- Отказал термостат 2021 года: реанимируем старый или заменяем самодельной запчастью
- Проверка работоспособности 2 способами
- Не снимая
- Нагревом
- Чистка
- Самодельный термостат
- Можно ли отремонтировать термостат автомобиля самому
- Функция термостата
- Где находится?
- Признаки неисправности термостата
- Способы определения неисправности устройства
- Ремонт и замена агрегата
- Принцип работы
- Что представляет собой терморегулятор для холодильника
- Способы проверки элемента
- Заклинил термостат в открытом положении что делать?
- Как самому заменить термостат
- О хомутах и патрубках
- Как починить термостат
- Ремонт термостата своими руками
- Как правильно настроить терморегулятор
- Проверка работоспособности 2 способами
- Не снимая
- Нагревом
- Особенности конструкции
- Виды современных термостатов
- Признаки и причины поломки
- Чистка
- Самодельный термостат
- Технические характеристики и место установки
Отказал термостат 2021 года: реанимируем старый или заменяем самодельной запчастью
Термостат обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по системе охлаждения, открывая и закрывая клапан под воздействием разных температур. Когда двигатель перегревается, потоки направляются по большому кругу через радиатор, а при холодном моторе обходят этот агрегат.
При поломках этой детали печка не может адекватно прогревать салон авто. Белый пар из-под капота свидетельствует о сбоях в работе клапана этого устройства.
Проверка работоспособности 2 способами
Признаками неисправности является температурная стрелка, которая резко падает при увеличении оборотов двигателя и поднимается при остановке авто. Кроме того, если мотор закипает, а нижний патрубок остается холодным, то это свидетельствует о заклинивании термостата в закрытом состоянии.
Не снимая
Контролировать работу можно по датчику температуры, нагреванию патрубков и времени, потраченному на это.
Для выполнения проверки следует:
- Запустить двигатель, дать ему поработать в течение двух минут.
- Затем проверить шланг, идущий от термостата к радиатору. В норме этот участок должен быть холодным.
- С другой стороны, если через некоторое время он так и не нагревается, то клапан заклинило.
- Если стрелка датчика температуры охлаждающей жидкости находится на красной зоне, а при холодах машина прогревается очень долго, то это является прямым свидетельством неисправности термостата.
При появлении таких признаков нужно обращаться за профессиональной помощью специалистов. Своевременное устранение проблем является гарантией качественной работы системы охлаждения.
Нагревом
При закрытом термостате двигатель перегревается, поскольку потоки охлаждающей жидкости направляются по меньшему кругу. В таком случае тепло остается внутри силового агрегата. В другом случае двигателю может не хватать тепла.
Здесь требуется демонтаж устройства. Перед этим следует слить из него все остатки охлаждающей жидкости. На следующем этапе нужно очистить от накипи отверстие клапана.
Для проверки термостата нужно выполнить следующие действия:
- нагреть кастрюлю с водой на плите и положить туда устройство;
- с помощью термометра со шкалой 100 градусов по Цельсию контролировать температуру, при которой открывается клапан, а также диаметр открывающегося отверстия.
При проведении описанного теста нужно ориентироваться на температуру, обозначенную на корпусе термостата.
Еще одним способом проверки является измерение с помощью штангенциркуля расстояний между точками устройства в нагретом и охлажденном состоянии. Обычно разница в показаниях не должна превышать 7 мм.
Клапан на полное открытие рекомендуется проверять на теплом термостате. При обнаружении неисправности лучше приобрести новую деталь.
Чистка
Зачастую причиной утраты работоспособности термостата является накипь, которая забивает полости клапанов и пружин. Результатом этого становится «зависание» клапана, которое приводит к тому, что силовой агрегат не может выйти на оптимальный температурный режим, достаточно не нагреваясь или, наоборот, перегреваясь. Такой «зависший» термостат лучше всего заменить.
