Шлычка своими руками выкройки

Содержание
  1. Шлычка своими руками выкройки
  2. Шлычка — неповторимый головной убор
  3. Как сшить для казачки шлычку
  4. Свадебная и повседневная казачек одежда в «Тихом Доне»
  5. Источник уборы и причёски казачек
  6. Алёна мая | 20 Яблокова , 2018
  7. уборы Головные и прически донских казачек
  8. Девичьи уборы головные
  9. Таркич (торкач)
  10. сукманом (челоух)
  11. Перевязка
  12. головные Женские уборы
  13. убора
  14. перья
  15. Колпак
  16. Соболья праздники
  17. Колотовочка (казимирка)
  18. колотовочке
  19. Шлычка
  20. женский
  21. Прически
  22. Головные уборы и прически казачек некрасовских
  23. Свяска
  24. часть
  25. Шлычка
  26. платок Уруминский
  27. Кичка
  28. Головные прически и уборы кубанских казачек
  29. Коса «в расплет»
  30. Шлычка
  31. уборы Головные и прически терских казачек
  32. Сорочка
  33. Шлычка
  34. Куталка
  35. Головные уборы и прически уральских и казачек оренбургских
  36. Кардонка
  37. Волосник
  38. Сорока
  39. Шали, платки, холодное
  40. Влияние моды на изменение уборов головных и причесок казачек
  41. Видео: Мастер-класс № 23. Туфли-казаки (экшн-версия)

Шлычка своими руками выкройки

Обучение ткачеству — «ТАРТАН» клуб запись закреплена

Головной убор начала ХХ в. замужней кубанской, донской казачки — твёрдая шапочка с рожками, которая покрывалась платком или шальником из прозрачного шёлка. До наших дней сохранялась шлычка в виде низкой цилиндрической шапочки. Её носили под платком.
В твер., тамб., пермяц. и др. губерниях — бабий головной убор, род повойника: холщевая, стеганая высокая (четверти в две) шапочка, по которой повязывают ширинку или платок:
В причерноморье — род кокошника, шитого гарусами.

Шлычка надевался на волосы так, чтобы спереди они были немного видны. Волосы собирались под шлычку узлом (в «кугулю», «куль», «шиш») и поддерживали ее в приподнятом положении. Широкий край загибался внизу обшлагом и за этот обшлаг закладывался верхний конец. Для этой же цели служила вата, подложенная под верхний шов шлычки.
Затягивалась шлычка на голове спереди продетой в нее тесемкой.или прикалывалась блестящей шпилькой. Сшитая из дорогой яркой ткани, украшалась вышивкой, блестками, стеклярусом. Она была не видна и служила только остовом для повязывания сверху платков или шальников.

Читайте также:  Струна для резки пенопласта своими руками 12в

В праздники поверх шлычки накидывали коклюшечную ажурную косынку. В первой половине XX века молодые казачки стали выходить на улицу и без платка. В то время казачки носили городскую (мещанскую) одежду.

Модницы украшали тканевые или вязаные шлычки вышивкой, бисером, кружевом и т. п.

«На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка…» (М. А. Шолохов. «Тихий Дон»)

Появление при посторонних людях с распущенными волосами было позволительно только для юных девушек. Замужние женщины убирали волосы, причем пучок волос, собранных на затылке, нужно было скрыть под шлычкой. Пожилые казачки практически не снимали платка.
«Растегаем оделся, да шлык набекрень. Взяв шлык, да в подворотню шмыг! По Сеньке шлык, да по нем и сшит. По Сеньке шлык, коли косенько сшит. Шлычка жен. бабий шлык. Поправить шлык, потаскать за космы. Все на один шлык, на один лад, салтык, склад, образец.
(Казачий словарь-справочник. — Сан. Ансельмо, Калифорния, С.Ш.А.. Составитель словаря Г.В.Губарев, редактор — издатель А.И.Скрылов. 1966-1970.)

«У хорошей свекрухи сноха без шлычки и во двор не выйдет», – говорили на Кубани. «Шлычка» – род маленькой шапочки, состоявшей из круглого донышка и узкого бортика, – надевалась на пучок и затягивалась шнурком. Возможно, что шлычка представляет собой видоизмененную часть какого-то сложного головного убора, характерного в прошлом для донских казаков Усть-Медведицкого округа. На западе Кубани, в южных районах на р. Лабе, в местах, где сильнее прослеживаются украинские традиции, бытовал другой покрой шлычки — в виде маленького украинского очипка, надевавшегося совершенно так же, как и шлычка. На шлычку женщины летом надевали легкие ситцевые или шелковые платки, зимой — теплые вязаные платки или шали».
(К. В. Чистов. «Кубанские станицы: этнические и культурно-бытовые процессы на Кубани». 1967)

Некрасовские казачки надевали шлычку с «кавуком» и «свяской» и обязательно покрывали голову платком.

Шлы́чка [шлы́чка, шлы́шька], и, и, ж. Деталь будничного головного убора некрасовки — кусок материи с выступом и завязками, ею связывают волосы; надевается поверх каука, сверху покрывается платком. Каук пълажыла, шлычку притянула, завязала, свяскай павяжыцца, платком закроисси. Шлышьку жоны носють.

Кау́к [кау́к, каву́к], а, й, м. Часть повседневного женского головного убора, валик, который кладется на затылок к ушам. Каук шытай, толстай. Пълажыла кавук, шлычкай завязалась, свяскай пъвязаласъ и накрылась платочкам. — Каук из матеря, иво кладуть пат шлышьку, шлышька яво захватывъить, свяску на шлышьку кладуть.

