Русские народные украшения своими руками

Русский народный костюм: шейные украшения.

Русский народный костюм: шейные украшения.

Бусы носили женщины разных сословий, и это было одно из самых популярных шейных украшений. Наиболее распространёнными были стеклянные бусы. Наиболее любимым цветом для бус считался зелёный. А вот знатные женщины предпочитали бусы, составленные из различных материалов (золотые, жемчужные и выточенные из драгоценных камней).
Древнеславянское название ожерелья «монисто» произошло от индоевропейского слова «mono» (шея). Включенные в ожерелье оленьи зубы, собачьи клыки, зерно-каплевидные предметы указывали на защитную функцию. На Руси пронизи, монеты, бляшки на нитке или шнурке; бусы из бисера, кораллов. В южных областях переделано в «намисто».
В XIX веке были распространены «гайтаны» — изделия, снизанные из мелких бус и бисера, которые спускались спереди до пояса и ниже. Большего расцвета достигли в конце XIX — начале XX в. в юго-восточной части России, у народов Поволжья и Приуралья, Сибири. Изготовляли, нанизывая бисер на одну и более нитей (иногда до 30), вручную и ткали на специальном станке с нитяной основой. Набирали бисеринки на суровую вощеную нитку, конский волос или тоненькую проволоку. Переплетая нити с нанизанными по счету бисеринками, мастерицы создавали яркие, красочные узоры, чередуя геометрические, стилизованные растительные или зооморфные орнаменты. Рисунки для украшений мастерицы придумывали сами и заимствовали из узоров тканых, плетеных и вышитых изделий.
Украшения называли по-разному — борода, жерелок, подшейник, подгорлок, ошейник, зажельник, раз метка, гайтан (в переводе с древнегреческого и древнелатинского — плетешок, тесьма, шнурок), итан, чопка, королеска, сетка, чапочка. На гайтане — шнурке носили нательный крест, гайтан — плетешок украшали монетами, ракушками, большими бусинами.
Позже появился и «заборочник» («заброшник», «заборосник» «наборник») в виде подковообразного воротничка, который плотно закрывал шею и завязывался сзади на тесемки-завязки. Шили их из льняного полотна, выкладывали белью и сплошь расшива-ли жемчугом или бисером. Такой «заборочник» казался неброским, но только на первый взгляд. Мелкий жемчуг, нашитый в россыпь по белой рельефной поверхности настила, сиял на шее у девушки, как белый снег в морозную лунную ночь, или как утренняя роса в чистом поле, посверкивающая на ясном солнышке.
Жемчужные «ожерелки» — красивые шейные украшения из речного скатного жемчуга с особым матовым блеском, которые допускалось носить только девушкам или «молодухам». Жемчуг нанизывали на крепкую шелковую нитку и собирали в ожерельица — несколько десятков жемчужных нитей закрепляли за концы с кусочками льняного полотна, к которым пришивали завязки.
В женских и девичьих нарядах употреблялись накладные воротники. Все они круглые и плоские по форме. Поверхность воротников состоит из сплошного шитья бисером и перламутром тем или иным узором. Вышивка чаще всего представляет собою волнистый стебель с цветами-розетками и овальными листьями. В ней можно найти много общего с шитьем на твердых девичьих венцах, где также сочетались белый бисер, цветные пронизи, перламутровые зерна и металлические блестки.

Читайте также:  Расписные горшки для цветов своими руками

На фотографиях ниже представленны несколько картин мордовского художника Ф. В. Сычкова, поэтому дорогие читатели, имейте ввиду, что костюмы изображены мордовского народа. Шейные украшения в данном случае носят показательный характер.

Источник

Сквозь время. Русские народные украшения

Однажды мне на глаза попалась замечательная статься об истории русского национального костюма. Как человек очень любящий такие истории, я с упоением прочла статью и насладилась прекрасными картинками к ней. На одной из картинок взгляд зацепился за красивые, массивные серьги, которые завершали образ модницы своего века. И вдруг я подумала: «А как давно на Руси появились украшения? Значили ли они что-нибудь? Как менялись со временем?». Любопытсво так захватило, что пришлось сдаться на его милость. Давайте же пройдем вместе по потоку времени и полюбуемся на работы мастеров давно минувших, но не забытых лет.

Самые первые ювелирные украшения появились за несколько десятков тысячелетий до нашей эры, когда древние предки современного человека, еще практически не умея обрабатывать материалы, использовали подаренные природой камешки и ракушки, перья и семена. Археологи считают, что сначала ювелирные изделия не несли в себе функции украшения, их целью было — защитить своего хозяина от опасностей на охоте и в бою, привлечь удачу и заслужить расположение богов. Помимо этого ювелирные украшения определенного типа указывали на особый статус своего владельца. Самым популярным видов первых украшений были подвески, бусы и браслеты — то есть все, что можно было собрать из подручных материалов, нанизав отдельные элементы на гибкую лозу или жилы животных.

