Ремонт импульсного паяльника своими руками

Как отремонтировать электропаяльник

Электрический паяльник – это хорошо известный нагревательный прибор, предназначенный для соединения самых различных деталей из цветных или чёрных металлов.

Принцип работы инструмента основан на эффекте нагрева его рабочего наконечника (жала), расплавляющего припой с флюсом. Образовавшаяся при этом жидкая смесь заполняет все неровности и пустоты, имеющиеся между деталями, и образует после остывания надёжное соединение.

Но в процессе эксплуатации инструмент может сломаться, причём такая поломка проявляется в самых различных формах. Вот почему самостоятельный ремонт паяльника – обязательная операция, которую должен освоить любой работающий с ним мастер.

Основные детали

Для того чтобы качественно и быстро отремонтировать электрический паяльник своими руками, прежде всего, необходимо ознакомиться с его конструкцией, в состав которой входят следующие узлы:

  • электронагревательный элемент, размещённый на трубчатом основании из слюды или стеклоткани и изготовленный в виде витой спиралевидной обмотки;
  • ручка-держатель с отверстиями под трубчатое основание и электрический шнур;
  • рабочий наконечник, вставляемый с другого конца слюдяной трубки.

Поверх нихромовой проволоки делается ещё один защитный слой из слюды или асбеста, обеспечивающий снижение тепловых потерь и изолирующий спираль от металлических частей корпуса.

Концы обмотки сложены вдвое и соединены на пайку с медными проводниками электрошнура с вилкой на ответном конце. Для того чтобы они не могли случайно порваться – эти места усилены обжатыми под давлением алюминиевыми пластинками, отводящими излишки тепла от контактной зоны.

Читайте также:  Станок для загиба труб своими руками

Для лучшей изоляции на участки соединения проводов надеваются специальные трубки (керамические или же из стеклоткани или слюды).

Электрическая схема

Для понимания основ ремонта паяльного приспособления желательно ознакомиться с его схемой, состоящей из ряда последовательно соединённых элементов. Она состоит из электрической вилки, соединительного провода (шнура) и нагревательной обмотки из нихрома.

Поскольку питание идет от переменной сети 220 В, то в цепь обычно встраивают преобразователь.

Напряжение

Одной из основных технических характеристик, учитываемых при необходимости отремонтировать паяльник, является подаваемое на обмотку напряжение. В различных моделях устройств оно может принимать следующие значения:

  • 220 Вольт (используется в большинстве отечественных моделей);
  • пониженные трансформатором питающие напряжения величиной от 12-ти до 42-х Вольт (для опасных условий работы);
  • 5-тивольтовое питание для миниатюрных паяльников USB, починить которые в домашних условиях совсем несложно.

Пониженные напряжения применяются в условиях, называемых опасными и особо опасными (при высоких уровнях влажности или запылённости помещения, например). Основная цель снижения этой величины – уберечь пользователя от поражения электрическим током.

Независимо от того, какая из этих моделей подлежит ремонту, способы её восстановления сводятся к простейшим рабочим операциям.

Мощность

Под электрической мощностью понимается отбираемая паяльником от сети энергия, определяемая как произведение напряжения на потребляемый ток.

Этот показатель непосредственно связан с рассеиваемой на жало тепловой мощностью, определяющей его эксплуатационные возможности. Чем больше этот параметр – тем лучше наконечник паяльника будет прогревать место пайки.

Величины рабочих мощностей для различных образцов изделий колеблются в очень широких пределах (от единиц до тысяч Ватт).

То есть существует выбор, когда для работы с мелкими деталями предпочтение отдаётся паяльным приспособлениям с малым потреблением и рассеиванием тепла. Ну а для случаев, когда приходится паять габаритные металлические изделия, наоборот, подходят только «мощные» устройства.

Учёт этого показателя в простейшем случае сводится к замене жала на более толстый наконечник или наоборот. При выходе из строя нагревательного элемента мощность учитывается при необходимости самостоятельной его перемотки и выборе требуемого количества витков.

Расчёт обмотки

Ремонт паяльника в большинстве случае сводится к процедуре, позволяющей перемотать сгоревшую обмотку из нихрома. При её замене важно правильно подобрать толщину и диаметр нихромовой проволоки, а также количество витков в спирали, определяющее выделяемую тепловую мощность.

При расчёте и выборе требуемого диаметра проволоки исходят из величины сопротивления нагревательной обмотки паяльника, которое, в свою очередь, определяется его рабочей мощностью (напряжением питания).

Для определения исходного показателя (сопротивления обмотки) используются специальные таблицы.

