- Самодельный радиатор водяного охлаждения
- Теплая печка и уверенное охлаждение
- Ремонт и промывка радиатора печки: своими руками заставить радиатор блестеть
- Назначение и устройство радиатора печки
- Устройство и расположение радиатора печки
- Типы радиаторов печки
- Признаки неисправности радиатора печки
- Воздушная пробка в системе охлаждения
- Засорение каналов радиатора печки
- Течь радиатора
- Загрязнение сот радиатора
- Ремонт радиатора печки
- Пайка алюминиевого радиатора печки
- Видео: пайка радиатора
- Холодная сварка и другие способы ремонта
- Чистка забившегося радиатора печки без демонтажа
- Видео: промывка радиатора без демонтажа
- Промывка радиатора с демонтажем
Самодельный радиатор водяного охлаждения
По своему опыту могу сказать, что подобрать готовый радиатор для СВО – задача непростая.
Проживаю я в Литве, последни десять лет бизнес перегона в Россию подержанных иномарок бил ключом, продавалось в буквальном смысле все, что в состоянии своим ходом покинуть территорию авторынка. Если машина (транспортным средством назвать груду металолома язык не поворачивался) оказывалась на автомусорке (да, да, именно так у нас прозвали места последнего успокоения авто), она тут же раздиралась на тысячу деталей. Самые приличные таинственным образом расползались по родным и знакомым, и если уже на продажу попадали автопечки, то не протекали они только благодаря толстенному слою грязи и накипи.
В результате после попытки отмыть и почистить печка всем своим видом показывает, что работат.
По своему опыту могу сказать, что подобрать готовый радиатор для СВО – задача непростая.
Проживаю я в Литве, последни десять лет бизнес перегона в Россию подержанных иномарок бил ключом, продавалось в буквальном смысле все, что в состоянии своим ходом покинуть территорию авторынка. Если машина (транспортным средством назвать груду металолома язык не поворачивался) оказывалась на автомусорке (да, да, именно так у нас прозвали места последнего успокоения авто), она тут же раздиралась на тысячу деталей. Самые приличные таинственным образом расползались по родным и знакомым, и если уже на продажу попадали автопечки, то не протекали они только благодаря толстенному слою грязи и накипи.
В результате после попытки отмыть и почистить печка всем своим видом показывает, что работат нормально она не желает, водичку предпочитает пропускать не через штуцеры, а прямо на пол через кучу мелких (и не очень) дырочек. И вообще у нее голова сегодня болит.
Да и габариты старых печек – просто атас, а на машинах поновее печка – чудо из аллюминия и пластика (хочется то медную), продуть и те и другие тихому медленному вентилятору не под силу.
Регулярные набеги на ремонтные мастерские холодильников и кондиционеров результатов также не принесли. В лучшем случае попадались алюминиевые радиаторы, в худшем – стальные.
В силу вышеперечисленных причин был осуществлен ряд разбойных набегов по следующим адресам:
•Магазин сантехники – удалось унести один метр медной трубки наружным диаметром 12 мм и восемь медных же угловых колен для этой трубки
•Местный пункт приема цветмета – удалось нарыть лист бронзовой фольги толщиной 0,3 мм
•Магазин электротоваров, результат – 5 метров медной проволоки 2,5-3 мм (этот размер определяет расстояние между пластинами)
Дальше лирика заканчивается, начинается проза жизни. Предупреждаю сразу, для ряда операций желателен (но не обязателен) выход на простейший цех металлообработки (нужна гильотинка для резки металла и сверлильный станок).
Продолжаю. Фольгу нарезем кусочками 20 х 150 мм, (я нарезал 60 штук, с запасом). Из алюминия толщиной 4-5 мм вырезаем два кусочка таких же габаритов и складываем все пластинки в пакет так, чтобы верхней и нижней оказались именно эти толстые пластины. Весь пакет стягиваем маленькими тисочками. Керним четыре отверстия, отступая от узкого края 18,75 – 37,5 – 37,5 – 37,5 мм соответственно по центральной оси.
Все, сели, передохнули, можно покурить, пиво не рекомендую.
