- Что такое сиккатив — описание, способ изготовления и особенности
- Немного истории
- Состав
- Использование в живописи
- Разные виды сушилок, используемые в декоративном творчестве
- Особенности применения
- Наиболее распространенные сушилки
- Домашнее производство
- Промышленное производство
- Недостатки и преимущества катализаторов
- Сиккативы для изготовления олифы
- Заключение
- Технологии, секреты, рецепты
- Имитация черного дерева (протрава).
- Имитации орехового дерева (протрава).
- Имитации розового дерева (протрава).
- Имитация дубового дерева (протрава).
- Имитация красного дерева (протрава).
- Имитация палисандрового дерева (протрава).
- Имитация серого клена (протрава).
- Флористика искусственная Лепка Сиккативы для ускорения сушки масляных красок Глина Фарфор холодный
Что такое сиккатив — описание, способ изготовления и особенности
Время, необходимое для высыхания слоя краски, например, при написании портрета, зависит от тепла, света и типа масла. Имеются специальные каталитические компоненты, которые при добавлении в масло ускоряют время его высыхания. Их называют сушилки или сиккатив, что это такое? Так названы специальные вещества, в состав которых входят соли разных металлов – кобальта, свинца, марганца. Такие сушилки широко используются в производстве лаков и красок для более быстрого затвердевания. Пропорции веществ, которые необходимо добавить в краску, зависят от ее типа.
Немного истории
Что такое сиккативы? Сушилки представляют собой катализаторы (мыла монокарбоновых кислот), необходимые для формирования пленки материалов. Их использование насчитывает более четырех тысяч лет. В те далекие времена использовали естественные материалы на основе марганца, свинца и железа. Позднее, в четырнадцатом веке, стали применять сульфат меди, а уже в шестнадцатом – соединения цинка, в девятнадцатом – базисным сиккативом стал свинец и вещества на основе кобальта. В двадцатые годы прошлого века удалось стандартизировать наличие металлов в сушилке и сделать их удобными к использованию.
Состав
Что такое сиккатив – добавка, которую присоединяют к составу покрытия для ускорения высыхания. Она действует как катализатор, убыстряя химические реакции. В состав сиккатива могут входить различные металлы. А если их два, то процесс высыхания протекает еще быстрее. Вполне реально подобрать любой состав сушилки. Например, если чистое масло высыхает в течение ста двадцати часов, то введение в него:
- марганца сокращает этот процесс до двенадцати;
- свинца – до двадцати шести;
- марганца и свинца – до семи;
- если к марганцу и свинцу добавить кальций, то время сократится до шести.
На практике чаще всего используют смеси из нескольких металлов. Их подразделяют на:
- первичные – кобальт, железо, церий, марганец, ванадий;
- вторичные – цирконий, свинец, барий, висмут, стронций, алюминий;
- вспомогательные – калий, цинк, кальций, литий.
Использование в живописи
Сиккативы для художественных красок, особенно масляных, считаются важной составляющей, ускоряющей процесс высыхания. Который обычно длится длительный период. Применение сушилок сокращает первичное время высыхания масляной краски с пяти – двенадцати до одного – двух дней. Однако, чрезмерное их использование способствует преждевременному старению, на холсте появляются трещины и неровности. Чаще всего в живописи пользуются сушилками, содержащими:
- оксиды тяжелых металлов – цинк, свинец, кобальт, марганец;
- соли металлов ненасыщенных жирных кислот;
Свинцовые белила, которые являются пигментом, содержат тяжелый металл и также обладают сиккативными свойствами. Мастера используют различные смеси сушилок на основе металлов. Значение слова «сиккатив» означает иссушающий, то есть это вещества, которые ускоряют высыхание, пленкообразование лакокрасочных покрытий.
Разные виды сушилок, используемые в декоративном творчестве
Для простоты работы с лаками и масляными красками разработано несколько видов сиккативов:
- Аэрозольные – если требуется быстрое высыхание картины, а написана она была без смешивания сушилки с краской, то можно использовать спрей, который не только увеличивает скорость высыхания, но и защищает от ультрафиолета красочный слой. Благодаря такому воздействию сохраняется оптический эффект живописи на протяжении длительного периода. Сиккатив в виде аэрозоля разрешается использовать на всех этапах работы, он отлично смешивается с масляными красками.
