- Как пользоваться реечным домкратом: принцип работы и ремонт устройства
- Типы реечных домкратов
- Рычажные
- Зубчатые (редукторные)
- Как работает реечный домкрат
- Как пользоваться реечным домкратом
- Приспособления и аксессуары для хай джека
- Ремонт реечного домкрата
- Ромбический домкрат: как разобрать, починить, сделать ручку
- Конструкция и принцип действия ромбического домкрата
- Как разобрать ромбический домкрат
- Виды поломок и их устранение
- Срыв резьбы
- Поломка подшипников
- Перекос ромба
- Срыв зубьев
- Модернизация рукоятки
Как пользоваться реечным домкратом: принцип работы и ремонт устройства
Типы реечных домкратов
Классификация огромного разнообразия подъемных устройств происходит по главному отличительному компоненту, характерному только для определенных типов систем. Подвиды реечных домкратов (рычажные и зубчатые), имеют колоссальные отличия, однако оба числятся в одной группе, поскольку имеют схожую суть работы. Данные приспособления выполняют подъем грузов с помощью рейки, но их возможности, сферы использования и даже внешний вид, кардинально отличаются. Для большей наглядности, приведем цифры, фото и краткие факты по каждому из представителей.
Рычажные
Самый высокий тип подъемников, пользующийся огромной, заслуженной популярностью среди любителей бездорожья. Достаточно надежен, неприхотлив в обслуживании и может эксплуатироваться в самых неблагоприятных условиях. Помимо подъема авто с высокой подвеской, периодически используется в хозяйстве для решения мелких бытовых задач. К примеру, с помощью данного приспособления можно легко вытащить старые заборные столбы или выкорчевать небольшое дерево.
Технические показатели рычажных реечных подъемников (хай джеков), позволяют поднимать объекты с расстояния в 13 см от земли, на высоту более 1.4 метра. Существуют и более приземленные разновидности, с максимальной высотой подъема до 60 см. Устройство обладает весьма скромной грузоподъемностью, предел которой составляет 3.5 тонны. Такого показателя вполне хватает для работы с внедорожником, но более массивную, грузовую технику, поднять таким инструментом практически невозможно.
Зубчатые (редукторные)
Уникальная разновидность подъемного оборудования с вращательным механизмом и двумя упорными точками. В условиях бездорожья практически не используется, поскольку выдвижная рейка может легко перенести грязь в закрытую систему. Обслуживание зубчатого домкрата требует снятия крышки, вынимания шестерней, промывки, сушки и обратной установки с нанесением консистентной смазки (не сложно, но времязатратно). Данные приспособления широко востребованы в железнодорожных работах, строительстве и на производствах.
Среднее значение рабочего хода рейки составляет 300 мм, при том, что высота подхвата нижнего упора находится в районе 90 мм, а верхнего, около 750. Следовательно, зубчатый домкрат может поднять объект на высоту 390 мм с нижнего упора, и на 1050 мм, с верхнего. Относительно реечных устройств, зубчатый подъемник имеет отличную грузоподъемность, достигающую 25 тонн. Механизм и принцип работы реечного домкрата данного типа, подробно разобран ниже.
Как работает реечный домкрат
Определив поверхностные различия приборов реечного типа по техническим показателям, внешнему виду и областям применения, можно переходить к более глубокому разбору принципа действия каждого устройства. Несмотря на общую основу в виде рейки, конструкции механизма подъема рычажных и зубчатых моделей, кардинально отличаются. Чтобы передать вам полное понимание сути обеих систем, объясним, как работает реечный домкрат каждого типа. Начнем с хай джека.
Рычажный реечный подъемник основан на дырчатой рейке, по которой ходит механизм с упором и рукояткой. Фиксация поднятого груза происходит с помощью подпружиненных стальных пальцев, которые слегка сдвигаются при подъеме и заходят в отверстия выше. По принципу действия и форме, идентично защелке на дверной ручке. При опускании рукоятки, она упирается в нижний палец и отталкиваясь от него, поднимает верхний на одно отверстие. Когда рукоятка поднимается, нагрузка уже лежит на верхнем, и нижний свободно притягивается к нему пружиной. С каждым повторением цикла, механизм поднимается на одно отверстие.