На Руси первым ювелирным украшением ребенка были нитки бус-оберегов или же подвески-талисманы, которые защищали малышей от злых духов. Примерно к 7 годам дети получали свое второе ювелирное изделие – серьги. Девочки носили серьги в каждом ухе, мальчикам же полагалась одна серьга. Кольца из золота или серебра носили только именитые граждане, простолюдины же довольствовались простенькими колечками из меди и латуни.

Читайте также:  Стойки для ковровой дорожки своими руками

Височные подвески (славян) X — начало XII в.

В девичьем и женском костюмах различные съемные украшения (серьги, нагрудники, гайтаны, наспинные и поясные подвески) играли большую роль . Во всех районах России они имели свою особую цветовую гамму и делались из разных материалов. Крупнейшим центром распространения ювелирных изделий по всей стране была Нижегородская ярмарка, на которую свозились изделия почти всех ювелирных промыслов.

Самым популярным по всей стране украшением являлись серьги. Серьги были чрезвычайно разнообразны. Это и цельнолитые массивные „голубцы» с жемчугом, сканью и эмалью, появившиеся впервые еще в XVII веке, и ажурные металлические со вставками стекла и шумящими круглыми подвесками, и всевозможные „двойчатки» и „тройчатки» с металлическими гравированными бусинами, кусочками сердолика, стекла, мелким жемчугом. Очень интересны самодельные серьги южных губерний из гусиного пуха, перьев, бусин, разноцветных шерстяных нитей, бисера. На севере же самыми популярными были серьги из низаного перламутра и жемчуга, „бабочки», плоские, в виде розетки, грушевидные и другие.

Серьги 17 век Серебро, литье. Российский этнографический музей Санкт-Петербург, Россия

Серьги «голубцы» ,17 век. Серебро, стекло; филигрань, позолота. Российский этнографический музей Санкт-Петербург, Россия

Серьги тройчатки и одинцы

Пясы – примерно с XIV в., представляют собой массивные подвески на кольце-швензе с колокольчиками по нижнему краю. Кольцо-швенза либо крепилась к лентам головного убора, либо крепилась к уху. Позже их делали из бисера.

Колты (колтуши, колтки) — литые подвески из золота или серебра на лентах у височной части головного убора, заменяющие серьги, служили и оберегами. Состоит из двух выпуклых щитков, спаянных друг с другом, имеющие наверху дужку для подвешивания. Бывают округлой или звёздчатой формы. Округлые украшались изображениями птиц-сиринов, древа жизни, цветами, позже христианскими мотивами.

Другим часто встречающимся видом украшений являлись шейные и нагрудные: „языки», „грудки», ожерелья, жерелки, мониста, гайтаны, цепочки.

Гайтаны — изделия, снизанные из мелких бус и бисера, которые спускались спереди до пояса и ниже. Большего расцвета достигли в конце XIX — начале XX в. в юго-восточной части России, у народов Поволжья и Приуралья, Сибири. Изготовляли, нанизывая бисер на одну и более нитей (иногда до 30), вручную и ткали на специальном станке с нитяной основой. Набирали бисеринки на суровую вощеную нитку, конский волос или тоненькую проволоку. Переплетая нити с нанизанными по счету бисеринками, мастерицы создавали яркие, красочные узоры, чередуя геометрические, стилизованные растительные или зооморфные орнаменты. Рисунки для украшений мастерицы придумывали сами и заимствовали из узоров тканых, плетеных и вышитых изделий.

Однодворки носили крупные „янтари» или стеклянные бусы, охватывающие шею в несколько рядов. Для северных районов России характерны либо ожерелья типа ошейника или воротника, плотно облегавшие шею и представлявшие собой широкие, снизанные из перламутра, жемчуга и белого бисера сетки, либо полосы холста, расшитые этими же материалами, дополненными вставками цветного стекла, лентами.

Большой популярностью пользовались бусы из янтаря и всевозможные виды металлических цепей как объемных, кольчатых, так и плоских, со звеньями из гладкой рубчатой или филигранной проволоки.Наиболее распространёнными были стеклянные бусы. Наиболее любимым цветом для бус считался зелёный. Знатные женщины предпочитали бусы, составленные из различных материалов (золотые, жемчужные и выточенные из драгоценных камней).

Цепь 16 — 17 век. Серебро, позолота. Российский этнографический музей Санкт-Петербург, Россия

Гривны – разновидность шейных украшений. Металлические гривны могли позволить себе только дамы состоятельные. Самыми дорогими были билоновые гривны – их изготавливали из сплава меди и серебра, ну а самими «хитовыми» — медные или бронзовые, иногда покрытые серебром.

