- Ремонт ламповых радиоприемников
- Из чего состоит ламповый радиоприёмник
- Поиск неисправностей ламповых радиоприёмников
- Самые частые поломки и их ремонт
- Реставрация лампового приёмника — электрическая часть
- Не торопитесь включать его в сеть!
- 1) удаление пыли
- 2) проверка переключателя сетевого напряжения
- 3) на всякий случай замените все лампы.
- 4) Замена конденсаторов
- 5) Проверяем предохранитель
- 5) Пробное включение
- 6) Включение в сеть под постоянным контролем
- О дивный новый «Мир»! Восстановление советской радиолы. Часть 2
Ремонт ламповых радиоприемников
Работа и ремонт ламповых радиоприёмников имеет свои особенности и связаны они исключительно с принципом работы радиоламп. Некоторые ценители данной техники считают, что звук, получаемый в устройствах, работающих на радиолампах более живой, чистый и насыщенный, в отличие от радиотехники и усилителей, собранных на полупроводниковых элементах. Перед тем как перейти непосредственно к устранению неисправностей ламповых радиоприёмников, возникших в процессе эксплуатации, необходимо разобраться в том как он работает и из чего состоит.
Из чего состоит ламповый радиоприёмник
Все основные модули в конструкции таких радиоприемников включают в себя лампу как основной элемент. Большая их часть состоит из:
- входного каскада, выполненного в виде резонансного контура в состав, которого входит антенна;
- усилителя высокой частоты, установленного на входе устройства. Служит для увеличения амплитуды пойманного антенной сигнала.
- гетеродина и усилителя промежуточной частоты. Для разных волн характерна определённая модуляция, например, для FM — частотная, а для ДВ, СВ — амплитудная;
- усилитель низкой частоты или же его ещё называют усилителем мощности. Основная функция его это создание громкого и чёткого звукового сигнала, а также передача его на встроенные динамики или же колонки. Он может быть стерео или моно, в зависимости от модели радиоприёмника.
- блока питания. Для системы снабжения каждого блока питанием применяется трансформаторные устройства, понижающие стандартное сетевое напряжение. Одним из важных для работы радиоламп напряжением является питание накала, которое в зависимости от модели может отличаться, но в основном это 6-6,5 Вольта.
Поиск неисправностей ламповых радиоприёмников
После того как устройство лампового радиоприёмника мысленно разбито на каскады, то можно перейти и к поиску возникшей неисправности.
Очередность поиска неисправности | Действия и правила проверки узлов |
1. | Ремонт ламповых радиоприёмников стоит начать с проверки системы питания и визуального осмотра всего устройства. Первым делом обращается внимание и проверяется есть ли напряжение накала и нет ли обрыва нити накала в самих лампах. Каждая из них должна светиться, а если она закрыта металлическим колпачком, то излучать тепло. Просто стоит дотронуться до неё рукой и ощутить тепло. |
2. | После чего, в зависимости от проблемы которая возникла, на управляющую сетку лампы аккуратно дотронуться отвёрткой, при этом в динамике должен появиться характерный шум или потрескивание. Поиск, таким образом, лучше всего начать с оконечного каскада усилителя низкой частоты (мощности). |
Возможен выход из строя самого динамика, поэтому следует проверить и его на работоспособность. |
Самые частые поломки и их ремонт
Ламповые радиоприёмники — это особый вид аппаратуры поэтому и неисправности у них особенные, связанные с работой радиоламп.
