- Как сделать гусеницу своими руками: способы и пошаговый мастер-класс как и из чего изготовить гусеницу (115 фото + видео)
- Гусеницы для вездехода
- Танки грязи не боятся: гусеницы для техники своими руками
- Принцип движения гусеничного транспорта
- Размеры гусениц
- Достоинства самодельных ГД из покрышек МТЗ
- Инструменты и материал
- Требования к переоборудованию техники на гусеничный ход
- Основные категории популярной техники, оснащенной ГД
- Снегоходы
- Вездеходы
- Мотоблоки
- Мотособаки
- Принцип конструкции
- Алгоритм изготовления гусеничной ленты своими руками
Как сделать гусеницу своими руками: способы и пошаговый мастер-класс как и из чего изготовить гусеницу (115 фото + видео)
Вездеходы – это универсальное средство передвижения, которое сможет доставить вас в нужное место при катастрофически плохих погодных условиях.
Наиболее часто вездеходы используются в северной и восточной части нашей большой страны, где преобладают морозы, сильные дожди и местность по которой не может проехать обычный автомобиль.
Следует отметить, что вездеходы передвигаются при помощи колёс и гусениц. Последнее как раз любит часто ломаться и доставлять своим хозяевам кучу проблем по ремонту или полной замене этого комплектующего.
Как уже можно было догадаться речь пойдёт о том, как сделать гусеницы для вездехода своими руками.
Краткое содержимое обзора:
Гусеницы для вездехода
Как правило, гусеницы для самодельных вездеходов делают из высокопрочной транспортёрной ленты, которая хорошо поддаётся разного рода деформациям во время езды. Она не требует за собой особого ухода, все что вам нужно, это время от времени очищать её от грязи.
В ленте имеются профтрубы с характерным сечением, именно с их помощью вездеход может преодолевать расстояния в самую неблагоприятную погоду.
Итак, давайте теперь подробнее поговорим о создании гусениц. Для работы вам понадобятся следующие материалы:
- Болты и гайки различных форм и размеров.
- Профтруба с сечением.
- Массивная арматура.
- Транспортерная лента.
Также в вашем арсенале должны быть такие инструменты:
- Мощная дрель.
- Сварочный аппарат.
- Большой молоток.
- Универсальный набор гаечных ключей.
- Станок опрессовывающий траки.
Исходя из размеров гусеницы, нужно подготовить соответствующие болты и гайки. Далее возьмите арматуру и начните придавать ей округлую форму с помощью опрессовывающего станка. Затем сварочным аппаратом необходимо наваривать вверху арматуры букву V.
Для более детального понимания действий советуем посмотреть видео, как сделать гусеницы своими руками.
После проделанный работы у вас получится самодельный трак, который нужно прикрепить к другому траку и т. д. Результатом работы будет надёжная гусеница для вездехода.
Источник
Танки грязи не боятся: гусеницы для техники своими руками
В принципе, превратить можно что угодно в необходимое, главное ? желание. А раз желания предостаточно, то превращение скутера в снегоход не должно стать проблемой, тем более что процесс переделки ? это лишь снятие колёс и постановка на их место лыж с гусеницей. Теперь вы убедились, что своими руками можно сделать всё?
- скутер ? происхождение и назначение не важны: детский, китайский, взрослый, фирменный;
- рама, сиденье, двигатель, бак, руль ? всё это и есть скутер, вернее, что от него необходимо для реализации переделки скутера в снегоход;
- лыжи ? либо приобретаются, либо изготавливаются своими руками из фанеры (9?10 слоёв, 3 мм толщина);
- гусеница ? о ней ниже и подробнее.
Вообще гусеница (или движитель) ? это важнейший элемент будущего снегохода, так как от неё зависит качество езды. Как вариант, своими руками её можно изготовить из автопокрышки. А так как она представляет собой замкнутый круг, возможность разрыва минимальна.
