Ребенок не дает свои руки

Не трогай меня! Столичный психолог рассказала, что делать, если ребенок не переносит тактильного контакта

Ребенок не хочет обниматься даже с близкими, огрызается, когда до него пытаются дотронуться. Многих родителей настораживает такое поведение, и неспроста. По мнению специалистов, к этой проблеме нужно подойти очень внимательно и деликатно. Как себя вести взрослым, если ребенок не переносит тактильного контакта, рассказала психолог семейного центра «Печатники» Зухра Магомедова.

Дайте личное пространство

В семейный центр «Печатники» обратился многодетный папа с сыном-подростком. Он рассказал, что ребенок за последний год сильно изменился: замкнулся, перестал обниматься с близкими, играть с братьями и сестрами, отказался от любимых занятий по борьбе и футболу. Мужчина начал наблюдать за сыном и пришел к выводу, что ему нужна помощь психолога.

Во время консультации выяснилось, что семья проживает в малогабаритной двухкомнатной квартире. У подростка есть еще две сестры и маленький брат. У каждого ребенка имеется кровать, а вот письменных столов всего два и один ноутбук. Когда мальчику нужно воспользоваться компьютером или сделать уроки, приходится договариваться с сестрами об очередности.

Мальчик рассказал, что раньше ему было комфортно в одной комнате со своими сестрами и братом, а потом захотелось личного пространства, уединения. Шум и разговоры его раздражают, он хочет побыть один, но это невозможно в большой семье. Подросток понимает, что сестры и брат ни в чем не виноваты, но не может сдержать себя — ссорится и дерзит.

Читайте также:  Сумочки ридикюли своими руками

Психолог дала рекомендации родителям. Они поняли, что ситуация усугубилась в силу возрастных особенностей сына и маленького пространства квартиры. Мама и папа стали чаще гулять с детьми, чтобы минимизировать пребывание дома. Подключили к этому бабушек и дедушку, которые проживали с детьми в одном районе. Подростку отделили кровать ширмой от остальной комнаты. На день рождения подарили планшет и беспроводные наушники.

Через три месяца папа снова пришел на консультацию к психологу и поделился радостью: в доме наступил мир, сын-подросток успокоился, начал проявлять нежность в отношении своих сестер и брата. Тактильный контакт больше не приносит ему прежнего дискомфорта.

Исключаем крайности

Непереносимость тактильного контакта возникает, как правило, в детстве. Самые распространенные причины:

  • отсутствие физического контакта между членами семьи из-за их эмоциональной холодности;
  • мало пространства и слишком много тактильных контактов. Человек в такой ситуации буквально «задыхается», хочет свободы и личного пространства.

«Часто у тех, кто боится чужих прикосновений во взрослом возрасте, в детстве были непростые тактильные отношения с родителями. Особенно — с матерью. Она слишком навязчиво тискала ребенка или, наоборот, редко обнимала его», — отмечает специалист.

В первом случае стоит постепенно очень ненавязчиво и мягко начать контакт с человеком хотя бы с простого прикосновения к кончикам пальцев рук. Сначала как бы невзначай, а потом целенаправленно и обязательно нужно наблюдать за реакцией. Можно предложить членам семьи начать делать друг другу массаж. Результат, как правило, можно увидеть через пару месяцев.

Когда непереносимость возникает из-за нехватки личного пространства, стоит хотя бы в минимальной степени выделить его, тогда положительная динамика не заставит себя долго ждать. Решать эту проблему лучше всего с профессиональным психологом на индивидуальных консультациях в столичных семейных центрах.

Помощь психолога

В случае если родители хотят разобраться в причинах непереносимости тактильного контакта у детей, можно записаться на прием к психологу, обратившись на портал «Мой семейный центр». Каждый посетитель сайта может воспользоваться картой организаций поддержки семьи и детства. При выборе на карте необходимого района отображаются ближайшие организации с подробной контактной информацией.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Источник

Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей

Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, — невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.

Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.

Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.

Неврологические проблемы

Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).

Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.

Когда проблема действительно существует?

Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, — ор ребенка.

С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.

Советы доктора Комаровского

Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.

Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, — правильный образ жизни ребенка.

Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.

Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.

Источник

Как отучить ребенка от рук

Самый эффективный (и одновременно самый бессмысленный) совет, который можно тут дать – это не приучать ребенка к рукам. Вы удивлены? Понимаю вас. В истории педагогики были периоды, когда мамам категорически не советовали брать ребенка на руки, и периоды, когда мамины руки, наоборот, провозглашались панацеей от всех проблем. Мы с вами живем как раз в такое время, когда общественное мнение скорее за то, чтобы взять малыша на ручки, нежели против.

Категоричное «не приучай к рукам, потом намучаешься!» ассоциируется с холодной, равнодушной матерью или свекровью, с отсутствием эмоциональной поддержки. Те из современных мам, которые недополучили любви и принятия в детстве от своих собственных родителей, стараются не повторять их ошибок и дать малышу максимум внимания. Этому же учит и пользующаяся большой популярностью теория привязанности.

Теория привязанности была разработана английским психиатром и психоаналитиком Джоном Боулби в 70-х годах ХХ века. Именно Боулби первым заговорил о том, что присутствие матери важно для обеспечения не только физических, но и психологических потребностей ребенка – в эмоциональном контакте, любви, принятии и поддержке. Только после того как идеи Боулби получили общественный резонанс, мамы смогли дольше оставаться в отпуске по уходе за ребенком и получили право навещать своих малышей в больницах.

Как это часто бывает, кардинальная смена установки привела к тому, что на место одной проблемы пришла другая. Если раньше о детской потребности побыть у мамы на руках никто не думал – и плохо было детям, то теперь плохо стало уже мамам. Искренне желая дать детям всю необходимую заботу и ласку, многие из них теперь оказались в заложниках у своих чудесных малышей – те быстро привыкли жить на руках и стали возмущаться каждый раз, когда им в такой возможности отказывают. Теперь мы наблюдаем некоторый откат назад – в поисках золотой середины.

Зачем мы берем малыша на руки

Укачивание

Как правило, самая распространенная причина, по которой ребенок оказался приучен к рукам сильнее, чем хотелось бы, это укачивание. Укачать на ручках действительно легко и просто. Но для начала попробуйте уложить малыша, не укачивая. Может быть, он и так уснет? А если не спит, то, может быть, голоден или испытывает какой-то другой дискомфорт? Найти причину этого дискомфорта не всегда легко, но это правильный путь.

Потребность самой мамы в физическом контакте

Многие мамы берут детей на руки, удовлетворяя не детскую, а свою собственную потребность в физическом контакте. Женщине его может не хватать в принципе – муж на работе, да и вообще не любит «телячьих нежностей», мама в детстве не гладила по головке и не обнимала… А взяла малыша, прижала к себе, он обвил тебя ручками – и вот оно, ощутимое счастье!

Отсутствие фантазии

Взять ребенка на руки проще, чем занять его каким-то делом. Дать другую погремушку, развернуть к окошку, посадить в манеж на кухне (да и есть ли там место для манежа?). Получается, что за этим решением стоит лень и отсутствие фантазии. Говоря так, я никоим образом не хочу никого обидеть. Многим из нас действительно легче физически напрячься, чем что-то придумать. Просто надо понимать, что наступит момент, когда ваши силы будут на исходе, и вам все равно придется включить голову и придумать, как занять малыша без рук.

Безопасность ребенка

Взять малыша на руки – это решить вопрос его безопасности. «Когда он при мне, с ним ничего не случится», – примерно так думает мама. Если вы чувствуете, что спокойны за ребенка только тогда, когда он у вас на руках, то нужно осознать свой страх и проработать его у психолога. Иначе он создаст вам немало проблем в будущем – ведь рано или поздно вам все равно придется ребенка отпустить – физически и психологически.

Если вы обнаружили, что проблема уже стоит в полный рост и говорить о том, что вам надо было себя вести иначе, поздно, то давайте не будем прятаться от нее в надежде, что само пройдет, а понемногу решать. Тут важно правильно выбрать момент.

Когда не надо отучать ребенка от рук

Ребенку важна мамина поддержка, когда:

  • он эмоционально возбужден, расстроен;
  • у него колики;
  • режутся зубки;
  • он болеет, плохо себя чувствует

Кто-то из нас может лучше успокоить малыша словом, кто-то – через физический контакт. Важно и то, что нужнее самому ребенку. Порой взять на ручки – эффективнее, чем убеждать, что ушиб скоро пройдет. А иногда лучше поговорить, посидеть рядом, чем сразу брать на руки. Несмотря на то, что ваш ребенок еще совсем маленький, у него уже есть свой собственный характер. И чем внимательнее вы будете присматриваться к ребенку, чем лучше понимать его, тем точнее вы сможете реагировать на его потребности – желательно так, чтобы вам обоим было комфортно.

Как отучать от рук

  1. Занимать делом. Давать игрушки, пазлы, книжки, ложки-поварешки – что угодно, что привлечет внимание малыша.
  2. Брать с собой, но не на руках. Сажать в манеж, в переноску, в качели. Вы рядом, но ваши руки свободны. Вы мама, но вы отдельный человек.
  3. Прямо говорить о своих чувствах и ощущениях и планах. «Ух, какой ты уже стал тяжелый! Скоро мне тебя будет не поднять. Посиди в стульчике, вот твоя книжка, а я пока схожу умоюсь/выпью кофе». Или «На ручки? Ну ты и хитрец! Давай-ка я тебя посажу в манеж, а то спина уже болит. Но ты будешь рядом, не переживай».
  4. Ссылаться на авторитеты (если ребенок уже довольно большой). Например, можно попробовать сказать, что вам доктор запретил брать его на руки чаще, чем 3 раза в день, иначе это опасно для вашего здоровья (спины). И обязательно выполнять обещания. Если сказано «3 раза», то это не 6 и не 9.
  5. Постепенно. Если ребенок привык к рукам, единомоментно вы проблему не решите. Действуйте мягко, но решительно. Используйте разные способы. «На ручки? Хорошо, но на минутку». «На ручки? Давай через 5 минут, я сейчас не могу». «На ручки? Давай лучше сказку включу. Не хочешь? А на кухню в манеж пойдешь? Тоже не хочешь? Вредничаешь, да? А я на ручки тоже не хочу тебя брать, у меня уже ручки болят. Что будем делать?».
  6. Используя подходящий момент. Например, если вы отлучились от ребенка на день-два, а другие значимые родственники обычно не берут малыша на руки, то по возвращении вы вполне можете попробовать изменить сложившуюся традицию – ну или, по крайней мере, свести ее к минимуму. Можно напомнить малышу, что пока вас не было, он отлично справлялся без ваших рук – ведь он уже большой (тут, конечно, все зависит от возраста ребенка и его «сознательности»: пробовать вести такие беседы можно после года, но никак не в 6 месяцев).

Одним словом, доверяйте себе и своим ощущениям. Если вы чувствуете, что есть проблема – значит, она есть и ее надо решать. Пробуйте разные варианты, ориентируясь на вашу ситуацию. Ведь никто не знает вашего ребенка лучше, чем вы.

Видео

Источник

Оцените статью