Берем пакет пластин, пиво (вот и пригодилось) и идем к ближайшему сверлильному станку, находим рядом мужика в максимально промасленной спецовке, ставим на видное место пиво и просим мужика “просверлить всего 4 дырочки”, диаметром 13 мм.
Внимание, это не опечатка, именно 13. Поясняю. Трубка диаметром менее 15 мм поставляется в рулонах, выпрямить идеально не удастся. В результате расстояние между осями трубок „плавает“, насадить ребра с отверстиями 12 мм на трубки не получится, пластины “ведет”.
Толстые пластины по краям пакета не дают пакету расползаться и деформироваться. И последнее. Не смотря на то, что сверлим относительно толстую штукенцию, рекомендую использовать сверло, заточенное для сверления жести, простое сверло, даже очень острое, не подходит, пакет разбухает, сверло уводит. Смазка сверла обязательна.
(кликните по картинке для увеличения)
Расправляем медную трубку и отрезаем два куска по 20 см и два – по 16.
Берем в руки медную проволоку и, используя трубку как оправку, наматываем на трубке спираль ( внутренний диаметр 12 мм ), снимаем спираль, разрезаем на колечки. В результате получаем кучку медных колечек. Каждое кольцо выравниваем, сводя торцы разрезов.
В нарезке есть маленькая хитрость. Отрезать колечко от спирали надо так, чтобы оставался зазор и само кольцо можно было бы сжать, уменьшить в диаметре. В результате кольцо должно одеваться на трубку внатяг.
Далее кипятим все это хозяйство в растворе лимонной кислоты (заодно жене и чайник от накипи почистим, да и будет чем полить розы стервозной соседке . Пока все кипит – можно попить кофейку.
Фонфары. Занавес. Маэстро – МАРШ.
Из деталей собираем радиатор (см. рисунок), промазываем места пайки флюсом, прогреваем промышленным феном и пропаиваем. Колечки из проволоки, с одной стороны фиксируют расстояние между пластинами, а с другой – под ними залитый припой обеспечивает отличный тепловой контакт между трубками и пластинами. На уровне мировых стандартов, так сказать.
Флюс я использовал активный, для пайки алюминия. Одна немаловажная деталь. Я не рекомендую мазать флюсом всю конструкцию сразу – прогревается вся деталь, процесс пайки длительный, и, пока будете паять одну часть, флюс в других местах “плавно превращается, плавно превращается. ” в трудноудаляемыи нагар.
(кликните по картинке для увеличения)
На рисунке
<1>трубки 20 см
<2>трубки 16 см
<3>отрезки трубки для соединения колен
<4>колен для трубки
Очевидно, что размеры в данном случае – дело личное, я изготавливал радиатор для встраивания в верхний 5,25’ слот корпуса, где он сейчас и трудится на пару с 12 см вентилятором. При желании можно изготовить радиатор хоть в 3,5” слот корпуса, хоть на боковую стенку.
На этом позвольте откланяться
Rekill
Обратите внимание на то как отрезаны колечки
Источник
Теплая печка и уверенное охлаждение
Привет всем! Тема актуальна как для форсированных, так и для стандартных двигателей, при этом оставаться в комфорте и зимой, и летом. Не поделиться с Вами я не мог, надеюсь минимум направление для размышлений, вы найдете тут для себя.
Значит собрать мотор-дело не хитрое. Но от чего все наши усилия могут пойти сами понимаете куда? Правильно, охлаждение мотора.
Ни для кого не секрет, что турбо мотор греется, греется сильно и к тому же, его мало уметь охладить.Оказывается, его нужно еще правильно нагреть! И если летом-остается проблема охладить, то зима-это настоящая проверка нервов на прочность…
С температурой менее 70 градусов простите-ехать не рекомендуется, улитка может не простить. А в зимнее время года, наша машина остывает если не за доли секунд, то за доли минут. И если вы ездите работа-дом в 2 прогрева, ничего страшного, но я езжу часто, много и прогревы у меня-дело постоянное.
И все бы ничего, если бы я не вспомнил, свой, как пишут, супер мега теплый термостат 21082, который не просто не грел меня в салоне, так он двигатель по 15-20 минут прогревал!