Итак, процесс следующий:
- отрежьте при помощи сапожного ножа от покрышки борта;
- распилите вдоль трубы из пластика (в соотношении диаметр?толщина ? 40 на 5мм) ? это грунтозацепы. Они должны соответствовать ширине шины. Прикрепите их к приводному полотну через каждые 5?7см, используя болты М6.
Аналогичным образом изготавливается движитель из транспортёрной ленты ? с той лишь разницей, что концы ленты необходимо накладывать друг на друга примерно 3?5см, фиксируя такими же болтами.
Если нет ни того, ни другого, умельцы предлагают воспользоваться клиновыми ремнями, причём скреплять их нужно по ширине грунтозацепами, ведь по внутренней стороне уже имеются впадины для шестерёнок. А можно и вовсе приобрести готовый экземпляр, например, гусеницу от ?Бурана?, но в денежном эквиваленте это очень дорогое удовольствие.
Вне зависимости от выбранного варианта ширина гусеницы напрямую влияет на проходимость будущего снегохода, но хуже ? на управляемость. Для примера, заводские ширины полотен ? 15, 20 и 24 дюйма по соотношению стандартные, широкие и сверхширокие.
Принцип движения гусеничного транспорта
Для гусеничной машины любого предназначения, будь это танк или снегоход, поступательное движение обеспечивается гусеничным движителем (ГД).
В нем используются два побуждающих фактора:
- крутящий момент Мк, передаваемый от двигателя/силового привода к ведущим колесам;
- сцепление гусениц с грунтом.
Гусеницей или гусеничной цепью ГД называют звенчатую конструкцию, представляющую собой сплошную непрерывную ленту или цепь.
Для полноценного сцепления с грунтовой поверхностью гусеницу оснащают рельефными выступами, служащими в качестве активных грунтозацепов.
Принцип гусеничного хода проиллюстрирован кинематической схемой работы ГД, расположенной ниже. На схеме обозначены следующие позиции:
- поз. 1 – гусеница;
- поз. 2 – поддерживающие ролики, не допускающие провисания полотна гусеничной ленты;
- поз. 3 – ведущая звездочка (ведущее колесо), преобразующая крутящий момент от двигателя в силу тяги, необходимую для поступательного передвижения машины;
- поз. 4 – опорные катки, обеспечивающие полноценный контакт полотна гусеничной ленты с поверхностью грунтовой опоры;
- поз. 5 – амортизаторы;
- поз. 6 – направляющее колесо, служащее для направления поступательного движения машины, и передающее часть его веса на грунт.
Движение по принципу гусеничного хода осуществляется следующим образом:
- На ведущую звездочку (поз. 3) подается крутящий момент Мк .
- Вращающаяся звездочка перематывает непрерывную ленту/цепь гусеницы (поз. 2).
- Гусеница (поз. 2) находится в тесном сцеплении с поверхностью опоры (грунт, рыхлая почва и т.п.). На нее воздействуют:
- усилие Rz – реакция опорной поверхности, которую гусеница передает остову транспортного средства;
- весовая нагрузка G;
- касательная реакция грунтовой опоры Рк .
Перематываемая лента/цепь гусеницы непрерывно укладывается в направлении поступательного движения транспортного средства на поверхность грунтовой опоры под опорные катки, создавая для колес машины путь с более низким сопротивлением движению, чем по мягкому грунту.
В процессе движения гусеничная лента поднимается от опорной поверхности и передает толкающее усилие остову транспортного средства.
Удельное давление на опору (грунт) по длине гусеницы неравномерное – повышенное в зоне ведущих звездочек, пониженное – в передней части в зоне направляющего колеса (поз. 6). Максимальное давление на грунт от ГД – в зоне опорных катков (поз. 4).
Размеры гусениц
Конечно же, многих сейчас заинтересовали размеры. Поэтому я хочу бегло по ним пробежаться. Я лично буду брать вариант для наших авто, для «НИВЫ» например, так как на нее более востребованы.
Ширина – колеблется от 320 мм до 450 мм
Высота – около 700 мм
Длина – примерно 1000 мм.
Вес – 80 – 100 кг.
Сбоку напоминает треугольник, а поэтому залезет в любую арку колеса.
