумай, что может помочь тебе начать творчески самовыражаться? Не так уж важно, будешь ты рисовать новогоднюю открытку или вырезать из дерева дверную ручку.
- Кому ты можешь и хочешь принести пользу ? И как? Тут говорим про помощь другим из состояния и желания «отдавать».
Можно отвечать на эти вопросы не только устно, но и письменно, если так тебе будет удобнее.
Почему важно осознать и принять свои эмоции
Часто мы живем будто на автопилоте и не замечаем, какие конкретно эмоции чувствуем в течение дня. А вечером перед сном подводим сухой итог — хорошо/плохо.
Когда мы испытываем радостные или спокойные эмоции, наш мозг воспринимает это за норму. А негатив на этом фоне сильно выделяется и лучше запоминается. Поэтому мы не всегда ценим то, сколько приятных слов нам сказал любимый человек, зато всегда помним, сколько раз он опоздал на свидание и на сколько праздников не подарил цветы. Общая картинка сразу складывается не в пользу избранника. И в целом нам кажется, что в личной жизни все плохо (в других сферах аналогично).
Поэтому важно подходить ко всему осознанно и чаще спрашивать себя: «А что я сейчас чувствую?» . Можно также воспользоваться письменной практикой — три раза в день отмечать в блокноте или календаре эмоции (например: красный — злость, зеленый — радость, синий — печаль). И посмотреть через месяц, все ли так плохо на самом деле, как тебе казалось, или наоборот.
Счастье в больших делах — гормон серотонин. И в мелочах — эндорфины. Счастье и в покупке квартиры в «Москва-Сити», и в объятиях любимых людей. Подумай, в чем счастье для тебя. И постарайся замечать его во всем.
Директор представительства Международного Эриксоновского Университета коучинга, мастер сертифицированный коуч по стандартам ICF (MCC ICF), преподаватель НИУ ВШЭ.
Источник
Слепи счастье своими руками
Автор: Цыплева Татьяна Александровна
Организация: МБОУ Лицей №1
Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Зеленодольск
1. Форма события:
Создание художественного фильма (видеоролика) о счастье «Счастье-это просто…».
2. Тема события:
3. Цель события:
Дать представление о том, что под собой подразумевает понятие «счастье».
4. Задачи события:
1. Раскрыть понятие слова «Счастье»:
— учить правильно понимать смысл слова «Счастье»,
— раскрыть понятие «Счастье»,
-научить видеть «Счастье» в мелочах.
2. Воспитывать чувство собственного достоинства, доброжелательного отношения к людям.
3. Воспитывать стремление помочь окружающим людям.
4. Развивать умение уважать другие точки зрения, быть терпимым, толерантным к чужому мнению.
5. Развивать эстетические чувства.
6. Содействовать формированию дружного коллектива класса.
5. Участники:
Класс 6, количество учащихся 10
6. Техническое обеспечение:
1.Презентационный материал. Презентация мероприятия.
2. Отрывок из лирической киноповести «Доживем до понедельника».
3. Музыкальные заставки: песня «Мы желаем счастья Вам!»
(музыка С. Намина, слова И. Шаферана) , запись детских голосов.
4. Видеоролик: притча «Сам слепи свое счастье».
7. Ход реализации:
1 этап. Планирование (причины проведения события).
Данное событие является плановым мероприятием по реализации воспитательной программы на февраль месяц в 2018-2019 учебном году. Событие входит в систему мероприятий, направленных на духовно-нравственное развитие личности обучающихся (воспитанников) и является одним из элементов формирования общечеловеческих ценностей.
2 этап. Организация подготовки.
Для проведения мероприятия:
— составлен сценарий события с учетом возрастных особенностей и в соответствии с целями воспитательной работы с обучающимися 6 класса;
— подобрана художественная литература;
— подобрано музыкальное сопровождение;
— изготовлены карточки со значениями слова «Счастье» для создания фильма «Счастье-это просто…»;
— подготовлен раздаточный материал: стихотворение «Счастье-это просто…» (Автор: Лидия Шульженко), сценка-фрагмент сказки «Птица счастья»;
— сделана заготовка для оформления макета «Птица счастья».
3 этап. Проведение.
— Ребята, когда бывает на небе радуга? (Предполагаемый ответ: после дождя).
— Что еще обязательно должно быть на небе, чтобы появилась радуга? (Предполагаемый ответ: солнце).
