Роспись по дереву
Сегодня мы расскажем об одном из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства – росписи по дереву.
Сегодня мы расскажем об одном из самых старинных видов художественного искусства – росписи по дереву. Затейливые узоры, рисунки, герои и сцены из литературных произведений на дощечках, подносах, шкатулках и вазах и сегодня прекрасно смотрятся в интерьере любых помещений.
Роспись по дереву — декоративно-прикладное искусство, имеющее многовековою историю. Художественная роспись по дереву велась яркими красками . Расписные сувениры передавались из поколения в поколение и ценились подрастающей молодежью. Сегодня роспись по дереву широко применяется в области мебельного производства, посуды, игрушек, музыкальных инструментов.
Виды росписи по дереву
Существует очень много видов росписи по дереву, разных традиционных техник и школ. В одной только хохломской росписи есть несколько подвидов, в зависимости от типа используемого орнамента!
Сегодня мы рассмотрим три самых популярных росписи — хохломская, мезенская и городецкая, поскольку именно они являются самыми популярными и широко известными. На важно помнить, что кроме них есть множество других, не менее замечательных видов росписи: например, волховская, борецкая, владимирская и др.
Этот вид росписи является старинным русским промыслом, зародившимся в окрестностях Нижнего Новгорода около XVII века.
Деревянная посуда всегда была в почёте на Руси, но необработанная древесина впитывает влагу и быстро загрязняется. Во избежании этого посуду стали покрывать варёным льняным маслом — олифой, которая покрывала поверхность деревянного предмета непроницаемой плёнкой.
Отличительной чертой техники является придание изделию золотистого блеска без использования золота.
Хохлома берёт свой принцип золочения без золота из старинных иконописных техник: в целях экономии фон иконы закрашивали серебром (а позже более дешёвым оловом или алюминием), наносили изображения святых, а затем покрывали льняным маслом в несколько слоёв в отдельной просушкой в печи каждого слоя. Под воздействием температуры пленка олифы приобретала золотой оттенок и серебряный фон, находящийся под ним тоже отливал золотым переливом.
Основные цвета в хохломе:
Роспись в хохломе наносится от руки, без предварительной разметки. Традиционные элементы — сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Различают два типа росписи: «верховую», когда по серебристому фону (который после обжига станет золотым!) наносят рисунок красным и чёрным цветом; и «под фон», когда сначала намечается контур орнамента, а потом фон заполняется чёрной краской, рисунок же остаётся золотым.
2. Городецкая роспись.
Эта роспись также появилась в Нижегородской губернии, но позже, чем хохлома — в XIX веке.
Сюжетные композиции в этой росписи гораздо более сложные, но мастера также наносили их без предварительной разметки.
Городецкую роспись исполняли по яркому фону темперными красками.
Основной приём росписи — сначала на изделие наносится цвет фона, потом на него наносится «подмалёвок» — крупные цветовые пятна. После этого рисунок прорабатывается тонкой кистью, затем роспись заканчивает «разживка» — дополнительные тонкие штрихи и точки, нанесённые, как правило, белой краской, и подчеркивающие детали и контраст. Основные мотивы — цветочные композиции, сказочные и былинные сюжеты, городские сценки.
3. Мезенская роспись.
Старинный вид декорирования деревянной посуды и других предметов быта. Эта роспись представляет собой чисто орнаментальный декор.
Основная черта: дробный узор — звёзды, крестики, чёрточки, — выполненный в два цвета: чёрный и красный .
Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты. Также в качестве орнамента используются схематичные изображениями животных: коней или оленей. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.
Изделие расписывается по чистому негрунтованному дереву сначала красной охрой, а затем делается чёрная обводка.
Кстати, у нас на сайте вы можете посмотреть несколько мастер-классов по мезенской росписи и её стилизации!
Смотрите наши мастер-классы и используйте промокод BLOG20 на скидку 20% в нашем интернет-магазине! Скопируйте промокод в поле «ввести купон» при оформлении заказа.
С чего начать и как делать роспись по дереву
Роспись по дереву акриловыми красками – это художественный процесс, в котором каждый мастер стремится найти свою изюминку и индивидуальность. Прежде чем пытаться сформировать индивидуальный стиль, стоит ознакомиться с существующими традиционными видами росписи. Перед тем, как переходить к росписи непосредственно по дереву, стоит сперва отточить на бумаги навыки владения кистью и рисование базовых элементов.
После этого необходимо научиться подготавливать деревянную поверхность к работе
Алгоритм росписи по дереву для начинающих:
1. Очистка древесины щеткой и шлифование дерева наждачной бумагой.
2. Покрытие грунтовкой. Иногда в качестве грунта может выступать краска, создающая основной цвет фона.
3. Нанесение рисунка кисточкой и красками.
4. Закрепление акриловым лаком.
