Виды расписаний движений автобусов. Методы составления расписаний движения городских автобусов
Маршрутное расписание движения автобусов представляет собой основной документ для отдела эксплуатации, на основании которого строят работу всех звеньев эксплуатационной и технической служб.
Правильно составленное маршрутное расписание должно обеспечить: наименьшее время ожидания пассажиров автобуса и поездки к месту назначения; нормальное наполнение по всем перегонам маршрута; высокую регулярность на протяжении всего периода движения; высокую скорость сообщения при соблюдении безопасности поездок; эффективное использование автобусов, нормальный режим труда водителей; согласованность интервалов движения по отправлению на узловых остановках; выполнение плановых показателей работы транспортных предприятий.
В связи со значительными колебаниями пассажиропотоков по времени года и дням недели расписания движения составляют на весеннее – летний и осенне-зимний периоды года, а также отдельно для рабочих, субботних и воскресных дней. Кроит того, особенно для междугородних и пригородных маршрутов, составляют специальные расписания для праздничных и предпраздничных дней, ярмарок, массовых мероприятий. Начало и окончание движения автобусов на каждом маршруте определяют по местным условиях, учитывая распределение спроса на перевозки.
Основным видом расписания является сводное маршрутное расписание по каждому маршруту в табуляторной или реже графической (междугородные маршруты) форме. Маршрутное расписание содержит названия конечных пунктов, данные с протяженности маршрута, дате введения расписания, типе и количестве подвижного состава, времен!
начала и окончания движения, принятом режиме труда водителей, дифференцированных нормативах времени рейса по периодам движения. Расписанием предусматривается организация движения автобусов с обоих конечных пунктов маршрута. По каждому выходу автобусов в расписании должно быть заложено время выезда из АТП, нулевой пробег, указаны пункт начала и пункт окончания движения, время прибытия в АТП, число и продолжительность смен, рейсов, время прибытия и от правления по конечным пунктам. Необходимое количество рейсов, частоту и интервалы движения рассчитывают в соответствии с данными хронометражных наблюдений и распределением пассажиропотоков отдельно для часов пик, спада пассажиропотока и часов дежурного движения. Особое внимание уделяется определению необходимого числа рейсов в часы пик с учетом нормального наполнения автобусов ( g = 1) надлежащего качества обслуживания пассажиров.
Составление расписаний — исключительно важная и очень трудоемкая работа. Многочисленные поиски полностью автоматизированного метода составления расписаний движения пока не увенчались успехом. Был предложен полуавтоматизированный метод с программным обеспечением значительно менее трудоемкий и более удобный для разработчика расписаний. На ЭВМ рассчитывается и печатается временная сетка рейсов «Трафарет», учитывающая дифференцированные нормы времени движения. На сетку наносится расписание по всем выходам, и эта информация вводится в ЭВМ. На печать выдается расписание движения по конечным пунктам, режимная таблица работы автобусов на маршруте, расписание следования по остановкам для каждого выхода.
На основании маршрутного расписания составляют автобусное, или рабочее расписание на каждый выход. В расписании указывают: время выезда из ДТП и прибытия на начальный пункт движения, продолжительность смены, время обеда и отстоя (если он есть), наименование контрольных пунктов и время их прохождения по каждому рейсу. Рабочее расписание выдается водителю соответственно номеру выхода на линию для контроля за соблюдением регулярности движения на маршруте.
По каждому контрольному пункту (станции) составляют станционное (диспетчерское) расписание в табулярной форме, где по вертикали заносят все рейсы автобусов, а по горизонтали — время прибытия и отправления по каждому рейсу. Расписание находится в ЦЦС или выдается на руки линейным диспетчером контрольных пунктов для слежения за регулярностью движения.
Разновидностью станционного является информационное расписание на остановочных и конечных, пунктах для пассажиров. В информационных расписаниях промежуточных пунктов указывают только время прибытия, а на конечных пунктах — время прибытия и отправления автобусов.
Графическим воплощением расписаний являются графики движения, дающие наглядное представление о движении автобусов на маршруте. Они строятся для междугородных и некоторых пригородных маршрутов при перевозках на значительные расстояния. Сводный график движения всех автобусов на конкретном маршруте (рис. 4.25) представляет собой план работы производственных звеньев, обслуживающих маршрут.
В зависимости от кратности времени оборота автобуса и времени суток график движения может быть стабильным и скользящим. Стабильный график получается тогда, когда время оборота автобуса кратно времени суток. Если время оборота не кратно времени суток и нет возможности варьировать время простоев на конечных пунктах, то получается скользящий график движения. Время опережения или запаздывания в каждые последующие сутки определяют остатком от деления времени оборота на 24.
