Ремонт дрели макита своими руками

Ремонт дрели своими руками: виды неисправностей и их устранение

Один из самых востребованных инструментов в домашнем ремонте – это электрическая дрель. Однако в результате интенсивного использования инструмент может выходить из строя. Если владелец такого полезного предмета обладает элементарными базовыми знаниями, умениями и навыками, то выполнить своими руками ремонт дрели не составит особого труда. Можно не вызывать специалиста, что позволит немного сэкономить.

Конструктивные особенности

Любая электродрель состоит из корпуса, где размещены электрическая и механическая части. Также присутствует патрон, в котором и крепится сверло (на главном валу инструмента).

Что входит в электрическую часть дрели? Обычно это следующие составляющие:

  • Контактные щетки (они закреплены в щеткодержателе).
  • Пусковая кнопка.
  • Регулятор оборотов двигателя.
  • Реверс.
  • Электродвигатель.
  • Пусковой конденсатор.
  • Кабель питания (шнур).

Механическая часть включает редуктор и систему подшипников. Без электрики и механики невозможно функционирование инструмента. Обязанности редуктора заключаются в передаче вращения от электродвигателя на вал.

В ударной дрели (перфораторе) механика устроена более сложно. Здесь механизм обеспечивает не только вращение, но и ударно-поступательное движение сверла. Поэтому в перфораторе имеются шестеренки, а также два поршня, ударный и летающий, таран и боек.

Подбор запасных частей

Во время проведения обслуживания или выполнения своими руками ремонта дрели Bosch можно обнаружить износ некоторых деталей. Разумеется, они нуждаются в своевременной замене. Многие мастера предупреждают, что необходимо использовать только оригинальные комплектующие.

Читайте также:  Ремонт переднего суппорта шевроле лачетти своими руками

Также не следует искать какие-либо сложные обходные пути. Типичный пример грубой и непростительной ошибки – вместо сломавшейся кнопки штатного варианта ставится обычный тумблер. Подобного рода «ремонта» необходимо избегать, поскольку использовать такую дрель может быть опасно.

Ассортимент рынка запасных частей для электроинструментов довольно разнообразен, поэтому всегда можно найти необходимую запчасть. Если дрель покупалась в одном из магазинов крупной торговой сети, то найти деталь не будет проблемой. Все, что нужно – это определить бренд производителя и точное название модели инструмента. К примеру, «Бош». Ремонт дрели своими руками будет существенно облегчен при знании этой информации. Обычно она нанесена на шильдик любого прибора.

Связано это с тем, что различные модификации одной и той же модели могут располагать как совместимыми комплектующими, так и абсолютно неподходящими деталями. Следует не только ориентироваться на внешний их вид, но и уточнить сведения касательно основных размеров и габаритов деталей.

С составляющими приводного механизма все не так трудно, так как данные можно найти без труда:

  • На защитных кольцах сепараторов присутствует маркировка подшипников.
  • Номенклатурные коды шестерен штампуют на них же.

Как показывает практика, ко многим моделям самых популярных инструментов подобрать запасные части очень просто. В качестве исключения фигурируют дрели, эксплуатируемые более тридцати лет.

Что может понадобиться из оснастки

Чтобы можно было выполнить элементарный ремонт собственной электрической дрели, не обойтись без соответствующей оснастки. Обычно тут все зависит от характера неисправности, но в большинстве случаев для выполнения своими руками ремонта дрели «Макита» (или любого другого производителя) точно понадобятся такие инструменты:

  • Отвертка – для разбора корпуса прибора.
  • Мультиметр – с его помощью можно найти неисправность электрической цепи.
  • Наждачная бумага – для зачистки окислившихся контактов.

Исходя из того, что именно послужило причиной поломки, потребуется приобрести некоторые комплектующие:

  • Шестерни.
  • Щетки.
  • Подшипники.
  • Пусковой механизм (кнопка).

Если предыдущая разборка дрели производилась давно, то следует в качестве профилактической меры заменить смазку в редукторе. Это позволит не только существенно снизить нагрузку на электродвигатель, но и увеличить срок службы ручного оборудования. Смазка нужна и подшипникам. По этой причине после устранения основных причин неисправности следует провести диагностику этих деталей.