Реанимация устройства является доступной практически каждому автолюбителю. Для очистки подойдет любое средство для чайников или водонагревательной техники. Сама технология сводится к кипячению термостата в таком растворе на протяжении 20 минут.
После такой процедуры следует промыть всю систему охлаждения, используя специальные средства.
Самодельный термостат
Если возникают проблемы с нахождением подходящего термостата для конкретной модели, то можно сделать устройство своими руками.
Для этого нужно взять небольшой кусок пластика, вырезать из него круг и проделать в нем несколько отверстий. Установить такую пластинку вместо штатного термостата.
Это затруднит циркуляцию охлаждающей жидкости по большому кругу, что автоматически возобновит ее подачу в систему отопления салона автомобиля при обеспечении силового агрегата рабочей температурой.
Таким образом, взяв на вооружение описанные выше методы, каждый автомобилист сможет проверять, а при необходимости восстанавливать работоспособность системы самостоятельно.
Источник
Можно ли отремонтировать термостат автомобиля самому
Функция термостата
При запуске двигателя температура антифриза равна температуре воздуха. Для уменьшения времени прогрева двигателя термостат производит блокировку прохода охлаждающей жидкости к радиатору. Жидкость от помпы проходит по рубашке охлаждения мотора и через радиатор отопителя салона.
Термостат находится в режиме ожидания пока двигатель не разогреется до 80–100 градусов (в зависимости от марки и модели авто). Когда двигатель достигает рабочей температуры термостат приоткрывает клапан. Горячий антифриз перетекает на основной радиатор системы охлаждения.
При снижении температуры термостат закрывает клапан и антифриз идёт по малому кругу. Таким образом происходит охлаждение двигателя.
Где находится?
Расположен данный элемент на входе к насосу охлаждающей жидкости (помпе) либо на выходе из ГБЦ. У каждого автомобиля есть свои особенности насчет места расположения данного элемента. Но где бы он ни находился, конструкция его одинакова и не меняется еще с прошлого века.
Внутри устанавливается твердый наполнитель. При нагреве он меняет плотность и способствует открытию запорного клапана. Последний выдвигается при помощи пружины.
Признаки неисправности термостата
Термостат выходит из строя, когда ограничивается подвижность клапана. Возможно заклинивание клапана в крайнем или промежуточном положении.
Заклинивание клапана в полностью закрытом положении: циркуляция жидкости происходит по малому кругу, двигатель перегревается при любом режиме езды. При эксплуатации автомобиля в холодную погоду перегрева можно избежать за счёт низкой температуры окружающей среды.
Неполное открытие клапана термостата: вызывает перегрев двигателя. Закипания автомобиля может и не быть. Зависит от стиля езды.
При полном или частично открытом зависании клапана термостата: антифриз идёт по большому кругу, двигатель разогревается более 10 минут. При сильном холоде двигатель может и не достигнуть рабочей температуры.
Термостат представляет собой довольное простое устройство, которое редко выходит из строя. Если возникли проблемы с термостатом, чаще всего они связаны со следующими причинами:
- Клапан переключения циркуляции жидкости с большого на малый круг перестал плотно закрываться. Из-за этого сразу после пуска двигателя антифриз циркулирует по полному большому кругу, из-за чего разогрев до рабочей температуры в 90 градусов Цельсия занимает в разы больше времени, чем при исправном термостате;
- Клапан переключения циркуляции жидкости заклинил в закрытом состоянии. В такой ситуации датчик на его открытие срабатывает, но заслонка не может сдвинуться. Это приводит к тому, что тосол даже после разогрева мотора продолжает циркулировать по малому кругу. Соответственно, детали двигателя не получают необходимого охлаждения, и он перегревается.
Стоимость термостата невелика, но далеко не во всех проблемах с охлаждением двигателя виноват он. Именно поэтому перед тем как производить замену термостата, необходимо убедиться в его неисправности.
