Широтная линейка по географии своими руками

2. Географическая широта

  • Впишите пропущенные слова в определение.


Географической широтой точки поверхности Земли называют часть меридиана между данной точкой и экватором, выраженную в градусной мере.

  • Задания по рис. 2.

А) Дополните рисунок изображениями, чтобы получилась иллюстрация правил обозначения географических широт.
Б) Подпишите на рисунке географические широты точек СП (Северного полюса), ЮП (Южного полюса), Э (экватора), М (Москвы).

  • Задания по рис. 3, 4.

А) Впишите пропущенные слова.
Если смотреть на глобус со стороны Северного географического полюса, то параллели выглядят как окружности разного диаметра, но имеющие один центр, который расположен в точке Северный полюс. Такие окружности называют концентрическими.

Б) Нарисуйте параллели 0, 30, 60 градусов так, как они выглядят на глобусе , если смотреть на него со стороны Северного географического полюса (рис. 3), подпишите значения их широт. Нарисуйте параллели 10, 30, 50 и 70 градусов так, как они выглядят на глобусе, если смотреть на него со стороны Южного географического полюса (рис. 4), подпишите значения их широт.

  • Воспользуйтесь информацией сайта «Географический центр России» (https://www.centerrus.ru/? GLAVNAYa) и ответте на следующие вопросы.

1. Кто впервые провел расчеты положения географического центра территории Российской Империи в начале XX в.?
Д. И. Менделеев.

2. Сколько групп ученых принимало участие в определении географического центра территории современной России?
3

3. Где установлен памятный знак «Географический центр России»? Кто автор того обелиска? Когда состоялось открытие памятного знака?
На правом берегу р. Таз, ниже устья р.Б. Ширта. Автор – научно-спортивная экспедиция имени И. Д. Папанина. В 1983 году.

3. Географическая долгота.

  • Впишите пропущенные слова в определение.


Географической долготой точки поверхности Земли называют част параллели между данной точки и начальным меридианом, выраженную в градусной мере.

  • Дополните рисунок 5 изображениями, чтобы получилась иллюстрация правил обозначения географических долгот.

Определите долготу географического центра России (озеро Виви) по карте в атласе, соблюдая последовательность действий.

  • Определите или узнайте географическую долготу своего населенного пункта.

53 градуса с.ш.

Проведите измерения по школьному глобусу с помощью широтной линейки, заполните пропуски в предложениях.

1. Широта Северного тропика равна 23,5 градуса с.ш., широта Южного тропика равна 23,5 градуса ю.ш.
Северный и Южный тропики ограничивают умеренный пояс освещенности.
Линии тропиков замечательны тем, что в области, заключенной между тропиками, во всех точках Солнце пребывает в зените дважды в году.

2. Широта Северного полярного круга равна 66,5 градусов с.ш., широта Южного полярного круга равна 66,5 градусов ю.ш.
Северный полярный круг расположен на 66 от Северного полюса.
Южный полярный круг расположен на 66 от Южного полюса.
Северный полярный круг ограничивает умеренный пояс освещенности.
Южный полярный круг ограничивает умеренный пояс освещенности.
Линии полярных кругов замечательны тем, что являются границами областей, где бывают полярные дни и ночи.

3. Географический центр России расположен в части света Азия.
Полярный день и полярная ночь в географическом центре России: не может быть полярных дней и ночей, так как находится южнее полярного круга.

Источник

Дидактический материал для проведения практических работ по географии в 6классе (стр. 4 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8

Haм потребуется: изготовим самодельную широтную линейку (см. рисунок). От обычной линейки широтная линейка для глобуса отличается тем, что на её шкале обозначены значения географических широт в градусной мере и ее можно надеть на ось глобуса.

1. У центров отверстий поставим отметки «90°».

2. Наденем линейку на ось глобуса и совместим её с нулевым меридианом.

3. На линейке сделаем отметки, соответствующие экватору («0°») и параллелям. Подпишем сделанные отметки.