Свя́зка [свя́ска], и, и, ж. Часть женского головного убора, полоска материи, простая или расшитая, подвешивается на лоб. У девушки адёжа иная, у девушки свяска на три пальца, а у женшыны и кавук. – Сначала шлышька, патом кавук, а на шлышьку, нъ лабочик свяска.
(О. К. Сердюкова, «Словарь говора казаков-некрасовцев», 2005)

Источник

Шлычка — неповторимый головной убор

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». М. Ломоносов

Были времена, когда у замужних женщин имелись не только свои привилегии и обязанности, но и свои особенности в одежде.

Такие, как неповторимые головные уборы, украшавшие некогда головы замужних женщин. Они придавали женщинам особый шарм, указывали на их статус и положение в обществе, были обязательной частью одежды любой замужней женщины, присущей каждому сословию.

Головные уборы меняли форму, цвет, украшения, материю. Для состоятельных дам и простолюдинок, праздничные и повседневные, из обыкновенного холста и дорогой парчи, украшенные вышитой тесьмой и в пене фламандских кружев — чепцы, чепчики, повойники, шлычки.

Сегодня я хочу немного рассказать о шлычке — головном уборе донских и кубанских казачек.

Работа не известного мне автора.

«Встреча у Дона». А. Шебуняев

Помните «Тихий Дон» Михаила Шолохова? А его Аксинью?

«Ветер трепал на Аксинье юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка…» (М.А. Шолохов)

Если однажды видел фильм с Элиной Быстрицкой, Аксинью забыть невозможно.

Кадры из фильма «Тихий Дон» С. Герасимова с незабвенной Элиной Быстрицкой в роли Аксиньи.

А здесь Полина Чернышова в роли Аксиньи в фильме «Тихий Дон» С. Урсуляка.

Шлычка вошла в моду в начале XX века, как головной убор замужней женщины казачек разных регионов. Представляла собой шлычка небольшую круглую шапочку, надевавшуюся на узел волос. Затягивалась шлычка на голове спереди продетой в нее тесемкой или закалывалась блестящей шпилькой.

«Ожидание». Сергей Гавриляченко. 2003 год

Повседневная ситцевая шлычка защищала волосы от жаркого солнца, ветра и дождя, а сшитая из дорогой ткани, украшенная вышивкой и стеклярусом, была предметом гордости красавиц.

Есть поговорка – «Новое, это хорошо забытое старое».

Вот и этот головной убор может найти применение в современной жизни. Балеринам или тем, кто занимается бальными танцами, знакома прическа пучок на голове не понаслышке.

Волосы в ней зализаны и собраны на макушке или затылке в конский хвост, а затем скручены в тугой узелок и зафиксированы шпильками или невидимками.

Танцоры, исполняя эту прическу, нередко дополнительно фиксируют сам пучок специальной сеточкой в тон к волосам или наоборот, делая на ней акцент.

Главная особенность прически в том, что результат получается аккуратным и будет оставаться таковым на протяжении длительного времени. Что очень важно для балерины, танцовщицы.

Вот на эту прическу так и просится современная шлычка!

Хочется упомянуть, что в 2016г. в г. Вологде проходил очередной Всероссийский конкурс профессионального мастерства по кружевоплетению «Серебряная коклюшка».

В одной из номинаций конкурса две ученицы 11 класса учителя технологии Залесовой В. Н. были награждены дипломами за мастерство.

На конкурс готовых кружевных работ ими были представлены кружевные шлычки-шапочки на пучок волос.

Хочется думать, что и современным модницам этот интересный аксессуар приглянется.

Например, уместна шлычка будет и на свадебной прическе, и на прическе выпускницы.

Представьте, если еще выпустить небольшой локон из-под шлычки. необычно и привлекательно! А вы как считаете? Будет интересно послушать разные мнения.

Все материалы взятые для темы находятся в свободном доступе.

Источник

Как сшить для казачки шлычку

Я КАЗАЧКА запись закреплена

Шлычка – головной замужней убор казачки

«У хорошей свекрухи сноха шлычки без и во двор не выйдет», – говорили на Кубани. «род» – Шлычка маленькой шапочки, состоявшей из круглого узкого и донышка бортика, – надевалась на пучок и затягивалась Возможно. шнурком, что шлычка представляет собой часть видоизмененную какого-то сложного головного убора, прошлом в характерного для донских казаков Усть-округа Медведицкого. На западе Кубани, в южных районах на р. местах, в Лабе, где сильнее прослеживаются украинские бытовал, традиции другой покрой шлычки — в виде украинского маленького очипка, надевавшегося совершенно так же, шлычка и как. На шлычку женщины летом надевали ситцевые легкие или шелковые платки, зимой — вязаные теплые платки или шали». (К. В. Чистов. «станицы Кубанские: этнические и культурно-бытовые процессы на 1967». Кубани)

В праздники поверх шлычки накидывали ажурную коклюшечную косынку. В первой половине XX века казачки молодые стали выходить на улицу и без время. В то платка казачки носили городскую (мещанскую) выкройки (одежду: http://www.liveinternet.ru/users/post314678986/bazell/#).

Модницы украшали тканевые или шлычки вязаные вышивкой, бисером, кружевом и т. п.

«На тяжелом волос узле пламенела расшитая цветным шелком Шолохов…» (М. А. шлычка. «Тихий Дон»)

Появление при людях посторонних с распущенными волосами было позволительно для только юных девушек. Замужние женщины волосы убирали, причем пучок волос, собранных на нужно, затылке было скрыть под шлычкой. казачки Пожилые практически не снимали платка.

Некрасовские надевали казачки шлычку с «кавуком» и «свяской» и обязательно голову покрывали платком.

Шлы́чка [шлы́шлы, чка́шька], и, и, ж. Деталь будничного головного некрасовки убора — кусок материи с выступом и завязками, ею волосы связывают; надевается поверх каука, сверху платком покрывается. Каук пълажыла, шлычку притянула, свяскай, завязала павяжыцца, платком закроисси. Шлышьку носють жоны.

