Съёмник ротора генератора
Съёмник генератора, точнее его ротора, поможет снять ротор с конуса коленвала любого скутера без повреждений. Снять ротор генератора возникает необходимость например перед заменой сальника коленвала, или для ремонта двигателя (снятия коленвала), а так же для заметы статора при повреждении его обмотки, или для замены дачика импульсов (датчика Холла).
В этой статье, больше рассчитанной на скутеристов новичков, будет описано, как и с помощью чего снять ротор генератора скутера без повреждения деталей,а так же будет показана пара самодельных вариантов съёмника генератора.
Вначале будут описаны съёмники генератора, а ниже будет описан для скутеристов новичков сам процесс снятия ротора генератора с конической цапфы коленвала.
Съёмник ротора генератора заводской.
Итак, сначала хотелось бы написать несколько слов о заводских съёмниках, один из которых показан на фото слева. Такой съёмник ротора генератора, можно купить на рынке или в специализированных магазинах. Конечно же проще купить заводской съёмник, чем заморачиваться с его изготовлением. Только сейчас вполне возможно нарваться на сырые изделия, изготовленные из стали низкого качества, которых хватит ненадолго (быстро износится резьба).
Качественный съёмник, изготовленный из твёрдой углеродистой стали по любому стоит дороже, и если вы увидите на рынке несколько вариантов, не берите тот что подешевле, скорей всего он изготовлен из самой дешёвой и мягкой стали — сталь 2 или ст3.
Кстати можно взять с собой надфиль, который поможет сравнить твёрдость стали — углеродистая сталь (например ст45 или 50) разумеется намного труднее обрабатывается надфилем, чем сталь 3.
На что ещё обратить внимание при покупке заводского съёмника? Следует снять крыльчатку охлаждения (об этом ниже) и замерить штангелем внутренний диаметр резьбы в роторе генератора, которая предназначена для вкручивания съёмника. Разумеется диаметр внутренней резьбы в роторе должен быть таким же, как и наружный диаметр на съёмнике, который вы покупаете. Что касается шага резьбы, то тут вы не ошибётесь, на всех съёмниках одинаковая мелкая резьба с шагом 1.
Ну и ещё один совет: если вы предполагаете, что в скором времени купите себе другой скутер (другой модели) или собираетесь заниматься ремонтом скутеров, то поищите съёмник генератора, имеющий две разные по наружному диаметру резьбы, с каждой стороны корпуса.
Съёмник генератора с двумя разными резьбами
Такой съёмник показан на фото слева и он более универсален, ну и подойдёт для большинства мопедов, ведь на скутерах разных фирм, может быть разный диаметр внутренней резьбы, в корпусе ротора генератора.
И купив более универсальный съёмник с разными резьбами, у вас появится возможность снять ротор генератора практически с любой модели скутера.
Самодельные съёмники генератора.
Ну а что же делать тем скутеристам, живущим где нибудь в глубинке, у которых до ближайшего мото-магазина километров 100, а ротор генератора необходимо снять как говорится здесь и сейчас. В таком случае можно изготовить съёмник самостоятельно.
Вариантов изготовления самодельных съёмников я опишу два, а какой из них выбрать, каждый решит для себя, исходя из условий и материалов, которые валяются в гараже.
Итак первый вариант самый простой. Для его осуществления потребуется вырезать из листового металла, толщиной не менее 10 мм, пластину, также потребуется стальной болт, желательно с мелкой резьбой М10 шаг 1. Из инструмента потребуется распространённая в народе болгарка, дрель (лучше сверлильный станок), ну и метчик М10х1.
Съёмник генератора из стальной пластины
Ну и ещё потребуются два болта, с такой же резьбой, какую имеют два небольших отверстия на корпусе ротора генератора — они указаны на фото красными стрелками (обычно эти отверстия имеют резьбу М6, но на более крупнокубатурных скутерах резьба может быть М8).
Для начала вырезаем болгаркой пластину, длина её равна примерно диаметру ротора генератора (лучше чуть больше), ширина пластины примерно 30- 35 мм, ну а толщина как я уже говорил не менее 10 мм.
В центре пластины намечаем и сверлим отверстие, диаметром 9 мм и затем в просверленном отверстии нарезаем резьбу М10х1. В отверстие потом вкрутим болт, длинной примерно 80 — 10 мм, на конце которого следует заточить конус, или прихватить электросваркой стальной шарик (чтобы болт в последствии надёжно упёрся в лунку коленвала и не испортил резьбу).
На краях пластины сверлим ещё по отверстию, в которые затем вставляем два болта, которые будут вкручиваться в резьбовые отверстия в роторе генератора, которые указаны на фото красными стрелками. При установке такого съёмника сначала выкручиваем назад центральный болт, затем вкручиваем миллиметров на 5 — 7 (не больше) в резьбовые отверстия боковые болты, и придерживая съёмник рукой, начинаем вкручивать центральный болт, пока его конусный конец (или шарик) не упрётся в лунку в колевалу.
