Каркасная кукла из паперклея своими руками: мастер-класс
Куклы бывают разные: коллекционные, детские для игры, сувенирные, созданные собственными руками. Последние, в свою очередь, тоже разделяются на множество групп. Это и текстильные Тильды, сложные в изготовлении шарнирные красавицы из полимерной глины, каркасные куколки с тряпичным туловищем и конечностями из паперклея. Последние — куклы из паперклея — сочетают в себе простоту текстильной куклы и изящество шарнирной.
Рисование эскиза будущей куклы
Любой мастер-класс кукол своими руками рекомендует начинать творческий процесс с изготовления эскиза. И неудивительно! Ведь если оставить задумку в голове, полениться перенести ее на бумагу, то можно неизбежно столкнуться с проблемой либо несочетания размеров тела и головы, либо асимметрии.
Да и вообще, скорее всего, получится не то, что ожидалось в начале работы.
Поэтому рисование будущего творения на бумаге — одна из самых важных частей работы.
Итак, если нет особых навыков рисования и не очень хочется разбираться с анатомией и пропорциями человека (или любого другого существа — ведь кукла может быть хоть кошечкой, хоть получеловеком-полулошадью), нужно найти подходящий рисунок в интернете и распечатать его в необходимых размерах.
Вырезать детали не нужно, они будут служить только как основа, к которой необходимо прикладывать части тела будущей куклы. Как видно на рисунке, пропорции человека различаются в зависимости от его возраста. Поэтому при создании куклы необходимо заранее продумать, будет она взрослым, подростком или даже младенцем.
Создание скелета из проволоки
Далее необходимо сделать каркас для куклы из проволоки таким образом, чтобы он выполнял свою основную функцию — функцию опорно-двигательного аппарата, и ни в коем случае не портил внешний вид изделия.
Для изготовления каркаса понадобится толстая проволока. Необходимо отрезать нужное количество проволоки (приложить к эскизу), скрутить из нее скелет.
Если планируется игрушка с конечностями из пластика, то длина скелетных рук и ног должна быть вполовину меньше (до локтей и колен).
Далее на проволочный скелет наращивается объем (мышечная масса). Для этого можно использовать толстые джутовые нитки, это проще, но тогда поделка будет жесткая. А можно синтепон, что немного сложнее, ведь с ним придется повозиться, но зато куколку будет потом приятно мять в руках. В любом случае все зависит от задумки и фантазии творца. Также можно использовать фольгу или туалетную бумагу.
Наматывается мышечный объем так, чтобы тело куклы было похоже на настоящее. Для этого важно не забывать про талию, бедра, грудную клетку и, конечно же, про эскиз, к которому периодически нужно прикладывать поделку.
Когда фигура изделия получила должный вид, можно переходить к обтяжке ее трикотажем. Ткань лучше взять телесного цвета, чтобы она напоминала настоящую кожу человека. Куклу нужно положить на ткань, обвести силуэт, вырезать и зашить прямо на фигурке.
Для того чтобы она получилась наиболее аккуратной, можно использовать потайной шов. Но в любом случае части со швами, скорее всего, будут скрыты одеждой, поэтому можно сильно не перетруждаться. Если ткани оказалось много, лишнее можно отрезать. Главное — не забывать натягивать материал на каркас, чтобы кожа не получилось обвисшей или со складками.
Если позволяет задумка и навыки, кожу куклы можно связать крючком из ниток телесного цвета.
Формирование головы куклы
Поскольку голова — это самая заметная часть куклы, очень важно подойти к процессу, как говорится, с умом. Первым делом нужно выбрать, из какого материала, собственно, и будет изготовлена голова. А выбор тут немаленький.
Это может быть текстиль с синтепоновой набивкой (желательно того же цвета, что и тело), лицо при этом можно нарисовать акриловыми красками или вышить нитками. Это может быть и полимерный пластик (самоотвердеваемый или запекаемый в духовке), смешанная техника из папье-маше и пластика. В этом случае нужно брать тот, который не нужно запекать, иначе слой из бумаги может загореться.