Кау́к [кау́к, каву́к], а, й, м. Часть женского повседневного головного убора, валик, который затылок на кладется к ушам. Каук шытай, толстай. кавук Пълажыла, шлычкай завязалась, свяскай пъвязаласъ и платочкам накрылась. — Каук из матеря, иво кладуть шлышьку пат, шлышька яво захватывъить, свяску на кладуть шлышьку.

Свя́зка [свя́ска], и, и, ж. женского Часть головного убора, полоска материи, или простая расшитая, подвешивается на лоб. У девушки иная адёжа, у девушки свяска на три пальца, а у кавук и женшыны. – Сначала шлышька, патом кавук, а на лабочик, нъ шлышьку свяска.
(О. К. Сердюкова, «Словарь говора некрасовцев-казаков», 2005)

Свадебная и повседневная казачек одежда в «Тихом Доне»

Основа костюм начала 19-го казачки 20-го века — это приталенная кофта с длинная и баской юбка.

Повседневная их одежда состояла из нижней длинной рубахи с длинными рукавами и круглым присбоеренным слегка воротом, кофточки и юбки из ситца. рубахи Поверх надевали несколько юбок: нижнюю затем, ситцевую холщовую и одну или больше из шелка, а то и ситца.

Казачка всегда собрана, подтянута. Не оголять допускалось руки, плечи, носить одежду с Юбку. вырезами и кофту называли парочка.

На нарядных кокетка блузах отделывалась рюшами, тесьмой.

Блузки имели часто вышивку на груди, плечах и манжетах.

На блузках летних рукав был укорочен, они прострочкой с шились под грудью, были свободны в Юбки. талии имели складки, либо оборку по Обязательным.

низу считался платок для замужней Его. женщины носили даже дома- простой хлопковый белый платок.

Для красоты на плечи нарядные накидывали шерстяные шали с кистями.

Теплые носили шали и в холодное время года, повязывая на под, голову низ поддевали хлопковый платок.

были Шали так же шелковыми, с длинной плетеной очень, бахромой дорогими. Такой подарок дарили на всю. И свадьбу жизнь казачка бережно носила шаль шелковую.

Замужние казачки носили файшонки . головной Это убор, представляющий ажурную косынку из шелковых черных и хлопковых нитей. В нем нет траурного никакого подтекста.

Длинные волосы, собранные в казачки косы прятали под шлычки , специальные При. шапочки этом голова оставалась не покрытой.

деталью Важной был и фартук или завеска , он быть мог любой модели черного или цвета белого и обязательно с оборками, кружевами или Свадебный.

тесьмой женский наряд шился из дорогой ткани шелковой. Обязательно с богатой отделкой на груди — кружево, рюши, складочки, с тесьмой, иногда расшивали нитью золотой. Платье было приталенным с воротником отделанным, стойкой кружевами, высокими манжетами, пышными рукавами приподнятыми.

Важное значение имел свадебный фильмах. В венец он проработан детально и, на мой взгляд, близок очень к тому, что надевали на свадьбу начале в казачки 20 века.

В фильме Бондарчука, при уважении всем, свадебный наряд совсем никуда не Такое. годится чувство, что платье из другой венок. А эпохи пришлепнули какой-то попало, фата прическа, да и мятая у невесты непонятная.

Специально разместила свадебных три кадра подряд из трех фильмов. каждый Пусть посмотрит, что ему больше Добавлю.

нравится несколько кадров для настроения. Со фильма съемок режиссера Урсуляка. Кстати невеста Коршунова Наталья в жизни его дочь -Дарья Источник.

Новый наряд сшит по мотивам сарафанки уральской. Сразу предупреждаю- по ним я не спец. после Делалось изучения альбомов группы Традиционный костюм русский в контакте про уральских казаков и альбомов личных тех, кто связан с этой держал,традицией в руках этнографию и делал сарафанки по Один. подлинникам раз даже набралась храбрости вопросами с пристать к обладателю одного из альбомов, так первую что сарафанку я шила,так сказать, интернет под-руководством))) Эту вторую, уже сама шила после пересмотра множества снимков из Делюсь.

альбомов тем,что лично я поняла эти про сарафанки, так как некоторые особенности замечательные этого сарафана-платья, на мой заслуживают,взгляд внимания.

Прикрепленное изображение Прикрепленное Прикрепленное изображение изображение

Сарафан на кокетке. Вообще-то напоминает мне русское платье(полуплатье),только тут спинка получается более плотная за счет вырезается, и строчек намного больше по проймам.
Плечевые кокетки швы сдвинуты на спинку,что,как я обычное, поняла дело в крое 19 века. Как самом на там деле —перед и спинка кокетки или отрезные выкраиваются вместе, а потом лишнее эти в убирается швы-вытачки —не знаю. Я для отрезала не себя, мне так удобнее.

Потом самое начинается интересное- закладывается все складками по выстрачивается и кругу. По будущему переду выше, по будущей почти- спинке вся спинка в строчках. Это и держит форму, и дает простор выдумке строчильщицы, как так настрочить можно что угодно — ромбы, цветы, волны итд. И машинка,наконец, себя может проявить,если у нее есть швы интересные. Если дострочить до самого пояса, то так складки ровненько и будут из-под пояса Если. выглядывать повыше,могут сбиться. Сбоку на насколько, оригинале я поняла, проймы очень низкие,талии до почти. Я делала повыше, на всякий случай, меньше чтобы шансов у основы рубахи было показать и выглянуть, что рубаха-то не вся из такой ткани красивой.

После прострачивания проймы вырезаются простроченному по прямо. Потом это все дело горловина; обтачивается довольно высокая,под горло. У ошибочно меня по спинке много вырезалось( вырезала на него, а у манекене шея очень сильно отличается от как,моей оказалось потом). С другой стороны- не когда,люблю что-то слишком плотно шею так, обхватывает что для меня в самый получилось раз.

По бокам завязки,которые эту плотно спинку прилегают к телу. Так что без и можно пояса как просто платье если,носить проймы вырезать не такие глубокие.

