Разрезная шестерня распредвала своими руками чертежи

Разрезная шестерня распредвала своими руками

Каждый настоящий автомобилист должен знать, как устроен его автомобиль. Поэтому сегодня пойдёт речь про разрезную шестерню. Это одна из самых важных деталей распределительного вала, от нормальной работы которой зависит стабильность функционирования всего механизма.

Если вы знакомы с таким понятием, как разрезная шестерня, то и об угле ударов кулачков должны были слышать. Точнее, об изменённом угле атаки. Считается, что эта техническая модификация позволяет добиться увеличения мощности и прироста скорости.

Что собой представляет разрезная шестерня

Практически все двигатели нового образца оборудуются фазовращателями. Это крайне полезные устройства, которые позволяют проводить точную настройку двигателя в зависимости от внешних обстоятельств.

Как результат удаётся добиться наибольшего количества оборотов. В качестве примера возьмём автомобиль Renault Laguna. Его мощность составляет 6000 оборотов. Это довольно неплохой результат, при учёте, что у него всего лишь 170 л. с. Максимального крутящего момента двигателю удаётся достичь на 3250 оборотах.

Примечательно, что МКК достигается приблизительно на средней частоте вращения коленчатого вала. При этом пиковой мощности удаётся достичь лишь ближе к 6000. По крайней мере, именно так работают обычные двигатели. Но стоит оснастить их фазовращателями, как всё кардинально меняется.

Установка фазового вращателя позволяет добиться значительного расширения диапазона, в котором крутящий момент показывает максимум своей производительности. Естественно, это положительно сказывается на динамике работы авто, когда 2500 оборотов превращаются в 5000.

Читайте также:  Самые простые камины своими руками

Но не всё так просто. Чтобы мотор достиг новых максимальных оборотов наполнение должно быть куда более мощным. Ведь распределительный вал должен поворачиваться под определённым углом. Для достижения подобного эффекта используется муфта. Мало того, фазовращатель даёт возможность клапанам открываться немного раньше. Именно это способствует улучшенному наполнению цилиндров.

Улучшенное наполнение даёт хороший подхват на высоких оборотах. Естественно, что в этих процессах огромную роль играет разрезная шестерня. Именно благодаря ей удаётся достигать определённого угла вращения распределительного вала. Причём это делается как вперёд, так и назад.

Чтобы лучше понять весь принцип работы, давайте рассмотрим, как функционирует разрезная шестерня автомобилей ВАЗ. Эта деталь позволяет провернуть распредвал чётко на пять градусов. Мало того, система показывает одинаковую точность как при поворотах назад, так и вперёд.

Когда разрезная шестерня манипулирует распределительным валом, меняются только настройки . Сама конструкция остаётся неизменной вам не нужно устанавливать какие-либо новые детали. Всё происходит благодаря точной оценке и тонкой подстройке.

Если же вы хотите добиться по-настоящему высоких результатов, то нужно заменить разрезную шестерню вместе с валом. Само собой, что новая деталь должна иметь профиль кулачков, который идеально соответствует тем техническим характеристикам, которых вы желаете достичь.

Результатом описанной выше манипуляции станет то, что вы сможете менять угол перекрытия клапанных фаз так, как заблагорассудится. Тоже касается параметров открытия и закрытия.

Чтобы понять насколько замена обычной шестерни на разрезную эффективна, рассмотрим конкретный пример: в первую очередь это позволит сместить МКК в более низкую зону. Подобное становится возможным за счёт того, что фазы устанавливаются с опережением. Проще говоря, прокручивание распределительного вала происходит по ходу работы коленвала. Это приводит к уменьшению угла запаздывания.

Явственно работу разрезной шестерни можно проследить при достижении двигателем максимальных оборотов. Точнее, некоторый изъян. Дело в том, что наполнение цилиндров не будет плотным. Естественно, это отразиться на мощности и скорости.

Конструкция

Для простоты лучше всего разделить разрезную шестерную коленвала на две части:

Эти два элемента конструкции разрезной шестерни соединяются друг с другом при помощи болтов. Причём отверстия сделаны таким образом, чтобы давать возможность ступице вращаться по отношению к венцу. Повороты осуществляются в любую сторону. Угол задаётся системой.

В конструкции разрезной шестерни ступица крепится к распределительному валу при помощи шпонки. Как результат, когда поворачивается ступица — вращается и распредвал. Это позволяет в зависимости от потребности менять газораспределительные фазы.

