Рулевое управление для квадроцикла своими руками

Самодельный квадроцикл своими руками: как сделать достойный аппарат

Квадроцикл — транспортное средство, оснащённое четырьмя колесами. Основными производителями мини-машин являются: Yamaha, Polaris, BRP, CF Moto. В качестве мотовездехода используются утилитарные квадрики, а для быстрой езды — трюковые модели. Категории отличаются между собой по техническим характеристикам, что учитывается, когда нужно собрать квадроцикл своими руками.

Описание транспортного средства

Современный квадроцикл укомплектован четырьмя либо шестью колесами небольших размеров, но с повышенной проходимостью. К основным техническим характеристикам относятся: малый вес, наличие полного привода и пониженной передачи. За счёт уникальной комплектации транспорт легко проезжает по проселочным дорогам. Его можно эксплуатировать летом и зимой.

Чтобы сделать самодельный квадроцикл, рекомендуется определиться с его типом:

  1. Утилитарный. Модель имеет большой вес и хорошую проходимость. Транспорт легко перевозит несколько человек и разгоняется до 90 км/ч.
  2. Трюковый. Укомплектован узкой платформой, радиатором. Машина весит мало и может разгоняться до 137 км/ч.

Сборка транспорта осуществляется с учетом технических характеристик, комплектации, условий эксплуатации. Для выполнения самостоятельных работ потребуется иметь навыки работы со сварочным аппаратом и токарным станком. Чтобы построить машину, понадобится просторный гараж. С учётом подходящих параметров подготавливается чертеж квадроцикла своими руками.

Подготовительный этап

При самостоятельной сборки конструкции учитывается мощность мотора, тип подвески, необходимость в монтаже багажника. Для выполнения предстоящих работ потребуются: сварочный аппарат, дрель, болгарка, ключи, молоток, пассатижи, домкрат. В качестве основы можно взять:

  1. Мотоцикл Урал.
  2. Мотоцикл Иж.
  3. Скутер.
  4. Автомобиль Ока либо Нива.

При необходимости транспорт собирается из деталей мотоциклов и машин. Если рама изготавливается самостоятельно, потребуется специальное оборудование для деформации труб. В таком случае рекомендуется отдельно сделать своими руками чертежи рамы для квадроцикла. Это упростит процесс сборки комплектующих:

Читайте также:  Рамки для двухдиновых магнитол своими руками

Подбор систем

В качестве тормозной системы используются новые детали либо с минимальным пробегом. Опасно устанавливать старые тормоза. Глушитель демонтируется со старой машины либо изготавливается самостоятельно из трубы. Если используется рама из другой машины, она должна надежно крепиться болтами ко дну мотора. Силовой агрегат устанавливается сзади либо спереди. Специалисты советуют надежно присоединить к раме привод с трансмиссией.

Если рама требует реконструкции, составные элементы демонтируются. На каркас нужно нарастить переднюю часть. На следующем этапе привариваются составные элементы рамы. При реконструкции каркаса от мотоцикла, отодвигаются подседельные стойки на 40−45 см. Вырезаются из металла и варятся багажники, которые затем фиксируются к раме. Полученная деталь самодельного квадрика красится любой краской.

Чтобы самостоятельно сделать раму, используется обычная труба, с толщиной стенок до 3 мм. Лонжероны лучше выполнить из трубы диаметром 25 мм, а подкосы — из трубы 20 мм. Элементы фиксируются точечной, а затем цельной сваркой. Аналогичным способом привариваются ушки от рычагов и амортизаторов к раме. Кронштейны рекомендуется фиксировать при монтаже остальных узлов и агрегатов.

Силовой агрегат

Мотор демонтируется от спортивного либо обычного мотоцикла, скутера, машины. Автомеханики советуют воспользоваться четырёхтактным двигателем, мощностью более 15 л. с. Силовые агрегаты мотороллеров отличаются от других аналогов низким расходом топлива. Квадроцикл на базе скутера весит мало, поэтому быстро вытаскивается при застревании в песке либо грязи.