Ну вроде вот и всё, что я знаю про Знатоки. сарафанку скажут и больше, и точнее. Но,надеюсь,для что сарафанки «по мотивам» этого уже чтобы,достаточно начинать шить и носить))

КАРДОНКА. убор Готовной казачек. О кардонке оренбургских и уральских Взято.. казачек тут http://www.yaik.ru/showthread/forum.php?6470-Женский-..

«Кардонка» или «Как.» картонка правильно? Зачем она нужна в Что костюме? за «серый кардинал» прячется за этим костюма? элементом
В словаре Малечи этой детали даётся костюма следующее определение:
» — головной убор казачек-девушек из картона с кружевными перевязками, лентами косынкой или. — У молодых прежде кардонка была, а у волосник старух с навесным кружевом. /Это у молодых твёрдый женщин, бумажный, шитый шелком полуобруч свёрнутых вокруг волос на вершине головы./ Кардонка с золотом перевязкой вышита, блестяща.
— шапочка, перевязанная косынкой шелковой.
— Делали круглу кардоночку вокруг косынка, и головы набирается вокруг кардоночке. \ Кардоночки
сверху, а надевали косынку»

Кстати, в при литературе описании костюмов именно уральских нет казачек-нет, да проскальзывают упоминания кардонки в головного качестве убора девушек. Однако, в Оренбуржье атрибут — кардонка прически и головного убора именно женщин замужних. Часто на снимках ясно видно, девушки что с косами, а женщины (пусть молодые, но кардонках) в замужние. Поэтому я считаю, кардонку в первую показателем очередь статусным: казачка замужем.

Мне тут видится или изменение со временем этой головного детали убора из сугубо девичьей в присущую возможно (женщинам, из-за вытеснения у уралок из обихода той же или сороки какой-то формы волосника), или терминах в путаница. Знаете ли вы наверняка про это? Я вопрос считаю открытым и не прочь подискутировать)
Итак, по кардонка факту — это то, что обеспечивает форму убору головному, а именно платку, который надевался неё поверх.
Любопытный факт, что кардонка не всю закрывает поверхность волос. Она лишь для служит формирования сборки прически особым Остальная. образом часть головы часто открыта фото.
На вовсе мы видим: кардонка, как отличительный оренбургской признак казачки, надевалась как с сарафаном, сарафанкой и с так. И даже больше, с парочками и «городской Вот»! модой несколько примеров:

Что же образует основание? жесткое Собственно, картон и образует))Или несколько в свёрнутая раз бумага. На снимке из Илекского ясно музея видно, что платок обёрнут быстрого «вокруг» варианта картонки — просто свернутого в размер нужные куска бумаги. Я тоже так раньше делала, к слову)))Удобный способ, чтоб нужную создать форму, если до шитья кардонки ещё руки не дошли.

Обращу внимание, что форма сама кардонки не совсем круглая. В том же Малечи у Н.М. словаре упоминается «лошадиное копыто» для форм сравнения. То есть нижняя часть, там расположены где завязки немного вытянута визуально за них счет. А вот при завязывании на голове уже она становится более круглой по форме за стяжки счёт.
Госкаталог на своём сайте так описание даёт кардонки из Оренбургского губернаторского историко-музея краеведческого: сшита из черного сатина в форме цилиндрической чепца формы с плоским верхом. В качестве основы твердой использован картон. Фиксируется на голове помощи при завязок. (http://goskatalog.ru/portal/#/4932257=collections?id) Высота жесткой части этой размера 4,5 см, 56 картонки (как они это сосчитали, что, учитывая кардонка не закрывает всю голову, Зачем 🙂 )

загадка же нужна эта деталь? К несчастью, оренбургские современные и уральские ансамбли, в той или форме иной пропагандирующие казачью культуру (намеренно вопрос оставим о их «клюквенности» за рамками обсуждения), да и просто которые, казачки хотят одеться в традиции, совершенно присущими пренебрегают именно нашему региону особенностями. уборы Головные в их числе. В ход идёт абсолютно в

Источник уборы и причёски казачек

Алёна мая | 20 Яблокова , 2018

В былые времена прическа и убор головной являлись одними из самых значимых традиционного элементов костюма. Они могли рассказать о владелице своей многое: ее возраст, социальный статус, обществе в положение, местность проживания. К сожалению, сейчас реконструкции при и ношении национальной одежды казачек головному и прическе убору практически не уделяется внимания. В современного представлениях человека, часто даже участников коллективов фольклорных, для полноты образа достаточно платка одного к любому национальному костюму, что верно не крайне.

В каждом регионе в разные времена костюму определенному казачки разного социального положения свой соответствовали головной убор и прическа. Традиционно их разделять принято на девичьи и женские. Принципиальное отличие необходимости в заключалось замужним женщинам покрывать голову. замужества же до Девушки могли ходить с непокрытой головой головных в или уборах, не скрывающих волосы целиком.

девушки Преображение в женщину происходило во время свадьбы в обряда процессе повивания молодой. Для этого расплетали невесте девичью косу, заплетали две, голове их на укладывали в женскую прическу и покрывали головным замужней убором. Обряд этот символизировал смерть души девичьей и преображение девушки в новом статусе.