Установка разрезной шестерни своими руками и настройка

Если вы решили увеличить мощность вашего автомобиля при помощи разрезной шестерни, то вам понадобится установить её. В качестве примера возьмём два двигателя от автомобиля ВАЗ 2108. Это будут модели на 8 и 16 цилиндров.

Установка

Установка разрезной шестерни начинается с демонтажа кожуха. Тоже нужно проделать и с крышками клапанов. Как только, путь к внутренним узлам автомобиля освободится — понадобится извлечь старую шестерню. При этом нужно нанести соответствующую метку на новую деталь, чтобы закончить установку.

После того как разрезная шестерня будет установлена можно надеть ремень ГРМ. Только после того, как он будет натянут, вы сможете приступить к регулировке. Найдите клапаны четвёртого цилиндра и проверьте их положение: все фазы газораспределения должны быть установлены верно. Если это так, впускной и выпускной клапаны будут открыты.

Если же полного открытия не наблюдается — нужно ослабить болты разрезной шестерни. После этого вы сможете установить вал так, как вам будет нужно. Как только это произойдет, затяните болты.

Все эти не особо сложные манипуляции позволят вам добиться номинальных значений ФРГ. Само собой, что после этого мотор будет работать по стандартной схеме. Если же вы хотите чего-то уникального, то необходимы более тонкие настройки.

Увеличение мощности за счёт тонкой настройки

Правильная настройка врезной шестерни позволяет в значительной мере увеличить мощность автомобиля. Процедура состоит из таких операций:

  • Ослабьте болты. Поверните распредвал по направлению вращения коленчатого. Это увеличит тягу.
  • При повороте распредвала в противоположную сторону можно увеличить мощность, но не скорость.
  • Не делайте угол слишком большим, иначе это может нанести существенный вред мотору. Оптимальной считается регулировка в пределах 3—4 градусов.

Для всех автомобилей, оснащённых карбюраторными двигателями после настройки нужно выставить угол опережения зажигания.

Итоги

Разрезная шестерня — это важная деталь в устройстве автомобиля. Она позволяет значительно увеличить мощность двигателя за счёт правильной настройки. При этом можно добиться повышения оборотов или улучшить тягу.

Источник

Разрезная шестерня распредвала

Наверняка каждый второй водитель задумывался об улучшении работы двигателя своего автомобиля. Одни устанавливают турбокомпрессоры, другие занимаются расточкой коленвала. Способов тюнинга в настоящий момент существует достаточно много. Не исключением является и установка спортивного распредвала на головку блока цилиндров. Однако данное мероприятие, чаще всего сопровождается установкой еще одной не менее важной детали – это разрезная шестерня распредвала. Сегодня вы узнаете, что это такое, для чего применяется и как ее правильно установить и отрегулировать.

Роль разрезной шестерни в конструкции распредвала двигателя

Сама шестерня распредвала предназначена для передачи вращающего момента с коленчатого вала двигателя на распределительный вал ГРМ посредством ременной или зубчатой передачи.

Такая шестерня выполняется из металла и не имеет подвижных частей, так как сама является ею. Разрезная же шестерня выполняется из двух частей, которые могут перемещаться относительно друг друга. Она позволяет менять положение распределительного вала, не затрагивая при этом, натяжение ремня или цепи ГРМ, то есть оставляет не подвижными все остальные части.

Чтобы понять назначение такой шестерни, необходимо вспомнить, какие факторы влияют на мощность работы любого мотора. Под этими факторами понимаются: сечение и длина специальных каналов, по которым осуществляется подача топлива и выпуск отработавших газов, а также фазы газораспределения. Ими называют те момента времени, при которых клапана находятся в открытом или закрытом состоянии. Для облегчения восприятия данного определения составляется специальная круговая диаграмма, на которой изображаются эти фазы относительно коленчатого вала.

Итак, разрезная шестерня устанавливается в двух случаях:

  • При проектировании деталей двигателя не учитываются погрешности оборудования, выполняющего их изготовление. Дело в том, что размеры конечной детали могут отличаться от исходного чертежа. Такой деталью является шестерня распредвала. Дело в том, что она смещает фазы газораспределения на допустимую погрешность, равную, примерно, 10 %. Однако данные отклонения влияют на эффективность работы мотора и в большинстве случаев снижают номинальную мощность. Это объясняет то, что многие двигатели, выпущенные одним и тем же заводом, могут иметь различные характеристики.