Спуск происходит идентичным движением рычага, но в процессе задействуется дополнительный элемент – подпружиненная металлическая деталь, поднимающая пальцы за штифты. Груз ложится на пальцы поочередно. При опускании рычага, пластина выбивает верхний, который плавно перемещается на отверстие ниже при подъеме. Когда рукоятка полностью поднята, выбивается нижний палец, и постепенно отдаляется от верхнего. Вся хитрость механизма основывается на подвижных упорах и пружинах.
Зубчатый реечный домкрат стандартного образца, работает за счет вращательных движений. Конструкция основана на рейке с зубьями, за которые цепляется механизм подъема из двух шестеренок. Вращения рукоятки передаются на малую шестерню, которая переводит их на большую и далее, на рейку. По причине разницы в размерах, сила, оказываемая на первый элемент, увеличивается в десятки раз, позволяя поднимать многотонные объекты.
За фиксацию груза отвечает храповик со скошенными зубьями, в которые упирается собачка, не позволяя механизму вращаться в обратном направлении. Для опускания упора, собачка откидывается, позволяя рукоятке идти против часовой стрелки. Во время спуска, вес груза давит на ручку через механизм и требует усилия, сдерживающего обратное вращение.
Существуют модели, вовсе не предназначенные для спуска. Устройство реечного домкрата такого рода, подразумевает только подъем и фиксацию груза на подпорки. Помимо вращательных механизмов, существуют зубчатые домкраты с рычагом, одной шестеренкой и трещоточным механизмом. Эксплуатация таких подъемников, напоминает использование хай джека, но с повышенной интенсивностью и более легким нажимом на рукоятку.
Как пользоваться реечным домкратом
Успешное выполнение подъемных работ, в первую очередь зависит, от понимания и применения технологии процесса. Чтобы обезопасить себя, груз и сам инструмент от повреждений и травм, достаточно придерживаться основных правил. В зависимости от конструкции модели, действия могут слегка отличатся, но базовые моменты едины для всех. Следующее руководство объясняет процесс эксплуатации хай джеков, затрагивая общие действия и главные нюансы работы с механизмом.
Зафиксируйте транспортное средство с помощью ручника или колесных упоров. Высота реечного домкрата делает его очень шатким, и даже небольшое движение груза может привести к перекосу и срыву.
Поместите зацепной упор домкрата под укрепленную часть кузова (металлический бампер или силовой порог). Если указанные части отсутствуют, или имеют декоративный характер, можно зацепить авто за колесный диск, с помощью специального приспособления.
Установите основание домкрата на максимально ровной и прочной поверхности. Если транспорт находится в грязи, поставьте инструмент на доску.
Во время перемещения рукоятки, не располагайте пальцы, руки, голову на пути её движения. Рычаг создает значительное напряжение, и если будет отпущен до захода пальца в рейку, то вернется в свое изначальное положение с огромной скоростью, под давлением веса груза. Если необходимо придерживать верхнюю часть подъемника, беритесь с противоположной стороны рейки.
Подняв объект на нужную высоту, расположите рукоятку вертикально, вдоль рейки. Так груз будет держатся на 2-х пальцах и вероятность срыва уменьшится.
Когда необходимые работы проведены и авто можно ставить на землю, просто опустите переключатель вниз и проделайте несколько движений рукояткой. Процесс спуска идентичен подъему, за исключением задействования дополнительных деталей механизма.
Если фотографии и текст, недостаточно подробно передали суть эксплуатации, рекомендуем посмотреть следующий материал, объясняющий, как использовать реечный домкрат. Видео, представленное ниже, наглядно и динамично демонстрирует общую механику действий.
Приспособления и аксессуары для хай джека
Стандартная конструкция реечного домкрата рычажного типа вполне самодостаточна, если речь идет о подъеме подготовленной техники с наличием специальных упоров. Эти устройства способны выполнить свою задачу в любых условиях, хоть их использование не всегда бывает удобным. Для устранения мелких недостатков, прибор может быть оснащен специальными аксессуарами, расширяющими функциональные возможности, повышающими надежность и продлевающими срок эксплуатации. О самых полезных и интересных модернизациях хай джеков, рассказываем далее.