- Жидкие – их используют для улучшения высыхания масляной краски. Их добавляют в краску на палитру. На всех этапах работ они содействуют скорейшему высыханию красочного слоя и усиливают текучесть краски.
- Гелеобразные – не влияют на вязкость краски, вмешиваются равномерно. С их помощью быстрее высушиваются плотные работы.
Особенности применения
Что это такое? Сиккатив или сушилки – вещество, введение которого дает возможность производителям разнообразить рецептуру и подготовить ее к разным сферам использования. Его добавляют в лакокрасочные материалы с целью ускорения процесса высыхания. На практике было доказано, что уменьшение времени необходимого для высыхания напрямую зависит от объема добавленного сиккатива, то есть существует определенный предел, сверх которого добавлять сушилку не рекомендуется, так как процесс сушки замедлится.
Количество сиккатива, которое необходимо ввести, указано в инструкции или на этикетке. Используемые сушилки подразделяют условно на следующие группы:
- Легкорастворимые – их вводят в состав при нагревании до 150 градусов. Среди них – соли смоляных и жирных кислот.
- Труднорастворимые – для лучшего растворения они требуют нагрева до 250 градусов. К ним относится – уксуснокислый свинец, свинцовый сурик, пиролюзит, уксуснокислый кобальт.
- Жидкие – легко растворяются в скипидаре, масле и иных растворителях, им достаточно 20 градусов.
Наиболее распространенные сушилки
Что такое сиккатив и где его взять? Это соединения металлов (катализаторы), которые при добавлении в масла способствуют быстрому высыханию. Их можно приобрести в магазинах или приготовить в домашних условиях. Самые востребованные:
- Кобальтовый – относится к основным и наиболее применяемым, в том числе и при комнатной температуре. Недостаток – это некачественное глубинное формирование пленки, образование неровностей. Поэтому для создания однородной пленки он используется совместно с иными металлами, например, свинцом, кальцием, магнием.
Домашнее производство
Что такое сиккатив – вспомогательные соединения, ускоряющие процесс высыхания при введении в масляные краски. Их возможно приготовить самостоятельно. Для этого:
- Взять фарфоровую (металлическую) канистру.
- Положить в нее 50 грамм канифоли.
- Расплавить при температуре 250 градусов.
- Периодически помешивать.
- После полного расплавления немного добавить негашеной извести.
- Перемешать.
- Подогрев останавливают после получения однородной прозрачной смеси.
Промышленное производство
Существует несколько способов изготовления сиккативов в промышленности:
- Способ осаждения или мокрый – позволяет произвести осажденные вещества лучшего качества. Благодаря этому они получили широкое применение. В настоящее время этот метод в основном и используют для изготовления сушилок. Он создан на обменной реакции, которая протекает в водном растворе между щелочным мылом и солью металла, ему не нужен нагрев до высокой температуры.
Недостатки и преимущества катализаторов
Соединения цинка, свинца, кобальта, марганца, добавленные в масла с целью ускоренного их высыхания – вот что такое сиккатив.
Все виды сушилок способствуют:
- потемнению красок;
- потере эластичности масляной пленки;
- быстрому старению живописи.
Поэтому их добавляют только при необходимости.
В краски, которые высыхают очень медленно, сушилку добавляют на производстве и в дальнейшем ее использование не требуется.
В настоящее время все чаще работают с готовыми комбинациями сушилок на основе разных металлов. В них малое количество растворителей и оптимальный состав металлов. Эффективность таких комплексов существенно выше. Из преимуществ следует отметить:
- глобальность в использовании;
- сочетаемость с разными растворителями;
- допустимость работы в любых погодных условиях.
