Шкотовая лебедка своими руками

Конструкции трех шкотовых лебедок

Для парусного вооружения современных яхт характерно широкое применение ручных механизмов для выбирания и стопорения снастей бегучего такелажа. Большинство снастей проводится в один лопарь, причем используются преимущественно стальные и капроновые тросы. Благодаря этому значительно уменьшается длина тросов, упрощается работа экипажа с ними, а главное — повышается надежность такелажа, так как отсутствуют тали, которые могут запутаться, и блоки, которые обычно зацепляются за детали вооружения.

Ниже публикуются описания испытанных конструкций трех шкотовых лебедок, которые могут быть применены как на гоночных, так и на крейсерских яхтах.

Рычажная лебедка с ручкой у основания барабана очень удобна для добирания шкотов на небольших килевых яхтах. В любой момент на барабан можно набросить (или скинуть с него) два-три шлага троса, тогда как при старых лебедках с верхней ручкой справиться с этой операцией одному довольно сложно.

Лебедка состоит из текстолитового барабана, в верхнее и нижнее основания которого запрессованы упорные кольца, дополнительно стянутые тремя винтами. Барабан и рукоятка надеваются на ось с крышкой. Ось имеет в нижней части квадрат, который входит в квадратное отверстие в основании 8 так, что при работе лебедки ось неподвижна. Проворачиванию всей лебедки препятствуют шпильки, входящие в соответствующие гнезда в палубе.

Читайте также:  Стреляющий шокер своим руками

На рукоятке и крышке лебедки закреплены кулачки 5, скользящие по вырезам упоров в кольцах 16 и 15. Нижний кулачок обеспечивает рабочее вращение барабана при повороте рукоятки, верхний — стопорит барабан. Оба кулачка должны быть повернуты в одну сторону. При показанном на рисунке положении барабан вращается по часовой стрелке.

Предлагаемая конструкция лебедки с успехом используется на гоночных яхтах на протяжении нескольких лет. В частности, автор успешно использует ее на яхте класса «Звездный».

Иную конструкцию имеет лебедка для добирания стаксель-шкотов на швертботах и катамаранах, т. е. на таких судах, на которых шкотовый, откренивая лодку, находится на некотором расстоянии от лебедки и не имеет возможности использовать ее рукоятку. Барабан лебедки, за счет трения о него стаксель-шкота, облегчает работу матроса.

Лебедка крепится к палубе двумя винтами М5 X 35. В нижней части текстолитового барабана запрессовано и закреплено винтом упорное кольцо, аналогичное примененному в выше рассмотренной лебедке.

На более крупных килевых яхтах применяются лебедки с зубчатой передачей и рукояткой, выведенной под палубу. Такая лебедка дает выигрыш в силе приблизительно в 30 раз, что обеспечивает работу без перенапряжения практически в любой ветер. Литой силуминовый барабан свободно вращается на шарикоподшипниках на оси. Основание лебедки (также литое) крепится к палубе яхты. В барабан впрессовывается зубчатый венец 7 с внутренним зацеплением (модуль 1,75 мм; число зубьев 66), с которым связан валик-шестерня 8 рукоятки (число зубьев шестерни 17). Четыре собачки, закрепленные к основанию, упираются в зубья венца и стопорят барабан от проворачивания в направлении обратном рабочему. Рукоятка имеет храповик с пружинным штифтом и может вращаться как на полный оборот, так и на любой угол.

На яхтах устанавливают обычно две лебедки для правого и левого борта, противоположного направления вращения.

Источник

Шкотовая лебедка

#1 Шпунтик

  • Пассажиры
  • 40 сообщений
    • Из: Великая Россия
    • Судно: пока нет

    #2 ЮЛА

  • Опытный Капитан
  • 11 704 сообщений
    • Из: Планета Земля

    Где можно найти чертежи и устройство шкотовой лебедки? Поделитесь пожалуйста, у кого есть

    Чертежей на форуме вроди не встречал.

    #3 Ayrton

  • Инженер
  • 13 247 сообщений
    • Из: Новосибирск
    • Судно: Ассоль №198
    • Название: Тамара

    Где можно найти чертежи и устройство шкотовой лебедки?

    #4 Шпунтик

  • Пассажиры
  • 40 сообщений
    • Из: Великая Россия
    • Судно: пока нет

    #5 BBM

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 485 сообщений
    • Из: г.Казань

    Похожая тема уже была на форуме.

    С уважением Владимир Ветров.

