- Разборка трансформаторов
- Разобрать трансформаторов своими руками
- Как можно правильно разобрать импульсный трансформатор
- Для чего нужно разбирать трансформатор
- Необходимые инструменты
- Как разобрать импульсный трансформатор своими руками
- Демонтаж аппарата
- Срезаем швы магнитопровода
- Снимаем катушки
- Меры предосторожности
- Разборка, перемотка и сборка китайских трансформаторов
- Сделай сам своими руками О бюджетном решении технических, и не только, задач.
- Самые интересные ролики на Youtube
- Страницы 1 2 3 4
- Как разобрать и собрать трансформатор?
- Как намотать трансформатор?
- Как закрепить выводы обмоток трансформатора?
- Как изменить напряжение на вторичной обмотке не разбирая трансформатор?
- Программы для расчёта силовых трансформаторов.
Разборка трансформаторов
Иногда начинающим, таким, как к примеру я, бывает нужен трансформатор. И самым доступным источником полуфабрикатов для трансформаторов являются сгоревшие/ненужные БП компьютеров.
Но как я почитал, кто во что горазд. Кто-то паяльником греет, кто-то на утюге, кто-то кипятит.
Сегодня решился задаться целью, и разобрать все, что у меня дома скопились. Да и проинтегрировать опыт, чтобы раз и навсегда понять, как же его победить-то, трансформатор.
Итак, ниженаписанное относится к транформаторам с ферритовыми сердечниками, которые чаще всего встречаются в БП формата AT/ATX, их можно встретить и ещё кое-где. Если трансформатор с железным сердечником, разобрать его обычно или совсем просто, открутив винты, или совсем сложно (если проварен, встречал такие).
Нам нужно разобрать ферритовый сердечник, который преграждает нам путь к ценному проводу обмоток, и вообще мешает намотать нам все самим.
Нам понадобиться:
- Любая ёмкость с водой, которая переживет кипячение воды внутри, и в которой еда готовиться не будет после этого. (Можно конечно и отмыть, но иногда парафин из трансформаторов липнет почти намертво к стенкам).
- Пинцет или что-то подобное, чтобы в кипяток руками не лазить.
- Канцелярский нож.
Кидаем наши трансформаторы в воду и даём им покипеть минут 5-7, чтобы прогрелись, и клей хорошенько размяк, а может и вообще всплыл.
Теперь самое главное не зевать, транформатор, когда вы будете разбирать его, должен быть горячим. Я пренебрег этим правилом, и сломал 2 сердечника из этой вот партии.
Вытаскиваем, отряхиваем, кладем на стол и аккуратно канцелярским ножом лезем в место склейки сердечника. Обычно нож хорошо его находит, и после лёгкого надавливания сердечник разваливается на составные части по линиям склейки. Самое главное осторожно разнимать его, потому что тут есть немалый риск сломать уже разобранный сердечник.
Вторая половинка обычно не хочет вылезать, её подталкиваем изнутри, а не тянем снаружи, как я сломал ещё один.
Вуаля! Разматываем и мотаем заново то, что хотим.
На это ушло всего 10 минут, с учетом прогрева воды и покуривания сигареты.
Источник
Разобрать трансформаторов своими руками
Я собираюсь сделать цикл об импульсных источниках питания, поэтому сегодня расскажу о способах разборки импульсных трансформаторов. Почти каждый радиолюбитель собирающий импульсный блок питания сталкивается с проблемой поиска нужного сердечника.
Самый доступный способ – использование сердечников от промышленных источников питания, в частности, компьютерных. Но разобрать трансформатор для перемотки непросто.
Способ 1. Кипяток.
Это самый популярный и доступный способ. Просто берем глубокую посуду нужных размеров и нагреваем в нем воду до температуры кипения. Затем берем палочку длиной больше диаметра посуды и привязываем точно посередине медный провод или толстые нитки. Другой конец провода привязываем к контактам трансформатора. Погружаем трансформатор в кипяток. Важно чтобы он не касался дна, а был бы примерно посередине. Это нужно для равномерного прогрева со всех сторон. Ждем 10-15 минут, вынимаем изводы и аккуратно, без дополнительных усилий, разъединяем половинки сердечника. Обязательно надеваем перчатки, т.к. сердечник очень горячий.
Способ 2. Горячий воздух.
