Ремонт каретки заднего колеса велосипеда своими руками

Обслуживание и ремонт каретки велосипеда

Каретка – это велосипедный узел соединяющий шатуны с рамой и обеспечивающий свободное вращение. Механизм ввинчивается или впрессовывается в кареточную чашу, из-за низкого расположения подвержен загрязнениям мешающим нормальному вращению.

Чтобы предотвратить поломку необходимо постоянно производить техническое обслуживание каретки.

Разновидности детали

Каретки бывают открытого и закрытого вида:

Закрытые – картриджи или капсульные конструкции, с внутренней осью и подшипниками.

Закрытая модель не разбирается и обслуживанию не подлежит (за исключением нескольких), при любой поломке деталь заменяют.

Преимущество модели – низкий уровень загрязнения.

Открытая каретка отличается ввинчиваемыми чашами с подшипниками в кареточной трубе рамы и вращающемся валом.

Этот тип механизма требует точных параметров рамы, в случае неточностей возникают перекосы и понижается степень защиты относительно воздействия извне.

Модель можно разбирать и очищать, надлежащее обслуживание каретки велосипеда продлевает работу механизма на длительное время.

Недостаток открытых деталей в том, что они требуют постоянное техническое обслуживание и периодически перекашивают кареточный вал.

Диагностика поломок или загрязнения

Определить неисправность каретки можно по слишком явному скольжению или заеданию, скрипам, тяжелой езде.

Стуки и заедания сигнализируют о повреждении шариков подшипника или сепаратора. Скрипы могут обозначать слабую затяжку клина шатуна. Если при езде педаль в верхнем положении проскакивает, это также говорит о слабом натяжении клина.

Неисправная деталь не даст возможности быстрой езды, изношенные подшипники, грязь и отсутствие смазки будут постоянно препятствовать движению.

Велосипедный узел начинает постепенно расшатываться из-за разбитых шариков подшипника и перекоса вала. Для исправления необходимо почистить или заменить кронштейн.

Тщательное обслуживание каретки велосипеда обязательно перед любой длительной поездкой.

Свинчивание механизма с рамы

Для работы с капсульной кареткой требуется шлицевой ключ. В работе с разборными механизмами понадобится набор инструментов для разных модификаций детали.

Инструменты для съёма каретки:

  • Выжимка шатунов – функциональный ключ для выжимки шатуна с кареточной оси и съёма фиксирующего болта (правый отрезок для выжимки шатуна, левым снимается болт);
  • Шлицевые гаечные ключи;
  • Съёмник для механизма;
  • Гаечный ключ с рожками;
  • Отвёртка.

Инструменты также пригодятся при дальних велопутешествиях.

Поэтапное извлечение механизма

Снятие деталей начинается с левостороннего участка. Для каждого типа шатуна есть определенный съёмник. Одним модификациям подходит съёмник для интегрированных чашей каретки, другие можно откручивать стандартным ключом.

Часто в комплекты съёмников входят рукоятки для работы вместо разводного ключа.

  1. В начале зафиксировать байк в устойчивой позиции, лучше перевернуть его на сидение.
  2. Стянуть на педалях отверткой заглушки педальных рычагов.
  3. Вставить внутрь полости съёмник и выкрутить фиксирующий болт.

Если он плохо поддается, можно смазать участок любой смазкой. При имбусовых креплениях подбирается соответствующий ключ.

  • Установить съёмник другим концом в полость шатуна и ввинчивать в резьбу детали до упора.
  • Закручивать болт инструмента с помощью гаечного ключа до выдавливания шатуна со стороны вала.
  • Освободить ось, очистить керосином или WD-40 места крепления.
  • Отвинтить стопорную шайбу гаечным ключом.
  • Шлицевым ключом или съёмником откручивается левая чаша-адаптер против хода часов, по ходу – правая:

    • Съёмник вставляется с левой стороны в шлицевое отверстие механизма и выкручивается рукояткой или разводным ключом против хода часов (влево);
    • При работе следует не допускать перекашивания, иначе каретная чаша повредится;
    • После выкручивания чаши те же манипуляции произвести на правую сторону с другого бока;
    • Снимаются каретки только на левую сторону, при съёме учитывать, что у открытой каретки подшипники могут выпасть из полости.