- прикрепляет на доску изображение солнца).
— Появление солнца неслучайно. Приближается 20 марта, День весеннего равноденствия. В этот день движение Солнца таково, что день равен ночи практически на всей планете. В этот день люди всего мира отмечают праздник- Всемирный День Счастья (The International Day of Happiness ). Ребята, вы знаете, что это за праздник?
(Предполагаемый ответ: Всемирный День счастья).
День счастья празднует Земля,
Сегодня все вокруг — друзья,
Как хорошо счастливым быть,
Смеяться, жить и не грустить!
(Приветствие учителя ученикам)
Слово «Счастье» имеет много значений:
— с латинского языка означает- фортуна;
— с французского – шанс;
— с английского — удача.
-в русском языке «Счастье» — хорошая доля, удел.
Иногда чудо называют счастьем, а человека, с кем это произошло, счастливым.
Счастливый человек, какой он, что означает «счастье построить своими руками»?
(Показ фрагмента лирической киноповести «Доживем до понедельника»).
-Сейчас вы посмотрели отрывок лирической киноповести «Доживем до понедельника». Этот фильм был снят в XX веке, в 1968 году. Это фильм о школе, о сложных взаимоотношениях учеников и педагогов.
На какой вопрос пытались ответить ученики-герои этого фильма? (Предполагаемый ответ — Что такое счастье?)
Вот и мы с вами сегодня тоже попытаемся ответить на этот вопрос, а точнее попытаемся снять фильм, что же значит «Счастье» для современного школьника?
«Кастинг»
Я — режиссёр фильма и я сообщаю: «Я собираюсь создать фильм. Сценарий для него уже готов. Мне необходимо набрать актёров, умеющих отлично исполнить роли для моего фильма». Сейчас мы с вами проведем кастинг и посмотрим, кто же его успешно пройдет, тот и будет принимать участие в съемках нашего фильма! На столах у вас лежат лучики солнца, дополните их и мы прикрепим их к нашему солнцу!
(Ученики берут лучи солнца и дописывают фразы своими мыслями).
1.Мое личное счастье в том, что.
2.Самые счастливые люди те, кто.
3.Когда человек счастлив, он.
5.Чтобы стать счастливым человеком, надо.
6.Мне не хватает для счастья .
7.По–настоящему счастливый человек–это.
8.Есть на свете идеально счастливые люди, я думаю, что.
9.Быть счастливым –это значит.
10.Счастье приходит тогда, когда.
(После того, как дети закончили писать фразы, выходят к доске и прикрепляют лучи к солнцу).
-Учёные считают, что лучший цвет для счастья — жёлтый.
Затем ученики по очереди вслух начинают зачитывать законченные фразы, и учитель объявляет:
Замечательно, вы все прошли кастинг, и каждый из вас может принять участие в съемках нашего фильма!
«Костюмерная»
-Очень важно при съёмке фильма, в каких костюмах будут актёры, как они будут выглядеть. За это отвечает художник по костюмам. Ребята, вам предстоит сейчас поработать художниками. Если бы вам сейчас предложили нарисовать «Птицу счастья», то какого бы цвета вы выбрали карандаш? Назовите все свой цвет счастья. У всех он разный. Почему? Потому, что и мы с вами все разные. Возьмите каждый свой цвет счастья и внесите свой вклад в оформление «Птицы счастья»!
(Учитель выносит макет «Птицы счастья». Ученики оформляют «Птицу счастья»).
-Ребята, человек рожден для счастья, как птица для полета. И только от нас зависит, будем ли мы с подрезанными крыльями лететь по жизни или будем парить над землей, наслаждаясь счастьем.
«Озвучка»
В процессе монтажа фильма немалую роль играет озвучивание. За это на студии отвечает звукорежиссёр. Он должен строго проследить, чтобы все голоса героев правильно легли на картинку, то есть звучали в своё время, чтобы голос героя точно соответствовал его характеру, задумке режиссёра. Ребята, сейчас вы потренируетесь озвучивать фильм.
(Ученики берут раздаточный материал – стихотворение Лидии Шульженко «Счастье-это просто» — и начинают по цепочке зачитывать по две строчки.
(Стихотворение «Счастье-это просто», Автор: Лидия Шульженко).
Счастье — это просто радуга с небес,
Счастье — это просто творческий процесс.
Ученик 2.