Сиккативы для изготовления олифы
Сразу поясним, что это основа масляной краски. Натуральную олифу делают на растительных маслах – конопляном, льняном, подсолнечном и других. Одни из них высыхают на воздухе, а другие – частично. Однако, даже высыхающие масла способны вступать в реакцию с кислородом и такое взаимодействие происходит очень медленно. В результате приходится долго ждать, когда высохнет краска. Для ускорения процесса к ней добавляют катализатор. Таким образом, обычная олифа – это не что иное, как смесь масла с сиккативом.
Многие сушилки – это соли органических кислот и их реально самостоятельно приготовить. В металлической или фарфоровой емкости нагреть пятьдесят граммов канифоли. Далее, малыми частями, постоянно помешивая, ввести в расплавленную жидкость пять граммов окиси кальция. В результате преобразований получится резинат кальция. Если взять пятнадцать граммов оксида свинца, предварительно растертого со льняным маслом, и добавлять малыми партиями в жидкую колофонскую смолу, то выйдет свинцовый резинат. Используя перманганат калия и сульфит натрия можно получить оксид марганца.
Заключение
Сиккативы – это вещества, которые ускоряют высыхание таких материалов, как эмали, масляные краски, лаки, грунтовки, олифа. Наиболее эффективными являются сушилки на основе солей кобальта, благодаря которым высыхание всех слоев краски осуществляется равномерно. Их добавляют в краску или наносят тонким слоем на сырую работу. Сиккатив как бы выжигает масляную основу краски и ускоряет процедуру высыхания. Преимущество кобальтовых сушилок в том, что они не ухудшают интенсивность и сочность краски, а также не затрагивают цветовой пигмент.
Источник
Технологии, секреты, рецепты
Имитация черного дерева (протрава).
Гладко обструганное черное (эбеновое) дерево имеет чистый черный цвет без блеска и обладает столь мелким строением волокон, что последнее невозможно увидеть невооруженным глазом. Удельный вес этого дерева очень велик. Полируется черное дерево настолько хорошо, что отполированная поверхность е. Подробнее
Имитации орехового дерева (протрава).
Обыкновенное ореховое дерево имеет светло-бурый оттенок, который даже после полирования выглядит не очень красиво. Поэтому натуральному ореховому дереву следует придать более темный тон, что достигается обработкой раствором марганцовокислого калия. Как только дерево высохнет, этот раствор наносят втори. Подробнее
Имитации розового дерева (протрава).
Розовое дерево отличается темно-красными жилками. Для имитации этого дерева берется клен, как наиболее подходящий по своему строению. Кленовые дощечки или фанеры должны быть тщательно отшлифованы, прежде чем идти в обработку, так как только в этом случае они хорошо прокрашиваются.
1) Для имитации ро. Подробнее
Имитация дубового дерева (протрава).
Варят в течение часа смесь из 0,5 кг кассельской земли, 50 г поташа в 1 литре дождевой воды, затем полученный темный отвар процеживают через полотно и варят до сиропообразного состояния. После этого выливают ее в совершенно плоские ящики из жести (крышки из-под жестянки), дают затвердеть и измельчают при. Подробнее
Имитация красного дерева (протрава).
Предназначенное для протравы дерево должно быть хорошо высушено, а нанесение протравы лучше всего производить при помощи кисти, которая после каждого употребления должна быть тотчас вымыта и высушена. Очень красивую и прочную протраву готовят, смешивая в склянке 500 г тонко измельченного сандала, 30 . Подробнее
Имитация палисандрового дерева (протрава).
Палисандровое дерево имеет темно-бурую окраску с характерными красноватыми жилками. Так как ореховое дерево ближе всего к палисандровому, то для имитации последнего и берут ореховое, с другими сортами дерева не получается такой красивой подделки.
Ореховое дерево сначала шлифуют пемзой, а потом р. Подробнее
Имитация серого клена (протрава).
В качестве серой протравы для дерева хорошо использовать растворимую в воде прочную и легкую анилиновую краску нигрозин. Раствор 7 частей нигрозина в 1000 частях воды окрашивает дерево в красивый серебристо-серый цвет, который настолько прочен, что даже по прошествии двух лет нисколько не изменяется.