Вот стандартная схема подключения такого термостата. Термостат печку не учитывает, так дело не пойдет!
1
Значит, нужно сделать так, что бы большой круг открывался тогда, когда в печке наберется нужная температура:
2
НО! Это решит лишь часть проблемы. Да, у нас будет на порядок! теплее печка, но время прогрева-тоже. В интернете масса статей, что для быстрого прогрева, а если быть точнее, то увеличивая скорость циркуляции ОЖ в печке, а следовательно во всей системе двигателя, на выходе мы получаем: Допустим, теплый воздух получаем не через 10 минут работы двигателя на ХХ, а через 3-4. То, что нам нужно.
Для этого используются дополнительные помпы. Выбора достаточно много, но самый дешевый-помпа от Газели/Соболя. Сразу скажу, те, кто кричат-что мол они текут-либо купили подделку, либо руки не из плеч.Все прекрасно работает, дует и функционирует. Проверенно лично мной.
80% врезают помпу в обратку печки. Я бы советовал вам, врезать ее в подачу-проверил лично, эффективнее в подачу. Почему? Смотрите схему и думаю сами догадаетесь.
3
По поводу крепежа-у меня она прикручена к левому нижнему брызговику(или как он называется). Собственно фото:
4
Столкнулись как развести патрубки?Тут прекрасно подойдет старая кулиса, режем и удлиняем так, как нужно.Диаметр подходит идеально.Вот кусок с моей старой конфигурации:
5
Так же, почти все подключают ее к скоростям печки.Я считаю, это верх неудобства.Поскольку, возможно, нам она пригодится даже летом, ставим ее на отдельную кнопку.У меня это 3 позиционный тумблер, коих у меня 3 штуки, выполняющие важные для меня функции.Врезаны в заглушку БК, ибо бортовой компьютер-уж точно не в мою машину, не уважаю.
6
Напомню, что настроенные заслонки, проклейка корпуса печки-это тоже большие плюсы в эффективности обогрева нашего салона.
7
Значит, с прогревом зимой и летом мы разобрались, теперь к охлаждению.
Мощная помпа+радиатор большей площадью+мощные вентиляторы-залог эффективности. Вот тут то я и проявил верх идиотизма, в прочем, как я люблю:DD
Если помпу я поставил лузар турбо-все нормально. Вентиляторы-2 нивовских-тоже не плохо. Но радиатор…
Предыстория так сказать… Пошел я значит, покупать радиатор, для моих потребностей-радиатор 2110-с головой. И вот значит пришел я на оптовый рынок, начал продавец его искать и находит рядом с ним такой… ТАКОЙ большой, Шевроле Нива вообщем.Вот я стою как идиот и понимаю, я его хочу. И мне все равно, влезет он или нет))
Купил, принес и сравниваю с 2108-очевидно Шнива лучше:DD
9
Рабочая поверхность длиннее 08 аж на 15 см, против 2110, у которого разница с 08 5см! Вообщем он оказался насколько большим, что тупо перекрыл шпильки крепления фар… Тут лучше видеть.
11
Косяк у него один: выходы для термостата у него в районе ГРМа, что никак не устраивало меня. Впрочем, путем обычного переворота, все становилось на свои места. Единственное, писюн (слив в бачок ОЖ) теперь не сверху, а снизу. Заглушить и врезать металлический сверху-не проблема.
12
Наверное, вы подумаете, смысл пихать такой большой радиатор, с таким маленьким стандартным “окошком” для радиатора? Тут я доработал, в прочем, все видно на фото.
14
Подведя итог, что мы имеем:
1)Теплую печку в зимнее время года.
2)Быстрый прогрев зимой.
3)Эффективное охлаждение летом.
Вот мой вариант охлаждения. Вариант повседневный, городской, для машины на каждый день.
Источник
Ремонт и промывка радиатора печки: своими руками заставить радиатор блестеть
Исправно работающий отопитель салона — главное условие комфортной езды в холодное время года. Несмотря на относительно несложный алгоритм диагностики и ремонта радиатора, делать его лучше заблаговременно.
