Ремонт, замена подшипников задней балки Citroen Xsara
Сразу скажу — НЕ ПЫТАЙТЕСЬ менять подшипники, НЕ снимая балку! Как показывает практика, это практически невозможно. Теперь по порядку.
Снимаем балку — для этого нужно открутить всего лишь 4 винта (по 2 с каждой стороны, №2 и №3 на рисунке).
Торсионы в балке держатся с двух сторон (болт с эксцентриковой шайбой с одной стороны №1 и гайка с другой). Кроме того, они туда запрессованы, так что хрен выбьешь.
Снимаем балку, кладём на землю и начинаем греть газосваркой в месте №9 (без нагрева можно даже и не пытаться вынуть, шлицевая закоревает так, что…).
После того как выкручиваем винт в месте №1, упираем рычаг, на котором держится колесо, во что-нибудь крепко неподвижное, берём что-нибудь по размеру схожее с диаметром торсиона, ставим в место и начинаем БИТЬ ЧТО ЕСТЬ СИЛЫ! (Предварительно сделав крупную насечку на торсионе и корпусе рычага, для того чтобы потом шлицы стали на своё место. Если прошляпить 1 зуб вперёд или назад, машина станет с одной стороны выше или ниже где-то на 2 см — именно столько даёт щелчок в один зуб на торсионе 🙂 ).
Выбить торсион — не так-то просто. Но когда он выбит, рычаг выходит из балки без особого труда — очень легко.
Далее — не менее интересно. Если дошло дело до замены игольчатых подшипников, значит они не совсем в хорошем состоянии. Рычаг вышел легко… а подшипники — не очень. Они там закорели. Выбить передний (место 8) не особо сложно, но помучиться придётся. Внутренности высыпались сами, т.к. сепаратор сам же разлетелся внутри, а вот обойма…это ваще жесть.
Снять её непросто — она-то толщиной 1,5-2 мм от силы, и при этом закорела в балке… короче, ужас. Переднюю обойму выбили зубилом, а вот для выбивания задней (место 4) пришлось распилить металлическую подставку на трубки.
А, еще забыл — перед тем как выбивать подшипники, нужно вытащить стабилизатор, он находится внутри балки, вынуть его легко. Стоит он на шлицах и держится 2-мя металлическими крышечками. Чтобы их снять, нужно открутить винт крепления (обычный болт на 13) и, вставив в неё подходящий болт, вкручивать до упора. Когда болт упрется в стабилизатор он начнёт выдавливать крышку — и тем самым освободится.
С обратной стороны балки была вставлена труба, со второй стороны её держали монтажкой возле обоймы, потихоньку выбивали.
Где-то к 4 часам утра были выбиты все старые подшипники. Далее всё проще — нужно собрать всё назад.
Порядок сбора следующий (перед сборкой балку нужно хорошо напичкать смазкой, подшипники промазать дополнительно, чтобы в следующий раз было легче):
1) ставим сначала медное кольцо на балку (оно идёт в ремкомплекте №6);
2) затем надеваем сальник на рычаг задней балки (№7);
3) потом большой игольчатый подшипник (№8);
4) потом маленький игольчатый подшипник(№4);
5) и всё это дело вставляем в балку до тех пор, пока рычаг не подойдёт к торсиону.
Далее нужно всё делать с ювелирной точностью — смотреть, чтобы торсион по шлицам становился на прежнее место и… БИТЬ СО ВСЕЙ СИЛЫ! 🙂
Когда торсионы на месте, всё собираем назад, вкручиваем винты крепления, ставим стабилизатор и закидываем балку обратно. Остальная сборка — это ерунда и дело времени.
На разборку, изучения конструкции и сборку у нас ушло около 13 часов. К 7 часам утра мы выехали уже с новой балкой.
Источник
Бортовой журнал Citroen Xsara Break 2.0 HDI (2003 г.)
Визит на сервис: Ремонт задней подвески
Добрый день уважаемые коллеги!
Вот и меня настигла страшная страшность — гроза фрацузских машин — необходимость ремонта торсионной балки.
Сначала несколько слов о том, зачем ее вообще применяли, да еще так массово. Преимущества над другими типами подвесок можно разделить на 2 группы:
1. Компоновочные. Вся задняя подвеска очень компактна, она вся размещена под машиной, амортизаторы расположены почти горизонтально. В итоге в багажнике ничего не торчит, он имеет прямоугольную форму без заужений посередине. Это удобно.
