Ремонт деревянного корпуса часов своими руками

Реставрация корпуса старинных часов Густав Беккер. Шаг за шагом (мастер-класс)

Отреставрировать старинные настенные часы Густав Беккер я собирался давно. Пообещал даже в одном из своих мастер-классов Реставрация старинного кресла. Да всё руки не доходили. Наконец, появилось немного свободного времени, и я приступил к реставрации.
И вот результат работы, а как я к нему шёл — смотрите ниже.


Итог работы. Старинные настенные часы ГУСТАВ БЕККЕР

Материалы и инструменты

  • Плинтус сосновый
  • Шпаклевка акриловая (орех)
  • Проволока тонкая
  • Дрель
  • Молоток резиновый
  • Бокорезы
  • Шприц с длинной иглой
  • Шурупы, гвоздики (30мм.)
  • Скальпель
  • Бумага наждачная — для грубой обработки р-120, для мелкой р-320-400,
  • Цикля
  • Кисти для лака и для пропиточных составов
  • Безворсовая ткань
  • Уайт спирит
  • ПВА-Д-3
  • Лак (интерьерный) глянцевый
  • Пропитка от жучков и плесени
  • Защитное покрытие для древесины (орех)
  • Ветошь
  • Скотч малярный
  • Спички
  • Картон
  • Пылесос
  • Морилка спиртовая (орех)

Ход работ

В верхней части корпуса отсутствовал левый элемент карниза. Сам механизм часов был в рабочем состоянии, нуждался только в промывке и смазке, что я и доверил знакомому часовщику.


Вид дверки до реставрации

К сожалению, снимки корпуса часов до начала реставрации я не сделал.

Выше на фото — результат первичной очистки от лакокрасочного покрытия. Чистил аккуратно (предварительно сняв петельки и крючок), мелкой наждачной бумагой, местами циклевал скальпелем или стамесками разной ширины. Отдельные места шкурил скрученной в трубочку наждачной бумагой. Использовал наждачную бумагу на тканевой основе. Очистка выявила многочисленные повреждения древесины в деталях, сделанных из ореха. Детали из других пород дерева пострадали меньше.

Повреждения нижней части корпуса, вид после первичной очистки.

Повреждения верхней части.

Отсутствующую часть карниза решил изготовить из близкого по форме соснового плинтуса. Подгонял плинтус до нужной конфигурации, используя круглый и полукруглый рашпиль, а также наждачную бумагу разной зернистости. Полоски наждачной бумаги сворачивал в виде трубочки нужного диаметра.

Затем приклеил на клей ПВА-Д3 (для склейки древесины) и для надёжности закрепил гвоздиками. Для того, чтобы новый элемент не лопнул, места, где будут проходить гвоздики, просверлил таким же гвоздём, откусив шляпку, чтобы зажать в патрон дрели.

После очистки поверхностей от старого лакокрасочного покрытия, аккуратно и тщательно, вращая, простучал весь корпус резиновым молотком, чтобы из ходов шашеля высыпалась труха. Иногда приходилось устранять пробки в ходах тонкой проволочкой.

Затем, дабы избавиться от древоедов, несколько раз обильно прошприцевал все ходы шашеля антисептиком. Поверхности без видимых повреждений пропитывал кистью. Заливал антисептик шприцем с длинной иглой до тех пор, пока он не выступал на поверхности. После высыхания пропитки приступил к шпаклеванию повреждений. Использовал антисептик от жучков и шпатлёвку НЕ на водной основе, так как вода может покоробить древесину.




Во время очистки корпуса отвалилась нижняя часть. Пришлось её переклеить и дополнительно закрепить шурупами через промежуточный брусок, создав упор для боковых планок. Получилось не очень эстетично, но это задняя не видимая сторона.



Во время шпаклевания понял, что есть не вскрытые повреждения. Повторная шлифовка выявила гораздо больше дефектов, чем я ожидал. Пыль от шлифовки удалял кисточкой и пылесосом, предварительно обстучав резиновым молоточком. Простукивал аккуратно, чтобы не деформировать древесину. Вскрывшиеся ходы жучков, снова обработал антисептиком.

Новые повреждения в карнизе, которые выявились после повторной шлифовки.