Назначение и устройство радиатора печки
Основная функция радиатора печки — обогрев салона в холодное время года. Исправная система отопления при морозе в -25˚С должна поддерживать в салоне температуру не менее 16˚С. Кроме этого, проходящий через него и направленный на стёкла горячий воздух предотвращает их запотевание.
Радиатор печки предназначен для создания комфортного микроклимата в салоне автомобиля
Устройство и расположение радиатора печки
Система отопления салона автомобиля обычно состоит из радиатора, связанного с системой охлаждения двигателя, моторчика с крыльчаткой (вентилятора), воздуховодов и ряда управляющих и регулирующих элементов. Для установки радиатора обычно выделяется пространство под передней панелью.
Работает печка следующим образом. Горячий антифриз из системы охлаждения двигателя поступает в радиатор печки и нагревает его. Вентилятор обдувает соты радиатора и через систему воздуховодов подаёт тёплый воздух в салон. Изменяя скорость вращения вентилятора и положение заслонок, можно регулировать температуру в салоне.
Работа отопителя салона основана на циркуляции охлаждающей жидкости через радиатор печки и отборе тепла посредством вентилятора
Типы радиаторов печки
Радиаторы печки классифицируют по различным признакам. По материалу, из которого они изготовлены, выделяют:
Несмотря на высокую теплоотдачу и возможность ремонта, медные радиаторы применяются редко. Это связано с их высокой относительно изделий из алюминия стоимостью. Алюминиевые радиаторы, кроме низкой цены, имеют меньший вес. Однако при появлении течи такие радиаторы чаще всего приходится менять на новые.
По форме трубок различают радиаторы:
- с круглыми трубками;
- с плоскими трубками.
По плотности расположения трубок радиатор может быть:
Трехрядные радиаторы являются более эффективными, так как пропускают большее количество жидкости, увеличивая теплоотдачу.
Признаки неисправности радиатора печки
В процессе эксплуатации автомобиля с радиатором могут возникать различные проблемы, в результате которых обычно прекращается обогрев салона. Наиболее часто встречаются следующие неисправности:
- Воздушная пробка в системе охлаждения. Это приводит к поступлению в салон чуть тёплого воздуха.
- Засор в магистральных каналах радиатора. При этом нарушается или прекращается циркуляция антифриза и в салон начинает поступать холодный воздух.
- Течь радиатора. В результате механических повреждений (трещин, пробоин) радиатора охлаждающая жидкость начинает вытекать наружу.
- Внешнее загрязнение сот радиатора. Загрязнённые соты заметно снижают теплоотдачу радиатора и эффективность работы печки.
Воздушная пробка в системе охлаждения
Для идентификации появления воздушной пробки следует включить печку на прогретом двигателе. Если в салон поступает холодный воздух, то, скорее всего, проблема именно в завоздушивании системы. Из-за накопления воздуха в отдельных участках системы охлаждения, тосол не может нормально циркулировать и приводит к нарушению нормальной работы печки. Воздушные пробки могут привести к перегреву двигателя и его заклиниванию.
Определить воздушную пробку можно также по быстрому увеличению температуры силового агрегата из-за нарушения или прекращения циркуляции охлаждающей жидкости. При обнаружении такой неисправности её следует немедленно устранить.
Воздух в систему охлаждения может попадать по следующим причинам:
- в результате нарушения герметичности соединений элементов системы;
- при замене или добавлении антифриза;
- в случае износа прокладки водяной помпы или ГБЦ;
- при неисправном клапане пробки расширительного бачка.
Из-за повреждения прокладки ГБЦ в системе охлаждения может образоваться воздушная пробка
Убрать воздушную пробку можно тремя способами.
- Для автомобилей отечественного производства ослабляют хомут и снимают шланг подогрева карбюратора. Затем откручивают пробку расширительного бачка и начинают дуть в его горловину. После появления антифриза из снятого шланга его сразу надевают на штуцер и затягивают хомутом.
- Автомобиль устанавливают под углом так, чтобы передняя часть была выше задней. Можно использовать домкрат. Откручивается пробка расширительного бачка, запускается двигатель и прогревается до рабочей температуры — должен открыться термостат. В процессе нагревания двигателя уровень тосола в бачке уменьшается, и его доводят до нормы. Для усиления циркуляции можно увеличить обороты мотора. Если уровень антифриза снизился очень резко, нужно в бачок быстро долить ОЖ. Процедуру продолжают до тех пор, пока в расширительном бачке не перестанут появляться пузыри. Затем автомобиль опускают и доливают антифриз.
