Ремонт усилителя звука автомобильного своими руками

Ремонт автомобильного усилителя звука

Ремонт автомобильного усилителя звука

Ремонт автомобильного усилителя звука — ремонт авто усилителя для человека знакомого с радиоэлектронными устройствами не является чем то сложным и невозможным. В этой статье хочу поделиться своим опытом восстановления работоспособности вышедших из строя УМЗЧ. Понятно, что все моменты возникающие на практическом ремонте осветить в этой короткой подборке просто не реально. Но все же если придерживаться определенных действий, то почти в 100% случаев получается отремонтировать то или иное устройство за непродолжительное время. Основным принципом при ремонте усилителя является точное определение в схеме элемента, который перестал работать и тем самым вывел из строя всю систему.

Ведь как говорят в узких кругах радиомехаников — «в электронике бывает только два вида неисправности»:

1. Наличие контакта там, где его быть не должно.
2. Отсутствие контакта там, где он должен быть.

Список технических средств, необходимых для ремонта:

1. Отвертки различных конструкций, боковые кусачки, плоскогубцы, монтажный нож, пинцет, увеличительное стекло – то есть то, что необходимо как минимум для ремонта.
2. Прибор для измерений — мультиметры.
3. Регулируемый дву-полярный источник питания на 16…24 либо 36v желательно с функцией ограничения тока на выходе.
4. Ну и последнее — опыт работы в ремонте электроники.

Определение неисправности следует начинать с проверки выходного напряжения — есть оно или нет. При его отсутствии может просто сгорел предохранитель, нет надежного контакта на клемме проводов и прочее. Момент стандартно-заурядный, но именно на этом этапе в 10% случаев ремонт завершается.

Читайте также:  Ремонт пластиковых чемоданов своими руками

Дальнейшее действие, когда начинаешь ремонт автомобильного усилителя звука должны быть такие: — поиск принципиальной схемы на усилитель, если не удалось найти то здесь придется полагаться на свой опыт и знания. Снимаем крышку аппарата и начинаем визуальный осмотр печатной платы на предмет выявления подтеков или вздутия электролитических конденсаторов, почернения резисторов, обрыва печатных дорожек т.д. Иногда только такой осмотр дает возможность быстро определить вышедшую из стоя деталь. Затем при включенном усилителе нужно проверить все установленные на плате компоненты прикосновением пальца. В случае выделения сильного тепла на элементе, то можно предположить, что проблема может быть именно в нем.

Ремонт автомобильного усилителя звука — это поиск неисправности не только в тракте усиления звука, но и в главном агрегате усилителя — источнике питания. Исследуем блок питания, выходное напряжение. В основном автомобильные УНЧ имеют дву-полярное от 20v и больше. В случае обнаружения почерневших резисторов, пробитых транзисторов заменяем их на исправные.

Собственно последовательность действий проверки такое:

Включаем усилитель, после подачи напряжения нужно закоротить Remout-вход на «+» питания (либо на «-» везде по-разному) и наблюдаем за индикатором защиты Protect, если светодиод светится, следовательно, усилитель перешел в режим защиты. Произойти это может в следствии неисправности модуля преобразования напряжения либо пробит переход транзистора в одном из плеч. Также причиной поломки может быть отсутствие питания на микросхеме установленной в цепи транзисторов преобразователя (обычно там устанавливают TL494 либо другие).

Помимо этого, у автомобильного усилителя мощности защита может срабатывать и в случае если выбит один или сразу несколько транзисторов УМЗЧ одного из каналов. Когда выбивает транзистор выходного каскада УМ, то происходит короткое замыкание, создается колоссальная нагрузка в цепи ПН. Вследствие чего моментально срабатывает защита.

Следовательно, продолжая ремонт автомобильного усилителя звука, и после включения питания усилителя предохранитель остается цел, тогда нужно проверить выходное напряжение на преобразователе, которое должно составлять 2 по 20v и больше (дву-полярное). Вероятнее всего, при светящимся индикаторе защиты, напряжения в выходной цепи ПН не будет. Исходя из этого, необходимо отключить УМ от преобразователя. Одним из самых удобных вариантов может быть отпайка выводов транзистора по одному на каждом канале или отцепить все. После того как отпаяли выводы MOSFET-транзисторов и усилитель нормально включается при этом светодиод защиты не светится. Тогда отыскиваем методом прозванивания переходов пробитый полевик и меняем его.