Источник
Флористика искусственная Лепка Сиккативы для ускорения сушки масляных красок Глина Фарфор холодный
Чего то в теме никто не отвечает, решила вынести вопрос отдельно, может так кто еще заметит его. Масляная краска сохнет очень долго, неделю и больше. Кто нибудь пользовался сиккативами, для ускорения сушки масла. особенно интересут спрей. Просто эти штуки довольно дороги и вернуть их в магазин, если чего не так будет с фарфором, не представляется возможным. Как ведет себя фарфор под ним?
Этими штуками никогда не пользовалась. У меня краски сохнут 3 дня и потом никаких проблем. Не понимаю почему у Вас так долго сохнут, да и не только у Вас? Может дело в слое краски, который наносите. Краски надо совсем немного, а затем растирать кистью. А если краски развожу с растворителем, то еще быстрее сохнут.
Юлечка, я не пользовалась, но в отпуске хотела купить. В художественном магазине меня отговорили. Мне сказали, что он подходит для объёмной работы, так как его надо очень немножечко. Он добавляется в краску. А для тонирования и не добавишь. Про спрей не помню, что говорили но я тоже не купила. Сказали для тонирования брать совсем чуточку краски.
Спасибо, девочки, что ответили. Про то, что для тонирования краски надо мало, я знаю. И так именно и делаю. И естетвенно, работаю с растворителем. Но ту же веточку яблони неделю нельзя было взять в руки. А растворители у вас какие? меня жаба задушила на №4, я вайт спиритом пользуюсь. Может, все таки разориться? Я еще по строгановке помню, что приходишь через неделю за холстом, а он красится.
У меня растворитель №2
Юля, честно говоря меня очень удивляет, что масляная краска вызывает такие проблемы. Может все же дело в холодном фарфоре. Я использую покупную массу и через 2-3 часа краска на изделии сухая. Попробуйте растирать краску не кистью, а спонжем для макияжа, он хорошо берет на себя излишки. Сиккативами не пользовалась, в этом помочь не могу к сожалению.
Тань, я и тот и тот использую. но масляные краски даже по ГОСТу должны сохнуть 3-5 дней, сажа до 10. Спонжем не все получается, даже пальцем и то не все. Вот я подумала про сиккативы. Берешь головки от маков, а они мажуться. Я уже не говорю про анютки.
Да, маслянные краски на изделиях сохнут около недели. У меня тоже была мысль попробовать подобное средство для ускорения процесса сушки, но к сожалению не нашла его в продаже. Но слышала что некоторые пользуются им довольно успешно.
Радостная новость! Наверно куплю, но не спрей. И дело даже не в краске. просто процесс затягивается надолго. ту же веточку яблони делала сразу-вся перемазалась. А ждать, когда ствол высохнет, потом листьями заниматься, че то никак. мне надо сразу видеть все. спасибо
Пожалуйста, если поможет! Я вот тоже такая же торопыга, не хочется ждать так долго. пробовала тонировать акрилом, не то совершенно, грубовато. А для масла я беру разбавитель, кажется он на основе льняного масла, а значит еще дольше сохнет. Напишите плиз потом результат, буду ждать!
Да вы правы, льняное масло только увеличит время сушки. Разбавитель 4 как я уже писала выше, и еще по теме нет смысла покупать все эти спреи и прочее — мое мнение стоимость спреев не оправдывает их эффективности.
Рисую маслом, иногда довольно много слоев — т. е. Краски приличный по толщине слой получается, пользуюсь тольк растворителем 4, т.к. Сохнет быстрее всего именно с ним. Масло вооще сохент долго потому, что в нем именно масло. Уайт спирит забудьте как страшный сон, во первых он на керосиновой основе — отсюда жирность и плохо сохнет, во вторых он портит саму краску, разрушает ее связующее, видимо вам повезло, а так краска от него может вообще створожиться.
Посмотрела какой у меня. Написано просто разбавитель для масляных красок, состав: льняное масло, уайт-спирит, сиккатив. Надо поискать № 4.
Тань, а если у Вас в составе сиккатив есть, то чего сохнет так долго? Льняное масло. написано, сохнет быстро.