    #6 ЮЛА

  • Опытный Капитан
  • 11 704 сообщений
    • Из: Планета Земля

    Да да односкоростная нужна. Интересно как там Этот «клац-клац-клац» стопор устроен, да и вообще

    #7 Bakili

  • Основной экипаж
  • 43 сообщений
    • Из: Литва
    • Судно: минитонник

    Как работает «клац-клац» наверное будет понятно посмотрев на картинки.

    #8 Harry

    хранящий лодку в гараже

  • Капитан
  • 6 389 сообщений
    • Из: Архангельск
    • Судно: швертбот 3,5
    • Название: Зуёк

    Если общие размеры подходят для Шпунтика, могу поискать и выложить их здесь.

    #9 Шпунтик

  • Пассажиры
  • 40 сообщений
    • Из: Великая Россия
    • Судно: пока нет

    #10 ColdFusion

  • Капитан
  • 6 150 сообщений
    • Из: Seattle, WA

    И я и много людей будут вам признательны за чертежи. Заранее спасибо

    #11 Шпунтик

  • Пассажиры
  • 40 сообщений
    • Из: Великая Россия
    • Судно: пока нет

    Эти лебёдки (одноходовые, двурукие) дешевле грязи — по 200-

    #12 Harry

    хранящий лодку в гараже

  • Капитан
  • 6 389 сообщений
    • Из: Архангельск
    • Судно: швертбот 3,5
    • Название: Зуёк

    У вас есть свой собственный долбильный станок и индукционная печь. Эти лебёдки (одноходовые, двурукие) дешевле грязи — по 200-250 баксов новые, по 200 баксов за пару отличных б/у.

    #13 Harry

    хранящий лодку в гараже

  • Капитан
  • 6 389 сообщений
    • Из: Архангельск
    • Судно: швертбот 3,5
    • Название: Зуёк

    Купи-да купи, купи-да купи ррррррррррррррр тьфу

    #14 Dim43

    Рулевой 1-го класса

  • Модератор форума
  • 610 сообщений
    • Из: Санкт- Петербург
    • Судно: 30 — футов AH30
    • Название: Бн

    Нужен токарный и фрезерный станки.
    Сам делал, только без чертежа , по образцу.
    Если к станочному парку выход лёгкий и не сложно найти материаллы, либо они в наличие тогда делать можно, в противном случае дешевле купить.
    А нужно на одну лебёдку:
    Дюраль круг д100мм длинной 150мм.
    Пруток нержавейки д 30 150 мм.
    Крук нержавейки д50 80 мм.
    Капролон — круг д 40 — 120мм.
    Нержавейка лист еолщиной 5мм. 100*100 и тощиной 10 70*70
    Ну немного нержавейки на собачки и центральный болт.
    Если всё это есть и сварка по нержавейки то всё просто.
    Если сварки нет то вместо листовой нержавейки и прутка на 40 нужна круглая нержавейка д 90 длинной 120 мм.
    Всё с учётом для зажима в станок.

    К стати ели не самому точить то за работу придётся отдать смотря по местности от 30 до 300 баксов.

    #15 ColdFusion

  • Капитан
  • 6 150 сообщений
    • Из: Seattle, WA

    Источник

    Шкотовая лебедка

    #151 kokin96

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 719 сообщений
    • Из: Бердянск
    • Судно: Т2
    • Название: Орион

    Хороший вопрос

    Прикрепленные изображения

    #152 kokin96

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 719 сообщений
    • Из: Бердянск
    • Судно: Т2
    • Название: Орион

    Где можно найти чертежи и устройство шкотовой лебедки? Поделитесь пожалуйста, у кого есть

    Сообщение отредактировал kokin96: 16 февраля 2011 — 20:07

    #153 kokin96

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 719 сообщений
    • Из: Бердянск
    • Судно: Т2
    • Название: Орион

    Хороший вопрос

    Прикрепленные изображения

    #154 kaa39518

  • Капитан
  • 6 305 сообщений
    • Из: ______________
    • Судно: _____________

    Прикрепленные изображения

    #155 kokin96

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 719 сообщений
    • Из: Бердянск
    • Судно: Т2
    • Название: Орион

    Большое спасибо за чертежи!
    Возникло несколько вопросов
    1. какой то из трех размеров (обвел красным)не верен, какой?
    2. синий размер сколько?