В случае если при подаче напряжения светодиод продолжает светиться, значит продолжаем искать неисправность в преобразователе. Первым делом определяем есть ли напряжение на микросхеме ПН, могут сгореть транзисторы в тракте подачи напряжения на микросхему. Особое внимание уделите трансформатору, посмотрите нет ли подпаленных витков эмаль-провода или обрыва. Также не будет лишним понюхать, нет ли запаха горелого. В некоторых моделях автомобильных усилителей в цепь преобразователя между усилителем устанавливают диодные сборки, которые также могут быть причиной срабатывания защиты.

Источник

Ремонт автомобильных усилителей звука

Ремонт усилителей звука. Ни для кого не секрет, чтобы получить качественный звук и мощные басы в вашем автомобиле вам понадобится усилитель мощности. Сегодня, к счастью, на рынке можно найти автомобильные усилители на любой вкус, все зависит от ваших конкретных потребностей. Усилителя на 200-400 Вт хватит для питания штатной автомобильной акустики, но среди нас есть настоящие ценители звукового давления, меломаны, которых не удивишь парой сотен ватт звуковой мощности.

Ремонт усилителей звука своими руками

Именно для таких людей были изобретены усилители класса D — цифровые усилители звука, обладающие высоким КПД, компактными размерами и множеством других преимуществ. К сожалению, автомобильный усилитель, как и прочая техника, иногда выходит из строя, в некоторых случаях ремонт усилителей звука стоит дороже первоначальной стоимости самого усилителя, поэтому очень желательно рассмотреть возможность или попробовать отремонтировать его самостоятельно.

Ведь иногда причиной неисправности может быть банальная поломка, такая как перегоревший предохранитель. Поэтому, чтобы выполнить самостоятельный ремонт усилителей звука, нужно иметь под рукой простой и дешевый мультиметр с режимом проверки диодов, тогда с его помощью можно найти большинство дефектов, которые очень часто наблюдаются во многих автомобильных усилителях.

Любой автомобильный усилитель состоит из трех основных узлов — преобразователя напряжения, блока усилителя мощности и блока фильтров (кроссовера).

Преобразователь напряжения или инвертор — самая уязвимая часть в любом усилителе — 90% проблем связаны именно с этим узлом. Преобразователь питает весь усилитель, включая блок фильтров.

Исключительно все преобразователи напряжения выполнены по стандартной двухтактной схеме с использованием ШИМ-контроллера, чаще всего на TL494. Тут все стандартно — драйвер, силовые транзисторы, трансформатор, выпрямитель и блок фильтров.

В некоторых (дешевых) усилителях реализованы нерегулируемые схемы инвертора — словом, нет контроля выходного напряжения, это конечно неплохо, но совсем не обязательный вариант, если усилитель нечувствителен к напряжение питания и стоит дешево.

Транзисторы, установленные в блоке преобразователя — именно они выходят из строя чаще всего. В дешевых китайских усилителях транзисторы странно маркированы, поэтому можно запутаться. Однако, даже если вы не можете найти аналогичные транзисторы, нужно знать лишь одно — ключи всегда можно заменить на IRFZ40/IRFZ44/IRFZ46/IRFZ48 или более мощный IRF3205.

На самом деле, выбор ключей на рынке существует довольно большой, здесь я перечислил просто наиболее доступные варианты. Вообще, N-канальные полевые транзисторы большой мощности используются исключительно во всех автомобильных инверторах, вплоть до брутального IRF1404.

Итак: когда вы начали делать ремонт усилителей звука, то первым делом нужно проверить плату на глаз, то есть визуально, иногда наблюдаются видимые дефекты (перегоревший резистор, обрыв дорожек на обратной стороне платы и т.д.)

Всегда нужно помнить, что, перед заменой транзисторов, необходимо сначала проверить предохранитель питания, диод на шинах плюс и минус (при реверсе питания он тоже перегорает), и только после того, как вы убедились, что с этими деталями все в порядке, можно заменить ключи.

Для более профессионального ремонта усилителей звука незаменим будет осциллограф. Изначально нужно проверить наличие прямоугольных импульсов на 9-м и 10-м выходе микросхемы генератора, если они есть, значит микросхема исправна. Затем проверяем наличие таких же импульсов после драйвера — на затворах переключателей поля. Если импульсов нет, то скорее всего проблема в драйвере, если они есть, то не задумываясь, заменяем полевые транзисторы.

