Реставрация бумажных денег своими руками

Несколько советов, позволяющих улучшить внешний вид повреждённых бон

Как известно, наиболее привлекательным для размещения в коллекции считаются боны состояния «Пресс» (отсутствие сгибов, сохранность уголков, отсутствие любых загрязнений). Но цены на боны подобной сохранности порой достигают небес. Что предпринять, если «Пресс» пока недоступен, а на руках бона, далёкая от идеала? Оказывается, существует несколько нехитрых способов, способных улучшить внешний вид такой банкноты.

Разглаживание мятых банкнот

Можно ли устранить сгиб, получающийся, когда банкноту сгибают пополам (а то и в четыре раза), или иное замятие банкноты? Полностью скрыть подобный дефект вряд ли получится, но попробуем его смягчить, используя пресс. Расправляем бону на ровной поверхности. Теперь нам понадобится пористая бумага (вспоминаем, как выглядит промокашка из школьных тетрадей) и ёмкость с водой, подогретой до 20 градусов. Промокашка выдерживается в водном растворе, затем ей обрабатывается банкнота. После обработки бона размещается между двух сухих листов глянцевой бумаги и кладётся под пресс, где выдерживается не менее двух суток.

Удаляем пятна грязи и отпечатки пальцев

Если нужный нам экземпляр имеет грязные отпечатки, то можно попробовать удалить их ватным тампоном. Увлажнённую бону размещаем на ровной поверхности и мягкими движениями тампона пытаемся избавиться от загрязнений. Этот способ не подходит для банкнот с нестойкой краской. Если в ходе эксперимента вы заметили, что краска рисунка от ваших движений начала расплываться, следует поместить бону на короткое время в холодную воду. Она смоет краску, уже покинувшую исходное место, и не даст ей впитаться в поле банкноты рядом с рисунком. После бону необходимо просушить.

Читайте также:  Стретчер своими руками чертежи

Осторожность при работе с чернилами

Вода противопоказана для фрагментов с отметкой шариковой ручкой, фломастером или любого рода маркером. Если этот участок намокнет, то чернила захватят близлежащие участки, и внешний вид боны будет непоправимо испорчен. При проведении водных процедур над банкнотой такие участки надо хорошо изолировать от влаги. Вода очень критична для ветхих и возрастных банкнот. Например, советские червонцы могут выцвести после мытья с мылом, а бонам частных выпусков навредит даже чистая холодная вода без всяких примесей.

Банкноты давних эпох часто испачканы чернилами. Пятно чернил или чернильная надпись удаляется перекисью водорода (раствор от 10 до 30 процентов). Специалисты советуют запастись фильтровальной бумагой, с помощью которой удаляется жидкость жёлтого цвета, образованная химической реакцией. Если после операции результат налицо и чернила посветлели, повторяем операцию до полной очистки.

Избавляемся от краски и органики

В арсенале эксперта по очистке бон присутствуют и специализированные растворители, которые можно заменить спиртом или бензином. Ими борются с органическими загрязнениями или с краской. Следует предварительно убедиться, что конкретный растворитель воздействует лишь на постороннюю краску, а не испортит банкноту. Чернила чернилам рознь. Препарат, который способен идеально избавить нас от синих чернил, в случае применения его на чернилах зелёного цвета непоправимо испортит банкноту. Следы произведённого нами химического воздействия следует тщательно удалить и не помещать бону в альбом, чтобы остаточная химия не вступила в реакцию с компонентами альбомного листа.

И самый главный совет – учитесь чистке на бонах, которые не жалко потерять. Только когда действия будут многократно отработаны и доведены до автоматизма, следует приступать к реставрации редких и ценных экземпляров.