4. Разделим отрезки между сделанными отметками на 10 равных частей, если параллели проведены через 10° (или на 15 частей, если параллели проведены через 15°).

Таким образом, у нас получилась широтная линейка для глобуса, которая поможет определить географическую широту точки с точностью до 1градуса.

Определим географическую широту на примере тропиков и полярных кругов.

1. По широтной линейке прочитаем значение широты ближайшей к экватору параллели, обозначенной пунктирной линией и находящейся от неё на севере. Проверим правильность выполнения упражнения. Широта Северного тропика (или тропика Рака) — около 23,5° с. ш.

Аналогично определим широту Южного тропика (тропика Козерога) — 23,5° ю. ш.

Вспомните, чем замечательны линии тропиков. Какой пояс освещённости они ограничивают?

2. По широтной линейке прочитаем значение широты ближайшей к Северному полюсу параллели, обозначенной пунктирной линией. Эта параллель — Северный полярный круг. В каком направлении от Северного полюса расположен Северный полярный круг? Проверим правильность выполнения упражнения. Широта Северного полярного круга около 66,5° с. ш. Аналогично определим широту Южного полярного круга — 66,5° ю. ш. В каком направлении от Южного полюса расположен Южный полярный круг?

Вспомните, чем замечательны линии полярных кругов. Какие пояса освещённости они ограничивают?

3. С помощью широтной линейки на глобусе удобно решать обратные задачи — определение положения объекта по известным координатам.

Определим по глобусу положение географического центра России (расположен на озере Вивй), если известны его координаты — 66° с. ш., 94° в. д. (см. рисунок на с. 81).

В какой части света расположен географический центр России? Бывает ли в географическом центре России полярный день и полярная ночь?

Практическая работа «Определение по глобусу и карте географических координат».

Цель работы: формирование умений определять географические координаты, направления и расстояния по глобусу и карте; а также знаний о географическом положении своего населенного пункта.

Определите географические координаты объектов и заполните таблицу № 1.

Источник

Урок географии по теме «Определение расстояний и географических координат по глобусу». 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6

Цель урока: Формирование навыка определения расстояний и географических координат по глобусу с помощью гибкой и широтной линеек, усвоение алгоритма действий при определении географических координат объекта и определении объекта по заданным координатам.

  • образовательные:создать условия для успешного усвоения учащимися знаний системе географических координат, градусной сети, параллелях и меридианах, географической широте и географической долготе.
  • развивающие: совершенствовать умения школьников определять расстояния и географические координаты объектов на глобусе, планировать свою деятельность по выполнению поставленных практических задач, составлять алгоритм своей деятельности, оценивать себя и других.
  • воспитательные:содействовать формированию коммуникативных навыков (умения работать в группах, слушать других).

Тип урока: урок решения частных задач.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, глобусы, гибкие линейки и широтные линейки (изготовлены из плотной бумаги самими учащимися), учебники, листы самооценки, взаимной оценки..

Структура и ход урока

1

ОМС из ФЦИОР “Глобус и географические координаты”.

Операционно-исполнительный компонент

4

1. Гибкой линейкой измерьте расстояние между Москвой и Владивостоком. С помощью масштаба глобуса определите реальное расстояние между этими городами. Запишите результаты в таблицу.

Этап урока Название используемых ресурсов Деятельность учителя (с указанием действий С ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время (в мин.)
1 2 3 5 6 7

Мотивационно-ориентированный компонент

1 Организационный этап. Обеспечивает комфортную психологическую обстановку и настраивает на продуктивную работу. Настраиваются на работу.
2 – Актуализация опорных знаний, анализ условий, еобходимых для отработки навыков определения расстояний и координат на глобусе.

– Самооценка в листе самооценки.

Учитель в беседе с учащимися выясняет, чем они занимались на предыдущем уроке. Проверяет их, включая ОМС с голосом диктора. – Учащиеся вспоминают определения градусной сетки, координат, параллелей и миридианов, широты и долготы, показывают их на глобусе.

– Выставляют себе оценку в листе самооценки.