Юленька, давай на ты. Да, в составе есть сиккатив, но если тонирую то сохнет не менее пяти дней, до такого состояния чтобы руки не пачкались, а то и дольше. Я вот делала земляничку на конкурс дочке, окрашивала потом ягодки. Так вот они сохли неделю, хотя слой краски был не большой.
Спасибо Вам, за комментарий! Я вообще всю свою юность провела в мастерской. Но не помню, каким именно разбавителем работала. №4 я только в Строгановку покупала. Но это все так давно было. А тут просто схватила, что первым под руку попало. Щас пошарила по квартире-нашла.
а можно и я вставлю свои пять копеек,вдруг,будет полезно)
Спрей сиккатив-вещь хорошая,как говорят,кто пользовался,но есть один минус. уж очень сильную матовость дает,совсем не живые цветочки становятся.Я тоже подумываю его прикупить! Хотя,у меня винтон сохнет 1-2 дня,если капелька краски,а слой потолще 2-3 дня, раньше пользовалась сонетом,так вот они как раз сохнут около 4 дней. видимо,импортные не зря столько стоят и прозрачность глины от них НАМНОГО лучше.
и теперь о уайт-спирите. вы же из Москвы?(тогда шепчу вам на ушко:)))) идете в Леруа Мерлен или подобный строительный магазин,в отделе краски стоит себе литровый пузырь слабопахнущего уайт-спирита Тикурилла,и стоит как масенький разбавитель из Леонардо)я тоже сначала дорогие покупала,а с льняным маслом так целый и стоит без дела. а этот еще половины не использовала,хотя ему уже около года.
ПыСы а тычинки на маке я крашу исключительно акрилом,ибо прозрачность им не нужна)))вот. надеюсь,пригодится.
Спасибо за Ваши 5 копеек -пригодится! А ничего не слышно, про сиккативы, которые добавляются в краску? Сегодня как раз в леруа собиралась-может чего найду интересное. У меня как раз отдуда и уайт-спирит. Было закуплено много его. Не знаю, как в других городах, но у нас все лавочки и заборы, и все, что красится-красят. И краска, тк это 25 слой, не сохнет. В общем я детей отмываю им. Поэтому дома сразу литра 2 есть. Зимой тоже бывает, приходят покрашеные. Я нашла у себя скипидар живичный.
Огромнейшее спасибо за полезную информацию. А что касается импортных красок, соглашусь полностью, качество у них отменное, на пять с плюсом, и цвета отличные, не выгорают, и прозрачность оставляют. Но есть один большой минус — цена. А если еще и заказывать через инет (у нас то городок малюсенький и такого товара не найдешь) то цена еще больше кусается.
Теперь мои 5 копеек. Юля, пробовал с №1,2,3,4 — лажа полная — это может для художников нормально. Если с льняным маслом — да, сохнет долго. Если с уайт-спиритом — 3 часа, но вонь страшенная голова, кругом идет. Крашу маслянной и чуть добавляю уайт-спирит (который без запаха-очищенный и импортный) + льняное 1 капля на 3 уайта. Получается замечательно.
Леш, нашла свой рецепт: Уйат спирит плюс скипидар художественный. на глазок один к одному. мне нравится. Сохнет быстро. запах меня на страшит. я его очень люблю. Видимо, из юнности запах.
Юля так же молжно стать токсикоманкой.У меня после уайта два дня голова кругом шла (да нежные мы очень
).За рецепт спасибо большое надо попробовать.
А как же студенты? У нас по 6-8 часов живопись была. маслом. да и в мастерской обычный рабочий день? Ничего, все живы. Можно окошко приоткрывать, но это, если на улице комфортно-)
Ага, но на улице у нас не май месяц, -30-40 было.Мастерской у меня нету-дома крашу, да и травить домашних не охота.К счастью студентом был, но не на художественном, а механическом.Мне больше запах смазки и железок ближе.Просто после операции, вся вонючая химия на языке потом дня три болтается, вместе с языком,приходится искать более приятное для орханизьма.
Источник