Ремонт своими руками редуктора дрели

Если возникает необходимость разобрать инструмент (поломка, просто замена детали или иная причина), то имеет смысл обратить внимание на редуктор и оценить, в каком он техническом состоянии. Возможно, в нем износились некоторые части трансмиссионного механизма.

У большинства дрелей редуктор устроен довольно просто – две плоские шестерни, которые изготовлены из металла либо твердого пластика. Для диагностики стоит заблокировать шпиндель двигателя и постараться провернуть шестерни. При этом важно оценить степень люфта, а также проверить, есть ли проскок в разных точках передачи.

Когда речь идет о профессиональном инструменте, то редуктор может быть снабжен переключателем передач либо в его составе присутствует регулируемая предохранительная муфта. Только эти детали не ремонтируются. Поэтому приходится устанавливать новые.

Чтобы заменить шестерню, не обойтись без помощи съемника стопорных колец. При снятии детали важно не потерять шпонку, так как замену ей подыскать очень трудно. В ходе проведения своими руками ремонта ударной дрели, когда редуктор уже разобран, следует достать якорь полностью, что позволит оценить плавность хода и проверить наличие люфта в подшипниках.

Вооружившись шилом, можно снять защитные крышки сепаратора, дабы удостовериться в его сохранности. Для оправки лучше всего выбрать медную трубку либо деревянный брусок с продольным отверстием.

Выполнив манипуляции с редуктором, нужно удалить остатки смазки и заполнить камеру новой молибденовой пастой (до 2/3 объема). Перед тем как проводить сборку в обратном порядке, стоит убедиться в отсутствии посторонних предметов.

Патрон дрели

Самая частая механическая неисправность – проворачивание сверла в патроне. Это свидетельствует о том, что степень зажатия стала слишком низкой. Как правило, нужна замена, но далеко не каждый мастер знаком с тем, как снимается патрон. Проведение своими руками ремонта ударной дрели зависит от сложности устройства инструмента.

Сложное оборудование

Модели инструментов с мощностью от 600 до 800 Вт отличаются клино-конусной посадкой патрона. Шпиндель представляет собой втулку, куда входит хвостовик цангового патрона. Для его снятия необходимо сбоку втулки найти отверстие и вставить туда мощную отвертку. Ею следует поддеть конец хвостовика и вытолкнуть его наружу.

Однако отверстия может и не быть. Тогда втулку нужно зажать в тисках и по патрону наносить удары молотком средней силы через кусок дерева. Они не должны быть хаотичными – следует чередовать их в диаметрально противоположных точках с четырех сторон.

Маломощные электрические дрели

У маломощных инструментов шпиндель на конце оснащен правой наружной резьбой, на которую и накручивается патрон. В его центральной части имеется отверстие, но уже с левой резьбой для шунтирующего болта. У этого крепежного элемента головка рассчитана под четырехгранную либо крестовую отвертку. Его нужно открутить.

Далее выполнение своими руками ремонта патрона дрели сводится к следующему. Для начала следует заблокировать крыльчатку двигателя, что можно сделать при помощи гвоздя. Затем постараться резким, но с умеренной силой движением сорвать патрон в направлении против часовой стрелки.

Неисправности электрического характера

Теперь стоит коснуться неисправностей электрической части дрели. Практически у каждой модели соответствующий отсек располагается не где-нибудь, а в рукоятке (там же размещена кнопка). В большинстве случаев для устранения неисправности требуется полностью разобрать прибор.

Как правило, это не вызывает трудностей, но могут возникать некоторые нюансы. Дело в том, что иногда корпус удерживается не только шурупами, но и фиксаторами. Разобрав корпус на две половинки, следует запомнить, но лучше сфотографировать расположение элементов и проводки. У некоторых моделей компоновка может быть довольно замысловатой, что немного осложняет проведение ремонта дрели своими руками.