№5 Техника транспорта , обслуживание и ремонт.
Источник
Методика составления расписания движения на городских маршрутах.
Исходные данные: tр , tдв+ Σtоп , tок , Iдв , Zр , Тнач движения, Тобед, место обеда, режим работы (односменный или двухсменный), Аэ , пункт начала движения.
Расписание движения на городских маршрутах составляется в табличной форме.
Расписание составляется следующей образом: к времени отправлении первого автобуса от конечного пункта А прибавляется время рейса в одном направлении (без времени простоя на конечном пункте). Это прямой рейс. Определив время прибытия автобуса в пункт Б, тотчас же назначают время отправления из пункта Б с учетом времени простоя на конечном остановочном пункте. К времени отправления из пункта Б прибавляем время рейса (без времени простоя на конечном пункте). Это обратный рейс. Установив время прибытия в пункт Б, определяем один оборот автобуса.
Используя данные об интервалах движения автобусов, по вертикали заносят в бланк все отправления автобусов от пункта А. Все последующие выходы автобусов назначают в строгом соответствии с интервалом движения автобуса.
Согласно действующему законодательству водителям должно быть предоставлено время на обед в пределах от 45 мин до 2 часов. Однако желательно, чтобы время обеда не превышало 1 часа. Перерывы на обед желательно предоставлять в периоды спада пассажиропотока, но не позднее 4-5 часов с начала работы. В целях организации беспересадочного движения пассажиров перерывы на обед и смену бригад предоставлять преимущественно на конечных пунктах маршрута.
При определении количества рейсов необходимо знать, что рейсом называется пробег автобуса в одном направлении. Для определения продолжительность работы автобуса необходимо от времени окончания работы вычесть время выхода из автопредприятия и время обеденного перерыва.
Методика составления расписания движения на пригородных маршрутах.
Исходные данные: tр , tдв , tоп , tок , Iдв , Lпер , Vт , Zр , Тнач движения, Тобед, место обеда, режим работы (односменный или двухсменный), Аэ , пункт начала движения.
Для того чтобы составить расписание, необходимо к времени отправления автобуса от начального пункта прибавить время движения до второго остановочного пункта (время движения определяем по формуле Lпер=60/Vт) и тем самым определить время прибытия на второй остановочный пункт. К времени прибытия на второй остановочный пункт прибавляем время простоя не данном остановочном пункте и определяем время отправления со второго остановочного пункта. Те же действия повторяем до окончания рейса. Определив время прибытия на конечный остановочный пункт, назначаем время отправления автобуса с данного пункта путем прибавления к времени прибытия время простоя на конечном остановочном пункте. Такие действия повторяем в течение всего времени работы автобуса на маршруте. Согласно действующему законодательству водителю должно быть предоставлено время на обеденный перерыв (от 20 мин до 2-х часов), которое указывается в исходных данных. Перерыв на обед должен предоставляться не позднее, чем через 4-4,5 часа с момента начала работы и преимущественно на конечных пунктах маршрута.
Практическое занятие № 3 Составление расписания движения пассажирских транспортных средств на городских маршрутах
Тема 2.2. Организация междугородных и международных перевозок пассажиров
Особенности организации междугородных и международных перевозок пассажиров автобусами. Обследование и распределение пассажиропотоков в междугородном и международном сообщениях. Выбор типа автобуса и расчет их необходимого числа. Нормирование режима движения автобусов на междугородных маршрутах. Особенности составления расписания движения автобусов в междугородных и международных рейсах. Методы организации движения автобусов на междугородных маршрутах и формы организации труда водителей. Организация обслуживания пассажиров на пассажирских терминалах. Технологический процесс работы пассажирского терминала.
Автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении.
Литература: [5], с.142-153; [8], с.236-249, 254-264
Методические рекомендации
Количество автобусов, работающих на междугородных маршрутах, рассчитывается по формуле:
, авт.
где — коэффициент неравномерности пассажиропотоков по месяцам года;
— коэффициент неравномерности пассажиропотоков по дням недели.
Тема 2.3. Организация перевозок групп детей
Обязанности руководителей организаций, выполняющих автомобильные перевозки групп детей автобусами. Работа, проводимая Государственной автомобильной инспекцией при перевозке групп детей. Требования к водителям, допускаемым к автомобильной перевозке групп детей автобусами
Литература: [8], с. 270
Тема 2.4. Организация труда водителей и другого линейного персонала
Режимы труда водителей и другого линейного персонала. Формы организации труда водителей. Требования к водителям пассажирских транспортных средств.