- Двигатель прогревают до рабочей температуры, глушат и снимают все элементы для демонтажа шланга подогрева штуцерного узла. Так как тосол горячий, делать это нужно в защитных перчатках. Затем отсоединяют шланг и ждут. Когда из него начнёт вытекать антифриз, шланг устанавливают на место.
На автомобилях отечественного производства воздушную пробку в системе охлаждения можно убрать через расширительный бачок
Засорение каналов радиатора печки
Засорение каналов радиатора также может стать причиной слабого нагревания воздуха печкой. Так как ОЖ через радиатор в этом случае не проходит, входной патрубок будет горячим, а выходной — холодным. Засорение каналов может произойти в следующих ситуациях:
- образование накипи в результате длительной эксплуатация радиатора;
- использование ОЖ низкого качества;
- некачественный или бракованный радиатор;
- попадание в систему охлаждения масла, топлива или мусора.
Если нет возможности заменить радиатор на новый, можно попробовать его промыть. Для этого в автомагазинах продаются специальные химически активные составы. Кроме этого, можно использовать раствор лимонной кислоты (400 г кислоты на 4 л воды).
Отопитель может засориться не только изнутри, но и снаружи
Течь радиатора
Появление течи обычно с связано механическими повреждениями радиатора или с использованием некачественного антифриза. Обнаружить проблему несложно. Большинство автовладельцев в этом случае сразу меняют радиатор на новый, а целесообразность ремонта определяется масштабами повреждений.
Появление в радиаторе течи обычно связано с механическими повреждениями
Загрязнение сот радиатора
В процессе эксплуатации соты радиатора могут забиться мусором, пылью, грязью и т. п. Печка при этом станет работать менее эффективно. Для полноценной чистки радиатора его потребуется демонтировать. Чистку можно произвести двумя способами:
- водой под давлением;
- сжатым воздухом.
В первом случае можно использовать мойку высокого давления с насадкой «варио». При использовании насадки «фреза» могут изогнуться соты радиатора. Струя воды должна направляться с расстояния в 30–50 см под прямым углом. Вместо воды можно использовать сжатый воздух, но это будет менее эффективно.
Засор каналов радиатора является основной причиной снижения его теплоотдачи
Ремонт радиатора печки
Если радиатор неисправен, он нуждается в ремонте, чистке или замене. Последний вариант самый простой, но и самый затратный. Однако довольно часто можно восстановить радиатор самостоятельно.
Пайка алюминиевого радиатора печки
В отличие от медных, алюминиевые радиаторы плохо поддаются пайке. На поверхности алюминия образуется оксидная плёнка, защищающая металл от коррозии, химических и температурных воздействий. Удалить эту плёнку можно механической обработкой поверхности и применением специальных средств.
Перед ремонтом радиатор печки снимают с автомобиля, предварительно слив антифриз. Затем его промывают проточной водой и сушат. Если место повреждения уже выявлено, приступают к ремонту. Если же точное место повреждения неизвестно, его определяют с помощью компрессора и ёмкости с водой. Все отверстия теплообменника, кроме самого тонкого, закрывают заглушками. Радиатор погружают в воду, заполняя его через оставшееся отверстие воздухом от компрессора. Место повреждения легко определяется по появлению пузырей.
Для пайки радиатора потребуется мощный паяльник
Для пайки радиатора потребуется:
- мощный паяльник не менее 250 Вт;
- специальный флюс (Ф-59А, Ф-61А, 34А);
- специальный припой (ЦОП-40, 34-А);
- пассатижи;
- набор надфилей;
- наждачная бумага;
- ацетон.
Пайка осуществляется следующим образом:
- Повреждённый участок зачищается надфилем и наждачной бумагой и обезжиривается ацетоном.
- На место повреждения наносится флюс и прогревается паяльником. Для нагрева можно использовать газовую горелку, но флюс в этом случае может быстро выгореть. Жалом горячего паяльника флюс наносится на трещину.