Способы определения неисправности устройства
Выявить погрешности в работе термостата и устранить более серьёзные последствия его неисправности можно несколькими способами. Например, включить двигатель на пару минут. Если за это время шланг, соединяющий термостат и радиатор, успеет нагреться, значит, в клапане устройства имеются неполадки. Шланг исправной конструкции при коротком нагревании двигателя остаётся холодным.
Существует и другой метод выявить неполадки. Конструкцию вместе с термометром опускают в специальный стеклянный сосуд с холодной водой. В процессе нагревания воды выяснится, исправен агрегат или нет. Иногда для подобных целей используют диагностический сканер.
Для выявления серьёзных поломок рекомендуют обратиться за помощью к специалистам. Они помогут своевременно и качественно устранить имеющуюся проблему.
Ремонт и замена агрегата
Зная, почему не работает термостат и какие признаки свидетельствуют о его повреждении, можно приступать к ремонту. Если поломка серьёзная, устройство заменяют на новое. Новая деталь должна полностью соответствовать вышедшей из строя конструкции. Замену лучше производить тогда, когда двигатель полностью остынет. В этом деле не обойтись без специальных ключей, герметика и крестообразной отвёртки.
Принцип работы
Деталь представляет собой термочувствительный элемент, открывающий заслонку при нагревании до определенной температуры (от 87 до 93 °С). Исполнительный механизм срабатывает от расширения рабочего тела – специальной жидкости, реагирующей на изменение температуры окружающей среды (в данном случае – антифриза).
Термостат с герметично закрывающейся заслонкой обычно помещен в собственный корпус и является отдельной деталью. Но существуют и бескорпусные изделия, устанавливаемые внутрь предусмотренного канала в двигателе. Алгоритм работы у всех моделей одинаков:
- После запуска холодного мотора охлаждающая жидкость течет по малому кругу – через водяную рубашку силового агрегата и малый теплообменник печки. Проход к основному радиатору перекрыт заслонкой, благодаря чему прогрев двигателя ускоряется.
- При достижении установленного порога температуры заслонка начинает открываться, пропуская часть антифриза охлаждаться в главном радиаторе.
- Когда мотор прогревается до рабочей температуры (свыше 90 °С), проход открывается полностью и весь тосол движется по большому контуру циркуляции.
Первичные признаки неисправности термостата сводятся к двум симптомам: постоянное «кипение» либо невозможность прогреть силовой агрегат, особенно в зимний период.
Термоэлемент — рабочий элемент в конструкции термостата. Он заполнен твёрдым воском и медью. Когда антифриз нагревается — воск плавится и вытесняет штырь. Штырь открывает клапан. При снижении температуры воск начинает затвердевать, штырь возвращается на место и закрывает клапан.
Что представляет собой терморегулятор для холодильника
Механическое реле состоит из следующих элементов:
- сильфон с трубкой;
- пружина;
- ручка управления, вращающая винт или валик;
- электроизоляционная прокладка. Защищает внутренние компоненты термостата от неблагоприятных внешних факторов (влажность);
- силовой рычаг;
- контакты.
Внешне он напоминает небольшую коробочку. С одной стороны от нее отходит герметично запаянная трубка, заполненная хладагентом. Ее длина в разных моделях реле составляет от 0,8 до 2,5 м. Конец крепится к испарителю. При малом диаметре обеспечить плотное прилегание ровной трубки проблематично, поэтому ее изгибают в колено или завивают в спираль.
С другой стороны расположены клеммы контактов, с помощью которых термостат подключается к электрической цепи и управляет работой компрессора. В зависимости от числа дополнительных функций холодильника их количество меняется от 2 до 6.
Конструкция терморегулятора в бытовых холодильниках может немного отличаться. Некоторые модели снабжены узлом полуавтоматического оттаивания испарителя, который упрощает процесс удаления наледи.
Способы проверки элемента
Существует два метода проверки работоспособности термостата. Первичная осуществляется на самом авто:
- Запустить двигатель.