Крайне редко возникает проблема с усилителем мощности, сначала сгорает преобразователь, сохраняя при этом усилитель. В преобразователе возможны другие поломки, правда, очень редко. Бывает проблема с входными и выходными конденсаторами или диодным выпрямителем, который выпрямляет высокочастотное переменное напряжение с трансформатора.

Усилитель низкой частоты (УНЧ) — это устройство, о назначении которого знает каждый радиолюбитель или меломан. Этот компонент аудиосистемы улучшает общее качество звука акустики. Но, как и любое другое электронное устройство, АС может выйти из строя. Подробнее о том, как отремонтировать усилители звука автомобильных аудиосистем своими руками, читайте в этой статье

Типичные неисправности

Прежде чем начать ремонт усилителей звука, устанавливать и настраивать УНЧ в своем автомобиле, необходимо разобраться в поломке. Учесть все неисправности, которые могут встретиться на практике, просто невозможно, так как их очень много. Основной задачей ремонта устройства звукового усиления считается восстановление вышедшего из строя компонента, поломка которого привела к неработоспособности всей платы.

В любой электротехнике, в том числе в усилителях, может быть два типа неисправностей:

  • контакт присутствует там, где его быть не должно;
  • в том месте, где должен быть контакт, он отсутствует.

Функциональная проверка

Ремонт автомобильных усилителей звука в первую очередь начинается с диагностики УНЧ:

  1. Для начала нужно открыть корпус и внимательно изучить схему, при необходимости воспользуйтесь лупой. Во время диагностики можно увидеть разрушенные компоненты схемы: резисторы, конденсаторы, обрывы проводов или прогоревшие дорожки платы. Но если вы обнаружите перегоревший компонент, нужно учитывать, что его выход из строя может быть результатом перегорания другого элемента, который с виду может показаться целым.
  2. Далее проведите диагностику блока питания, в частности, проверьте выходное напряжение. При выявлении перегоревших резисторов эти элементы необходимо будет заменить.
  3. Подайте питание на УНЧ и выход Remout, затем нужно замкнуть систему на плюс и посмотреть на диодный индикатор ЗАЩИТА. Если лампочка загорелась, это означает, что устройство перешло в режим защиты.
  4. Причина может заключаться в плохом питании или его отсутствии на плате, поломке транзистора или проблемах в работе преобразователя напряжения. В некоторых случаях причина кроется в поломке транзисторного усилителя мощности на одном из нескольких каналов. Если после подачи питания предохранительный элемент не перегорел, необходимо проверить уровень напряжения на выходе. Оно должно быть примерно 2×20 вольт или больше.
  5. Внимательно осмотрите трансформаторное устройство преобразователя напряжения; у него могут быть перегоревшие витки или разомкнутые цепи. Понюхайте этот узел, возможно, он пахнет горелым. В некоторых моделях УНЧ между выходом PN и усилителем устанавливается диодная сборка — в случае ее выхода из строя, устройство также может включить защиту.

Устранение поломок

Ремонт усилителей звука своими руками проводится в соответствии с тем, какая проблема была выявлена ​​при его эксплуатации:

  1. Если транзистор в автомобильном усилителе вышел из строя, то перед его непосредственной заменой рекомендуется провести диагностику предохранительного элемента в цепи питания. Также нужно убедиться, что диоды на шинах исправны. Если с этими деталями все в порядке, установленные транзисторы необходимо заменить.
  2. Для более специализированного ремонта усилителей звука вам понадобится осциллограф. Установив щупы прибора на выводы 9 и 10 платы генератора, необходимо убедиться в наличии сигналов. Если сигналов нет, то меняют драйвер, если есть, то заменяют элементы полевого транзистора.
  3. Конденсаторы в процессе ремонта меняются гораздо реже — как показывает практика, это случается не так часто.

Основные аспекты настройки усилителя

А теперь перейдем к вопросу — как настроить автомобильный усилитель? Есть несколько вариантов конфигурации — для использования с сабвуфером и без него.

Как правильно настроить УНЧ без сабвуфера — для начала нужно установить следующие параметры:

  • усиление низких частот — 0 децибел;
  • уровень — 0 (8В);
  • кроссовер должен быть установлен на FLAT.

После этого, регулируя настройки аудиосистемы с помощью эквалайзера, система настраивается под свои предпочтения. Громкость должна быть установлена ​​на максимум и включать какой-нибудь трек. Как настроить для работы с сабвуфером тоже не особо сложно.