- Припой (желательно в виде проволоки) прикладывается к месту пайки и плавится паяльником. После того как он равномерно растечётся по трещине, ему дают остыть. Затем процедура повторяется.
- Если получившийся шов имеет неровности, они удаляются наждачной бумагой.
При пайке радиатора припой наносится на повреждённое место равномерным слоем
Видео: пайка радиатора
Холодная сварка и другие способы ремонта
Устранить трещины радиатора можно при помощи холодной сварки. Для этого отделяют кусочек вещества, разминают его в руке и наносят на повреждённое место. После полного высыхания и затвердевания сварки течь исчезнет. Кроме холодной сварки, на рынке предлагаются различные жидкие или порошкообразные герметики для устранения внутренних механических повреждений радиатора. Раньше автолюбители для этой цели использовали горчичный порошок, засыпая его внутрь теплообменника. Неплохим вариантом восстановления герметичности радиатора является аргоновая сварка.
Для заделки трещин у основания трубок можно использовать эпоксидный клей. Лучший результат достигается при добавлении в клей наполнителя, такого как алюминиевая пудра. После подготовки повреждённого места на него наносят клеевой состав, а для увеличения жёсткости соединения наматывают несколько слоёв пропитанной клеем стеклоткани.Через сутки радиатор можно устанавливать на место.
Чистка забившегося радиатора печки без демонтажа
Если радиатор печки забился, его можно попытаться прочистить. Демонтаж его, как правило, является довольно сложной процедурой. Однако возможен вариант промывки радиатора и без демонтажа.
Для промывки медного или латунного радиатора печки потребуется:
- чистящее средство «Крот»;
- лимонная кислота;
- пустая ёмкость для слива;
- резиновые шланги подходящего диаметра и хомуты к ним;
- лента ФУМ.
Сам процесс выполняется следующим образом:
- В моторном отсеке находим два патрубка отопителя — подводящий и отводящий. Подставляем под них ёмкость, снимаем хомуты и стягиваем шланги.
Для промывки с радиатора нужно снять отводящий и подводящий патрубки
При промывке на трубки радиатора надевают шланги, подсоединённые к насосу
Для промывки радиатора можно использовать «Доместос», «Крот» или аналогичные средства
По состоянию жидкости после промывки можно оценить, насколько эффективной оказалась процедура
После промывки радиатора внутренняя поверхность трубок становится чистой
Для промывки алюминиевого радиатора не рекомендуется использовать щелочные растворы. Щёлочь может вступить с алюминием в химическую реакцию и повредить стенки радиатора. В этом случае используют раствор лимонной кислоты в тёплой воде (100 гр кислоты на 1 л воды). Сама процедура аналогична промывке медных радиаторов. Эффективность процесса можно повысить за счёт циркуляции моющих средств с помощью электрического насоса. Для окончательной промывки желательно использовать дистиллированную воду.
Эффективность промывки можно повысить за счёт циркуляции моющих средств с помощью электрического насоса
Одним из дедовских способов промывки системы охлаждения является использование сыворотки. Последовательность действий при этом не меняется. Некоторые автолюбители для промывки радиатора печки используют «Кока-колу». Однако этот напиток содержит большое количество сахара, который может начать процесс карамелизации и сильно осложнить ситуацию.
Видео: промывка радиатора без демонтажа
Промывка радиатора с демонтажем
Иногда промывка радиатора непосредственно на автомобиле не даёт нужного результата, и печка продолжает плохо работать. В этом случае потребуется снять теплообменник и очистить его более качественно. Алгоритм демонтажа индивидуален для каждой модели автомобиля и, как правило, довольно сложен. При этом используют те же самые моющие и чистящие средства. Если после проведения всех процедур качество обогрева салона не улучшилось, вероятнее всего, потребуется заменить радиатор печки на новый.
Демонтированный радиатор печки можно очистить и промыть более качественно
Таким образом, существует множество способов восстановления работоспособности радиатора печки без его демонтажа. Большинство из них довольно просты. Пошаговые инструкции и советы профессионалов позволят вам отремонтировать радиатор с минимальными затратами времени и денег.
Источник