Реставрация циферблат часов своими руками
Mark Morgan, flickr.com CC BY
Любой часовой механизм время от времени требует чистки и смазки. Не исключение в этом плане и настенные часы. К сожалению, в наш век электроники найти часовую мастерскую вообще непросто, а уж найти ту, которая возьмется за старинные часы и не испортит — задача почти невыполнимая. Придется все сделать своими руками.
На этот раз займемся еще одними старинными настенными часами, которые имеются в нашей семье. Они долгое время провисели без движения, настало время вдохнуть в них жизнь.
По сравнению с часами Kienzle эти часы время пощадило гораздо меньше. Верхняя планка окантовки корпуса гораздо светлее остальных деталей, она не подходит по стилю, боковые планки верхней окантовки отсутствуют. Стекло в дверце явно не родное, стекла в боковых проемах корпуса частично отсутствуют, латунные части циферблата и маятника потускнели, а сколотая эмаль циферблата грубо восстановлена краской, пожелтевшей от времени.
Промывка и смазка настенных часов
Что же, приступим к наведению порядка. Прежде всего, снимаем с подвеса маятник и извлекаем часы из корпуса. Для этого нужно ослабить два крепежных винта и вынуть механизм вперед.
Теперь, удобно расположив механизм на столе, можно снять стрелки и циферблат.
Минутная стрелка сидит на квадратной оси и крепится стальным штифтом, который легко вынуть плоскогубцами. Часовая стрелка туго посажена на втулке часовой шестерни. Для ее снятия придется приложить некоторое усилие, часовую шестерню при этом нужно придерживать, чтобы не повредить механизм.
Циферблат крепится на четырех стойках, которые также удерживаются в отверстиях передней платины штифтами. После снятия штифтов циферблат легко отделяется от механизма.
Со стороны передней платины можно увидеть храповики пружинных барабанов хода и боя, шестерни стрелочной передачи, программное колесо и рычаги механизма боя.
С задней стороны можно увидеть молоточек боя и подвес маятника. В глубине механизма просматриваются колеса ангренажа.
На задней платине также расположен логотип – латинская буква В, перечеркнутая электрическими молниями.
Этот логотип принадлежал немецкому часопромышленнику и часоторговцу Эрхарду Роберту Шленкеру (Erhard Robert Schlenker). На рубеже 19-20 веков он владел двумя часовыми предприятиями: заводом в Швенингене и фабрикой Willmann&Co в Силесии. Именно на заводе в Швенингене и выпускались часы с таким «электрическим» логотипом.
На имя Шленкера был зарегистрирован и выбитый на платине патент германской империи – D.R. PATENT 147023. Этот патент закреплял за Шленкером устройство механизма боя с вынесенным на переднюю платину программным колесом. Часовые механизмы такой конструкции на штампованных платинах с характерной диагональной стойкой выпускались с 1902 по 1915 годы. Выпущено их было около 7 миллионов, поэтому особой редкостью они не являются. Цифры 43 см/104 обозначают расчетную длину маятника и количество его ходов в минуту.
Все это позволяет предположить, что наши часы выпущены на немецком заводе в Швенингене и имеют почтенный возраст около 110 лет. Часы подвергались кустарной реставрации, которая, к счастью, не затронула механизм.
Для запуска часы необходимо промыть и смазать. Делать это следует с полной разборкой механизма. Первый этап — роспуск пружин. Разбирать часы с заведенными пружинами нельзя, это наверняка приведет к повреждению механизма.
Для роспуска на заводной вал надевается ключ, аккуратно отводится собачка храпового колеса и осторожно, по пол-оборота, пружина распускается. Лучше всего это делать вдвоем – один ключом распускает пружину, а помощник удерживает механизм и отводит собачку.
Теперь снимаются рычаги механизма боя, их два и расположены они со стороны передней платины.
Крепятся рычаги штифтами со стороны задней платины. После удаления штифтов рычаги вытаскиваются вперед.
Теперь снимается подвес маятника, он просто висит на шпильке плоской пружины – пендельфедере.
Также на передней платине снимаются держатели и храповики барабанов. Сразу раскладывайте детали механизмов хода и боя в разные стороны, они хоть и очень похожи, но не взаимозаменяемы. Для аккуратного раскладывания деталей по порядку удобно использовать пластиковые или картонные упаковки для яиц.
Теперь откручиваются четыре гайки стоек, соединяющих переднюю и заднюю платины.
Платины аккуратно разводятся, и зубчатые колеса вынимаются из своих посадочных мест. Механизм разобран.
Некоторые детали могут остаться на своих местах, это касается зубчатых колес, насаженных на одну ось по обе стороны одной платины. Если их не удается снять с оси при приложении разумных усилий, то усердствовать не стоит. Не перепутайте барабаны с пружинами, они очень похожи, но пружина в барабане боя сильнее.