    #156 kaa39518

  • Капитан
  • 6 305 сообщений
    • Из: ______________
    • Судно: _____________

    Синий размер 10 миллиметров
    Верные все размеры обведенные красным. Я делал эскизы в эллинге, и торопясь не все размеры поставил.
    Сверху вниз — проточка под центральную втулку 4 миллиметра, под кулачек 11 миллиметров. 20 это от верха до накатки

    #157 kokin96

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 719 сообщений
    • Из: Бердянск
    • Судно: Т2
    • Название: Орион

    #158 Xenos WIGHT

    Отец русской демократии

  • Модератор форума
  • 13 865 сообщений
    • Из: Самара
    • Судно: Диван
    • Название: Θεία

    Как только ознакомился с конструкциями шкотовых лебёдок, появилась следующая идея. Если я правильно понял, шкотовая лебёдка традиционной конструкции просто крепится к палубе с одной стороны. Гидравлические и электрические имеют дополнительный блок по другую сторону палубы, в котором находится как минимум двигатель привода. А если ручную лебёдку разбить на два блока? Над палубой только вал, на который надет и и зафиксирован барабан. Под палубой — все шестерни и храповики. При такой схеме сам барабан представляет собой простейшее токарное изделие, каковое может быть изготовлено в школьной мастерской. Но самое главное — все шестерни с наружными зубцами и могут быть нарезаны модульной фрезой. Цена технологичности — небольшой ящик под палубой по ту сторону лебёдки (как электропривод) и слегка больший вес.

    Вот, набросал в паинте, только чтобы показать принцип (ведущие шестерни красные, ведомые синие).

    P.S. Нарисовал, отправил, потом вспомнил, где такое видел. Это ж как есть привод часовой стрелки в механических часах!

    Сообщение отредактировал Xenos WIGHT: 17 февраля 2011 — 08:21

    #159 kaa39518

  • Капитан
  • 6 305 сообщений
    • Из: ______________
    • Судно: _____________

    А что за яхта у тебя дружище? На фото очень наши Бердянские напоминает.

    Сообщение отредактировал kaa39518: 17 февраля 2011 — 08:12

    #160 kokin96

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 719 сообщений
    • Из: Бердянск
    • Судно: Т2
    • Название: Орион

    На мою строящуюся ( http://katera.ru/for. ishie-tri-goda/ ) такие лебедки можно поставить разве что на флагшток так что интерес у меня академический.
    А что за бердянские лебедки? Ссылочку можно?

    #161 kaa39518

  • Капитан
  • 6 305 сообщений
    • Из: ______________
    • Судно: _____________

    #162 kokin96

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 719 сообщений
    • Из: Бердянск
    • Судно: Т2
    • Название: Орион

    Как только ознакомился с конструкциями шкотовых лебёдок, появилась следующая идея. Если я правильно понял, шкотовая лебёдка традиционной конструкции просто крепится к палубе с одной стороны. Гидравлические и электрические имеют дополнительный блок по другую сторону палубы, в котором находится как минимум двигатель привода. А если ручную лебёдку разбить на два блока? Над палубой только вал, на который надет и и зафиксирован барабан. Под палубой — все шестерни и храповики. При такой схеме сам барабан представляет собой простейшее токарное изделие, каковое может быть изготовлено в школьной мастерской. Но самое главное — все шестерни с наружными зубцами и могут быть нарезаны модульной фрезой. Цена технологичности — небольшой ящик под палубой по ту сторону лебёдки (как электропривод) и слегка больший вес.

    Вот, набросал в паинте, только чтобы показать принцип (ведущие шестерни красные, ведомые синие).

    P.S. Нарисовал, отправил, потом вспомнил, где такое видел. Это ж как есть привод часовой стрелки в механических часах!

    #163 kokin96

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 719 сообщений
    • Из: Бердянск
    • Судно: Т2
    • Название: Орион

    На аваторке фанерная моторная лодка по проекту Сам из КиЯ.

    #164 Xenos WIGHT

    Отец русской демократии

  • Модератор форума
  • 13 865 сообщений
    • Из: Самара
    • Судно: Диван
    • Название: Θεία

    В хороших лебедках весь механизм достаточно компактен и легко уменьшается в нижней юбке. Опять-же вопросы монтажа. просверлить 3-4 отверстия и обеспечить местную жесткость все-же легче у традиционногй конструкции. Но есть, и у известных производителей примерно ваша конструкция. Попадалась мне эрматовская двухскоростная со стопорным барабаном. Установка морочная, но там был выходной вал на который электропривод смонтировали. Это перекрыло все неудобства монтажа.

    Оно и понятно, что ежели применить сварку взрывом, клёпку газом и сборку трезвым, можно всё внутрь барабана запихать.