Чтобы перевозить груз либо ездить по бездорожью, устанавливается более сильный мотор:

  • от Иж-1, Иж-2 либо Иж Юпитер мощностью 24 л. с.;
  • от Урала 32 либо 36 л. с.;
  • от Оки двухцилиндровый мотор 35 л. с.

Для перевозки тяжелых грузов устанавливается трехцилиндровый двигатель. Чтобы ездить в жаркую погоду, используется мотор с системой охлаждения. На старых мото она не предусмотрена. В таких агрегатах потребуется доработать систему охлаждения.

Передняя и задняя подвески

Квадроциклы-самоделки оснащаются передней либо задней подвеской. Легче монтировать готовую переднюю подвеску от старого мотоцикла. Можно воспользоваться и другими вариантами:

  1. Задний мост от машины. Его необходимо укоротить под параметры квадрика. Плюс такого метода — наличие дифференциала. Минус моста заключается в его большой массе.
  2. Кардан+редуктор на задней оси. Для вездехода подходит независимая подвеска с высоким дорожным просветом. В таком случае рычаги подвески фиксируются к раме с помощью болтов.

Чтобы во время езды квадроцикл не переворачивался, рекомендуется предусмотреть наклон стойки передней подвески. Амортизаторы подходят от Ижа. При наличии финансовой возможности лучше установить газомасляные амортизаторы с подкачкой. Они обеспечивают регулировку подвески с учетом дорожного покрытия.

Рулевая квадроцикла похожа на аналогичную систему автомобиля. Устанавливается рулевое колесо либо мотоциклетный руль. Некоторые специалисты советуют совмещать 2 типа:

  • мотоциклетный руль, вал и рычаг вверху;
  • детали рулевой системы от авто — внизу.

Можно сделать рулевой вал своими руками. Для этого используется труба диаметром 20 мм и толщиной стенок в 3 мм. Внизу детали потребуется установить ограничитель хода.

Коробка передач и тормоза

Если квадрик собирается на базе авто, заменяется цепная передача. Это значительно упрощает техобслуживание транспортного средства. Устанавливается механическая коробка передач (МКПП), так как с ней улучшается манёвренность. Входные валы направляются на передний и задний мосты. Колеса демонтируются от малогабаритного авто: Ока, Нива.

Тормозная система подбирается с учетом монтируемых колес. Поворотные кулаки демонтируются от Нивы или Оки. Чтобы собрать полноприводную модель, потребуются: рулевое управление от авто, привод трансмиссии и дифференциалы. В таком случае рама не используется. Лучше сварить конструкцию под объём мотора.

Подвеска также демонтируется от авто. На переднеприводной модели устанавливается редуктор. Следующий этап — изготовление корпуса. Для этого понадобятся стекловолокно, стеклопластик. Специалисты советуют воспользоваться первым материалом, так как с ним проще работать.

Предварительно подготавливается чертеж, вырезаются элементы корпуса из пенопласта. Для их фиксации между собой используется клей либо монтажная пена. К пенопласту приклеивается стекловолокно. Полученная конструкция присоединяется к раме. Корпус хорошо высушивается, грунтуется, шлифуется и красится.

Подбираются шины нужного размера. Если транспорт будет эксплуатироваться по бездорожью, нужно создать соответствующий клиренс (расстояние от днища до поверхности земли). Для этого устанавливаются колеса R17.

Полученный квадроцикл укомплектовывается поворотниками, фарами, приборной доской, аккумулятором. Электрооборудование подключается по предварительно составленной схеме. Для этого используются проводки, мультиметр для проверки напряжения в сети. На следующем этапе устанавливаются сидения. Транспортное средство проверяется на исправность, сопоставляются данные, отображенные на чертежах. Квадрик, правильно собранный, не уступает по техническим и эксплуатационным характеристикам готовому транспорту.