Основной симптом поломки электрики – прибор просто не включается. Для начала рекомендуется пошевелить шнур (в том месте, где он выходит из корпуса) с зажатой кнопкой включения дрели, так как возможен частичный обрыв провода. Такая неисправность наблюдается в 90% случаев. Если это так, инструмент снова начнет работать.

Неисправность пусковой кнопки

Выявить неисправность этой детали электрического инструмента не составит труда. Потребуется разобрать корпус дрели, подключить шнур питания и при помощи индикаторной отвертки проверить наличие напряжения на входных контактах кнопки.

Если ток присутствует, стоит нажать на пусковой механизм. Если же двигатель дрели в этот момент не подает признаков жизни, значит, неисправность более серьезная. Тогда есть два варианта дальнейших событий:

  • Попытаться выполнить самостоятельный ремонт пускового механизма.
  • Провести замену кнопки.

Лучше предпочесть второй вариант, хотя здесь имеются определенные нюансы (о них расскажем ниже). Однако при желании обогатиться личным опытом или просто с пользой скоротать время можно при выполнении своими руками ремонта дрели попытаться исправить пусковой механизм.

Ремонт кнопки

У некоторых моделей электрических дрелей эта деталь оснащена регулятором оборотов электродвигателя, а также имеет регулятор направления вращения ротора (реверс). Это довольно сложная конструкция, поэтому ремонт кнопки следует проводить с высокой степенью осторожности. Нередко после разборки ее дальнейшее использование не представляется возможным.

Внутри кнопки подобного сложного устройства находится множество мелких деталей, которые могут вывалиться наружу уже при раскрытии корпуса. Они легко теряются, их трудно поставить на прежнее место. Поэтому данную часть работы следует выполнять с повышенным вниманием.

После аккуратной разборки следует зачистить клеммы от нагара (возможно, поэтому ток не проходил) и собрать все в обратном порядке. Далее нужно проверить кнопку на работоспособность.

Замена кнопки

Что касается пусковых механизмов, которые лишены регулятора оборотов и направления вращения двигателя, то и здесь не все так просто. Хотя их конструкция в некоторой степени облегчена, она все равно довольно сложная. Впрочем, зачастую нет смысла проводить своими руками ремонт кнопки дрели, так как гораздо практичнее установить новую.

Для этого стоит посетить ближайший магазин, где торгуют запасными частями к электрическим инструментам.

Тут нужно учесть важный нюанс. Существует великое многообразие моделей дрелей, поэтому не все кнопки абсолютно идентичны. Отправляясь за покупкой, необходимо переписать данные старой детали на лист бумаги. Но и при таких действиях могут возникнуть недоразумения, так как есть вероятность, что купленная кнопка с теми же параметрами не установится в корпус электроинструмента, поскольку существуют различия в конструкции данного механизма, из-за которых невозможно его закрепить.

По этой причине лучший вариант – взять старую кнопку с собой и по ней подобрать новую деталь с точно такими же параметрами, включая габариты.

Щетки

Еще одна частая неисправность электрических дрелей – это износ щеток двигателя. Когда они стачиваются на 40 %, можно обнаружить перебои в работе дрели и даже искры. При еще большей степени износа силовой агрегат просто не будет запускаться. Произвести замену устаревших деталей в домашних условиях не так сложно.

В некоторых моделях есть возможность для осуществления своими руками ремонта эл. дрели (в частности, замены щеток) без процедуры вскрытия корпуса. Для этого есть специальные заглушки. Достаточно их выкрутить и заменить старые изношенные щетки новыми. При выборе новых деталей следует обращать внимание не только на их размеры, но и на профиль сечения.

Не следует допускать слишком сильного износа щеток, так как это чревато рядом неприятностей. Во-первых, увеличивается зазор между ними и пластинами коллектора, что приводит к повышенному искрообразованию. Во-вторых, из-за этого пластины сильно греются, вследствие чего могут отойти от основания коллектора. Это может повлечь за собой необходимость замены якоря.

Неисправности двигателя

Такие поломки способны полностью вывести из строя необходимый прибор. Явный тому пример – это обрыв либо короткое замыкание обмоток. Инструмент в этом случае издает посторонние звуки (наподобие мычания), или двигатель вовсе отказывается запускаться.