Детали механизма и платины промываются в чистом бензине типа «Галоша» или «Калоша», он продается в хозяйственных магазинах. По мере загрязнения бензин меняют.
Зубчатые колеса чистят жесткой зубной щеткой с укороченной щетиной. Отверстия в платинах под цапфы осей прочищают деревянными зубочистками до тех пор, пока они не перестанут пачкаться. Барабаны пружин открывают и промывают в открытом виде. Перед этим не забудьте пометить положение крышек, так их проще поставить на место.
Вынимать пружины не желательно, для этого нужно специальное приспособление или очень сильные руки и определенный опыт. Если все-таки рискнете, то хлопчатобумажные перчатки и защитная маска обязательны, иначе можно получить серьезную травму.
Сборку производят в обратном порядке, устанавливая зубчатые колеса механизмов хода и боя по принципу «матрешки наоборот» — от больших к меньшим. После сборки механизм нужно смазать. Проще всего для этого использовать вазелиновое масло, оно продается в аптеках. Масло наносят кончиком тонкой медной проволочки в углубления около осей, заполняя их примерно на две третьих объема. Излишнее количество масла приводит к его растеканию и преждевременному загрязнению механизма. Также смазывается анкерный ход – колесо и скоба. После сборки и регулировки механизм весело затикал.
Реставрация циферблата старинных часов
Пришло время заняться циферблатом. Исходное состояние было удручающим — латунные ободки циферблата изрядно потускнели, эмаль на центральной вставке была сколота почти на половине площади, имелся небольшой скол эмали на диске с цифрами, все это было залито пожелтевшей краской.
С некоторым усилием циферблат был разобран на составные части.
С латунными кольцами особых проблем не возникло. После устранения вмятин и полировки пастой ГОИ войлочным диском гравера их вид значительно улучшился.
А вот эмалированные детали доставили гораздо больше хлопот. Прежде всего выяснилось, что наносилась такая эмаль с высокотемпературным обжигом и восстановить ее в домашних условиях, а тем более – на части детали просто невозможно. Поэтому использовалась технология восстановления эмалевого покрытия ванной.
Для начала с помощью смывки была удалена старая краска. После этого детали промыты сначала зубной щеткой с мылом, потом высушены и обезжирены бензином. Поверхность центральной вставки была восстановлена с помощью автомобильной полиэфирной шпаклевки BodySoft. Самое сложное при этом – добиться аккуратной стыковки с оставшейся эмалью и точно выдержать профиль диска. Наносить шпаклевку лучше в несколько слоев с промежуточной шлифовкой для исправления огрехов.
После просушки поверхность шпаклевки окрашена автомобильной эмалью, колерованной под цвет циферблата в окрасочной мастерской.
Восстановить диск с цифрами с одной стороны было проще, так как скол значительно меньше по площади, а с другой там нужно было восстановить часть минутной разметки. Для восстановления разметки использована темно-серая краска, которая наносилась кончиком зубочистки по чуть подсохшей краске основы. Аккуратно сделать это получилось с третьего раза, неудачные варианты смывались ацетоном.
И вот собранный циферблат принял свой окончательный вид. Если присматриваться, то отремонтированные участки заметно, но уже с расстояния более полуметра все выглядит очень органично.
Также гравером с помощью пасты ГОИ и войлочного диска были приведены в порядок детали маятника.
Верхняя планка корпуса, выделявшаяся своим светлым оттенком, была полностью ошкурена, затонирована морилкой «Красное дерево» и заново покрыта лаком. Конечно, надо было бы восстановить верхнюю окантовку корпуса целиком, но это дело будущего.
Осталось вернуть механизм на место и выставить корпус часов для получения устойчивого равномерного хода.
Источник
Восстановление трофейных немецких часов «ARSA DH»
Реставрация циферблата после неудачных ремонтов
Попался трупик немецких военных часов, оригинальный трофей Второй Мировой войны. Настоящие часы из экипировки немецкого солдата – мечта любого взрослого мальчишки! Особенно, когда это наручные часы с официальным клеймом Вермахта D-H (сухопутные войска «Deutsches Heer»).
Жертва «художника»
К несчастью, предмет когда-то попал в руки «советского часовщика», который проявил нездоровый художественный талант. Получился «трупик», впрочем смотрите сами.
Под мутным пластиковым стеклом плохо видно детали, но понятно – циферблат убит «художником».
Надеясь на лучшее, открываем корпус, смотрим на циферблат живьём, и становится совсем дурно. Вообще, синдром советского часовщика – страшная штука. Нет страшнее врага у часов, чем часовой мастер, человек с отвёрткой. Владелец может ударить часы, порвать пружину, поцарапать корпус снаружи – всё это исправимо. Но «мастер» же способен забраться внутрь часов и наделать значительно более страшных пакостей. Собственно, вот и пример.
Циферблат замазан каким-то адским гудроном. Надписи обошли стороной, выглядывают из-под слоя смолы.