Источник

Чистка и реставрация бон

Вышедшие из обращения денежные знаки – ценные памятники истории, по которым можно лучше понять дух эпохи, экономическую и культурную обстановку определённого времени. Процесс реставрации или очищения бон требует не меньших навыков, чем восстановление картин, исторических документов, антиквариата и т.д. Если процесс провести неправильно, через несколько лет денежный знак может потемнеть, покрыться пятнами, или даже рассыпаться. Далеко не всегда последствия чистки проявляются сразу.

Желательно доверить реставрацию специалисту, но если бона не очень ценная, то можно попробовать свои силы на простых методах. Чаще всего обновляют современные банкноты из обращения, снимая с них лёгкую грязь для более привлекательного внешнего вида. Хлопково-льняная современная бумага почти не портится от влаги, чего не скажешь о банкнотах 100-летней давности, изготовленные из обычной бумаги. Более сложные способы чистки требуют изучение материала бумаги, краски, способа печати. Только потом можно правильно выбрать метод обновления.

Рассмотрим подробно распространённые способы отмывания денег в самом хорошем смысле этого слова.

Удаление плесени и другого нежелательного налёта

При хранении во влажном месте, или длительном обращении денежный знак может быть покрыт слоем плесневых грибов. Причём на первый взгляд налёт обычно даже не заметен. При развитии грибка может начаться повреждение бумаги и краски. Процедуру удаления плесени рекомендуется проводить перед любым видом профессиональной чистки, если краска имеет достаточную устойчивость к химическому воздействию.

Для начала нужно бону аккуратно протереть кусочком сухой ваты, чтобы убрать внешние признаки плесени. Затем ватной палочкой или тампоном, смоченным в 5-10% растворе формалина (спиртовой раствор формальдегида), слегка протереть всю бону с обеих сторон. После процедуры необходимо высушить денежный знак, не подвергая его слишком яркому свету или воздействию фена, поскольку можно спровоцировать повреждение цвета или бумаги.

Выравнивание и удаление слабых загрязнений

Самый распространённый вид чистки, который подойдёт даже новичку. Почти без проблем этим способом очищаются современные банкноты из обращения, со старинными нужно быть аккуратнее.

Если имеются заметные (выпуклые) загрязнения, их можно убрать лезвием бритвы или медицинским скальпелем. Нужно положить бону на идеально ровную поверхность (лучше стекло) и очищать медленно плоской частью лезвия, стараясь не повредить волокна бумаги. Карандашные надписи или другие слабые загрязнения удаляются мягким канцелярским ластиком.

Для выравнивания боны, устранения мелких сгибов, её необходимо положить на стекло и полить небольшим количеством тёплой (но не горячей) воды, после чего аккуратно расправить по стеклу. Для высушивания можно применить настольную лампу. Данная процедура может немного добавить шероховатости, или сделать бумагу более толстой. Не накрывать бону вторым стеклом! Изолированная среда не позволит быстро высушить , что приведёт к её деформации. Проглаживать боны утюгом (даже через ткань) категорически не рекомендуется, чтобы не появилась желтизна или неестественный блеск.

Удаление значительных загрязнений

Этим способом можно убрать не удаляемые простой водой пятна, или следы длительного обращения. Для начала необходимо сделать раствор нейтрального мыла: натереть мыло мелкими кусочками и залить тёплой водой, затем размешивать до образования однородной жидкости. Мыло подойдёт хозяйственное, детское или другое, имеющее как можно меньше отдушек и красителей.

Мягкой кисточкой или ватной палочкой, смоченной в мыльном растворе, нужно проводить по местам загрязнений, пока они не начнут исчезать (до полного исчезновения тереть не надо). Чернильные пятна или надпечатки этим способом не убираются, а воздействие раствора может привести к их размазыванию. Для прикрытия чернил можно закрыть эти области фильтровальной бумагой. Если началось размазывание краски или чернил, сразу же прекратить процедуру и промыть денежный знак.

После очистки одной стороны бону нужно промыть на стекле методом намачивания и промокания ватой, а не мытьём под струёй воды, процесс должен занимать не более 5 минут.