Достоинства самодельных ГД из покрышек МТЗ
Благодаря непрерывному подкладыванию гусеничной ленты под ролики машины в процессе движения формируется большая площадь контакта ленты с грунтом, существенно уменьшающая усредненное давление машины на почву.
Диапазон усредненного давления на грунт техники с ГД составляет от 11,8 до 118 кН/кв.м (от 0,12 до 1,2 кгс/кв.см), что значительно ниже давления человеческой ноги.
Такие низкие показатели давления обеспечивают предохранение техники от погружения в грунт, болотистую почву или в снег. Варьируя размеры площади поверхности в зоне соприкосновения гусеницы с опорой, добиваются оптимального соотношения проходимости транспортного средства с его тяговым усилием для буксировки грузов.
При оснащении автотехники гусеничным ходом домашние Самоделкины применяют транспортную ленту или покрышки от автомобильных и тракторных колес.
На фото ниже показан самодельный вездеход на гусеницах из транспортерной ленты усиленного типа шириной 250 мм. Используются грунтозацепы высотой 25 мм.
Вездеход на гусеничном ходу из транспортерной ленты:
Для большинства умельцев более предпочтительным исходным материалов для изготовления ГД являются старые покрышки от тракторов МТЗ различных моделей.
К числу основных достоинств покрышек МТЗ, как исходного материала, и самих гусениц, изготовленных из этих покрышек, относят следующие факторы:
- Доступность старых покрышек МТЗ. Довольно часто они после демонтажа складируются в глубине хоздворов предприятий, загромождая территорию.
- Покрышка является замкнутой непрерывной структурой, не требует сшивания торцев ленты.
- На гусеничной платформе из тракторной покрышки не нужно наращивать грунтозацепы, поскольку на шинах присутствует выраженный протекторный рельеф заводского исполнения.
- Шины колес МТЗ обладают высокой прочностью и износостойкостью, обеспечивающей надежную безаварийную эксплуатацию гусеничной ленты на грунтах, содержащих острые камни.
- Универсальность применения – можно подобрать шины для всех видов гусеничных машин, включая мероприятия по модернизации техники или увеличения ширины гусениц.
- Рециклинг тракторных б/у шин решает важнейшую задачу утилизации демонтированных колес – возможность их вторичного использования.
Из недостатков работы с тракторными покрышками отмечают два обстоятельства:
- ограниченная фиксированная длина гусеницы, обусловленная размерами покрышки-заготовки;
- необходимость сдваивания двух шин при монтаже гусеницы шириной, превышающей ширину одной покрышки-заготовки.
Инструменты и материал
Для изготовления разных видов самодельных гусениц применяется одинаковый инструмент и материал. Такого добра предостаточно в каждом хозяйском дворе. А если чего-то не хватает, то можно купить в магазине. Перечень необходимых материалов и инструментов:
- большой нож с прочным наточенным лезвием, желательно работать с охотничьим видом;
- для упрощенной работы применяется электрический лобзик, но зубья на лезвии должны быть мелкими;
- гаечные ключи, болты и гайки — это необходимо для оснащения гусеницы сцеплением. Рекомендуется подбирать длинные болты. Гайка закручивается с внешней стороны изделия (болт пропускается с внутренней стороны на внешнюю сторону);
- леска для упрочнения краев;
- трос или подобный материал для связывания отдельных частей будущей гусеницы на снегоход;
- молоток и острый штырь для проделывания отверстий в изделии.
Требования к переоборудованию техники на гусеничный ход
На рисунке показана простейшая по конструкции самоделка — тележка с гусеницами из покрышек.
Переоснащение техники на ГД осуществляется исключительно из утилитарных соображений прагматичных владельцев колесного автотранспорта или мототехники, пожелавших повысить вездеходные качества своих «помощников».
Для всех моделей техники, предназначенной для езды в полевых условиях, рынок предлагает серийные варианты ГД промышленного изготовления.
Однако все это стоит немалых денег, а покрышки бесплатны или достаются очень дешево.