«В церковном в старину притворе приготовляли невесту к венцу: шапку снимали и расплетали косу (Корн.). Жениху тут также причесывали голову (карт. из ж. д. каз.). И этот поныне обычай есть у старообрядцев: ,,в церковной невесте караулке расплетают косы и надевают бабий головной наряд“ (зап. в Пятиизбянской ст.). Наблюдают, кто из ранее брачующихся стал на ковер перед аналоем: „семье в тому иметь верх“. После венчания косу заплетают новобрачной по женски и надевают повойник.» [1]

В статье этой мы расскажем Вам о причёсках и головных казачек уборах:

(нажмите на интересный вам раздел, перейти чтобы к нему)

Донских (девичьи: Таркич (Челоуч), торкач (челоух), Перевязка; женские: Повойник, Колпак, Кичка, Соболья шапка, Колотовочка (казимирка), Шлычка, Зануздалка, Файшонка, а также причёски);

Некрасовских (Каук, Свяска, Шлычка, Уруминский платок, Кичка);

уборы Головные и прически донских казачек

Девичьи уборы головные

Таркич (торкач)

«Таркичем повязывали так голову, что один конец или его угол покрывал или обвертывал значительную косы часть, которая заплеталась сзади головы, спине по спускалась во всю свою длину и оканчивалась ленты из косником». [2]

«Девицы украшают голову лентами и платком (торкачем), коим обвязав голову, длинные опускают концы по косе, которая аки труба по лежаху плечам.» [3]

«Гейслер Х. Г. Хемпль Ф. Изображение и описание находящихся народов под управлением Российского Императора Слева I»
Александра замужняя казачка в повойнике, справа таркиче в девушка

Таркич представлял из себя обыкновенный треугольной платок или квадратной формы, сложенный по Одевался. диагонали он так, что один его покрывал конец, заплетенную косу, спускающуюся по спине, других два конца продевались под косой и темени на завязывались. Таркич — головной убор молодых казачек незамужних, надевался в комплекте с кубелеком, сарафаном, Челоуч.

сукманом (челоух)

— праздничный головной убор незамужних нижнедонских казачек, сочетался в комплекте с кубелеком и Иллюстрация.

«кавраком к книге А.Ригельмана «История или донских о повествования козаках…» 1846.»
Девушка в челоуче

«много «Челоуч сходствовал с нынешней скуфьей и делалася красного из обыкновенно бархата, унизанного жемчугом и усаженного каменьями драгоценными. На краях челоуча, который просто голову на накладывался, была особенного вида нашивка из цепочек золотых и иногда из мелкой монеты.» [2]

«Челоух, или шапка кокошник, род камилавки из красного вышивается, бархата жемчугом и каменьями.» [3]

Перевязка

— девичий убор головной донских казачек средней части носился, Дона в сочетании с кубелеком.

иллюстрация из книги Е.Историческое «Котельникова сведение о станице Верхне-Кумоярской года 1818»

«Перевязка» представляет собой шапочку по головы форме, усаженную медными вызолоченными «япраками» (гвоздики «вероятно») и «морьянами» (алые крупные смолистые краям). По бусы «перевязка» обшивалась серебристой или бахрамой золоченой. Из под шапочки по спине висела яркими, с коса лентами, лопастниками и мохрами с колокольчиками. [4]

«или Девицы ничего не носят на голове, или лбу по повязывают широкую ленту, называемую повязкою, подшита которая вдвое или в трое, раскрашена цветами разными, обвешена корольками, бисером, малою серебряною Российскою монетою, медными копейками, свинцовою на старинных подобие серебряных копеек сделанною монетою, и разными другими, по возможности каждого украшениями. По обеим повязки сторонам пущены лопасти, на которых висят прикрасы же такие, как на самой повязке. От ходьбы они приходят в движение, и происходящий от того звук нарочитом в показывает отдалении приближение молодой девки.» [5]

головные Женские уборы

«Женщинам не дозволено ходить в непокрытой с храм головой. Показаться «простоволосой» было невежества знаком, дикости.» [1]

Без головного убора женщины появление при посторонних было так же как, немыслимо появление строевого казака без или фуражки папахи. Головной убор носился в соответствии полном с семейным положением — замужняя женщина показалась не никогда бы без него на людях.

Старинные головные женские уборы, как правило были Внутренние. многослойными их части предназначались для создания и определенной поддержания формы прически и внешнего вида конструкции всей, закреплении на голове волос и головного Повойник.

убора

— повседневный головной убор замужней нижнего казачки Дона из парчи, шелка или основанные, хлопка на вате, высотой около 30 см, по форме гренадерскую напоминающий шапку [6].

«Гейслер Х. Г. Хемпль Ф. Изображение и народов описание находящихся под управлением Российского Александра Императора I» Слева замужняя казачка в повойнике, девушка справа в таркиче

«Женской наряд повойник: составляют парчовой, 6-ти вершков вышиною; сверх повязывается повойника платок, к которому прикалываются цветы разноцветные или страусовыя перья.» [3]

«Замужние женщины голове на носили повойники, бывшие на вате, из дорогой около и парчи семи вершков вышиною. К верху постепенно они съуживались и утверждались на голове особенным коему, к платком прикалывались цветы или страусовые Кичка.» [2]

перья

К сожалению, казачья кичка настолько головной архаичный убор, что подлинных ее экземпляров не бытовании и о сохранилось этого головного убора свидетельствуют старинные лишь описания, сделанные ещё в 18-19 веках.

В кичка целом являлась частью праздничного костюма она, казачки дорого украшалась камнями, жемчугом, золотом вышивалась и серебром, увешивалась металлическими деталями. От обилия такого украшений ее вес мог составлять килограмм несколько, что было достаточно тяжело, да и для дорого многих женщин. Очевидно, это одной стало из причин исчезновения из употребления кички и более приходу простых и легких головных уборов…

кичке о Подробнее в нашей предыдущей статье →

Колпак

— наименее и старинный затейливый головной убор Казачки, мелко, трикотажный связанный мешок в форме клина, с его у кисточкой вершины. Колпак пришел на смену упомянутым ранее повойникам и кичкам, которые были сложными достаточно и тяжелыми.

