Вооружение янычар
После ликвидации янычар все, что было с ними связано, оказалось под запретом, но именно янычарский корпус (очага) до сих пор остается символом былой Турции.
Подразделения этого корпуса назывались орта, или ода.
Сабля «килидж» и сабля «пала»
Основным клинковым оружием турецкой армии вообще и янычарского корпуса в частности были килидж и пала.
Наиболее явным отличием килиджа от персидской сабли (шамшира) является ярко выраженная елмань с острым лезвием на ней. Предположительно, она появилась на турецком оружии в XV столетии. Такая же елмань есть и у палы, но клинок палы несколько шире, чем у килиджа, и имеет более резкий изгиб.
Рукояти килиджа и палы делались из рога или кости и имели обычное для турецкого оружия каплевидное завершение. Крестовина с перекрестьем о двух огнивах, как правило, завершалась на концах продолговатыми округлыми утолщениями.
До середины XVII века боевые сабли изготавливались тяжелыми и чрезвычайно острыми, чтобы поражать противника несущего защитное вооружение. В XVII-XVIII веках клинки стали делать тоньше и оснащать долами, которые выполняли функцию своего рода ребер жесткости.
Все надписи на боевом оружии были исключительно религиозного содержания. Допускались изображения магического квадрата, где сумма чисел при сложении во всех направлениях составляет одно и то же число, а также баддух — счастливые числа и благопожелательные надписи. Часто на оружии встречается не только клеймо мастера, но и полностью приведенные имена кузнеца и заказчика, а также дата изготовления.
На клинках большинства сохранившихся экземпляров у окончания елмани золотой таушировкой поставлена точка или какое-либо мелкое изображение. Так мастер отмечал место, которым следует рубить. По его расчетам, при ударе именно этой частью клинка рука получает наименьшее сотрясение, и боец не чувствует усталости даже во время длительного боя.
Кинжал «кама» и кинжал «бебут»
Одним из самых распространенных видов турецкого оружия является кинжал.
Наиболее часто встречающийся кинжал — кама с прямым и широким клинком, похожий на те, какие носят на Кавказе, с той лишь разницей, что турецкие богато украшались кораллами. И среди кинжалов также встречаются изделия трапезундских мастеров. Декор этих изделий характеризуется серебряным басменным золоченым покрытием и большим количеством кораллов.
Другим широко применявшимся типом кинжала был бебут — изогнутый обоюдоострый кинжал, который почтенные люди носили в различные собрания.
Топоры
Кроме всего прочего вооружения, янычары имели топоры с большими полукруглыми лезвиями и короткими ратовищами.
В «Истории возникновения законов янычарского корпуса» сказано неписаном законе топора. Янычар мог подойти к строящемуся дому и повесить на него свой топор. После этого хозяева строящегося дома не имели права продолжать работы, пока топор оставался на месте. Они собирали подарки, которые могли бы понравиться владельцу топора. Через некоторое время янычар возвращался и, если подарки его устраивали, снимал топор и уходил.
Кроме топоров рядовых янычар, в музеях находится большое количество небольших топориков, богато украшенных и с боевой точки зрения абсолютно нефункциональных. Они были принадлежностью невысоких офицерских чинов турецкой армии.
Булава
Старшие командиры, высшие чины турецкой армии, и, в частности янычарского корпуса, в качестве символа своей власти имели булавы.
Некогда булавы применялись для проламывания доспехов противника, но с ликвидацией таковых они стали богато декорироваться и превратились в наиболее эффектные принадлежности высших командиров.
Ятаган
Как правило, большое внимание привлекает самое экзотическое оружие янычар — ятаган.
Ятаганы до сих пор ставят перед исследователем больше вопросов, нежели дают ответов. В основном всегда возникает два вопроса: откуда такая форма клинка? почему появилась такая форма рукояти?
В большинстве справочных энциклопедических изданий ятаган определяется как оружие, являющее собой нечто среднее между саблей и ножом.
Ношение и использование ятаганов в Турции было привилегией янычар. Будучи силой необузданной, они представляли опасность даже для самих турок, живших в городах, где стояли янычарские гарнизоны. Это привело к тому, что в XVIII веке янычарам запретили выходить из ода с оружием. Во время выхода в город им было разрешено иметь при себе только нож и топорик.
Нож стал увеличиваться в размерах и превратился в то, что мы знаем как ятаган. В самом деле, все хранящиеся в музеях ятаганы относятся к XVIII веку. Только один ятаган атрибутирован, как принадлежавший Сулейману I, умершему в 1526/27 году.
Необходимо отметить, что надписи на клинках ятаганов, в отличие от боевого оружия, могли быть светского содержания.