Источник

Новое рулевое

Не ошибается тот, кто ничего не делает

Преамбула

Как и планировал, решил попробовать повоевать с нашим рулевым управлением. Оно терпимое когда едешь по асфальту с зажатыми амортизаторами. Однако когда едешь по неровной дороге — через руль в руки прилетают не хилые удары. Это называется ударное управление aka bump steering. И у нашего квадроцикла оно потому — что кто конструировал его не читал как минимум книжку Дема Хаммила «Подвеска и тормоза — как построить спортивный автомобиль».

Кто не в теме — смотрите видео с моего прошлого бортовика.

Собственно, нам нужно что бы наша подвеска соответствовала таким требованиям

Для себя задачу модификации рулевого я определил так
1/ Если что не получится — нужно иметь возможность вернуться к родному варианту рулевого управления
2/ Желательно раму не резать
3/ Использовать минимум недорогих деталей
4/ Отказаться от демпфера руля по возможности

Собственно из-за этих требований — множество вариантов отпало (был даже вариант переделать переднюю подвеску на макферсона — но денег жалко покупать стойки и кулаки от Оки на пробу)

Купил поворотные рычаги от Нивы ( можно и от классики ) и понеслась примерка для нахождения кинематической схемы.

Примерно стало понятно куда двигаться — но пришлось сесть за автокад и рисовать в нем кинематическую схему для точного расчета. Из интересного — попробовал двигать колесо вверх-вниз — схождение практически не менялось. Одно стало ясно — процесс перестройки быстрым не будет.

Из побочного — привожу квадроцикл в норму к следующему сезону. Клапана, тормоза и так по мелочи — обнаружилось что бендикс не всегда зацепляется с маховиком — сносились зубья на венце маховика. Пришлось перевернуть зубчатый венец — оказалось это не сильно сложно, снимается легкими ударами молотка — а что бы его посадить на место — достаточно нагреть до 200-250 градусов и тогда он легко садится на место обратно.

День теоретических изысканий
Рулевое управление — эта не та вещь в которой можно что то делать методом тыка Вернее можно — но можно и результат получить в виде тыка. Поэтому снял как мог поточнее геометрические размеры и в автокад — что бы точно воспроизвести примерную кинематику как сейчас есть. Иначе есть шансы получить либо крайне острое управление — когда поворот руля на небольшой угол вызовет большой поворот колес или наоборот или вообще завернуть шрусы на закритический угол. Это однозначно не есть гуд. Вообщем в автокаде нарисовал модель кинематики нашего рулевого и стал подбирать расположение узлов. Вышло так, что в принципе задача решаемая — достаточно правильно поставить рычаг и перенести точку крепления тяги ближе к центру рулевой колонки. Выкладываю видео с симуляцией кинематики — там зеленым цветом выделена кинематика как сейчас есть, а фиолетовым как будет. Любые комменты умных людей по кинематике категорически приветствуется! Ахтунг, видео лучше смотреть в максимальном разрешении на весь экран и в макс. качестве если хочется разглядеть детали

День 2-й, муторный

Сошки маятникового рычага поставили меня в тупик. В них отверстия конусные и диаметром сильно больше родных наконечников. Вообщем рассверлил отверстия до d18мм, вставил в них втулку, приварил втулку к сошке и рассверлил внутреннее отверстие до d12мм под наш наконечник. Теперь сижу и чешу репу — а из чего делают эти сошки, очень хочется надеятся что не из чугунины — тогда печалька и надо изобретать новые рычаги.

День 3-й, безысходный
Дело было вечером, делать было нечего. Вернее чего, но судя по отзывам — рычаги сделаны из чугунины. Задумался что бы заказать рычаги отдельно из стали у фрезировщика, сейчас полно услуг в Москве по фрезеровке с ЧПУ и берут автокадовские файлы. Нарисовал модельку в автокаде — думаю теперь заказать.