Чаще всего сейчас пользуюсь этим способом. Если у вас есть паяльная станция с феном или строительный фен, то нагреваем горячим воздухом равномерно со всех сторон, температура около 220-260 градусов. Длительность процедуры может быть разной, просто периодически проверяем ослабился ли клей. Некоторые подумают, что при таком нагреве может пострадать магнитная проницаемость сердечника. Но это не так. Я делал замеры до и после процедуры. Сердечник не теряет свои свойства.
Способ 3. Мощный паяльник.
Я применял этот способ неоднократно. Включаем мощный паяльник, например 100Вт, и ждем до полного прогрева. Устанавливаем трансформатор под корпусом паяльника, там где расположен нагревательный элемент. Для равномерного прогрева главное, чтобы не было зазора. Через 10-15 минут прогреваем другую сторону. Потом пробуем разобрать. Если клей еще не ослаб, надо продолжать нагрев. Не следует применять силу, иначе можно сломать сердечник.
Во всех случаях надо нагревать сердечник, поэтому не забывайте о правилах безопасности.
Источник
Как можно правильно разобрать импульсный трансформатор
У многих людей есть импульсные блоки питания от вышедшей из строя электронной аппаратуры и зарядные устройства от старых телефонов и планшетах. В этих аппаратах установлены трансформаторы, которые можно использовать в различных самодельных устройствах, но, чтобы применить их в самоделках необходимо знать, как правильно разобрать импульсный трансформатор.
Для чего нужно разбирать трансформатор
Импульсные трансформаторы разбираются в двух случаях:
- Ремонт или замена обмоток. Во время работы из-за перегрузки и перегрева, а так же вибрации разрушается изоляция проводов. Это приводит к витковому замыканию и выходу катушки из строя. Отдельно расположенную вторичную обмотку из нескольких витков можно перемотать, не разбирая аппарат, но если она состоит их большого числа витков, то перемотать ее без разборки не получится.
- Изменение числа витков. Импульсные трансформаторы и дросселя, установленные в блоках питания, изготавливаются для конкретных устройств и имеют определенное число витков и сечение провода. В самодельных аппаратах напряжение не всегда соответствует тому, которое было в исходном приборе. В некоторых случаях есть возможность удалить вторичную обмотку и намотать новую, но это не всегда получается.
Необходимые инструменты
Для разборки нужны следующие инструменты и приспособления:
- паяльник – если вывода катушки припаяны к плате и крепят на ней аппарат;
- отвертка и плоскогубцы, если аппарат крепится на болтах;
- технический фен или утюг для нагрева магнитопровода;
- тонкий нож для отделения катушки от сердечника;
- другие слесарные и электротехнические инструменты.
Набор инструментов, необходимых для разборки конкретного устройства зависит от способа его крепления на плате или в приборе, с которого был снят трансформатор, а так же его конструкции.
Как разобрать импульсный трансформатор своими руками
Разборка состоит из трех этапов:
-
- демонтировать аппарат с платы или из устройства;
- разобрать магнитопровод;
- снять катушки.
Демонтаж аппарата
Импульсник крепится двумя способами – при помощи болтов или на электронной плате. Демонтировать аппарат, который крепится болтами, несложно — это делается отверткой и плоскогубцами, а провода перекусываются бокорезами.
Если сердечник установлен прямо на плате, то эта операция выполняется при помощи паяльника. Вывода катушек припаиваются с обратной стороны к дорожкам и для демонтажа их необходимо отпаять:
- отсоединить провода от платы и вынуть ее из корпуса;
- взять трансформатор в левую руку так, чтобы большой палец упирался в плату и отодвигал ее от катушек;
- прогревать паяльником вывода со стороны большого пальца, пока они не сдвинутся с места;
- развернуть плату и повторить п.п. 2-3 с другой стороны магнитопровода;
- повторять п.п. 2-4, пока трансформатор не отделится от платы полностью.
Важно! Перед началом работы необходимо убедиться, что электроприбор, из которого демонтируется трансформатор, отключен от сети.
Срезаем швы магнитопровода
Магнитопровод импульсного трансформатора изготовлен не из трансформаторного железа, а из феррита. Части такого устройства склеены эпоксидной смолой или другим клеем. Для разборки магнитопровод необходимо нагреть. Для этого склейка прогревается строительным феном или аппарат укладывается местом соединения на нагретый утюг.
После прогревания половинки магнитопровода разделяются тонким ножом:
- положить сердечник на бок на твердое основание нагретой стороной вверх;
- установить нож в место соединения;
- надавить на нож руками или без усилия ударить плоскогубцами или ручкой отвертки.