После подгонки нового карниза аккуратно очистил от старого покрытия внутреннюю, покрытую шпоном, стенку, на которой крепится механизм часов. Циклевал вдоль волокон, чтобы избежать трудноустранимых (поперечных) царапин. Затем удалил пыль и протёр поверхности ветошью, смоченной Уайт-спиритом. После чего приступил к повторной шпаклёвке повреждений на других частях корпуса. Шпатлёвку использовал на акриловой основе, под орех.

На фото выше — корпус после окончательной шлифовки внутренней части, оклеенной шпоном. После высыхания шпатлёваных мест, прошкурил их мелкой наждачной бумагой. Удалив пыль, вновь шпаклевал оставшиеся дефекты и вновь шкурил, и так повторял до тех пор, пока не добился гладкой, почти идеальной поверхности, готовой к покраске.

Так как корпусу часов примерно сто лет, то естественно он рассохся, и места соединений начали люфтить. Разбирать весь корпус на составные детали не рискнул, просто залил в места соединений густой ПВА, а после высыхания излишки клея аккуратно удалил скальпелем (если этого не сделать, то плёнка от клея будет мешать покраске) и закрепил шурупами, предварительно просверлив отверстия под них тонким сверлом (2 мм.) .

Крепление боковых стенок шурупами к верхней крышке, вид после проливки стыков клеем ПВА.

Чтобы не испачкать лаком поверхности, которые в дальнейшем будут покрываться Пинотексом, заклеил их малярным скотчем. После чего несколько раз покрыл заднюю стенку мебельным акриловым лаком. Каждый слой сох не менее суток, затем шлифовал поверхность очень мелкой (р-400) наждачной бумагой, убирая неровности. Перед нанесением каждого слоя лака протирал поверхность ветошью, смоченной Уайт-спиритом. Чтобы сохранить красивый рисунок, покрывал лаком только поверхности, покрытые шпоном.

Дверца после шлифовки и шпаклёвки повреждений точёных деталей из ореха.

Вырезал вставку из картона, на заднюю, уже покрытую мебельным лаком, шпонированную стенку, чтобы не испачкать при покраске Пинотексом соседних деталей. Боковые стёкла заклеил малярной лентой. Для того, чтобы тон новой сосновой детали совпадал с соседними, пропитал её спиртовой морилкой, предварительно подобрав тон на отдельном кусочке из сосны.



Лак и Пинотекс разбавлял Уайт-спиритом до нужной консистенции. Первый грунтовочный слой разводил почти на 50 процентов. Последующие слои на 20-30 процентов. Последний слой Пинотекса не разбавлял.

Поверхности, покрываемые Пинотексом, после каждого слоя шлифовать не надо. Лак и Пинотекс разводил в отдельной ёмкости, в необходимом для работы объёме. После работы с лаком, тщательно, Уайт-спиритом (несколько раз меняя растворитель) вымывал кисти. Иначе не смытые остатки лака и краски будут попадать с кисти при нанесении следующего слоя лака на поверхность в виде мелких соринок.



Корпус после покраски и лакировки.



Внутренняя часть с механизмом.



На фото выше результат работы. После установки механизма часов на своё место.

Для того чтобы механизм часов надёжно фиксировался на задней стенке, в старые отверстия из-под шурупов вклеил спички на ПВА, обрезав их бокорезами вровень с поверхностью.

После пуска часов в течение нескольких дней я регулировал ход, делал это специальной гаечкой под линзой маятника. Часы идут точно. Бой приятный, похож на удары колокола. Механизм часов выпущен в Силезии в период с 1910 по 1926 год.

Эмблема производителя механизма часов.

Итог работы, затянувшейся почти на три года…

Источник

Как отреставрировать старые часы с деревянным покрытием

Часы — это больше, чем просто вещь, особенно если речь идет о семейной реликвии. Они со временем не стареют и не выходят из моды, а наоборот — приобретают все большую ценность. Если вы являетесь счастливым обладателем настенных, напольных или наручных часов, возраст которых равен хотя бы нескольким десятилетиям, то можете быть уверены, что такую уникальную вещь не купить ни в одном магазине.