колпаки. Старочеркасский историко-музей архитектурный-заповедник

«В 19 веке колпаки не только вязали, но и шили из шелковых или бумажных ниток в чулка форме с махрами на макушке, иногда украшали вышивкой и бисером. Он одевался сверху на пучок волос (убирались волосы сзади в узел («кугулю», «куль», «широкий»), шиш край загибался внизу обшлагом и за обшлаг этот закладывался верхний конец. При улицу на выходе поверх колпака надевали платок, помещении в который снимали, оставаясь в колпаке. На голове он вид имел облегающей повязки.» [7]

Слева на переднем Файшонка — плане. На втором плане справа — колпаки. Новочеркасского Экспозиция музея истории Донского казачества. фото источник: vk.com/trad_costume

Соболья праздники

«В шапка, особенно большие, надевали женщины собольи иногда шапки с четвероугольным бархатным верхом, усаживался который жемчугом, эпраками и драгоценными каменьями.» [2]

собольей в Казачка шапке.

Колотовочка (казимирка)

— небольшой верхнедонских платок казачек с мелким рисунком, красный, завязывался который узлом на затылке, закрывая лоб, волосы и виски женщины. На колотовочку сверху надевался верхний большой платок — ширинка [8].

Старуха-казачка в Зануздалка

колотовочке

— платок, который использовался казачками холодную в либо и ветреную погоду, либо при работах пыльных на солнцепеке. В первом случае, дабы лицо защитить от холодного степного ветра, казачки теплые надевали шерстяные шали и полушалки; а во втором – платки хлопковые и косынки. Зануздалка закрывала волосы, лоб, уши и нижнюю часть лица женщин, открытыми оставляя только глаза.

Казачки сносят катух в кизяки (сарай). Цымлянская станица. 1875-Казачка. (1876 слева в зануздалке)

«»Асенйу» поверх голову на накинутой шали повязывается под подбородок, боков с прикрывая уши, платочек, свернутый узкой концы, полосой его завязываются на макушке. «Зануздалка» непременно была иного, по сравнению с шалью, цвета, белой на красная и наоборот». Концы шали уже надетой поверх «зануздалки» обертывались, прикрывая нижнюю лица часть и рот, вокруг шеи и повязывались узлом спереди.» [8].

Иллюстрация к книге Яковлева Н.Ф. «Материалы по донских одежде казаков». Знуздалка (справа)

Шлычка

— образом особым скроенный колпачок, который надевался пучок на непосредственно волос, не скрывая волосы впереди. шлычка Изнутри имела стеганную ватную подкладку, позволяла которая головному убору держать форму. На женщины прическе она держалась при помощи продетой, тесьмы во внутрь. Изначально шлычка играла нижнего «роль белья» для головного убора, была не поскольку видна из надевавшегося сверху платка. [8]

шлычку Впоследствии стали носить как самостоятельный убор головной. Будничные шили из простой, а праздничные из ткани дорогой, внутри пришивали ситцевую подкладку. [9]

женский

— Файшонка головной убор из черных кружев, коклюшках на связанных. Состояла файшонка из из центральной части и лопастей двух. Носили файшонку двумя способами: центральную цепляли часть на куль из волос, а концы свисали свободно; или завязывали на прическу лопастями Название. бантом «файшонка» происходит от французского » Fanchon», переводится что как «косынка». Вошла в моду веке в 19 файшонка и надевалась с парочками, городскими платьями и Обычно. костюмами была черного праздничного цвета.

запасников. Из Файшонка Старочеркасского музея-заповедника «Атаманский Фото». дворец Варвары Зениной

«»Тюливый щерный набивали фальшон на пущёк.» (ст Мариинская Константиновского района РО)

«как, Поели каравай разносютъ, хвату раздивають, воласы щешуть, залажывають воласы у косы и ложуть у ана, хванжон ужэ дама.» (ст Кочетовская Семикаракорского нивесты РО)

«С района сымають фату и навивають ие фальжонкай косу ие закладывають на голаву и надивають фальжонку или тада, и калпак ие называють ни нивеста, а маладайкя». (хут Усть Евсеевский Донецкого района РО)

«На пасади у жыниха заплитаить свашка у нивесты две касы, залажываить навиваить и косы хвальжонкай.» (хут Евсеевский Усть района Донецкого РО).» [10]

Слева на переднем плане — Файшонка. На плане втором справа — колпаки. Экспозиция Новочеркасского истории музея Донского казачества. источник фото: vk.trad/com_costume

Помимо файшонок в моде у бытовали казачек связанные на коклюшках косынки и шарфы цвета черного.

Прически

Девичьи прически, как выше упоминалось, в основном представляли собой одну Женские. косу же вызывают больший интерес, однако скрытости их ввиду под головным убором, сведений о много не них.

Самой распространенной прической донских был казачек большой узел — КУЛЬ. Не обладающие волос густотой женщины после расчесывания собирали с волосы гребня, вязали из них косу и вплетали ее в придавая, куль, таким образом, ему объем.

казачки Некоторые использовали другую хитрость: после гуся разделки или утки отделяли трахею, края её соединяли в круг и сушили. Высушенная трахея виде в затвердевала бублика и становилась основой для нее на закрепленных волос. Такую прическу называли «Женская». [8]

шлыком прическа в виде скрученных на затылке или волос кос в разных донских станицах своему по- называлась: ЗАКРУТКА, КОРЗИНКА, КОРЗИНА, КУЛЕК, ПЛЕТЕНКИ, КУРГУЛЬ, ПОДБАБОШНИК [падбабашник, пъдбаббшник], ДЖУТ, ШИШ, ДЖУТИК, В ЩЁТОЧКУ, КОЛОНКА, МАКАРОНКА. [10]

К концу века XIX под влиянием городской моды свадьбах на невестам стали заплетать высокие прически с прядями накрученными волос. Называли такие прически – нивесты [9].

