Руководство по ремонту коробок передач zf 16 s 151
Ремонт КПП ZF 16S151/16S181/16S221 (фотоотчет)
Привет всем вот решил создать информационную тему – ремонт коробки zf, в данном случае установленную на камаз 6520. Причиной снятия послужила пружинка найденая в крышке картера коробки ZF. Вылетила с диска, ну а вскрытие коробки передач zf попутно для замены синхрона 5-6 передачи. На холодную с 4 сразу на 6 с горки конечно, да и на горячую тож мозг кавыряла. После двух лет эксплуатации на 6 тож повлияло такое переключение.
Короче решено – ремонт с фото сессией, так как по запросу ремонт кпп zf никакой информации ненашол.
Cразу скажу на ошибки внимания необрощаем я не диктант пишу да и в школе с руским языком не фантан было.
Ну начнём ремонт
разбор начинаем с задней части флянец снял обычным китаи съёмником
да забыл кулису снимаем крутим 10 болтов
и ещё если салиник стакана нетекёт и вам ненужен масло насос крутить их болты ненадо
Продолжем левый кранштейн тоже снять там болт прячется держит кожух сцепления
- отверстие болта
- сломаная шпилька после ударов кувалдой по кранштейну
Снятие задней крышки кпп zf 16S151
- отверстия крепления съёмника
- отверстие для направления масленой трубки(при зборке)
- болт крепления вилки стоят на одной оси выкручиваем оба (после разбора диафрагмы)
- датчик спидометра
- корпус диафрагмы пометить при снятии чтоб некрутануть
- соосные болты
- датч спид
- первое срываем гайку диафрагмы 3
- потом соосные болты 1-2
скажу сразу снятие крышки происходило с помощю монтажек и кувалды пришлось поепстись шобы неповредить детали.тянули крышку в верх и постукивали по валу . если еще раз придется вскрывать зделаю простой съёмник ну час максимум потрачу зато спокойно вытяну. чего и вам советую сначало зделайте съёмник.
- болт крепления к крышке 4 шт
- пластина съёмник (думаю толщиной 15мм хватит)
- хорошая гайка
- болт ещё лучше и подлиньше резьбы побольше да и диаметр. ну 30мм хотяб
сняси крышку делителя zf
посмотрели как стоит вилка zf
выдернули трубку и снимаем пластину
Вытаскиваем тяжолый дифер
- дифер
- вал шестерни заднего хода zf
- резин кольцо
вытаскиваем вал ZF вилки дифера
Снятие задней крышки
- отверстия крепления съёмника
- отверстие для направления масленой трубки(при зборке)
- болт крепления вилки стоят на одной оси выкручиваем оба (после разбора диафрагмы)
- датчик спидометра
- корпус диафрагмы пометить при снятии чтоб некрутануть
- первое срываем гайку диафрагмы 3
- потом соосные болты 1-2
Продолжение ремонта, выкручиваем:
- фиксатор вала
- пробка фиксатора
- отверстия крепления рессорной траверсы (крепление коробки)
- резин колечко
- втулка под дифером (юбка в перёд кпп)
- шестерня зад хода (выбуклой частью назад кпп)
- вал шестерни зад ход (трубкой назад кпп)
с низу крышка для установки шестерни зад хода
корпус диафрагмы zf можно неразбирать
преворачиваем кпп ZF первичным валом в верх откручиваем и сбиваем незаюываем про болт 1 около кулисы
Распрессовка валов zf.
просто снял стопор взял молоток и пруток железный збил шестерню зх получилось нормально ток долго пошол под прес там быстрей и окуратней.
- сняли кожух откручиваем два стопора на вилке делителя
отжимаем меньший вал в право и стопорим отверткой или ещё чем
окуратно берём первичный вместе с снхроном и вилкой и вытаскиваем
рассыпите синхрон собирайте окуратно там всё просто солдатики так и хотят улететь надо держать каждого при установке на место
теперь вытаскиваем малый вал zf обратите внимание на прорезь в торце для привода масло насоса которыи остался в кожухе. при зборке совместить
валим кпп набок чтоб масло трубка была с верху дабы невытинуть её вместе с валом
Чтоб вытянуть вал нужно нажать на фиксатор валов вилок
- фиксатор
- отверстие я нажимал отвёрткой ход фиксатора примерно 4-5мм(при зборке повторить)
ну вот и добыли
снял стопор и збил шестерню зх ZF
время вечер завтро пятница короче взял вал и плетел в край
кпп за 8 лет неразбиралась снимался только стакан наверно для замены сальника.