Вместо цифр наляпано белых лепёшек, стрелки замазаны краской. Мерзкий жирный блеск от лака.
Возможно, «живописец» пытался снять с цифр радиоактивную краску на основе солей радия. Вероятно, расцарапал цифры, и стал рисовать новые. Пластинка залита чёрной смолянистой краской, лишь оставлены прогалины для надписи и секундного диска. Скверно намазюканы цифры. Сверху всё залито пожелтевшим лаком.
В данной ситуации есть два варианта восстановления:
1. Типографская реставрация: снять всю краску до металла, нанести новый фоновый слой, сделать типографское клише, нанести новую печать с цифрами и надписями. Получится совсем новый циферблат на старой пластинке.
2. Ручная реставрация: попытаться вручную оттирать слой за слоем, постепенно добираясь до оригинального, первого слоя краски. Что получится – пока неизвестно.
Что ж, попробуем пойти вторым путём, будем очищать эти субстанции. В крайнем случае, если совсем не получится, вернёмся к варианту №1. Отчищая слой за слоем, мы можем добраться до старой оригинальной поверхности. А там посмотрим, каково его состояние, и возможно ли улучшить вид циферблата щадящими методами.
Стадия 1: Очистка
Под каждый слой подбирается растворитель. Попробовал потереть край бензином, керосином, спиртом – не поддаётся. Жидкость для снятия лака стала впитывать в себя жёлтый лак, значит способна его растворять.
Жидкость для снятия лака впитывается лаком, лак отделяется.
Одеваем на циферблат «ватную шубу», пропитываем жидкостью для снятия лака.
Лак сходит быстро. Чёрная смола пропитывается растворителем, набухает, и отшелушивается чешуйками.
Мерзкая чёрная смола сходит, но белая краска пока не поддаётся, лишь чуть размягчается.
Видны повреждения чёрного слоя подложки вокруг цифр. Пока выглядит ещё страшнее.
Делаем ещё одну ватную пропитку, оставляем на пару часов под колпаком.
Несколько отмачиваний, тонкой палочкой поддеваем краску, и она постепенно всё же сходит.
Открываются повреждения – вокруг цифр слой оригинального покрытия сильно расцарапан.
Очистилось всё, что возможно очистить. На этом первая стадия завершена.
По пути сняли стекло (будет новое) и поменяли стёртую заводную головку на более удобную.
Стадия 2: Прорисовка
После стадии очистки следует стадия обновлённой прорисовки элементов. Современной безопасной светомассой рисуем цифры на тех же местах, как это было изначально изображено на циферблате.
Нанесён новый люминофор на цифры, стрелки также заполнены люминофором.
Цифры поднимаются над плоскостью циферблата, и за счёт объёма они уже отвлекают внимание от царапинок и потёртостей нижнего слоя циферблатной пластинки. Смотреть на часы становится уже более комфортно, особенно если вспомнить изначальную ситуацию. Пусть идеального вида нам не добиться, но мы ещё можем отвлечь внимание от царапинок.
Дальнейшая задача – подкраска, маскировка царапин вокруг цифр. Выполняется тонкой деревянной иголкой, мелкими точками «набивается» чёрная краска. Намазывать ровным слоем нельзя, чтобы не было эффекта глянцевого блеска. А микро-точки создают неровность, продолжающую старую поверхность циферблата.
Наиболее крупные царапинки аккуратно маскируем матовой чёрной краской.
Получилось!
До какой степени стоит реставрировать, и надо ли, чтобы объект выглядел совсем новым? Обычно совсем новый вид настораживает. Для правильного позитивного восприятия старинного предмета, при реставрации имеет смысл оставлять небольшие следы времени, которые не напрягают взор, но подтверждают оригинальность и возраст.
Человеческий глаз сильнее всего реагирует на контраст и форму, способен игнорировать мелкие недостатки. На крупных фотографиях можно заметить много мелких царапинок, но когда циферблат под стеклом, и часы одеты на руке – всё смотрится «старинно», по-боевому, и при этом гармонично. Впрочем, так и должны смотреться настоящие военные часы 1940-х годов.
Корпус отполирован и покрыт новым хромовым покрытием, установлено минеральное прозрачное стекло.
Механизм чудесный, как новый, сияет и переливается женевской волной! После замены пружины ход идеальный.
И, конечно же, немецкое военное клеймо «D-H» на задней крышке.
ВНИМАНИЕ! Если будете повторять приведённую технологию – сначала несколько раз опробуйте на ненужных испорченных циферблатах. Данный способ очистки подходит для некоторых циферблатов, которые сделаны методом фото-гальванического чернения по серебряному слою. Для 99% циферблатов этот способ не подходит, жидкость для снятия лака растворит красочный слой основы. Эксперименты с циферблатами наиболее опасны, постарайтесь самостоятельно не портить часы без опыта такой работы.
Источник