Ремонт помпы мтз своими руками

Ремонт помпы мтз своими руками

Водяной насос на этих тракторах центробежного типа, объединен с вентилятором. Внутри вращается чугунная крыльчатка, напрессованная на валик и закрепленная болтом. Валик насоса установлен на двух шарикоподшипниках. Полость подшипников плотно прикрывается двумя резиновыми манжетами. В корпусе насоса запрессована втулка, к торцевой поверхности которой пружина прижимает текстолитовую уплотняющую шайбу. Шайба двумя выступами входит в пазы крыльчатки. Полированные поверхности втулки и шайбы образуют подвижное уплотнение, ограниничвающее попадание в полость подшипников влаги.

Для уплотнения валика установлена резиновая манжета с двумя латунными обоймами, предохраняющими манжету от деформации при вращении. Отдельные капли волы, просочившиеся через втулку корпуса водяного насоса, сливаются через дренажное отверстие в корпусе. Вентилятор крепится к ступице шкива водяного насоса. Валик водяного насоса и вентилятор приводятся вовращение при помощи клиновидного ремня. Подшипники водяного насоса смазываются через пресс-масленку до появления консистентной смазки из контрольного отверстия. Насос установлен на переднем торце блока цилиндров. Вот вкратце описание насоса

Разберём некоторые неисправности водяного насоса трактора МТЗ-80, МТЗ-50, ЮМЗ-6.
Течь воды из дренажного отверстия, повышенный шум и стуки при работе водяного насоса указывают на неисправность водяного насоса системы охлаждения двигателя.

Появившаяся течь охлаждающей жидкости из дренажного отверстия, либо пятна масла на шкиве привода дают понять, что призошло разрушение уплотнений валика насоса. Производитель для повышения надежности и долговечности с февраля 1987 г на двигатели Д-240, устанавливал водяные насосы с уплотнением типа «ВАЗ» и усиленным подшипниковым узлом.).

Читайте также:  Трафареты для рисования детям своими руками

Рис. 2.1.98. Водяной насос трактора МТЗ в сборе, запчасти:
1 — шкив; 2 — подшипники; 3 — корпус; 4 — крыльчатка; 5 — дренажное отверстие; 6 — валик; 7 — гайка

Для устранения появившихся неисправностей, водяной насос снимают (рис. 2.1.99) и разбирают для замены выработавших свой ресурс деталей (рис. 2.1.100—2.1.105).

При увеличении осевого перемещения валика в подшипниках свыше 0,6 мм валик нужно заменить в сборе с подшипниками. В сборе меняется еще в случае ослабления внутренних колец подшипников на валике.

Подшипники подлежат замене в случае увеличения радиального зазора в них более 0,1 мм (рис. 2.1.106).

Рис. 2.1.100. Схема расположения деталей водяного насоса трактора МТЗ, запчасти:
1 — шкив; 2 — подшипники; 3 — крыльчатка; 4 — корпус; 5 — патрубок; 6 — валик насоса; 7 — ремень привода водяного насоса; 8 — стопорная пластина; 9 — гайка; 10 — вентилятор

Рис. 2.1.99. Как снять водяной насос трактора МТЗ:
1 — шкив;
2 — водяной насос;
3 — патрубок

Рис. 2.1.101. Как открутить гайку крепления шкива водяного насоса трактора МТЗ:
1 — гайка;
2 — шкив;
3 — стопорная пластина (с февраля 1987 г. стопорная пластина отсутствует)

Рис. 2.1.102. Опрессовка шкива водяного насоса трактора МТЗ:
1 — шкив;
2 — двухлапчатый съемник

Рис. 2.1.103. Как снять стопорное кольцо подшипника водяного насоса трактора МТЗ

Рис. 2.1.104. Как открутить болт крепления крыльчатки трактора МТЗ:
1 — корпус водяного насоса;
2 — крыльчатка;
3 — болт

Рис. 2.1.105. Выпрессовка валика водяного насоса трактора МТЗ:
1— корпус водяного насоса;
2 — выколотка;
3 — крыльчатка

Рис. 2.1.106. Спрессовка подшипника с валика водяного насоса трактора МТЗ:
1 — подшипник;
2 — валик водяного насоса;
3 — шток пресса

Уплотняющая шайба торцового уплотнения годна к эксплуатации даже а том случае, если на ней присутствуют небольшие кольцевые риски и следы износа. Однако их глубина не должна превышать 0,5 мм. Толщина шайбы не должна быть меньше 2,5 мм. Манжета должна быть цельной, сквозные прорывы недопустимы.

При обнаружении трещины на корпусе водяного насоса его меняют. Если трещины отсутствуют, измеряют посадочные поверхности корпуса под подшипники валика и результаты сравнивают с допустимыми значениями.

Номинальные и допустимые размеры водяного насоса двигателя Д-240, мм

Расстояние от торца опорной втулки до плоскости разъема:
номинальное 47,0—47,3
допустимое 48,5
Допустимый диаметр отверстий корпуса под подшипники:
305 62,07
304 52,06

Если в процессе осмотра вы обнаружили на торцовой части опорной втулки корпуса насоса следы стачивания (как правило кольцевые канавки) глубиной значительно больше 0,5 мм, втулку в этом случае выпрессовывают и сменяют на новую.

При сборке водяного насоса резиновые манжеты ставят таким образом, чтобы отвороты с пружинами были направлены в сторону подшипников. Гайка ступицы в этой истори затянута моментом 16—19 Н·м. После компоновки всех деталей насоса, валик вращается от усилия руки без торможения крыльчатки. Концы кромок лопастей вентилятора располагаются в одной плоскости.

Источник

Водяной насос д 240 ремонт своими руками

Подробно: водяной насос д 240 ремонт своими руками от настоящего мастера для сайта olenord.com.