В этом случае при выполнении своими руками ремонта дрели нужно разобрать корпус.

Определить, где именно произошло повреждение (в статоре либо роторе), можно по наличию следов оплавленного и почерневшего лака. Также помогает проверка цепи с помощью мультиметра. Якорь с крыльчаткой, включая статор, можно купить в любом магазине. Далее требуется произвести замену старого на новый.

Источник

Ремонт дрели макита своими руками

Самый востребований электрический инструмент в ремонте — электрическая дрель, часто выходит из строя в виду частого и интенсивного использования. При наличии базовых навыков и опыта ремонта подобных инструментов, отремонтировать дрель не составит больших трудностей.

Причин поломок такого рода инструмента может быть несколько, бытует мнение что основной причиной есть неправильная эксплуатация дрели или же не «фирмовость» инструмента, ввиду чего ее внутренности состоят с некачественных комплектующих.

Среди других более техничных причин, можно выделить такие:

  • Выход из строя подвижной части электродвигателя, его статора или якоря
  • Выход из строя подшипников
  • Поломка кнопки (регулятора оборотов)
  • Поломка реверсивного переключателя
  • Износ коллекторных щеток и их обгорание
  • Обрив провода в шнуре, в самой дрели или же на самой катушке двигателя
  • Поломка редуктора или само зажимного патрона

Для того чтобы разобраться в причине поломки, иногда бывает что ее сразу не видно, например, дрель просто не вращается. Осмотр начинают с питающего шнура, часто в виду интенсивной эксплуатации шнур перебивается или же в районе вилки или где нибудь еще. Также осматривают кнопку и различные элементы управления. Пробуют провернуть патрон. На этом все диагностические процедуры заканчиваются, дрель нужно разобрать чтоб получить доступ и осмотреть ее изнутри.

Для этого нужно открутить (все) шурупы по периметру корпуса дрели и снять верхнюю половинку корпуса. При выкручивании шурупов обращаем внимание на их длину и запоминаем в каком отверстии шурупы какой длины находились, проще их сразу оставить в снятой части корпуса.

Осматриваем питающий кабель и внутреннюю проводку на предмет отгораний, обрывов и надежности контактного соединения.
В месте, где кабель питания входит в корпус дрели, часто можно видеть поврежденный наружный слой изоляции, её разрыв, и сам шнур питания в итоге скручен.

Если у вас неисправна кнопка или реверсний переключатель то проще заменить на новый. Можно конечно разобрать, почистить контакты, но собрать будет хлопотно, много маленьких запчастей и пружинок, которые все норовят выпрыгнуть.

Один из самых распространенных видов поломки, это износ щеток двигателя, их замену можно легко произвести самому в домашних условиях. Иногда, щетки можно заменить без разборки корпуса дрели, если это позволяет конструкция. У некоторых моделей достаточно выкрутить заглушки из установочных окошек и установить новые щетки. У других моделей, для замены требуется разборка корпуса, в этом случае необходимо аккуратно достать щеткодержатели и извлечь из них изношенные щетки.

Характерным признаком неполадки электрощеток является сильное искрение и не стабильная работа электродвигателя,когда он работает с перебоями или рывками. Что происходит от непостоянного электро-контакта между щетками и пластинами на коллекторе.

Не стоит также допускать чтоб щетки износились до минимального размера. Это опасно тем, что между щеткой и коллекторными пластинами может увеличится зазор. В итоге происходит повышенное искрообразование, коллекторные пластины сильно греются и могут «отойти» от основания коллектора, что приведет к необходимости замены якоря.
Необходимо регулярно очищать пластины коллектора от нагара и постоянно проверять натяжку прилегания щеток к коллекторному барабану.

Другие неисправности электрической части могут проявляться в виде отсутствия вращения двигателя дрели, когда нет никаких признаков включения двигателя (не слышно гудения). Если дрель не включается и ее патрон легко проворачивается обычным усилием, то можно, скорее всего предполагать о неисправности электрической части.
Проверка конкретности причины производится по мере доступности,проверяются сетевой шнур, кнопка регулятора оборотов, пусковой конденсатор и обмотки двигателя, все просто прозванивается мультиметром в режиме сопротивления.