2. Управляемость. Этот тип подвески обеспечивает отменное чувство машины, причем в отличие от распространенной сейчас на недорогих машинах полузависимой подвески, устойчивость в повороте сохраняется при неровном покрытии. А в отличие от многорычажных конструкций с поперечными рычагами колеса при работе подвески перемещаются строго вертикально, а не по дуге, что тоже положительно сказывается на прохождении поворотов. Я не эксперт по экстремальному вождению, и вижу, что возможности этой тележки явно превосходят мои.
Основной недостаток — это некоторые сложности с ремонтом. Причем, если в «обычных» подвесках, независимо от степени из запущенности, ремонт одинаковый — замена шаровых соединений и сайлент-блоков, то тут все не так. Пока износ игольчатых подшипников в рычагах (они тут выполняют роль сайлент-блоков) не стал критическим, все ограничивается их заменой. Но если этот момент упустить, то приходится менять оси рычагов, а в самых сложных случаях еще и саму балку. В такой ситуации часто бывает проще и дешевле заменить всю подвеску в сборе. Но в этом случае она будет родом из Китая.
На машинах, которые используются в России встречаются несколько разновидностей торсионных подвесок. Самая распространенная это та, которая стоит на Ксаре Пикассо и на коблучках Пежо Партнер и Ситроен Берлинго 1 поколения. Таких машин в эксплуатации еще полно, на них запчасти доступны, работы освоены ремонтниками. А вот моя подвеска только на Ксаре и на Пежо 306. Их уже в России днем с огнем не найдешь. Запчатей мало, найти сложно. Несколько автосервисов, специализирующихся на французах мне в ремонте отказали. Были варианты сгонять в Минск или, как ни странно в Арзамас — уж не знаю откуда там Ксары, но есть мастер, который был готов сделать все в течение дня со своими запчастями за 17000 рублей. Но, совершенно случайно, я познакомился с человеком из клубного Ситроеновского сервиса, который согласился это делать.
Вступление закончилось, теперь к делу. До последнего я надеялся, что у меня все решится заменой подшипников. Приехал, подняли машину посмотрели и начали разбирать.
Процедура не столько сложная, сколько тяжелая, делается с помощью увесистого молотка. Нужно выбивать из насиженных годами мест шлицы торсионов. Их там 3 — по каждому на сторону и центральный, который выполняет роль стабилизатора поперечной устойчивости. И вот рычаги вынуты.
Сначала смотрим более проблемный правый рычаг. Подшипники превратились в труху. Ось вся в глубоких кавернах. На замену.
Вот выработка крупным планом.
Затем очередь левого.
Этот чуть получше, но принимаем решение менять оба.
К счастью балка — труба не повреждена.
А ведь еще немного и наружные обоймы подшипников бы развалились и пришлось менять и трубу. но обошлось.
И ремкомлекты, состоящие из подшипников, сальников и их упорных колец.
Далее дело пошло быстрее. Сперва перепрессовали оси.
Затем установили новые подшипники и собрали балку.
По времени это заняло почти весь день. Обошлось в 18500 руб. Дорого или дешево не знаю, но вообще перебрать многорычажную подвеску по полной программе на Фокусе или Мондео, на сколько я знаю, не дешевле. Если ошибаюсь, поправьте.
Ресурс этой конструкции около 100000 км. У меня все испортилось быстрее, полагаю из-за диспропорции времени и пробега. Машина не любит долгий простой.
После того, как выехал, испытал легкий шок. Ситроен поехал почти как на гидравлике))) И зачем я 3 месяца катался на телеге и думал, что вибрации от дороги свойство этого шасси. Риторический вопрос. Теперь я понял, о чем подразумевал Роман, говоря о «бархатном» ходе Ксары.
И как всегда ложка дегтя. Положением торсионов можно менять высоту подвески. Я просил сделать чуть повыше, но возможно мастер ошибся, и высота осталась прежней. Фото после ремонта:
Несколько дней поезжу, попробую загрузить багажник, посмотрю. Может быть приеду, попрошу приподнять немного, когда балка свежеотремонтированная, это не сложно и не долго.
Источник
Citroen Xsara, задняя балка, торсион
9 лет на сайте
пользователь #542217
У меня в Ситроен ксара, правое колесо стало «домиком» и начало тереть об кузов.. За кап ремонт балки СТО насчитало круглую сумму, поэтому капиталку (замена пальцев, подшипников) решил сделать сам. По времени заняло два дня. Вот уже езжу два года, никаких проблем. Если у кого есть какие вопросы по балке, обращайтесь, подскажу
11 лет на сайте
пользователь #211624
Привет! таже машина (универсал 98г). как проверить состояние пошипников балки? и еще. можно ли как топодрегулировать торсион, шкрябает лежаки загруженная машина.