подшипники все( daewoo hungary дэу венгрия) в норм состоянии шестерни все в отличном состоянии синхрон 5-6 износ торм поверхности стоял с бронзовыми тормозками . замена целиком .
поставили с железн тормозками тоесть трущимися поверхностями. сказали что железные лучше и цена меньше.
ответ сервисмена. устанавливались железн 25т руб для иномарок с бронз 48т руб для камаз для замены синхрона отдал вал в сервис по ремонту zf в г. красноярск сказали 25000+ замена 1000 ещё купил 2 салиника на стакан и флянец. на кулису 1 пыльник(900р).сальник недали(устанавливаются в паре) .два камня с пыльниками на вал вилки сцепления.
4 маленьких 2 больших бронзовых ползуна в вилки переключения предач комплект прокладок zf сказали 3200 взяли (3800) в процесе ремонта позвонили сказали что нет ВТУЛКИ ПОДШИПНИКА. синхрона тоесть внутреней обоймы подшипника +(2200)
коробка zf 16S151 точно невскрывалась было видно по болтам интересно как 8 лет отходила.
также была озвучена сумма за всё 33 000р
короче по итогу 37 000 еслиб повёз коробку к ним – за ремонт коробок ZF(разбор дефетовка зборка) 20 000 +37 000 ну иещё + сколко они приписали для установки вала был спроектирован спец съёмник
верёвка с двумя удавками на концах
направляем валы вилок и про фиксатор незабываем
постучал по железу флянцем чтоб подшипник вылез из крышки для удобства сборки
Источник
Коробка передач модели ZF-16S151
Коробка передач модели ZF-16S151 — механическая, шестнадцатиступенчатая, состоящей из основной четырехступенчатой коробки с встроенным двухступенчатым делителем, расположенным впереди основной коробки, и двухступенчатого планетарного демультипликатора, расположенного сзади основной коробки.
Рис. 3-66. Схема присоединения пневматического управления для делителя и демультипликатора: 1 — бачок сцепления; 2 — педаль сцепления; 3 — рычаг переключения передач; 4 — датчик заднего хода; 5 — клапан включения демультипликатора; 6 — датчик нейтрали; 7 — датчик включения низшего диапазона демультипликатора; 8 — цилиндр переключения демультипликатора; 9 — датчик первой передачи; 10 — воздухораспределитель делителя; 1 1 — датчик включения низшего диапазона делителя; 12 — датчик включения высшей передачи; 13 — к рабочему цилиндру сцепления; 14 — клапан включения делителя; 15 — главный цилиндр сцепления.
Коробка передач состоит из следующих основных узлов: основного четырехступенчатого редуктора, переднего двухступенчатого делителя передач и демультипликатора. Все передачи переднего хода в основном редукторе включаются синхронизаторами, задняя передача — зубчатой муфтой. Демультипликатор — планетарный, автоматически переключается с помощью пневматического клапана муфтовым синхронизатором при перемещении рычага.
Тип коробки передач
Механическая шестнадцатиступенчатая, состоящая из основного четырехступенчатого редуктора, переднего двухступенчатого делителя передач и демультипликатора
Макс. входной крутящий момент, Н.м
L — низшая передача в делителе; S — высшая передача в делителе; R — задний ход
Роликовые игольчатые с сепараторами без колец
Инерционного типа, муфтовые со стальными фрикционными кольцами, покрытыми молибденом
С косыми зубьями, постоянного зацепления
Бесконтактный, индуктор 6 выступов
Все детали смазываются разбрызгиванием, подшипники шестерен коробки передач, делителя и демультипликатора имеют, кроме того, дополнительную подпитку от масляного насоса
Сзади от торца промежуточного вала основного редуктора
Управление коробкой передач
Механическое, с дистанционным приводом для основного редуктора (возможен вариант с сервоусилителем), пневматическое преселекторное для делителя, пневматическое для демультипликатора
Усилие на рычаге переключения передач, Н (кгс), не более
Управление коробкой передач
Передачи переключаются рычагом, расположенным справа от сиденья водителя. Переключение рычага из одного положения в другое выполняется при выключенном сцеплении (при нажатой педали сцепления). Педаль сцепления нажимать резко и до конца. Переключение передач производится при минимальных оборотах холостого хода (по тахометру или на слух) согласно схеме переключения передач.
При замедлении переключать передачи следует только последовательно: 8-7-6-5-4-3-2- 1.
