- Настоящий шаманский бубен
- Как сделать бубен для вхождения в шаманский транс
- Для чего нужен бубен
- Свойства ритуальных бубнов
- Разновидности шаманских бубнов
- Какие материалы используются для изготовления бубнов
- Как сделать шаманский бубен своими руками
- Изготовление обода
- Подготовка кожи для бубна
- Окрашивание сырья
- Натягивание кожи на обод
- Украшения
- Как обращаться с бубном после изготовления
- Вхождение с бубном в транс
- Польза и вред
- Как подготовиться к трансу
- Техники вхождения в транс
- Выход из транса и расслабление
- Другие ритуальные атрибуты
Настоящий шаманский бубен
Данная статья посвящена предмету этнической психологии и является продолжением и уточнением статьи «Материальная культура шаманства». В статье дается описание изготовления степного шаманского бубна. Статья будет интересна для студентов изучающих предметы антропологии, этнологии и этнической психологии, а так же всем тем, кто интересуется шаманскими практиками, шаманской психотерапией и шаманскими методами саморегуляции.
В прошлой статье я сказал, что по представлениям шаманов бубен шаман изготавливает сам или его изготавливают родственники шамана. Эта особенность касается не только бубна но и всей шаманской утвари. Даная особенность связана с представлением о душевных силах рода (родовых Духах), которые, будучи вложенными в изготовление священного предмета, проявляют себя в действии этого предмета. Соответственно, если шаман пользуется предметами изготовленными другими людьми, то возможны несовпадения личных сил шамана с силами, которые вложены другими людьми при изготовлении этих предметов. Поэтому шаман старается все предметы, применяемые в камланиях изготовить самостоятельно. По этой же причине шаманские предметы изготовленные чужими шаманами воспринимаются с большой осторожностью. К изготовлению предметов шаманской деятельности могут привлекаться родственники шамана, поскольку у них есть общие с шаманом родовые Духи.
В современных этнических сообществах шаманы часто отходят от древних традиций и шаманят с предметами изготовленными другими людьми. Это можно видеть на современных фотографиях, где на этнических праздниках шаманы одеты в одинаковые костюмы и шаманят с одинаковыми бубнами. Эта одинаковость – признак поставленного на поток производства этих вещей. Это серийное производство превращает шаманские вещи в простые сувениры:
А настоящие шаманские вещи существуют в единственном экземпляре – нет двух одинаковых настоящих шаманских бубнов.
Конечно же в руках у настоящего шамана и сувенирный бубен будет работать, а самый настоящий бубен у «ряженого» шамана работать не будет. Но все же уважающие себя шаманы стараются пользоваться настоящими бубнами.
О том, как сделать настоящий шаманский бубен и пойдет речь в этой статье.
По конструкции и материалу обечайки бубны условно можно разделить на степные и лесные. В условиях леса шаман ищет дерево, которое согласиться дать ему щепу для обечайки. Часто шаманы ищут это дерево во сне. При нахождении нужного дерева из его растущего ствола вырубают и отделяют щепу. Эту щепу затем сгибают в кольцо и получается цельногнутая обечайка. Это самая распространенная конструкция обечайки. В условиях массового производства сувенирных бубнов конечно дерево никто не ищет и обечайку гнут или из доски, или из фанеры.
Обечайка гнутая из доски
Обечайка гнутая из фанеры
Часто такую цельногнутую обечайку дополняют выступами, которые обычно называют «резонаторами».
И тогда получается бубен «с резонаторами»:
Однако, исторически выступы по ребру бубна это совсем не резонаторы. Этот дизайн имеет очень древнее происхождение и является подражанием образу конструкции степного бубна.
О более древней и редкой в настоящее время конструкции степного бубна я и хочу более подробно рассказать в этой статье.
В отличие от (условно) лесного бубна обечайка степного бубна делается не из цельной щепы вырубленной из живого дерева, а из прутьев кустарника или веток дерева. Эта конструкция исторически более древняя и происходит от способа сушки шкур на обручах согнутых из прута. Такой способ сушки применяется и сейчас у некоторых племен индейцев и северных народов Сибири.
Антропологи предполагают, что именно от сушки шкур происходит бубен – когда шкура высыхала и натягивалась – она начинали звучать. Это и стало причиной использования шкуры натянутой на обруч в качестве музыкального инструмента. Поскольку в антропологии считается, что люди начали строить жилье путем обтягивания каркаса из жердей около 400-500 тысяч лет назад (в позднем ашеле), то и шкуры стали сушить в этот же период. Поэтому, гипотетически, в этот период могли изобрести и бубен. Конечно, проверить эту гипотезу достаточно трудно.
Однако, вернемся к изготовлению бубна.