5–7
3 Этап определения темы и совместной цели урока. 1. Учитель, в беседе с учащимися подводит их к мысли о том, что необходимо предлагает сформулировать тему и цель урока;

2. Уточняет формулировки темы и цели урока, высказанные учениками.

1. Предполагается, что учащиеся назовут тему урока – определение расстояний и географических координат, цель – отработка навыков определения расстояний и координат по глобусу.
Отработка навыков определения расстояний и координат по глобусу. Глобусы, гибкая линейка, широтная линейка. Организует работу учащихся группах. 1. Работают в группах по полученным заданиям. 15–20

Рефлексивно-оценочный компонент

5 Подведение итогов, рефлексия. Листы взаимооценки и самооценки. Предлагает учащимся сделать выводы об успешности своей деятельности на уроке. Делают выводы о том, что удалось, что не удалось. 5–7
7 Подача домашнего задания. Объявляет домашнее задание с учётом затруднений учащихся. Записывают домашнее задание с учётом личных затруднений,задают вопросы.
Расстояние, полученное в результате измерения линейкой (см) Реальное расстояние (км)

2. По широтной линейке прочитайте значение географической широты ближайшей к экватору параллели, обозначенной пунктирной линией и находящейся к северу от экватора. Как она называется? Полученные данные запишите в таблицу.

Название пунктирной линии Географическая широта пунктирной линии Проверка

3. Определите географические координаты г. Москва.

4. Какой объект находится в точке с координатами 33°юш. 151°в.д.?

5.* Составьте задачу на определение объекта по заданным координатам. Пропишите алгоритм действий.

1. 1–4 задания могут выполняться сообща.

2. Задание 5* выполняется индивидуально по желанию на отдельном листочке.

3. Совместная работа оценивается в Листе взаимооценки – каждый участник группы проставляет всем другим участникам оценку за совместную работу.

4. После выполнения и проверки всех заданий каждый участник группы оценивает свою работу в Листе самооценки. Если при выполнении заданий были затруднения, оценка снижается.

1. Гибкой линейкой измерьте расстояние между Москвой и Читой. С помощью масштаба глобуса определите реальное расстояние между этими городами. Запишите результаты в таблицу.

Расстояние, полученное в результате измерения линейкой (см) Реальное расстояние (км)

2. По широтной линейке прочитайте значение географической широты ближайшей к экватору параллели, обозначенной пунктирной линией и находящейся к югу от экватора. Как она называется? Полученные данные запишите в таблицу.

Название пунктирной линии Географическая широта пунктирной линии Проверка

3. Определите географические координаты г. Чита.

4. Какой объект находится в точке с координатами 48° с.ш. 3° в.д.?

5.* Составьте задачу на определение объекта по заданным координатам. Пропишите алгоритм действий.

1. 1–4 задания могут выполняться сообща.

2. Задание 5* выполняется индивидуально по желанию на отдельном листочке.

3. Совместная работа оценивается в Листе взаимооценки – каждый участник группы проставляет всем другим участникам оценку за совместную работу.

4. После выполнения и проверки всех заданий каждый участник группы оценивает свою работу в Листе самооценки. Если при выполнении заданий были затруднения, оценка снижается.

1. Гибкой линейкой измерьте расстояние между городами Чита и Владивосток. С помощью масштаба глобуса определите реальное расстояние между этими городами. Запишите результаты в таблицу.

Расстояние, полученное в результате измерения линейкой (см) Реальное расстояние (км)

2. По широтной линейке прочитайте значение географической широты ближайшей к Северному полюсу параллели, обозначенной пунктирной линией. Как она называется? В каком направлении от Северного полюса находится? Полученные данные запишите в таблицу.

Название пунктирной линии Географическая широта пунктирной линии, направление от Северного полюса Проверка

3. Определите географические координаты г. Владивосток.

4. Какой объект находится в точке с координатами 35°ю.ш. 149° в.д.?

5.* Составьте задачу на определение объекта по заданным координатам. Пропишите алгоритм действий.

1. 1–4 задания могут выполняться сообща.

2. Задание 5* выполняется индивидуально по желанию на отдельном листочке.