Начинать движение следует только с первой передачи во избежание преждевременного выхода сцепления из строя.
Переключение передач в демультипликаторе происходит автоматически: высшей передачи — при переходе рычага управления из положения четвертой в положение пятой, низшей — при переключении с пятой на четвертую.
При включении низшего диапазона в демультипликаторе на щитке приборов загорается контрольная лампочка (цвет — оранжевый).
При переводе рычага через положение «О» срабатывает клапан, обеспечивающий автоматическое переключение демультипликатора. Во время переключения демультипликатора шток рычага переключения передач основной коробки блокируется, при этом на рычаге ощущается усилие, после чего рекомендуется выждать 1-1,5 с для обеспечения переключения передачи в демультипликаторе.
Для перехода с ускоряющей «S» передачи в делителе на замедляющую «L» и наоборот (без переключений рычага) опустить или поднять переключатель управления делителем передач, размещённый под головкой рычага переключения передач, а затем нажать и после небольшой (1с) выдержки отпустить педаль сцепления — передача включится автоматически.
Регулировку механического дистанционного привода управления механизмом переключения передач коробок передач модели ZF-16S151 (рис.3-67) производить при нейтральном положении рычага переключения передач в следующем порядке:
— ослабить гайку 15;
— отвернуть полностью гайку 10;
— вынуть хвостовик 9 из конического отверстия рычага 5, освободив тягу 3;
— зафиксировать тягу 3 технологическим стержнем 4 (d = 4 мм, 1 = 100мм) в опоре 2;
— установить рычаг 5 под углом 12°±3° к вертикали;
— вращая хвостовик 9, совместить ось конического пальца с отверстием рычага 5, затянуть гайку 10 моментом 40. 50 Н.м;
— удерживая ключом хвостовик 9 от разворота, затянуть гайку 15 моментом 98. 147 Н.м;
— удалить технологический стержень;
— ослабить гайки 14;
— изменением длины тяги 7 обеспечить положение рычага 1 и тяги 3 в вертикальной плоскости. Отклонение рычага 1 и тяги 3 от вертикали не более 2 мм ;
— затянуть гайки 14 моментом 40. 50 Нм.
Регулировку положения болта 12 на педали сцепления производить при необходимости :
— ввернуть болт 12, отвернув предварительно его контргайку;
— нажать до упора в ограничитель педаль сцепления;
— вывернуть болт 12 до соприкосновения его сферической части с плоскостью головки штока клапана включения делителя 11;
— дополнительно вывернуть болт 12 ориентировочно на 4 — 4,5 оборота, обеспечив утапливание головки на 5-6 мм при нажатой до упора педали сцепления;
— завернуть контргайку болта 12.
Рис. 3-67. Привод управления механизмом переключения передач коробки передач модели ZF-16S151: 1 — рычаг переключения передач; 2 — опора рычага переключения передач; 3 — тяга; 4 — стержень; 5 — рычаг; 6 — кронштейн реактивной тяги; 7 — тяга реактивная; 8 — панель передка; 9 — хвостовик; 10 — гайка; 11 — клапан включения делителя; 12 — болт регулировочный; 13 — педаль сцепления; 14, 15 — гайка, I — к крану блокировки межосевого дифференциала.
Проверка уровня масла
Рис. 3-68. Пробки для масла
Для коробок передач модели ZF-16S151 уровень масла должен доходить до нижней кромки заливных (контрольных) отверстий 3 и 4 соответственно, расположенных симметрично по обе стороны коробки (рис. 3-68 ).
Сливать масло из картера, когда оно еще теплое от нагрева при работе, вывернув пробки одного из заливных отверстий 4 и пробки 1, 2 и 3 сливных отверстий. Очистить магнитные пробки от грязи и после слива отработавшего масла установить их на место.
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ, ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Затруднено включение передач в коробке
Неполное выключение сцепления (сцепление «ведет»)
Отрегулировать привод сцепления
Самовыключение передач в делителе
Нарушена регулировка хода рычага делителя
Отрегулировать ход рычага
Не включаются передачи коробки передач или происходит самовыключение передач при движении автомобиля
Нарушена регулировка дистанционного привода или ослабло крепление рычагов тяг привода
Отрегулировать привод или подтяните крепления рычагов
Не включаются передачи в делителе
Нарушено положение регулировочного болта на педали сцепления
Отрегулировать положение регулировочного болта
Ремонт коробок передач ZF 16S151 производится в специализированных мастерских и осуществляется специально обученным персоналом.
Источник