Тракторы беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-1221, 1523, МТЗ-892, ЮМЗ, Т-40. Сельскохозяйственная техника: плуги, культиваторы, мотоблоки, косилки, сеялки

ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ ДЛЯ ТРАКТОРОВ

РЕГУЛИРОВКИ ТРАКТОРОВ МТЗ ___________________

ДЕТАЛИ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ___________________

КАТАЛОГИ ЗАПЧАСТЕЙ МТЗ ___________________

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАКТОРОВ ___________________

СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ МТЗ И НАВЕСНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ___________________

СЕЛЬХОЗТЕХНИКА И ОБОРУДОВАНИЕ ___________________

Течь воды из дренажного отверстия, повышенный шум и стуки при работе водяного насоса двигателя Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 указывают на неисправность системы водяного охлаждения (рис. 1).

Рис. 1. Водяной насос (помпа) Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 в сборе

1 — шкив; 2 — подшипники; 3 — корпус; 4 — крыльчатка; 5 — дренажное отверстие; 6 — валик; 7 — гайка

Появление значительного зазора в подшипнике или разрушение подшипника могут привести к повреждению сердцевины радиатора крыльчаткой вентилятора.

Повышенный шум и стуки указывают на предельный износ или разрушение подшипников водяного насоса (помпы) Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82, ослабление посадочного места валика под приводной шкив.

Течь охлаждающей жидкости из дренажного отверстия или следы масла на шкиве привода свидетельствуют о разрушении уплотнений валика насоса (С целью повышения надежности и долговечности, на дизели Д-240/243 устанавливаются водяные насосы с уплотнением и усиленным подшипниковым узлом).

При появлении неисправностей снимают водяную помпу с дизеля Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 (рис. 2.) и разбирают для замены изношенных деталей (рис. 3-7).

Видео (кликните для воспроизведения).

Если осевое перемещение валика в подшипниках превышает 0,6 мм или наблюдается ослабление внутренних колец подшипников на валике, то валик заменяют в сборе с подшипниками.

При радиальном зазоре в подшипниках, превышающем 0,1 мм, подшипники заменяют (рис. 9).

Рис. 3. Взаимное расположение деталей водяного насоса Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82

1 — шкив; 2 — подшипники; 3 — крыльчатка; 4 — корпус; 5 — патрубок; 6 — валик насоса; 7 — ремень привода водяного насоса; 8 — стопорная
пластина; 9 — гайка; 10 — вентилятор

Рис. 2. Снятие водяной помпы Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82

1 — шкив; 2 — водяной насос; 3 — патрубок


Рис. 4. Отворачивание гайки крепления шкива Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82

1 — гайка; 2 — шкив; 3 — стопорная пластина

Рис. 5. Опрессовка шкива помпы

1 — шкив; 2 — двухлапчатый съемник

Рис. 6. Снятие стопорного кольца подшипника

Рис. 7. Отворачивание болта крепления крыльчатки помпы Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82

1 — корпус водяного насоса; 2 — крыльчатка; 3 — болт

Рис. 8. Выпрессовка валика водяного насоса Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82

1— корпус водяного насоса; 2 — выколотка; 3 — крыльчатка

Рис. 9. Спрессовка подшипника с валика водяного насоса Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82

1 — подшипник; 2 — валик водяного насоса; 3 — шток пресса

На уплотняющей шайбе торцового уплотнения допускаются кольцевые риски и следы износа глубиной не более 0,5 мм. Толщина шайбы должна быть не менее 2,5 мм. Манжета не должна иметь сквозных прорывов.

При наличии трещин корпус водяного насоса Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 выбраковывают. Если трещины отсутствуют, измеряют посадочные поверхности корпуса под подшипники валика и результаты сравнивают с допустимыми значениями.

Номинальные и допустимые размеры водяного насоса дизеля Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82, мм

Расстояние от торца опорной втулки до плоскости разъема: номинальное – 47,0—47,3 / допустимое – 48,5

Допустимый диаметр отверстий корпуса под подшипники: Подшипник 305 – 62,07 / Подшипник 304 – 52,06

Если на торцовой поверхности опорной втулки корпуса помпы Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 имеются следы износа (кольцевые канавки) глубиной более 0,5 мм, то втулку выпрессовывают и заменяют новой.

При оборке насоса резиновые манжеты устанавливают так, чтобы отвороты с пружинами были обращены в сторону шарикоподшипников. Гайка ступицы должна быть затянута моментом 16—19 Нм.

После сборки насоса валик должен вращаться от усилия руки без заеданий крыльчатки. Концы кромок лопастей вентилятора должны находиться в одной плоскости.

По каким признакам можно сделать вывод, что возникли проблемы с водяным насосом? Во-первых, появилась течь воды из дренажного отверстия. Во-вторых, слышится нехарактерный шум и стуки при работе водяного насоса.

Еще одной поломкой водяного насоса является образование значительного зазора в подшипнике или разрушение подшипника. Это может быть причиной повреждения сердцевины радиатора крыльчаткой вентилятора.

Громкие стуки и гул являются признаками предельного износа, либо вообще разрушения подшипников насоса. Возможно так же разбалансировка посадочного места валика под приводной шкив.

Появившаяся течь охлаждающей жидкости из дренажного отверстия, либо пятна масла на шкиве привода дают понять, что призошло разрушение уплотнений валика насоса. Производитель для повышения надежности и долговечности с февраля 1987 г на двигатели Д-240, устанавливал водяные насосы с уплотнением типа «ВАЗ» и усиленным подшипниковым узлом.).

Рис. 2.1.98. Водяной насос трактора МТЗ в сборе:
1 — шкив; 2 — подшипники; 3 — корпус; 4 — крыльчатка; 5 — дренажное отверстие; 6 — валик; 7 — гайка

Для устранения появившихся неисправностей, водяной насос снимают (рис. 2.1.99) и разбирают для замены выработавших свой ресурс деталей (рис. 2.1.100—2.1.105).

При увеличении осевого перемещения валика в подшипниках свыше 0,6 мм валик нужно заменить в сборе с подшипниками. В сборе меняется еще в случае ослабления внутренних колец подшипников на валике.

Подшипники подлежат замене в случае увеличения радиального зазора в них более 0,1 мм (рис. 2.1.106).

Рис. 2.1.100. Схема расположения деталей водяного насоса трактора МТЗ:
1 — шкив; 2 — подшипники; 3 — крыльчатка; 4 — корпус; 5 — патрубок; 6 — валик насоса; 7 — ремень привода водяного насоса; 8 — стопорная пластина; 9 — гайка; 10 — вентилятор

Рис. 2.1.99. Как снять водяной насос трактора МТЗ:
1 — шкив;
2 — водяной насос;
3 — патрубок

Рис. 2.1.101. Как открутить гайку крепления шкива водяного насоса трактора МТЗ:
1 — гайка;
2 — шкив;
3 — стопорная пластина (с февраля 1987 г. стопорная пластина отсутствует)

Рис. 2.1.102. Опрессовка шкива водяного насоса трактора МТЗ:
1 — шкив;
2 — двухлапчатый съемник

Рис. 2.1.103. Как снять стопорное кольцо подшипника водяного насоса трактора МТЗ

Рис. 2.1.104. Как открутить болт крепления крыльчатки трактора МТЗ:
1 — корпус водяного насоса;
2 — крыльчатка;
3 — болт

Рис. 2.1.105. Выпрессовка валика водяного насоса трактора МТЗ:
1— корпус водяного насоса;
2 — выколотка;
3 — крыльчатка

Рис. 2.1.106. Спрессовка подшипника с валика водяного насоса трактора МТЗ:
1 — подшипник;
2 — валик водяного насоса;
3 — шток пресса

Уплотняющую шайбу торцового уплотнения можно эксплуатировать даже а том случае, если на ней присутствуют небольшие кольцевые риски и следы износа. Но их глубина не должна превышать 0,5 мм. А вообще толщина шайбы не должна быть меньше 2,5 мм. Манжета должна быть цельной, сквозные прорывы недопустимы.

Если вы вдруг обнаружили трещину на корпусе водяного насоса, то его следует заменить. Далее диагностируют посадочные поверхности корпуса под подшипники валика.

Номинальные и допустимые размеры водяного насоса двигателя Д-240, мм

Водяной насос тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 и их модификаций по устройству и принципу действия аналогичен насосу 260-1307116-М, устанавливаемому на трактора МТЗ-100 и МТЗ-102. Насос забирает из нижнего радиаторного бака охлажденную жидкость и производит ее нагнетание в рубашку охлаждения двигателя, при этом нагретая жидкость из нее вытесняется в верхний бак.

Обильное выделение пара, утечка воды или масла в системе, а также повышенные шумы и стуки являются признаками неисправности насоса. Кроме того, на объем рабочей жидкости существенно влияют степень износа лопастей крыльчатки, стенок корпуса и уплотнений помпы. Насос 240-1307010-А подлежит замене или ремонту при обнаружении на его корпусе трещин. Замене могут подлежать изношенные подшипники и уплотнения валика, а также манжеты. Если осевое перемещение в подшипниках самого валика составляет более 0,6 мм, валик также подлежит замене. Шарикоподшипники насоса водяного МТЗ необходимо смазывать каждые 60 часов работы, при этом подшипниковая полость заполняется смазкой до ее появления из контрольного отверстия.

Торцевое уплотнение крыльчатки необходимо проверять на его техническое состояние. Текстолитовая шайба уплотнения может иметь следы износа и кольцевые риски глубиной, не превышающей 0,5 мм, при этом толщина самой шайбы не должна быть менее 2,5 мм. Манжета должна быть без сквозных прорывов. При послеремонтной сборке помпы манжеты устанавливаются направлением отворотов с пружинами в сторону подшипников. Момент затяжки гайки ступицы должен составлять 16-19 H-м. В собранном виде валик насоса должен свободно, без заедания крыльчатки проворачиваться рукой.

1 – шкив; 2 – ступица шкива; 3 – масленка; 4 – валик; 5 – втулка корпуса; 6 – корпус; 7 – крыльчатка; 8 – обойма сальника; 9 – манжета сальника; 10 – уплотняющая шайба; 11 – упорная пружина сальника; 12 – патрубок; 13 – самоподжимные каркасные сальники; А – полость всасывания; Б – полость нагнетания.

Течь воды из дренажного отверстия, повышенный шум и стуки при работе водяного насоса указывают на неисправность водяного насоса системы охлаждения дизеля (рис. 2.1.98).

Рис. 2.1.98. Водяной насос в сборе:
1 — шкив; 2 — подшипники; 3 — корпус; 4 — крыльчатка; 5 — дренажное отверстие; 6 — валик; 7 — гайка

Появление значительного зазора в подшипнике или разрушение подшипника могут привести к повреждению сердцевины радиатора крыльчаткой вентилятора.

Повышенный шум и стуки указывают на предельный износ или разрушение подшипников насоса, ослабление посадочного места валика под приводной шкив.

Течь охлаждающей жидкости из дренажного отверстия или следы масла на шкиве привода свидетельствуют о разрушении уплотнений валика насоса (С целью повышения надежности и долговечности, на дизели Д-24,0, начиная с февраля 1987 г., устанавливаются водяные насосы с уплотнением типа «ВАЗ» и усиленным подшипниковым узлом.).

При появлении неисправностей снимают водяной насос дизеля (рис. 2.1.99) и разбирают для замены изношенных деталей (рис. 2.1.100—2.1.105).

Если осевое перемещение валика в подшипниках превышает 0,6 мм или наблюдается ослабление внутренних колец подшипников на валике, то валик заменяют в сборе с подшипниками.

При радиальном зазоре в подшипниках, превышающем 0,1 мм, подшипники заменяют (рис. 2.1.106).

Рис. 2.1.100. Взаимное расположение деталей водяного насоса:
1 — шкив; 2 — подшипники; 3 — крыльчатка; 4 — корпус; 5 — патрубок; 6 — валик насоса; 7 — ремень привода водяного насоса; 8 — стопорная пластина; 9 — гайка; 10 — вентилятор

Рис. 2.1.99. Снятие водяного насоса:
1 — шкив;
2 — водяной насос;
3 — патрубок

Рис. 2.1.101. Отворачивание гайки крепления шкива:
1 — гайка;
2 — шкив;
3 — стопорная пластина (с февраля 1987 г. стопорная пластина не ставится)

Рис. 2.1.102. Опрессовка шкива:
1 — шкив;
2 — двухлапчатый съемник

Рис. 2.1.103. Снятие стопорного кольца подшипника

Рис. 2.1.104. Отворачивание болта крепления крыльчатки:
1 — корпус водяного насоса;
2 — крыльчатка;
3 — болт

Рис. 2.1.105. Выпрессовка валика водяного насоса:
1— корпус водяного насоса;
2 — выколотка;
3 — крыльчатка

Рис. 2.1.106. Спрессовка подшипника с валика водяного насоса:
1 — подшипник;
2 — валик водяного насоса;
3 — шток пресса

На уплотняющей шайбе торцового уплотнения допускаются кольцевые риски и следы износа глубиной не более 0,5 мм. Толщина шайбы должна быть не менее 2,5 мм. Манжета не должна иметь сквозных прорывов.

При наличии трещин корпус водяного насоса выбраковывают. Если трещины отсутствуют, измеряют посадочные поверхности корпуса под подшипники валика и результаты сравнивают с допустимыми значениями.

Номинальные и допустимые размеры водяного насоса дизеля Д-240, мм

Расстояние от торца опорной втулки до плоскости разъема:

  1. Корпус 245-1307025-01
  2. Болт М10-6gx50.88.35.019 ГОСТ 7795-70
  3. Пробка КГ 3/8″ А12.019
  4. Шайба 10 ГОСТ 6402-70
  5. Прокладка 50-1307048-Б
  6. Болт М10-6gx45.88.35.019 ГОСТ 7795-70
  7. Прокладка 50-1307049-А
  8. Патрубок 50-1307044-02
  9. Шайба 8 ГОСТ 6402-70
  10. Болт М8-6gx45.88.35.019 ГОСТ 7795-70
  11. Шарикоподшипник 160703
  12. Кольцо Б-62-019
  13. Ремень 1-11х10х1250 ГОСТ 5813-76
  14. Шкив 240-1307061-02
  15. Ступица 50-1307079
  16. Пластина 50-1307037-Б1-01
  17. Болт М8-6gx16.88.35.019 ГОСТ 7796-70
  18. Гайка М16х1,5.6Н.6.019 ГОСТ 5915-70
  19. Вентилятор 240-1308040-01
  20. Обойма 2101-1307033
  21. Манжета 240-1307038-Б
  22. Каркас внутренний 2101-1307036
  23. Пружина 2101-1307034
  24. Каркас наружный 2101-1307037
  25. Шпонка 5х7,5 ГОСТ 24071-80
  26. Кольцо 01-1328
  27. Втулка 240-1307133
  28. Валик 245-1307052
  29. Крыльчатка 240-130774-Б
  30. Шарикоподшипник 304К ГОСТ 8338-75
  31. Шайба 50-1002073
  32. Шайба 8 ГОСТ 6402-70
  33. Болт М8-6gx20.88.35.019 ГОСТ 7796-70
  34. Втулка 245-1307084
  35. Кольцо 009-013-25-2
  36. Кольцо 014-018-25-2-2

Приглашаем к сотрудничеству региональных дилеров, представителей сервисных центров и интернет-магазинов!

Основные неисправности дизеля Д-240

Техническое состояние отдельных систем и механизмов дизеля Д-240 трактора МТЗ-80 определяют по внешним и косвенным признакам, а также с использованием средств диагностики.

Снижение мощности дизельного двигателя, чрезмерный расход картерного масла, появление большого количества газов, выходящих из сапуна, указывают на износ цилиндропоршневой группы, закоксовывание (залегание) поршневых колец.

Затрудненный пуск дизеля, перебои при работе на минимальной частоте вращения коленчатого вала, появление из выпускной трубы дыма черного цвета свидетельствуют о неисправностях агрегатов топливной аппаратуры, загрязненности топливных фильтров, низком давлении в системе, неплотном прилегании, прогаре седел и тарелок клапанов.

Степень загрязненности фильтрующих элементов тонкой очистки топлива и максимальное давление, развиваемое топливоподкачивающим насосом, проверяют приспособлением КИ-13943.

На падение мощности мотора Д-240 трактора МТЗ-80, снижение частоты вращения коленчатого вала влияют также загрязнение воздухоочистителя, негерметичность соединений впускного воздушного тракта, нарушение регулировки рычага управления регулятором.

Степень загрязнения элементов воздухоочистителя определяют сигнализатором, датчик которого установлен во впускном трубопроводе дизеля.

Появление красной полосы в смотровом окне сигнализатора (или загорание сигнальной лампочки на щитке приборов кабины у тракторов выпуска с 1989 года) при работе дизеля указывает на необходимость очистки воздухоочистителя.

Герметичность впускного воздушного тракта проверяют при средней частоте вращения коленвала дизеля, перекрыв центральную трубу воздухоочистителя.

При этом дизельный двигатель должен быстро остановиться. В противном случае с помощью индикатора. КИ-13948 выявляют негерметичность впускного тракта и устраняют неисправность. Давление по индикатору не должно превышать 0,08 МПа.

Если частота вращения коленвала двигателя Д-240, определяемая по тахоспидометру, или частота вращения вала отбора мощности не соответствует номинальным значениям, следует обратить внимание на регулировку тяги регулятора.

При полном нажатии на педаль или установке рукоятки управления подачей топлива в положение «До отказа» наружный рычаг регулятора должен упираться в болт ограничителя максимального скоростного режима.

Чрезмерный расход (угар) картерного масла или большое количество газов, выходящих из сапуна, появление из выпускной трубы дыма синего цвета указывают на предельный износ цилиндропоршневой группы.

Для оценки технического состояния цилиндро-поршневой группы применяют способ определения количества газов, прорывающихся в картер дизеля. Этот параметр измеряют с помощью газового расходомера КИ-4887.

При эксплуатации тракторов МТЗ-80 наблюдаются случаи, когда выходят из строя не все цилиндры. Это может быть вызвано закоксовыванием («залеганием») или поломкой поршневых колец, что неизбежно приводит к задиру рабочей поверхности гильзы цилиндра.

Сравнительную оценку технического состояния каждого цилиндра проводят, замеряя величину давления в конце такта сжатия (компрессии) при пусковых оборотах коленчатого вала с помощью компрессимера КИ-861 (рис. 2.1.3).

Рис. 2.1.3. Проверка компрессии в цилиндрах дизеля Д-240

1 — компрессиметр КИ-861; 2 — плита крепления

Минимальное давление в конце такта сжатия у нового двигателя должно быть 2,6—2,8 МПа; давление у предельно изношенного — 1,3—1,8 МПа. Наиболее точные показатели получают при определении разницы в значениях компрессии каждого цилиндра.

Если разница между компрессией отдельного цилиндра и средним значением компрессии в остальных цилиндрах превышает 0,2 МПа, то это свидетельствует о неисправности данного цилиндра.

На снижение давления в конце такта сжатия в отдельных цилиндрах влияет нарушение герметичности сопряжения клапан — седло. Неплотность прилегания клапанов к седлам возможна из-за нарушения регулировки зазора в приводе клапана.

При отсутствии зазора между клапаном и коромыслом во время рабочего хода поршня газы прорываются через неплотности и разрушают поверхность рабочих фасок клапана и его седла; в результате снижается компрессия в цилиндре и затрудняется пуск дизельного двигателя.

Выброс охлаждающей жидкости из радиатора, особенно при увеличении нагрузки на дизель, свидетельствует о пробое прокладки головки цилиндров, ослаблении затяжки стакана форсунки, появлении трещин в головке цилиндров.

Если подтягиванием болтов крепления головки цилиндров или гаек стаканов форсунок устранить дефект не удается, то головку снимают и осматривают.

Повышение уровня масла в картере дизеля указывает на нарушение герметичности уплотнений гильзы с блоком в результате появления трещин, кавитационного разрушения металла блока цилиндров, попадания в него воды из системы охлаждения и других факторов.

Пониженное или повышенное значения давления масла (по манометру) и температуры (по дистанционному термометру) указывают на низкую подачу масляного насоса, износ или разрегулировку сливного и перепускного клапанов, чрезмерный износ сопряжений кривошипно-шатунного механизма, неисправность клапана термостата в системе охлаждения, низкое качество масла, загрязненность центробежного маслоочистителя.

Если в системе смазки давление масла по манометру ниже 0,08 МПа, останавливают мотор, выясняют и устраняют причины снижения давления, производят подрегулировку сливного клапана центробежного масляного фильтра затяжкой его пружины, промывают детали фильтра.

Если в результате давление не повысится, измеряют давление в смазочной системе дизеля устройством КИ-13936 (рис. 2.1.4) при номинальной частоте вращения коленчатого вала и по его показаниям судят о необходимости ремонта дизеля.

Рис. 2.1.4. Измерение давления масла в системе мазки двигателя Д-240

1 — устройство КИ-13936; 2 — центробежный масляный фильтр

Появление посторонних шумов и стуков при работе мотора свидетельствует о повышенном или предельном износе сопряжений его деталей.

По достижении предельных зазоров в сопряжениях деталей в результате износа появляются динамические нагрузки и сопровождающие их стуки, прослушиваемые стетоскопом в определенных зонах и при соответствующих режимах работы дизеля.

Звук глухого среднего тона в зоне передвижения поршня сначала при минимальной, а затем при максимальной частоте вращения свидетельствует об увеличенном зазоре между поршнем и гильзой.

Сильный звонкий звук металлического тона при тех же условиях проверки свидетельствует о предельном
износе или подплавлении шатунного вкладыша.

Более глухой звук низкого тона, периодически прослушиваемый в зоне коренных шеек коленвала при номинальной частоте вращения с периодическим увеличением до максимальной, указывает на износ вкладышей коренных подшипников.

Звонкие звуки металлического высокого тона, постоянно прослушиваемые при любой частоте вращения коленчатого вала и усиливающиеся при прогреве дизеля, указывают на увеличенные тепловые зазоры в клапанном механизме.

При увеличенном тепловом зазоре уменьшаются степень наполнения цилиндра воздухом и очистка его от отработавших газов, что влияет на мощность дизеля.

Тепловой зазор в клапанном механизме проверяют пластинчатым щупом при полностью закрытых клапанах в конце такта сжатия. На «холодном» моторе Д-240 зазор должен быть в пределах 0,40—0,45 мм.

Глухие звуки, прослушиваемые на блоке с правой стороны при работе дизеля на малых оборотах, свидетельствуют о больших зазорах во втулках распредвала.

Стуки под крышкой распределительных шестерен при резком изменении частоты вращения коленчатого вала указывают на значительный износ зубьев распределительных шестерен.

Если параметры технического состояния дизеля достигли предельных значений или превышают допустимые в эксплуатации значения, то дизель разбирают для проведения технической экспертизы-осмотра, микрометража сопряжений цилиндропоршневой группы и кривошипно-шатунного механизма, замены деталей.

Разборка дизельного двигателя Д-240

Дизель в сборе (рис. 2.1.6) снимают с трактора и заменяют новым или отремонтированным при трещинах блока цилиндров, аварийных стуках коренных или шатунных подшипников, предельном значении зазора хотя бы в одном сопряжении шейка коленчатого вала — вкладыш.

Рис. 2.1.6. Дизельный двигатель Д-240 трактора МТЗ-80 в сборе

1— поддон картера; 2 — коленчатый вал; 3 — шатун; 4 — маховик; 5 — распределительный вал; 6 — блок цилиндров; 7 — головка цилиндров; 8 — крышка головки цилиндров; 9 — колпак; 10 — клапан; 11 — пружина клапана; 12 — поршень; 13 — штанга; 14 — вентилятор

Вид ремонта — капитальный или текущий — определяют при обмере основных деталей дизеля: поршневых пальцев, поршней, гильз цилиндров, шатунных вкладышей. В первую очередь проверяют состояние шатунных подшипников и шеек коленвала.

Для этого снимают поддон картера, маслопроводы, масляный насос, крышки шатунов, измеряют диаметр шатунных шеек коленчатого вала (рис. 2.1.8).

Диаметр шатунных шеек замеряют в двух плоскостях — параллельной и перпендикулярной к продольной оси шатуна.

Если овальность шеек превышает допустимый размер или диаметр их меньше нижнего допуска соответствующей размерной группы, то коленчатый вал подлежит снятию (рис. 2.1.10) и перешлифовке на следующий ремонтный размер.

Рис. 2.1.8. Замер диаметра шатунных шеек коленвала Д-240

1 — микрометр; 2 — шатунная шейка коленчатого вала

Рис. 2.1.10. Снятие задней опоры коленвала

1 — задняя опора; 2 — болты крепления задней опоры

Номинальные и ремонтные размеры шатунных шеек коленвала дизеля Д-240 трактора МТЗ-80

Обозначение размерной группы / Величина размера, мм

Н1 – 68,16—68,17
Н2 – 67,91—67,92
Д1 – 67,66—67,67
Р1 – 67,41—67,42
Д2 – 67,16—67,17
Р2 – 66,91—66,92
ДЗ – 66,66—66,67
РЗ – 66,41—66,42

На практике, кроме ремонтных размеров (P1, Р2, Р3), чередуемых через 0,5 мм и определенных заводом-изготовителем дизеля, при небольших износах шейки коленчатого вала перешлифовывают под дополнительные размеры (Д1, Д2, ДЗ), чередуемые с ремонтными размерами через 0,25 мм.

Аналогичным образом растачивают вкладыши ремонтных размеров под дополнительные размеры (Д1, Д2, ДЗ). Овальность шатунных шеек дизеля Д-240 допускается не более 0,06 мм.

Если размеры шатунных шеек в пределах нормы, разборку мотора продолжают (рис. 2.1.11—2.1.14) снимают головку цилиндров и вынимают поршни с шатунами в сборе.

Чтобы решить, нужна ли замена вкладышей шатунных подшипников, замеряют диаметр отверстия подшипника шатуна при затянутой его крышке в сборе с вкладышами.

Рис. 2.1.11. Снятие колпака крышки головки цилиндров

Рис. 2.1.12. Снятие крышки головки цилиндров Д-240 трактора МТЗ-80

Рис. 2.1.14. Снятие головки цилиндров

Разность замеров диаметров шатунной шейки коленвала и отверстия подшипника шатуна дает действительный диаметральный зазор в шатунном подшипнике. Номинальный зазор в шатунных подшипниках соответствует 0,05—0,12 мм, допустимый зазор — не более 0,3 мм.

В тех случаях, когда поверхность вкладышей находится в удовлетворительном состоянии, единственным критерием необходимости их замены служит величина диаметрального зазора в подшипнике.

При оценке состояния вкладышей осмотром следует иметь в виду, что поверхность антифрикционного слоя считается удовлетворительной, если на ней нет задирав, выкрашиваний антифрикционного материала и вкраплений инородных материалов.

Уплотнения коленчатого вала двигателя Д-240 трактора МТЗ-80

Чтобы заменить манжету заднего уплотнения коленчатого вала, предварительно снимают муфту сцепления и маховик (рис. 2.1.48, 2.1.49).

После снятия корпуса уплотнения коленвала со стороны заднего листа (рис. 2.1.50) ступенчатой оправкой выпрессовывают манжету. При замене манжеты переднего уплотнения коленчатого вала снимают переднюю крышку дизеля.

Рис. 2.1.48. Отворачивание болтов крепления маховика Д-240

Рис. 2.1.49. Спрессовка маховика

1 — задний лист; 2 — трехлапчатый съемник; 3 — маховик

Рис. 2.1.50. Снятие корпуса уплотнения коленчатого вала

1 — корпус уплотнения; 2 — задний лист дизеля; 3 — болт

  • ПОКАЗАТЬ ВЕСЬ ПРАЙС ЛИСТ
  • МТЗ
  • ММЗ
  • МАЗ

Водяной насос МТЗ и вентилятор соединены в одном узле, который установлен на передней стенке блока мотора. Запчасть МТЗ имеет простое строение, долгий срок службы.

Однако требует проведения периодического ТО.

Водяной насос МТЗ – принцип работы, строение

Деталь автотехники включает в себя передние втулки, шкив и его крышку, подшипник и поводок, крестовину вентилятора. Также в устройство насоса входят и пробка заливного отверстия, сальник, гайки, втулки, крыльчатка, валик вентилятора.

Водяной насос МТЗ работает следующим образом. Сначала шкив вентилятора с крестовиной начинает вращение на переднем и заднем подшипниках. Данные элементы смазываются через заливное отверстие, которое в свою очередь закрывается пробкой. Водяной насос МТЗ имеет и шкив.

Деталь заполняется маслом. После этого происходит вращение валика и бронзовых втулок. Через поводок передается вращение на валик от шкива. Крыльчатка перемещается, а вода нагнетается в канал блока мотора.

Шкив начинает свою работу после вращения ремней, которые также содержит водяной насос МТЗ. Натяжение ремней регулируется с помощью генератора.

Водяной насос МТЗ и его ремонт

Как узнать о том, что насос неисправен? В большинстве случаев о поломках детали сигнализирует следующее:

  • Из дренажного отверстия течет вода;
  • Водяной насос МТЗ издает шумы;
  • При работе детали слышен скрежет и стук.

Если вы заметили в работе насоса данные признаки, необходимо сделать ремонт системы охлаждения. В подшипнике появился зазор или же на поверхности элемента имеются следы износа?

Срочно проведите внеплановое ТО. Если же вы отнесетесь к данной проблеме без внимания, то со временем сердцевина радиатора крыльчатки вентилятора сломается. Следовательно, вам придется потратить больше сил и времени на замену неисправных деталей.

Насос может издавать шумы. Все это указывает на износ запчасти трактора – подшипников, ослабление посадочного места валика. Еще одна проблема – водяной насос МТЗ течет. К примеру, из дренажного отверстия появляется жидкость.

Поэтому если заметили неисправность – приступайте к ремонту. Снимите водяной насос МТЗ с мотора трактора.

Разберите деталь, заменив изношенные элементы на новые.

Купить водяной насос следует только при сильной поломке. Проверьте обязательно осевое перемещение валика в подшипниках. Значение показателя не должно превысить 0,6 мм. Если же вы заметили ослабление элемента, замените валик в комплекте с новыми подшипниками.

Осмотрите состояние уплотнительной шайбы. На данной детали допускаются незначительные следы износа (глубина не более чем 0,5 мм). Толщина шайбы – не менее 2,5 мм.

Корпус водяного насоса МТЗ выбраковывают, если на поверхности имеются трещины. После завершения осмотра поверхности насоса и замены изношенных деталей следует начать сборку агрегата.

Помните, что резиновые манжеты следует устанавливать таким образом, чтобы отвороты пружин были обращены к подшипникам. Вентилятор, а точнее концы его лопастей должны находиться в одной плоскости. Как правило, после сборки и ремонта водяной насос МТЗ работает исправно.

Наше предприятие реализует запасные части к различным видам спецтехники, грузовых автомобилей и сельхозтехники отечественного и зарубежного производства, в том числе и запчасти к двигателю Д-240 МТЗ. Одним из направления работы предприятия является ремонт и обслуживание двигателей, трансмиссий, рулевого управления, тормозной системы, ходовой части, гидро- и электрооборудования. Сотрудничая с нами, Вы гарантировано получите индивидуальный подход и консультацию специалистов, а также качественные запасные части и комплектующие по самым низким ценам.

Ремонт системы охлаждения двигателя Д-240 МТЗ

Система охлаждения двигателя Д-240 (МТЗ) предназначена для отведения избыточного тепла от разогретых деталей и узлов. Она обеспечивает оптимальную работу всего агрегата. Нарушение же нормальной работы системы ведет к поломкам дизеля.

Основным показателем неисправности системы охлаждения является перегрев двигателя. Одним из самых распространенных дефектов системы является ослабление натяжения приводного ремня, который вращает водяной насос двигателя Д-240. Слабо натянутый, ремень проскальзывает на шкиве насоса, и тот вращается не в полную силу. В таком случае помпа двигателя Д-240 не прокачивает по системе оптимальное количество охлаждающей жидкости со скоростью, достаточной для нормальной работы дизеля.

Состояние натяжения проверяется нажатием руки с усилием 4 кг на серединную часть ремня. При этом его допустимый прогиб должен быть в пределах 15-22 мм. Если этот показатель превышен, с помощью соответствующих инструментов натянуть ремень до требуемых номиналов.

Если охлаждающая жидкость начинает просачиваться через места сопряжения помпы с трубопроводами, это свидетельствует о выходе из строя сальников. В этом случае необходимо произвести ремонт водяного насоса двигателя Д-240. Как правило, достаточно заменить изношенные сальники на новые, которые входят в ремкоплект водяного насоса двигателя Д-240.

Но протекание тосола может говорить и о неисправности клапана в пробке заливной горловины радиатора. Он служит для сброса избыточного давления паров, образующихся при кипении охлаждающей жидкости. Неработающий клапан вызывает в системе образование избыточного давления, и в тогда жидкость выдавливается наружу через слабые места системы, каковыми часто становятся старые сальники помпы. Чтобы избежать этого, необходимо следить за состоянием клапана, чистить его.

Так как охлаждающая жидкость при работе дизеля движется и сильно нагревается, со временем она загрязняется, а ее химический состав изменяется. В итоге старая жидкость становится непригодной для использования.

Как следствие, внутри трубопроводов, помпы, термостата и радиатора двигателя Д-240 образуется накипь, которая выводит из строя всю систему охлаждения. Чтобы избежать этого, через каждые 2000 часов работы дизеля систему промывают с последующей заменой старой жидкости на новую.

Для промывки берут 2 литра керосина и содовый раствор (50 г соды на 1 литр воды) и заливают в радиатор. На такой смеси дизель должен поработать не менее 10 часов. После слива промывочной смеси радиатор необходимо промыть чистой водой.

Кроме того, пластинчатое строение радиатора и особенности эксплуатации трактора приводят к тому, что теплообменник часто забивается грязью, травой, прочим мусором. Чтобы такое загрязнение не влияло отрицательно на работоспособность системы охлаждения, теплообменник следует как можно чаще чистить и промывать.

Если же промывка радиатора и его внутренней полости не дает требуемых результатов, его надо проверить более тщательно. При обнаружении сильной зашлакованности, деформации, значительных трещин, протечки тосола рекомендуется замена радиатора двигателя Д-240.

Мужики помогите. Я еще сопля в тракторах, ну в смысле плохо еще разбираюсь. Вообщем проблема в том что помпа протекать начала. Ну а на дворе зима скоро, воду каждый божий вечер сливать/заливать лень. Нужно собственно ее разобрать и предотвратить течь. Что и как там устроено я ни бельмеса не понимаю, по этому вот к вам обратился чтобы Вы мне на пальцах объяснили как ее разобрать “без вреда” и что там нужно такого сделать чтобы не текла.. Спасибо заранее.

ОЙ кстати забыл написать что трактор МТЗ 82.1

Мужики помогите. Я еще сопля в тракторах, ну в смысле плохо еще разбираюсь. Вообщем проблема в том что помпа протекать начала. Ну а на дворе зима скоро, воду каждый божий вечер сливать/заливать лень. Нужно собственно ее разобрать и предотвратить течь. Что и как там устроено я ни бельмеса не понимаю, по этому вот к вам обратился чтобы Вы мне на пальцах объяснили как ее разобрать “без вреда” и что там нужно такого сделать чтобы не текла.. Спасибо заранее.

Купи новую или разбирай и меняй ремкомплект.

Купи новую или разбирай и меняй ремкомплект.

сперва разбери свою-есть такие помпы что ремонт не имеет смыла.сколько уплотнение не меняй-она все одно течёт.уплотнений я видел трёх видов и ни одно невозможно поставить вместо другого.новую помпу тоже можно купить нехорошего качества-на одну нарвался,при увеличении оборотов пропельтер в радиатор полез-короткая распорная втулка между подшипниками оказалась.и подшипники в корпусе от руки перемещались.довёл до ума но через год потекла-выкинул.взял с бычка-по ручью шкив не подошол-вылет ступицы на сантиметр больше,пришлось точить и подгонять-опять же на помпах вал под ступицу шкива разный-есть на 16 и на 20 мм.в общем простор для творчества обеспечен.

Сейчас продаются хорошие ремкомплекты в которых есть все – вал, подшипники, крыльчатка, уплотнение, сальник. По цене почти как помпа, но ходит отлично. Производителя не помню, но все в такой красивой коробке.

Тоже начал разбирать помпу. Сейчас ищу рем. комплект на помпу, чтобы нормальная была.

Я тоже разобрал помпу крыльчатка так себе-вода даёт о себе знать, но ничего почистил напильником и наждаком вроде приняла человеческий вид,вал снял манжетка на нем тоже расползлась в латуневой втулке подшипники тож на нет сошли.Заехал в магазин и купил ремкомплект за 710рублей там 2 подшипника закрытых 305, вал,манжетка и 2 резинки одна на вал перед манжеткой ставится а вторая?я так предполагаю что эта резинка ставится под шайбу болта который держит крыльчаткуна оси? подскажите правильно ли я думаю.

Я тоже разобрал помпу крыльчатка так себе-вода даёт о себе знать, но ничего почистил напильником и наждаком вроде приняла человеческий вид,вал снял манжетка на нем тоже расползлась в латуневой втулке подшипники тож на нет сошли.Заехал в магазин и купил ремкомплект за 710рублей там 2 подшипника закрытых 305, вал,манжетка и 2 резинки одна на вал перед манжеткой ставится а вторая?я так предполагаю что эта резинка ставится под шайбу болта который держит крыльчаткуна оси? подскажите правильно ли я думаю.

может и правильно,а может и нет.способов уплотнения крыльчатки несколько штук-не факт что в магазине в ремкомплекте то же что и у вас на помпе.родные помпы шли с разными подшипниками.а теперь всякие в магазе лежат помпы.

Я тоже разобрал помпу крыльчатка так себе-вода даёт о себе знать, но ничего почистил напильником и наждаком вроде приняла человеческий вид,вал снял манжетка на нем тоже расползлась в латуневой втулке подшипники тож на нет сошли.Заехал в магазин и купил ремкомплект за 710рублей там 2 подшипника закрытых 305, вал,манжетка и 2 резинки одна на вал перед манжеткой ставится а вторая?я так предполагаю что эта резинка ставится под шайбу болта который держит крыльчаткуна оси? подскажите правильно ли я думаю.

может и правильно,а может и нет.способов уплотнения крыльчатки несколько штук-не факт что в магазине в ремкомплекте то же что и у вас на помпе.родные помпы шли с разными подшипниками.а теперь всякие в магазе лежат помпы.

Нет видео.

Видео (кликните для воспроизведения).

Но с другой стороны что она может уплотнять?Когда разбирал свою помпу то там под шайбой была прокладка из паранита,а эта резинка очень маленькая и тем более вал то не насквозь просверлен чтобы через него что нить текло?!В общем посмотрю когда собирать буду!

Приветствую! Меня зовут Петр. Я с юности любил собирать автомодели и парапланы, позже мое хобби выросло в нечто большее и я долгое время работал мастером в компании “муж на час”. За многолетний опыт в моей копилке оказались огромное количество различных схем и реализаций ремонта и монтажа своими руками различных устройств. Не все “рецепты” принадлежат мне, но считаю что такие знания должны быть в открытом доступе. Это и стало причиной создать данный сайт.

Источник

Оцените статью