9 лет на сайте
пользователь #542217
Привет! таже машина (универсал 98г). как проверить состояние пошипников балки? и еще. можно ли как топодрегулировать торсион, шкрябает лежаки загруженная машина.
Привет! Один из способов проверить сост подшипников, поднять зад машины на домкрат (одну из сторон), в колесный болт вставить головку в размер болта, в головку-вороток, подлиннее, затем вороток тяните вверх и резко отпускаете. Если подшипник разбит, вы услышите стуки. А лучше в этот момент видеть рычаг. он будет болтаться. Зад машины можно приподнять, переставив торсион на один зуб, но есть опасность что зад сильно задерется, амортизаторы будут в притык.
11 лет на сайте
пользователь #211624
8 лет на сайте
пользователь #725068
скажите, как можно ли смазать подшипники задней балки?
9 лет на сайте
пользователь #542217
для смазки подшипников можно в трубу балки определенное место врезать масленки. я у себя в машине установил масленки, и сейчас раз в год шприцую их. это значительно продлевает срок службы.
8 лет на сайте
пользователь #830648
Здравствуйте, подскажите, стали плохо включаться передачи — 1-я и 2-я. Думаю разболталась кулиса. Насколько это серьезно и можно ли самому отремонтировать.
9 лет на сайте
пользователь #542217
Здравствуйте, подскажите, стали плохо включаться передачи — 1-я и 2-я. Думаю разболталась кулиса. Насколько это серьезно и можно ли самому отремонтировать.
Возможно кулиса, во всяком случае надеятиься на это. Сначало посмотреть рычаги переключения передачь, их состояние. Их три штуки. Если там большой люфт, то менять. Лучше конечно с ямы это делать. Ну и кулису смотреть надо.
8 лет на сайте
пользователь #830648
Здравствуйте, подскажите, стали плохо включаться передачи — 1-я и 2-я. Думаю разболталась кулиса. Насколько это серьезно и можно ли самому отремонтировать.
Возможно кулиса, во всяком случае надеятиься на это. Сначало посмотреть рычаги переключения передачь, их состояние. Их три штуки. Если там большой люфт, то менять. Лучше конечно с ямы это делать. Ну и кулису смотреть надо.
stalker1977 Спасибо за отзывчивость. Загнал на эстакаду, посмотрел — разболталась кулиса, точнее один из ее элементов. Подкрутил, поджал — работает.
9 лет на сайте
пользователь #542217
Здравствуйте, подскажите, стали плохо включаться передачи — 1-я и 2-я. Думаю разболталась кулиса. Насколько это серьезно и можно ли самому отремонтировать.
Возможно кулиса, во всяком случае надеятиься на это. Сначало посмотреть рычаги переключения передачь, их состояние. Их три штуки. Если там большой люфт, то менять. Лучше конечно с ямы это делать. Ну и кулису смотреть надо.
stalker1977 Спасибо за отзывчивость. Загнал на эстакаду, посмотрел — разболталась кулиса, точнее один из ее элементов. Подкрутил, поджал — работает.
13 лет на сайте
пользователь #140516
9 лет на сайте
пользователь #542217
может кто подскажет — левая сторона (зад) на 1 см ниже чем правая и на больших скоростях при наезде на большую яму глухой стук, как амортизатор пустой.. — грешу на торсион — но ни скрипа, ни стука, ни домиком колеса. может надумываю я себе про ремонт этого торсиона. колеса при раскачке не скрипят — резину не ест, делал развал — говорят все углы в норме. и что за хрень?
то что на один см. ниже это неважно. у меня на три см выше, и нормально. в торсион не лезьте . здесь скорей всего амортизатор. если амортизатор вытек, то при наезде на яму будет стук. проверьте его сначала. Либо подушки доворота, в них тоже может быть дело.
8 лет на сайте
пользователь #855131
Доброго времени суток. Может кто подскажет задние колеса на ситроен ксара стали домиком и подъедает резину с внутренней стороны, но никаких стуков не слышно. Что это может быть и как с этим бороться?
9 лет на сайте
пользователь #542217
Доброго времени суток. Может кто подскажет задние колеса на ситроен ксара стали домиком и подъедает резину с внутренней стороны, но никаких стуков не слышно. Что это может быть и как с этим бороться?
Добрый день. Если колеса стали домиком, это первый признак износа подшипников задней балки. Кап ремонт задней балки надо делать. Менять подшипники и скорей всего пальцы. Если так продолжать ездить, то потом колеса начнуть тереть об кузов, и если образуется выработка в трубе, то надо менять будет еще и трубу.