Стоит упомянуть, что ятаган в переводе с турецкого языка означает длинный нож. Ятаган представляет собой нож (от 30 до 70 см), изогнутый на манер бычьего рога и имеющий лезвие с вогнутой стороны и рукоять с головкой в виде сустава берцовой кости.
Наиболее древний аналог такого клинка мы находим в Древней Греции. По данным археологических раскопок, аналогичный клинок имела так называемая махайра. Образцы этого оружия, найденные на территории нашей страны, датируются IV-III веками до н. э.
В переводе на русский язык махайра означает жертвенный нож. Вероятно, она и возникла именно как жертвенный нож, а оружием стала несколько позже.
Весьма родственным махайра предметом является кукри, без которого не может считаться полноценным мужчиной ни один гуркх.
Говоря о форме рукояти ятагана, необходимо отметить, что среди археологических находок при раскопках могильника XII века до н. э. на острове Крит был обнаружен жреческий нож для жертвоприношений, имеющий аналогичную рукоять в виде сустава берцовой кости. И вот в XVIII веке в Турции появляется нож, рукоять которого повторяет рукоять жреческого ножа, который использовался в этих же местах почти тридцать столетий назад
При самом беглом знакомстве с археологическими материалами мы находим раздвоенные головки рукоятей на согдийских ножах I века до н. э. и на ножах Боспора V-IV веков до н. э., но практически точный аналог этой рукояти имеется на кавказских шашках, причем безотносительно к материалу, из которого они изготавливались. Здесь будет уместно заметить, что точно так же, как и ятаган, шашка в переводе означает «длинный нож».
Изучение верований племен, населявших пространство от Средиземного моря до Кавказских гор, позволяет сделать вывод, что наиболее часто встречающийся у них тотем — это бык (точнее, тур — ископаемый бык).
Найденный на Крите древнейший жреческий нож позволяет предположить, что эта форма рукояти свойственна ножам, связанным с культом быка.
Согласно гипотезе французских исследователей, Минотавр (чудовище с телом человека и головой быка) — это не кто иной, как царь Крита (он же верховный жрец), который во время жертвоприношений и других обрядов надевал маску быка — тотема своего племени.
После извержения вулкана на острове Фера (остатки этого острова ныне именуются Санторин) в 1450 году до н. э. жители Крита стали переселяться, и вместе с ними культ быка распространился в Фессалии, во Фракии, до Индии на востоке и до Кавказских гор — на севере.
Необходимо также отметить культ быка у непальских гуркхов.
Известно, что ритуальный жреческий нож племен, связанных с культом животных из семейства кошачьих, — кадж — изготавливался в форме кошачьего клыка. Это позволяет предположить, что клинки жреческих ножей для жертвоприношений в племенах, связанных с культом быка, исполнялись в форме бычьего рога.
Янычарский корпус был религиозным войском. Его члены посвящались в таинства ритуалов «танцующих дервишей», как называли бекташей, и появление у них предметов вооружения, имеющих сакральный характер, вполне объяснимо.
Огнестрельное оружие
Янычарский корпус изначально создавался из лучников, но довольно скоро их оружием стали арбалеты, а с XVII века и они были вытеснены ружьями. Мастерские по их изготовлению были прямо в очаге (так назывался янычарский корпус).
Несмотря на хвалебные слова, сказанные о старых государственных ружьях, для янычара, согласно неписаному закону, считалось позором иметь казенное ружье.
Как профессионал, он должен был заказывать свой инструмент у хороших мастеров или в известных мастерских. Считалось, что ружье должно говорить о своем хозяине.
Ружья представляли собой, как правило, чрезвычайно богато украшенные изделия, но даже среди этих прекрасных образцов есть группа ружей, выделяющихся своей помпезностью и декоративной перегруженностью. Это так называемые трапезундские (тарабузанские) ружья.
Впервые термин «трапезундские ружья» встречается в описях Оружейной палаты времен Петра I.
История Трапезунда, по-турецки Тарабузана, ныне Трабзона, весьма драматична.
Трапезундская империя была создана в 1204 году внуками византийского императора Андроника I при содействии грузинской царицы Тамары.
В 1461 году империю завоевали турки-османы, и с тех пор она находилась в составе турецкого государства, за исключением некоторого времени в 1916 году, когда город взяли российские войска и превратили его в базу Российского Черноморского флота.
Будущий султан Селим I правил в Трапезунде с 1512 по 1520 год и на основании своего опыта повелел брать трапезундцев в янычары, с тем чтобы они были доносчиками и помогали предотвращать янычарские бунты.
каталог Каталог холодного оружия Штыки, ножи, кинжалы (фото, ТТХ)
Что касается других народностей, населяющих город, то греки занимались в основном торговлей, а армяне, напротив, получили всемирное признание как хорошие мастера.
