Сигнализатор включения фар автомобиля
В связи с требованиями «Правил дорожного движения», все автомобили должны передвигаться с включенными фарами ближнего света. В дневное время, лампы индикации включения наружного освещения на панели приборов автомобиля практически не видны, а звуковая индикация, чаще всего, отсутствует.
Поэтому у части автолюбителей, из-за невнимательности, иногда возникают проблемы. Некоторые просто забывают включить свет при начале движения и поэтому бывают наказаны инспектором ГИБДД. Или забывают выключить фары при остановке двигателя, что при длительной стоянке приводит к значительному разряду аккумулятора настолько, что пуск двигателя будет невозможен.
Гражданам на иномарках эта тема неактуальна, их проблемы предотвратили трудолюбивые жители Поднебесной. Но некоторым автолюбителям отечественного автопрома, до настоящего времени, эти «недоразумения» периодически портят много нервов. Для них предлагается изготовить несложное компактное и экономное устройство предупредительной звуковой индикации. Оно напоминает водителю о необходимости включения ближнего света в начале движения, а также предупреждает о не выключенных фарах при остановке.
Режимы работы сигнализатора:
Двигатель включён, фары не горят – периодический звуковой сигнал напоминающий водителю о необходимости включить фары.
При включении фар и работающем двигателе – звуковой сигнал прекращается и загорается светодиодный индикатор наличия ближнего света.
Двигатель выключен, но фары горят — периодический звуковой сигнал в течении 20 сек, горит светодиодный индикатор наличия ближнего света (до выключения фар). Время работы таймера настраивается, возможно отключение таймера.
Дополнительная функция — появление периодического звукового сигнала (другой частоты) при срабатывании какого – либо датчика (задний ход, незакрытая дверь, …). В данном сигнализаторе появляется звук и загорается свой светодиодный индикатор, когда включается ручной тормоз при работающем двигателе (короткая остановка – светофор, ж/д переезд).
При выключенных зажигании и ближнем свете, сигнализатор ток не потребляет.
Схема этого сигнализатора выполнена на простой логике, не содержит импортных, специальных и дорогостоящих комплектующих, изготовить его самостоятельно не составит большого труда.
Сигнализатор собран на двух микросхемах К561ЛА7, сохраняющих работоспособность при напряжении питания от 5 до 15…18 В. В интернете предлагаются схемы сигнализаторов с похожими функциями, выполненные на одной микросхеме. Но сэкономив на второй микросхеме 20-30 рублей, мы получим надоедливый постоянный звук с ограниченной настройкой и отсутствие дополнительных возможностей сигнализатора.
Элемент DD1.1 с резистором R3 и конденсатором С1 представляют собой таймер, ограничивающий время работы генератора звука, чтобы водитель мог оставить включенными габаритные огни автомобиля без звукового сигнала, например, во время ночной стоянки. Элемент DD1.2 выполняет роль управляющего элемента, разрешающего работу генератора. На элементах микросхемы DD2 собран генератор периодического звукового сигнала.
1. Работа генератора звукового сигнала.
Генератор звуковой частоты (ЗЧ) собран по типовой схеме на логических элементах DD2.3 и DD2.4. Частоту генератора определяют R7 и С3. Для настройки приятного тембра звука, установлен построечный резистор R7. По окончании настройки, можно измерить тестером величину сопротивления и заменить его на постоянный резистор.
Работой генератора ЗЧ управляет второй генератор низкой частоты на элементах DD2.1 и DD2.2. За счет подбора емкости С2 (100 — 220мкф) и регулировки работы генератора с помощью переменного резистора R6 можно добиться формирования коротких (до 0,5сек) импульсов с паузами длительностью 1…300 сек.
2. Сборка и настройка генератора звукового сигнала.
Для проверки и настройки схемы, собираем оба генератора на монтажной плате.
Громкость сигнала усиливаем транзистором Т1. В качестве нагрузки усилителя можно использовать динамическую головку, наушник или головку от старой телефонной трубки сопротивлением 16 … 50 ом. При совместной работе обоих генераторов формируются короткие тональные сигналы. Настраиваем тональность и периодичность сигналов.
3. Сборка и отладка сигнализатора.
Для проверки и отладки работы сигнализатора, собираем остальную часть схемы на монтажной плате.
4. Проверяем работу логики сигнализатора.
При поступлении на оба входа микросхемы К561ЛА7 логический «1», на ее выходе будет логический «0». При других сочетаниях уровней на входах — логическая «1» на выходе.