А теперь несколько картин «модниц» лет давно минувших. Лично у меня просто дух захватывает, глядя на это великолепие. А у Вас?

Автор — Маковский К.Е

Автор — Сычков Ф.В

Я надеюсь, Вам понравилось наше маленькое и красивое путешествие во времени. Спасибо за внимание!

Источник

Украшения в русской традиционной культуре

Украшения в русской традиционной культуре

Стремление человека украшать свой костюм известно издавна. У разных народов, в том числе и у русских, детали одежды декорировали во всевозможных текстильных техниках: ткачестве, вышивке, плетении, шитье и других. Как правило, орнамент, независимо от технологических приемов его выполнения, располагали на одежде в определенных местах: по краю ворота, рукавов, подола. Украшения, представлявшие собой съемное убранство в костюмном комплексе, дополняли и усиливали роль декоративного элемента в тех же самых местах, что позволяет говорить об общности значения декора на одежде и украшений. Это особенно очевидно, когда украшение является составной частью одежды, примером чего могут служить накладные манжеты, воротники. В русской традиции украшения составляли обязательную принадлежность костюма. По месту расположения на человеке они в наряде XIX-начала XX века подразделялись на головные, шейные, нагрудные, наплечные, наспинные, накосные, поясные, наручные.

Из головных украшений наиболее распространенными были ушные (серьги, пушки), височные (кудёрки, детали головного убора – поднизи или рясна), а также съемные детали головного убора (цветы, кружки).

Головные украшения: детали головного убора — рясна

В категорию шейных входили различные по месту расположения украшения: шейные (бусы и ожерелья, частично спускающиеся на грудь), шейно-нагрудные (широкие воротники), шейно-наспинные (шейное украшение с наспинными деталями).

Шейное украшение: бусы

Нагрудные украшения закрывали часть груди («грудки», ожерелья, гайтаны, цепи) и тоже могли иметь наплечные и наспинные детали. Шейные и нагрудные украшения по способу крепления на шее могли быть сплошными , с завязками, с застежкой (крючки, пуговицы, кнопки), изредка – с замком.

Нагрудное украшение: гайтан

Серьги и ожерелье. Россия. Конец 18 — начало 19 вв.
Льняная нить, перламутр, стеклянные бусы, жемчуг, медь; плетение

Ожерелье. Россия. Вторая половина 19 в. Серьги. Россия. Вторая половина 19 в.

Наплечные украшения чаще включали парные детали («крылышки», наплечники), иногда соединенные с нагрудной частью, а в редких случаях представляли собой единый предмет, например в виде наспинно-наплечной полосы ткани (подоплечка).

Наспинные украшения могли быть самостоятельными и тогда крепились с помощью завязок или пуговиц к шее, шейному украшению или переднику (ленты, размётки, гаруса, подпружка). Нередко они составляли одно целое с шейным или нагрудным украшением. К разряду накосных украшений относятся косники (плоские косники треугольной, круглой или иной формы, кистеобразные, в виде небольших лопастей и др.), ленты.

Поясные украшения либо были самостоятельными и крепились к поясу спереди или сзади (карман-лакомник, лопасть на ленте, две лопасти), либо составляли декоративную часть пояса в виде одной или двух ниспадающих по бедрам или сзади лопастей («косы», назадник и др.).

В группу наручных украшений входили кольца, браслеты, накладные манжеты (поручи, подзаперстья) и оборки (нарушники, брыжи).

Основу украшений чаще всего составляли холст собственного производства, льняная или шерстяная нить, конский волос; для жесткости частей украшений иногда употребляли детали из стержня гусиного пера, дерева: луба, бересты, прутьев. Материал, придававший украшениям декоративные свойства, большей частью покупали. Это бисер, стеклярус, бусины, перламутр, фольга, стекло, касты, блестки. Востребованной была басонная продукция: золотная нить, канитель, бахрома и тесьма из золотной нити, позумент. В середине – второй половине XIX века для отделки украшений стали активно использовать разнообразные пуговицы, а также шелковые ленты, дутые бусы, тесьму. В качестве фоновых тканей чаще всего применяли фабричные: хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые. Изредка для создания украшений использовали подручные природные материалы: солому, ракушки, семена плодов, перо птицы. В местностях, где традиционный костюм бытовал долго, до середины XX века, для подновления наряда и украшений использовали современные материалы: капроновые ленты и кружево, тесьму из искусственных тканей, детали из пластмассы и т.п.

Костюм женский праздничный. Верхнее Поволжье. 19 в. Костюм женский праздничный. Тверская губерния Вторая половина 19 в. Костюм женский. Воронежская губерния. Конец 19 — начало 20 вв.

В заметки использовались материалы Мадлевской Е. Л.

Источник

Оцените статью