Таблица для определения сопротивления нихромовой спирали в зависимости от мощности и питающего напряжения электрических приборов, Ом
Потребляемая мощность
паяльником, Вт
Напряжение питания паяльника, В
12 24 36 127 220
12 12 48,0 108 1344 4033
24 6,0 24,0 54 672 2016
36 4,0 16,0 36 448 1344
42 3,4 13,7 31 384 1152
60 2,4 9,6 22 269 806
75 1.9 7.7 17 215 645
100 1,4 5,7 13 161 484
150 0,96 3,84 8,6 107 332
200 0,72 2,88 6,5 80,6 242
300 0,48 1,92 4,3 53,8 161
400 0,36 1,44 3,2 40,3 121
500 0,29 1,15 2,6 32,3 96,8
700 0,21 0,83 1,85 23,0 69,1
900 0,16 0,64 1,44 17,9 53,8
1000 0,14 0,57 1,30 16,1 48,4
1500 0,10 0,38 0,86 10,8 32,3
2000 0,07 0,29 0,65 8,06 24,2
2500 0,06 0,23 0,52 6,45 19,4
3000 0,05 0,19 0,43 5,38 16,1
Таблица зависимости погонного сопротивления (одного метра) проволоки из нихрома от диаметра
Диаметр нихромового провода, мм 0,05 0,07 0,08 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,60 0,7
Погонное сопротивление, Ом/м при 20°С 550 280 208 137 34,6 15,7 8,75 5,60 3,93 2,89
Диаметр нихромового провода, мм 0,8 0,9 1,0 1,2 1,3 1,5 2,0 2,2 2,5 3,0
Погонное сопротивление, Ом/м при 20°С 2,20 1,70 1,40 0,97 0,8 0,62 0,35 0,31 0,22 0,16

По этим таблицам можно будет проверить правильность расчёта обмотки, чтобы в дальнейшем выполнить ремонт.

При фиксированном напряжении питания U и измеренном с помощью тестера сопротивлении нагревательного прибора R потребляемая им мощность P вычисляется по формуле P=(UхU)/R.

Возможные неисправности

Самой распространённой неисправностью паяльников (независимо от типа и мощности) является перегорание обмотки нагревателя или частичное межвитковое замыкание.

Она проявляется в том, что паяльник совсем не греется, то есть теряет работоспособность.

Как правило, замыкание отдельных витков со временем также приводит к сгоранию всей спирали, когда обычный ремонт уже не поможет, и надо полностью перематывать спираль. При самых благоприятных условиях отсутствие нагрева паяльника может быть связано со следующими причинами:

  • плохой контакт в месте соединения подводящего напряжение провода и концов обмотки (спирали);
  • неисправность сетевой вилки;
  • обрыв одной из жил в самом шнуре.

Все эти неисправности обнаруживаются посредством визуального осмотра, либо с помощью тестера, включённого в режим «Прозвонка», после чего производится ремонт.

Последовательность работ при ремонте

Для устранения обрыва в проводах или вилке сначала с помощью мультметра (тестера) выявляется точное место нахождения повреждения. И лишь после этого выбирается один из возможных способов ремонта паяльника.

Так, при обнаружении обрыва в подводящем проводе или вилке, эти части проще всего целиком заменить исправным изделием. Для этого удобнее просто нарастить неповреждённую часть, припаяв к ней новый сетевой шнур.

При наращивании подводящего провода особое внимание уделяется изоляции отдельных жил. Надёжнее всего защитить каждую из них поливинилхлоридной трубкой (кембриком).

В случае, когда сгорела обмотка паяльника – придётся вскрыть защитный кожух (крышку) и полностью разобрать нагревательный элемент, отсоединив его от питающих проводов.

При перемотке спирали необходимо внимательно следить за тем, чтобы соседние витки располагались на удалении один от другого, а между рядами намотки укладывалась слюдяная прокладка.

По окончании намоточных работ к концам нихромовой проволоки припаиваются, а затем обжимаются подводящие провода, после чего защитный кожух возвращается на прежнее место. На этом ремонт может считаться законченным.

Правила эксплуатации

При работе с электропаяльником во избежание случайных поломок отдельных частей необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Во время пайки следует избегать сильных механических нагрузок на шнур и электрический нагреватель устройства.
  2. Нельзя перегревать спираль паяльника (не оставлять его включённым на длительное время).
  3. Необходимо использовать регулятор мощности, позволяющий выбирать требуемый режим по нагреву жала.

В заключение отметим, что в процессе эксплуатации нужно следить за состоянием сетевого провода и не допускать его случайного повреждения от соприкосновения с раскалённым до высокой температуры жалом.

Если этого не удалось избежать – следует тщательно изолировать расплавленное место, надев на повреждённую жилу кембрик и замотав изолентой.

Простой ремонт поможет возобновить работу паяльника. Вообще же, благодаря несложному устройству, этот инструмент редко выходит из строя.

Источник

Импульсный паяльник Licota и ремонт его силовой обмотки своими руками. Часть 3

После замены обмотки питания и подсветки мне не удалось обеспечить нормальную температуру жала медного наконечника: ее не хватало для плавления даже небольшого кусочка припоя. Пришлось анализировать свои действия, искать ошибку, рассматривая всего два варианта: допустил сам какую-то неисправность при перемотке или в другом месте конструкции скрыт дополнительный дефект.