Многим пользователям техники удается самостоятельно, в условиях домашней мастерской, изготовить гусеницы из тракторных шин, установить их на свои машины и успешно эксплуатировать в условиях бездорожья.
Независимо от типа авто- или мотосредства, мастера учитывают следующие факторы:
- Для установки механизмов ГД необходимо обустраивать специальные рамные конструкции повышенной прочности и жесткости, способные выдержать повышенные весовые и динамические нагрузки.
- При использовании подручных средств многие умельцы используют пневматические колеса в качестве натяжителей, а также как пару ведущих и ведомых колес. Лента надевается на спущенные колеса, которые затем надуваются, создавая требуемый натяг гусеницы.
- Владелец техники должен четко определиться с предназначением машины, чтобы подобрать оптимальные размеры ширины и длины гусеничной ленты.
- С учетом повышения весовых и тяговых нагрузок на двигатель после монтажа ГД необходимо оптимизировать соответствие предельной мощности двигателя и ширины гусеничной ленты. В противном случае двигатель быстро выходит из строя.
При выборе соотношения мощности двигателя и ширины ленты самодельной гусеничной установки можно руководствоваться данными прайс-листов по вездеходной технике, оснащенной серийными гусеницами.
Ниже будут рассмотрены категории машин, наиболее популярные среди мастеров при переоснащении на гусеничный ход.
Основные категории популярной техники, оснащенной ГД
Перечень моделей бытового автотранспорта и мототехники, работающих на рыхлом снегу и болотистых почвах, необычайно широк.
Сами названия машин, принятые в обиходе, указывают на их область применения.
Снегоходы
Это транспортное средство, предназначенное для передвижения по рыхлому снежному покрову.
В отличие от англицизма «snowmobile», обозначающего любое транспортное средство, приспособленное к движению по снегу (аэросани, вездеходы на гусеницах и пневмоколесах и т.п.), в России снегоходом называют только средства лыже-гусеничного способа движения (задний ГД, впереди – лыжи вместо переднего колеса) с управляющими органами по типу мотоциклетных.
Для утилитарных снегоходов мощность двигателя составляет 30-40 л.с., ширина гусеницы колеблется в пределах от 38 см до 50 см и даже 60 см.
Соответственно, если мастер ставит своей задачей создание машины для передвижения по снежной целине с грузом, то ему следует ориентироваться на эти показатели.
Аналогичные параметры необходимо выдерживать при создании так называемых снегоболотоходов.
Если мастеру необходимо
сделать более скоростной снегоход (по типу спортивных), то ширину гусеницы из покрышки можно уменьшить.
Весовые нагрузки скоростника много ниже, чем у грузового утилитарника.
На рисунке показан снегоход на базе мотоцикла, оснащенный самодельной гусеничной лентой шириной 23 см, вырезанной из покрышки экскаватора.
В остальном самодельная гусеница для снегохода своими руками изготавливается по базовом принципу.
Вездеходы
К ним в обиходе причисляют любое средство, способное передвигаться по бездорожью и даже преодолевать водные преграды.
Разновидностей вездеходной техники промышленного производства предостаточно:
- внедорожники;
- болотоходы;
- амфибии;
- гусеничные тягачи и транспортеры;
- квадроциклы;
- машины категории ATV и т.п.
Стоимость их не всем по карману, поэтому в домашних мастерских предпочитают создавать свои эксклюзивные изделия, «переобувая» свои автомобили на гусеницы из покрышки, сделанные своими руками для вездехода.
В зависимости от мощности двигателя автосредства можно позволить более широкие полотна.
Для самодельных вездеходов с двигателем мощностью 40-70 л.с. и небольшой весовой нагрузкой достаточно ленты шириной 30-40 см.
Для техники на базе УАЗиков с двигателем в 110-150 л.с. необходима гусеница шириной 40 см с опорными катками (6 шт.) и поддерживающими роликами (3 шт.).
Естественно, что для преодоления водной преграды высоты профиля тракторной шины будет недостаточно, необходимо устанавливать высокие грунтозацепы.