Среди электрических неисправностей можно отметить поломку якоря. Поломка якоря или статора происходит по двум причинам — неправильная эксплуатация и некачественный моточный провод. Топовые производители с мировым именем применяют качественный провод с двойной изоляцией и термостойким лаком, что в разы повышает надежность двигателей и позволяет значительно продлить временной ресурс вашей дрели. Дешевые же модели не выдерживают продолжительной и интенсивной роботы с перегревами.

Поломку якоря (неисправность котушок) можно диагностировать по характерному запаху, увеличению искрообразования при работе. А при осмотре можно увидеть и обгоревшие обмотки провода. Но можно наблюдать и падение мощности двигателя что будет говорить о том что обмотки начали подгорать, их сопротивление от этого уже поменялось, что можно увидеть с помощью тестера.

Можно наблюдать такие поломки якоря и статора: межвитковой электрический пробой, пробой на «корпус» (магнитопровод) и обрыв обмотки.

Пробой на корпус можно определить с помощью мегомметра (мультиметра) прикоснувшись щупами к любому выходу обмотки и магнитопроводу. Сопротивление более 500Мом указывает на отсутствие пробоя. Следует знать, что в идеале измерения следует делать профессиональным мегомметром, у которого измерительное напряжение не меньше 100 вольт. Делая измерения простеньким мультиметром, нельзя точно определить, что пробоя точно нет, однако можно определить, что пробой точно есть.
Еще пробой можно промерять простым методом, с помощью лампочки подключенной одним выводом к сети 220 вольт, а вторыми выводами на корпус и пластины коллектора.

Межвитковой пробой якоря определить будет немного сложней. Для этого можно использовать специальный трансформатор, у которого имеется только первичная обмотка и разрыв магнитопровода в виде желоба, для установки в него якоря. При этом якорь со своим сердечником становиться вторичной обмоткой. Поворачивая якорь, так что бы в работе были обмотки поочередно, прикладываем к сердечнику якоря тонкую металлическую пластину. Если обмотка короткозамкнута, то пластина начинает сильно дребезжать, при этом обмотка ощутимо нагревается.

Часто межвитковое замыкание можно увидеть при обычном осмотре, витки могут быть погнуты, смяты. можно попробовать устранить самому, отогнув в стороны замкнутые или погнутые витки провода.

Чтобы найти обрыв обмотки якоря можно, если к смежным пластинам якоря подключать миллиамперметр и медленно поворачивать якорь. В целых обмотках будет появляться определенный одинаковый ток, оборваная покажет или увеличение тока или его полное отсутствие. Методом сравнения можно найти неисправную или же убедится в исправности, если все обмотки выдают одинаковые значения на мультиметре.

Обрыв обмоток статора определяется подключением омметра к разъединенным концам обмоток, отсутствие сопротивления указывает на полный обрыв.

В данном случае произвести ремонт своими руками, перемоткой якоря или статора, без специальных приспособлений невозможен.
При перемотке обмоток необходимо выполнить условия: намотка обмоток производится в одном направление, у катушки отмечается начало обмотки, провод мотается по часовой стрелке, после чего помечается конец вывода. Вторая обмотка навивается в том же направление, с отметкой выводов начало и конец.

Для замены ротора или статора необходимо разобрать корпус, отсоединить провода, щетки, при необходимости снять приводную шестерню, и извлечь двигатель целиком вместе с опорными подшипниками. Купить замену и вставить все обратно.

При подозрение на поломку кнопки (регулятора оборотов) необходимо убедится в наличие напряжения на входной и выходной клемме кнопки. Если при нажатие на кнопку напряжение на выходе не появляется, нужно разобрать корпус кнопки и осмотреть все контакты. Как правило, подгорание или залипание контактов определяется визуально. Все контакты необходимо тщательно протереть спиртом и зачистить шкуркой для шлифовки. После чего проверить напряжение снова.
Ремонт кнопки своими руками возможен только при наличии определенных навыков. Важно понимать, что после вскрытия корпуса, многие детали коммутации просто вывалятся из корпуса. Не допустить этого можно только плавным и аккуратным поднятием крышки изначально.