Но хоть часы и отсчитывают время, но все равно они ему подвластны. С годами механизм изнашивается, а корпус теряет былую привлекательность. Реставрация часов позволит не только вернуть этой уникальной вещи былую изысканность, но и восстановит их функцию.

Старинные напольные и настенные часы, как правило, имеют массивный деревянный корпус. Со временем лакокрасочное покрытие трескается, царапается, а местами даже стирается. Сама древесина, к сожалению, тоже не вечная, под влиянием различных факторов она может разрушаться. Это, конечно, серьезная проблема, но она решаема, если за дело берутся специалисты, знающие свое дело. Центр реставрации часов — это команда профессионалов, которые имеют большой опыт в этой сфере и помогут вернуть вашей семейной реликвии привлекательный вид.

Реставрация корпуса часов напоминает работу со старинной мебелью. Вся конструкция разбирается, каждый элемент осматривается, устраняются его повреждения. Старое покрытие удаляется, и отшлифованная поверхность обрабатывается специальными составами и красится либо вскрывается лаком. Если вы захотите, чтобы часы после реставрации выглядели как прежде, то наши мастера подберут покрытие соответствующего оттенка, но можно и радикально изменить их внешний вид, выбрав абсолютно другой цвет, который наиболее гармонично сочетается с другими деталями интерьера. Благодаря соблюдению технологии нанесения декоративное покрытие продержится в неизменном виде долгие годы, а от былых царапин не останется и следа.

Практически любые старинные часы украшены оригинальной фурнитурой. Металл также не вечен и со временем теряет блеск, ржавеет или даже деформируется. Каждая деталь требует особого внимания со стороны реставратора, ведь из мелочей складывается общий вид часов. Вся фурнитура очищается от ржавчины и выравнивается. При сильных повреждениях некоторые детали нужно заменить, подобрав такие, которые будут гармонировать с остальными.

Часовой механизм старинных часов — это настоящее произведение искусства. Его реставрация требует особого умения. Каждая деталь должна быть в идеальном состоянии и находиться на своем месте, только тогда часы будут выполнять свою функцию. Наши специалисты работают в этом направлении, поэтому мы вернем вашим часам не только великолепный внешний вид, но и работоспособность.

Мы выполняем и такой вид работ, как реставрация наручных часов. Такая работа очень кропотлива и доверять ее можно только профессионалу. Корпус и механизм состоят из множества мелких деталей, каждую из которых нужно привести в порядок. Это совсем не просто, но оно того стоит, ведь каждые старые часы — это целая история жизни, а может даже память о ком-то из близких. Такие вещи не должны пылиться на полке, они созданы для того, чтобы быть в центре внимания.

Если вас интересует реставрация часов СПб, мы оказываем такие услуги на профессиональном уровне. Опыта и умения наших мастеров хватит на восстановление как корпуса, так и механизма. После полной реставрации ваши часы будут выглядеть, как раньше, а может быть даже и лучше. Кроме того, они будут исправно выполнять свою основную функцию. Такие вещи не стареют, а наоборот — с годами становятся более ценными и востребованным.

Недавно на свою почту получила интересное письмо. Вопрос довольно распространённый, по этому, отвечаю публично.
Вопрос: я начинающий любитель хочу научиться реставрировать старые корпуса настенных часов.
Ответ: звучит как «Начинающий стоматолог, хочу научиться лечить правый верхний передний зуб».
Для написания простейшего этюда необходимо владеть всей палитрой красок, знаний и техник. Нельзя научиться сначала, рисовать кустик, достигнув в этом совершенства, перейти к написанию стога сена. Освоив кустик и сено перейти к изображению облака.
Реставрация — наука комплексная. В реставрации часов Вы столкнётесь со всем многообразием восстановительных работ. Расчистка, консервация, восстановление шпона, резьбы, инкрустаций, петель, замков, стёкол. Далее часы необходимо покрыть лаком по всем канонам старинной полировки. Для реставратора нет предмета ответственного или бросового. Предмет — это маленькая жизн, кем-то любимой вещи.
Какой-то совет, по проведению определённой операции реставратор мебели, безусловно, дать может. Для этого конкретизируйте вопрос и получите развёрнутый ответ. Что собираетесь реставрировать: буфет, стол, сундук или часы большой роли не играет. Реставрационные приёмы едины. Задавайте конкретный вопрос — получите исчерпывающий ответ. Наша почта: Elena@restavraciy.ru.
С уважением, Елена Жилина.