Решил продолжить поиск дальше: публикую советы домашнему мастеру по проверке состояния силовой обмотки и ее ремонту у трансформаторного паяльника Licota своими руками с пошаговыми фотографиями, схемами и видеороликом.

Правила ремонта электротехнического оборудования созданы на основе большой практики различных специалистов. Они предусматривают строгую последовательность действий:

  • вывод устройства для обслуживания из работы;
  • всестороннее проведение внутреннего и внешнего осмотра;
  • и только после этого — проверки и ремонт отдельных частей конструкции.

В силу сложившихся обстоятельств я немного поторопился, отошел от этих правил. Результат сразу сказался: часть дефектов оказалась скрытой и затянула время выполнения общего ремонта.

Мне после замены обмотки питания и принятия мер по исправлению ошибок в сборке магнитопровода пришлось дополнительно оценивать состояние механической части силовой цепи для текущего ремонта.

Внутренний осмотр

Внимательно проверяя выходную обмотку паяльника Licota обнаружил, что одна переходная колодка имеет очень незначительный люфт. Попробовал повращать ее пальцами: она провернулась примерно на 90 градусов.

Подумал, что эта втулка закручена на резьбе. Стал ее отворачивать, не привлекая значительных усилий. Даже не пришлось пользоваться пассатижами и другим инструментом. Она очень быстро оказалась у меня в руке.

На ее поверхности и на конце обмотки я обнаружил следы припоя, а резьбы нет.

Попробовал срезать его лезвием ножа и увидел, что припой легко обрабатывается.

Поэтому сделал вывод, что Алексей, работая паяльником Licota в длительном режиме, непроизвольно расплавил этот припой. Об этом можете почитать в комментариях к статье об изготовлении электрического паяльника Момент своими руками. В результате образовалось повышенное переходное сопротивление электрического контакта между втулкой и проводом силовой обмотки.

Оно резко ограничило электрический ток в наконечнике паяльника Licota, который потерял способность расплавлять припой.

Возникла необходимость в ремонте.

Быстрое исправление дефектного контакта

Потребовалось создать новую электрическую цепь, которая позволит обеспечить нагрев жала наконечника от ЭДС, вырабатываемой силовой обмоткой. Собрал для ремонта конструкцию на скорую руку из того, что нашел в своих запасах:

  • клеммной пластины;
  • двух винтов с резьбой на 4 мм;
  • фигурных пружинных шайб;
  • медной проволоки 1,5 мм кв.

Места предстоящих электрических контактов очистил от следов коррозии, винтовые соединения хорошо прожал.

На место пластин кнопки-выключателя установил стандартный зажим крокодил. Им зашунтировал разрыв цепи: во время эксперимента буду просто выдергивать вилку из розетки.

Чтобы не ставить боковую крышку, чему мешала контактная пластина, скруткой из отрезка изолированной проволоки привязал импульсный трансформатор к одной стенке корпуса паяльника Licota.

Вид на эту конструкцию с обратной стороны.

Для кратковременного испытания по плавлению припоя вполне работоспособная конструкция. Но длительно ей пользоваться нельзя: не отвечает требованиям электрической безопасности.

Проверки обмотки под нагрузкой

Поднес самодельное жало к кусочку припоя. Вставил вилку в розетку. Паяльник Licota расплавил олово. На фотографии ниже запечатлен поднимающийся дым.

Таким образом обнаружен еще один дефект этой конструкции: практика показала, что припой во втулку помещать нельзя, ибо он начинает плавиться и вытекать. Специально проверил нагрев двух обмоток:

  • электрического питания 220;
  • и силовой на выходе.

Сразу после снятия напряжения потрогал их рукой. Силовая обмотка нагревается больше. Пришлось быстро убирать с нее пальцы. Поэтому соединять этот переходник следует сваркой, но мне ей сложно будет сохранить декоративный вид всей конструкции.

Чтобы окончательно восстановить конструкцию паяльника Licota для его ремонта мне потребуется изготовить для него новую силовую обмотку без соединений из припоя. Старую придется убрать: она станет короткой после удаления обоих втулок-переходников. А без них сложно будет подключать наконечник жала: придется каждый раз вскрывать корпус.

Буду искать медную проволоку порядка метра длиной и диаметром 4 мм. Тоньше использовать нельзя: нагрев будет очень высоким, а более толстая — просто не поместится внутри катушки трансформатора. Сборка его в этой ситуации не получится: мало места.

Описание этой работы опубликую в очередной статье. После нее можно будет снимать вольтамперную характеристику, оценить электрические параметры этой конструкции паяльника Licota.

Сейчас хочу обратить внимание на правильность сборки силовой обмотки. Последствия могут быть печальными. Рекомендую посмотреть короткий видеоролик владельца ivan Livanov, который показывает, как горит электрический трансформатор при неправильном режиме эксплуатации или некачественной сборке.

Напоминаю, что вам удобно задать вопросы в комментариях и поделиться этим материалом с друзьями в соц сетях.

Источник

Оцените статью