В магазинах творчества продается великое множество различных запекаемых и самоответдевающих пластик различных марок, объемов и ценовой палитры. Начинающим мастерицам лучше остановить свой выбор на замечательном материале — паперклее. В первую очередь потому, что его можно сделать самостоятельно. Ведь начиная с нуля, можно наделать множество ошибок, а материалы дорогие, да и живущим в небольших городах их вообще сложно достать. А так — и дешевле, и не жалко будет что-то испортить. По своим свойствам папеклей похож на самозатвердевающую глину, его можно окрашивать акриловыми красками, шкурить мелкой наждачкой.
Итак, для того, чтобы сделать паперклей в домашних условиях, понадобятся:
рулон туалетной бумаги;
- клей ПВА;
- мука;
- крахмал;
- гипсовая шпатлевка;
- оливковое масло;
- кухонные весы;
- емкость для замешивания.
В первую очередь нужно взять 20 граммов туалетной бумаги нужного цвета (от нее зависит цвет будущего изделия) — это примерно третья часть рулона, положить ее в посудину и залить горячей водой. Далее воду отжать, а бумагу порвать на мелкие кусочки.
Затем влить 75 граммов клея ПВА, размешать до однородной массы, тщательно убирая комочки и не промокшие в клей кусочки бумаги. После 125 граммов шпатлевки всыпать в емкость и перемешать с бумагой и клеем. Затем 50 граммов муки засыпать, постепенно перемешивая. Масса получается сыпучая, поэтому нужно разбавить ее маслом — 20 граммов будет достаточно.
Последний компонент — крахмал (50 грамм). Аккуратно вмешать его в массу. Если она начнет рассыпаться, добавить немножко воды. Хранить полученный паперклей нужно в герметично закрытой емкость.
Это может быть пищевая пленка, пластиковый пакет или бокс для ланча с плотно завинчивающейся крышкой.
Когда самоотвердевающая глина готова, можно приступать к процессу лепки головы. Для работы понадобятся:
- паперклей или другая самозастывающая глина;
- фольга;
- нож или стек;
- шкурка;
- акриловые краски, кисти.
Из фольги нужно сделать форму будущей головы, она должна быть немного меньше, чем эскиз. Далее раскатать тонкий слой паперклея и накрыть им фольгу, тщательно приминая пальцами. Чтобы не ошибиться с симметрией, можно мысленно провести линии вдоль и поперек на будущей голове, или немного подсушить ее и провести линии по-настоящему карандашом.
Для того чтобы работать было удобнее, можно насадить голову на карандаш или палочку от еды.
На местах будущих глаз нужно сделать симметричные углубления пальцами. Из отдельного кусочка глины скатать шарик и прилепить на место носа, примазать его влажными пальцами, сформировать нос. Губы слепить из небольшого цилиндра глины, тщательно примазать, используя воду. Удобнее всего прилепить сначала верхнюю губу, затем нижнюю, разделить их при помощи ножа или стеки. Таким же образом сделать подбородок.
С помощью дополнительных кусочков глины сделать челюсть, увеличить щеки, надбровные дуги и лоб. Для глаз сделать маленькие лепешки, поместить их в выдавленные ямки, вырезать с помощью стека дуги. Отдельно прицепить верхнее веко. Все детали хорошо примазать влажными пальцами. Теперь голову можно сушить.
Когда голова достаточно просохла (около суток), ее нужно ошкурить, а затем можно затонировать красками или косметикой, раскрасить акриловыми красками.
Чтобы сделать кукле шикарную прическу, нужно проделать на макушке головы отверстие. Для волос можно купить готовые трессы или же сделать их самостоятельно из мохера или шерсти. Трессы сворачиваются трубочкой и на клей сажаются в отверстие. Так получается макушка прически. Остальные волосы аккуратно наклеиваются по периметру головы.