При включении зажигания, напряжение бортовой сети поступает на вход 5 элемента DD1.2, т.е. на нем появляется логическая «1». При выключенном ближнем свете и габаритных огнях (далее — освещение) на входе 6 элемента DD1.2, соединенном через R5 с минусом аккумулятора, присутствует логический «0». В результате, на выходе 4 устанавливается логическая «1» разрешающая работу генератора. Элемент DD1.1 на работу генератора не влияет, т.к. имеет на выходе лог. «0». Звучит периодический звуковой сигнал напоминающий водителю о необходимости включить фары.
При включении освещения, на входе 6 элемента DD1.2, лог. «0» заменяется на лог. «1», и на выходе 4 устанавливается лог. «0» запрещающий работу генератора. Сигнализатор «молчит». Включается светодиодный индикатор наличия ближнего света.
При выключении зажигания, на входе 5 элемента DD1.2 устанавливается лог. «0». Т.к. при не выключенном освещении, на входе 6 элемента DD1.2 остается лог. «1», на выходе 4 появляется уровень лог. «1» разрешающий работу генератора. Звучит периодический звуковой сигнал напоминающий водителю о необходимости выключить фары.
Но при этом также прекращается подача напряжения на входы DD1.1. Конденсатор С1 постепенно разряжается через резистор R3. При достижении на входах элемента DD1.1 уровня лог. «0», на выходе 3 появляется уровень лог. «1», запрещающий работу генератора. При указанных на схеме номиналах С1 и R3, время работы генератора составляет примерно 20 сек, чего достаточно для напоминания водителю о включенном ближнем свете.
Если при включенном зажигании включить ручной тормоз, сигнал с генератора низкой частоты на элементах DD1.3, DD1. 4 (выполненный на свободных элементах DD1) разрешит работу генератора ЗЧ на элементах DD2.3, DD2.4. Для исключения перепутывания источника, периодичность этого сигнала настраивается индивидуально с помощью R10, D11 и С4.
При выключении освещения и зажигания, питание микросхем через диоды D2 и D5 прекращается, сигнализатор отключается.
5. Монтаж отлаженной схемы сигнализатора на рабочую плату.
Готовим плату для монтажа и пайки деталей. Для этого вырезаем необходимый размер из универсальной платы, очищаем и лудим контактные дорожки.
Переносим детали с монтажной платы на рабочую, паяем детали, выполняем недостающую разводку соединений тонким монтажным проводом.
Сигнализатор может быть собран любым удобным способом, в том числе и навесным монтажом. При монтаже без ошибок и исправных деталях он начинает работать сразу же после включения.
Подключаем звуковую головку и испытываем работу сигнализатора.
6. Установка платы сигнализатора в корпус.
При положительных результатах, подбираем подходящих размеров корпус для защиты схемы сигнализатора от пыли. В данном случае использован флакон от шампуня.
Светодиодные индикаторы выводим на лицевую сторону.
Звуковая головка (в данном случае) устанавливается отдельно.
В конструкции сигнализатора использованы маломощные кремниевые диоды КД521, КД522 или другие, с допустимым током от 100 ма и напряжением не менее 20 вольт. Заменять микросхему К561ЛА7 на микросхему серии К176ЛА7 не рекомендуется, т.к. она может выйти из строя при напряжении питания более 12 В.
Источник
Схема сигнализатора не включенных фар автомобиля
Согласно ПДД (Правилам ДорожногоДвижения) автомобиль может ехать днем только с включенным ближним светом фар. Если автомобиль не оборудован дополнительными ходовыми огнями, включающимися автоматически, фары нужно включать вручную, каждый раз перед началом движения. На большинстве автомобилей зарубежного производства имеется звуковой сигнализатор, предупреждающий водителя, если двигатель выключен, дверь открыта, а габаритные огни не выключены.
Но сигнализатора, предупреждающего об обратном обычно нет, особенно на выпущенных до 2010 года. Чтобы не быть оштрафованным за езду без света фар, можно практически любой автомобиль с 12-вольтовой борт-сетью оборудовать дополнительным сигнализатором, который будет предупреждать о том, что двигатель включен, но фары не включены.
Сигнализатор, схема которого показана на рисунке 1, издает один длительный предупредительный сигнал в момент включения зажигания, если фары не включены. Затем, если фары так и не будут включены, он будет издавать короткий предупредительный сигнал, повторяя его через каждые 10-15 секунд, до тех пор, пока фары не будут включены.
Рис. 1. Схема сигнализатора не включенных фар автомобиля.
Схема построена на наиболее доступной микросхеме К561ЛЕ5 (или аналоге CD4001). На элементах микросхемы собрано два мультивибратора, — звуковой и прерывающий. Звуковой мультивибратор на элементах D1.3 и D1.4 генерирует импульсы частотой около 2500 Гц.
Частота генерации зависит от параметров цепи R5-С4, — от этого зависит тон звука.