    Про готовые шестерни тоже думал — хороший вариант.

    Попробую уточнить задачи. Итак, данность — нет шкотовых лебёдок. Не привозят, привозят втридорога и так далее, не суть. Варианты решения:

    1. Повторить своими силами заводскую конструкцию лебёдки. Сложно, долго и дорого.
    2. Создать свою конструкцию лебёдки, оптимизарованную под конкретные возможности. Проще, но результат с большой вероятностью получится менее удобным, более тяжёлым и габаритным.
    3. Заменить лебёдки на что-то другое (мы же не гонщики). На что? Полиспасты?

    #165 kaa39518

  • Капитан
  • 6 305 сообщений
    • Из: ______________
    • Судно: _____________

    Прикрепленные изображения

    #166 kokin96

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 719 сообщений
    • Из: Бердянск
    • Судно: Т2
    • Название: Орион

    Оно и понятно, что ежели применить сварку взрывом, клёпку газом и сборку трезвым, можно всё внутрь барабана запихать.

    Про готовые шестерни тоже думал — хороший вариант.

    Попробую уточнить задачи. Итак, данность — нет шкотовых лебёдок. Не привозят, привозят втридорога и так далее, не суть. Варианты решения:

    1. Повторить своими силами заводскую конструкцию лебёдки. Сложно, долго и дорого.
    2. Создать свою конструкцию лебёдки, оптимизарованную под конкретные возможности. Проще, но результат с большой вероятностью получится менее удобным, более тяжёлым и габаритным.
    3. Заменить лебёдки на что-то другое (мы же не гонщики). На что? Полиспасты?

    Сообщение отредактировал kokin96: 17 февраля 2011 — 10:23

    #167 kokin96

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 719 сообщений
    • Из: Бердянск
    • Судно: Т2
    • Название: Орион

    Вот, скучно было — нарисовал

    Сообщение отредактировал kokin96: 17 февраля 2011 — 09:58

    #168 kaa39518

  • Капитан
  • 6 305 сообщений
    • Из: ______________
    • Судно: _____________

    #169 kokin96

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 719 сообщений
    • Из: Бердянск
    • Судно: Т2
    • Название: Орион

    У фторопластового кольца размеры не все.

    #170 kaa39518

  • Капитан
  • 6 305 сообщений
    • Из: ______________
    • Судно: _____________

    Прикрепленные изображения

    Сообщение отредактировал kaa39518: 17 февраля 2011 — 10:20

    #171 Xenos WIGHT

    Отец русской демократии

  • Модератор форума
  • 13 865 сообщений
    • Из: Самара
    • Судно: Диван
    • Название: Θεία

    На барабане добавил цилиндрическую выборку ф40, иначе центральная втулка не вставала

    Уже прокладываю курс, которым предстоит пойти после того, как покажу это на заводе. Хорошо хоть места знакомые.

    Можете прислать модельку ради интереса? Я скоро на завод поеду, покажу им, просто узнать, сколько за такое запросят. А потом здесь расскажу, чтоб не у меня одного глаза были большие и выразительные. В памяти ещё жива цена за соединительную муфту, которая в конечном итоге была изготовлена дрелью, наждаком и напильником.

    Сообщение отредактировал Xenos WIGHT: 17 февраля 2011 — 10:47

    #172 ЮраИл

    Сижу спокойно на берегу реки. Жду.

  • Капитан
  • 2 550 сообщений
    • Из: Черкассы
    • Судно: минитонник Opty-71
    • Название: Maverick

    #173 kokin96

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 719 сообщений
    • Из: Бердянск
    • Судно: Т2
    • Название: Орион

    Уже прокладываю курс, которым предстоит пойти после того, как покажу это на заводе. Хорошо хоть места знакомые.

    Можете прислать модельку ради интереса? Я скоро на завод поеду, покажу им, просто узнать, сколько за такое запросят. А потом здесь расскажу, чтоб не у меня одного глаза были большие и выразительные. В памяти ещё жива цена за соединительную муфту, которая в конечном итоге была изготовлена дрелью, наждаком и напильником.

    #174 kokin96

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 719 сообщений
    • Из: Бердянск
    • Судно: Т2
    • Название: Орион

    На барабане добавил цилиндрическую выборку ф40, иначе центральная втулка не вставала

    #175 kaa39518

  • Капитан
  • 6 305 сообщений
    • Из: ______________
    • Судно: _____________

    А ещё лучше — выложить её в архиве. Это Компас или Солид?

    Источник

    Оцените статью