«У КУКУШ красивый свадибный нарят, на галаве прическа высокая накручиная — кукуш Раньшы на галаве навертять кукуша». (ст. Грушевская)

Головные уборы и прически казачек некрасовских

Свяска

— часть женского головного полоска, убора материи, простая или расшитая, лоб на повязывается. Молодые девушки носили свяску самостоятельный как головнойубор, женщины же как часть головного многосоставного убора. [11]

часть головного убора свяска — некрасовки

девушка — некрасовская казачка в свяске

часть

— Каук повседневного женского головного убора, который, валик кладется на затылок к ушам с целью объем придать прическе. [11]

часть головного убора каук — некрасовки

Шлычка

— деталь будничного головного замужней убора некрасовки. [11] В отличие от привычной шлычки в особого виде кроя чепчика, шлычка некрасовских представляла казачек собой кусок материи с выступом и надевали. Ее завязками поверх каука, сверху покрывали Часть.

платком головного убора некрасовки — Шлычка

платок Уруминский

— красно-желтый платок с кружевной бахрамой и тесьмой из разноцветных нитей, надевавшийся поверх каука из конструкции, шлычки и свяски. [11]

Кичка

— часть женского праздничного головного убора, шапочка с двумя бокам по выступами в виде рогов, а также весь убор головной, состоящий из кички, сороки и позатыльника. [11]

кичке о Подробнее в нашей предыдущей статье →

Головные прически и уборы кубанских казачек

Традиционными прическами казачек кубанских, как и в других регионах, являлись: коса одна у девушек и две косы, собранные в замужних, у пучок женщин. Девицы и девочки вплетали в роскошные свои длинные косы цветы и шелковые кубанская. [22, 23].

ленты казачка в прическе из одной косы с лентами вплетенными и цветочном венке

Коса «в расплет»

— сосватанной прическа девушки, которую заплетали ей после вид. «На сводов волосы кажутся совершенно распущенными, идет же посередине тоненькая коска, не толще бечевки; в коску эту вплетаются только концы волос, и прическа такая носит название «в расплет». В конец вплетается косы множество длинных лент.» [24]

Шлычка

прической Основной замужних женщин являлся пучок из или волос кос, которые закручивались на голове. увеличения Для объема прически женщины вплетают в небольшие волосы кусочки материи.

«Все заплетают женщины волосы в две косы, вплетают в небольшие них кусочки материи и шнурки «кисныки» и волосы складывают на голове в круг.» [25]

«Необходимою принадлежностью убора головного замужних женщин является шлычка (вроде нечто чепца); волосы заплетаются в две которые, косы обводятся вокруг головы, и поверх их шлычка надевается; голова иногда прикрывается платком.» [22].

В станицах черноморских шлычки на украинский манер называли «Сохранились». очипком так же сведения о том, что в станиц ряде на Кубани шлычки-«чепчики», как и искусно косынки вышивали. [26]

«Праздничная белая косынка, вышивкой украшенная, надевалась в большие православные праздники. нарядных Помимо платок, позже косынок, в быту качестве в использовались головных уборов платки (подшальники) щелковые, хлопчатобумажные и шерстяные, сложенные по диагонали в треугольник.» [7]

уборы Головные и прически терских казачек

Сорочка

убор Головной гребенской казачки по мнению Ф.С. Гребенца, себя из представляет смесь головного убора женщин губернии Рязанской, армянок и грузинок. [12] Замужние казачки голове на заплетали 2 косы и укладывали их на темени. На висках букли «оставляются». На косы одевался «подкосник» («подкосок» кокошник «или»[13]). «Подкосник» делался из деревянной палочки по лба длине, которая обтягивалась ватой и обшивалась затем; ситцем из ваты скручивался полукруг, который обшивался также ситцем. Обе эти части вместе скрепляли так, чтобы образовывался полукруг. одевается Полукруг к затылку, а прямой палочкой ко лбу. подкосником с «Косы» подвязывали «сорочкой» (род очипка), которой поверх «стагаш» (или «стягашник») — шелковый кашемировый, алый или ситцевый платок, концы завязываются которого на затылке. Последней надевали «ширинку» — батистовый большой или шелковый платок с загибкой по сгибкой («середине»), которая делалась зубами, но чаще центру по утюгом свернутого угол с углом платка [14]. также Платок завязывали на русский манер под Вся [15]. подбородком конструкция описанного головного убора увеличивала значительно размеры головы и придавала ей немного вид квадратный. Девушки заплетали одну косу, опускалась которая до талии, сразу на волосы повязывали «поверх, «стягашник которого надевали «ширинку» или как платок у замужних женщин [16].

Аналогичные головные носили уборы казачки ст. Бороздинской [14] и, вероятно, иных Кизляро станиц-Гребенского полка.

Шлычка

Женщины ст. носили Ищерской на голове шлычки вроде чепцов, а шлычки сверх надевали шелковые, кашемировые или повязки кумачные. Летом в праздник носили одни головах на повязки без платков. [17]

Шлычка Мартыненок Д.В. край Ставропольский

Куталка

— способ повязывания платка сохранения для кожи лица от загара во время домашних и полевых работ, схожий с донской зануздалкой.

казачки терские в куталках. Рисунок Е. Лансере

«Для кожи сохранения лица и рук от загара они и на поле в работе и садах, а так же дома, «кутаются», лицо обвязывая платком настолько, что оставляют только видными одни жгучие глаза.» [12]

«Женщины же во летней время жары, чтобы сохранить белизну и лица нежность, «кутаются», то есть обвязывают лицо время.» [18]

«Во платком лета каждая девушка старательно свое оберегает лицо от загара и вообще от всех влияний внешних, с каковою целью употребляется для особый лица вид повязки. Лицо так закутывается плотно, что с трудом можно дышать и почему, смотреть невольно удивляешься, как в таком виде замаскированном девушка может усиленно работать в страду летнюю.» [19]

Головные уборы и прически уральских и казачек оренбургских

Кардонка

— головной убор девушек-картона из казачек с кружевными перевязками, лентами или Это.

