Ремонт оправы очков своими руками пластиковой

Как склеить очки из пластика?

Любой человек, постоянно пользующийся очками, скорее всего, сталкивался с такой проблемой, что они ломаются, разбиваются или в них раскручиваются винты крепления заушников к оправе. Подтянуть винт без проблем может даже ребёнок, а вот другие более серьёзные неисправности потребуют наличия оснастки и специального инструмента, а также определённых навыков. Поломка оправы в области переносицы или заушника в месте шарнира потребует знания особой технологии. В статье будут даны рекомендации по ремонту элементов оправы.

Инструкции, как отремонтировать очки из пластика

Очки – довольно хрупкий атрибут, требующий бережного отношения и правильного ухода. Даже соблюдение всех мер предосторожности на 100% не защищает очки от поломки. Первыми приходят мысли о покупке новых очков или обращении к мастеру. Не стоит торопиться, есть возможность целый ряд неисправностей устранить самостоятельно, быстро и с минимальными расходами.

Основными причинами выхода из строя очков являются:

  • износ по причине продолжительного срока службы;
  • физическое воздействие.

Очки, как правило, повреждаются из-за падения, сдавливания либо неуклюжего обращения с ними. Наиболее часто встречающимися проблемами являются:

  • откручивание либо потеря крепёжных винтов;
  • перелом дуги окошка линзы;
  • поломка оправы в районе переносицы;
  • неисправность в шарнирном соединении;
  • перелом или перегиб пластмассового заушника.
Читайте также:  Самодельный бур для горизонтального бурения своими руками

Подтяжка винтов дело элементарное, а вот что делать с дужкой, если винт потерялся? Нередким случаем является и поломка шарнирного соединения. Обычно к этому приводит неаккуратное разведение дужек или кто-то нечаянно сел на очки. Металлические оправы, как правило, ломаются по причине сдавливания.

Важно! Нельзя носить очки без специального защитного футляра в сумке либо кармане. Более хрупкие оправы из пластика часто ломаются по причине падения. Стекла чаще всего выпадают по причине деформации оправы, а царапины на их поверхности обычно появляются из-за пренебрежения рекомендациями по уходу и эксплуатации аксессуара.

Крепление заушников к шарнирам на современных очках чаще всего выполняют посредством флексы, представляющей собой пружину, фиксирующую заушники и позволяющую раздвигать их на угол до 160 градусов. Такая оправа не давит на голову при ношении очков. Как известно из опыта, чем изобретательнее механизм, тем больше вероятность его поломки.

Остановимся на каждой неисправности и способе её устранения. При выполнении ремонта необходимо обязательно следовать ниже приведённым инструкциям.

Разболтался или потерян винт в очках

При ослаблении винта нет никаких сложностей, необходимо его просто подтянуть отвёрткой либо ножом. Для предотвращения повторного откручивания можно снизу расплющить винт при помощи молотка и тонкого стержня.

При утере винта его меняют на новый. Можно использовать винт из неработающих часов либо калькулятора. При несовпадении шага резьбы, небольшим усилием, закручивая винт, можно нарезать новую резьбу. Такой способ применим и для очков со сбитой резьбой или изношенной за время продолжительной службы. Излишек длины можно удалить плоскогубцами с последующим расклёпыванием винта.

Что делать, если в наличии нет соответствующего винта? В этом случае можно использовать обычную булавку, которая вставляется в отверстие для крепления. Её излишек внизу обрезается и расклёпывается.

После починки таким образом очки прослужат владельцу не один год.

Аналогичный ремонт очков с флексой сложнее, так как при отсутствии винта движущаяся планка втягивается внутрь дужки. По причине несовпадения отверстий винт не закрутить. Для возврата планки можно использовать обычную иглу с нитью. Пропустив иглу в отверстие, нить зафиксирует механизм и позволит вкрутить винт. Затем нить обрезается. Вместо нити можно взять булавку. Булавкой выдвигается флекса, впоследствии булавка снизу обрезается и расклёпывается.

Раскололась дуга окошка линзы

Это явление часто наблюдается у оправ из пластика. Треснувшая дужка вполне поддаётся склеиванию. Чтобы её заклеить необходимо средство для обезжиривания и хороший универсальный клей.

Перед склеиванием поверхность обезжиривается. Клей наносится тонким слоем на место склеивания. Так как в районе перелома очень большая нагрузка, то не все клеи способны её выдержать. Специалисты советуют следующие виды клея:

  • Bison Plastic;
  • Момент Пластик;
  • UHU Plast Spezial.

К преимуществам данных клеевых составов можно отнести безопасность, устойчивость к воздействию влаги, отсутствие в составе толуола.