Литература: [5], с. 98-101; [8], с. 200-207
Методические рекомендации
Нормируемая продолжительность времени водителей и кондукторов не должна превышать 40 ч в неделю. Продолжительность рабочего дня 8 ч — при пятидневной рабочей неделе. В предпраздничные дни продолжительность рабочей смены сокращается на 1 час. При работе в ночное время (с 22.00 до 6.00) установленное время работы за смену также сокращается на 1 час. В пассажирских организациях организуют поденный или помесячный суммированный учет рабочего времени водителей и кондукторов.
Поденный учет применяется в том случае, если водители и кондукторы работают ежедневно. При поденном учете переработка сверх установленной продолжительности рабочего дня не может компенсироваться недоработкой в другие дни и наоборот.
Суммированный учет рабочего времени ведется по результатам работы за месяц. При таком учете рабочего времени продолжительность смены может быть меньше или больше 8 часов, но общее рабочее время за месяц не должно превышать месячного фонда рабочего времени, которое определяется умножением установленной продолжительности рабочего дня на количество рабочих дней в данном месяце:
где Трд – установленная продолжительность рабочего дня, ч.
При помесячном учете рабочего времени продолжительность одной смены допускается не более 10 часов, а с разрешения Министерств и по согласованию с центральным профсоюзным комитетом не более 12 ч.
При выполнении междугородных перевозок при времени в наряде более 12 часов в рейс направляется 2 водителя. В состав рабочего времени водителя включается подготовительно-заключительное время, которое составляет 25 минут на смену. Межсменный отдых водителя должен быть не менее 12 часов.
Обеденный перерыв водителям предоставляется не позднее, чем через 4 часа после начала работы, продолжительностью от 20 мин до 2-х часов. Кроме этого, водителям предоставляется отдых в праздничные дни, и сокращается рабочий день в предпраздничные дни, а также ежегодный отпуск.
Тема 2.5. Тарифы и билетные системы на пассажирском транспортеСистема оплаты проезда и провоза багажа. Тарифы за проезд пассажиров и провоз багажа. Билетная система. Организация сбора и сдачи выручки при выполнении перевозок
Литература: [5], с. 209-213; [8], с. 361-372
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Источник
Составление расписания движения автобусов.
Определение режима работы автобусов на маршруте
Маршрутное расписание движения автобусов составляется с учетом уже определенного ранее режима работы автобусов и водителей. При этом учитывается примерное время работы на маршруте (с учетом данных диаграмм), время, необходимое на выполнение рейса между пунктами А и Б, времени оборота, времени, запланированного на обеды и межсменный отстой.
Расписание движения автобусов на маршруте составляется в виде следующей таблицы (табл. 4.4.1). В расписании должна быть информация о времени движения каждого автобуса.
Расписание работы автобусов на маршруте
Время выезда из парка, ч., мин.
Время нулевого пробега, мин.
Табл. 4.4.1. должна быть проработана до самого окончания рабочего дня для каждого автобуса (максимально до 24.00 на маршруте, возвращение в парк примерно в 00.10).
Рекомендации по составлению расписания работы автобусов на маршруте:
- При вводе в расписание дополнительных автобусов, их необходимо расставлять по маршруту с одинаковыми интервалами. Например, При Тоб. = 32 мин. два автобуса (№№ 1 и 2) работают с интервалом 16 мин. Вводим на маршрут автобусы №№ 3, 4, 5 между автобусами №№ 1 и 2 (с интервалом 4 мин.) и автобусы №№ 6, 7, 8 – между автобусами №№ 2 и 1 (с интервалом 4 мин.). Итоговая очередность движения автобусов следующая: 1, 3, 4, 5, 2, 6, 7, 8, 1 и далее.
- При вводе автобусов в расписание итоговую диаграмму (рис. 4.3.1) рассматривает только лишь как основу, фактическая же ситуация будет значительно отличаться от рис. 4.3.1. в деталях. Например, если автобус № 1 выходит на линию (отправление из А в 6.00), то следующий автобус — № 2 – будет отправляться из А только в 6.16, а не в 6.00, как можно подумать исходя из рис. 4.3.1. Т.к. автобусов № 1 из А будет отправляться в 6.32 и 7.04, то автобусы № 3, 4, 5 будем выпускать из А соответственно в 7.08; 7.12; 7.16, а т.к. рабочее время у них начинается приблизительно с 7.00, то есть смысл для них начинать движение из пункта Б соответственно в 6.52; 6.56; 7.00.