Крюки для подъема за колесо расширяют возможности домкрата, позволяя использовать его на транспорте без специальных точек упора. Верхняя часть приспособления фиксируется на клюве подъемника с помощью одного или пары болтов. От башмака отходят 2 грузовых ремня или цепи с закрепленными на концах крюками, которые цепляются за отверстия на колесном диске. Таким способом, колесо поднимается вместе с подвеской, что уменьшает необходимую высоту для отрыва от земли.
Устройство подъема за бампер, в виде крюка, соединенного с упорным крепежом при помощи цепи. Предназначается для зацепа изогнутых бамперов, которые не рекомендуется поднимать стандартным типом зацепа. Для максимальной защиты от повреждений, большинство крюков имеет прорезиненную поверхность.
Опорная площадка предназначена для увеличения площади основания, с целью использования устройства на мягкой поверхности. Выполнена из прочного пластика и имеет специальный паз для надежной установки подъемника. По большему счету, такое своеобразное усиление реечного домкрата может обеспечить более уверенный темп подъема, но обычные доски способны справиться с данной задачей практически идентично.
Крепежи для наружной транспортировки, позволяют оснастить автомобиль эстетичными и надежными креплениями для фиксации домкрата любой длины. Существует как минимум 2 типа подобных элементов: для крепления на трубы (силовой бампер и экспедиционный багажник) и к любым ровным поверхностям. Есть универсальные варианты и для конкретных моделей хай джеков.
Чехол для механизма обеспечивает защиту главной части подъемника от воздействия окружающей среды во время наружной транспортировки. Изготовлен из мягкого, водоотталкивающего материала с застежкой-молнией. Обеспечивает изоляцию от грязи на 99%, но влага все-таки попадает.
Ремонт реечного домкрата
Среди самых распространенных поломок хай джеков, можно выделить деформацию рейки или повреждение пальцев с болтом шатуна. В первом случае, ремонт не вернет былую крепость, поскольку даже после выравнивания рейка согнется в том же месте. Вторую поломку исправить можно, и сделать это предельно просто, используя специальный ремкомплект. Подобная неисправность вызывает заедание механизма. О том, как в таком случае выполнить ремонт реечного домкрата своими руками, подробно рассказываем далее.
В первую очередь установите переключатель в положение подъема и расположите рукоятку параллельно рейке.
С помощью молотка и отвертки выбейте штифты, в которые упирается пружина. Далее выньте пальцы и установите новые детали из комплекта для ремонта.
Поставив новые фиксирующие элементы, можно переходить к замене болта шатуна. Просто выкручиваем старый, и устанавливаем на его место новый.
Наносим на трущиеся элементы специальную смазку из ремкомплекта. Если в вашем наборе нет подобного состава, можно использовать тефлоновую или силиконовую (WD-40 подойдет). Главное не наносить консистентные смазки или моторное масло, поскольку они будут быстро накапливать грязь.
Такая нехитрая процедура вернет вашему реечному домкрату былую эффективность и значительно продлит срок его службы. Более наглядный процесс подобного ремонта, продемонстрирован в следующем видео, с хорошим монтажом и комментариями автора.
Источник
Ромбический домкрат: как разобрать, починить, сделать ручку
Конструкция и принцип действия ромбического домкрата
Компактное устройство, которое без труда поместится в багажник автомобиля, имеет небольшой вес (обычно, до двух килограмм). У универсальной конструкции можно выделить только один недостаток – это большое усилие, которое нужно приложить в начале работы. Подъемник часто покупают благодаря невысокой цене и приемлемому уровню надежности. Простота механизма позволяет проводить самостоятельный ремонт, при наличии материалов и владении определенными слесарными инструментами.
Принцип работы связан с изменением геометрии ромба. В процессе работы стальные рычаги меняют свое положение по отношению к подвижным креплениям. При закручивании винта расстояние между боковыми шарнирами уменьшается. Управление винтовым механизмом осуществляет ручка домкрата, приводя механизм в действие. Недорогие механизмы оснащены шатунной рукоятью, более дорогие – со встроенной в ручку трещоткой, ускоряющей и облегчающей эксплуатацию. Подъемная пята оснащена пазом для упора в поддомкратник автомобиля или противоскользящим резиновым покрытием.
Изделия различаются по:
- Грузоподъемности. Большинство моделей подъемников рассчитаны на вес от 500 кг до 3000.
- Высоте подъема. Ромбический домкрат способен поднять груз на 20-42 см от земли. Этого достаточно, чтобы поменять колесо.
- Высоте подхвата. Минимальное значение составляет 5 см. Такой показатель позволяет работать с машинами с низким дорожным просветом.
В зависимости от заявленной грузоподъемности отличается резьба домкрата. Чем больше диаметр и шире ее шаг, тем больший вес груза способен поднять домкрат. Во избежание поломки изделия не превышайте максимально допустимую нагрузку. Для расчета учитывайте полную массу машины со снаряжением. Все, что находится в багажнике, топливо в баке, вещи в кузове автомобиля прибавляют к весу машины 250-300кг.
Как разобрать ромбический домкрат
При возникновении неисправностей, первое, что нужно сделать – это разобрать устройство. Ниже приведена пошаговая последовательность действий, которые необходимо выполнить, перед тем как починить ромбовый домкрат:
Начать следует с выкручивания винта. Но здесь есть определенные тонкости. Для извлечения болта нужно удалить обжимную пластину. Она находится внутри со стороны ручки и является фиксатором подъема механизма.
Скручиваем боковые гайки.
Демонтируем ключом гайки, которыми фиксируется подъемная пята и опорная горизонталь. Если конструкция соединена заклепками, то придется срезать их болгаркой.
Виды поломок и их устранение
Механизм может выйти из строя вследствии игнорирования условий эксплуатации, например, подъем веса, выше указанного в техпаспорте. Со временем детали постепенно могут приходить в негодность даже при использовании в соответствии с рекомендациями производителя. В обоих случаях возможен ремонт ромбического домкрата своими руками. Процесс не займет много времени и усилий, если у вас есть базовые навыки работы с металлом. После любого ремонта обязательно проведите тестирование механизма.
Срыв резьбы
Эта неисправность встречается чаще всего. К ней приводит либо превышение допустимой нагрузки на устройство, либо недостаточная жесткость металла винта. В этой ситуации, домкрат ромбический своими руками можно починить несколькими способами.
Вариант 1
Когда повреждена только резьба гайки. В таком случае ремонт не вызовет особых затруднений. Относительно сложным этапом процесса, будет поиск новой гайки с подходящими размерами и шагом резьбы.
Необходимые инструменты:
- Болгарка.
- Сварочный аппарат.
Удаляем гайку с поврежденной резьбой, сточив выступ крепежного шарнира болгаркой (если на болтах, просто откручиваем).
Если резьба позволяет шпильке свободно перемещаться по старой гайке, просто привариваем к ней новую. Если шпилька застревает при вращении, перед сваркой элементов, старую гайку следует высверлить, сняв резьбу полностью.
Привариваем к старой гайке новую, по направлению винта.
Устанавливаем модернизированную гайку на место. Если в качестве крепежа использовался шарнир, его можно прихватить сваркой.
Вариант 2
В связи с мягким металлом и грубой эксплуатацией, деформация резьбы может произойти на шпильке. Если вам удастся найти абсолютно идентичную деталь, ремонт сведется к банальной замене, но подобные компоненты весьма редко можно встретить в розничных магазинах. Если вы стали жертвой безуспешных поисков, выйти из ситуации и отремонтировать домкрат можно полной заменой комплекта: шпильки и гайки. Настоятельно рекомендуется подбирать элементы с трапецеидальной резьбой, поскольку они более надежны. Если использовать метрическую, лучше взять максимально большой диаметр, который можно разместить в устройстве и более длинную гайку.
Необходимые инструменты:
- Болгарка.
- Сварочный аппарат.
Восстановление подъемной способности инструмента происходит путем замены деформированного элемента на новый. Процесс этот происходит путем следующих манипуляций.
Разбирается фиксирующая конструкция шпильки со стороны рукоятки, снимается внутренняя обжимная пластина, после чего винт выкручивается.
От вынутой шпильки отрезается, около 1/5 части (которая располагается у рукоятки). Этот отрезок послужит основой, к которой будет приварена новая шпилька. Для увеличения надежности соединения, краям шпилек следует придать клиновидную форму (так площадь сварки будет больше).
После подготовки гайки, останется приварить к ней новую, длиной от 2-х сантиметров (для большей надежности). Лучше приваривать с внутренней стороны ромба. Это слегка уменьшит максимальную высоту подъема, но сварочный шов будет упираться в стандартную гайка. Если приварить за пределами ромба, на шов будет прилагаться весь вес груза, и стойкость будет зависеть только от качества вашей сварки. Можно взять две гайки по 1 см и приварить одну изнутри, а другую снаружи (более муторно, но оптимально).
Когда резьбовое соединение создано, собираем механизм в обратной последовательности. В первую очередь, домкрат следует протестировать на своем весе, после чего, переходить к подъему транспорта.
Поломка подшипников
Один из видов неисправностей, которые возникают при превышении допустимой нагрузки на изделие. Починить изделие можно в несколько шагов.
Требуемые материалы:
- Упорный подшипник № 51112.
- Отрезок трубки диаметром 32 мм, для закрытия подшипника от грязи.
Для правильного подбора размеров подшипника, нужно измерить диаметр винта и расстояние между гранями корпуса инструмента. В нашем случае, подшипник имеет 14 мм внутреннего диаметра и 32 мм наружного.
По инструментам:
- Ножовка по металлу или болгарка.
- Плоскогубцы или струбцина.
Первым делом снимаем с резьбы обжимную пластину, упирающуюся в правый внутренний угол домкрата (со стороны рукоятки).
Выкручиваем шпильку и снимаем с неё все компоненты.
От трубки отрезаем тонкое кольцо, способное закрыть подшипник. Это защитит механизм от негативных воздействий окружающей среды. Края лучше зашлифовать.
Собираем комплектующие в следующей последовательности: шайба, подшипник с защитой, шайба.
Перекос ромба
Реставрация ромбового домкрата вследствие нарушения геометрии тоже возможна. Для этого понадобится выполнение нескольких шагов. Нужно отметить, что задача выполнимая, но необходимы базовые навыки по работе с металлом.
По инструментам:
- Болгарка или дрель со сверлом по металлу (для снятия заклепок).
- Гаечный ключ.
- Тиски (желательно стационарные).
С помощью болгарки или высверливания дрелью, удаляем заклепки, удерживающие упор домкрата.
Выравниваем погнутые элементы в тисках или точными ударами молотка.
Чтобы исключить повторение деформации, укрепляем внутренние части рычагов отрезками трубок, через которые продеваем болты.
Устанавливаем упор на свое место, затягивая болтами с гайками (вместо заклепок). Для надежности, гайки можно прихватить сваркой.
Срыв зубьев
От такой неполадки как срыв зубьев, не застрахован даже автолюбитель, соблюдающий нормы допустимого веса. Причиной может быть недостаточная толщина металла. В нашем случае 2 мм.
По инструментам:
- Болгарка.
- Сварочный аппарат.
Разбираем домкрат, открыв доступ к деформированным деталям.
Из 6-миллимитрового листа стали вырезаем детали болгаркой. Форма должна дублировать исходный эскиз зубьев.
Прижимаем изготовленные пластины с зубьями к деформированным и фиксируем струбцинами. Проверяем соосность деталей на собранном механизме.
Закрепляем новые зубья к корпусу сваркой и зачищаем швы металлической щеткой.
Модернизация рукоятки
Модернизация может пригодиться в разных ситуациях. Это может повысить удобство использования механизма или выручит, если старая ручка для домкрата была утеряна. В любом случае изделие, которое улучшено самостоятельно, будет предметом гордости. Процесс доступен даже тем автолюбителям, у которых нет навыков работы со сварочным оборудованием, поскольку оно здесь не пригодится.
По инструментам:
- Болгарка.
- Дрель.
- Метчик.
Несколько шагов и будет готова ручка для ромбического домкрата. Своими руками можно создать изделие, которое значительно повысит эффективность использования устройства.
С одного из торцов шестигранника, по центру, выпиливается паз, глубиной 25 мм и шириной 8 мм (зависит от размеров крепления рукоятки на вашем домкрате).
В боковых стенках паза просверливаем отверстия, диаметром 8 мм.
В полученных отверстиях можно нарезать резьбу, или обойтись без этого и фиксировать пропущенный через них болт с помощью гайки.
Устанавливаем шестигранник на крепеж рукоятки и фиксируем винтом. Берем ключ-трещетку с подходящей по размеру насадкой и пользуемся модернизированной версией домкрата.
Источник