Материалы для росписи
Основные материалы, которые потребуются для акриловой росписи по дереву, это:
• наждачная бумага для очистки поверхности дерева и для придания небольшой шероховатости. Делается это для того, чтобы рисунок наносился более точно и в дальнейшем был долговечным. Понадобится два вида наждачной бумаги: жёсткая и мягкая. Зачищается дерево вдоль волокон.
• защитный материал – морилка. В некоторых росписях принято наносить рисунок сразу на деревянную поверхность, но иногда цвет сырой необработанной древесины довольно невыразителен. В таких случаях, можно воспользоваться морилкой, которая придаст древесине какой-нибудь оттенок и подчеркнёт естественный рельеф и фактуру.
• грунтовку можно наносить кистью, но если область большая и широкая, то используют валик.
• для закрепления готовой росписи на декоративном предмете можно воспользоваться акриловым лаком. Однако, если изделие часто планируется использовать в быту (подставки под горячее, подносы), лучше воспользоваться специальными мебельными лаками.
Подходящие краски
После того как предмет для росписи подготовлен, наступает время художественной части работы. Многие задаются вопросом, какие краски для росписи по дереву лучше использовать. Обычно для того, чтобы получился стойкий и насыщенный цветом рисунок, берут акриловые или масляные краски. Их существенное различие лишь в том, что масляные краски дольше сохнут. Акриловые краски сохнут быстро, имеют яркие тона и по стойкости они превосходят масляные.
Отличным выбором для любой росписи станут специальные краски для росписи (так называемая акриловая темпера), которые отличаются мягкой консистенцией, пастозностью, высокой кроющей способностью и приятной матовой бархатистой поверхностью после высыхания.
Стоит отметить, что те, кто только начинают постигать азы народной росписи по дереву, могут для оттачивания навыков использовать обычную художественную гуашь.
Кисти для росписи по дереву
Лучшими кисточками для росписи по дереву считаются мягкие кисти природного происхождения. Особо ценятся беличьи, колонковые, реже – соболиные. Однако, для акриловых красок прекрасно подойдут и синтетические кисти.
Перед процессом важно определиться с подходящими размерами для кисточек, которые обозначаются цифрами. Для новичков советуют брать одну большую, две средние и одну тонкую малую кисть.
Важно помнить, что все старинные промысловые росписи зарождались в крестьянском сословии, в руках людей, которым плуг и молот был гораздо привычнее, чем кисть. А если смогли они, сможете и вы! В традиционных росписях нет нужны прорисовывать лица, фигуры или соблюдать портретное сходство. Самое главное — отточить технику рисования разных элементов, научиться свободно проворачивать в руках кисть и смешивать цвета. Нужно приложить немного терпения, раз за разом рисуя одинаковые элементы и в конце-концов вы научитесь их рисовать в совершенстве! Довольно небольшое количество простых базовых элементов и их сочетания — вот и всё!
И важно понимать, что если признанные мастера разных видов росписи могли наносить её без предварительно рисунка, то нам, простым смертным, наносить рисунок можно не сразу красками, а использовать для начала карандаш, трафарет, копирку или кальку, но не слишком увлекаться. Ведь, если постоянно прибегать к готовым рисункам, способность самостоятельно фантазировать притупляется. Помните, главное – это всегда получать удовольствие от процесса росписи.
Источник
Роспись по трикотажу в трафаретной технике. Часть 1: инструменты и материалы
Роспись по трикотажу: разновидности трафаретной техники
Роспись по трафарету — это один из наиболее привлекательных и приятных методов декорирования трикотажных изделий. Эта роспись также является самым простым и экономичным способом отделки изделий. Этот вид творчества адаптируется к любому стилю и не требует особых художественных навыков, для того чтобы получить оригинальные и впечатляющие результаты. Существуют различные разновидности трафаретной росписи, которые можно применить для декорирования трикотажных изделий, для того чтобы выразить свои необычные идеи и создать свой неповторимый стиль.
Мы будем рассматривать следующие техники:
- Роспись простого трафаретного рисунка на светлом и темном фоне.
- Прямой и обратный (роспись по краю) трафарет.
- Трафаретная роспись с элементами наложения.
- Роспись по трафарету в сочетании с техникой монотип.
- Теоремная роспись (роспись без мостиков).
- Пейзаж в трафаретной технике.
В этой статье мы рассмотрим первую технику: роспись простого трафаретного рисунка на светлом и темном фоне.