Удаление чернильных пятен или надпечаток

На лежащую на твёрдой ровной поверхности бону стеклянной пипеткой нанести слабый раствор перекиси водорода (не более 10-30%). Как только жидкость начнёт желтеть, её сразу же нужно промокнуть ватой. После окончания процедуры денежный знак промыть способом, описанным выше, а затем после высыхания приступить ко второй стороне. Скорее всего пятна уйдут не полностью, подвергать бумагу длительному воздействию химиката не желательно.

Удаление красно-коричневых пятен

Такие пятна могут проявиться на бонах со временем при неправильных условиях хранения, или пребывания в неблагоприятной среде. Они вызваны развитием колоний бактерий на железосодержащих компонентах краски, или от прямого контакта боны с ржавчиной. Не следует путать эти пятна с воздействием краски, которая должна отмываться другим способом.

Денежный знак следует промокнуть слабым раствором лимонной или щавелевой кислоты, или раствором марганцовки. Если пятна не сходят, концентрацию раствора можно увеличить. После завершения процедуры бону нужно промыть методом, описанным выше, и после высушивания приступить ко второй стороне. Этот метод подойдёт и для некоторых других биологических соединений.

Удаление краски

Скорее всего будет утеряна часть рисунка банкноты, поэтому проводить процесс следует только в случае острой необходимости. Если тип краски неизвестен, то нужно начать с применения слабого растворителя, нанося его ватной палочкой и промачивая ватой. Вначале лучше использовать спирт, затем в случае устойчивости краски более сильные растворители: ацетон, уайт-спирит, бензин, бензол. В последнюю очередь, если ничего не помогло, применить растворитель-646. После завершения процедуры промыть бону описанным выше способом, высушить и перейти на другую сторону.

Восстановление оторванных кусков

Для восстановления мелких частей денежного знака можно использовать другую бону схожего типа, но меньшей ценности. Например, того же года, но другого номинала, или того же периода. В случае со старыми деньгами подойдёт обычная бумага похожей структуры. Поздние купюры изготавливают из хлопково-льняной бумаги (а иногда из чистого хлопка), найти такую скорее всего не удастся. В данной статье не рассматривается реставрация пластиковых банкнот, которые стали выпускаться в некоторых странах совсем недавно.

Куски восстановительной бумаги нужно не нарезать, а отрывать, чтобы места восстановления были меньше заметны и была лучшая фиксация. Волокна кусочков должны примерно совпадать с реставрируемой частью, а размер лучше делать немного больше (в конце реставрации можно будет обрезать лишнее). Наклеивать следует тонкими полосками папиросной или конденсаторной (без пропитки) бумаги, которая при вбирании в себя клея станет прозрачной (полоски не нарезать, а отрывать). Разглаживать нужно валиком через фильтровальную бумагу.

Клей должен иметь несколько важных свойств: прозрачность, матовость при высыхании, гибкость, отсутствие цвета, хорошую впитываемость. Если нет возможности найти в продаже подобный клей, его можно изготовить самостоятельно из воды, пшеничной муки, фотографического желатина, глицерина и этилового спирта. Возможно найти фотографический желатин окажется даже сложнее, чем специальный клей для реставрации бумаги.

Желатин следует замочить за 24 часа, добавив на три части желатина одну часть воды. Затем желатин развести водой и добавить пшеничную муку высшего сорта, после чего тщательно размешать и варить на пару до появления однородной массы. После этого профильтровать от комков, влить глицерин и спирт. На литр воды понадобится: 133 г муки, 4,5 г желатина, 3,5 г глицерина, 13,5 мл спирта. Для бон из тонкой бумаги следует приготовить менее плотный, но более вязкий клей: на литр воды 75 г муки, 5 г желатина, 4 г глицерина и 20 мл спирта.

Когда бона будет подклеена, её нужно высушить и проложить с двух сторон чистой бумагой с пористой структурой, после чего оставить под прессом на несколько дней. Затем можно удалить излишки бумаги.