- Выход из строя или повреждение герметичности колбы радиолампы. Устраняется путём замены её на соответствующую нужной маркировки и типа который указан на ней. Проверку исправности лампы стоит начать с прозвонки её нити накала на целостность она измеряется омметром и величина сопротивления её равна 1–3 Ома. Разные лампы имеют выводы на разные ножки радиолампы. Для пальчиковых ламп со семью штырьками 3 и 4 это нить накала, у девяти штырьковых 5 и 4-я ножка, а у октальных (с ключом для разъёма) — 2и 7-я ножка. Если одна из ламп не греется нет необходимости сразу же её выкидывать, а стоит проверить приходит ли питание накала и надёжный ли контакт в её разъеме, так как радиолампы установлены в гнёздах, из которых их можно извлечь для замены;
- Потеря контакта в ламповом гнезде. Так как радиолампы довольно ощутимо греются, то львиная доля неисправностей возникает в гнезде куда она вставляется. Со временем ухудшается контакт в этом разъёмном элементе, а так как лампы содержат множество ножек, то и вероятность потери электрического контакта в одной из них, тоже увеличивается;
- При включении приёмника не светиться ни одна лампа. Стоит проверить переключатели питания и устройства защиты от превышения тока в системе питания. Для этого чаще всего применяется обычный предохранитель, плавкая вставка которого видна на глаз через стеклянную колбочку. Если она выполнена из керамики то необходимо воспользоваться омметром входящим в состав любого мультиметра. Нужно помнить, что предохранитель не перегорает без причины и перед установкой нового обязательно нужно выяснить причины повышения тока в цепи сетевого трансформатора.
- Ремонт ламповых радиоприёмников выпущенных в прошлом веке рекомендуется начать с осмотра и замены электролитических конденсаторов, так как они имеют свойство пересыхать и при этом терять ёмкость, главную величину для этого элемента.
Источник
Реставрация лампового приёмника — электрическая часть
Бывает, что вдруг вы обнаружили на чердаке или в сарае старый ламповый приёмник.
Конечно же интересно включить, послушать, прикоснуться к истории и насладиться тёплым ламповым звуком 🙂
Не торопитесь включать его в сеть!
Прибор, который пару десятилетий пролежал без работы, при первом включении может даже загореться!
Рассказываю по пунктам, как привести в порядок электрическую начинку лампового приёмника.
1) удаление пыли
Удобнее это делать при помощи кисти и пылесоса.
Здесь важно делать это очень аккуратно, чтобы не поломать детали. Шасси желательно при этом вынуть из корпуса.
2) проверка переключателя сетевого напряжения
Убедитесь, что переключатель установлен на «220В» (Если вы конечно не находитесь в Америке или Японии. )
3) на всякий случай замените все лампы.
Вы заранее не знаете в каком они состоянии, и для того чтобы выяснить, «почему не работает?» — вам придётся потратить много времени и нервов.
В советское время ламп было выпущено столько, что до сих пор можно купить не распакованные лампы «с хранения». Стоимость их как правило, от 50 до 300 рублей.
4) Замена конденсаторов
Если есть приборы для измерения параметров конденсаторов — достаточно измерить все электролитические и бумажные кондёры, и
при необходимости, заменить неисправные.
Но проще сразу все заменить на новые. (если это конечно не экспонат для музея, где требуется максимальная аутентичность).
Для сохранения исторического вида можно извлечь из конденсатора КБ внутренности и поместить в него современный конденсатор.
5) Проверяем предохранитель
Мне уже попадались приёмники с «жуком» вместо предохранителя. Это значит, что родной предохранитель сгорел, и вместо него «народные умельцы» установили перемычку из проволоки.
Проверьте, что предохранитель на месте, цел, и его номинал не более 1 ампера.
5) Пробное включение
Это ответственный момент. Если если в приёмнике есть короткое замыкание — нас может ждать неприятный сюрприз. Но надеемся, что предохранитель нас спасёт.
Хорошо, если есть ЛАТР — им можно плавно поднимать напряжение. При помощи амперметра, включённого последовательно, наблюдать за потребляемым током.
Перед первым включением вынимаем все лампы, чтобы проверить силовой трансформатор на холостом ходу.
Затем, отключив питание, устанавливаем на место все лампы, и включаем снова, уже с лампами.
6) Включение в сеть под постоянным контролем
Первое время не стоит оставлять приёмник включённым без присмотра.
Бывает такое, что стопроцентного короткого замыкания нет, но есть межвитковое замыкание в обмотке транса. Это, как правило, приводит к очень быстрому нагреву трансформатора.