    Очистка открытой каретки

    После съема механизма диагностируется состояние подшипников в чаше, все места крепления протираются бензином от грязи:

    • Поврежденные детали заменяются на новые.
    • Резьбовая часть каретки прочищается бензином или WD-40 и протирается сухой салфеткой.
    • Места крепления замазываются смазочным средством.
    • Подшипники вставляются на свои места и покрываются новым слоем смазки.

    Обслуживание капсульной каретки

    При повреждении каретки капсульного типа ее необходимо заменить на новую. При выборе модели следует уточнить параметры вала и тип соединения с рычагами шатунов.

    Сборка и установка механизма

    Установление кареточного механизма происходит обратно процессу снятия.

    Во время работы важно не спутать отрезки оси: на концах или пластиковом кожухе выбиты соответствующие сторонам буквы. Каретные чаши различаются между собой резьбовой направленностью, левая с правой и наоборот.

    Резьба кареточного механизма и чаши смазывается тонким слоем смазочного средства для обеспечения скольжения при последующем выкручивании.

    На ось крепится пластиковый кожух, в чаши укладываются подшипники: если есть разделители, то детали укладываются разделителями наружу и шариками внутрь.

    Сбор механизма начинается справа: стержень оси вставляется в правую чашу с левым поворотом резьбы и вкручивается в раму до конца, идентичным способом вкручивается левая чаша с правым поворотом резьбы.

    Регулирование работы кареточного механизма

    Для начала снимается левый рычаг шатуна и стопорная шайба. Левая чаша отвинчивается шлицевым ключом так, чтобы стержень оси каретки беспрепятственно крутился без люфтов и заедания:

    • Чаша ослабляется ключом для шлицевых гаек на четверть поворота;
    • Удерживая чашу завинчивается до упора стопорная шайба;
    • Регулируется вращение: ослабляется или подтягивается чаша;
    • Когда кареточный механизм будет крутиться без помех можно устанавливать шатуны.

    Если после всех произведенных работ каретка заедает, следует заменить подшипники или всю каретку.

    Подробнее об обслуживании каретки смотрите в видео:

    Источник

    Ремонт задней втулки велосипеда своими руками

    Одним из наиболее практичных и полезных для здоровья транспортных средств является велосипед. Однако его обслуживание может влететь Вам в копеечку, если не уметь ремонтировать хотя бы небольшие поломки.

    В таких случаях просто необходимо обладать такими навыками, как внимательность к деталям и аккуратность, поскольку именно они помогут Вам починить или разобрать какую-либо деталь, например, заднюю втулку велосипедного колеса.

    Задняя втулка велосипеда и ее устройство

    Одной из важных запчастей велосипеда является его колесо. В частности, заднее колесо гораздо больше нагружено, нежели переднее, поскольку именно на нем установлены трещотка (механизм свободного хода) и кассета (блок звездочек). На колесо идет основной упор при езде, поэтому важно разобраться в конструкции его втулки, чтобы уметь правильно его обслуживать.

    Втулка — элемент колеса, закрепленный на велосипедной раме, а именно на дропаунтах. Это центральная часть колеса, обеспечивающая его свободное вращение.

    Втулка состоит из таких элементов, как:

    Разновидности задних велосипедных втулок, отличия их друг от друга

    Одним их оснований для разделения задних втулок на разновидности является их конструкция. В зависимости от нее задние втулки разделяются на:

    1. Без тормозные.
    2. Со встроенными тормозами.

    По способу фиксации втулки могут быть зафиксированы на двух гайках, что значительно дешевле, а могут быть закреплены с помощью эксцентрика. Второй метод дороже, однако гораздо удобнее, поскольку гайки нужно снимать ключом, а, чтобы снять колесо на эксцентрике, достаточно отжать его ручку. Это займет всего пару секунд.

    Материал изготовления также имеет значение. Втулки бывают:

    1. Алюминиевые (легкие и не подвергаются коррозии).
    2. Стальные (прочные, но тяжелые и очень подвержены коррозии).

    Втулки отличаются и по размеру оси, стандарты бывают разные – от 9мм и до 15мм. Следует иметь в виду, что чем больше втулка, тем она тяжелее.

    Когда надо обслуживать заднюю втулку

    Для исправной работы колеса и его основных частей, в т.ч. втулки, его нужно постоянно поддерживать в хорошем состоянии. Оно нуждается в смазке, а также его корпус необходимо периодически подтягивать. Кроме того, не помешают замена шариков подшипников и регулировка колодок на тормозной втулке.