Усиление прочности боны

Старые купюры могут быть настолько ветхими, что неосторожное обращение может привести к разрыву или распадению на части. Для укрепления структуры нужно использовать тончайшую бумагу (например папиросную или конденсаторную без пропитки). Найти такую бумагу достаточно сложно. При наложении сухой бумаги на бону она может не просвечиваться, но после приклеивания будут видны все детали изображения.

Денежный знак следует положить на стекло, намазать мягкой кисточкой очень тонким слоем клей, рецепт которого описан выше, а затем быстро приложить бумагу и сразу же тщательно разгладить её по поверхности. После высушивания накрыть бону вторым стеклом или другим твёрдым ровным предметом и положить сверху груз на несколько дней. Затем можно обрезать лишнюю бумагу и поместить бону в коллекцию. Этот метод подходит также для соединения частей бон, устранения сильных надрывов и т.д. Обработку достаточно провести только с одной стороны.

Источник

Реставрация бумажных денег своими руками

Из книги «Бумажные денежные знаки России и СССР». А.И.Малышев, В.И.Таранков, И.Н.Смиренный. М., 1991. С.203-259.

Реставрация бумажных денежных знаков и бон

С течением времени , бумага стареет, теряет гибкость и прочность, текст и изображения на ней блекнут. Эти процессы ускоряются под влиянием некоторых насекомых, бакте рий и плесневых грибков. Серьезную опасность для бумаги создают неблаго приятные условия окружающей среды. В результате воздействия на бумагу влажности, солнечного света, флюорес центного облучения, жары, загрязнен ного воздуха она часто становится ломкой и разрушается. Все это относит ся и к бумажным денежным знакам. Они проходят через тысячи рук и хра нятся в самых различных условиях, пре жде чем попасть в коллекцию. Пословица гласит: «Деньги не пахнут». Однако старые, долго находившиеся в обращении купюры приобретают специ фический запах, подчас для них не без вредный.

Продолжительность жизни банкнот, изъятых из обращения, зависит не толь ко от условий их хранения, от долговеч ности бумаги, но и от ингредиентов сложных веществ, с которыми бумага взаимодействует: типографской краски, чернил, клея и т. п. Все это отражается на сроке службы и хранения денежного знака. По подсчетам специалистов, в наши дни мелкие купюры, находящиеся в обращении, «живут» от 5 до 8 месяцев, а крупные — до 5 лет. Ежегодно Гос банк изымает из оборота примерно по лторы тысячи тонн старых купюр и выпускает в обращение столько же но вых. Поэтому естественно, что в кол лекции бумажные денежные знаки не всегда попадают в идеальном состоя нии. По сохранности их можно условно разделить на пять основных категорий.

1. Отличная (так называемая «бан ковская») сохранность. Экземпляр не находился в обращении, не имеет пере гибов и видимых помятостей.

2. Хорошая сохранность. Экземпляр почти безупречный. Может быть один раз перегнутым или слегка помятым, но совершенно чистый.

3. Удовлетворительная сохранность. Экземпляр имеет слабые следы износа, многократно перегнутый, но еще до вольно чистый.

4. Неудовлетворительная сохранность. Экземпляр имеет надрывы, значительные потертости, дыры, загрязнения.

5. Плохая сохранность. Экземпляр сильно изношен, бумага мятая, сильно загрязненная, отсутствуют небольшие куски.

Одной из проблем в государственном масшта бе до сих пор остается утилизация «ветхих денег», которые ежегодно изымаются из обращения. Сжигать эти тонны «макулатуры» нельзя из-за ухудшения экологии, сложность извлечения цел люлозы и получение сырья низкого качества в ре зультате переработки далают эти процессы пока убыточными. Возможность измельчения бумаж ной массы для изготовления стройматериала — арболита позволит, вероятно, в ближайшее время решить данную проблему 1 . Второй путь утилиза ции нам видится в использовании полимерного связующего с измельченной массой для получения материала подобного текстолиту.