Для правильной настройки желательно использовать следующие параметры:

  • Bass Boost также должен быть установлен на 0 децибел;
  • уровень установлен на 0;
  • передний кроссовер установлен в положение HP, а элемент управления FI PASS должен быть установлен в диапазоне от 50 до 80 Гц
  • задний кроссовер установлен на LP, а регулятор Low должен быть установлен в диапазоне от 60 до 100 Гц.

Эти параметры очень важно соблюдать, так как они определяют качество настройки и, соответственно, звучание аудиосистемы. В целом процедура настройки аналогична, с использованием регулятора уровня для получения более гармоничного звука. Чувствительность тыловых и передних динамиков должна быть согласована друг с другом.

Если вы ничего в этом не понимаете, лучше туда не лезть, потому что ремонт будет стоить дороже после того, как вы все-таки та покопались.

Сайты, типа таких как ремонт усилителей звука «Сделай сам» в наше время предоставляют все больше и больше материалов для пользователей аудиотехники, которые хоть немного владеют электроникой, и предпочитают ремонтировать свой усилитель звука своими руками. Поэтому, соответствующей информации в сети можно найти много.

Всем хорошо известно, что современная и недорогая аудиотехника в основном производится в Китае и, конечно, не может сравниться с Hi-Fi аппаратурой. Причем, не только по заявленным производителем параметрам, но и по качеству сборки, надежности в эксплуатации по качеству звука. Ну и конечно отсутствие технологических возможностей для нормального ремонта.

Поэтому, большинство ценителей естественного звука самостоятельно поддерживают в рабочем состоянии как технику советских времен, так и бывшую в употреблении импортную технику. Особенно много в последнее время поставляется на наши рынки импортных усилителей мощности в аварийном состоянии, ввиду их невысокой стоимости.

В этой статье описаны сугубо практические советы, которые я использую в процессе ремонта. Поэтому при наличии определенных навыков и желания можно самостоятельно отремонтировать усилитель звука в домашних условиях. На большинство поломок усилителей или аналогичных устройств указывает отсутствие входного сигнала, или при включении сетевого напряжения сразу срабатывает высоковольтный предохранитель или предохранители постоянного тока.

В этом случае неисправность скорее всего в выходном каскаде устройства, собранном на транзисторах или в гибридной схеме с использованием интегральных схем. Если при включении перегорел сетевой предохранитель, то велика вероятность неисправности блока питания или короткого замыкания в цепи высокого напряжения, может быть просто банальное замыкание в сетевой вилке или проводе.

Все же начинать ремонт усилителей звука следует в таком порядке: прежде чем приступить к непосредственному поиску неисправности, нужно провести визуальный осмотр всех узлов, модулей и электронных компонентов на наличие потемневших или явно обгоревших элементов и проводов, а также при проверке электролитических конденсаторов на наличие или отсутствие утечек электролита или вздутия емкостей.

После тщательного визуального осмотра можно приступать к ремонту усилителя звука самостоятельно, заранее подготовив необходимые инструменты и измерительные приборы. Я всегда начинаю поиск неисправностей с оконечного тракта усилителя, и только после определения неработающего каскада мне нужно искать там проблемную часть.

При включении питания устройства и подаче входного сигнала на входную цепь, при этом без использования измерительных приборов нужно прикоснуться сухим пальцем руки к поверхности корпуса мощных транзисторов или микросхем, установленных на радиаторах охлаждения, тем самым определив примерную температуру элемента.

Если на выходных ключах не чувствуется тепла, это означает, что в цепи нет тока, который, собственно, должен был нагревать транзисторы или микросхему. А если наоборот невозможно удержать палец на поверхности транзистора, то это тоже означает неисправность в этом каскаде усилителя.

Таким же образом нужно проверить и другие электронные компоненты, а именно параметрические стабилизаторы напряжения и электролитические конденсаторы, при утечке или вздутии емкостей их необходимо заменить, это актуально для всех электролитов, находящихся в цепи.

Еще один рабочий способ найти неисправность, при осмотре печатных плат нужно аккуратно постучать по плате отверткой или другим изолированным предметом и послушать подключенный на выходе динамик или наблюдать выходной сигнал на осциллографе, если есть где-то плохой контакт, укажет на шум при постукивании или треск в динамике.

Но после этих действий нужно проверить мультиметром присутствующие напряжения постоянного и переменного тока на выводах транзисторов и микросхем. После того, как неисправный элемент обнаружен, наступает самый важный момент — определить, почему этот компонент вышел из строя и уже знать возможные причины на будущее. Более подробное описание будет в следующей статье.

Источник

Оцените статью