3. Совместная работа оценивается в Листе взаимооценки – каждый участник группы проставляет всем другим участникам оценку за совместную работу.

4. После выполнения и проверки всех заданий каждый участник группы оценивает свою работу в Листе самооценки. Если при выполнении заданий были затруднения, оценка снижается.

1. Гибкой линейкой измерьте расстояние между городами Чита и Якутск. С помощью масштаба глобуса определите реальное расстояние между этими городами. Запишите результаты в таблицу.

Расстояние, полученное в результате измерения линейкой (см) Реальное расстояние (км)

2. По широтной линейке прочитайте значение географической широты ближайшей к Южному полюсу параллели, обозначенной пунктирной линией. Как она называется? В каком направлении от Южного полюса находится? Полученные данные запишите в таблицу.

Название пунктирной линии Географическая широта пунктирной линии, направление от Южного полюса Проверка

3. Определите географические координаты г. Якутск.

4. Какой объект находится в точке с координатами 41° с.ш. 74° з.д.?

5.* Составьте задачу на определение объекта по заданным координатам. Пропишите алгоритм действий.

1. 1–4 задания могут выполняться сообща.

2. Задание 5* выполняется индивидуально по желанию на отдельном листочке.

3. Совместная работа оценивается в Листе взаимооценки – каждый участник группы проставляет всем другим участникам оценку за совместную работу.

4. После выполнения и проверки всех заданий каждый участник группы оценивает свою работу в Листе самооценки. Если при выполнении заданий были затруднения, оценка снижается.

1. Гибкой линейкой измерьте расстояние между городами Якутск и Москва. С помощью масштаба глобуса определите реальное расстояние между этими городами. Запишите результаты в таблицу.

Расстояние, полученное в результате измерения линейкой (см) Реальное расстояние (км)

2. По широтной линейке прочитайте значение географической широты ближайшей к экватору параллели, обозначенной пунктирной линией и находящейся к северу от экватора. Как она называется? Полученные данные запишите в таблицу.

Название пунктирной линии Географическая широта пунктирной линии Проверка

3. Определите географические координаты г. Рио-де-Жанейро.

4. Какой объект находится в точке с координатами 54° с.ш. 83° в.д.?

5.* Составьте задачу на определение объекта по заданным координатам. Пропишите алгоритм действий.

1. 1–4 задания могут выполняться сообща.

2. Задание 5* выполняется индивидуально по желанию на отдельном листочке.

3. Совместная работа оценивается в Листе взаимооценки – каждый участник группы проставляет всем другим участникам оценку за совместную работу.

4. После выполнения и проверки всех заданий каждый участник группы оценивает свою работу в Листе самооценки. Если при выполнении заданий были затруднения, оценка снижается.

1. Гибкой линейкой измерьте расстояние между Москвой и Лондоном. С помощью масштаба глобуса определите реальное расстояние между этими городами. Запишите результаты в таблицу.

Расстояние, полученное в результате измерения линейкой (см) Реальное расстояние (км)

2. По широтной линейке прочитайте значение географической широты ближайшей к экватору параллели, обозначенной пунктирной линией и находящейся к югу от экватора. Как она называется? Полученные данные запишите в таблицу.

Название пунктирной линии Географическая широта пунктирной линии Проверка

3. Определите географические координаты г. Лондон.

4. Какой объект находится в точке с координатами 30° с.ш. 32° в.д.?

5.* Составьте задачу на определение объекта по заданным координатам. Пропишите алгоритм действий.

1. 1–4 задания могут выполняться сообща.

2. Задание 5* выполняется индивидуально по желанию на отдельном листочке.

3. Совместная работа оценивается в Листе взаимооценки – каждый участник группы проставляет всем другим участникам оценку за совместную работу.

4. После выполнения и проверки всех заданий каждый участник группы оценивает свою работу в Листе самооценки. Если при выполнении заданий были затруднения, оценка снижается.

Источник

Читайте также:  Шумоизоляция для автомобилей своими рук
Оцените статью