Рядовые боны часто встречаются в отличном состоянии. В процессе состав ления коллекции, пополнения фондов боны неудовлетворительной и плохой сохранности можно периодически заме нять на знаки лучшего качества. Более редкие боны заменить весьма трудно. Поэтому при их неудовлетворительной, плохой сохранности возникает проблема их реставрации. Реставрация — это по следовательность операций по восста новлению механической основы документа и приданию его разрушенным ме стам первоначального формата. При ре ставрации удаляются посторонние наслоения, устраняются причины и по следствия разрушающих процессов. Для увеличения долговечности документаль ного материала часто проводится кон сервация — операции по его полной обработке, повышающие сопротивляемость вредным влияниям окружающей среды. Реставрация и консервация взаи мосвязаны и дополняют друг друга в процессах обработки документального материала.

Специалисты-реставраторы, коллек ционеры, работники нумизматических отделов музеев относятся к проблеме реставрации и консервации по-разному. Одни из них считают, что реставрировать «старину» нельзя, поскольку при этом исчезнет некий налет «древности». Однако и в этом случае необходима ра бота для приостановления разрушаю щих знак процессов. Другие полагают, что редкие боны, имеющие неудовлет ворительную или плохую сохранность, необходимо реставрировать. При этом сотрудники музеев, занимающиеся со ставлением коллекций редких бон, чаще всего обращаются к профессиональным реставраторам бумаги, к художникам- графикам.

Сегодня реставраторы, работающие над восстановлением поврежденных бу мажных документов, пользуются самы ми разнообразными, как старыми, проверенными многолетним опытом, так и современными, прогрессивными способами реставрации. Например, ут раченные части бумаги могут быть вос становлены путем долива бумажной массы. Иногда бумагу расщепляют и вставляют внутрь новый, прочный слой. Известны способы укрепления ветхих бумажных документов путем их пропитки определенными растворами. Иногда для упрочнения бумаги на нее наносят специальные синтетические ма териалы. Разработан также метод пере носа печатного текста с разрушенного листа бумаги на новый. В реставраци онной практике применяется и способ консервации, при котором ветхие и рас падающиеся листы бумаги запрессовывают в тонкие пленки, например, из ацетилцеллюлозы.

Коллекционеры-любители в некото рых случаях могут реставрировать бо ны собственными силами. Более чем 25-летний опыт позволяет привести не которые рекомендации по этому вопросу 1 . При этом следует отметить, что иногда правильно отреставрирован ный редкий денежный знак может стать украшением коллекции. В любом случае использование предлагаемых реставра ционных методов будет способствовать сохранению денежных знаков коллек ции, приостановлению разрушающих бумагу и краски процессов (образцы де нежных знаков до и после реставрации см. на рис. 31—35).

Реставрация — процесс трудоемкий. Большое значение при выборе способа устранения повреждений имеют сорт бу маги, из которой изготовлен денежный знак, качество и свойство красителя, степень износа и характер самого по вреждения.

Прежде чем определять характер де фекта и степень разрушенности денежного знака, его следует подвергнуть обеззараживанию, т. е. уничтожить плесневые грибки и их споры при помощи дезинфекции. Для этого всю поверх ность знака увлажняют ватным тампо ном, смоченным в 5—10%-ном растворе формалина, а затем просушивают при комнатной температуре (делать это под тягой!). Если на знаке имеется налет плесени, то перед увлажнением форма лином его снимают сухой ватой. Лишь после этого приступают к реставрации.

1 См.: Малышев А. И. Реставрация и консерва ция документальных материалов на бумажной основе//Из истории Калининской области. — Калинин: Калининское книжное изд-во, 1964. — С. 193—202.

Рассмотрим наиболее часто встречаю щиеся дефекты денежных знаков.

