- Не трогай меня! Столичный психолог рассказала, что делать, если ребенок не переносит тактильного контакта
- Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей
- Как отучить ребенка от рук
- Зачем мы берем малыша на руки
- Укачивание
- Потребность самой мамы в физическом контакте
- Отсутствие фантазии
- Безопасность ребенка
- Когда не надо отучать ребенка от рук
- Как отучать от рук
- Видео
Не трогай меня! Столичный психолог рассказала, что делать, если ребенок не переносит тактильного контакта
Ребенок не хочет обниматься даже с близкими, огрызается, когда до него пытаются дотронуться. Многих родителей настораживает такое поведение, и неспроста. По мнению специалистов, к этой проблеме нужно подойти очень внимательно и деликатно. Как себя вести взрослым, если ребенок не переносит тактильного контакта, рассказала психолог семейного центра «Печатники» Зухра Магомедова.
Дайте личное пространство
В семейный центр «Печатники» обратился многодетный папа с сыном-подростком. Он рассказал, что ребенок за последний год сильно изменился: замкнулся, перестал обниматься с близкими, играть с братьями и сестрами, отказался от любимых занятий по борьбе и футболу. Мужчина начал наблюдать за сыном и пришел к выводу, что ему нужна помощь психолога.
Во время консультации выяснилось, что семья проживает в малогабаритной двухкомнатной квартире. У подростка есть еще две сестры и маленький брат. У каждого ребенка имеется кровать, а вот письменных столов всего два и один ноутбук. Когда мальчику нужно воспользоваться компьютером или сделать уроки, приходится договариваться с сестрами об очередности.
Мальчик рассказал, что раньше ему было комфортно в одной комнате со своими сестрами и братом, а потом захотелось личного пространства, уединения. Шум и разговоры его раздражают, он хочет побыть один, но это невозможно в большой семье. Подросток понимает, что сестры и брат ни в чем не виноваты, но не может сдержать себя — ссорится и дерзит.
Психолог дала рекомендации родителям. Они поняли, что ситуация усугубилась в силу возрастных особенностей сына и маленького пространства квартиры. Мама и папа стали чаще гулять с детьми, чтобы минимизировать пребывание дома. Подключили к этому бабушек и дедушку, которые проживали с детьми в одном районе. Подростку отделили кровать ширмой от остальной комнаты. На день рождения подарили планшет и беспроводные наушники.
Через три месяца папа снова пришел на консультацию к психологу и поделился радостью: в доме наступил мир, сын-подросток успокоился, начал проявлять нежность в отношении своих сестер и брата. Тактильный контакт больше не приносит ему прежнего дискомфорта.
Исключаем крайности
Непереносимость тактильного контакта возникает, как правило, в детстве. Самые распространенные причины:
- отсутствие физического контакта между членами семьи из-за их эмоциональной холодности;
- мало пространства и слишком много тактильных контактов. Человек в такой ситуации буквально «задыхается», хочет свободы и личного пространства.
«Часто у тех, кто боится чужих прикосновений во взрослом возрасте, в детстве были непростые тактильные отношения с родителями. Особенно — с матерью. Она слишком навязчиво тискала ребенка или, наоборот, редко обнимала его», — отмечает специалист.
В первом случае стоит постепенно очень ненавязчиво и мягко начать контакт с человеком хотя бы с простого прикосновения к кончикам пальцев рук. Сначала как бы невзначай, а потом целенаправленно и обязательно нужно наблюдать за реакцией. Можно предложить членам семьи начать делать друг другу массаж. Результат, как правило, можно увидеть через пару месяцев.
Когда непереносимость возникает из-за нехватки личного пространства, стоит хотя бы в минимальной степени выделить его, тогда положительная динамика не заставит себя долго ждать. Решать эту проблему лучше всего с профессиональным психологом на индивидуальных консультациях в столичных семейных центрах.
Помощь психолога
В случае если родители хотят разобраться в причинах непереносимости тактильного контакта у детей, можно записаться на прием к психологу, обратившись на портал «Мой семейный центр». Каждый посетитель сайта может воспользоваться картой организаций поддержки семьи и детства. При выборе на карте необходимого района отображаются ближайшие организации с подробной контактной информацией.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Источник
Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей
Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, — невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.
Особенности детской нервной системы
Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.
В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.
Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.
Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.
Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.
Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.
Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.
Неврологические проблемы
Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).
Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.
Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.
Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.
Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.
Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.
Когда проблема действительно существует?
Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.
Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, — ор ребенка.
С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.
Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.
К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.
К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.
Советы доктора Комаровского
Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.
Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, — правильный образ жизни ребенка.
Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.
Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.
Источник
Как отучить ребенка от рук
Самый эффективный (и одновременно самый бессмысленный) совет, который можно тут дать – это не приучать ребенка к рукам. Вы удивлены? Понимаю вас. В истории педагогики были периоды, когда мамам категорически не советовали брать ребенка на руки, и периоды, когда мамины руки, наоборот, провозглашались панацеей от всех проблем. Мы с вами живем как раз в такое время, когда общественное мнение скорее за то, чтобы взять малыша на ручки, нежели против.
Категоричное «не приучай к рукам, потом намучаешься!» ассоциируется с холодной, равнодушной матерью или свекровью, с отсутствием эмоциональной поддержки. Те из современных мам, которые недополучили любви и принятия в детстве от своих собственных родителей, стараются не повторять их ошибок и дать малышу максимум внимания. Этому же учит и пользующаяся большой популярностью теория привязанности.
Теория привязанности была разработана английским психиатром и психоаналитиком Джоном Боулби в 70-х годах ХХ века. Именно Боулби первым заговорил о том, что присутствие матери важно для обеспечения не только физических, но и психологических потребностей ребенка – в эмоциональном контакте, любви, принятии и поддержке. Только после того как идеи Боулби получили общественный резонанс, мамы смогли дольше оставаться в отпуске по уходе за ребенком и получили право навещать своих малышей в больницах.
Как это часто бывает, кардинальная смена установки привела к тому, что на место одной проблемы пришла другая. Если раньше о детской потребности побыть у мамы на руках никто не думал – и плохо было детям, то теперь плохо стало уже мамам. Искренне желая дать детям всю необходимую заботу и ласку, многие из них теперь оказались в заложниках у своих чудесных малышей – те быстро привыкли жить на руках и стали возмущаться каждый раз, когда им в такой возможности отказывают. Теперь мы наблюдаем некоторый откат назад – в поисках золотой середины.
Зачем мы берем малыша на руки
Укачивание
Как правило, самая распространенная причина, по которой ребенок оказался приучен к рукам сильнее, чем хотелось бы, это укачивание. Укачать на ручках действительно легко и просто. Но для начала попробуйте уложить малыша, не укачивая. Может быть, он и так уснет? А если не спит, то, может быть, голоден или испытывает какой-то другой дискомфорт? Найти причину этого дискомфорта не всегда легко, но это правильный путь.
Потребность самой мамы в физическом контакте
Многие мамы берут детей на руки, удовлетворяя не детскую, а свою собственную потребность в физическом контакте. Женщине его может не хватать в принципе – муж на работе, да и вообще не любит «телячьих нежностей», мама в детстве не гладила по головке и не обнимала… А взяла малыша, прижала к себе, он обвил тебя ручками – и вот оно, ощутимое счастье!
Отсутствие фантазии
Взять ребенка на руки проще, чем занять его каким-то делом. Дать другую погремушку, развернуть к окошку, посадить в манеж на кухне (да и есть ли там место для манежа?). Получается, что за этим решением стоит лень и отсутствие фантазии. Говоря так, я никоим образом не хочу никого обидеть. Многим из нас действительно легче физически напрячься, чем что-то придумать. Просто надо понимать, что наступит момент, когда ваши силы будут на исходе, и вам все равно придется включить голову и придумать, как занять малыша без рук.
Безопасность ребенка
Взять малыша на руки – это решить вопрос его безопасности. «Когда он при мне, с ним ничего не случится», – примерно так думает мама. Если вы чувствуете, что спокойны за ребенка только тогда, когда он у вас на руках, то нужно осознать свой страх и проработать его у психолога. Иначе он создаст вам немало проблем в будущем – ведь рано или поздно вам все равно придется ребенка отпустить – физически и психологически.
Если вы обнаружили, что проблема уже стоит в полный рост и говорить о том, что вам надо было себя вести иначе, поздно, то давайте не будем прятаться от нее в надежде, что само пройдет, а понемногу решать. Тут важно правильно выбрать момент.
Когда не надо отучать ребенка от рук
Ребенку важна мамина поддержка, когда:
- он эмоционально возбужден, расстроен;
- у него колики;
- режутся зубки;
- он болеет, плохо себя чувствует
Кто-то из нас может лучше успокоить малыша словом, кто-то – через физический контакт. Важно и то, что нужнее самому ребенку. Порой взять на ручки – эффективнее, чем убеждать, что ушиб скоро пройдет. А иногда лучше поговорить, посидеть рядом, чем сразу брать на руки. Несмотря на то, что ваш ребенок еще совсем маленький, у него уже есть свой собственный характер. И чем внимательнее вы будете присматриваться к ребенку, чем лучше понимать его, тем точнее вы сможете реагировать на его потребности – желательно так, чтобы вам обоим было комфортно.
Как отучать от рук
- Занимать делом. Давать игрушки, пазлы, книжки, ложки-поварешки – что угодно, что привлечет внимание малыша.
- Брать с собой, но не на руках. Сажать в манеж, в переноску, в качели. Вы рядом, но ваши руки свободны. Вы мама, но вы отдельный человек.
- Прямо говорить о своих чувствах и ощущениях и планах. «Ух, какой ты уже стал тяжелый! Скоро мне тебя будет не поднять. Посиди в стульчике, вот твоя книжка, а я пока схожу умоюсь/выпью кофе». Или «На ручки? Ну ты и хитрец! Давай-ка я тебя посажу в манеж, а то спина уже болит. Но ты будешь рядом, не переживай».
- Ссылаться на авторитеты (если ребенок уже довольно большой). Например, можно попробовать сказать, что вам доктор запретил брать его на руки чаще, чем 3 раза в день, иначе это опасно для вашего здоровья (спины). И обязательно выполнять обещания. Если сказано «3 раза», то это не 6 и не 9.
- Постепенно. Если ребенок привык к рукам, единомоментно вы проблему не решите. Действуйте мягко, но решительно. Используйте разные способы. «На ручки? Хорошо, но на минутку». «На ручки? Давай через 5 минут, я сейчас не могу». «На ручки? Давай лучше сказку включу. Не хочешь? А на кухню в манеж пойдешь? Тоже не хочешь? Вредничаешь, да? А я на ручки тоже не хочу тебя брать, у меня уже ручки болят. Что будем делать?».
- Используя подходящий момент. Например, если вы отлучились от ребенка на день-два, а другие значимые родственники обычно не берут малыша на руки, то по возвращении вы вполне можете попробовать изменить сложившуюся традицию – ну или, по крайней мере, свести ее к минимуму. Можно напомнить малышу, что пока вас не было, он отлично справлялся без ваших рук – ведь он уже большой (тут, конечно, все зависит от возраста ребенка и его «сознательности»: пробовать вести такие беседы можно после года, но никак не в 6 месяцев).
Одним словом, доверяйте себе и своим ощущениям. Если вы чувствуете, что есть проблема – значит, она есть и ее надо решать. Пробуйте разные варианты, ориентируясь на вашу ситуацию. Ведь никто не знает вашего ребенка лучше, чем вы.
Видео
Источник