- После 5 минут работы двигателя проверить патрубок, соединяющий термостат с радиатором. Если патрубок холодный — термостат исправен. Теплый патрубок означает, что клапан не закрывается до конца.
Второй способ проверки носит название народный метод. Производится проверка поэтапно в домашних условиях:
- Снять термостат с автомобиля.
- Опустить в ёмкость с водой и поставить на плиту.
- Зажечь конфорку.
- При нагреве клапан термостат должен открываться. Перед закипанием воды клапан должен открыться полностью.
- Достать термостат из ёмкости.
- Посмотреть за процессом закрытия клапана. При остывании он закрывается и должен принимать первоначальный вид.
Самостоятельно проверить работу термостата можно прямо на автомобиле. В подавляющем большинстве случаев такая диагностика дает достоверный результат. Начинать проверку нужно при полностью остывшем моторе: завести его и периодически ощупывать нижнюю часть радиатора и патрубок, отходящий от него снизу обратно к двигателю.
Исправность термостата определяется по следующим признакам:
- на начальном этапе прогрева радиатор и подходящие к нему патрубки полностью холодные;
- при температуре антифриза 40–60 °С начинает прогреваться верхний подающий шланг, нижний остается холодным;
- когда тосол нагревается до 90–95 °С, горячим становится вся площадь теплообменника и нижний патрубок, что свидетельствует об открытии заслонки и движении жидкости по большому контуру.
Диагностику рекомендуется проводить до момента срабатывания датчика и автоматического включения вентилятора.
Отклонения от нормы интерпретируются так:
- Если сразу теплеет входной и выходной патрубок вместе с радиатором, термостат заклинил в открытом положении. Антифриз изначально идет по большому кругу, отсюда и нагрев.
- При достижении температуры 90 °С низ теплообменника и отходящий шланг остается холодным – заслонка термоэлемента закрыта наглухо, деталь пришла в негодность.
- Когда верх радиатора горячий, а низ – слегка теплый, термостат заклинил в полузакрытом состоянии.
В отличие от первых двух пунктов, последний вывод требует обязательного подтверждения. Довольно сложно поставить четкий диагноз, когда охлаждающая жидкость делится на два потока, движущиеся по разным контурам. Неравномерный прогрев ребер теплообменника, включение вентилятора и скачки температуры – признаки косвенные. Аналогично проявляются симптомы воздушной пробки в охлаждающей системе.
Чтобы четко проверить работоспособность термостата, его придется демонтировать с автомобиля. Разборка и диагностика выполняется в следующем порядке:
- Дайте мотору остыть и слейте антифриз – сначала из блока цилиндров, потом из радиатора. Опорожнять систему удобнее в широкую емкость с невысокими бортами.
- Ослабьте хомуты крепления патрубков к термостату. Отключите их и вытащите элемент.
- Осмотрите деталь на предмет приоткрытой заслонки. Если неисправность обнаружена, дальнейшая проверка бессмысленна – нужно покупать и ставить новую запчасть.
- Нагрейте на кухонной плите кастрюлю с водой. Когда ее температура приблизится к кипению, опустите в емкость термостат и наблюдайте за заслонкой. Она должна открыться без задержек.
- Извлеките деталь из кастрюли. При остывании термоэлемент должен немедленно закрыть проход.
Если в процессе проверки выяснилось, что заслонка не срабатывает либо заклинивает, деталь необходимо заменить, поскольку она не подлежит ремонту. Учитывая большое количество подделок на рынке автозапчастей, новый термостат можно предварительно испытать в магазине. Закройте пальцем выходной патрубок и попытайтесь продуть воздух сквозь входной. Герметично закрытая заслонка не даст этого сделать.
Устройте повторную проверку новой запчасти в домашних условиях, погрузив ее в кастрюлю с кипятком. Если термочувствительный механизм не сработает, сдайте некачественную деталь обратно в магазин либо поменяйте на другую.
Заклинил термостат в открытом положении что делать?