Также для снижения нагрузки рекомендуется приклеивание линзы по всей площади окошка до того, как проклеить место перелома. Для надёжности склеивания необходимо на время крепко перетянуть место ремонта капроновой нитью.

Линзу до нанесения клея необходимо заклеить скотчем, так как в химическом соединении клея содержатся вещества способные нанести ей повреждения. Место разлома после просушивания клея зачищается и шлифуется.

Клей наносится на торцы дужки, а участок склеивания стягивается нитью. При наличии царапин они прокрашиваются прозрачным лаком для ногтей.

Треснувшая рамка оправы из металла сваривается горячей сваркой. Для этого используются латунные и металлические наплывы. Сам процесс ремонта требует повышенной аккуратности. Однако стык будет выглядеть неаккуратно. Придать им респектабельный вид будет довольно проблематично.

Раскололась оправа (мостик) на переносице

Не менее распространённой поломкой очков является мостик на переносице. После подготовки необходимого инвентаря и клея можно приступать к склеиванию очков.

Для начала необходимо наждачной шкуркой зачистить места разлома с последующим обезжириванием поверхностей склеивания. Для склеивания понадобится кусок линейки либо рейки длиной равной расстоянию между боковыми частями очков. Благодаря чему можно будет зафиксировать очки, что сделает ремонт более качественным и удобным.

Для защиты линз от царапин их необходимо прикрыть бумагой. Деревянная рейка к обеим половинам очков крепится посредством канцелярской резинки. Резинка должна обеспечивать плотное прилегание 2-х отломанных частей оправы.

Клей наносится в разлом до полного заполнения стыка. До засыхания клея его излишки необходимо убрать ватной палочкой. Затем очки необходимо оставить на пару часов до полного высыхания клея.

После высыхания клея небольшим сверлом с 2-х сторон от места слома необходимо сделать 2 отверстия. Через эти отверстия продевается нить цвета, совпадающего с окраской оправы. Она продевается через отверстия до тех пор, пока их максимально не заполнит. Далее отверстия заполняются клеем, и вся нить пропитывается им. Лишний клей удаляется ватной палочкой, а излишки нити обрезаются.

Для полного высыхания клея не стоит в течение суток пользоваться очками. Через сутки очки будут готовы к дальнейшей эксплуатации.

Сломалось шарнирное соединение

Ремонт поломанного шарнирного механизма начинается с удаления сломанной части, для чего можно воспользоваться напильником.

Важно! Процесс удаления поломанной части необходимо выполнять аккуратно во избежание повреждения оправы.

После выравнивания поверхности напильником необходимо изготовить деталь на замещение, для этого медную проволоку подобного диаметра пропускают в сохранившуюся петлю механизма и изгибают в форме буквы греческого алфавита – «Омега».

В дальнейшем детали соединяются, и посредством паяльника разогревается проволока. Она тщательно вдавливается в размягчённый пластик до максимально возможного утопления. После охлаждения на выходе – прочное соединение. После застывания проволоки место ремонта выравнивается и шлифуется, также его можно закрасить лаком для ногтей под цвет оправы. Такой ремонт применим только к пластиковым оправам.

Сломался заушник из пластмассы

Пластмассовый заушник, как правило, ломается в том случае, когда в его основе нет металлического стержня. Обычно такие заушники производят из довольно толстого пластика. Для ремонта заушника можно воспользоваться ниточным бандажом. Порядок наложения ниточного бандажа был рассмотрен выше.

Можно применить ещё один действенный способ. Он основывается на том, что в центре каждого из обломков сверлом маленького диаметра высверливаются отверстия, в которые вставляется металлический штифт длиной 1,5-2 см. После состыковки обеих частей заушника посредством штифта место их соединения заполняется клеем.

Выгнулись пластмассовые заушники, и плохо держатся на лице

Основной причиной выгибания заушников является разбалтывание креплений. Для устранения этой неисправности необходимо подтянуть винты в шарнирном соединении очков. Не менее частыми причинами выгибания оправы в противоположную сторону являются расхождения заушников и выгибание оправы в противоположную сторону. Из-за этого очки будут постоянно сползать. Стоит рассмотреть каждый из случаев, чтобы починить очки самостоятельно.

В случае с расшатыванием шарнирных соединений, нужно восстановить первоначальный угол их расхождения. Износившиеся дужки ремонтируются при помощи паяльника наплавлением с одной стороны. При отсутствии паяльника можно воспользоваться клеем. Для этого на клей «сажают» кусочек пластмассы. После высыхания клея излишки пластмассы и клея шлифуются напильником. Дужки очков также можно выровнять и вручную, опустив их в кипяток, а затем выгнуть на необходимый угол.

Иногда из-за длительной эксплуатации изделие разбалтывается. Также очки могли подвергаться физическим нагрузкам и ударам, а в жаркое время года пластиковые дужки часто выгибаются под влиянием высоких температур.

Для возврата изгиба дужки в первоначальное положение можно применить нагрев пластика в кипятке. Очки в кипятке необходимо держать плоскогубцами. В дальнейшем для устранения деформации с их помощью горячий пластик изгибается в нужном направлении.

Если сломались очки, то не стоит спешить в мастерскую. Всегда можно попытаться восстановить аксессуар самостоятельно, опираясь на рекомендации и советы в статье.

Источник

Как отремонтировать очки пайкой и другими способами

Очки, которые постоянно носят, чаще всего оказываются в экстремальных условиях, и поэтому рано или поздно получают повреждения. В этом случае принято обращаться в ремонтную мастерскую, отдавая за восстановление оправы немалые суммы. Но, оказывается, отремонтировать очки можно и своими руками, если прежде разобраться с их устройством и изучить основные приёмы восстановления. В некоторых случаях потребуется пайка очков, но зачастую можно обойтись даже без нее.

Восстановление винтового крепления

Основным конструктивным элементом, скрепляющим дужки и оправу очков, является шарнирный узел, который может иметь два исполнения.

В одном из них дужка крепится посредством обычного винтового соединения. Более сложным по конструкции является исполнение, при котором для крепления используется специальный подпружиненный механизм, называемый флексой.

В простейшем случае, когда неисправность связана с выворачиванием винта из узла крепления – достаточно просто вернуть его на место, воспользовавшись часовой отверткой или хорошо заострённым ножом. Пайка здесь не нужна.

Очки с флексами

При наличии флексы ремонт очков существенно усложняется, так как фиксирующий винт в этом случае проходит сквозь подвижную планку, и при его выпадении она втягивается в полость заушины.

При этом два крепёжных отверстия, совпадающие в нормальном состоянии, после этой поломки за счёт действия пружины теряют соосность, так что винт не удаётся вернуть на место. Единственно возможный выход из этого положения – сдвинуть планку обратно на своё место и ввернуть в отверстие крепёжный винт.

Для возвращения планки проще всего воспользоваться шилом или иголкой, которые позволяют зацепиться за небольшой выступ, выходящий за пределы заушника очков. Для проведения этой операции двух рук обычно не хватает, так что потребуется либо посторонняя помощь, либо небольшие тиски (струбцина).

Во втором случае корпус заушника сначала зажимается, после чего можно попытаться ввернуть винт на место. В том случае, когда материал заушин очень мягкий – желательно проложить их кусочком кожи.

Если же винтик повреждён или потерялся – его можно заменить любым подходящим по размеру и резьбе. При несовпадении диаметра он с усилием вворачивается в отверстие для крепления, нарезая тем самым новую нитку. Также можно воспользоваться кусочком медной проволоки подходящего сечения, который после монтажа в отверстие расклёпывается с двух сторон.

Ремонт флексы

У некоторых очков заушина (дужка) ломается в месте крепления шарнира к самой флексе, что вынуждает выбирать одно из двух решений: полная замена или ремонт. Поскольку менять эту часть можно только вместе с очками – рассмотрим устройство узла и порядок его восстановления более подробно.

При внимательном изучении конструкции видно, что с торца заушника имеется прямоугольный паз, в который входит стальная полоска толщиной порядка 1 мм. Она и ломается обычно при повреждении этой части очков и нуждается в ремонте.

Возможный вариант её восстановления – соединение в переломленном месте посредством заклепки.

В качестве такой детали может использоваться швейная булавка из латуни с головкой диаметром около миллиметра, под которую нужно просверлить отверстия в соединяемых частях. При разметке одно из них намечается по центру заушины (дужки) с тем расчётом, чтобы оно совпадало с центральной линией полоски, зафиксированной в шарнире. Лишь после крепления этой части можно будет чётко разметить, а потом просверлить отверстия в обеих соединяемых половинках.

Крепление линзы

В некоторых моделях очков линзы имеют жёсткое крепление в половину обода, а открытая их часть удерживается в оправе за счёт лески, утопленной в специальной канавке. Такой способ фиксации линз делает очки более элегантными на вид и удобными для ношения за счёт снижения веса оправы.

Но за все эти преимущества приходится расплачиваться тем неудобством, что они легко ломаются в случае небрежного отношения. Здесь также как и при ремонте флексы возможны следующие два варианта:

  • в случае если линза выскочила из крепления, а леска осталась на своём месте – за счет её эластичности оптический элемент очков легко устанавливается в прежнее положение;
  • в ситуации, когда леска совсем отвалилась от оправы – потребуется её полная замена.