Тем временем, стало понятно, что раму придется пилить и усиливать. проблема образовалось из-за того что ход в рулевых наконечниках — вот таким образом ограничивает геометрию — пришлось убирать кусок рамы — его позже планирую усилить.

Также доработал рулевую колонку — просверлив отверстия согласно расчету кинематики. Заодно выяснилось, что подшипник рулевой колонки тоже умер. Купил очередной 6203 2RS и подобрал к нему сальник от стиральной машины 22х40х8 с 2-мя кромками — попробую его инсталлировать, с большой надеждой что сильно поможет удлинить жизнь подшипнику.

День 4-й, злой

Конечно же я не сижу 3-й день подряд в гараже с этой чертовой Казумой. Это просто такой прием повествования, для отмечания так сказать этапов. И вообщем сегодня на этом этапе с большим усилием поборол в себе желание облить это недоразумение типа квадроцикл бензином и сжечь. И очень, очень хотелось бы взглянуть в глаза конструктору, технологу и тому оленю, который собирал мой квадрик.

А все просто — посмотрел, что подшипник рулевой опять за хрустел. Ну думаю, теперь поставлю SKF + сальник и все у меня будет хорошо. Наивный. Выпрессовка прошла на удивление легко, однако это удивление было отнюдь не приятным.

У подшипника развалилась аж внешняя обойма. Твою дивизию — а еще в прошлый раз как менял удивлялся что ж рулевая колонка так плохо в него заходила. Поставил собственно подшипник SKF на место и. не смог вставить рулевую колонку в него, хотя когда подшипник был не установлен — он легко садился на посадочное место на колонке. Аднака, жопа начальника. Пришлось срезать нахрен верхнее крепление и тогда я смог вставить колонку. Картина открылась интересная — ось рулевой колонки была, как бы это помягче сказать, совсем не рядом с верхним креплением. См. на картинке места крепления верхней части крепежа рулевой колонки.

А дальше. Чем дальше в лес, тем толще партизаны. У рулевой колонки еще и с соосностью все оказалось очень, очень плохо. На видео все прекрасно видно.

Психанул короче, теперь все равно новую колонку покупать. Буду искать ровную.

День N-1,N, N+1

Давненько не писал отчета, соскучились ?
Собственно больше ждал заказа рычагов, которые по моим чертежам делали в Питере.
Рычаги пришли и были обточены и покрашены.



Дальше началась примерка, проверка кинематики, скажу только, что если поставить передаточные рычаги в родные отверстия на ушах рулевой колонки — то руль получался резкий как понос — чуть повернешь а колеса поворачивались на больший угол. В итоге нашел правильное расположение на ушах колонки (предварительно все усилив и обварив). Потом очень долго приваривал крепления подшипников рычагов — очень муторное дело оказалось — в итоге все рано нашел где накосячить — теперь думаю — отпиливать болгаркой и варить по новой или так сойдет
Собственно результат сборки на фото

Шёл X-ный день.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Однако делается, процесс из направления разборки плавно перешел в стадию сборки.

Проварил раму, усилив вырезанные места и все покрасил.

Покрасил все рычаги, настроил все длины — это был муторный процесс, нужно было найти точки качения рычагов, что плоскость качения рычагов совпадало с плоскостью качений А вилок. Установил все на квадрат.


Поставил квадрат на колеса и покачал руками. Есть контакт! При качении квадрата колеса практически перестали менять схождение. Квадрат больше не махает колесами при раскачке как слон ушами )) Также настройка схождения теперь не будет гиморной процедурой, (не надо больше морду мешками нагружать).

Теперь потихоньку буду доделывать электрику, раз морду разобрал, ставить шноркеля и т.д. и т.п. Уже и так в процессе переделки куча вещей плановых была сделана — в том числе опять поменены ступичные подшипники (поставил SKF — посмотрим как долго ходить будут), заменены тормозные колодки.