Вероятно, что и в Трапезунде основу цехов оружейников и ювелиров составляли армянские мастера. Мотивы декора трапезундских ружей перекликаются с произведениями армянских ювелиров и орнаментикой армянского национального костюма.
Впрочем, трапезундские ружья выделяются не только своим декором, но и стилистикой изготовления. Одинаковый тип замков, идентичные стволы, большое количество антабок — крепежных колец (не менее 16-18) — характеризуют эти ружья. Им свойственна общая для турецких ружей форма приклада, ствола, замка и прочих деталей.
Источник
Ятаган — коварный клинок на службе янычар
У каждого народа есть свои национальные черты и традиции. Важную роль в самоидентификации играет оружие. Большая часть населения, услышав вопрос о вооружении турок, ответят «кривая сабля ятаган». Винить в безграмотности кого-либо сложно, так как ятаган одна из первых попыток турецкой армии привести холодное оружие на поле боя в единую систему.
В армии Османской империи большое внимание уделялось индивидуальным боевым качествам каждого солдата, тем более из элитного корпуса янычар. Им требовалось лучшее оружие для победы.
История возникновения
Немногое оружие может похвастаться связанной с возникновением легендой. Ятаган, согласно турецким рассказам, появился после того, как один из турецких властелинов запретил янычарам носить оружие, воины ловко обошли запрет. Гвардейцы приказали выковать себе ножи размером с руку, и так получились ятаганы.
На самом деле появление ятагана было несколько сложнее. С усложнением военного дела и усовершенствованием оружия турецкой пехоте потребовался новый тип мечей.
Оружие должно с одинаковой эффективностью колоть и рубить противника. За основу взят известный со времен Древнего Египта меч хопеш. Изгиб клинка давал преимущество в рубке, заточенное острие позволяло колоть противника.
Но было существенное отличие, клинок был сделан с одинаковой шириной по всей длине. Немногочисленные экземпляры имели утолщение на конце клинка.
Поскольку Османская армия трансформировалась, переходя от тяжелой конницы к пехоте, бойцам нужно было новое эффективное оружие ближнего боя.
Турки использовали кинжалы как против регулярных армий, так и против восставших крестьян, недовольных гнетом Блистательной Порты. Тяжелое оружие в борьбе с партизанами было малоэффективно, и корпус янычар начинает массовую закупку нового типа клинков.
Новое оружие получилось удачным. Многие союзники осман переняли его, и уже в XVIII веке оно находилось на вооружении балканских народов, кавказцев, а так же крымских татар.
Как и из чего изготавливали ятаганы
Ятаганы имели выгнутый клинок, но таким образом, что бы острие и рукоятка были на одной линии. Центр тяжести старались делать ближе к рукояти, что обеспечивало удобный, а значит надежный хват. Одностороннее лезвие наносило как резаные, так и колотые раны.
При рубящем ударе повреждения наносились верхней частью клинка, режущие раны наносились нижней частью лезвия.
Сам клинок весил немного, до килограмма, что было плюсом и минусом. Положительным было то, что опытный боец почти не ощущал вес и мог долго рубиться, отрицательный фактор – бессилие перед тяжелыми доспехами.
Особенностью ятагана было отсутствие гарды. Ятаганы носили за поясом на животе, для того что бы воин мог одинаково эффективно использовать оружие как правой, так и левой рукой. Несмотря на явные преимущества гарды, она цепляла одежду и мешала быстро изготовиться к бою.
Для более эффективного применения рукоять имела так называемые «уши».
Они служили для противодействия центробежной силе, стремящейся вырвать кинжал из рук бойца при быстрой рубке.
Металл, используемы для этого оружия, сильно различался. Это могла быть сталь из Дамаска, булатный металл и местные виды материала. Многое зависело от материальных средств заказчика. Рукоять изготавливалась из дерева, кости, драгоценных металлов. Особое значение имели ножны.
Их создавали с помощью дерева и металла, обтянутого кожей, часто с тиснением или драгоценными камнями. Ножны весили до половины самого кинжала. Это позволяло не класть в ножны окровавленный ятаган, очистка хоть и не производилась автоматически, но часть грязи смывалась с клинка.
Известно несколько типов ятаганов, различных как по формам, так и по декорированию, а именно:
- стамбульский тип, самый массовый и разнообразный за счет тысяч живших в столице империи мастеров;
- балканский тип, отличающийся угловатостью «ушей» и большим использованием меди в декорации;
- малоазиатский тип, с многообразием клинков, длинными лезвиями и обилием рога в декорировании ручки;
- ятаганы Восточной Анатолии, с маленькими «ушами» и почти прямым клинком.
Турецкая армия, известная своим разнообразием и заказным оружием, пестрела различными типами ятаганов. Потом, правда, многие в качестве трофеев попадали в Европу, поражая богатством убранства и необычными формами.