В некоторых случаях разобрать магнитопровод получается без нагрева, но феррит хрупкий материал и есть опасность его разрушения.
Совет! Расколотый сердечник допускается склеить суперклеем (циакрином).
Снимаем катушки
После разборки магнитопровода необходимо снять катушки:
- тонким ножом отделить катушку от сердечника;
- уложить магнитопровод с обмотками на разведенные губки тисков или другое основание так, чтобы корпус катушек опирался на них, а под ферритом оставалось свободное место;
- прижать к центральной части сердечника пластиковый или деревянный прут и легкими ударами молотка выбить его из катушек.
Меры предосторожности
При работе следует соблюдать правила техники безопасности при работе со слесарным инструментом и электроприборами. Нагретый утюг и паяльник располагаются на столе так, чтобы исключить случайное прикосновение к нагретым частям.
Важно! Прикосновение к нагретому ферриту и катушкам может вызвать ожоги, поэтому работать необходимо в перчатках.
Источник
Разборка, перемотка и сборка китайских трансформаторов
Сейчас мы рассмотрим как за пол часа можно собрать необходимый маленький БП для своих нужд. Хорошо, если подходит готовый, но, если нет — не беда, можно взять и перемотать.
Для начала нужно узнать сколько витков нужно мотать для необходимого нам напряжения. Измеряем напряжение на вторичке, в моем случае 9В:
Далее разбираем трансформатор.
Раскрываем усики крепления трансформатора, берем острый предмет и несильными ударами выбиваем полоски трансформаторного железа:
Теперь пора вынимать Ш-образные листы, для этого упираемся острым концом в середину и несильными ударами бьем по рукоятке. Стоит только выбить на пол-сантиметра, этого достаточно чтобы ухватиться за него пассатижами и вытянуть, также поступаем еще с несколькими пластинами, стоит выбить 2-3 остальные будут выходить очень легко, т.к. уже не зажаты
После остается в руках каркас, разматываем скотч, слой бумаги. Теперь внимательно считаем сколько витков намотано! В моем экземпляре было намотано 90 витков, значит на 1 вольт 10 витков.
Т.к. трансформатор очень мал (габаритная мощность не позволит собрать более менее мощный трансформатор) однако, на 25-30Вт он вполне способен. Мне нужен был трансформатор для питания ПУ, соответственно 2 обмотки по 10В. Находим подходящий провод, я использовал провод от первичной обмотки старого трансформатора диаметром около 0.15мм. Зачищаем конец, наматываем на монтажный провод, запаиваем чтобы не было контакта с паяной поверхностью желательно обмотать его любым слоем изоляции, подойдет скотч, изолента, полоска бумаги (в моем случае). Наматываем вторичку, я намотал 1 обмотку с отводом от середины: 101 витков 2 раза, середина будет в БП как gnd, а крайние выводы полюсами.
На фото соединение не запаяно, но мы это сделаем.
Можно просто изолировать место пайки, но в таком случае появиться «горб», хотя стараться ровно делать необязательно, т.к. диаметр проволоки довольно мал чтобы его наматывать ровными рядами, но если есть время, желание и оборудование, то хуже точно не будет.
В конце я намотал поверх обмотки фумку (за неимением ничего другого) и крепко стянул несколькими десятками витков капроновой нитки, это критично для последнего вывода, который просто болтается и запросто может оторвать тонкий намоточный провод, т.к. данный трансформатор не имеет формовочных мест со впаянными ножками:
Можно собирать «железо», одеваем Ш-ки, забиваем полоски, стягиваем в свой родной корпус. Включаем в сеть и видим искомое: 2 обмотки по 10В (на фото по 11В, т.к. напряжение в сети сильно скачет и, естественно, зависит от напряжения на первичке! И, похоже, я ошибся и намотал в одной из обмоток 102-103 витка, но перекос в 0.7В не критичен)
Источник
Сделай сам своими руками О бюджетном решении технических, и не только, задач.
Как разобрать, перемотать, а потом собрать силовой трансформатор? FAQ Часть 4
В статье рассмотрены приёмы разборки, сборки и перемотке трансформаторов, в зависимости от конструкции каркаса и сердечника.
Самые интересные ролики на Youtube
Страницы 1 2 3 4
Как разобрать и собрать трансформатор?