Термостат представляет собой элемент системы охлаждения современного автомобиля , распределяющий потоки тосола ( антифриза ) по большому и малому кругу . Неисправность данного агрегата может привести к значительному перегреву двигателя , прогару прокладки головки блока цилиндров , короблению поверхностей ГБЦ и блока , заклиниванию силового агрегата .
Наиболее часто отказ термостата происходит в жару , а также при использовании в качестве охлаждающей жидкости питьевой воды . При этом на термоэлементе детали образуется накипь , блокирующая ее работу .
Признаки неисправности термостата
Признаки неисправности напрямую зависят от того , в каком положении заклинил термостат . Так , при полностью открытой и обездвиженной заслонке охлаждающая жидкость будет постоянно циркулировать через радиатор охлаждения . Данный вид неисправности является самым безобидным , не приводящим к перегреву двигателя . Сделать вывод о заклинивании термоэлемента в открытом положении можно на основании значительно увеличенного времени прогрева автомобиля в холодное время года . Помимо этого , температура двигателя в процессе движения может не достигать нормальных показателей на всем протяжении поездки .
Вторым вариантом является заклинивание агрегата в закрытом положении . При этом температура двигателя быстро достигает критических отметок , что не позволяет продолжать движение . Нижний патрубок радиатора охлаждения при этом холодный или чуть теплый . Расширительный бачок автомобиля может быть раздут , в нем отмечаются признаки кипения . Вентилятор охлаждения постоянно включен , но температура двигателя при этом не снижается или снижается незначительно . Перегрев возникает независимо от температуры окружающего воздуха , режима движения автомобиля и прочих факторов .
Несколько сложнее диагностировать заклинивание термостата в приоткрытом положении . При этом поток жидкости , проходящей через радиатор , не перекрывается полностью , однако его объем недостаточен для полноценного охлаждения . Нижний патрубок радиатора при этом остается горячим . Основным признаком неисправности является значительное , но не критическое повышение температуры двигателя . Включение автоматического вентилятора системы охлаждения и движение по трассе приводит к некоторому снижению температуры , однако эффект подобных мер краткосрочен . Наиболее интенсивно автомобиль нагревается при езде на высоких оборотах , а также при работе в режиме холостого хода .
Способы временного устранения неисправности
Заклинивание термостата в открытом положении не требует принятия срочных мер . Водитель может продолжать движение до точки ремонта « своим ходом ». Однако следует помнить , что работа двигателя в режиме более низкой , чем предусмотрена заводом – изготовителем , температуры приводит к более быстрому его износу . Помимо этого , происходит увеличение расхода топлива и выброса вредных веществ . Заклинивший в приоткрытом или закрытом положении термоэлемент требует принятия срочных мер . В противном случае перегрев может привести к серьезным неисправностям силового агрегата . Ремонт производят после остывания двигателя . В противном случае существует риск получения термических ожогов .
Наиболее простым способом реанимировать заклинивший термостат является удар по нему тяжелым предметом ( молоток ). Произошедшая встряска может привести к расклиниванию термоэлемента и возобновлению его работы . Однако подобная мера является временной . Неисправную деталь следует заменить .
В случаях , когда удар оказывается безрезультатным , термостат из системы извлекают . На большинстве автомобилей данный узел расположен в пределах прямой досягаемости , что делает его демонтаж возможным даже в дорожных условиях . При этом от детали отсоединяют патрубки , снимают ее и вынимают термоэлемент из корпуса . Сам же корпус монтируется обратно в систему . Подобная мера практически безвредна в теплое время года , однако зимой извлекать термостат следует только в случаях крайней необходимости . Отсутствующий термоэлемент не позволит двигателю достичь рабочей температуры .