Реставрация антикварных часов. Включая механизм

Реконструкция старого корпуса часов по сохранившимся изображениям

C детских лет я что-то ремонтировал. Больше всего − электронную технику, позже − автомобили. А еще мебель, бытовую технику, компьютеры. Хотя это никогда не было основной профессией, постоянно приходилось заниматься этим. Но за часы, тем более старинные − не брался ни разу.

Но вот, судьба отдала в мои руки часы, да еще какие − Le Roi a Paris, выпуск − предположительно вторая половина позапрошлого, XIX века!

Сначала меня попросили правильно установить и запустить эти часы после реставрации деревянного корпуса. Реставраторы хорошо понимали в дереве, но плохо в механике часов. Они сделали прекрасный корпус, но не смогли даже правильно выставить в нем механизм. Мне удалось исправить их ошибку, и часы пошли. Но через некоторое время, после попытки хозяев немного поменять тон боя подгибом ударника, случилась беда − часы перестали бить вовсе, и стали останавливаться. Опять обратились ко мне. Я, с некоторым трепетом взялся за дело..

Осмотр механизма показал, что сломана лапка привода ударника, которую цепляет специальная звездочка, заставляя ударник подниматься и ударять. На переднем плане вида ось с обломком лапки. Слева на конце оси круглая деталь, от которой вниз отходит пруток − это штанга ударника. За осью стоит шестерня, а рядом с ней, справа, за ней − звездочка, которая, вращаясь цепляет лапку (которая сейчас обломана), заставляя ось поворачиваться, а ударник − бить.

Лапка была впрессована в ось. При всем желании повторить это сейчас мы не сможем. Поэтому, пусть ругают меня бывалые часовщики, но я пришел к единственному решению − новую лапку надо к оси . припаять! Тем более, паяльником я владею хорошо, да и способ этот позволяет быстро и надежно выполнить ремонт. Детали часов латунные, а латунь паять можно.

Итак, подготовлено рабочее место. Естественно, паяльник, припой, флюс в бутылочке. Я купил специальный флюс для пайки латунных радиаторов ведь детали часов − из латуни. Пинцеты, фигурные пассатижи. Ну и, еще кое-что.

Когда-то мой глаз без труда различал мельчайшие детали электронных схем. Но это в прошлом, и сегодня в помощь − ювелирные очки. Они на фото справа. Я не интересовался этим предметом лет двадцать пять, с тех пор как такие были у моего отца. Оказалось, что за эти годы девайс сильно эволюционировал. Теперь в них есть дополнительные линзы и даже встроенный фонарик! Они есть везде и стоят недорого.

Ну а в качестве донора для нашей новой лапки выступит . латунная пряжка от ремня!
Отрезаем деталь нужных размеров.

Деталь получилась маленькая − очки очень кстати. Забегая вперед поведаю, что по факту, она стала еще раза в два меньше.

Осмотрим механизм. Чтобы снять ось, к которой будет припаиваться лапка, пришлось бы разбирать механизм полностью со снятием шестерен, пружин, и т.д. Это нежелательно − столь глубокая разборка таких старых часов опасна, можно сломать что-нибудь еще, нарушить геометрию деталей, а ведь они притерлись веками. Принимаем решение припаивать на месте соблюдая осторожность. Все детали часов покрыты вековым налетом окисла и грязи.

Снимаем стрелки, чтобы демонтировать циферблат. Последний имеет самое настоящее эмалевое покрытие, как на кастрюлях и тазах. Создавать яркую белую глянцевую поверхность, которая не осыпается и не желтеет с годами, в то время по-другому не умели. Собственно, и сейчас мало какое покрытие может поспорить с эмалью по этим качествам.

Сначала лудим нашу деталь. Хотя она тоже окислена, лужение легко удается даже без механической зачистки − флюс работает на «ура».

Зачищаем натфилем ось ударника. Следим, чтобы опилки не попадали в механизм.

Заодно стачиваем обломок старой лапки. Для пайки нам нужна гладкая поверхность!