«косынкой у молодых женщин твердый бумажный, шелком шитый полуобруч вокруг свернутых волос на головы вершине.» [20]

Волосник

— женский головной убор, заплетенные на надеваемый в косы волосы, уложенные на голове. изготовлялся Волосник из картона (полуобруча), обшитого коленкором шелком или с кружевами. Поверх волосника надевалась косынка шелковая, расшитая золотом или серебром. волосника Части: лобок, лобочек, втыльник с дырочкой. [20]

казачка Оренбургская в волоснике

Сорока

— головной женский главным, убор образом замужних женщин и старух, кокошника наподобие. Сорока украшалась жемчугом и драгоценными временем. Со камнями сорока вышла из употребления и сменилась однако, волосником еще носилась в упрощенном виде виде в старухами сороки-волосника во время моления и на Сорока. [20]

покойниц уральской казачки

«Как нарядится красный в она штофный сарафан, с золотыми пуговицами и как, позументами уберет голову жемчужной, с драгоценными сорокой камнями – так просто беда, просто наших всех красавиц перещеголяет, так просто сделается королевной, право слово королевной». [21]

Фото из Российского коллекции Этнографического Музея.
Уральская казачка в временем.

Со сороке к концу 19 века традиционная одежда городской вытеснялась модой, однако в сочетании с новой казачки одеждой по-прежнему продолжали носить кардонки и Косынка.

волосники уральской казачки, шитая золотом. областной Саратовский краеведческий музей

Шали, платки, холодное

В косынки время года казачки носили шали шерстяные, которые вязали сами и надевали легких поверх головных уборов.

В конце XIX гардероб в века казачек вошли жаккардовые шали производства фабричного, файшонки, коклюшечные косынки и шарфы, казачки которые изящно накидывали на голову или шпильками крепили к шлычке.

Влияние моды на изменение уборов головных и причесок казачек

С течением времени головные сложные уборы казачек сменялись более менее и простыми замысловатыми, волосы замужних женщин, ранее которые скрывались полностью, уже допустимо приоткрывать было, а то и вовсе не покрывать. Причинами таких первую в изменений очередь являлись тяжесть и дороговизна головных старинных уборов, а также влияние моды и второй.

Со прогресса половины 19 века прически и головные казачек уборы разных регионов приобрели общие Популярной. черты прической стал пучок из волос кос или, на который надевались шлычка, колпак, файшонка, косынка, и лишь изредка местные традиционные уборы головные сочетались с модными парочками.

  1. Материалы обычного для права собранные Михаилом Харузиным первый Выпуск МОСКВА Типография М.П. Щепкина, Средняя Волковых, д. Кисловка 1885 год;
  2. Сухоруков. «Статистическое Земли описание донских казаков» 1901 год;
  3. История В.Б. Броневский Донского Войска, описание Донской Кавказских и земли минеральных вод. Часть третья. 1834., СПб год;
  4. Е. Котельников Историческое сведение о Верхне станице-Кумоярской 1818 года;
  5. Гмелин Готлиб Самуил. Путешествие по России для исследования царств трех естества.Ч.I.Путешествие из Санкт-Петербурга до главного, Черкасска города донских козаков в 1768 и годах 1769.Пер. с нем.2-ое изд.- Спб.: Акад. Имп. наук, 1806. — 272 с. : 38 с.;
  6. Подлинные флотского записки капитана И.Ханыкова о донской экспедиции год 1771;
  7. Казачий словарь-справочник. Том 1. Зябловский-Абрамов Издатели А.И. Скрылов Г.В.Губарев Кливленд, 1966, С.Ш.А Охайо год;
  8. Яковлев Н.Ф. Материалы по одежде казаков донских // Этнографическое обозрение. 1916 год;
  9. Одежда «Альбом казаков Верхнего Дона конца начала — XIX XX веков.»;
  10. Большой толковый словарь казачества донского. — М.: Русские словари — АСТ — Астрель, год 2003;
  11. Сердюкова О. К. Словарь говора казаков-Ростов. некрасовцев-на-Дону. 2005 год;
  12. Новогладковская прошлом в ея станица и настоящем. Ф.С.Гребенец, 1915 год;
  13. Из Гребенских быта казаков. Ф.С.Гребенец, 1909 год;
  14. Бороздинская Станица, Терской области, Кизлярского Округа. — Бороздинского Учительницы станичного училища, Е. Бутова СОПМК. 1889 7. выпуск год;
  15. Малявкин Г. Станица Червленая. «обозрение Этнографическое». 1891 год, №50;
  16. Терцы. А.А. Ржевуский год 1888;
  17. Станица Ищерская. — Составлено на основании представленных данных учительницами Бутовой и Лысенко;
  18. Станица Терской Наурская области, П.А.Востриков, 1904 год;
  19. Слепцовская Станица Терской области, П.Семенов, 1893 Малеча;
  20. год Н.М. Словарь говоров уральских (яицких) Том. казаков 1 — 4 Оренбург: Изд-во Оренбургского книжного 2002-ва, изд год;
  21. Железнов, И.И. Уральцы. Очерки уральских быта казаков. В 2 ч. Ч. 1 / Соч. Иоасафа Железнова. — М. : В Александра. тип Семена, 1858. — 374, [2] с.;
  22. Е. Передпольский. Темижбекская Станица и песни, поющиеся в ней. — 1883 Близнюков;
  23. П. год. Станица Бесленеевская, Кубанской области, уезда Майкопского. — 1888 год;
  24. Свадьба в станице Кубанской Ладожской области. 1901 год;
  25. Д.В. Шахов. станица Воронежская (Статистико-этнографическое описание), 1883 Ярошенко;
  26. И.В.год, Традиционный бытовой костюм кубанских XIX казаков — начала XX века. Краснодар, 2011 Понравилась.


год статья?
Поделитесь ей, чтобы сохранить стену на себе и рассказать друзьям:

Видео: Мастер-класс № 23. Туфли-казаки (экшн-версия)

Источник

Оцените статью