8 лет на сайте
пользователь #818091
Всем добрый день,.Хочу поделиться своим опытом ремонта балки.Как бы началось с того что купил машину ксюшку подушатаную, первое что сделал подогнул правую арку кувалдой чтоб не тёрло колесо, а то запах стоял как будто я на стрит-рейсинге. Через некоторое время читая форумы и слушая советы матёрых спецов начал собирать деньги готовя сумму 250-300 у.е. так как сам кузовщик и с подвеской не сталкивался тем более с торсионной. Ну дык вот, купил перед сессией рем комплект подшипников около 60 у.е. и две маслёнки — автопром жигули.Приехав с сессии решил поменять дело было в воскресенье в обед, терять было не чего машина это вторая и если постоит то ничё смертельного не будет, решился разобрать начал с того что снял колёса, потом начал вспоминать картинки с форумом про разборку.Благо есть гайковёрт приличный и оставалось побольше времени подумать нежели крутить гайки, первым делом снял всё что связано с тормозами (тросы ручника, суппорта, датчики абс) потом мартёры, в пластиковые заглушки подобрал калёный болт(ступичный болт VW jetta) выдаваил болтом боковые крышки, так же не забываем открутить болт на «13», после болт с эксцентриковой шайбой, немного почистив, подумая-вынял её используя 2 молотка. Далее откинув лень на второй план включил логику и решил снять балку всю( решил так проще будет заниматься да и не нароком краску на арках или дверках не по врежу, а то хватает кадров ремонтируя подвеску повредить крыло или чё другое) опять гайковёрт в помощь и четыре болта дались без особых усилий, тут подоспел друг и мы выняли балку, глушитель тоже пришлось снять, А ТАК ЖЕ НЕ ЗАБЫВАЕМ ОСВОБОДИТЬ ТОРМОЗНУЮ ТРУБКУ СВЕРХУ БАЛКИ, а то у меня чуть тормозная трубка не вынялась с балкой. Далее всё стало понятно что и куда бить, в нэте конечно описано но по куда не увидишь не поймёшь с толком( у меня лично так), всё разобрал до винтика — и тут я в понял что пальцам амос, особенно тот который подгибал арку, подобрав подходящую трубку выбил подшипники с балки, ну или то что от них осталось.Пальцы были повреждены на ( но у меня был козырь, я так считал, друг обещал восстановить пальцы, он так себе делал, но токарь оказался в отпуске и мне пришлось искать другое место где могут это сделать.)Но главное была идея — завтулить сделать нужную твёрдость термичкой. короче суть понятна после.И так разобрал я балку за часа 4,сам+гайковёрт и хороший инструмент.В понедельник след дня нахожу человека , после совместного обсуждения как это сделать более технично, благо технич моё образвание помогает найти общий язык с ним, его цена 50 у.е. я соглашаюсь сроки 3 дня. СУТЬ ЗАКЛЮЧАЛАСЬ В ТОМ ЧТОБЫ СНЯТЬ 2,5 мм С ПОВРЕЖДЁННОГО ПАЛЬЦА ПОСАДИТЬ НА ГОРЯЧУЮ ВТУЛКУ, СДЕЛАТЬ ТЕРМИЧ ОБРАБОТКУ , ПОСЛЕ СДЕЛАТЬ НУЖНУЮ ШЕРОХОВАТОСТЬ (ОТПОЛИРОВАТЬ).вот и всё , в среду в 16.00 пальцы были готовы а в 22.00 я собрал полностью авто.поставил маслёнки так как сделал вывод что всё началось из за плохой смазки в месте качения подшипников.Приподнял зад авто совсем на чуть не с первого раза но со второго угадал.Выводы делать ещё рано но я буду надеяться что они будут ходить как новые, я в этом уверен.Всё всем спасибо за внимание если нужна помощь можете обращаться за мороженое(не курю и не пью) помогу свести вас с человеком который восстановит пальцы тел.292251968 Павел
14 лет на сайте
пользователь #87619
Всем добрый день,.Хочу поделиться своим опытом ремонта балки.Как бы началось с того что купил машину ксюшку подушатаную, первое что сделал подогнул правую арку кувалдой чтоб не тёрло колесо, а то запах стоял как будто я на стрит-рейсинге. Через некоторое время читая форумы и слушая советы матёрых спецов начал собирать деньги готовя сумму 250-300 у.е. так как сам кузовщик и с подвеской не сталкивался тем более с торсионной. Ну дык вот, купил перед сессией рем комплект подшипников около 60 у.е. и две маслёнки — автопром жигули.