Первый час — два наблюдаем температуру силового трансформатора при помощи пирометра. Если такового нет — можно использовать тестер с внешней термопарой.
Важно помнить: когда приёмник включен — в схеме присутствует высокое напряжение! Не стоит проверять температуру рукой — есть риск получить электротравму или термический ожог от выходной лампы.
Ещё в качестве индикатора температуры можно использовать кусочек воска. Положите его на сердечник силового трансформатора. Если расплавился — значит температура выше 50 градусов.
Если в течении часа появились явные признаки перегрева или запах горелой изоляции — таким прибором пользоваться нельзя.
Выше перечислены лишь основные рекомендации по подготовке лампового приёмника к первому включению после длительного перерыва.
А вы сразу включаете в сеть найденную старую технику?
Подписывайтесь на канал , чтобы не пропустить полезные статьи и видео на тему ремонта и самостоятельной сборки ламповой техники
Источник
О дивный новый «Мир»! Восстановление советской радиолы. Часть 2
Продолжаю свой рассказ о реставрации ламповой радиолы 1956 года. В предыдущей части я показал, как чистил её от многолетних наслоений грязи и восстанавливал покрытие из натурального шеллака.
Но внешний лоск — не единственное, чего радиола лишилась за 60 лет своей истории. У неё также отсутствовало несколько важных частей: верхняя крышка, почти все узлы проигрывателя пластинок, задняя стенка, указатель настройки и колодка переключателя напряжений. Ну и радиолампы, конечно, но с ними было проще всего. Ещё когда я учился в МИФИ, в вузе шёл масштабный ремонт, и из лабораторий буквально коробками выкидывали старые радиодетали — зачастую неиспользованные, в упаковке. Одних ламп удалось набрать столько, что хватило бы на комплектацию десятка таких «Миров».
Шасси радиолы, очищенное от ржавчины и немного подкрашенное, стало смотреться куда приятнее.
Наверное, самое большое моё везение — в том, что варвары не добрались до «подвала», где размещены основные радиокомпоненты. Кстати, оказалось, что часть соединений выполнена не пайкой, а сваркой. Видимо, так экономичнее и надёжнее, хотя и менее удобно с точки зрения ремонтопригодности.
Я нашёл в запасах подходящую колодку переключателя напряжений (110/127/220 В), проверил силовой трансформатор на предмет короткого замыкания — всё было в порядке. И вот, наконец, волнительный момент первого включения. Громко щёлкает центральная ручка, тихо перезваниваются лампы… Через несколько секунд в динамиках появился слабый гул. Я подключил ко входу для внешнего звукоснимателя плеер, и радиола заиграла приятным, чистым звуком. Динамики оказались в хорошем состоянии, не хрипели и не бубнили. В итоге в схеме я не стал менять ничего — даже электролитические конденсаторы. Отпаяв один из них, я выяснил, что он потерял не более 10% от паспортной ёмкости.
Мало-помалу начали собираться и недостающие детали. Здесь мне сыграла на руку природная запасливость русского человека. Чего только не хранится у людей по гаражам и дачам! Так у меня со временем оказались абсолютно аутентичные задняя стенка, шкала и указатель настройки.
С проигрывателем пластинок получилось интереснее. Отдельно удалось раздобыть родной стол с неродным тонармом, а также стол с «блином» и мотором от «Эльфы» УП-1 (именно так, в женском роде). Это ранний электропроигрыватель пластинок, в котором ещё применялись одноразовые «патефонные» иглы. Он выпускался примерно в одно время с «Миром», и многие детали у них были взаимозаменяемые.
«Эльфы» собирали в красивых карболитовых чемоданчиках, у которых порой была куда более долгая жизнь, чем у самого проигрывателя. Я видел, как один из дедов на Царицынском радиорынке хранил в них свои сокровища. Так что если кто-то из вас решит превратить чемоданчик обратно в проигрыватель, у меня есть для него как минимум стол, обращайтесь.