Итак, для бубна потребуется сделать два обруча из гибких прутов. Прутья нужно найти. Это вопрос «охоты за силой». Искать можно везде. Но найти и вырезать прутья может оказаться достаточно сложной задачей.
Для успешного поиска шаманы обращаются к духам за помощью и просят помочь найти прут. При нахождении прута нужно поговорить с деревом, согласиться ли дерево отдать эту ветку. Для задабривания дерева его можно полить водой и/или разложить на его ветках корм для птиц.
Мало найти прут, нужно его еще согнуть, и чтобы он при этом не сломался. Прут должен быть малосбежистым – не иметь большой разницы толщины в комлевой и верхушечной частях.
Хорошо подходят для обруча прутья из веток шелковицы, вишни и ясеня.
После сгибания обручей нужно оставить их в согнутом положении на пару месяцев в сухом месте в тени. Когда прут высохнет из него делают обруч. Для этого нужно сделать и закрепить стык верхушки и комля прута. Стык делается с вырезанием небольших ступенек, как показано на фото (красные стрелки).
Ступеньки нужны чтобы, когда обтяжка бубна высохнет и начнет сжимать обруч, то стык не начал съезжать и диаметр обруча не уменьшился.
Стык обычно проклеивается и прошивается толстой ниткой.
Два обруча соединяются параллельно друг другу прикрепляясь к плашкам. Я их прикручиваю шурупами. Таким образом, получается обечайка:
Из кожаных полосок в обечайке делают онгон Духа-хозяина бубна. Теперь, когда обечайка готова, ее обтягивают кожей.
Наиболее распространенный способ обтяжки степного бубна показан на рисунке ниже:
Как видно из рисунка, кожа не пришивается к обечайке, а подворачивается с тыльной стороны бубна через веревочное кольцо и прошивается кожаной тесьмой или обычной суровой ниткой. Края кожи около шва прошивки обычно проклеиваются.
На фото ниже единицей обозначено место прохода веревки, через которую подвернута кожа. Двойкой обозначен край кожи, который проклеен. Тройкой обозначена проклейка дополнительного слоя кожи, который закрывает прошивку (поэтому прошивка не видна).
В целом внутренняя (тыльная) сторона степного бубна выглядит так:
А внешняя (лицевая) сторона степного бубна — так:
Самостоятельное изготовление степного шаманского бубна доступно практически любому человеку. Сгибание обруча из ветки дерева не требует ни специальных технических устройств, ни особенной физической силы, ни каких-то особенный навыков. Вся остальная часть изготовления бубна тоже доступна всем людям без какой-либо специальной проф подготовки. Достаточно уметь просверлить отверстие, вкрутить шуруп, сделать прошивку обычным сапожным швом при помощи шила и сапожного крючка. Главной сложностью изготовления бубна является лишь способность организовать этот процесс. И в организации процесса как раз и проявляются личные силы (родовые Духи) шамана. Поэтому, самостоятельное изготовление бубна является еще и своего рода испытанием, посвящением и профессиональным ростом шамана.
В данную статью не вошла информация по подготовке шкуры для изготовления обтяжки бубна. В интернете есть достаточно разнообразной информации по выделке кож. Если будет нужно – я опишу этот процесс в отдельной статье.
Единственное, на что хочу обратить внимание – со шкурой нужно тоже разговаривать, как и с деревом при поиске прутьев для обечайки. Хороший материал по вопросу организации изготовления шаманского бубна дает Басилов В.Н. в книге «Избранники духов» (Москва, «Политиздат», 1984 г.).
И еще один важный момент — при обтяжке бубна мокрой кожей не нужно сильно ее натягивать, она должна немного провисать при обращении бубна в горизонтальное положение. Когда она высохнет — натянется. Лучше недотянутый бубен, чем перетянутый. Натяжка уже высохшего бубна потом регулируется поднесением бубна к огню или подсушиванием на солнце. В квартире можно подсушивать феном.
Желаю всем энтузиастам реконструкции этнических практик вдохновения и успехов в изготовлении шаманского бубна!
Басилов В.Н. Избранники духов. – М.: Политиздат, 1984.
Медоуз К. Шаманский опыт. Практическое руководство по современному шаманизму. – М. «ФАИР-ПРЕСС», 1999. – 320 с.
Сарангэрэл. Зов шамана. М.: «ФАИР-ПРЕСС», 2003.
Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М.: Издательство политической литературы, 1989. – 573 с.
Шундик Н. Белый шаман. //Роман-газета №22(860), №23(861)/ – М.: Издательство «Художественная литература», 1978.
Харнер М. Путь шамана. – М., «Палантир», 1994.
Источник
Как сделать бубен для вхождения в шаманский транс
Бубен является важнейшим атрибутом шаманов, который помогает установить контакт с обитателями потусторонних миров. Он помогает изгонять злых духов и исцелять больных. Хотя шаманский бубен имеет простую конструкцию, при его изготовлении нужно учитывать множество нюансов, без которых он не будет работать.