Наиболее удобными для перемотки являются трансформаторы на витых броневых и стержневых магнитопроводах, так как их сборка и разборка занимает считанные минуты.
Однако при сборке требуется точное сопряжение отдельных частей магнитопровода. Поэтому при разборке, обязательно пометьте сопрягаемые части магнитопровода, чтобы в последствие их можно было правильно собрать.
При производстве витых броневых и стержневых магнитопроводов, лента наматывается на шаблон, а затем весь пакет разрезается. Половинки сердечника маркируются так, чтобы при сборке можно было восстановить положение сердечника имевшее место до разрезания.
Чтобы предотвратить вибрации и гудение, можно во время сборки склеить половинки магнитопровода клеем на основе эпоксидной смолой. Небольшое количество клея нужно нанести на зеркальные сопрягающиеся части магнитопровода.
Если после разборки магнитопровода, на нём остались остатки старой эпоксидной смолы, то их можно удалить при помощи самой мелкой наждачной шкурки (нулёвки).
При промышленной сборке, в смолу добавляют в качестве наполнителя ферромагнитный порошок.
При нескольких сборках и разборках трансформатора на витых броневых сердечниках, могут переломиться лапки стягивающего хомута.
Чтобы этого не произошло во время тестирования, можно стянуть магнитопровод 8-10-тью слоями изоляционной ленты.
Стержневые витые и штампованные магнитопроводы могут иметь как один каркас поз.2, так и два каркаса поз.1 с обмотками расположенными симметрично.
Первичные и вторичные обмотки двухкаркасных трансформаторов следует распределять равномерно на оба каркаса.
От взаимного положения каркасов, зависит относительная фазировка обмоток.
- Самодельный кольцевой трансформатор.
- Промышленный неразборный кольцевой трансформатор.
- Кольцевой витой магнитопровод.
Кольцевые магнитопроводы не требуют сборки-разборки, так как сами и являются каркасом для обмоток.
- Ш-образная пластина.
- Замыкатель.
- Трансформатор.
Броневые штампованные магнитопроводы, с так называемым Ш-образным железом, тоже можно перематывать, но их разборка может занять намного больше времени, чем все остальные операции. Дело в том, что при сборке таких трансформаторов, последние пластины набора часто вбиваются молотком. Если же трансформатор ещё и прошёл пропитку вместе с магнитопроводом, то разборка может превратиться в сущий ад.
Пластины пропитанного парафином магнитопровода после разборки можно сварить в воде, чтобы отделить от парафина. Парафин же легко удалить с поверхности воды после того, как он застынет.
Если магнитопровод пропитан лаком, то после разборки, пластины нужно хорошо прожечь в бензине, но это имеет смысл только при ремонте какой-нибудь дорогостоящей аппаратуры.
Чтобы было легче разобрать трансформатор, следует сначала удалить все замыкатели, а затем попытаться выбить несколько Ш-образных пластин с какого-нибудь края или середины, если в середине есть пластины установленные не в перекрест.
Пример разборки и сборки штампованного броневого магнитопровода.
Это выходной трансформатор лампового однотактного УНЧ, поэтому Ш-образные пластины и замыкатели собраны с магнитным зазором. Мне нужно превратить его в силовой трансформатор, для чего я должен собрать Ш-образные пластины в перекрест.
Чтобы быстро собрать трансформатор, можно сразу вставлять и Ш-образные пластины и замыкатели.
Очень часто у радиолюбителя после перемотки таких трансформаторов, остаются лишние пластины. Это снижает габаритную мощность трансформатора.
Для того чтобы все пластины вошли в каркас, вставляйте Ш-образные пластины и замыкатели заусенцами вниз.
Когда половина пластин будет вставлена, установите однообразно (не в перекрест) две Ш-образные пластины без замыкателей. Не вставляёте эти пластины до конца. Затем продолжите вставлять пластины до 2/3 всех пластин. Вставьте оставшуюся 1/3 часть Ш-образных пластин без замыкателей. Вот, что у Вас должно получиться. Обычно остаётся несколько пластин, которые невозможно всунуть в каркас и два десятка замыкателй.
Теперь нужно вставить оставшиеся пластины промеж двух заложенных ранее пластин и вбить их при помощи текстолитового или деревянного бруска и молотка. В завершение сборки магнитопровода, нужно вставить все замыкатели.