Детали от «Эльфы» всё же имели отличия в креплении. Чтобы перенести их на проигрыватель «Мира», нужно было изготовить несколько шайб и проставок, а также просверлить пару отверстий в незаметных местах.
В качестве материала для проставок я выбрал лист мелкопористого пластика. Он имеет нужную толщину (3 мм) и легко обрабатывается ручным инструментом. Металлическую шайбу я вырезал из корпуса сломанного блока питания.
Как всегда, на помощь пришёл верный дремель.
При резке металла нужно использовать не только защитные очки, но и респиратор (если вы, конечно, не хотите потом полдня чихать чёрными соплями). В итоге получилось так:
Все пластмассовые проставки я покрасил в чёрный, чтобы они походили на резину и не бросались в глаза.
Ну и, конечно, я не мог удержаться и не проверить получившуюся конструкцию в деле. Тонарм — от более поздней радиолы, с неродной головкой-«лодочкой», но и с ней незавершённый проигрыватель благополучно заиграл.
Невероятных глубин звука от такой техники ждать не стоит, и уж тем более не стоит пытаться слушать на ней относительно современный винил. Но соответствующие эпохе патефонные пластинки на 78 оборотов звучат вполне бодро.
Дольше всех оставалась нетронутой самая красивая часть радиолы — блок прозрачных шкал с подсветкой.
Я очистил его от пыли, немного освежил золотую краску и поставил новый указатель настройки.
Наконец всё было готово к сборке. К ней, прямо скажу, нужно приступать в хорошем расположении духа, сытым и отдохнувшим. Я уже писал, что «Мир» М-154Р — далеко не самый дружелюбный к сборщику аппарат. Например, все детали, показанные на следующем фото, нужно совместить на весу и вставить одновременно, и лишь после этого их можно будет закрепить.
У меня получилось только раза с пятого. Даже не знаю, что бы со мной было, если бы выяснилось, что я перепутал какие-нибудь шкалы. Но всё обошлось, и дальше процесс сборки пошёл веселее.
Кстати, на снимке со шкалами можно заметить, что конец одной из них будто бы в чём-то испачкан. Оказывается, раньше торцы шкал были окрашены в зелёный цвет. Свет от лампочек накаливания благодаря этому приобретал зеленоватый оттенок.
Я хотел было купить зелёный цапонлак, но затем понял, что цвет сохранившегося участка что-то мне до боли напоминает… Медицинскую «зелёнку», вот что! Совпадение цветов оказалось полным, и я даже задумался, а не зелёнкой ли они были покрыты изначально?
Закрепив шкалы, я смог вернуть на место панель с динамиками и пропустить через неё тросик указателя настройки. Затем нужно вставить в корпус шасси, но не до конца, а примерно наполовину — так, чтобы хватило длины соединительных проводов и осталось место для манёвра. Необходимо подключить восьмиконтактную вилку, ведущую к лампочкам подсветки, и прикрутить к щиту с динамиками выходной трансформатор.
Кстати, в конструкции есть «костыль»: стандартной восьмиконтактной колодки оказалось недостаточно, поэтому один проводок, идущий к лампочкам, припаивается совершенно в другом месте и тянется через половину радиолы, словно возвратный гортанный нерв у жирафа.
Далее нужно соединить два тросика — тот, что непосредственно приводит в движение указатель настройки, и тот, что соединён с ручкой настройки и переменным конденсатором. Я облегчил себе эту задачу, поскольку ещё при разборке радиолы оставил на них пометки маркером.
Остаётся последний штрих, своего рода «вишенка на торте». Образ высококлассного лампового приёмника немыслим без «волшебного глаза» — визуального индикатора настройки. Многие, у кого в детстве было дома старое радио, помнят это завораживающее зелёное свечение. Мне повезло найти новый яркий индикатор 6Е5С. Я нарастил отрезанные провода, а в качестве панельки взял колодку переключателя напряжений от старого телевизора. В ней как раз было шесть контактов — столько же, сколько ножек у лампы.