Прерывающий мультивибратор на элементах D1.1 и 0D1.2. Он генерирует импульсы, длительность положительной полуволны которых около 10 секунд, а отрицательной — около 0,5 секунды. Такая форма импульсов создается цепью VD1-R1, которая ускоряет разряд конденсатора С1 на отрицательных полуволнах.
Как уже понятно, 10 секунд — это паузы, а 0,5 секунды — это продолжительность звучания короткого звукового сигнала. Увеличить или уменьшить продолжительность звучания короткого сигнала можно подбором сопротивления R1. А размер пауз -подбором сопротивления R2.
Теперь о клеммах. Клемма, обозначенная «+3.3.» подключается к выходу замка зажигания автомобиля, на котором появляется напряжение при включенном зажигании. Можно подключить как к замку, так и к реле, включающему зажигание, важно чтобы при включении зажигания на эту клемму поступало напряжение. Клемма GND -подключается к общему минусу или минусу аккумулятора.
Рис.2. Печатная плата сигнализатора не включенных фар авто.
Клемма «+Б.С.» подключается к лампе (или лампам) ближнего света фар. Можно непосредственно или к реле, к выключателю, важно чтобы при включении ближнего света на эту клемму поступало напряжение. Клемма «+Д.С.» подключается к лампе (или лампам) дальнего света фар. Можно непосредственно или к реле, к выключателю, важно чтобы при включении дальнего света на эту клемму поступало напряжение.
Вот как это все работает. Зажигание включили, фары нет. На схему поступает питание через диод VD2. Одновременно начинается зарядка конденсатора С2 через ИЗ.
Пока С2 заряжается, на R3 напряжение, сопоставимое с высоким логическим уровнем, поэтому на выходе D1.2 — ноль, мультивибратор D1.3-D1.4 работает и пьезоэлектрический звукоизлучатель BF1 звучит.
Так формируется длительный предупредительный сигнал. Затем, когда С2 зарядится на R3 будет напряжение низкого логического уровня. Теперь начинает работать мультивибратор прерывания. Если фары не включены, то через каждые 10 секунд будет звучать короткий сигнал.
При включении фар, не важно, дальнего или ближнего света, на резисторе R6возникает напряжение высокого логического уровня, которое закрывает логический элемент D1.4 и фиксирует его в состоянии логического нуля на выходе. При этом звучание невозможно.
На рисунке 2 показана монтажная схема устройства. Монтаж можно выполнить любым доступным способом, как на макетной плате «решето», так и изготовив специальную печатную плату. На монтажной схеме показаны линии соединений отверстий, реальная толщина этих линий, не обозначена, — делайте какие хотите, важно чтобы соединения были правильными.
Автор выполнил монтаж на макетной плате «решето», выполняя соединения перемычками из луженного монтажного провода. Микросхему К561ЛЕ5 можно заменить на К176ЛЕ5 или зарубежные аналоги микросхемы CD4001.
Пьезоэлектрический звукоизлучатель -подойдет практически любой, без встроенного генератора. Но только пьезоэлектрический (динамический или электромагнитный не подходит). Добиться наибольшей громкости звука можно настроив частоту звукового мультивибратора (подбором R5) в резонанс с пьезоэлектрическим звукоизлучателем.
Источник
Поделки своими руками для автолюбителей
Схема сигнализатора не выключенных габаритов на транзисторах
Предлагаю схему, чтобы не забывать выключить габариты при выходе из автомобиля. Схема простая и делается своими руками, ничего сложного в ней нет.
Алгоритм работы
Велосипед не изобретал))), — изделие должно издавать звук при выполнение 3х условий:
1) включены габариты,
2) открыта дверь,
3) зажигание выключено.
Схема невыключенных габаритов
Итак схема выполнена на 2 транзисторах в моем излюбленном стиле — «простейшие не болеют», причем нижняя часть схемы в красном прямоугольнике относится к случаю дверей управляемых по плюсу (Волга, Форд и т.д.) и является необязательной — я, например, хотя ее ввел для универсальности схемы, на плату не распаивал.
Описывать как работает не вижу смысла — и так все очевидно.
Транзистор я использовал ВС557, хотя можно применять практически любой p-n-p, даже завалявшийся совдеповский, главное чтобы вольтах выдержал, а токи там мизерные. Диоды тоже взял из разряда «шо було», да и резисторы, как видно будет ниже на фото, отличаются в датах выпуска лет на 40 — один 2016го, второй 60х-70х из еще ламповой радиолы.
Бузер — новый, но можно взять и т комповой материнки.
Разводка нарисована в Sprint Layout (Скачать исходник можно — здесь.)
Реализована на текстолите при помощи технологии «берем фломастер и рисуем».
Фото полученного устройства —
Ну собственно все.
Источник