День Ч — предварительные итоги
Собрал все, шноркеля, подвеску, свет и т.д. Квадр, готов к сезону



Накачал колеса до рабочего давления в 7 PSI = 0,5 АТМ и прокатился специально по колдобинам! КРАСОТА! Удары в руль ушли как класс, паразитного подруливания нет, все очень и очень мягенько. При этом демпфер руля я специально не стал ставить — не нужен он больше. Как результат руль стал «легким» и управление квадратом стало прям как на брендах Я мега доволен. Правда теперь впереди ресурсные испытания — тогда и можно будет поставить точку в этом вопросе. Посмотрим как оно будет работать в тяжелых условиях. А пока запилил видео — сравнение работы передней подвески в старом и новом вариантах. Наслаждайтесь

День ресурсных испытаний

Шеф, все пропало, шеф!

Запили «жосткий» рейд по кочкам, оврагам и прочим буеракам. Переделка подвески показала кайф от самой переделки — ехать было очень комфортно. Однако после мощного рубилова — стало ясно, что с рулевым что то не так — осмотр показал, что погнуло рычаги — ресурсные испытания провалились. Видимо сталь СТ20 слишком мягкая для таких жестких нагрузок, хорошо, что не развалилось по пути. При разборе дома, также выяснилось что подшипники в устройстве качения рычагов тоже наглотались грязи (хотя они и закрытые) и «захрустели». Пичалька, надо дальше думать. Подшипники заменить 2 RS с резиновым уплотнением, а вот что делать с рычагами пока не знаю, попробую родные от Нивы поставить — если и им прийдет капец — то опять надо будет думать.

Эпизод 4 — Новая надежда

В далекой, далекой галактике.

Вообщем разобрался почему рычаги загнуло — оказалось сталь СТ20 ну уж сильно мягкая, да и плечо рычага получилось большое. Придумал еще пару способов как переделать рычаги укоротив плечо. Однако решил поставить оригинальные рычаги, которые рассверлил и вварил втулки и решил попробовать — и о чудо их не загнуло, хотя сегодня запилили жесткий рейд в 90 км, со скачкой по бревнам и т.д. В добавок сделал рулевое чуть более «резким» и поворачивающимся на больший угол чем сток (но до критических углов шрусов не дошел) — стало рулить тяжелее, но в лесу просто кайф лавировать между деревьями Если за пару покатушек не сломается — будет ну просто супер, ибо ударов в руль с новым рулевым нет, что конечно кайфово

Undo
Все-таки, вварка стальной втулки в ковкий чугун — была так себе идея, все-таки ее выломало. Не охота опять заморачиваться с рычагами, катать надо. Решил демонтировать конструкцию (зимой может опять ченить новое сварганю — уж больно комфортно с новым рулевым) поставить обратно простые тяги + демпфер обратно. Но взял не родные снова, а решил пойти по стопам установки тяг и рулевых наконечников от авто. Наконечник и тяги сначала хотел от 2110 поставить — но чет слишком гиморно резать тягу делать резьбу и т.д. Тяги от MB-190 народ ругал за хлипкость и то что они болтаются. В результате наше решение виде тяг от BMW E28-E34 (код детали FEBI 08851). Из наблюдений — хвостовик пальца D10мм (хлипковато чей-то) — сам палец на конус от 12 до 14 мм (конусность 1:10 вроде). Собственно надо сделать конусы в кулаке и рулевой колонке и тогда сидеть будет жестко не поломается. Угол качения пальцев даже больше чем у родных и однозначно больше чем у наконечника 2110 — это гуд — значит выламывания пальца из наконечника можно не боятся. Диапазона регулировки вроде как более чем достаточно и вообще конструкция вроде как не хлипкая — резьба котороя вкручивается в тягу — вообще 14мм — это больше чем у родных. Вообщем будем пытаться имплементировать.

Продолжение надеюсь не последует.

Источник

Оцените статью