Разрезная шестерня позволяет изменить фазы газораспределения и свести такую погрешность к минимуму, а значит, увеличить эффективность работы мотора, подняв его мощность.

  • Установка спортивного распредвала уже предполагает стремительное улучшение работы двигателя на различных оборотах, так как он имеет особую конструкцию, влияющую на периоды открытия и закрытия клапанов. Комбинация такого распредвала с разрезной шестерней позволяет увеличить мощность мотора еще на три процента.

Разрезная шестерня ВАЗ 2108 на 8 и 16 клапанах

Рассмотрим данный процесс на двух ВАЗовских двигателях: 2108 8-ми и 16-ти клапанных вариантах. Для начала необходимо снять кожух и крышку клапанов. После этого, снимите старую шестерню и, ориентируясь по ней, нанесите точно такую же метку на разрезной шестерне, затем установите ее на распределительный вал, выполните совпадение меток и наденьте ремень ГРМ. После натяжки ремня можно приступать непосредственно к регулировке.

Далее нам понадобятся клапана четвертого цилиндра: проверьте их положение при заданных установках меток распредвала и маховика коленчатого вала. Если установка фаз газораспределения была выполнена верно, то впускной и выпускной клапана должны быть полностью открыты. В противном случае, ослабьте болты шестерни и поверните распределительный вал до требуемых величин открытия клапанов. После этого затяните болты шестерни. Таким образом, выходит, что вы достигли номинальных значений ФГР, а значит, мотор будет работать в номинальном режиме.

Монтаж шестерни распредвала

Чтобы добиться увеличения мощности на определенных оборотах, можно проделать следующие операции:

  1. Ослабьте болты разрезной шестерни и поверните распределительный вал в ту же сторону, в которую вращается коленчатый. Таким образом, происходит смещение фазы газораспределения: впускной клапан будет открываться позже, а соответственно и позже закрываться. Данная настройка позволяет вам добиться увеличения тяги двигателя, при работе на низких оборотах или близких к средним.
  2. Если повернуть распределительный вал против движения коленчатого вала, то получится, что клапан будет открываться раньше, а значит, камера сгорания получит больше смеси, если мотор будет работать на повышенных оборотах. Таким образом, можно очень сильно поднять мощность двигателя, но не максимальную скорость.
  3. Выполняя данную регулировку, не стоит слишком сильно увлекаться этим процессом. Дело в том, что работа распредвала циклична, а значит, слишком большой угол его порота может и вовсе погубить двигатель. Допускается регулировка в диапазоне от 3 до 4 градусов по окружности, что равняется, примерно, половине зуба шестерни.
  4. Если ваш автомобиль оснащен карбюраторным двигателем, то после каждой регулировки необходимо снова правильно выставлять угол опережения зажигания. Дело в том, что трамблер таких двигателей имеет механическую связь с распределительным валом, а значит, его смещение обязательно ведет к сбросу настроек системы зажигания.

Что касается 16-ти клапанного двигателя, то тут тоже ничего нет сложного, однако состав действий немного меняется:

  1. Вначале, 1 и 4 цилиндр устанавливаются в верхнюю мертвую точку, а после этого необходимо надеть ремень ГРМ. Естественно, перед этим необходимо установить новые шестерни и сделать на них такие же метки, как и старых.
  2. Для регулировки в этот раз вам понадобится специальный индикатор, который выполнен в виде часов. Каждый из них устанавливается на специальной планке, установленной в клапанном механизме двигателя.
  3. Когда поршень находится в верхней мертвой точке, данные индикаторы должны показывать перекрытие клапанов. Такая величина отображается в виде чисел и должна равнять нулю. Если этого не произошло, то производится регулировка положения распределительных валов в соответствии с инструкцией выше.

Данный принцип применяется и для двигателя «Жигулей». Для этого также устанавливают планку и выставляют 1 и 4 цилиндры на их верхнюю мертвую точку. После этого происходят точно такие же регулировки.

Вот зачем нужна разрезная шестерня распредвала ВАЗ. Как видите, с установкой такой детали справится любой автолюбитель, имеющий базовые представления о принципе работы двигателя внутреннего сгорания.

Источник

Оцените статью