На картинке пластина броневого штампованного магнитопровода и трансформатор собранный из таких пластин. Это одна из самых неудачных конструкций магнитопровода. Во-первых, эти пластины не имеют отдельного замыкателя, что сильно затрудняет сборку-разборку, а во-вторых, они снабжены крепёжными отверстиями, проходящими через тело магнитопровода, что снижает габаритную мощность. От использования подобных трансформаторов лучше воздержаться.
Как намотать трансформатор?
В современных броневых и стержневых трансформаторах обмотки наматываются на жёсткий каркас. Поэтому, для закрепления каркаса, можно воспользоваться вот такими щёчками. Одну из щёчек нужно жёстко закрепить на шпильке двумя гайками, чтобы каркас вместе со щёчками при намотке не прокручивался относительно шпильки.
Вторая щёчка будет просто удерживать каркас.
Если же Вам попадётся какой-нибудь старинный трансформатор с картонным каркасом, то придётся выпилить деревянную бобышку размером чуть шире сечения магнитопровода, чтобы при намотке каркас не деформировался вместе с обмотками.
Длина бобышки должна быть равной или чуть больше высоты каркаса.
Каркас вместе с бобышкой можно прикрутить к шпильке подобным образом.
Я использую для перемотки трансформаторов вот такое нехитрое приспособление, которое с натяжкой можно назвать намоточным станком. В одни тиски зажимаю ручную дрель, а в другие счётчик оборотов.
Катушку с проводом закрепляю вот на таком мобильном устройстве, которое обычно стоит на полу, как раз под тем местом, где находится каркас.
Обмотки кольцевых трансформаторов можно намотать при помощи челнока. При мощности более 100 Ватт, число витков вторичной обмотки понижающего трансформатора столь мало, что намотка не вызывает серьёзных затруднений даже в отсутствие челнока.
Быстро изготовить челнок под любые размеры сердечника и диаметр провода можно из медной проволоки подходящего диаметра. Чем толще обмоточный провод, тем соответственно толще нужно выбирать и проволоку для челнока.
Как закрепить выводы обмоток трансформатора?
Если при намотке трансформаторов на броневых и стрежневых магнитопроводах, выводы катушки можно закрепить на контактах встроенных в каркас, то при намотке трансформатора на кольцевом магнитопроводе, такая возможность отсутствует.
Одним из способов решения этой проблемы является вывод концов обмоток гибким многожильным проводом. Особенно это полезно делать, если обмотка намотана сравнительно тонким приводом.
Припаиваем к началу катушки отрезок многожильного провода. Лучше, если это будет провод во фторопластовой изоляции (МГТФ), но можно использовать и любой другой.
Затем помещаем место пайки в небольшой кусочек электрокартона или бумаги сложенной пополам. Толщина электрокартона – 0,1мм.
Закрепляем электрокартон вместе с местом пайки на внешней стороне магнитопровода при помощи витков катушки.
К концу катушки так же, как и к началу, припаиваем отрезок многожильного провода и изолируем кусочком электрокартона. Закрепляем соединение при помощи толстых швейных ниток. Чтобы при завязывании узла нить не ослабла, можно закрепить её расплавленной канифолью или клеем.
Как изменить напряжение на вторичной обмотке не разбирая трансформатор?
Иногда возникает ситуация, когда необходимо скорректировать напряжение на вторичной обмотке понижающего трансформатора всего на 10 – 15%, но очень не хочется разбирать трансформатор.
Если на каркасе есть свободное место, то можно домотать дополнительную катушку не разбирая магнитопровод, а затем включить её в фазе или противофазе, в зависимости от того, нужно ли увеличить или уменьшить выходное напряжение. На картинке слева напряжение дополнительной катушки «II» складывается с напряжением основной катушки «III», а справа вычитается.
Программы для расчёта силовых трансформаторов.
Существует много разных программ для расчёта силовых трансформаторов. Их недостаток в том, что при вводе одних и тех же данных, результаты могут отличаться на 40-50%. И это не удивительно, так как вводимых данных явно недостаточно для точных расчётов. Кроме этого, не всегда понятно, что происходит в череве программы и какие коэффициенты она использует.
В общем, мне не удалось найти простую бесплатную программу, которая бы удовлетворяла моим требованиям. Если Вам известна такая программа, оставьте комментарий.
Если же всё-таки Вы желаете автоматизировать вычисления, можете скачать несколько программ, не требующих инсталляции (portable version), из «Дополнительных материалов».
Источник