    Обслуживание задней втулки просто необходимо, поскольку в случаях, когда этого не происходит, может понадобиться ремонт всего колеса. Поэтому лучше позаботиться о своем велосипеде в долгосрочной перспективе. Следует заметить, что произвести обслуживание задней втулки ненамного сложнее, чем передней.

    Производить обслуживание необходимо в таких случаях:

    1. Если Вы слышите шум корпуса при движении велосипеда или при его шатании.
    2. Люфт.
    3. Если хрустят подшипники.
    4. Плохая накатная динамика.

    Если не обращать внимания на описанные выше признаки «заболевания» вашего велосипеда и использовать его длительное время при их наличии, он может быстро выйти из строя.

    Ремонт, в свою очередь, выйдет гораздо дороже, чем простое обслуживание колеса, которое можно произвести своими руками. Поэтому в начале каждого сезона проверяйте колесо на наличие люфта, а также, чтобы подшипники были не слишком затянуты.

    Разборка корпуса, очистка и смазка

    Прежде чем приступать к разборке корпуса необходимо очистить рабочее место, поскольку очень важно все этапы производить очень аккуратно и с предельной осторожностью.

    Изначально следует снять кассету с оси, используя съемник и хлыст. Затем размыкаем стопорное кольцо и извлекаем шайбы и подшипники. Чтобы не запутаться в деталях, важно запомнить изначальное местоположение шайб и подшипников.

    Как собрать заднюю втулку велосипеда?

    1. Вставляем ось таким образом, чтобы не перепутать с какой стороны находиться правая сторона оси, которая закреплена намертво. Регулируется ось с помощью левого конуса.
    2. Далее следует надеть левый конус на ось до упора.
    3. Надеваем шайбы.
    4. Наворачиваем контргайку.
    5. Регулируем подшипники.

    Ремонт втулки заднего колеса. Пошаговая инструкция

    1. Проверяем рабочее место. Очищаем рабочее место от лишних инструментов, вещей, которые Вам не пригодятся.
    2. Снимаем стопорное кольцо.
    3. Снимаем ось втулки. Сначала снимаем все детали, которые находятся на противоположной стороне от звездочек.

    Чаще всего ремонт втулки заднего колеса необходим либо при люфте, либо при перетяжке конуса. Итак, пошаговая инструкция:

    1. Проверяем рабочее место. Очищаем рабочее место от лишних инструментов, вещей, которые Вам не пригодятся.
    2. Послабляем контргайку при помощи ключа.
    3. Послабляем или затягиваем конусную гайку.
    4. Затягиваем контргайку на место.

    Если же причиной поломки стала неисправность или поломка какой-либо детали, то следует просто заменить ее, используя такие рекомендации:

    1. После проверки рабочего места снимаем стопорное кольцо.
    2. Снимаем ось втулки. Сначала снимаем все детали, которые находятся на противоположной стороне от звездочек.
    3. Проверяем детали на неисправность.
    4. Заменяем поломанную деталь.
    5. Устанавливаем все детали на место, затягиваем конусные гайки и контргайку.

    Причины поломок

    Поломка колеса велосипеда происходит по разным причинам. Их может быть большое количество.

    Основные из них:

    1. Недостаточный уровень обслуживания втулки или его отсутствие.
    2. Разболтавшаяся втулка (люфт).
    3. Некачественные детали втулки.
    4. Износ.
    5. Перетяжка конуса.

    Таким образом, чтобы обеспечить долгую службу Вашего велосипеда следует уделять ему определенное количество времени. Основой долгосрочной службы велосипеда является проведение техобслуживания. Это можно сделать самостоятельно, своими руками. Главное в этом – соблюдать технику безопасности и аккуратно подойти к делу, поскольку в механизме втулки важна каждая деталь.

    Чтобы произвести обслуживание втулки, необходимо снять все детали, провести смазку, предварительно удалив всю старую смазку. А затем осторожно в обратном порядке установить все детали на свои места. При этом следует внимательно отнестись к затяжке контргаек и конусной гайки, чтобы не перетянуть их. Кроме того, существуют различные виды задних втулок.

    Источник

    Читайте также:  Промывка форсунок фф2 своими руками
    Оцените статью