После извлечения детали в систему доливают потерянную в процессе ремонта охлаждающую жидкость . Для этого автомобиль ставят на возвышение . Передняя его часть должна быть приподнята . Жидкость доливают в расширительный бачок , периодически сжимая патрубки системы охлаждения . Это позволяет избежать образования воздушных пробок и нарушения работы системы в дальнейшем . Необходимо использовать ту жидкость , которая находилась там ранее . Однако при ее отсутствии доливать можно и дистиллированную воду . Использование обыкновенной воды крайне нежелательно в силу возникновения в результате большого количества накипи . Однако при крайней необходимости долить можно и обыкновенную водопроводную воду . Впоследствии рекомендуется заменить весь объем охлаждающей жидкости .
Помимо доливки охлаждающей жидкости специалисты рекомендуют убедиться , что причина перегрева действительно заключалась в неисправности термостата . Для этого извлеченный элемент погружают в кастрюльку с водой и нагревают ее . Исправный термоэлемент должен открываться по мере нагревания . Полного открытия неисправной детали не происходит .
Как самому заменить термостат
Для самостоятельной замены потребуется набор ключей, две 4-литровые ёмкости, отвёртка, новый термостат. Нужно следовать инструкции и выполнять действия поэтапно:
- Отсоединить трубку воздухозаборника от пластмассового корпуса воздушного фильтра и от правой стойки.
- Открутить пробку расширительного бачка.
- Подставить ёмкость под термостат.
- Нижний болт крепления термостата ослабить на 3 оборота ключа.
- Верхний болт ослабить на 1–2 оборота ключа.
- Задний болт крепления ослабить строго на 1 поворот .
- Через образовавшуюся щель слить 1 литр антифриза в ёмкость.
- Сдвинуть термостат плоской отвёрткой через щель. При сдвиге следует действовать аккуратно и не задеть прокладку термостата.
- Слить 2 литра антифриза.
- Профильтровать всю жидкость путём переливания в другую ёмкость через марлю/бинт.
- Установить новый термостат пружиной к силовому агрегату.
- Закрутить болты.
- Найти шланг от термостата к печке.
- Открутить пробку и выпустить воздух.
- Залить профильтрованный антифриз в систему и закрутить пробку.
О хомутах и патрубках
В ходе диагностики и замены термостата необходимо обратить внимание и на состояние других элементов. Это патрубки и хомуты. Последние могут окисляться, а резьба – деформироваться – их очень трудно открутить и закрутить.
Если это так, замените хомуты на новые. Что касается патрубков, они должны быть мягкими и без трещин. Твердые и потрескавшиеся элементы эксплуатации не подлежат. Патрубки рекомендуется менять в комплексе с хомутами.
Как починить термостат
Среди основных задач, которые выполняет термостат быстрое нагревание автомобиля при низких температурах, а также обеспечение защиты от перегрева мотора. Для определения неисправности термостата, надо посмотреть на приборную панель. При положении стрелки на датчике температуры охлаждающей жидкости находится в красном секторе, а при наступлении холодов автомобиль прогревается долгое время, это указывает на неисправности термостата.
Ремонт термостата своими руками
При попадании стрелки в запретный сектор термостат закрывается, из-за чего охлаждающая жидкость начинает движение по меньшему кругу. Двигатель перегревается потому, что тепло остается внутри него. Другой вариант приводит к противоположному эффекту. Из-за того что термостат закрыт двигателю недостает тепла, поэтому имеется угроза того что будет наблюдаться перерасход топлива. В данном случае вам надо демонтировать старый термостат, предварительно слив из него охлаждающую жидкость.
Затем вам очистить его от накипи, грязи и привести к нормальному состоянию отверстие, имеющееся в клапане. До этого вам надо обязательно проверить термостат. Для этого его надо положить в кастрюлю с водой, предварительно нагретую на плите. Также вам понадобиться термометр со шкалой, рассчитанной на температуру больше 100 градусов. Во время проверки фиксируйте, температуру при которой клапан открывается, и размер отверстия который образуется при этом. Для ориентира пользуйтесь температурой, обозначенной на термостате. Например, для автомобилей ВАЗ он составляет 81-85 градусов, для иномарок примерно 92-93 градуса.