Суть трафаретной техники заключается в нанесении краски сквозь отверстия, вырезанные в листе плотной бумаги или пластика, приложенного к декорируемой поверхности. Для росписи трикотажа лучше всего использовать полимерные пленки, которые не разрушаются от воздействия краски и легко очищаются от нее. Полиэфирные пленки полупрозрачные, а полиацетатные прозрачные. Они бывают разной толщины, выбирать следует среднюю толщину, так как из них легче вырезать трафарет. Они также не рвутся при мытье. Они также удобны тем, что прозрачны, и их можно правильно расположить в соответствии с уже нанесенным рисунком и гибкость пленки позволяет, разместить трафарет в неудобных местах. Прежде чем приступать к росписи, надо подготовить эскиз рисунка, рисунок можно нарисовать самому, а можно использовать готовый рисунок и по нему разработать трафарет. Рассмотрим на примере как самим переработать готовый рисунок в трафарет:
Обрисовываем рисунок таким образом, чтобы между элементами рисунка были просветы на рисунке они помечены цифрой 1.
Отметим на эскизе пунктирной линией места, где будем отрабатывать эффект объема. После этого переносим рисунок на пленку и вырезаем трафарет.
Материалы и инструменты
Инструменты для нанесения краски:
Кисти разной величины с белой жесткой щетиной, подрезанной на одну длину.
1 — трафаретная кисть №8 подходит для набивки рисунка по трафарету большой площади.
2 — кисть также №8 диаметр меньше, круглая с острыми концами, подрезана на одну длину, щетина жесткая.
Эти кисти для росписи на трикотаже из шерстяных и п/ш пряжей грубоваты.
Больше подходят кисти:
3 — плоская кисть №8 щетина-коза, мягкая;
4 — кисть №8 круглая с острыми концами, подрезана на одну длину для трафаретной росписи, щетина-коза;
5 — кисть круглая №9, щетина-бизон, мягкая подрезана на одну длину;
6,7 — кисти №10 с черной щетиной с ровным краем, щетина плотная, мягкая, хорошо подходит для набивки рисунка на трикотаже;
8 — кисть №6 круглая с острыми концами, подрезана на одну длину;
9 — кисть с жесткой белой щетиной №3 подходит для смешивания красок в емкостях до однородной консистенции.
Кисти для декорирования росписи:
1 — кисть плоская №5, волос синтетика, подходит для подправки мелких деталей росписи;
2 — кисть плоская №0, волос синтетика;
3 — кисть №5 плоская, со скошенным краем, волос синтетика;
4,5 — кисти №3, плоские со скошенным краем;
6 — кисть №1, кисть плоская со скошенным краем.
1,2,3,4,5 — кисти №№0,00,2,4,5, с волосом синтетика;
6 — кисть №000 кисть круглая с волосом синтетика.
Веерная кисть №8 волос синтетика, край ровный на одну длину, при покупке такой кисти следует обращать внимание на плотность ворса в кисти, он должен быть плотным:
Качество кисти зависит от свойств щетины, мягкости и плотности, трафаретные кисти должны быть подрезаны на одну длину, это нужно, чтобы краска не подтекала под трафарет.
Другие кисти и инструменты:
1 — кисти круглые волос — белка также подходят для росписи, кончики следует подрезать на одну длину;
2 — кисть с жесткой щетиной для перемешивания краски;
3 — кисточки из поролона изготовленные самостоятельно из подручных материалов;
4 — пипетки для забора краски из баночек;
5 — нож для вырезания трафарета;
6 — ножницы с круглыми кончиками также для вырезания трафарета.
Для росписи на трикотаже использовать следует краски для тканей. Они отличаются от декоративных акриловых красок большей прозрачностью и тем, что сохраняется гибкость после окрашивания.
1 — краски по текстилю имеющие свойство укрывности;
2 — краски акриловые прозрачные, эти краски подходят идеально для росписи изделий из светлой пряжи, так как они не дают пленки на изделии.
Для изделий из темной пряжи лучше применять краски:
Краски производства Франции:
1 — краски для темных цветов пряжи, они имеют большую плотность пленки;
2 — для светлых оттенков пряжи, они также укрывные и дают пленку на изделиях, при использовании их следует разводить водой или специальным средством, а для того чтобы краска не текла, в нее надо добавлять загустку.
1 — загуститель Антирастекатель (пригоден для загущения краски и приготовления грунтовки);
2 — средство для разбавления акриловых красок и для замедления их высыхания;
3 — акриловый гель загуститель.
1 —объемные контуры;
Готовим краски:
Шаг 1:
Разводим загуститель до состояния жидкой сметаны.
Шаг 2:
Берем пипеткой краску, капаем небольшое количество в углубление емкости.
Шаг 3:
В пустое углубление капаем разведенный загуститель, затем добавляем в него краску по несколько капель и тщательно перемешивает до однородной консистенции.
Подготавливаем таким же образом. Нужное количество краски и всех оттенков, что потребуется для росписи.
Подготовительный этап закончен. Продолжение во 2-й части . Так как статья большая я ее поделила на 3 части Во 2-й части непосредственно роспись будет, в 3 части декорирование росписи.
Источник