Приехав с сессии решил поменять дело было в воскресенье в обед, терять было не чего машина это вторая и если постоит то ничё смертельного не будет, решился разобрать начал с того что снял колёса, потом начал вспоминать картинки с форумом про разборку.Благо есть гайковёрт приличный и оставалось побольше времени подумать нежели крутить гайки, первым делом снял всё что связано с тормозами (тросы ручника, суппорта, датчики абс) потом мартёры, в пластиковые заглушки подобрал калёный болт(ступичный болт VW jetta) выдаваил болтом боковые крышки, так же не забываем открутить болт на «13», после болт с эксцентриковой шайбой, немного почистив, подумая-вынял её используя 2 молотка. Далее откинув лень на второй план включил логику и решил снять балку всю( решил так проще будет заниматься да и не нароком краску на арках или дверках не по врежу, а то хватает кадров ремонтируя подвеску повредить крыло или чё другое) опять гайковёрт в помощь и четыре болта дались без особых усилий, тут подоспел друг и мы выняли балку, глушитель тоже пришлось снять, А ТАК ЖЕ НЕ ЗАБЫВАЕМ ОСВОБОДИТЬ ТОРМОЗНУЮ ТРУБКУ СВЕРХУ БАЛКИ, а то у меня чуть тормозная трубка не вынялась с балкой. Далее всё стало понятно что и куда бить, в нэте конечно описано но по куда не увидишь не поймёшь с толком( у меня лично так), всё разобрал до винтика — и тут я в понял что пальцам амос, особенно тот который подгибал арку, подобрав подходящую трубку выбил подшипники с балки, ну или то что от них осталось.Пальцы были повреждены на ( но у меня был козырь, я так считал, друг обещал восстановить пальцы, он так себе делал, но токарь оказался в отпуске и мне пришлось искать другое место где могут это сделать.)Но главное была идея — завтулить сделать нужную твёрдость термичкой. короче суть понятна после.И так разобрал я балку за часа 4,сам+гайковёрт и хороший инструмент.В понедельник след дня нахожу человека , после совместного обсуждения как это сделать более технично, благо технич моё образвание помогает найти общий язык с ним, его цена 50 у.е. я соглашаюсь сроки 3 дня. СУТЬ ЗАКЛЮЧАЛАСЬ В ТОМ ЧТОБЫ СНЯТЬ 2,5 мм С ПОВРЕЖДЁННОГО ПАЛЬЦА ПОСАДИТЬ НА ГОРЯЧУЮ ВТУЛКУ, СДЕЛАТЬ ТЕРМИЧ ОБРАБОТКУ , ПОСЛЕ СДЕЛАТЬ НУЖНУЮ ШЕРОХОВАТОСТЬ (ОТПОЛИРОВАТЬ).вот и всё , в среду в 16.00 пальцы были готовы а в 22.00 я собрал полностью авто.поставил маслёнки так как сделал вывод что всё началось из за плохой смазки в месте качения подшипников.Приподнял зад авто совсем на чуть не с первого раза но со второго угадал.Выводы делать ещё рано но я буду надеяться что они будут ходить как новые, я в этом уверен.Всё всем спасибо за внимание если нужна помощь можете обращаться за мороженое(не курю и не пью) помогу свести вас с человеком который восстановит пальцы тел.292251968 Павел
Павел, завидую Вашей усидчивости и разборчивости. У меня Ситроен С5, правое заднее колесо стоит в виде \ если смотреть сзади. Поменял ремкомплект рычага (подшипник и болт), проблема не ушла. Может быть это тоже пальцы, как думаете?
8 лет на сайте
пользователь #818091
Может быть, пальцы ведь не определишь на «глазок » , но это двойная работа.
8 лет на сайте
пользователь #818091
Всем добрый день.Хочу поделиться ещё ремонтом одной балки знакомому товарищу. Ситроен Ксара точно такая как я описал выше, но состояние было немного получше, с одной стороны в подшипниках пальца смазка ещё была, а с другой уже роликов подшипника не было.Самое интересное то что где смазка была всё бы вроде норм но после как вытащили палец увидели что в месте качения подшипника есть выработка, точнее сказать поверхность как «стиральная доска», я так предполагаю это от того что палец совершает колебательное движение и нагрузка приходиться только на небольшой участок поверхности и со временем проседает и вырабатывается, эт моё мнение и верно оно или нет я не знаю, мы просто заменили оба пальца на новые. Ещё часто задаваемый вопрос — Куда поставить маслёнки. — хочу сказать что и я их ставлю где-то по середине между подшипниками и так чтоб был нормальный доступ к ним.И маслёнки устанавливаю в балку а не в палец или куда ещё.
Фото балки:
И ещё кому интересно фото моих кузовных работ
Источник