Теперь остаётся заклинить коленвал от проворота (например приспособлением, показанным на фото ниже) или другим способом (например вставив в колесо скутера монтировку, обёрнутую ветощью) и начинаем затягивать центральный болт, пока ротор генератора не сойдёт с конуса цапфы коленвала.
Кстати, если вместо прямоугольной пластины использовать большую круглую шайбу (толщиной 10 мм и диаметром чуть меньшим, чем у ротора) то тогда можно будет вкрутить не два болта (указанные красными стрелками на фото) а четыре болта — так будет намного надёжнее и это уменьшит нагрузки на резьбу в роторе.
Этот вариант потребует токарного станка, или знакомого токаря на соседнем заводе и почти не отличается от заводского съёмника. Только лишь с тем условием, что вы можете найти качественную сталь сами и в итоге будете уверены, что самодельный съёмник, изготовленный из качественной углеродистой стали, прослужит вам верой и правдой достаточно долго.
Чертёж съёмника показан на рисунке слева и чтобы иметь возможность отнести его знакомому токарю, следует сделать скриншот экрана, затем распечатать его, ну или просто перерисовать карандашём. А чтобы не заморачиваться с лысками под гаечный ключ, чертёж рассчитан на то, что изготавливать съёмник вы будете (ну или токарь) из шетигранного прутка. Найти такой материал возможно даже на пункте приёма металлолома.
Как всё точить любой токарь поймёт из чертежа, только лишь не забудьте замерить на своём роторе внутреннюю резьбу, и если он не такая, как на чертеже, то разумеется об этом следует уточнить токарю. Ну и ещё один совет: можно попросить токаря нарезать с разных сторон две разные резьбы и таким образом сделать съёмник более универсальным.
Как с помощью съёмника генератора снять сам ротор — последовательность работ.
Ну и осталось написать для новичков, последовательность работ по снятию ротора генератора.
Сначала снимаем кожух вентилятора — см. фото 1, открутив по его периметру несколько винтов (обычно под ключ на 8).
- Далее снимаем саму крыльчатку — см. фото 2, опять же открутив удерживающие её винты (как правило тот же ключ на 8).
Затем с помощью специального приспособления, показанного на фото 3 (его не сложно сделать самому) удерживаем от проворота ротор.
- И удерживая ротор откручиваем гайку на коленвалу, указанную на фото 4 зелёной стрелкой.
При этом как правило используем накидную головку на 14, но на больших скутерах гайка и соответственно накидной ключ может быть большего размера).
- Выкрутив гайку, вкручиваем съёмник в резьбовой отверстие ротора (ну или устанавливаем пластинчатый съёмник и при затяжке его центрального винта, удерживаем ротор и коленвал от проворота).
- Далее затягиваем центральный болт и стягиваем ротор с конического хвостовика коленчатого вала.
Вот вроде бы и всё. Надеюсь эта статья о съёмнике генератора и последовательности работ по снятию ротора будет полезной начинающим скутеристам, успехов всем!
Источник
Простой гидравлический съёмник подшипников из подручных средств
Здравствуйте дорогие друзья самоделкины! В сегодняшней статье мы с вами подробно рассмотрим, как сделать интересную и полезную самоделку. А именно рассмотрим, как сделать съёмник для подшипников или чего-либо подобного, с какого-либо вала. Парой частенько бывают такие ситуации при ремонте механических инструментов либо автомобилей, возникает такая потребность как снятие подшипника с вала, и сделать это порой очень сложно, с простым молотком можно очень долго провозиться, да и ещё безрезультатно. Так вот данный гидравлический съёмник облегчит эту задачу, и самое главное ускорит её. Самоделка будет собрана практически из хлама, то есть, из всего того, что вы сможете найти под рукой, единственное что вам необходимо, так это наличие простого гидравлического домкрата.
Для данного гидравлического съёмника подшипников понадобится следующее, а именно:
— Простой гидравлический домкрат
— Старая велосипедная цепь
— Толстый металлический «П» образный профиль
— Лист толстого металла
— Болты
— Гайки
— Шайбы
— Небольшой отрезок толстостенной трубы
— Металлический уголок
— Небольшой отрезок профильной квадратной трубы
— Металлический конус
— Эмаль краска (необязательно)
Вырезав основание нужного размера, переходим к следующему шагу. Теперь необходимо для нашего профиля с обеих сторон сделать заглушки. Заглушки добавят основанию жёсткости и в целом самоделка с ними примет более законченный вид. Заглушки необходимо вырезать из листового металла. Для этого прикладываем к заглушке металлическую пластину и маркером отмечаем размер будящей заглушки, и так делаем дважды. Затем просто-напросто зажимаем пластину и отпиливаем лишнее при помощи болгарки и отрезного диска.