Сборка готового изделия
Изготовленное по время второго шага туловище куклы соединить с головой при помощи клея. Пока соединение сохнет, можно закрепить его при помощи пластыря. Теперь красавицу можно одевать. Кукла будет выглядеть как живая, если ей придать позу человека.
Originally posted 2018-03-19 06:29:44.
Источник
Формирование тела куклы на проволочном каркасе
Продолжаем работу по формированию тела куклы.
МК по изготовлению каркаса здесь:
Для этого нам понадобится уже изготовленный кукольный каркас, нитки катушечные любые, флористическая лента или лейкопластырь, ножницы и самое главное –та-да-да-дам – полрулона туалетной бумаги.
Любите ли вы туалетную бумагу так, как люблю ее я? Это один из самых благодарных и податливых материалов. Еще и недорогой и легкодоступный ).Бумага нужна самая обыкновенная, серая.
Почему мне нравится использовать для обмотки именно бумагу, а не полосы синтепона, к примеру? Я иногда работаю и с синтепоном, и с синтепухом, и со шнуром. При использовании туалетной бумаги (далее ТБ) мне проще постепенно сформировать нужные объемы, процесс идет медленно, т.к. слои бумаги тоненькие, все ошибки сразу легко поправить. В зависимости от ширины бумажной полоски меняется и задействованное рабочее пространство. Использование ТБ дает достаточно плотное тело, но податливое для изменения позы. Да и проткнуть тушку иглой при желании возможно (допустим, при оформлении одежды или креплении аксессуаров).
Если же нужна совершенно жесткая конструкция, то тело из ТБ можно прогрунтовать ПВА. Иногда после обмотки ТБ финальным слоем я использую обыкновенный медицинский бинт, который грунтую разведенным ПВА. ТБ можно комбинировать с обмоткой синтепоном. В общем, креатив всегда приветствуется ))).
Сначала я подготавливаю материал: отрываю полосы туалетной бумаги длиной около метра. Часть полос откладываю в сторону, часть складываю пополам несколько раз и разрываю посередине (именно разрываю, а не разрезаю, мне нужны рваные края, чтобы элементы обмотки плавно переходили друг в друга и не было резких обрывов формы). Желательно внешние края бумаги тоже сделать рваными, хотя бы пару мм оборвать произвольно. Я забыла это сделать и была не права ). Часть полос рву на 3 части, часть – на 4. Теперь, когда материалы готовы, можно приступить к работе.
- Берем каркас, 2 подготовленных цельных отрезка ТБ, сминаем каждый отрезок в комок, заполняем одним комком грудину будущей куклы, вторым – тазовую область. Делаем это, чтобы не было пустот внутри тела и оно не «гуляло». Заполняем довольно плотно, при необходимости фиксируем нитками. Результат на фото.
- Начинаю обмотку я с талии куклы. Мотаю цельными отрезками ТБ в одном направлении. Довольно плотно. Если нужно, фиксирую нитками, когда перехожу с одного куска ТБ на другой. Смотрим фото.
- Далее крест-накрест обматываю плечи несколько раз, опять прохожусь по области грудной клетки. Сейчас я использую уже разорванные напополам обрывки бумаги. Фото:
- Обматываем ручки. В зависимости от размера куклы тут понадобятся отрезки ТБ либо разорванные на 3, либо на 4 части. Мотать начинаю сверху, захватывая плечо и грудную клетку (делаю один-два оборота по торсу, потом перехожу на ручку). Наматываю бумагу по спирали, плотно, натягивая бумагу в процессе обмотки. Главное не перестараться, чтобы не порвать бумагу ))). Доматываю до того места, где по моему замыслу начнется лепная часть руки, продолжаю обмотку в противоположном направлении. Важно, чтобы слои бумаги плотно прилегали друг к другу. Витки идут наискосок, слегка внахлест. Не забываем, что рука имеет определенный рельеф, обмотка должна его повторять. Мы не хотим получить две палочки по сторонам туловища. В местах расположения мышечной ткани количество слоев обмотки можно увеличить (пройтись бумагой туда-сюда несколько раз по одному месту). Всегда фиксируем нитками, если нужно. Не забываем о локтях. Если кукла статична, а ее ручка должна быть согнута, можно в области локтя примотать комок ТБ и нитками зафиксировать. Промежуточные результаты на фото.