Шасси обрело законченный вид.
Даже немного жалко закрывать его стенкой, но так положено.
Я фотографировал этапы сборки примерно в одном ракурсе, так что из них получилось собрать гифку:
Но достаточно рассматривать радиолу сзади — пора показать товар лицом!
Здесь я умолкаю и предоставляю слово авторам справочника по советской радиоаппаратуре.
Радиола первого класса «Мир» (М-154Р) является модернизированной версией радиоприёмника «Мир» (М-152) и отличается от него улучшенным внешним видом, более высокими электроакустическими данными и наличием электропроигрывающего устройства.
Внешний вид М-154Р по сравнению с предшественником практически не изменился, за исключением переноса лампы индикатора настройки с центра на левую часть передней панели, замены радиоткани, а также небольших декоративных украшений корпуса.
На передней панели радиолы расположены три сдвоенных ручки управления — переключатели тембра высоких и низких звуковых частот, регулятор громкости с выключателем, переключатель рода работы, переключатель диапазонов и ручка настройки.
При точной настройке на радиостанцию тёмный сектор на оптическом указателе сужается, при расстройке — расширяется.
Регулировка тембра звуковых частот производится переключателями тембра. При благоприятных условиях приёма наиболее естественное звучание музыкальных передач получается при следующих положениях переключателей тембра:
– низких звуковых частот — 2-е или 3-е;
– высоких звуковых частот — 4-е или 5-е.
Прозрачные шкалы на передней панели при работе радиолы подсвечиваются, причём наиболее ярко светится шкала, соответствующая выбранному в настоящий момент диапазону.
Количество ламп уменьшено до 11, в усилителе низкой частоты лампы 6П3С заменены на 6П6С, убран не оправдавший себя режим бесшумной настройки, вместо которого введён более полезный режим местного приёма. Для обеспечения высококачественного звучания в радиоприёмнике применена система из двух громкоговорителей с постоянными магнитами типа 4ГД-3/4 ВЭФ. Они одинаковы по АЧХ, но отличаются резонансными частотами.
Потребляемая мощность в режиме приёма — 100 Вт, в режиме проигрывания пластинок — 120 Вт. Габариты радиолы — 710 × 510 × 355 мм, масса — 42 кг.
Да уж, миниатюрностью и портативностью ламповая техника не отличалась, но и любим мы её не за это.
В комментариях к прошлому посту многие просили меня записать видео работы. Специально ехать на дачу, где теперь живёт радиола, для этого не пришлось: такой ролик я уже сделал в прошлом году. Прошу извинить за качество видео — оно снято на фотоаппарат, который по меркам цифровых камер примерно так же стар, как «Мир» — по меркам радиоприёмников. Тем не менее, в ролике можно увидеть, как переключается подсветка шкал и как работает «волшебный глаз», а также убедиться, что и сегодня AM-вещание не умерло.
В хорошую погоду приёмник ловит десятки радиостанций по всему миру. Конечно, помехи от импульсной техники сильно засоряют эфир, но всё-таки за городом с этим получше, чем в столице.
Можно ли сказать, что в реставрации «Мира» поставлена точка? Нет; скорее это точка с запятой. Радиоле по-прежнему не хватает некоторых деталей, в первую очередь крышки проигрывателя пластинок и оригинального тонарма. Но и в нынешнем виде восстановленный «Мир» радует меня и моих гостей своим дизайном и звучанием.
Я не раз обращал внимание, что мои ровесники крутят ручку настройки с таким же удивлением и едва ли не благоговением, что и пожилые колхозники на исторической фотографии. Только если тогда «Мир» был диковинкой по причине своей новизны, то сейчас — наоборот, старины. Такая вот парадоксальная связь времён.
«Колхозники слушают радио», Челябинская обл., 1957–1959. Источник
Возможно, со временем на Хабре появятся и другие статьи вроде этой, потому что я потихоньку привожу в порядок ещё несколько старинных радиоприёмников.
Источник