Счастье — это просто верить и любить.
Счастье — это просто кому-то нужным быть.
Ученик 3.
Счастье — это просто сознанье, что любим.
Счастье — это просто словом лишь одним…
Ученик 4.
Счастье — это просто чувствовать, мечтать
Счастье — это просто умение летать
Ученик 5.
Счастье — это просто любимый человек,
Счастье — это просто Мгновенье или Век.
Ученик 6.
Счастье — это просто за руку вдвоем,
Счастье — это просто уютный теплый дом…
Ученик 7.
Счастье — это просто друг друга понимать,
Счастье — это просто умение принять.
Ученик 8.
Счастье — это просто мир в себя впустить,
Счастье — это просто увидеть, оценить.
Ученик 9.
Счастье — это просто найти и не терять.
Счастье — это просто умение прощать.
Ученик 10.
Счастье — это просто жизнь ребенку дать,
Счастье — это просто понимающая мать.
«Кинопроба».
«Актёрское мастерство».
— Перед съёмкой актёры проходят кинопробы. Для этого их наряжают в костюмы, гримируют и фотографируют с разных ракурсов. Для исполнения роли в фильме необходимо не только выучить текст, но уметь только жестами и мимикой изобразить любой, даже неодушевлённый предмет. Ребята, сейчас вы будете самыми настоящими актерами и попробуете разыграть фрагмент сказки “Птица счастья”! В этой сказке 10 главных героев, давайте проведём жеребьёвку и наденем костюмы!
(Проходит жеребьевка. Ученики выбирают роли: автор, фотограф, кинооператор, Бабочка 1, Бабочка 2, Бабочка 3, Ворона, Ёж, Медведь, Заяц. Затем ученики надевают костюмы и преображаются в соответствующий образ. (Разыгрывают сцену из сказки).
Фрагмент сказки “Птица счастья”
Автор: Жила-была Ворона, она жила так давно, что уже и не помнила, сколько ей лет, сколько зим. Может сто, а может и все двести.
Ворона: Ах, какое было время! Жизнь в лесу не была такой скучной. Ах! Как было весело. Не то что сейчас.
Вылетает бабочка. Поет.
Ах, какой чудесный луг,
И цветы цветут вокруг
Ах, какой чудесный луг,
Ах, кружится голова,
Радость жизни мне дана,
Счастьем я полна!
Ворона: Она счастьем полна. Да знаешь ли, порхающее создание, что такое счастье?!
Бабочка1: Ой, простите. Я вас не заметила. Я думала, что я одна. Вы спросили о счастье? Да, да, я знаю, что такое счастье. У меня сегодня день рождения. И я могу летать. Это такое счастье!
Ворона: Так и у меня есть крылья. Ну и какое же это счастье?
- : Да нет же. Нет. Счастье – это летать с цветка на цветок, видеть всю эту красоту. Ах, я вижу солнце, я вижу небо, я вижу цветы!
Ворона: Ну и что, я тоже вижу это каждый день уже сто лет. Привыкла.
Бабочка 3: Ну что вы, Ворона! Разве можно привыкнуть? Вся эта красота наполняет меня радостью и счастьем. Мне хочется все время петь и танцевать.
Ворона:Ну не знаю, не знаю, как можно быть такой легкомысленной. Только петь и танцевать.
Еж: Здравствуйте, о чем это вы тут спорите?
Ворона: О счастье. Знаешь ли ты, Еж, что такое счастье?
Еж: Да я как-то не задумывался. Живу и живу. У меня всегда много работы. То домик починить надо, то ежата куда-нибудь заберутся, выручать надо. А вот счастье ли это – надо подумать. Что же это такое? Давайте еще у кого-нибудь спросим. Эй, Миша, иди сюда.
Медведь:Здравствуйте, чего вам?
Ворона:Знаешь ли ты, косолапый, что такое счастье?
Медведь:Ну… так сразу. Вот посижу, подумаю. Зиму перезимовал – хорошо. Малинки поел – хорошо. А счастье ли это? Не знаю.
Заяц: Я тут слушал вас и думаю. Когда вы меня от лисы прятали, поделились своей силой, я был так счастлив, что у меня есть друзья.
Медведь:Вот и Заяц о счастье сказал.
Ворона: Да какое там счастье? Разве кто его видел?
Бабочка 1: Да счастье надо почувствовать. Это как луч солнца, как дуновение ветерка, как утренняя роса, как аромат цветка.