Другой вариант проверки термостата заключается в изменении размеров во время нагрева. Возьмите штангенциркуль и замерьте расстояние между точками, когда термостат нагрет и охлажден. Обычно эта разница как минимум составляет 7 мм.
Не дожидайтесь, пока остынет термостат, и начните проверять, клапан на полное закрытие. Если обнаружили, неисправность в термостате, не пытайтесь чинить его, лучше купите и установите новый.
Если не смогли найти термостат для своей модели, можно обойтись без него. Возьмите кусочек тонкого пластика, вырежьте из него круг и проделайте несколько отверстий в нем. Далее вам надо позаботиться об установке столь нехитрого приспособления вместо штатного термостата. Сделав это вы затрудните циркуляцию жидкости по большому кругу, благодаря чему возобновиться подача воды в систему отопления салона, и двигатель будет обеспечен рабочей температурой.
Как правильно настроить терморегулятор
Для корректной настройки терморегулятора надо снизить до минимума утечки тепла из помещения, закрыв окна и двери. Комнатный термометр помещают там, где должна быть постоянная температура. Затем открывают полностью клапан, поворачивая головку терморегулятора влево до самого упора. В этом положении радиатор обеспечивает максимальный уровень теплоотдачи, поэтому воздух в помещении начнет нагреваться.
После того как показания термометра увеличатся на 5– 6°С в сравнении с первоначальным значением, клапан закрывают. Для чего поворачивают головку вправо также до упора. При этом температура воздуха в помещении начнет постепенно снижаться. Когда температура достигнет желаемого значения, приступают к медленному открытию клапана.
Как только послышится шум воды в терморегуляторе и почувствуется резкий нагрев корпуса клапана, вращение головки прекращают, запоминая ее положение. На этом настройка терморегулятора считается завершенной.
Выбор и монтаж терморегуляторов лучше доверить специалистам, которые выполнят подключение оборудование в соответствии с рекомендациями производителя. Грамотно установленный терморегулятор обеспечит комфортный уровень температуры в комнате и поможет сэкономить расход тепла, что положительно скажется на семейном бюджете.
Проверка работоспособности 2 способами
Признаками неисправности является температурная стрелка, которая резко падает при увеличении оборотов двигателя и поднимается при остановке авто. Кроме того, если мотор закипает, а нижний патрубок остается холодным, то это свидетельствует о заклинивании термостата в закрытом состоянии.
Не снимая
Контролировать работу можно по датчику температуры, нагреванию патрубков и времени, потраченному на это.
Для выполнения проверки следует:
- Запустить двигатель, дать ему поработать в течение двух минут.
- Затем проверить шланг, идущий от термостата к радиатору. В норме этот участок должен быть холодным.
- С другой стороны, если через некоторое время он так и не нагревается, то клапан заклинило.
- Если стрелка датчика температуры охлаждающей жидкости находится на красной зоне, а при холодах машина прогревается очень долго, то это является прямым свидетельством неисправности термостата.
При появлении таких признаков нужно обращаться за профессиональной помощью специалистов. Своевременное устранение проблем является гарантией качественной работы системы охлаждения.
Нагревом
При закрытом термостате двигатель перегревается, поскольку потоки охлаждающей жидкости направляются по меньшему кругу. В таком случае тепло остается внутри силового агрегата. В другом случае двигателю может не хватать тепла.
Здесь требуется демонтаж устройства. Перед этим следует слить из него все остатки охлаждающей жидкости. На следующем этапе нужно очистить от накипи отверстие клапана.
Для проверки термостата нужно выполнить следующие действия:
- нагреть кастрюлю с водой на плите и положить туда устройство;
- с помощью термометра со шкалой 100 градусов по Цельсию контролировать температуру, при которой открывается клапан, а также диаметр открывающегося отверстия.