После того как мы вырезали заглушки естественно необходимо их приварить на место. Привариваем заглушки к металлическому «П» образному профилю, так как это изображено ниже. Сначала фиксируем заглушки парой сварных точек, а затем уже хорошенько провариваем всю площадь соприкосновения элементов. Далее после того как все проворили необходимо зашлифовать все сварные швы, для того чтобы наша заготовка выглядела монолитной деталью.
Далее изготавливаем крепления для цепей, на которых будут закреплены «когти» и собственно сам домкрат тоже. Для этого кладем на основание домкрат и в местах, где домкрату ничего не будет мешать, отмечаем маркером места под отверстия (с торцов). Этих отверстий должно быть 3шт. Отметив места под проделывание отверстий, высверливаем их, и переходи к следующему шагу.
Затем в отверстия в основании, что только что проделали, необходимо вкрутить болты. Болты длиной около 5 см, не более. Сами болты для того чтобы они не выпали перед сваркой зафиксируем гайками так как это показано ниже, ну а затем уже с внутренне стороны привариваем шляпки болтов к основанию.
Переходим к изготовлению хомута крепления домкрата. Для такого хомута необходимо подобрать трубу подходящего диаметра. Автор самоделки вырезал кольцо от толстостенной трубы. Чтобы этот хомут можно было сжимать и разжимать, необходимо сделать следующее. А именно проделать спил шириной около 1 см, этого металлического кольца. Затем на концы каждого спила необходимо приварить пару ушек.
Сами ушки необходимо изготовить из листа того же металла, что использовали ранее. Из этого листа отпиливаем маленькие прямоугольники, шириной не более ширины кольца, и длиной около 2-3 см. Перед тем как приваривать ушки к кольцу, в центре каждого ушка необходимо проделать сквозные отверстия, под болты. Проделав отверстие, привариваем ушки к кольцу так, как это изображено ниже.
Проверяем работоспособность нашего только что изготовленного хомута. Вставляем в ушки болт и фиксируем его гайкой, надеваем хомут на свой домкрат и затягиваем гайки. Если хомут после затяжки гайки надежно сидит на домкрате, значит все нормально, и переходим к следующему шагу.
Пока не убираем хомут с домкрата. Устанавливаем домкрат на основание в свое рабочее положение. К хомуту необходимо приварить три болта, эти болты будут соединяться с болтами на основании с помощью старой велосипедной цепи. А это значит то, что необходимо на хомуте отметить места под приваривание болтов параллельно тем болтам, которые уже приварены к основанию. И затем уже привариваем болты в отмеченные места.
Для следующего шага понадобится старая велосипедная цепь. Саму цепь необходимо разделить на три равные части длинной около 30-50 см. Длина цепей зависит от ваших потребностей (далее будет более понятно,
что к чему).
И переходим к изготовлению «когтей» которые будут хвататься за подшипники. Для этих самых когтей понадобится небольшой отрезок квадратной профильной трубы и отрезок металлического уголка того же размера. Нарезаем уголки и профиля на три одинаковые части длинной не более 2 см.
Нарезав необходимые заготовки, свариваем их между собой, так как это изображено ниже. После того как сварили между собой заготовки, в них необходимо проделать по одному сквозному отверстию. В итоге у нас должны получиться примерно такие же заготовки, которые изображены на фото ниже.
Наши когти ещё не совсем доделаны. Также ещё необходимо вырезать из листа металла маленькие треугольники. Эти самые треугольники необходимо приварить в указанные на фото места.
Переходим к изготовлению упора, который будет упираться в предмет, с которого необходимо снять подшипник. Этот упор будет выполнен как специальная насадка на лапку гидравлического домкрата. Необходимо для этой насадки подобрать подходящую по диаметру трубу, отрезать от неё отрезок длинной не более 3-4 см, одну из этих сторон необходимо заглушить, приварив металлическую круглую заглушку.
Далее необходимо найти или выточить, металлический конус, такой же как изображен на фото ниже. Этот самый конус необходимо приварить к цилиндру/насадке, что изготовили ранее, провариваем строго по всему периметру. После чего зашлифовываем сварные швы и придаем тем самым вид монолитной детали.
Красим все компоненты (по желанию). Теперь уже начинаем собирать все изготовленные заготовки ранее воедино. Устанавливаем домкрат на основание, на домкрат надеваем хомут. Далее надеваем на приваренные болты цепь, так как это изображено ниже, и фиксируем цепь гайками. На концы цепи надеваем когти, также используя при этом болты с гайками.
Все готово! В итоге у нас получилась простая и полезная самоделка. Результаты тестов и способы применения можете наблюдать ниже:
Вот видео автора самоделки:
Ну и всем спасибо за внимание и удачи в будущих проектах самодельщики!
Источник