Медведь: Что-то я начинаю понимать. Счастье – это как будто солнышко внутри тебя.
Заяц: Значит, счастье – это когда мне светло и радостно внутри?!
Бабочка 2: Да, вы правильно думаете!
Заяц: А еще мне хорошо в лесу с вами, друзья мои. Значит, когда мы все вместе это тоже счастье?
Медведь: Когда рядом друг – это большое счастье. Даже, если это очень маленький друг, как бабочка.
Заяц: Оказывается, счастье внутри нас. Как интересно!
Ворона: И когда можно рассказать о чем-нибудь интересном всем-всем-всем, это тоже счастье?
И когда мы сейчас все вместе собрались, и сюда пришло много хороших гостей – это тоже счастье?
Еж: А вы как думаете?
«Название фильма».
-У каждого фильма есть своё неповторимое название, в которое автор вкладывает основной смысл своего произведения, его главную идею. Правильно подобрать название – это уже половина успеха будущей картины. Над названием колдует целая группа людей, ведь это очень ответственное дело. Ребята, а какое название вы бы дали нашему фильму?
(Предполагаемый ответ — «Счастье-это просто…)
«Декорации».
-Очень важно в любом фильме создать правильную обстановку, оформление соответствующее эпохе, настроению фильма. Всё это создают правильно изготовленные декорации. Работают над созданием декораций художники- декораторы, настоящие мастера своего дела. Ребята, у меня в руках красная лента. На ней столько же узелков, сколько букв в слове «Счастье». Сейчас я буду развязывать узелки и называть буквы из слова «Счастье», а вы вспоминаете и называете положительное нравственное качество именно на эту букву.
Предполагаемые ответы учеников:
С — сочувствие, счастье, сострадание, самостоятельность
Ч — честность, человеколюбие
А — аккуратность, активность
С– смелость, стремительность
Т- требовательность, толерантность
Ь- мягкое сердце, мягкая душа
Е — единство, единодушие
-Ну, что ж, фильм снят! Внимание на экран!
(На экране появляется фильм (видеоролик) «Счастье-это просто…»)
Заключительное слово учителя:
-Ребята, пусть вашим девизом по жизни звучат следующие слова: «Хочешь быть счастливым – будь им!» Ведь только ты кузнец своего счастья! Счастье можно слепить только своими руками». Ребята, сегодня я хочу поделиться с вами своим кусочком счастья!
(Учитель берёт пластичный материал (глина) и замешивает «Счастье». Затем учитель подходит к ученикам и делится своим «Счастьем» (кусочек глины) со всеми учениками).
Звучит песня «Мы желаем счастья Вам!»
Рефлексия.
Учитель предлагает детям обратить внимание на облако «тегов», которое необходимо дополнить. На интерактивной доске висит слайд, где указаны варианты:
-сегодня я узнал…
— было интересно узнать, что…
Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Рефлексия проводится письменно на листочках в форме сердец, которые наклеиваются с помощью магнитов к доске при выходе из аудитории.
8. Предполагаемый результат.
Событие будет проведено на хорошем уровне: сценарий соответствует возрастным особенностям детей, подготовлен материал к событию.
Выбранная тема актуальна, потому что она связана с жизнью. Благодаря тому, что событие будет построено в диалоге: учитель-ученик, обучающиеся (воспитанники) получат знания не в готовом виде. В течение всего события для активизации познавательной деятельности и самостоятельности обучающихся будут использоваться разные формы работы: фронтальная, групповая; методы: словесный (беседа, понятия), наглядный, рефлексия. Они будут способствовать развитию у детей навыков общения, совместной деятельности, проявление их личных качеств.
Поставленной цели удастся достичь. В работу будут вовлечены практически все обучающиеся (воспитанники), они эмоционально погрузятся в тему события, воспримут всё серьёзно и осознанно. Данное событие состоится, что подтвердит рефлексия детей в конце события,- их вывод и оценка своего участия, своей деятельности в событии. Данное событие окажет положительное влияние на мировоззрение обучающихся (воспитанников).
Список использованной литературы:
1. Проза.ру. «Птица счастья. Сказка для детей и взрослых». Татьяна Домаренок. URL: https://www.proza.ru/2008/09/29/539
2. Стихотворение «Счастье-это просто». Автор: Лидия Шульженко.
Источник