Шаманский бубен для изгнания темных сил.
Для чего нужен бубен
Бубен считается источником мистической силы шамана. Инструмент используется во время камлания – ритуального контакта с невидимыми духами. Его звучание позволяет настроиться на восприятие скрытых природных сил и управлять ими.
Посредством игры на традиционном бубне можно:
- погружаться в медитативное или трансовое состояние, позволяющее путешествовать в потусторонние миры и видеть причины различных явлений;
- общаться с духами, договариваться и противостоять им;
- проводить обряд очищения и исцелять больных;
- делать предсказания о грядущих событиях.
Свойства ритуальных бубнов
Шаманский бубен относится к категории инструментов, не имеющих частоты. Его звучание подобно шуму, который происходит от природных источников: морских потоков, ветра, шелеста листвы и пр.
В западной высотно ориентированной музыкальной системе такие звуки являются нежелательными, т.к. препятствуют концентрации внимания, речевому общению, сплочению людей.
Однако шаманы считают, что шумовые тембры отражают состояние индивидуума и способствуют его слиянию с природой.
Разновидности шаманских бубнов
Есть несколько типов шаманских бубнов, различаемых в зависимости от территориальной принадлежности:
- Саамский, или куэмдес, обтягивают оленьей кожей и украшают медвежьими клыками или когтями. В центре изображают бога солнца Пэйвия. В качестве колотушки используют олений рог.
- Якутский, или тюнгюр, имеет овальную форму. Его изготавливают из козлиной или коровьей кожи, украшая образами животных и тайными знаками.
- Алтайский, по форме напоминающий якутский инструмент. На его поверхности часто присутствуют фигуры коней, а иногда лесных животных. Нередко изображаются березы, солнце, луна, звезды.
- Эвенкийский, или унтугун, обладает овальной 15-сантиметровой обечайкой, покрытой преимущественно оленьей кожей. По краям мембраны присутствуют фигуры людей и птиц. Нередко на деревянных колотушке принято рисовать лицо шамана.
- Ненецкий, или пензер, символизирует оленя, образ которого становится проводником по миру духов. Это большой круглый инструмент с изображением северных животных и горных пиков. При его изготовлении используют шкуру белого оленя.
- Чукотский, или ярар, делают преимущественно из желудочной оболочки моржа. В некоторых районах используют выделанную шкуру молодого оленя. Рукоятку изготавливают из моржового клыка, а колотушку – из китового уса. Чукотский бубен отличается легкостью: в основном он весит около 600 г, а некоторые экземпляры – не более 250 г.
Какие материалы используются для изготовления бубнов
Основой бубна является обечайка – цилиндрический элемент конструкции, изготавливаемый из древесной щепы или доски. Материал размягчают в воде и сгибают в кольцо. После полного высыхания на обод натягивают шкуру лесного животного: медведя, оленя, косули, бизона и пр.
Нередко мембрану изготавливают из искусственной кожи, которая позволяет извлекать хороший звук и отличается высокой износоустойчивостью. Натуральный материал впитывает влагу, поэтому часто не позволяет играть четко и громко при камлании на открытом воздухе.
Обечайка для бубна изготавливается из дерева.
Как сделать шаманский бубен своими руками
Инструмент представляет собой деревянную обечайку (обод), на которую натягивают выделанную шкуру животного. Его изготовление требует навыков работы с деревом и натуральной кожей. Однако можно легко понять, как сделать его своими руками в домашних условиях.
Изготовление обода
Традиционно шаманы изготавливали обод из цельной доски, полученной из срединной части древесного ствола путем его раскалывания. Сегодня приобрести материал можно в магазине.
Важно, чтобы изделие не имело сучков и поперечно направленных волокон.
Доску погружают в воду на несколько дней, пока она не станет пластичной. Затем ее скручивают в кольцо с помощью заранее подготовленной формы, прочно фиксируют, склеивают стык и оставляют до полного высыхания.
Края обечайки шлифуют наждачной бумагой и скругляют. На завершающем этапе готовый элемент конструкции обрабатывают натуральной олифой в целях его защиты от сырости и гниения.
Обечайку можно изготовить и из шпона толщиной около 2–3 мм. Материал также замачивают в горячей воде, после размягчения скручивают и фиксируют с помощью струбцин до высыхания.
Затем поверхность обода промазывают клеем ПВА и поверх накладывают следующий отрезок шпона. Процедуру повторяют несколько раз, пока обечайка не станет достаточно крепкой. Чтобы изготовить кольцо диаметром 30–50 см, необходимо склеить 2–3 слоя шпона толщиной 1,5 мм.