В последнем случае не следует расстраиваться и сразу же обращаться в мастерскую, поскольку такая неисправность легко устраняется своими руками. Решить эту проблему удаётся с помощью прочной рыболовной лески сечением 0.8 мм, от мотка которой отрезается кусочек примерно десятисантиметровой длины.

После удаления старой лесы следует убедиться в том, что концы новой заготовки легко проходят в фиксирующие отверстия, и если нет, то немного заострить их (отрезать по косой линии). Если и в этом случае леска не проходит в отверстия – необходимо каким-либо способом расширить их (иногда приходится даже рассверливать эту часть крепления).

После того, как концы вставлены в отверстия, и размер вымерен строго по длине дуги линзы, следует разогреть их концы паяльником, затем надежно зафиксировать оптику в оправе. Это случай применения пайки для ремонта очков.

Если оправа металлическая, и лопнул металл держателя линзы, то для ремонта можно применить пайку. Держатель паяют, используя в качестве флюса канифоль (для нержавейки и стали лучше хлористый цинк), а припой выбирают или оловянно-свинцовый или в соответствии с особенностями металла оправы.

Ремонт заушника и дужки

Нередки случаи, когда у очков разламывается на две части одна из дужек, причём поломка происходит в зоне стыка металла и пластмассового наконечника, закреплённого на штифте посредством винта. В этом случае, конечно, можно воспользоваться методом лазерной пайки металлов, но в домашних условиях этот вариант трудно реализуем.

Намного проще использовать для этого латунную накладку соответствующей формы и толщиной 1 мм, соединяющей обе сточенные в месте контакта половинки.

В накладке просверлены два отверстия, а с каждой из сторон имеются фиксирующие загибы. Размер одного из отверстий совпадает с рельефными выемками в ажурном рисунке металлической части, второе же делается произвольным. После сборки дужки в единое целое она приобретает вполне пригодный для ношения вид.

Остов дужки может быть восстановлен теми же методами, что и заушины. Однако в этом случае разумнее будет приобрести новую, не очень дорогую оправу, подходящую по цвету и структуре металла. Переставить её вместо старой сломанной детали не составит особого труда.

Ободок металлической оправы

В случае поломки металлического ободка оправы потребуется серьёзный ремонт, поскольку это место испытывает сильные деформационные нагрузки.

Простейшим решением является вариант приклеивания металлического ободка непосредственно к линзам очков. При этом площадь склейки существенно увеличивается, что обеспечивает необходимую прочность образуемого соединения.

Для этих целей оптимально подходит известная марка универсального клея «Контакт», прочность которого со временем только возрастает. Для исключения попадания клея на пластиковые линзы с обеих сторон соединительного шва нужно приклеить по полоске скотча. Если линзы – стеклянные, то можно обойтись и без этого, так как клей со стекла оттирается достаточно просто.

Пластмассовая оправа (ободок)

Для пайки оправы очков или ободка из термопластичного материала потребуется паяльник или подобный ему нагревательный прибор. Они необходимы для разогрева пластика в зоне скрепления сломанных частей, стыкуемых в расплавленном состоянии. Это не пайке в полном смысле слова, так как припой здесь не применяют.

Можно обойтись и без паяльных приспособлений, если воспользоваться дихлорэтаном или бензолом, расплавляющим пластик до нужного состояния при нормальных температурах.

Независимо от выбранного способа нагрева размягчённые до требуемого состояния части оправы плотно прижимаются одна к другой и выдерживаются некоторого время, достаточное для получения надёжного диффузионного соединения.

Ремонт с использованием лазера

Метод пайки лазером относится к разряду новейших технологий, позволяющих выполнять очень тонкий ремонт металлических оправ любой формы. Локальность разогрева контактной зоны позволяет сохранить прилегающие участки в недеформированном виде.

Восстановление деталей лазерным способом осуществляется с помощью специального микроскопа, что сказывается на стоимости всех ремонтных операций.

Паять этим способом можно как в вакууме, так и на открытом воздухе; причём применение флюсов в этом случае совсем не обязательно. При пайке очков предпочтительней использовать импульсивный режим работы лазерного устройства, применяя припои, соответствующие марке стали дужек или ободка.

Профессионалы проводят пайку титановых, композитных и стальных оправ, знают, как правильно подобрать припой. Пайка лазером малой мощности может привести к тому, что части очков через некоторое время снова развалятся, поэтому выбор мощности прибора играет большую роль.

Как уберечь очки

Для того чтобы уберечь очки от поломки нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  • носить их лучше всего со специальным предохранительным шнуром, исключающим падение и повреждение изделия;
  • перед снятием одежды не забывать снимать очки во избежание их поломки;
  • хранить их лучше в специально предназначенном для этого футляре.

Отметим также, что в нерабочем состоянии желательно складывать заушины, не оставляя очки в опасном и неустойчивом положении.

Источник

Оцените статью