На рисунке показан вездеход на базе а/м «Ока» с гусеничной лентой из покрышек.
Мотоблоки
Представленны многочисленными мобильными устройствами на базе одноосного шасси. Переделанные под ГД самодельные варианты мотоблоков широко востребованы среди сельских жителей и владельцев загородных домов или дачных участков.
Мотивация для самостоятельного переоснащения агрегатов, минуя покупки серийных гусениц, очевидна.
Стоимость колесного мотоблока НЕВА не превышает 1000 долл. США, тогда как самые простые машины, приспособленные для движения по снегу, оцениваются в 5-10 тыс. долл. и выше.
Мощности привода мотоблока (5-8 л.с.) вполне хватает, чтобы с успехом эксплуатироваться в качестве всесезонного транспортного средства
Мотособаки
Мотобуксировщики, прозванные в обиходной речи мотособаками, представляют собой механическую сцепку саней с буксировщиком на ГД. Водитель и груз размещены в санях.
Серийные модели производятся в широком диапазоне мощности привода (от 6 до 30 л.с.) и оснащаются ГД из резинометаллической ленты шириной до 60 см.
Домашние умельцы обычно делают из подручных средств буксировщики на базе двигателя 15 л.с., устанавливая гусеницы из покрышек шириной 500 мм.
Такие самодельные мотособаки способны перевозить сани с грузом до 700 кг, развивая скорость до 40-50 км/час.
Чаще всего изготавливается самодельная гусеница для мотособаки из покрышки для экономии средств.
На фото показан самодельный мотобуксировщик на базе мотоблока.
Принцип конструкции
Сейчас продаются как бы блоки на все четыре колеса авто, просто убираем стандартные колеса, прикручиваем специальные переходники на ступицы – одеваем гусеницы.
Нет, они не большие, а соответствуют именно размерам вашего авто, просто помещаются в стандартные арки колес, есть варианты даже на легковые автомобили, хотя это немного абсурдно.
Конструкция также проста, имеется треугольная металлическая мощная рамка, с пятью (иногда больше) парами катков внизу и одним большим сверху. На которые одевается гусеница, сделанная по специальной технологии (многие скажут — похожа на резину), однако это не совсем так, износостойкость и эластичность на высоком уровне, они остаются мягкими даже при минусовой температуре. Конечно состав материала вам никто не выдаст.
В верхний «большой» каток, устанавливается стандартная ступица колеса и сажается на жесткую сцепку, таким образом, ступица вращаясь будет передавать вращение всей конструкции, вот вам и вездеход готов. Большим плюсом остается то что можно поворачивать руль как на обычном авто с колесами, также когда нужно просто снимаем гусеницы и одеваем обычные колеса.
Алгоритм изготовления гусеничной ленты своими руками
Гусеничную ленту для любой модели из перечисленных выше категорий техники изготавливают из покрышек различных типоразмеров, соответствующих выбранной конструкции. Разберем пошагово, как сделать гусеницу из покрышки.
Работы по изготовлению ленты носят унифицированный характер и подчиняются общему алгоритму.
Специальных познаний при изготовлении гусеницы из тракторной или автомобильной покрышки не требуется, однако без определенных слесарных навыков не обойтись.
Процесс формообразования гусеничной ленты из покрышки МТЗ состоит из нескольких этапов:
- Выбирается шина с не сильно изношенным рельефом протектора.
- Вырезается дорожка для гусеницы с использованием остро заточенного сапожного ножа. Работа с острым ножом является травмоопасной и требует повышенной осторожности и внимания.
- Чтобы резина лучше резалась, рекомендуется нож периодически смачивать мыльным раствором.
- Вырезание ножом можно с успехом заменить электролобзиком, обезопасившись от возможного травмирования.
- Срезаются обе боковины покрышки.
- Удаляются излишки материала изнутри покрышки.
Критерием качественно выполненной работы является ровный срез без взлохмаченных краев полученной ленты.
Таким образом, элемент гусеницы готов к использованию:
Источник