При замене кнопки на новую, нужно убедится что новая кнопка рассчитана на мощность конкретной дрели. Так например, для дрели 750 ват, регулятор должен быть на ток не меньше 3.4 ампера.

Реверсивную кнопку проверяют таким же способом последовательно.

Механизм реверса основан на системе замыкающих и размыкающих контактов. Его профилактика проводится аналогично пусковой кнопке.

Причиной «не работы» электродвигателя может стать и выход из строя пускового конденсатора. Обычно нерабочее состояние конденсатора можно заметить по изменению цвета. Но надежнее измерить его емкость и сравнить с номиналом.

Механическая часть

В механической части ударной дрели, могут быть также разные поломки, например заклинивание вала дрели.
Если патрон не удается прокручивать рукой, а при этом двигатель гудит при включении, то причина скорее всего в поломке редуктора или подшипников. Частой причиной неисправности можно наблюдать разрушение опорных подшипников. Поломка редуктора может проявиться и в случае, когда патрон проворачивается рукой и электродвигатель работает, а вращение на главный вал не передается. Все неисправности в механической части могут вызвать периодические остановки и сбои во время работы , гудение, скрежет и недостаточную скорость вращения вала.

Принцип работы ударной дрели основан на поступательном движении двух храповиков, которые отталкиваются друг от друга во время вращения шпинделя электродвигателя.
Во время сверления с ударом двигатель приводит в движении шпиндель. От шпинделя двигателя вращательные движения передаются уже далее на большую шестеренку редуктора к которому жестко прикреплен храповик.

Волнистая поверхность храповика большой шестеренки скользит по волнистой поверхности второго храповика,жестко закрепленного в корпус редуктора,совершая тем самым ударные действия.
Со временем в процессе длительной и интенсивной эксплуатации дрели в режиме сверления с ударом волнистые поверхности храповиков истираются, удар стает все слабее и слабее или же не происходит вообще. Нужно осмотреть износившиеся детали редуктора и при необходимости заменить на новые.

При заклинивание патрона или слышном скрежете, прежде всего, нужно разобрать корпус дрели и осмотреть состояние шестеренок в редукторе. Износ шлицов крепления или разрушенные зубья шестеренок свидетельствуют о выходе детали из строя. Такую шестерню необходимо заменить. Шестерни осматривают по всей окружности, плавно поворачивая валы рукой.

Подшипники можно проверить поворачивая в них вал. При тугом ходе вала следует начать со смазки подшипников. Если это не помогает, то они снимаются с оси при помощи специального съемника. Руками прокручивается обойма подшипника. Если движение затруднено или слышны посторонние звуки, то подшипник следует заменить.
Не вовремя заменённый подшипник приведёт к заклиниванию якоря, или, в лучшем случаи, подшипник просто провернется в посадочном месте.

Что бы добраться к подшипникам дрели, необходимо снять полностью двигатель вместе с редуктором, предварительно вынув щетки, что бы их не поломать и чтоб они не по выскакивали.

Перед тем как вынимать внутренности дрели, внимательно рассмотрите что, где находилось, что бы при сборке, как это зачастую бывает у «опытных» мастеров не осталась куча ненужных элементов, применение которым тяжело найти.
Не потеряйте шарик, который находится на конце вала патрона для свёрл, он отвечает за режим сверления с ударом и без удара.

При необходимости и сильном износе патрона дрели следует открутить фиксирующий винт, который находится внутри патрона.После этого откручивают патрон с левой резьбой и снимают его с вала. Патрон заменяют на новый.

Зачастую дрель ломается во время серьезной работы, во время затеянного ремонта или в других условиях, чтобы не тратить время зря и чтобы это не было для вас проблемой, следует запомнить, как произвести ремонт дрели самостоятельно. Следует знать конструкцию используемой дрели и легко и быстро определиться с причиной неисправности и устранить ее.

Источник

Оцените статью