Применение на полях сражений
Ятаганы применялись во всех войнах огромной Османской империи с момента рождения в XVI веке вплоть до века ХХ. Янычарская пехота, основа турецкой армии, помимо огнестрельного оружия часто использовала ятаганы.
В Турции индивидуальной подготовке бойцов уделялось большое значение. В отличие от большей части европейской пехоты, набираемой из крестьянства и горожан, янычары — каста, и их обучение владению клинками начиналось с детства.
Противники осман часто брали верх благодаря строю и сплоченности боевых подразделений, но в бою один на один янычары не знали равных.
Недаром вплоть до битвы под Веной в 1683 году турецкая угроза пугала всю Европу.
Янычары имели, как правило, два клинка. Кривую саблю в правой руке, они держали прямым хватом. Ятаган в левой, обратным, так что бы его клинок был за спиной. Атакуя, воины осыпали противника градом ударов, каждый из которых мог оказаться смертельным.
Обратный хват ятагана, на первый взгляд неудобный, позволял наносить рассекающие удары снизу вверх. Кто-то носил один лишь ятаган, во вторую руку беря небольшой выпуклый щит.
Помимо янычар клинок часто использовали наемные убийцы. Ассасинский ятаган ничем принципиально не отличался от обычного оружия. Однако эффективность оружия приводила охрану жертв в ужас.
Европейцы относились к ятагану как к неблагородному оружию, полагая легкость несерьезной для настоящего оружия. Турок, правда, это волновало мало и они продолжали использовать кинжалы во всех войнах и стычках.
Удобное, хотя и легкое оружие нашло широкую популярность в среде народов, напрямую связанных с турками.
Ятаган уважали и часто применяли сербские и черногорские борцы за независимость.
Запорожские казаки, как находившиеся на службе Блистательной Порты, так и противники турок, часто применяли этот тип кинжала. Его с удовольствием брали в качестве трофея. Сделанные на заказ экземпляры для офицеров и знати имели украшения из драгоценных камней, кости, серебра или золота.
Как ятаган утратил свое значение
Закат ятаганов пришел одновременно с концом янычарского корпуса. Этот кинжал был для султанских гвардейцев не только оружием, но и символом свободы и силы. С роспуском и физическим устранением элитного отряда ятаган фактически потерял статус. Конечно, применять изделие не прекратили.
Отряды башибузуков, нерегулярной пехоты, составленной из фанатиков, а чаще из разбойников, применяли это оружие до прекращения своего существования в конце 19 века. Собственно, башибузуков опасались сами турки, перевод этого термина «безумноголовые, бесшабашная башка».
На полях сражений Первой Мировой войны турецкие воины так же применяли ятаганы. Раскопки на местах Галипполийского сражения дают свидетельство об этом. С ятаганами связана и трагическая страница летописи армянского народа.
Во время геноцида турецкие солдаты использовали ятаганы против мирных жителей.
Неожиданно ятаган пригодился во французской армии. Ряд винтовок, к примеру Шассо, показавшие себя во время франко-прусской войны, получили штыки-ятаганы. Немного уменьшенное лезвие давало возможность солдатам безбоязненно чистить и ружье с примкнутым штыком.
Ятаган в искусстве
Мировая художественная литература пестрит упоминаниями об этом виде оружия. Описание человека, бывшего на Востоке, авторы считают завершить вишенкой на торте – ятаганом на персидском ковре на стене.
Это описание в равной степени справедливо как для отечественной, так и для зарубежной литературы. Имеются и негативные оценки в прозе. Так, в трилогии «Властелин колец» Толкина орки поголовно вооружены ятаганами.
Впрочем, киноверсия от Джексона сгладила такое представление об оружии янычар. Видимо, режиссер посчитал ятаган не таким зловещим и заменил его на более клюквенные клинки.
Несмотря на знаменитость, и даже определенную культовость, настоящий ятаган редко можно встретить в художественных фильмах. Героя статьи заменяют разными типами сабель, тульваров и даже мечей, бессовестно выдавая это за оружие янычар.
Исключая исторические фильмы, где специалисты серьезно подходят к данному вопросу, или турецкие картины, ятаган редко встречается на большом экране.
Ятаганы, принадлежавшие знаменитым воинам и полководцам, можно увидеть во многих музеях мира. В России, в музее «Золотые ворота» во Владимире хранится ятаган неизвестного воина, имеющий расширение на конце лезвия.
Редкий экземпляр открыт для публичного просмотра. Само же распространение говорит о популярности этой разновидности кинжалов в мире. Для историков и интересующихся оружием людей ятаган навсегда останется верным спутником янычара, лучшего воина исламского мира и грозы Европы.
Видео
Источник