- Продолжаю работать с грудной клеткой. Приматываю комочки ТБ в районе груди лентами бумаги, фиксирую нитками. Формирую спинку аналогично, только вместо комков бумаги использую сложенный в несколько слоев отрезок ТБ. Обратите внимание на область лопаток, чтобы спина не оказалась слишком впалой или горбатой. Корректируем изгиб позвоночника, если нужно.
- Дальше работаю над нижней частью тела. Ножки формируются аналогично ручкам. У меня лепная часть ноги выше колена, поэтому оформляю только бедра. Если нужно сформировать ногу ниже колена, действуем аналогично работе над ручками. Не забываем про мышцы, коленки. Нога тоже не должна быть похожа на палочку. Хвостики бумаги фиксируем нитками, если требуется. Обматывая ножки, я, как и в случае с руками, начинаю с одного-двух витков по тазовой области. Это помогает лучшей фиксации бумаги. Так мы избежим прокручивания бумаги вокруг своей оси в уже намотанном состоянии. И не забываем, что бумага наматывается всегда в одном направлении на одной конечности. На другой конечности– лучше во встречном, но тоже все отрезки в одном направлении! Иначе каждый последующий отрезок бумаги будет стремиться размотать предыдущий и обмотка не получится плотной и жесткой.
- В заключение работаем с тазом. Формируем ягодицы, животик, паховую область. Где можно, используем комки бумаги, примотанные полосами и закрепленные нитками. Где не получается, просто продолжаем обмотку лентами ТБ шириной в полрулона или в треть. При обмотке захватываем верхнюю часть бедер, проводим бумагу между ногами куклы, обматываем бумагу вокруг талии.
- Смотрим внимательно на то, что получается и корректируем те области, которые нас не устраивают. Хвостики бумаги фиксируем нитками. Смотрим фото. Здесь кончики ТБ торчат, мне они не мешают, но их можно подклеить. Выглядеть тушка будет более эстетично.
- Обратите внимание, обмотка конечностей куклы книзу становится тоньше. Я делаю это намеренно. Во время примерки ручек-ножек я подкорректирую длину-ширину их обмотки. Мне проще нарастить недостающие объемы, чем уменьшать имеющиеся ))).
- Когда обмотка тела куклы бумагой завершена, я осуществляю финальную обмотку либо флористической лентой, либо бинтом с последующей грунтовкой разведенным ПВА или шликером, либо медицинским пластырем. Можно загрунтовать непосредственно тушку из ТБ. Здесь показываю обмотку флористической лентой. Цвет взяла яркий для контраста. Работать, конечно, лучше с тем цветом ленты, который присутствует в костюме. Или использовать телесные оттенки, можно белый. Проще производить обмотку в сторону расширения. То есть от талии – к тазу, от талии – к грудной клетке, от колена – к паху и т.д. Мотаем туго, но не перетягивая. Внахлест, слегка наискосок. Руки – опускаемся вниз, возвращаемся. Плечи – сначала крест-накрест, потом лентой проходим вокруг торса несколько раз. Корректируем положение тела, если нужно. Я руки не фиксирую прочно и не приматываю, позже буду искать нужную позу. Если положение куклы знаете наверняка, несколько раз плотно обмотайте плечевой сустав до неподвижности.
- Описывать это долго, а делать легко и довольно быстро. Для меня это один из наиболее приятных и медитативных этапов работы ))). Всегда можно поиграть с объемом и рельефами и на основании одного и того же каркаса получить совершенно разные кукольные тушки.
Источник