Подготовка кожи для бубна
Шкуру животного необходимо обработать следующим образом:
- Обезволосить, поместив материал в водный раствор гашеной извести, приготовленный из расчета 200 г вещества на 1 л жидкости. Ежедневно кожу вынимают на несколько минут для проветривания, а затем вновь погружают в состав. Когда шерсть начинает с легкостью отделяться от поверхности, ее полностью удаляют.
- Очистить от мездры – остатков подкожной клетчатки и фасциальной оболочки. С этой целью кожу кладут на широкий стол и фиксируют гвоздями по периметру, после чего ножом аккуратно счищают нежелательный слой. Затем поверхность шлифуют крупнозернистой наждачной бумагой.
Окрашивание сырья
Кожу принято окрашивать с помощью натуральных красок, однако допускается использование искусственных составов. Поверхность тонируют полностью или частично, нередко наносят различные изображения.
Натягивание кожи на обод
Готовую кожу размягчают в воде. После этого вырезают из нее круг, размер которого на несколько сантиметров превышает диаметр обода бубна. Вдоль всего припуска делают 3 цепочки отверстий.
В центральный ряд продевают прочный шнур, а крайние сшивают между собой. Затем кожу надевают на обечайку, аккуратно затягивают веревку и связывают ее концы.
Украшения
Инструмент принято украшать символичными изображениями животных, которые являются проводниками по невидимым мирам. В основном шаманы рисуют оленей или коней.
Нередко на бубнах встречаются тайные знаки, о смысле которых знают только владельцы магических атрибутов.
Иногда на обечайку прирепляют клыки и когти зверей, олицетворяющих их природную силу.
Как обращаться с бубном после изготовления
Чтобы активировать магический атрибут, следует 9 раз очертить им круг над пламенем огня. При этом движение должно совершаться по часовой стрелке.
После этого нужно окурить инструмент дымом горящей ветки полыни или можжевельника, а кожаное покрытие смазать кашицей из табака. После этих действий атрибут можно использовать по назначению.
После изготовления бубна его нужно обязательно активировать.
Вхождение с бубном в транс
Трансовое состояние знакомо каждому человеку, однако произвольное погружение в него доступно не каждому. Чтобы войти в измененное состояние сознания, рекомендуется пройти специальную подготовку или воспользоваться услугами опытного шамана.
Польза и вред
При погружении в трансовое состояние сознание человека отключается, и мозг активирует процессы восстановления физиологических процессов. Такая практика помогает избавиться от стрессов и прочих психологических проблем, восстановить силы и исцелиться от некоторых болезней.
Нахождение в трансовом состоянии может быть опасным ввиду подверженности сознания внешним злонамеренным манипуляциям людей. Поэтому практиковать следует в одиночестве или в присутствии опытных, честных и благонадежных шаманов.
Как подготовиться к трансу
Перед погружением в измененное состояние сознания нужно выбрать тихое уединенное место, исключив вероятность появления нежданных гостей. Заранее рекомендуется удовлетворить базовые физиологические потребности: посетить туалет, устранить чувство голода или излишней сытости.
Не следует входить в транс во время болезни. Сначала следует достичь полного выздоровления, в противном случае практика не будет эффективной.
Техники вхождения в транс
Основным способом погружения в транс является прослушивание ритмичной музыки, издаваемой бубном. Мероприятие рекомендуется проводить при участии шамана, который будет играть на инструменте. Однако можно использовать и аудиозапись.
Во время прослушивания нужно расслабиться и сосредоточить внимание на ритме, не позволяя себе отвлекаться на внешние раздражители и посторонние мысли.
Войти в измененное состояние сознания также можно с помощью:
- холотропного дыхания, которое способствует интенсивному насыщению крови кислородом и быстрому погружению в транс;
- танцев или монотонных движений;
- концентрации на звуке или явлении: сердцебиении, тиканье секундной стрелки часов и т.п.
С помощью звучания бубна можно войти в транс.
Выход из транса и расслабление
Выходить из транса следует постепенно. Можно визуализировать процесс спускания по лестнице или выныривания из воды. Когда привычные чувства и мысли начнут возвращаться, рекомендуется выполнить несколько упражнений на расслабление и растяжку мышц.
Другие ритуальные атрибуты
Помимо бубна, шаманы используют и другие магические атрибуты:
- колотушку из кости животного или древесины, с помощью которой можно проводить камлание;
- медные зеркала, используемые для объединения духов и расширения видения;
- ритуальную чашу для приготовления целебных составов и разжигания трав.
Обязательным атрибутом шамана также являются костюмы, которые украшаются различными символами в зависимости от вида призываемых духов-помощников.
Например, при посещении Верхнего мира служитель культа облачается в одеяние, напоминающее птичье оперенье. При путешествии в Нижний мир используется костюм со множеством металлических предметов.
Источник