При проведении описанного теста нужно ориентироваться на температуру, обозначенную на корпусе термостата.
Еще одним способом проверки является измерение с помощью штангенциркуля расстояний между точками устройства в нагретом и охлажденном состоянии. Обычно разница в показаниях не должна превышать 7 мм.
Клапан на полное открытие рекомендуется проверять на теплом термостате. При обнаружении неисправности лучше приобрести новую деталь.
Особенности конструкции
Термостат — это небольшой механический клапан. Устройство регулирует и определяет температуру охлаждающей жидкости в системе двигателя, отвечает за качество прогрева мотора автомобиля. Конструкция состоит из таких элементов:
- корпус;
- входной патрубок. Подключается непосредственно к системе охлаждения;
- восковой шарик;
- основной клапан. Отвечает за перекрывание процесса основной циркуляции;
- поршень;
Виды современных термостатов
Сегодня производители автомобилей оснащают двигатели разными термостатами. Выделяют несколько основных видов этих полезных конструкций:
Устройство с электронным управлением
. Подходит для всех режимов работы силового агрегата. Электронные приборы дополнены специальным нагревательным сопротивлением. Известны своей эффективностью и точностью. Их использование позволяет снизить степень потребления топлива.
Признаки и причины поломки
Любые неполадки в действиях устройства пагубно сказываются на работе всего автомобиля. Главным симптомом и причиной неисправности считают коррозию. Она постепенно разъедает блокировочный штырь и цилиндр. Признаком неработающего термостата в этом случае является пульсирующий, беспрерывный поток охлаждённой жидкости. При этом неважно, в каком положении находится клапан. Признаками неисправного термостатата:
- Нижний патрубок становится тёплым за несколько минут работы агрегата. Устройство постоянно пребывает в открытом состоянии.
Вследствие поломок автомобиль не может нормально завестись. Понять, почему не работает термостат, и выяснить признаки поломки агрегата следует как можно скорее. Нарушение температурного режима пагубно сказывается на двигателе: он быстро изнашивается и приходит в негодность.
Чистка
Зачастую причиной утраты работоспособности термостата является накипь, которая забивает полости клапанов и пружин. Результатом этого становится «зависание» клапана, которое приводит к тому, что силовой агрегат не может выйти на оптимальный температурный режим, достаточно не нагреваясь или, наоборот, перегреваясь. Такой «зависший» термостат лучше всего заменить.
Реанимация устройства является доступной практически каждому автолюбителю. Для очистки подойдет любое средство для чайников или водонагревательной техники. Сама технология сводится к кипячению термостата в таком растворе на протяжении 20 минут.
После такой процедуры следует промыть всю систему охлаждения, используя специальные средства.
Самодельный термостат
Если возникают проблемы с нахождением подходящего термостата для конкретной модели, то можно сделать устройство своими руками.
Для этого нужно взять небольшой кусок пластика, вырезать из него круг и проделать в нем несколько отверстий. Установить такую пластинку вместо штатного термостата.
Это затруднит циркуляцию охлаждающей жидкости по большому кругу, что автоматически возобновит ее подачу в систему отопления салона автомобиля при обеспечении силового агрегата рабочей температурой.
Таким образом, взяв на вооружение описанные выше методы, каждый автомобилист сможет проверять, а при необходимости восстанавливать работоспособность системы самостоятельно.
Технические характеристики и место установки
Место установки устройства под капотом автомобиля определяется в зависимости от рабочей модели ДВС. Чаще всего прибор размещают у точки выхода охладителя из цилиндров. Иногда оправдано размещение вблизи помпы, рядом с центробежным насосом.
Модели моторов – разные. Конструкция отдельных приборов требует наличия двух термостатов в системе. Их называют двухконтурными. Первый прибор контролирует показатели температуры у головок блоков цилиндров и поддерживает отметки в заданных пользователем или производителем пределах. Второй находится непосредственно у самого цилиндрового блока.
Источник