Знак мятый, имеет механические за грязнения. Этот дефект устраняется ме тодом «освежения». Знак кладут на чистую поверхность стекла и включают яркое освещение (при этом желательно иметь нижнюю подсветку). Осторожны ми колебательными движениями, стара ясь не повредить текст и бумагу, скальпелем удаляют механические за грязнения (некоторые из них можно снять даже мягким ластиком). После этого знак смачивают чуть теплой во дой (20—30°С) и расправляют пинцетом на стекле. Если он при этом не теряет цвета, температуру воды можно повы сить до 30—50°С. Расправленный таким образом знак надо смачивать в течение 3—10 мин., в зависимости от качества бумаги. При этом все складки разгла живаются и знак становится ровным. Если вода начинает подкрашиваться или на знаке появляются подтеки, сма чивание теплой водой следует прекра тить и начать поливать его холодной водой — процесс обесцвечивания приостановится, и знак не будет испорчен. Часто достаточно провести одно подоб ное «освежение» знака, после чего его уже можно класть в коллекцию.

Знак мятый, с надорванными края ми и общим загрязнением. Для устране ния этих дефектов знак кладут на стекло и обрабатывают тем же спосо бом, который был описан выше. После того как знак стал ровным, необходимо смыть общее загрязнение. Для этого применяют слабощелочной раствор (например, раствор 60%-ного хозяйствен ного или детского мыла). Сильнодейст вующих (щелочных) растворов приме нять нельзя, так как они действуют на многие красители и знак может обесцве титься.

Знак начинают отмывать по краям, слегка проводя по ним мягким марле вым тампоном с ватой или мягкой ки сточкой. При этом не следует сильно нажимать на бумагу, так как можно смыть краску или повредить основу бу маги. Если тампон начинает окраши ваться, обработку следует прекратить, а поверхность знака быстро промыть хо лодной водой. Когда одна сторона зна ка обработана, его осторожно переворачивают на стекло, расправляют и об рабатывают другую сторону. При от мывке знака подписи, выполненные чернилами, а также имеющиеся иногда печати или надпечатки, сделанные чер нилами, желательно не трогать. Их прикрывают промокательной (фильтровальной) бумагой.

После того как знак отмыт, его в те чение 5—10 мин. промывают холодной водой и на стекле с подсветкой укрепля ют надорванные края — подклеивают их папиросной или конденсаторной бумагой.

Для подклейки знака применяют клей, который достаточно прозрачен, эластичен, дает прочное сцепление и быстро высыхает. Такой клей годится для склеивания как плотной, так и тон кой бумаги (табл. 13).

Клей из воды, муки и желатина ва рят на водяной бане до образования клейкообразной устойчивой массы без комков. Если появились комки, готовую массу пропускают через марлю. Жела тин предварительно замачивают водой (одна четверть воды на общее количе ство желатина) в течение 24 часов. В го товый клей добавляют глицерин и спирт. Таким клеем можно клеить все знаки.

Для подклейки заготовляют полоски конденсаторной (или папиросной) бума ги необходимой длины и шириной 1— 2 мм. Причем бумагу не следует резать ножом или ножницами, а лучше отры вать руками. Неровные волокнистые края ее, образующиеся при этом, способ ствуют лучшему сцеплению со знаком и делают место склеивания менее замет ным. Клей на подлежащие реставрации части знака наносят кисточкой, накла дывают влажную полоску конденсатор ной бумаги и прикатывают через филь тровальную бумагу к реставрируемому участку фотоваликом. Реставрированный таким образом знак осторожно снимают со стекла и кладут на чистую хлопчатобумажную (предварительно растянутую) ткань или слой фильтровальной бумаги для удаления лишней» влаги. После этого знак кладут под пресс между слоями фильтровальной бумаги или в книгу, напечатанную на бумаге низкого качества (глянцевая или мелованная бумага не пригодна), под груз весом 3—4 кг, на 30—40 мин.

Источник

Оцените статью