После зачистки берем пинцетом, как рейсфедером, капельку флюса и наносим на ось.

И выполняем лужение. Конечно, нам нужно лудить только участок будущей пайки, а не всю ось.

Наконец, обе поверхности залужены, выполняем пайку. Это очень сложная задача, которая выполняется в ювелирных очках. Они хороши, но и здесь помогают мало − ведь нужно ориентировать деталь сразу в двух плоскостях. Никакие изгибы и иные силовые способы коррекции положения после пайки недопустимы − можно сломать ось.

После нескольких попыток удается правильно припаять лапку. Фото сделано прямо сквозь линзу ювелирных очков. Однако и без очков видно, что я переусердствовал при лужении лапки − на ней излишки припоя, причем как раз в том месте, где ее цепляет зубчатое колесо, что недопустимо.

Приходится отпаивать лапку, чтобы зачистить. Заодно придать ей некоторую фаску, чтобы облегчить контакт с зубчатым колесом. Чем хороша пайка − можно многократно отделять и вновь присоединять деталь.

Снова припаиваем зачищенную лапку.

Ради интереса фото сделано через перевернутый объектив. В таком режиме он работает как супер-макро, одна беда − крайне низкая глубина резкости.

Пробуем механизм в работе, и тут выясняется, что лапка слишком длинная. Ударник размахивается с огромной амплитудой, и механизм вообще работает неправильно. Эта ошибка ожидаема − я ведь не видел исходной лапки, не знаю ее длину. Понять ошибку можно только на испытаниях.

Приходится отпаивать и укорачивать лапку. На фото лапка поднесена к оси так, как должна стоять. Снижу под ней, рядом с шестерней торчат зубы зубчатого колеса, которое приводит ее в движение.

Припаиваем укороченную лапку. На фото видно, что она стоит точно на уровне зубчатого колеса.

Ставим стрелки, чтобы прокрутить механизм до момента боя. Проверяем размах ударника. Вроде бы все правильно.

Запускаем бой. Ударник работает как надо. Здесь надо сделать отступление. Почему я уделяю такое внимание этой лапке? Ведь зубчатое колесо, цепляя ее, всего лишь поворачивает ось с ударником, весом несколько грамм. Так ли уж критична ее форма, положение, плоскость?
Да, нагрузки здесь невелики. Однако, давайте посчитаем. Часы бьют каждый час, отбивая время, и каждые полчаса. За 12 часов они делают всего 1+2+3. . +12 = 78 часовых ударов, плюс 12 ударов каждые полчаса, итого 90 ударов. За сутки − 180 ударов. За год − 65 700. Каждый удар это поднятие лапки зубчатым колесом. Только за год 66 тыс раз. А ведь нам надо чтобы, часы проработали больше чем год. И желательно, много больше.

Однако, для полноты картины нам надо услышать настоящий бой часов. Для этого я иду туда, где остался корпус часов и снимаю держатель механизма с мелодичным элементом, не знаю как он правильно называется, по которому бьет ударник.

Корпус часов − тесный и неудобный. И висит не у меня дома. А нам надо испытать часы так, чтобы был доступ ко всем элементам механизма, и одновременно чтобы часы работали полностью в штатном режиме. Делать нечего − мы заставим часы работать и для этого соберем испытательный стенд!

Я беру ненужную полку от шкафа и креплю к ней держатель механизма так же, как он закреплен в корпусе часов.

И собираем на этом импровизированном стенде часы полностью с маятником.

Ставим часы на подоконник − подходящее место, где их никто не повредит. Оставляем работать на несколько дней. Каждые полчаса квартира оглашается мелодичным одиночным звоном, а каждый час звучит нужное число ударов. У меня никогда дома не было таких часов. Ощущения интересные. Особенно ночью. Впрочем, в корпусе звук еще более мелодичный.

Ну и наконец, относим механизм к к месту, где висит корпус. То есть, радостным хозяевам

Предлагаю послушать их мелодичный бой, который вновь зазвучал как и более ста лет назад.

Сердечно благодарю Владимира Афанасьева, моего сына, за помощь в подготовке фото- и видеоматериалов данной статьи. &nbsp

Источник

Читайте также:  Сухие мушки для хариуса своими руками
Оцените статью