- Время обеда назначать кратным времени оборота автобуса на маршруте. Это необходимо для того, чтобы при возвращении автобуса на маршрут с обеда, автобус занял именно свое местоположение относительно других с поддержанием интервала на фиксированном интервале.
- Для того, чтобы было удобно оперировать вводом – выводом автобусов на линию и с линии, число автобусов в час-пик должно быть кратным числу автобусов в межпиковое время. В нашем случае — 8 ед. в «час-пик» кратно 2 ед. в межпиковое время. Соотношения могут быть другими, важен принцип кратности. Это необходимо для обеспечения возможностей более простой организации ввода-вывода автобусов в расписание.
Информация о режиме работы автобусов на маршруте приводится в виде табл. 4.4.2. При заполнении табл. 4.4.2. необходимо помнить про нулевой пробег автобусов из ПАТП до начального пункта маршрута и обратно и том, что цифры, приводимые в табл. 4.4.2. должны быть расчетными, а не абстрактными.
Режим работы автобусов на маршруте
Время выезда из парка
Время заезда в парк
Время работы на маршруте, ч., мин.
Расчет ОСНОВНЫХ технико-экономических показателей работы автобусов на маршруте
С целью ознакомления с некоторыми аспектами деятельности планово-экономической службы ПАТП, в рамках курсовой работы необходимо провести расчеты для своего варианта организации перевозок на маршруте следующих технико-эксплуатационных показателей.
4.5.1. Время автобусов на маршруте Т м, час.
Определяется как разность между временем убытия с конечного пункта маршрута последнего рейса в парк и временем прибытия на начальный пункт в начале рабочего дня.
- Определить время на маршруте за сутки для каждого автобуса отдельно и суммарно для всех автобусов, обслуживающих маршрут.
- Определить время на маршруте за месяц (Дк = 30 дней) для каждого автобуса отдельно и суммарно для всех автобусов, обслуживающих маршрут.
4.5.2. Время автобусов в наряде Тн , час.
(4.5.1)
где Тм — время непосредственной работы на маршруте (линии), час.
Т0 – время, затраченное на нулевой пробег, час.
- Определить время в наряде за сутки для каждого автобуса отдельно и суммарно для всех автобусов, обслуживающих маршрут.
- Определить время в наряде за месяц (Дк = 30 дней) для каждого автобуса отдельно и суммарно для всех автобусов, обслуживающих маршрут.
4.5.3. Пробег автобусов на маршруте L м, км.
(4.5.2)
где Тм — время непосредственной работы на маршруте (линии), час.
V э — эксплуатационная скорость, км/ч.
- Определить пробег на маршруте за сутки для каждого автобуса отдельно и суммарно для всех автобусов, обслуживающих маршрут.
- Определить пробег на маршруте за месяц (Дк = 30 дней) для каждого автобуса отдельно и суммарно для всех автобусов, обслуживающих маршрут.
Перепроверить полученные результаты расчета пробега автобусов по другой формуле (4.5.3)
(4.5.3)
где L м — длина маршрута , км.
Z р — количество рейсов, выполненных за время нахождения на маршруте, рейсов.
В случае определения неодинаковых результатов L сут, полученных по формулам (4.5.2) и (4.5.3), объяснить расхождение в результатах и пересчитать до корректного состояния.
4.5.4. Общий пробег автобусов L общ, км.
, (4.5.4)
- Определить общий пробег за сутки для каждого автобуса отдельно и суммарно для всех автобусов, обслуживающих маршрут.
- Определить общий пробег за месяц (Дк = 30 дней) для каждого автобуса отдельно и суммарно для всех автобусов, обслуживающих маршрут.
4.5.5. Коэффициент использования пробега автобусов
β = L пасс./ L общ., (4.5.5)
4.5.6. Общее число рейсов автобусов Z р, ед.
(4.5.6)
- Определить число рейсов за сутки для каждого автобуса отдельно и суммарно для всех автобусов, обслуживающих маршрут.
- Определить число рейсов за месяц (Дк = 30 дней) для каждого автобуса отдельно и суммарно для всех автобусов, обслуживающих маршрут.
Все полученные расчеты проверить на адекватность и представить в виде таблиц произвольной формы.
Разработка предложений
Дата добавления: 2019-07-17 ; просмотров: 690 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник